Libmonster ID: KZ-459
Author(s) of the publication: А. А. Кокошин

PHILIP H. BURGH, Jr. Elities in American History. The New Deal to the Carter Administration. Holmes and Meier Publishers. N.-Y. - Lnd. 1980, XII, 544 p.

Ф. БЕРЧ. Элиты в американской истории (От "нового курса" до администрации Картера)

Книга профессора Ратгерского университета Ф. Берча посвящена истории формирования - высшего эшелона исполнительной власти США - от Ф. Д. Рузвельта до Дж. Э. Картера включительно. Речь идет о президентах, вице-президентах, министрах, высших сотрудниках аппарата Белого дома, основных заместителях министров, послах в СССР, Англии, ФРГ и Франции, представителях США в НАТО. В рамках каждой администрации автор анализирует политические биографии десятков государственных деятелей, их связи с корпорациями и монополистическими группировками. Во многом Берч придерживается леволиберальных и радикальных позиций, которые свойственны таким буржуазным историкам и социологам США, как Г. Колко, У. Райт Миллс, У. Домкофф, Р. Престус.

Берч сообщает массу фактов, изложенных по определенной схеме и в исторической последовательности. По ходу своей работы он высказывает суждения о составе той или иной администрации. Представляет, в частности, интерес мнение Берча о составе администраций Р. Никсона и Дж. Форда с точки зрения представительства в них различных региональных группировок правящей элиты США. Вопреки довольно распространенному мнению, будто приход в Белый дом калифорнийца Никсона означал полную утрату традиционных доминирующих позиций восточным истэблишментом - той частью этой элиты, ядром которой служат монополии Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии - Берч показывает, что сам Никсон, выросший преимущественно в калифорнийской среде и во многом усвоивший ее политические нравы, задолго до своей победы на выборах 1968 г. установил связи с деловыми и политическими кругами Востока и Северо-Востока страны. В дальнейшем это отразилось на составе его администрации. Небезынтересно и то, что поддержка Никсона многими лидерами "большого бизнеса" Востока и Северо- Востока США усилилась после того, как из числа претендентов на президентский пост выбыл убитый Р. Кеннеди. До гибели последнего эти деятели делали ставку в основном на губернатора штата Нью-Йорк Н. Рокфеллера, поскольку только он, как наиболее либеральный претендент от республиканской партии, мог рассчитывать на победу над этим столь популярным представителем либерального крыла демократической партии (с. 235 - 237).

С приходом к власти Никсона на многих важных постах в его администрации оказались представители традиционного истэблишмента. Этими назначениями новый президент по вашингтонским "правилам игры" расплачивался за поддержку его кандидатуры на выборах 1968 года. Но свое ближайшее окружение - наиболее близких к президенту работников аппарата Белого дома (за исключением помощника президента по национальной безопасности Г. Киссинджера, предложенного президенту Н. Рокфеллером) - Никсон сформировал почти исключительно из калифорнийцев и южан, с трудом вписывавшихся в оформлявшиеся десятилетиями вашингтонские неформальные политические связи и конфликтовавших с представителями традиционного истэблишмента в администрации, которые составили по подсчетам Берча более 1 / 3 ее численности. Автор не дает четкой характеристики и оценки вашингтонских "центров силы", которые оказали сопротивление Никсону, в частности и потому, что стремились противостоять его попыткам усилить президентскую власть по отношению к конгрессу и федеральной бюрократии.

Многие американские авторы рассматривают политическое поражение Никсона, его уход в отставку как успешное "контрнаступление янки" против южан. Однако, показывает Берч, эти события не привели к немедленному восстановлению позиций традиционного истэблишмента на высшем уровне исполнительной власти, удельный вес которого в администрации Дж. Форда,

стр. 159


по подсчетам автора, оказался даже меньше, чем в предыдущей администрации - всего около 20% (с. 283). Плоды "контрнаступления янки" сказались в 1976 г. после победы на выборах кандидата от демократической партии, хотя сам новый президент Картер был южанином, во многом продуктом новой политической культуры "глубокого Юга". Большинство же членов его кабинета и их заместителей прошли подготовку в таких влиятельнейших организациях традиционной правящей элиты, как нью-йоркский Совет по внешним сношениям и созданная в 1973 г. Д. Рокфеллером "Трехсторонняя комиссия". В то же время Берч проходит мимо того факта, что доля представителей "восточного истэблишмента" в администрации Картера была несколько ниже, чем, скажем, в администрациях президентов-демократов Ф. Д. Рузвельта и Дж. Ф. Кеннеди. На ряде ключевых постов оказались деятели, явно связанные в первую очередь с интересами монополий Юга и Калифорнии. К ним, например, можно отнести бывшего министра обороны в администрациях Никсона и Форда первого министра энергетики в администрации Картера Дж. Шлесинджера и сменившего его на этом посту Ч. Данкена, министра юстиции Г. Белла, министра торговли Ф. Клатцника, министра городского хозяйства и сельского строительства М. Ландрю и др. (с. 509 - 511).

Руководство аппаратом Белого дома при Картере, как и при Никсоне, было сформировано почти исключительно из людей, близких президенту по предыдущей политической карьере, связанных в большей мере с монополиями Юга и Запада страны, нежели Востока. Большинство из ближайших помощников Картера также были приняты в штыки вашингтонским "светом", что в немалой степени способствовало ослаблению позиций этой администрации. На основе представленных Берчем данных можно выявить некоторые закономерности в формировании высшего эшелона исполнительной власти США. Уже в первые послевоенные годы обозначился натиск на позиции восточного истэблишмента, который отступал, активно сопротивляясь, переходя в "контратаки", подбирая себе союзников из других региональных группировок правящей элиты. Как было уже показано, тенденция к ослаблению позиции восточного истэблишмента продолжает действовать на протяжении ряда лет. Однако она реализуется не прямолинейно.

У нее есть приливы и отливы. Одновременно происходило усиление позиций представителей монополий Калифорнии, Техаса, "глубокого Юга" (а в последние годы и западных горных штатов).

Рецензируемая работа содержит значительный материал и для того, чтобы сделать выводы о характере и типах связей между монополистической верхушкой и государственным руководством страны. Из данных, приведенных автором, видно, что практически все высшие чины рассмотренных им администраций так или иначе были лично связаны с интересами ведущих промышленных корпораций и банков страны. Даже в тех случаях, когда такая связь поначалу не проявлялась, например, в столь явной форме, как участие в правлении корпорации или работа в той или иной престижной юридической фирме, обслуживающей ведущие монополии, она становилась все более зримой по завершении срока пребывания того или иного деятеля на государственном посту. Так, Дж. Шлесинджер, до прихода в администрацию Никсона - профессор экономики Вирджинского университета и руководитель отдела в калифорнийской исследовательской организации "РЭНД корпорейшн" (ее главным подрядчиком является Пентагон), в краткий промежуток между пребыванием в качестве министра обороны в республиканской администрации и постом министра энергетики в администрации Дж. Картера успел занять пост в совете директоров крупной компании "Корнинг гласе уорке", тесно связанной с интересами Рокфеллеров (с. 326). Киссинджер, после 8 лет пребывания на посту помощника президента по национальной безопасности, а затем государственного секретаря, стал высокооплачиваемым консультантом "Чейз Манхэттен бэнк" и ряда других крупных банков и т. п. В целом для многих американских деятелей, делающих политическую карьеру, перспектива попасть в правления крупных корпораций или в число их консультантов является одним из важнейших стимулов их деятельности, прямо или опосредствованно сказывается на их социальной и политической философии. В то же время было бы неверным напрямую замыкать их политическое поведение на конкретных интересах тех монополий, с которыми они связаны, что довольно часто делает в своей работе Берч, игнорируя тем самым всю систему господства монополий в государственном аппарате США.

стр. 160


На базе приведенных в книге данных можно выделить следующие типы деятелей, формировавших в рассмотренный в книге период высший эшелон исполнительной власти:

- лица, непосредственно входящие в верхушку монополистической элиты страны - либо как владельцы крупнейших состояний, пакетов акций ведущих промышленных монополий и банков, либо как президенты этих корпораций, которые также очень быстро становятся крупными собственниками, получив назначение на высший управленческий пост (к этому типу можно отнести, например, вице-президента в администрации Форда Н. Рокфеллера, министра обороны в администрации Д. Эйзенхауэра Ч. Уилсона, бывшего до этого президентом "Дженерал моторз", крупного банкира Д. Диллона, ставшего министром финансов в администрации Кеннеди, министра обороны при Дж. Кеннеди и Л. Джонсоне, бывшего президента "Форд моторз" Р. Макнамару);

- близкими к отмеченной выше категории являются политически активные предприниматели, не входящие в монополистическую элиту, но состоящие в правлениях многих крупнейших корпораций, занимающие вторые-третьи посты в управлении одной из этих компаний; либо возглавлявшие на отдельных этапах своей карьеры корпорации "второго эшелона" (к этой группе можно отнести специального помощника президента по внешнеэкономической политике, затем министра торговли в администрации Никсона П. Питерсона, бывшего перед этим президентом чикагской "Белл энд Хауэлл компани" и входившего в состав правлений "Иллинойс Белл телефон" и "Ферст нэшнл бэнк оф Чикаго" (с. 485), министра финансов в администрации Картера М. Блюменталя, бывшего перед этим вице- президентом "Краун Корк Интернэшнл", президентом "Бендикс корпорейшн" и членом правления "Эквитэбл лайф иншуренс" (с. 502);

- "суперюристы", основное занятие которых, когда они находятся вне правительства, юридическая практика по обслуживанию интересов ведущих корпораций и банков; при этом подавляющее большинство деятелей этой категории одновременно входит в правления нескольких корпораций, но служба в этих правлениях, как правило, не является для них столь же поглощающим энергию делом, как работа в юридической фирме по обслуживанию клиентов "из большого бизнеса". В числе видных представителей этой группы можно назвать бывшего государственного секретаря в администрации Картера С. Вэнса, бывшего министра обороны (в последний год администрации Джонсона) К. Клиффорда, бывшего руководителя аппарата Белого дома (в последний год администрации Картера) Дж. Уотсона и др.;

- профессиональные политические деятели, не входящие в правления крупных компаний и не имеющие закрепленных за ними мест в престижных юридических фирмах, но располагающие, однако, стабильным кругом друзей-"доноров", состоящим из крупных и средних бизнесменов, финансирующих значительную часть их политических кампаний; прежде чем попасть в кабинет министров, они проходят долгую службу на выборных должностях (в сенате или палате представителей конгресса США, на посту губернатора штата или мэра крупного города и т. п.). Типичным представителем этой категории можно считать министра обороны (в первые годы администрации Никсона) М. Лэйрда, бывшего перед назначением на этот пост членом палаты представителей от одного из округов штата Висконсин;

- вовлеченные в политическую деятельность ученые - представители как естественных, так и общественных наук; они попадают на высшие государственные посты, как правило, непосредственно по рекомендации наиболее элитных представителей финансовой олигархии (как это, например, имело место при назначении Киссинджера и З. Бжезинского), либо путем чередования научной и правительственной карьеры, в ходе которой они также устанавливают тесные личные отношения с лидерами "большого бизнеса"; к последним, помимо уже упоминавшегося выше Шлесинджера, может быть отнесен, например, министр обороны в администрации Картера Г. Браун, который до назначения на этот важнейший пост успел побывать профессором физики Калифорнийского университета (Беркли), министром ВВС, президентом Калифорнийского технологического института, советником американской делегации на советско-американских переговорах по ограничению стратегических вооружений и др.; помимо значительных неформальных связей с "большим бизнесом" Браун состоял и в советах директоров "ИБМ", английской "Таймс-Миррор компани" и др.

Советский исследователь, который обра-

стр. 161


тится к книге Берча, естественно, не примет его методологических, идейно- политических позиций. Вместе с тем эта работа содержит большой материал для характеристики классовых корней американской политической элиты, связей между монополистической верхушкой и высшим эшелоном исполнительной власти США. Автор не идет дальше констатации наличия этих связей. Он уходит от принципиальных обобщений собранного им фактического материала, свидетельствующего помимо его воли о классовой природе американской политической системы, служащей интересам монополий.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Ф-БЕРЧ-ЭЛИТЫ-В-АМЕРИКАНСКОЙ-ИСТОРИИ-ОТ-НОВОГО-КУРСА-ДО-АДМИНИСТРАЦИИ-КАРТЕРА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. А. Кокошин, Ф. БЕРЧ. ЭЛИТЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ (ОТ "НОВОГО КУРСА" ДО АДМИНИСТРАЦИИ КАРТЕРА) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 01.04.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Ф-БЕРЧ-ЭЛИТЫ-В-АМЕРИКАНСКОЙ-ИСТОРИИ-ОТ-НОВОГО-КУРСА-ДО-АДМИНИСТРАЦИИ-КАРТЕРА (date of access: 24.11.2024).

Publication author(s) - А. А. Кокошин:

А. А. Кокошин → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1315 views rating
01.04.2018 (2428 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Yesterday · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Yesterday · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Yesterday · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
Yesterday · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Yesterday · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
Yesterday · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
Yesterday · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
Yesterday · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Yesterday · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Ф. БЕРЧ. ЭЛИТЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ (ОТ "НОВОГО КУРСА" ДО АДМИНИСТРАЦИИ КАРТЕРА)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android