PHILIP H. BURGH, Jr. Elities in American History. The New Deal to the Carter Administration. Holmes and Meier Publishers. N.-Y. - Lnd. 1980, XII, 544 p.
Ф. БЕРЧ. Элиты в американской истории (От "нового курса" до администрации Картера)
Книга профессора Ратгерского университета Ф. Берча посвящена истории формирования - высшего эшелона исполнительной власти США - от Ф. Д. Рузвельта до Дж. Э. Картера включительно. Речь идет о президентах, вице-президентах, министрах, высших сотрудниках аппарата Белого дома, основных заместителях министров, послах в СССР, Англии, ФРГ и Франции, представителях США в НАТО. В рамках каждой администрации автор анализирует политические биографии десятков государственных деятелей, их связи с корпорациями и монополистическими группировками. Во многом Берч придерживается леволиберальных и радикальных позиций, которые свойственны таким буржуазным историкам и социологам США, как Г. Колко, У. Райт Миллс, У. Домкофф, Р. Престус.
Берч сообщает массу фактов, изложенных по определенной схеме и в исторической последовательности. По ходу своей работы он высказывает суждения о составе той или иной администрации. Представляет, в частности, интерес мнение Берча о составе администраций Р. Никсона и Дж. Форда с точки зрения представительства в них различных региональных группировок правящей элиты США. Вопреки довольно распространенному мнению, будто приход в Белый дом калифорнийца Никсона означал полную утрату традиционных доминирующих позиций восточным истэблишментом - той частью этой элиты, ядром которой служат монополии Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии - Берч показывает, что сам Никсон, выросший преимущественно в калифорнийской среде и во многом усвоивший ее политические нравы, задолго до своей победы на выборах 1968 г. установил связи с деловыми и политическими кругами Востока и Северо-Востока страны. В дальнейшем это отразилось на составе его администрации. Небезынтересно и то, что поддержка Никсона многими лидерами "большого бизнеса" Востока и Северо- Востока США усилилась после того, как из числа претендентов на президентский пост выбыл убитый Р. Кеннеди. До гибели последнего эти деятели делали ставку в основном на губернатора штата Нью-Йорк Н. Рокфеллера, поскольку только он, как наиболее либеральный претендент от республиканской партии, мог рассчитывать на победу над этим столь популярным представителем либерального крыла демократической партии (с. 235 - 237).
С приходом к власти Никсона на многих важных постах в его администрации оказались представители традиционного истэблишмента. Этими назначениями новый президент по вашингтонским "правилам игры" расплачивался за поддержку его кандидатуры на выборах 1968 года. Но свое ближайшее окружение - наиболее близких к президенту работников аппарата Белого дома (за исключением помощника президента по национальной безопасности Г. Киссинджера, предложенного президенту Н. Рокфеллером) - Никсон сформировал почти исключительно из калифорнийцев и южан, с трудом вписывавшихся в оформлявшиеся десятилетиями вашингтонские неформальные политические связи и конфликтовавших с представителями традиционного истэблишмента в администрации, которые составили по подсчетам Берча более 1 / 3 ее численности. Автор не дает четкой характеристики и оценки вашингтонских "центров силы", которые оказали сопротивление Никсону, в частности и потому, что стремились противостоять его попыткам усилить президентскую власть по отношению к конгрессу и федеральной бюрократии.
Многие американские авторы рассматривают политическое поражение Никсона, его уход в отставку как успешное "контрнаступление янки" против южан. Однако, показывает Берч, эти события не привели к немедленному восстановлению позиций традиционного истэблишмента на высшем уровне исполнительной власти, удельный вес которого в администрации Дж. Форда,
стр. 159
по подсчетам автора, оказался даже меньше, чем в предыдущей администрации - всего около 20% (с. 283). Плоды "контрнаступления янки" сказались в 1976 г. после победы на выборах кандидата от демократической партии, хотя сам новый президент Картер был южанином, во многом продуктом новой политической культуры "глубокого Юга". Большинство же членов его кабинета и их заместителей прошли подготовку в таких влиятельнейших организациях традиционной правящей элиты, как нью-йоркский Совет по внешним сношениям и созданная в 1973 г. Д. Рокфеллером "Трехсторонняя комиссия". В то же время Берч проходит мимо того факта, что доля представителей "восточного истэблишмента" в администрации Картера была несколько ниже, чем, скажем, в администрациях президентов-демократов Ф. Д. Рузвельта и Дж. Ф. Кеннеди. На ряде ключевых постов оказались деятели, явно связанные в первую очередь с интересами монополий Юга и Калифорнии. К ним, например, можно отнести бывшего министра обороны в администрациях Никсона и Форда первого министра энергетики в администрации Картера Дж. Шлесинджера и сменившего его на этом посту Ч. Данкена, министра юстиции Г. Белла, министра торговли Ф. Клатцника, министра городского хозяйства и сельского строительства М. Ландрю и др. (с. 509 - 511).
Руководство аппаратом Белого дома при Картере, как и при Никсоне, было сформировано почти исключительно из людей, близких президенту по предыдущей политической карьере, связанных в большей мере с монополиями Юга и Запада страны, нежели Востока. Большинство из ближайших помощников Картера также были приняты в штыки вашингтонским "светом", что в немалой степени способствовало ослаблению позиций этой администрации. На основе представленных Берчем данных можно выявить некоторые закономерности в формировании высшего эшелона исполнительной власти США. Уже в первые послевоенные годы обозначился натиск на позиции восточного истэблишмента, который отступал, активно сопротивляясь, переходя в "контратаки", подбирая себе союзников из других региональных группировок правящей элиты. Как было уже показано, тенденция к ослаблению позиции восточного истэблишмента продолжает действовать на протяжении ряда лет. Однако она реализуется не прямолинейно.
У нее есть приливы и отливы. Одновременно происходило усиление позиций представителей монополий Калифорнии, Техаса, "глубокого Юга" (а в последние годы и западных горных штатов).
Рецензируемая работа содержит значительный материал и для того, чтобы сделать выводы о характере и типах связей между монополистической верхушкой и государственным руководством страны. Из данных, приведенных автором, видно, что практически все высшие чины рассмотренных им администраций так или иначе были лично связаны с интересами ведущих промышленных корпораций и банков страны. Даже в тех случаях, когда такая связь поначалу не проявлялась, например, в столь явной форме, как участие в правлении корпорации или работа в той или иной престижной юридической фирме, обслуживающей ведущие монополии, она становилась все более зримой по завершении срока пребывания того или иного деятеля на государственном посту. Так, Дж. Шлесинджер, до прихода в администрацию Никсона - профессор экономики Вирджинского университета и руководитель отдела в калифорнийской исследовательской организации "РЭНД корпорейшн" (ее главным подрядчиком является Пентагон), в краткий промежуток между пребыванием в качестве министра обороны в республиканской администрации и постом министра энергетики в администрации Дж. Картера успел занять пост в совете директоров крупной компании "Корнинг гласе уорке", тесно связанной с интересами Рокфеллеров (с. 326). Киссинджер, после 8 лет пребывания на посту помощника президента по национальной безопасности, а затем государственного секретаря, стал высокооплачиваемым консультантом "Чейз Манхэттен бэнк" и ряда других крупных банков и т. п. В целом для многих американских деятелей, делающих политическую карьеру, перспектива попасть в правления крупных корпораций или в число их консультантов является одним из важнейших стимулов их деятельности, прямо или опосредствованно сказывается на их социальной и политической философии. В то же время было бы неверным напрямую замыкать их политическое поведение на конкретных интересах тех монополий, с которыми они связаны, что довольно часто делает в своей работе Берч, игнорируя тем самым всю систему господства монополий в государственном аппарате США.
стр. 160
На базе приведенных в книге данных можно выделить следующие типы деятелей, формировавших в рассмотренный в книге период высший эшелон исполнительной власти:
- лица, непосредственно входящие в верхушку монополистической элиты страны - либо как владельцы крупнейших состояний, пакетов акций ведущих промышленных монополий и банков, либо как президенты этих корпораций, которые также очень быстро становятся крупными собственниками, получив назначение на высший управленческий пост (к этому типу можно отнести, например, вице-президента в администрации Форда Н. Рокфеллера, министра обороны в администрации Д. Эйзенхауэра Ч. Уилсона, бывшего до этого президентом "Дженерал моторз", крупного банкира Д. Диллона, ставшего министром финансов в администрации Кеннеди, министра обороны при Дж. Кеннеди и Л. Джонсоне, бывшего президента "Форд моторз" Р. Макнамару);
- близкими к отмеченной выше категории являются политически активные предприниматели, не входящие в монополистическую элиту, но состоящие в правлениях многих крупнейших корпораций, занимающие вторые-третьи посты в управлении одной из этих компаний; либо возглавлявшие на отдельных этапах своей карьеры корпорации "второго эшелона" (к этой группе можно отнести специального помощника президента по внешнеэкономической политике, затем министра торговли в администрации Никсона П. Питерсона, бывшего перед этим президентом чикагской "Белл энд Хауэлл компани" и входившего в состав правлений "Иллинойс Белл телефон" и "Ферст нэшнл бэнк оф Чикаго" (с. 485), министра финансов в администрации Картера М. Блюменталя, бывшего перед этим вице- президентом "Краун Корк Интернэшнл", президентом "Бендикс корпорейшн" и членом правления "Эквитэбл лайф иншуренс" (с. 502);
- "суперюристы", основное занятие которых, когда они находятся вне правительства, юридическая практика по обслуживанию интересов ведущих корпораций и банков; при этом подавляющее большинство деятелей этой категории одновременно входит в правления нескольких корпораций, но служба в этих правлениях, как правило, не является для них столь же поглощающим энергию делом, как работа в юридической фирме по обслуживанию клиентов "из большого бизнеса". В числе видных представителей этой группы можно назвать бывшего государственного секретаря в администрации Картера С. Вэнса, бывшего министра обороны (в последний год администрации Джонсона) К. Клиффорда, бывшего руководителя аппарата Белого дома (в последний год администрации Картера) Дж. Уотсона и др.;
- профессиональные политические деятели, не входящие в правления крупных компаний и не имеющие закрепленных за ними мест в престижных юридических фирмах, но располагающие, однако, стабильным кругом друзей-"доноров", состоящим из крупных и средних бизнесменов, финансирующих значительную часть их политических кампаний; прежде чем попасть в кабинет министров, они проходят долгую службу на выборных должностях (в сенате или палате представителей конгресса США, на посту губернатора штата или мэра крупного города и т. п.). Типичным представителем этой категории можно считать министра обороны (в первые годы администрации Никсона) М. Лэйрда, бывшего перед назначением на этот пост членом палаты представителей от одного из округов штата Висконсин;
- вовлеченные в политическую деятельность ученые - представители как естественных, так и общественных наук; они попадают на высшие государственные посты, как правило, непосредственно по рекомендации наиболее элитных представителей финансовой олигархии (как это, например, имело место при назначении Киссинджера и З. Бжезинского), либо путем чередования научной и правительственной карьеры, в ходе которой они также устанавливают тесные личные отношения с лидерами "большого бизнеса"; к последним, помимо уже упоминавшегося выше Шлесинджера, может быть отнесен, например, министр обороны в администрации Картера Г. Браун, который до назначения на этот важнейший пост успел побывать профессором физики Калифорнийского университета (Беркли), министром ВВС, президентом Калифорнийского технологического института, советником американской делегации на советско-американских переговорах по ограничению стратегических вооружений и др.; помимо значительных неформальных связей с "большим бизнесом" Браун состоял и в советах директоров "ИБМ", английской "Таймс-Миррор компани" и др.
Советский исследователь, который обра-
стр. 161
тится к книге Берча, естественно, не примет его методологических, идейно- политических позиций. Вместе с тем эта работа содержит большой материал для характеристики классовых корней американской политической элиты, связей между монополистической верхушкой и высшим эшелоном исполнительной власти США. Автор не идет дальше констатации наличия этих связей. Он уходит от принципиальных обобщений собранного им фактического материала, свидетельствующего помимо его воли о классовой природе американской политической системы, служащей интересам монополий.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |