Libmonster ID: KZ-2764

Проведено многомерное статистическое сопоставление 245 мужских краниологических серий, относящихся к периоду от неолита до раннего железного века, с территории Евразии. Показано, что нет оснований считать какие-либо древние группы с территории Южной Сибири и Казахстана южно-европеоидными (средиземноморскими). Никаких поводов говорить о миграциях на эти территории из Средней и Передней Азии или из Закавказья антропология не дает. Группы, у которых разные исследователи обнаруживали "средиземноморский компонент" (носители окуневской культуры Тувы, елунинской, самусьской, афанасьевской и андроновской культур), сходны с населением степей Южной России и Украины эпохи бронзы, а также с рядом групп зарубежной Европы позднего неолита и бронзового века. Это сходство можно связывать с миграциями индоевропейцев (в основном индоиранцев) из Европы на восток, вплоть до Центральной Азии. Возвращение потомков одной из их групп из Центральной Азии в Европу в раннем железном веке, видимо, было причиной появления на исторической арене скифов.

Введение

И. И. Гохман [1980], изучивший окуневскую краниологическую серию из Тувы, и В. А. Дремов [1980], исследовавший доандроновские черепа из Верхнего Приобья, высказали предположение об участии южных европеоидов - представителей средиземноморской расы, в частности ее "гиперморфного" варианта, - в формировании древнего населения этих районов. С тех пор вопрос о миграциях в Южную Сибирь из Средней, Передней Азии или с Кавказа в доандроновскую эпоху поднимался неоднократно. Основанием для этого послужили археологические материалы, относящиеся к самусьской культуре [Кирюшин, 2004], а также антропологические серии, относящиеся к елунинской и самусьской [Солодовников, Тур, 2003; Солодовников, 2006] культурам.

В последние годы стали известны археологические свидетельства, указывающие на родство елунинцев и окуневцев Тувы с населением Западной Европы эпохи ранней бронзы [Ковалев, 2007]. Эти материалы соответствуют мнению И. М. Дьяконова [1982], Л. С. Клейна [1980, 1990, в печати] и В. А. Сафронова [1989] о том, что в позднем неолите и раннем бронзовом веке очаг индоевропейских миграций на восток находился на территории зарубежной Европы. Возможно, этот очаг был вторичным, тогда как первичный (ранненеолитический) находился на Ближнем Востоке, в частности в Анатолии [Renfrew, 1987; Сафронов, 1989; Gray, Atkinson, 2003].

О том, что индоевропейцы (в частности, индо-иранцы и тохары) двигались вглубь Азии не прямо со своей гипотетической анатолийской прародины, как это следует, например, из теории Вяч. Вс. Иванова и Т. В. Гамкрелидзе [1984], а из Европы, свидетельствуют и прекрасно сохранившиеся естественно мумифицированные тела людей эпохи бронзы и раннего железа из Синьцзяна. Грацильные европеоиды

стр. 140
данной территории (язык которых относился, видимо, к тохарской ветви) оказались русоволосыми, т. е. принадлежали не к средиземноморской, а к северной расе [Mallory, Mair, 2000]. Синьцзянские данные, впрочем, не противоречат и "курганной теории", согласно которой прародиной индоевропейцев были южно-русские степи [Gimbutas, 1985; Mallory, 1989]. О возможном родстве обитателей Синьцзяна эпохи бронзы, в частности людей из Гумугоу, и носителей елунинской культуры писали К. Н. Солодовников и С. С. Тур [2003].

Проблема происхождения "средиземноморцев" Южной Сибири тесно связана с проблемой происхождения скифов, т.к. те и другие оказались краниологически весьма близки [Козинцев, 2000, 2007]; археологические же данные все убедительнее свидетельствуют о приходе скифов "из глубин Азии" [Савинов, 1994; Мачинский, 1998; Ковалев,1998].

Цель данной статьи - проверить конкурирующие гипотезы о происхождении "средиземноморцев" Южной Сибири на обширном материале, значительная часть которого в нашей стране еще не введена в широкий научный оборот.

Материал и методика

Неопубликованные данные о материалах эпохи бронзы и скифского времени из Южной России и с территории Украины мне любезно предоставила С. И. Круц; источники информации о большинстве групп, опубликованных отечественными исследователями, см. в работах [Козинцев, 2000, 2007]. Данные о группах с территории зарубежной Европы и Ближнего Востока заимствованы из фундаментальной сводки И. Швидецкой и Ф. Рёзинга [Schwidetzky, Rosing, 1990].

Анализу подвергнуты 245 мужских краниологических серий, датируемых эпохами от неолита до раннего железа, с территории Евразии. Из них 153 серии, в основном с территории СНГ, были изучены по полной программе, из нее взяты 14 признаков (десять линейных размеров и четыре показателя профилировки лица и носа [Козинцев, 2007]), а 92 серии с территории зарубежной Европы и Ближнего Востока - по неполной, из которой взято девять линейных размеров (основные диаметры черепной коробки, наименьшая ширина лба, скуловой диаметр, ширина и высота орбиты и носа). Высота лица в последнем случае не учитывалась, во избежание ошибок, вызванных методическими расхождениями.

Данные подвергнуты каноническому анализу. Все группы попарно сопоставлены с помощью расстояния D2 Махаланобиса с поправкой на численность [Rightmire, 1969; Козинцев, 2007].

Результаты и обсуждение

Окуневцы Тувы

Окуневская группа из Аймырлыга [Гохман, 1980; Алексеев, Гохман, Тумэн, 1987] - наилучший претендент на роль предковой для степных скифов [Козинцев, 2000, 2007]. Действительно, первые пять мест по сходству с нею, как установлено в ходе анализа 153 серий по полной программе, принадлежат скифам, в основном степным. За ними следуют ямники с р. Ингулец, срубники с территории Саратовской обл., черногоровцы, группа скифской эпохи из Мингечаура, ранние катакомбники с р. Молочной, срубники, захороненные в грунтовых могилах в Украине; последующие места занимают снова в основном скифы. Лишь на 13-м месте - представители бронзового века Бактрии - Маргианы (Сапаллитепе). Распространенное мнение о сходстве тувинских окуневцев или каких-либо иных южно-сибирских групп, именуемых "средиземноморскими", с группой из Раннего Тулхара не находит статистического подтверждения.

Изучение по неполной программе (245 групп) показало, что к тувинским окуневцам ближе всего скифы. На 2-м месте - катакомбники, а 3-е и 4-е места делят черногоровцы (которые жили значительно позже) и поздненеолитическая серия конца IV тыс. до н. э. из Осторфа (север ФРГ), относящаяся к культуре "бороздчатой керамики" (Tiefstichkeramik) - варианту культуры воронковидных кубков [Schwidetzky, Rosing, 1990, N 106]. Будучи самой древней, эта группа может иметь непосредственное отношение к очагу индоевропейских миграций на восток, в частности, к происхождению культур бронзового века Южной России, Украины и гораздо более восточных территорий, вплоть до Центральной Азии. Интересно, что к ней ближе всего не какие-либо европейские группы, а та же самая группа из Аймырлыга. Помимо тувинских окуневцев и очень похожих на них скифов, к неолитическим людям из Осторфа весьма близки ямники с р. Ингулец. На дендрограмме [Ibid, p. 24] осторфская группа образует один кластер с ямниками и афанасьевцами (данные об окуневцах Тувы в то время отсутствовали). Если эти результаты не случайны (следует помнить, что набор признаков в данном случае ограничен и не включает важных показателей профилировки лица и носа), то они заслуживают внимания специалистов, занимающихся поисками путей индоевропейских (особенно индоиранских) миграций. Далее по степени сходства с окуневцами Тувы идут четыре скифские серии, уже упомянутые ямники с р. Ингулец, катакомбники нижнего Днепра, а за ними снова скифы. И лишь на 14-м месте - серия с юго-западного побережья оз. Севан, на 19-м - серия из Сапаллитепе.

стр. 141
Иными словами, антропологических свидетельств прихода окуневцев в Туву из Средней или Передней Азии не существует. Нет, следовательно, и оснований называть их средиземноморцами. Хотя точно очаг миграции установлению не поддается, западное происхождение данной группы гораздо вероятнее, чем юго-западное.

Что же касается людей, которых можно было бы считать потомками тувинских окуневцев и непосредственными предками причерноморских скифов, то обнаружить их по антропологическим материалам эпохи поздней бронзы или раннего железа из Центральной Азии пока не удается. По мнению С. С. Тур и М. П. Рыкун [2004], "средиземноморский" компонент, близкий тому, что представлен у окуневцев Тувы, прослеживается у современников скифов - пазырыкцев из Кызыл-Джара (Горный Алтай). По моим расчетам, эти люди скорее могли бы считаться прямыми потомками носителей предскифской культуры безвещевых погребений Тувы (монгун-тайгинской). Несколько слабее выражено их сходство с группами скифской эпохи из Аймырлыга и Западной Тувы. Лишь 4-е место занимает не очень отчетливая параллель с одной из причерноморских скифских серий - из Луговой Могилы (Александропольского кургана), однако эта серия обособлена от прочих скифских и для нее зафиксирована, помимо кызыл-джарской, только одна параллель, тоже восточная, - с савроматами.

Елунинцы

Подобно окуневцам Тувы, носители елунинской культуры (во всяком случае мужчины) прибыли в Южную Сибирь явно издалека [Солодовников, Тур, 2003]. Краниологически они довольно изолированы и не обнаруживают близких связей ни с кем. Из 152 групп, проанализированных по полной программе, к ним ближе всего скифы из Верхне-Тарасовки (нижний Днепр). Кстати, и последняя группа краниологически изолирована [Козинцев, 2007], причем и к ней ближе всего оказались елунинцы (которые в моей статье [Там же] учтены не были). На втором месте по сходству с елунинцами - окуневцы Тувы, что уже отмечалось К. Н. Солодовниковым и С. С. Тур [2003], а по сходству со скифами Верхне-Тарасовки - группа скифского времени из Западной Тувы. Теория центрально-азиатского происхождения скифов получает, таким образом, дополнительное подтверждение.

Согласно данным анализа по неполной программе (245 групп), елунинцы сближаются со скифами Керчи. На следующих местах, в порядке убывания сходства, - носители полтавкинской культуры Поволжья, окуневцы Тувы, ранние катакомбники с р. Молочной, серия раннескифской эпохи из Мингечаура, срубники лесостепного Поволжья, скифы Северо-Западного Причерноморья и группа культуры межановице (ранний бронзовый век Польши, конец III - первая половина II тыс. до н. э. [Schwidetzky, Rosing, 1990, N 173]). Лишь на 9-м месте - серия эпохи бронзы из Алтын-Депе, а на 10-м - срубники Хрящевки. С учетом хронологической принадлежности наиболее важными параллелями являются тувинская (окуневская), полтавкинская, катакомбная и межановицкая. Таким образом, и в этом случае следует предполагать миграцию не из Средней или Передней Азии, а с запада, если, конечно, не брать во внимание возможность обратного движения из Тувы на верхнюю Обь.

Самусьцы

При учете только мужчин, которых всего трое [Солодовников, 2005], близких параллелей при анализе по полной программе у них не обнаруживается; наименее же удаленными оказываются полтавкинцы. Ни одна из 92 зарубежных групп, изученных по неполной программе, аналогий самусьским мужчинам не дает. Если добавить данные о женских черепах, пересчитав их с помощью коэффициентов полового диморфизма, то по полному набору признаков у самусьцев тоже ни с кем нет тесных связей, а наименее далеки от них скифы Северо-Западного Причерноморья, которые имеют заметную монголоидную примесь и довольно похожи на людей скифской эпохи из Центральной и Западной Тувы. Результат анализа по неполной программе с женскими черепами такой же, как с одними мужскими, - ни одной зарубежной параллели. Как и в случае с елунинцами, наиболее весомой в плане происхождения самусьцев оказывается ранняя западная параллель, пусть и не очень отчетливая, - полтавкинская. Значение полтавкинской культуры как, возможно, одного из крупных очагов индоиранского этногенеза общеизвестно (см., напр.: [Кузьмина, 1994]). Ни среднеазиатских, ни передне-азиатских связей у самусьцев выявить не удается ни при каком способе анализа.

Люди эпохи ранней бронзы из Синьцзяна (Гумугоу)

Опубликовавший эту серию Хань Кансинь [Han Kangxin, 1986, 1998] отнес ее к протоевропейскому типу и сблизил с афанасьевскими и андроновскими группами. Соглашаясь с ним в целом, К. Н. Солодовников и С. С. Тур [2003] указали на возможность присутствия в данной группе средиземноморской примеси. На уровне средних величин, по результатам моего анализа, люди из Гумугоу не обнаруживают особой

стр. 142
близости ни с кем. Наименее удалены от них андроновцы Восточного, Центрального и Северного Казахстана (по уточненным данным К. Н. Солодовникова [2005]), а носители самусьской и елунинской культур находятся несколько дальше.

Афанасьевцы и андроновцы

В некоторых группах афанасьевцев также находили "протосредиземноморский" компонент [Дремов, 1980]. Однако, как справедливо заметили К. Н. Солодовников и О. В. Ларин [2002], ослабление массивности в данном случае едва ли связано с притоком населения из Средней или Передней Азии, ведь уменьшение ширины лица по сравнению с протоевропейскими стандартами отмечено во многих группах бронзового века Южной России и Украины. Например, сравнительно грацильная афанасьевская серия из Сальдяра [Там же], как показывает мой анализ, чрезвычайно близка к целому ряду ямных и катакомбных групп. Они и занимают по степени близости к ней первые места, между тем как закавказская параллель (группа раннего железного века с юго-западного побережья оз. Севан) - лишь на 17-м месте, а среднеазиатская (серия из Тигровой Балки и Макони-Мора) - на 18-м. Значит, и в этом случае нет оснований связывать ослабление массивности с южно-европеоидной примесью.

Высказывалось мнение о присутствии "средиземноморского" компонента и у андроновцев, в частности в федоровской группе из Фирсова XIV (Верхнее Приобье) [Солодовников, 2005, 2006]. По крайней мере на уровне средних величин это не прослеживается. Ближе всего к федоровцам Фирсова XIV уже упомянутые афанасьевцы из Сальдяра, а следующие пять мест занимают группы бронзового века Южной России, относящиеся к ямной, полтавкинской, катакомбной и срубной культурам. Ни с алакульцами Западного Казахстана, ни с елунинцами особого сходства не выявлено.

Что же касается алакульцев, то В. В. Гинзбург [1962], хотя и отнес группу из Тасты-Бутака к средиземноморскому типу, но указал на ее возможное родство как с населением юга Средней Азии, так и со срубниками Нижнего Поволжья. В. П. Алексеев [1967] полагал, что западное, в частности "срубное", направление связей в данном случае является единственно значимым. Как показывают мои расчеты, последний вывод верен, но в более широком смысле: алакульцы Западного Казахстана не обнаруживают краниологического сходства ни с одной из среднеазиатских серий, но очень близки к ряду групп, относящихся не только к срубной, но и к ямной и особенно к катакомбной культурам. Как показали результаты анализа по неполной программе, они также не проявляют никакого южного тяготения, зато обнаруживают сходство с целым рядом групп населения Центральной и даже Западной Европы эпохи бронзы.

Заключение

Рассмотренные данные заставляют пересмотреть традиционное мнение (еще недавно разделявшееся и мною [2000]), согласно которому систематика древних европеоидов сводится в основном к противопоставлению протоевропейцев средиземноморцам. В этой схеме не остается места для северной ветви европеоидной расы - мы о ней попросту забыли. А между тем в древности, как и сейчас, отнюдь не все грацильные европеоиды были южанами. Начавшаяся в южных областях европеоидного ареала грацилизация (возможно, не только спонтанная, но и вызванная притоком людей и/или генов из Средиземноморья) еще в неолите распространилась далеко на север, охватив обширные территории Западной Европы, несомненно, затронутые процессом депигментации. Узколицые светлопигментированные люди средне- и североевропейского происхождения сыграли в индоевропейских, в частности индоиранских, миграциях на восток роль, вероятно, не меньшую, чем протоевропейцы, и наверняка большую, чем южные европеоиды. Дальнейшие антропологические исследования помогут уточнить эту роль и тем самым будут способствовать решению междисциплинарной проблемы индоевропейской прародины.

Благодарности

Приношу сердечную благодарность С. И. Круц за предоставление неопубликованных данных о скифских и до-скифских сериях из Украины, а также С. С. Тур, указавшей на весьма важные, но прежде мне неизвестные публикации барнаульских коллег.

Список литературы

Алексеев В. П. Антропология андроновской культуры // СА. - 1967. - N 1. - С. 22 - 26.

Алексеев В. П., Гохман И. И., Тумэн Д. Краткий очерк палеоантропологии Центральной Азии (каменный век - эпоха раннего железа) // Археология, этнография и антропология Монголии. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 208 - 241.

Гинзбург В. В. Материалы к антропологии населения Западного Казахстана в эпоху бронзы // Сорокин В. С. Могильник бронзовой эпохи Тасты-Бутак-1 в Западном Казахстане. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 188 - 198. - (МИА; N 120).

Гохман И. И. Происхождение центральноазиатской расы в свете новых палеоантропологических материалов // Ис-

стр. 143
следования по палеоантропологии и краниологии СССР. - М.; Л.: Наука, 1980. - С. 5 - 34. - (Сб. МАЭ; N 36).

Дремов В. А. Антропологические материалы из могильников Усть-Иша и Иткуль (к вопросу о происхождении неолитического населения Верхнего Приобья) // Палеоантропология Сибири. - М.: Наука, 1980. - С. 19 - 46.

Дьяконов И. М. О прародине носителей индоевропейских диалектов // ВДИ. - 1982. - N 3. - С. 3 - 30; N 4. - С. 11 - 25.

Иванов Вяч. Вс., Гамкрелидзе Т. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. - Тбилиси: Изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1984. - Т. 1. - 435 с. - Т. 2. - С. 436 - 1328.

Кирюшин Ю. Ф. Энеолит и бронзовый век южнотаежной зоны Западной Сибири. - Барнаул: Изд-во Алт гос. ун-та, 2004. - 294 с.

Клейн Л. С. Откуда арии пришли в Индию? // Вестн. Ленингр. ун-та. - 1980. - N 20. - С. 35 - 39.

Клейн Л. С. Ранние индоевропейцы на Кавказе и в северопонтийских степях // Междисциплинарные исследования культурогенеза и этногенеза Армянского нагорья и сопредельных территорий. - Ереван: Изд-во Ереван, гос. ун-та, 1990. - С. 162 - 175.

Клейн Л. С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та (в печати).

Ковалев А. А. Каменные изваяния Черного Иртыша (еще раз о джунгарской прародине скифов) // Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь: Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М. И. Артамонова. - СПб., 1998. - С. 24 - 29.

Ковалев А. А. Чемурчекский культурный феномен // "А. В.": Сб. науч. тр. в честь 60-летия А. В. Виноградова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2007. - С. 25 - 76.

Козинцев А. Г. Об антропологических связях и происхождении причерноморских скифов // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2000. - N 3. - С. 145 - 152.

Козинцев А. Г. Скифы Северного Причерноморья: межгрупповые различия, внешние связи, происхождение // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2007. - N 4. - С. 143 - 157.

Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. - М.: Вост. лит., 1994. - 464 с.

Мачинский Д. А. Страна аримаспов, простор ариев и "скифские" зеркала с бортиком // Сб. ст. к 100-летию М. И. Артамонова. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1998. - С. 102 - 117. - (Проблемы археологии; вып. 4).

Савинов Д. Г. Синташта и Аржан // Элитные курганы Евразии в скифо-сарматскую эпоху. - СПб.: [Б. и.], 1994. - С. 170 - 175.

Сафронов В. А. Индоевропейские прародины. - Горький: Волго-Вят кн. изд-во, 1989. - 402 с.

Солодовников К. Н. Краниологические материалы из могильника андроновской культуры Фирсово XIV в свете проблем формирования населения Верхнего Приобья в эпоху бронзы // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. - Горно-Алтайск: АКИН, 2005. - Вып. 1. - С. 47 - 75.

Солодовников К. Н. Население горного и лесостепного Алтая эпохи ранней и развитой бронзы по данным палеоантропологии: Автореф. ... канд. ист. наук. - Барнаул, 2006. - 25 с.

Солодовников К. Н., Ларин О. В. Краниологическая серия из могильника Сальдяр I афанасьевской культуры Горного Алтая // Северная Евразия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. - С. 119 - 123.

Солодовников К. Н., Тур С. С. Краниологические материалы елунинской культуры эпохи ранней бронзы Верхнего Приобья // Кирюшин Ю. Ф., Грушин С. П., Тишкин А. А. Погребальный обряд населения эпохи ранней бронзы Верхнего Приобья (по материалам грунтового могильника Телеутский Взвоз-1). - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2003. - С. 142 - 176.

Тур С. С., Рыкун М. П. Краниологические материалы пазырыкской культуры из могильников в урочище Кызыл-Джар // Древности Алтая. - 2004. - N 12. - С. 32 - 49.

Gimbutas M. Primary and secondary homeland of the Indo-Europeans // J. of Indo-European Studies. - 1985. - Vol. 13, N 1/2. - P. 185 - 202.

Gray R. D., Atkinson Q. D. Panguage-tree divergence times support the Anatolian theory of Indo-European origins // Nature. - 2003. - Vol. 426, N 6965. - P. 435 - 439.

Han Kangxin. Anthropological characteristics of the human skulls from the ancient cemetery at Gumu Gou, Xinjiang // Kaory сюэбао (Acta Archaeologica Sinica). - 1986. - N 3. - P. 361 - 384 (на кит. яз. с резюме на англ. яз.).

Han Kangxin. The physical anthropology of the ancient populations of the Tarim Basin and surrounding areas // The Bronze and Early Iron Age Peoples of Eastern Central Asia. - Wash.: Institute for the Study of Man, 1998. - Vol. 2. - P. 558 - 570. - (J. of Indo-European Studies, Monograph; N 26).

Mallory J. P. In Search of the Indo-Europeans. - L.: Thames and Hudson, 1989. - 288 p.

Mallory J. P., Mair V. H. The Tarim Mummies: Ancient China and the Mystery of the Earliest Peoples from the West. - L.: Thames and Hudson, 2000. - 352 p.

Renfrew С. Archaeology and Panguage: The Puzzle of Indo-European Origins. - N. Y.: Cambridge University Press, 1987. - 346 p.

Rightmire G. P. On the computation of Mahalanobis' generalized distance (D2) // Am. J. Phys. Anthropology. - 1969. - Vol. 30, N 1. - P. 157 - 160.

Schwidetzky I., Räsing F. Vergleichend-statistische Untersuchungen zur Anthropologie von Neolithikum und Bronzezeit // Homo. - 1990. - Bd. 40, H. 1/2. - S. 4 - 45.

Материал поступил в редколлегию 16.06.08 г.

стр. 144


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ТАК-НАЗЫВАЕМЫЕ-СРЕДИЗЕМНОМОРЦЫ-ЮЖНОЙ-СИБИРИ-И-КАЗАХСТАНА-ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ-МИГРАЦИИ-И-ПРОИСХОЖДЕНИЕ-СКИФОВ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Г. Козинцев, ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЦЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА, ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ МИГРАЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКИФОВ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 08.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ТАК-НАЗЫВАЕМЫЕ-СРЕДИЗЕМНОМОРЦЫ-ЮЖНОЙ-СИБИРИ-И-КАЗАХСТАНА-ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ-МИГРАЦИИ-И-ПРОИСХОЖДЕНИЕ-СКИФОВ (date of access: 12.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Г. Козинцев:

А. Г. Козинцев → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Urhan Karimov
Astana, Kazakhstan
51 views rating
08.12.2024 (5 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука
3 hours ago · From Urhan Karimov
Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке
4 hours ago · From Urhan Karimov
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн На'има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
Yesterday · From Urhan Karimov
Два модуса жизни в "науке о душе" XVII века
Yesterday · From Urhan Karimov
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ (по материалам Центральной Азии и Южной Сибири)
2 days ago · From Urhan Karimov
ШАЙТАНСКОЕ ОЗЕРО II: НОВЫЕ СЮЖЕТЫ В ИЗУЧЕНИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА УРАЛА
2 days ago · From Urhan Karimov
ЭЛИТНЫЙ КОМПЛЕКС СЮННУСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ПАДИ ЦАРАМ (ЗАБАЙКАЛЬЕ)
2 days ago · From Urhan Karimov
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В АНТРОПОГЕНЕ
2 days ago · From Urhan Karimov
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО АЛТАЯ
2 days ago · From Urhan Karimov
О СЕМАНТИКЕ ОРНИТОМОРФНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В РИТУАЛЬНОЙ АТРИБУТИКЕ ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЦЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА, ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ МИГРАЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКИФОВ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android