Разведке, военному шпионажу уделялось огромное и даже исключительное внимание с древних времен. Так, в Библии (Числа: гл. XIII) идея военного шпионажа изложена следующим образом: "...И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую, и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору; 19. И осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? 20. И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет? В шатрах ли он живет или в укреплениях?.."1. Китайский военный теоретик Сунь-цзы (конец VI - начало V в. до н.э.) так вкратце оценивал значение разведки и военных шпионов: "Пользование шпионами - самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия"2.
В Ширване еще задолго до ислама существовали разведывательные органы, подчиняющиеся Сасанидским правителям до падения этой империи. "Все государи и до ислама, и при исламе получали свежие новости через сахиббаридов3, через их посредство они были осведомлены о хорошем и плохом..." - отмечал автор "Сиасет-намэ", знаменитый сельджукский везирь Низам ал-Мульк (XI в.). С образованием государства Ширваншахов необходимость в функционировании таких органов возросла. Как полагал Низам ал-Мульк: "Государю необходимо ведать все о народе и о войске, вдали и вблизи от себя, узнавать о малом и великом, обо всем, что происходит..."4. Поэтому Ширваншахи использовали уже существующие разведывательные органы, которые вобрали в себя традиции и многовековой опыт сасанидской разведки, с учетом тюркского и арабского влияния. Не меньшей была необходимость и в ведении контрразведки, поскольку это был тревожный судьбоносными военными событиями период крестовых походов и сельджукских завоеваний.
Чрезвычайно важным в разведывательной деятельности государства Ширваншахов являлась стратегическая разведка. Основным ее направлением был военный шпионаж (истихбарат - ар.), который велся прежде всего в сопредельных территориях - княжествах, эмиратах и других государствах.
Самир Гусейн оглы Мамедов - диссертант музея истории Национальной академии наук Азербайджана.
Для работы в этих странах особое внимание уделялось подбору и привлечению на свою сторону высших сановников, духовенства, представителей высшей бюрократии, военачальников, которые могли оказывать то или иное влияние на проводимую государством политику. Например, иногда такие люди "привлекались" на сторону ширваншаха, когда оказывались в ширванском плену в ходе боевых действий. В других случаях эмигрировавшие чиновники продолжали работать на правительство Ширвана.
Большую опасность в этот период представляли исмаилиты, жертвами которых являлись исключительно представители господствующего класса: султаны, шахи и халифы, везири и военачальники, сипехсалары и эмиры. Особая опасность исходила от исмаилитских фидаи5. Так, они убили восемь государей, множество представителей тюркской и персидской знати. От руки фидаи принял смерть даже везирь великих Сельджукидов Низам ал-Мульк6. "География" убийств (Систан, Исфахан, Хамадан, Марага, Багдад, а также Тебриз, Гянджа, Тифлис и другие места) показывает, что исмаилиты вполне могли осуществлять свою деятельность и на территории Ширвана. В начале XIII в. они имели ячейки в войсках многих государств мусульманского Востока. Автор начала XIII в. ан-Насави описывает одну такую ячейку из 5 человек в войсках хорезмшаха, которые готовы были по первому же приказу совершать убийства и другие акции возмездия7. Вот почему не только разведке, но и контрразведывательной деятельности в армии Ширваншахов придавалось большое значение.
Существовали различные органы разведки, выполнявшие одновременно и функции военной контрразведки. Один из них - служба сахиб-барида, получившая распространение в государствах средневекового Азербайджана и, в том числе в Ширване, под названием сахиб-хабар (букв. "начальник известий" - ар.). В его подчинении находились служащие многочисленных "почтовых станций", разбросанных по территории всей страны. На каждой станции в распоряжении ее начальника имелись верховые животные и гонцы, чтобы своевременно доставлять почту. С этой службой были связаны шпионы - осведомители обоего пола, которые действовали не только на своей территории, но и отправлялись в другие страны8. Первые Сельджукиды в своей обширной империи упразднили почтово-осведомительское ведомство, чин сахиб-хабара и диван барида9. Однако в последующем этот институт вновь оказался востребованным10. При этом в государстве Ширваншахов это произошло не сразу, поскольку еще были сильны арабо-персидские традиции государственного управления и командования войсками, в полной мере действовали элементы государственного механизма, заложенные еще в Албании и в Арабском халифате11. Например, в Албании, входившей в состав халифата, существовала почта, в обязанности которой входила переброска собранных в наместничествах налогов в столицу. Начальник этого ведомства пользовался большими привилегиями, подчинялся прямо халифу и был наделен большими полномочиями. Но кроме этой работы они осуществляли негласный надзор за деятельностью органов государственной власти на местах, а также за воинскими начальниками. Академик З. М. Буниятов приходит к выводу, что начальник ведомства почт и подчиненные ему начальники почтовых пунктов выполняли таким образом обязанности политических контролеров в наместничествах: сведения, поступавшие к ним, они регулярно отправляли в главное управление ведомств халифата12.
Для борьбы с вражескими лазутчиками предписывалось устанавливать в местах и на путях наиболее вероятного проникновения лазутчивов пограничные сторожевые посты (рибаты)13. Пограничники, несущие службу на этих постах, обязаны были проверять каждого, кто следует через границу. Мусульманский богослов Абу Юсуф Йакуб б. Ибрахим ал-Куфи (VII в.) в своем
сочинении "Китаб ал-Харадж" рекомендует следующее: "...и пусть эти посты обыскивают проходящих мимо них торговцев; если у кого найдут оружие, оружие у него отбирают, а его отправляют обратно; если при ком окажутся рабы, их отбирают, а его самого тоже отправляют обратно; если у кого-нибудь будут обнаружены письма, то эти письма прочитываются, и если в них окажутся записанными сообщения о делах мусульман, то того, у кого обнаружено такое письмо, схватывают и отправляют к имаму..."14. Однако установление подобных пограничных сторожевых постов было явлением не новым. Такой пограничный режим существовал задолго до возникновения Арабского халифата в самых разных странах и, в том числе, на территории Ширвана, поскольку Сасаниды придавали этому вопросу большое значение. Ибн Хордадбех (IX в.) сообщает что "Хосрои (Сасаниды) закрыли свои границы с пяти сторон: тому, кто идет из аш-Шама, путь был прегражден от Хита, кто шел из ал-Хиджаза, - от ал-Узайба, кто шел из Фарса, - от Сарифина, кто шел из страны тюрок, - от Хулвана, кто шел из страны хазар и алланов, - от ал-Баб ва-л-Абваба... О прибывших [в эти места] сообщалось, и они находились [на границе] до тех пор, пока [от Хосроев] не приходил на них приказ [с разрешением идти дальше]"15.
В случае задержания харби16, который пытался скрытно перейти границу, его заявления в расчет не принимались и с ним поступали согласно норм исламского права. Арестованные лазутчики - жители вражеской страны или зиммии (иудеи, христиане, а в последующем и зороастрийцы) и маджусы, уплачивающие подушную подать, подлежали смертной казни. Если они оказывались мусульманами, то подвергались жестоким телесным наказаниям и длительному тюремному наказанию, "пока не раскаются"17.
Заслуживает внимания и деятельность шихны, коменданта города, стоявшего во главе гарнизона (шихна - ар. "гарнизон"). Он же - "военный наместник", "начальник полиции", который вел борьбу со шпионами18. В. М. Бейлис, исследовавший состав городского населения Бейлагана приходит к выводу, что в обязанности шихны входила также ликвидация конфликтов и смут, возникавших иногда на почве религиозных распрей, недовольства населения, а также оборона города19.
Важнейшая сфера деятельности специальных контрразведывательных органов - это охрана и обеспечение безопасности ширваншаха и его родственников от близкого окружения, через которых могла быть создана угроза их жизни. Азербайджанский ученый и мыслитель Насираддин Туси (начало XIII в.) самыми важными условиями войны считал бдительность, засылку шпионов и надежную охрану шаха20. В источниках по истории Ширвана зафиксированы случаи посягательства на жизнь главы государства. Так, в 956 г. ширваншах Мухаммед II ибн Йазид I был отравлен своим везирем Ибн ал-Мараги, который, "страстно жаждая власти", перед этим убил его родного брата Ахмада ибн Йазида, находящегося в заключении. Преследуя цель захвата власти Ибн ал-Мараги после этого пытался отравить также и сына ширваншаха. В 1034 г. ширваншах Минучихр I был предательски убит в собственном доме братом, вступившим в преступный сговор с его женой21. Именно поэтому Низам ал-Мульк призывал обращать на этот вопрос пристальное внимание22.
Древние военные теоретики считали, что военными шпионами должен заведовать сам государь23. Судя по Низам ал-Мульку, данное положение не утратило актуальности и в средние века. Например, сахиб-хабары должны были назначаться только главой государства, а денежное вознаграждение и ежемесячное содержание выдавалось им непосредственно из казны шаха, что гарантировало материальную независимость24.
Заслуживает внимания и деятельность такого чиновника в средневековой бюрократической иерархии мусульманского Востока и, в том числе
Ширвана и Аррана, как мушриф. Хотя официально его функции были больше связаны с финансами, согласно "Сиасет-намэ", мушриф обозначал чиновника-соглядатая. Причем в последнем значении он выступает и у другого средневекового автора: термин "соглядатай-фискал" стоит в перечислении рядом со значением "шпион"25. В "Сиасет-намэ" мушриф обозначен как "тот, на кого можно положиться, так как это лицо знает о происходящем при дворе и сообщает, когда захочет и когда случится нужда". Жалованье мушрифу за его труды положено было выплачивать из казны - бейт ал-мала, "чтобы они не чувствовали необходимости в вероломстве и взяточничестве"26. Полагаем, что мушрифы играли важную роль в разведывательной и контрразведывательной деятельности государства.
Анализ источников позволил классифицировать военных шпионов, действующих по заданию государства Ширваншахов. Вероятно, какое-то их деление существовало и в средние века. Ведь недаром еще Сунь-цзы разделял шпионов по видам решаемых задач27. Представляется, что в разведывательной деятельности государства Ширваншахов также могли быть различные категории шпионов. Так, для ведения разведки в качестве лазутчиков отправлялись прежде всего лица, которых меньше всего можно было бы заподозрить в причастности к разведке. Это были купцы, суфии, странники, дервиши, продавцы целительных средств и др.28. Так, Абу-л-Фазл Байхаки (XI в.) описывает, как секретное донесение было доставлено странником, причем спрятано оно было в его посохе29. Пример шифрования донесения приводит ан-Насави30. При вербовке и направлении на задание большое внимание уделялось личности шпиона. Шпион, проваливший задание, преследующий личные цели, либо перевербованный, мог принести большой вред интересам государства. Поэтому их подбор и обучение являлись непростым делом31.
Шпионы не только занимались добыванием информации, но и вели подрывную работу в войсках противника. Например, известно, что в войне с хуррамитами, Афшин, который придавал большое значение деятельности своей агентуры, широко использовал возможности разведывательно-подрывной работы в хуррамитском тылу. Его осведомители не только сообщали арабскому командованию разведданные о составе, численности, вооружении, дислокации войска Бабека, но и активно воздействовали на тех феодалов, которые боялись потерять свои земли и привилегии в войне. И эта их деятельность со временем принесла успех32.
В целом стратегическая разведка в государстве Ширваншахов осуществлялась следующими путями: во-первых, ведением постоянного шпионажа на территории страны вероятного или реального противника, посредством отправки лазутчиков (джасусов - ар.); во-вторых, направлением в разведываемое государство послов с группой быстрых гонцов, и "разумных кавалеристов", которые брали в дорогу испытанных верблюдов и быстроходных скакунов33; в-третьих, использованием услуг агентов-доносчиков (мунаббехиан) как в самом Ширване, так и на территории страны, где велась разведка.
Следующий пример показывает деятельность разведки Ширвана в военных условиях. В 1066 г. военные отряды тюрков под предводительством Кара-Тегина ворвались на территорию Ширвана и напали на кочевья людей, ограбив и вывезя их имущество. Ширваншах Фарибурз I (1063 - 1094 гг.) приложил значительные усилия и затратил много средств, чтобы понудить их уйти. Но вскоре тюрки явились вновь и на этот раз с ними был дядя ширваншаха по отцу Мамлана б. Йазид б. Мухаммед. Причем это, второе, вторжение войск Кара-Тегина было осуществлено по прямому наущению дяди ширваншаха, который стремился к власти. Измена близкого родственника явилась тяжелым ударом для государства, погибло много людей, угнаны были стада скота,
а также табуны лошадей стратегического резерва ширваншаха, разорены десятки населенных пунктов. Пройдясь огнем и мечом по Ширвану, войска Кара-Тегина осадили Йазидийу, где находился ширваншах. Для овладения шахским престолом требовалось физическое устранение главы государства и главнокомандующего. Попытки обманом вывести ширваншаха из крепости не увенчались успехом. Не поддавшись на уловки и, разгадав замысел противников, он сам подготовил и осуществил акцию по ликвидации предателя. Поскольку предатель-родственник был основной вдохновляющей силой нашествия, то после его ликвидации тюрки более не задержались в стране и ушли, переправившись через Куру. Однако Кара-Тегин, не удовлетворившись награбленным, в том же году во главе конных отрядов снова явился к ширваншаху с неким Каймасом. Ширваншах и на этот раз не стал с ним воевать, видимо, силы были неравны. Он выдал одну из своих родственниц - дочь своего дяди Кубада в жены Кара-Тегину, сделав этого опасного врага своим родственником. Но и в этом случае ширваншах не простил новому родственнику сотворенных им злодеяний. Не забыл он и других, кто мог представлять угрозу безопасности государства: в августе 1067 г. тюрок Каймас внезапно умирает в Ширване, а годом спустя в Маскате уничтожают бежавшего от гнева сельджукского султана из Йазидийа Кара-Тегина34. Таким образом, в результате проведенных тайных акций в кратчайшие сроки были уничтожены главные противники Ширвана, посягнушие на безопасность государства. Меры по физической ликвидации открытых врагов государства Ширвана позволили сохранить государственность Ширвана, сберечь людские резервы и его военный потенциал.
Большую помощь в ведении стратегической разведки и подрывной работы среди войск противника государству Ширваншахов оказывали влиятельные и знатные лица, чиновники, духовенство, проживающие на территориях вне Ширвана. Ярким примером является деятельность главы раисов ал-Баба (Дербента) Муфарриджа б. Музаффара, которая сыграла огромную роль в овладении Дербентским оборонительным комплексом и его присоединении к государству Ширваншахов. Дело в том, что наиболее опасным в военном отношении, как ранее для Албании, так и для государства Ширваншахов было северное направление, таившее в себе постоянную угрозу внезапного вторжения через горные перевалы. Поэтому их укрепление имело стратегическое значение, а одной из важнейших военно-стратегических задач государства Ширваншахов являлось полное овладение и полноценное использование Дербенского оборонительного комплекса, прикрывающего северное направление. Этим и объясняется почти двухсотлетняя изнурительная война за обладание дербентским оборонительным комплексом и исключительное значение разведывательно-подрывной деятельности в этом регионе, придававшееся Ширваншахами. Основной социальной группой, противостоящей Ширвану в Дербенте являлись раисы, неумеренное стремление у которых к независимому управлению зачастую приводило к смене правящих эмиров. Ширваншах Фарибурз I предпринял попытку раскола единства раисов изнутри и создания в Дербентском военном социуме сферы своего влияния. Ему удалось привлечь на свою сторону и организовать реальную силу в лице главы раисов ал-Баба Муфарриджа б. Музаффара. Последний не только вел довольно открытую политику в интересах Ширвана, но и оказывал конкретную помощь в ходе сражений между войсками Ширвана и Дербента. Это стало возможным после того, как Муфарридж попал в плен в одном из сражений под Шабраном в 1065 г. с регулярными войсками Ширвана, с одной стороны, и с объединенными войсками Сарира и Дербента - с другой35. Личность Муфарриджа была интересна для ширваншаха еще и потому, что
правитель Сарира был его тестем. К слову сказать, и сам ширваншах был тестем правителя Сарира. Таким образом они были родственниками.
Показательным в этой связи является сражение между войсками Ширвана и Дербента в местечке Хурмастан (под Дербентом) в 1068 году. Муфарридж открыто выступил на стороне Ширваншаха и помог выиграть сражение, которое было почти проиграно ширванскими войсками. Произошло это следующим образом. В ноябре разведка Ширваншаха донесла, что его брат Гуждахам б. Саллар, ранее бежавший к лакзам, прибыл в Дербент и нашел убежище у неспокойных раисов. Поскольку раисы могли использовать его в своих интересах, прямо противоречащих Ширвану, ширваншах принял решение на упреждение действий противника и, собрав войско, выступил в поход на Дербент. В местечке Хурмастан произошло сражение, в котором ни одна из сторон не могла одержать верх, несмотря на большие потери. Очередная контратака ширванских войск была остановлена хайдакскими и дербентскими лучниками. В разгаре боя глава раисов ал-Баба Муфарридж б. Музаффар, как указывается в источнике, "склонился на сторону (инхарафа) Ширваншаха и люди ал-Баба были разбиты и стали отступать". Несмотря на это, воины из Хайдака и Тивака не дрогнули и стояли твердо, видя их мужество, убежавшие дербентские воины вернулись и бой разгорелся с новой силой. Ширванцы, не выдержав натиска стали сдаваться, росло число их убитых и раненых. Но тут опять помощь ширванским войскам оказал Муфарридж. Воспользовавшись оплошностью жителей, он захватил цитадель крепости Дербента, где и укрепился. Оказавшись в тылу противостоящим Ширвану войскам, ширванцы сумели организованно отступить. Удары по армии Дербента наносились из цитадели крепости и ширванскими войсками - находящийся в городе Гуждахам оказался между двумя противниками. Такая тактика себя оправдала: Гуждахам бежал к лакзам; эмир ал-Баба Абд ал-Малик б. Лашкари - в Хайдак; Муффаридж занял весь город, после чего сдал его без боя Ширваншаху, который через четыре дня ушел, оставив правителем своего сына Афридуна36.
Другой пример разведывательно-подрывной работы, организованной командованием войск Ширвана в русле ее военной стратегии внутри Дербентского социума, связан с деятельностью проповедника из Гиляна Мусы ат-Тузи. В 989 г. этот авторитетный человек, не лишенный дара убеждения, смог организовать беспорядки в Дербенте. Он настроил население против эмира Маймуна, который, по-видимому, был далеко не ревностным мусульманином. Ат-Тузи же, наоборот, будучи правоверным суннитом, за короткий промежуток времени овладел умами и сердцем дербентцев и, созвав собрание в соборной мечети, призвал верующих к праведности и благочестию. "И свыше тысячи человек принесли ему покаяние"37. После этого Тузи вместе с ними направился к эмиру Маймуну, который также принес покаяние и дал обет больше не пить вина. Постепенно, гилянский проповедник, пользуясь все возрастающим авторитетом, сосредоточил в своих руках все управление городом. Но для полноты власти ему надо было убрать из города эмира, уже ставшего обременительным. Однако прежде необходимо устранить его охрану, состоящую из русов. Поэтому он потребовал от эмира выдать их ему, чтобы предложить русам принять ислам, а в случае отказа - казнить38. Эмир ответил отказом. Начались беспорядки, в результате которых он вынужден был бежать вместе с ними, причем пришлось предварительно просить пощады у Мусы ат-Тузи.
Хотя Ф. В. Минорский в действиях Мусы ат-Тузи усматривает порыв "фанатика-проповедника", стремящегося к соединению с правоверным правителем Ширвана, нежели к терпению правителя ал-Баба, охраняемого стражей из русов39, представляется, что мотивация действий гилянского проповедника была вызвана не только религиозными чувствами. Вполне возможно,
что все эти события были инспирированы по заданию и по плану ширваншаха, особенно если учесть, что после изгнания эмира Маймуна, Тузи, захватив управление городом, сразу же послал приглашение ширваншаху40.
Другая видная фигура исследуемого периода - Ма'суд ибн Намдар (ок. 1111 г.) - чиновник финансового ведомства, который писал о смутах в Бейлагане, выступлениях городского населения, о своем конфликте с горожанами и о борьбе жителей против попыток захвата города войсками тюркских эмиров. Из его рассказов становится известно, что он придерживался постоянной ориентации на Ширван41. В. М. Бейлис отмечает, что из сочинений Ма'суда ибн Намдара государство Ширваншахов предстает перед нами как оплот ислама и феодального порядка, как влиятельная сила в регионе, к которой обращаются как к арбитру при разрешении вооруженных конфликтов42. Ма'суд исполнявший в одно время обязанности мушрифа, отвечая восставшим байлаканцам, неслучайно заметил, что он и есть тот, "кто собирает молоко в кувшин и от кого не ускользает даже вес пылинки... Он провел среди вас годы и осведомлен о том, что вы едите в своих домах и что откладываете про запас, он знает ваши тайные помыслы и движения души, знаком с вероломством душ и с тем, что таят сердца...". Послужной список Ма'суда дает возможность предположить, что он мог лобировать интересы Ширвана и в Бейлагане. Ранее он был сахибом дивана везиря Ширваншахов и его наиба, где наряду с другими обязанностями занимался и военными вопросами. Так, он осуществлял "надзор (служба арида) за многочисленным войском (ард ал'аскар ал-джарар)", занимался вопросами "довольствия войск (фавадил ал-аджнад)". В его функционал также входило "подписывание (тауки) приказов (манашир) о крепостях и поместьях" и т.д. Бейлис приходит к выводу, что из сочинений Ма'суда ибн Намдара явствует о постоянном отстаивании интересов Ширвана в Бейлагане в противовес раису города и значительной части горожан. При этом угроза его жизни и лишения имущества была весьма реальной. Восставшие бейлаганцы обвиняли Ма'суда в соглядатайстве, точнее в шпионаже. Наиболее агрессивно настроенные горожане предлагали его убить, а имущество разграбить. Однако возникшие в толпе разногласия спасли ему жизнь. Следовательно, Ма'суд помимо финансовых дел, вел разведывательную и активную политическую деятельность в пользу Маджлис ал-Фахри - правительства Ширваншаха Фахр ад-Дина Фарибурза43.
Тактическая (войсковая) разведка в армии государства Ширваншахов проводилась перед началом боевых действий. До начала осады опорного пункта противника, либо после его окружения, производилась разведка подступов к нему, численности, вооружения и состава осаждаемых, наличия метательных машин и т.д. В зависимости от выполняемых задач войсковая разведка велась силами подразделений различной численности. Так, разведывательное подразделение "талийу" (ар. - "передовой разведывательный отряд"), которое являлось боевым разведывательным дозором, состояло из 40 всадников. В словаре Махмуда Кашгари (XI в.) "Диван-лугат ит-турк" в качестве эквивалента разведотряда "тутгаг" указан термин "джарида", обозначающий конное подразделение численностью в 40 всадников44. Вместе с тем, термин "джарида" обозначал и легковооруженных воинов. Именно в таком значении этот термин выступает в сочинении автора XIII в. ан-Насави45. В ходе разведки могли использоваться и услуги доносчиков (мунаббехиан). Разведывательное подразделение "сарийа" могло включать от 50 до 400 воинов. Причем это могли быть как всадники, так и пехотинцы - все зависело от целей разведки и условий выполнения поставленной задачи46. О различных задачах конной разведки в рассматриваемый период повествует и мусульманский рыцарь Усама ибн Мункыз (XII в.) в своем сочинении "Книга назидания". Так, в число
задач боевого разведывательного отряда входило изучение местности для устройства засад, ведения боя и т.д.47.
Органы войсковой разведки формировалиась из наиболее подготовленных воинов. Рекомендовалось поочередно их менять, чтобы они не уставали и не "становились медлительными". Значительное внимание придавалось запрету на употребление спиртных напитков, особенно перед выполнением боевых заданий, в том числе, направлением в разведывательный дозор. Не рекомендовалось направлять в разведку одного или двух всадников. Их количество должно было быть не менее трех48. Командиром боевого разведывательного дозора назначался эмир или другой начальник, который должен был быть достаточно опытным в делах войны, бдительным и повидавшим жизнь человеком, пользовавшимся авторитетом среди воинов, приказания которого выполнялись безоговорочно49.
Во время марша разведывательные отряды двигались перед авангардом, а за арьергардом выставлялись тыловые караулы50. Кроме того, разведывательные дозоры выставлялись и с флангов. Отсутствие же таких дозоров иногда заканчивалось большими потерями в личном составе51. Во время привалов ширванское войско обязательно разбивало лагерь, в целях охраны которого также выставлялся разведывательный дозор52.
Средствами ведения визуальной разведки являлись и наблюдательные башни - каргу (тюрк.), которые строились в основном на возвышенностях, на горных вершинах. На них велось постоянное дежурство. Башни были также предназначены для своевременного оповещения о вторжении противника: при его обнаружении, немедленно сообщалось об этом командованию путем разведения огня на башне (дымом от костра - в дневное время, а ночью - его пламенем), направлением почтовых голубей и гонцов. По мнению некоторых исследователей, в Ширване визуальная разведка велась также с башен "талийу". Одна из таких башен сохранилась в поселке Нардаран близ Баку53.
Таким образом, в государстве Ширваншахов в IX-XIII вв. функционировала обширная служба разведки и контрразведки. Засылка шпионов под видом купцов, странников, дервишей, направление послов, а также контрразведывательная деятельность, вербовка высокопоставленных чиновников противника, тактическая разведка перед началом боевых действий позволяли добывать необходимую информацию и принимать обоснованные решения. Кроме того, органы разведки Ширвана проводили мероприятия подрывного характера внутри войск и социальных групп противостоящей стороны. Благодаря разведывательной деятельности государство могло своевременно и правильно реагировать на изменение военно-политической обстановки. Свидетельством этому является тот факт, что несмотря на все внешнеполитические сложности, налаженная разведка и контрразведка, позволили ширваншаху Фарибурзу I не только отстоять государственность Ширвана, сохранить шахский трон, но и значительно расширить владения и укрепить государство.
Примечания
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies. 1991, с. 157 - 158.
2. СУНЬ-ЦЗЫ, У-ЦЗЫ. Трактаты о военном искусстве. М. -СПб. 2002, с. 70.
3. Сахиб-барид - начальник почтово-курьерской службы, руководитель разведки и контрразведки (БУНИЯТОВ З. М. Из истории Кавказской Албании VII-VIII вв. - Вопросы истории Кавказской Албании. Баку. 1962, с. 173).
4. Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-Мулька. М. -Л. 1949, с. 65.
5. Фидай (в пер. с ар. - человек, готовый к самопожертвованию). Подробнее см.: СТРОЕВА Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М. 1978, с. 153 - 155.
6. Там же, с. 145 - 158.
7. ШИХАБ ад-ДИН МУХАММАД ан-НАСАВИ. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Баку. 1973, с. 180.
8. БЕЛЯЕВ Е. А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в ранее Средневековье. М. 1966, с. 242.
9. АГАДЖАНОВ С. Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. М. 1991, с. 100.
10. СЕМЕНОВА Л. А. Из истории Средневековой Сирии. Сельджукский период. М. 1990, с. 60.
11. АШУРБЕЙЛИ С. История города Баку. Период средневековья. Баку. 1992, с. 84.
12. БУНИЯТОВ З. М. Ук. соч., с. 173.
13. Рибаты - пограничные заставы, гарнизоны которых состояли из мусульманских военных поселенцев. С течением времени обитатели пограничных рибатов на Южном Кавказе приобрели статус газиев (АЛИКБЕРОВ А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М. 2003, с. 483).
14. АБУ ЙУСУФ ЙАКУБ б. ИБРАХИМ ал-КУФИ. Китаб ал-Харадж. Мусульманское налогообложение. СПб. 2001, с. 330.
15. ИБН ХОРДАДБЕХ. Книга путей и стран. Баку. 1986, с. 128.
16. Харбин - иностранец-иноверец, приезжающий во владения мусульман. Подробнее см.: АБУ ЙУСУФ ЙАКУБ б. ИБРАХИМ ал-КУФИ. Ук. соч., с. 234.
17. АБУ ЙУСУФ ЙАКУБ б. ИБРАХИМ ал-КУФИ. Ук. соч., с. 328, 330.
18. СЕМЕНОВА Л. А. Ук. соч., с. 71.
19. БЕЙЛИС В. М. Из наблюдений над текстом и терминологией сборника рассказов, стихов и писем Мас'уда ибн Намдара. М. 1970, с. 23.
20. ХАЪЯ НЯСИРЯДДИН ТУСИ. Яхлаги-Насири. Бакы. 1998, с. 218.
21. МИНОРСКИЙ Ф. В. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. 1963, с. 50, 54.
22. Сиасет-намэ..., с. 112.
23. СУНЬ-ЦЗЫ, У-ЦЗЫ. Ук. соч., с. 69.
24. Сиасет-намэ..., с. 65 - 66.
25. АБУ-л-ФАЗЛ БАЙХАКИ. История Масуда (1030 - 1041). М. 1969; Сиасет-намэ..., с. 318.
26. Сиасет-намэ..., с. 64.
27. СУНЬ-ЦЗЫ, У-ЦЗЫ. Ук. соч., с. 68.
28. Сиасет-намэ..., с. 79.
29. АБУ-л-ФАЗЛ БАЙХАКИ. Ук. соч., с. 409.
30. ШИХАБ ад-ДИН МУХАММАД ан-НАСАВИ. Ук. соч., с. 244.
31. Сиасет-намэ..., с. 65.
32. БЕЛЯЕВ Е. А. Ук. соч., с. 257.
33. ШАРИФ МУХАММАД МАНСУР МУБАРАКШАХ. Правила ведения войны и мужество. Душанбе. 1997, с. 102.
34. МИНОРСКИЙ Ф. В. Ук. соч., с. 58 - 60.
35. Задолго до этого Муфарридж уже побывал в ширванском плену. В 1035 г. он с целью вызволения своего дяди-раиса Али б. Аглаба, задержанного ширваншахом дербенского парламентера, отправился в Ширван, чтобы остаться заложником вместо дяди. Но ширваншах и его посадил под арест. (МИНОРСКИЙ Ф. В. Ук. соч., с. 71 - 72).
36. МИНОРСКИЙ Ф. В. Ук. соч., с. 61.
37. Там же, с. 89.
38. Конечно же, проповедник не мог не знать, что принятие ислама - дело строго добровольное. На это указывает соответствующий аят Корана (2/256).
39. МИНОРСКИЙ Ф. В. Ук. соч., с. 89.
40. Там же, с. 68 - 69.
41. БЕЙЛИС В. М. Ук. соч., с. 22.
42. ЕГО ЖЕ. Из наблюдений над текстом Мас'уда ибн Намдара. - Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. М. 1974, с. 7.
43. Там же, с. 11; ЕГО ЖЕ. Мас'уда ибн Намдара и городское население Байлакана. - Известия АН Азерб. ССР. Серия истории, философии и права, 1966, N 3, с. 50 - 54; ЕГО ЖЕ. Из наблюдений над текстом и терминологией..., с. 26; МА'СУД ИБН НАМДАР. Сборник рассказов, писем и стихов. М. 1970, с. 34.
44. ЮНУСОВ А. С. Военное дело тюрок в XI в. - Хярби билик. 1993, N 3, с. 88.
45. ШИХАБ ад-ДИН МУХАММАД ан-НАСАВИ. Ук. соч., с. 169.
46. ЮНУСОВ А. С. Ук. соч., с. 88.
47. УСАМА ИБН МУНКЫЗ. Книга назидания. М. 1958, с. 97, 98, 173.
48. ИМАМ МУЩАММЕД. Сийер-и кебир. Ислам девлетлер щукуку. Анкара. 1980, с. 88.
49. ШАРИФ МУХАММАД МАНСУР МУБАРАКШАХ. Ук. соч., с. 179.
50. ЮНУСОВ А. С. История военного дела в Азербайджане в IX - начале XIII в. - Дис. канд. ист. наук. Баку. 1986, с. 137, 162 - 163.
51. АТ-ТАБАРИ. История. Ташкент. 1987, с. 228.
52. МИНОРСКИЙ Ф. В. Ук. соч., с. 57; ШАРИФ МУХАММАД МАНСУР МУБАРАКШАХ. Ук. соч., с. 180.
53. ЯЩМЯДОВ С. Я. XIII-XV ясрлярдя Азярбайъанда щярб сяняти тарихи. Баку. 2001, с. 137.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |