26 - 27 декабря 1980 г. состоялся пленум секции истории Научно-технического совета (НТС) Министерства высшего и среднего специального образования СССР. НТС осуществляет руководство и координацию научно- исследовательских работ в системе Минвуза СССР. Среди отраслевых секций НТС имеется и секция истории, в состав которой входят 69 членов, представляющих университеты, пединституты, институты культуры и академические учреждения. Секция НТС собирается на пленарные заседания раз в два года. На обсуждение пленума были вынесены следующие вопросы: основные итоги научной работы в области истории за 10-ю пятилетку и обсуждение сводного плана научно-исследовательских работ по истории на 11- ю пятилетку; издательская деятельность университетов и пути ее улучшения; изучение истории мировой культуры в Пермском (ИГУ) и Ростовском (РГУ) университетах; научно-исследовательская работа по этнографии в Московском университете (МГУ).
В докладе председателя секции истории НТС В. И. Кузищина (МГУ) были подведены итоги научной деятельности университетских историков за истекшую пятилетку. В системе Минвуза СССР работает в 69 университетах свыше 15 тыс. историков, в том числе 1 тыс. докторов наук и 8 тыс. кандидатов наук. В 1976 - 1980 гг. ими прочитаны и проведены сотни новых общих и специальных курсов и спецсеминаров. Общие курсы и большинство специальных дисциплин обеспечены новыми учебниками или новыми их изданиями ("История СССР с древнейших времен до конца XVIII века", "Историография новой и новейшей истории", "История южных и западных славян", "Историография античной истории", "История русского и советского искусства" и др.).
Преподаватели вузов плодотворно исследовали: историю Великой Октябрьской социалистической революции; процесс строительства социализма и коммунизма в СССР; проблемы методологии, историографии и источниковедения; проблемы классовой борьбы, революционно- демократических и национально-освободительных движений; социально- экономическую и политическую историю; международные отношения и внешнюю политику; историю культуры, религии и атеизма. По этой тематике ими опубликованы десятки монографий и сотни статей. Интенсивно изучаются историография и источниковедение в МГУ, Ленинградском (ЛГУ), Саратовском (СГУ), Томском (ТГУ), Казанском (КГУ), Уральском, Воронежском, Ташкентском университетах, проблемы методологии - в ТГУ. Увидели свет такие работы, как "Вопросы методологии и истории исторической науки", "Массовые источники по истории СССР", "Советская историография Киевской Руси", "Советское источниковедение Киевской Руси". Возрос интерес к вопросам культуры. Лабораторией русской культуры при истфаке МГУ выпущено 6 томов очерков русской культуры XIII-XVII веков. Различные проблемы мировой культуры нашли отражение в научной продукции ЛГУ, Киевского, Белорусского, ПГУ, РГУ, КГУ, ТГУ, СГУ и других университетов. Активно разрабатываются проблемы этнографии. Сложным вопросам этногенеза были посвящены научные конференции "Этногенез славян" (Киев, 1978) и "Скифо-сибирское культурно-историческое единство" (Кемерово, 1979).
В практику высшей школы все шире внедряется подготовка издания многотомных фундаментальных исследований, проведенных вузами совместно с академическими учреждениями, по истории советского рабочего класса, крестьянства и культурной жизни;
стр. 107
ряда региональных историй ("История Украинской ССР", "История Урала", "История Поволжья", "История Северного Кавказа"), и др. За истекшую пятилетку вузовские ученые принимали участие в разработке свыше 30 крупных тем, выполняемых по республиканским и общесоюзным планам. Получила распространение такая форма организации научной работы, как проблемные лаборатории. Так, на Истфаке МГУ функционируют лаборатории истории русской культуры, истории США, по исследованию формирования и развития советского народа как новой исторической общности людей; в ТГУ - научно-исследовательская лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири; в Ташкентском университете - группа по проблеме "Борьба с буржуазными фальсификаторами исторического процесса в странах Азии и Африки".
Наряду с этим в научно-исследовательской работе вузов имелось немало недостатков и слабых мест. Они указаны в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о высшей школе (1978, 1979 гг.): низкий уровень организации и планирования научной работы, мелкотемье и дублирование, слабая координация научной деятельности между самими вузами и вузов с академическими учреждениями, недостаточное внимание к разработке фундаментальных проблем. С целью повышения уровня научной работы Президиум секции истории НТС составил проект сводного плана научно- исследовательских работ университетов в области истории на 1981 -1985 годы. Материалы плана классифицированы по рубрикатору, разработанному Президиумом АН СССР, с выделением важнейших направлений исследовательской деятельности историков-преподавателей в 11-й пятилетке.
В этом проекте пока не все рубрики имеют одинаковое наполнение. Например, рубрика "Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. Общая концепция всемирной и отечественной истории. Методы исторического исследования и специальные исторические дисциплины" включает 153 наименования; "История Великой Октябрьской социалистической революции, социалистического и коммунистического строительства в СССР" - 107; "История и актуальные проблемы международных отношений. Внешняя политика КПСС и Советского государства" - только 14. Не предусмотрены планом такие темы, как "История борьбы СССР за мир, международную безопасность и разоружение", "Новые явления в рабочем движении на современном этапе общего кризиса капитализма", "История общественной мысли за рубежом". Анализ проблематики университетских исследований свидетельствует о большом удельном весе тем, разрабатываемых на местных материалах и как бы подпирающих собой фундаментальные исследования, проводимые центральными вузами и академическими институтами. Широко представлены проблемы рабочего класса, крестьянства, истории городов и сел, советского, партийного и культурного строительства в союзных и автономных республиках, областях и краях, этнических взаимоотношений. Проект плана будет уточнен и скоординирован с планами академических институтов и окончательно утвержден с учетом решений XXVI съезда КПСС.
Издательской деятельности университетов в сфере истории был посвящен доклад А. С. Орлова (МГУ). Он отметил связь планирования научной работы вузов с издательскими возможностями. Особенно актуален вопрос о публикации сборников научных трудов. Всего, по неполным данным, с 1976 по 1979 г. увидели свет около 60 вузовских и межвузовских сборников по истории. Но не все ученые советы факультетов и университетов определили ведущую проблематику и сосредоточили научную деятельность кафедр вокруг крупных проблем истории. Новый пятилетий план открывает возможность для более широкого использования межкафедральной, межфакультетской, межвузовской и межотраслевой координации и кооперации. Секция истории НТС должна утвердить примерный перечень межвузовских изданий сборников научных трудов по истории. Представляется актуальным вопрос о том, что историки в настоящее время - единственные из работников высшей школы, не имеющие своего общесоюзного печатного органа.
Л. Е. Кертман ("Об опыте преподавания и изучения истории культуры в Пермском и Ростовском университетах", ИГУ) отметил необходимость активизации работы по изучению истории культуры. В ПГУ в центре исследований стоит проблема "Рабочий класс и духовная жизнь общества" (на фактах истории Англии, Франции и Германии). По этой тематике вышли учебные пособия, написаны статьи, монографии и разделы в школьных учебниках. Докладчик, заострив внимание на том, что
стр. 108
в этой области мало квалифицированных специалистов, предложил провести совещание по проблемам изучения и преподавания истории культуры в университетах.
А. И. Козлов (РГУ) рассказал, как в РГУ действует семинар "Методологические проблемы теории и истории культуры". Там увеличился удельный вес историко- культурной тематики в общих и специальных курсах, вышла книга В. А. Давидовича и Ю. А. Жданова "Сущность культуры" (Ростов-на-Дону, 1979), но преподавателям не хватает наглядных пособий (учебных кинофильмов, слайдов, альбомов, репродукций), учебной и методической литературы, нет даже программы по истории культуры.
О состоянии исследований по этнографии в МГУ рассказал Г. Е. Марков. Он отметил, что ведется планомерная подготовка учебников и учебных пособий, которыми будут обеспечены все основные курсы. 7 пособий уже вышли в свет, находятся в стадии подготовки учебник "Этнография" и еще 6 пособий.
Прения по докладам открыл председатель Комиссии по связям с высшей школой Отделения истории АН СССР чл. - корр. АН СССР Ю. С. Кукушкин (МГУ). Он рассказал о работе Совета по связям АН СССР с высшей школой и подчеркнул, что деятельность научных сотрудников вузовских лабораторий наталкивается на юридические трудности, ибо им педагогическая работа не засчитывается в педагогический стаж. Когда в 1980 г. Минвуз СССР впервые премировал работников высшей школы за лучшие научные исследования, из 80 премий только 1 была дана за исследование гуманитарного профиля. Затем выступавший остановился на необходимости координации усилий историков социалистических стран при подготовке учебников и проведении межвузовских семинаров. Н. В. Сивачев (МГУ) предложил квалифицировать работу по написанию учебников и учебных пособий как научную и высказался за создание новых лабораторий и проблемных групп в вузах. И. С. Галкин (МГУ) сосредоточил внимание на координационной роли секции истории НТС в планировации, организации и проведении научной работы университетами и предложил шире практиковать направление с мест студентов старших курсов в ведущие университеты для завершения образования или для подготовки через аспирантуру этих вузов, увеличить количество командировок вузовских преподавателей в библиотеки Москвы, Ленинграда и зарубежных научных центров. В. Г. Сироткин (Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ) поделился опытом издательской работы ВКШ и заметил, что обсуждаемый пятилетний план должен быть скоординирован с планами не только АН СССР, но также пединститутов и институтов культуры.
Е. П. Мышелов (заместитель председателя НТС Минвуза СССР) дал положительную оценку работе секции истории НТС по составлению пятилетнего плана и предложил отразить в нем совместные исследования советских вузов и зарубежных.
В. Г. Карасев (МГУ) рассказал об опыте координационной деятельности в области славяноведения. Вузы и академические учреждения проводят совместные конференции (очередная состоится в 1981 г. в Ужгороде). Однако плохо обстоит дело с публикацией их материалов, а НТС и его комиссии се не организуют. Целесообразно распространить опыт славистов по проведению межвузовских конференций на другие сферы исторического знания. Выступивший поставил также вопросы об уравнении нагрузки преподавателей отечественной и всеобщей истории, о премировании и ином поощрении вузовских работников за научную деятельность. А. С. Шофман (КГУ) отметил, что координация должна учитывать в первую очередь уже сложившиеся в вузах направления работы, и рассказал, что в Казани создается серия "Замечательные ученые университета". И. А. Молетотов (Новосибирский ун-т) предложил частично пересмотреть структуру исторического образования и учебный план по истории, усилив подготовку специалистов по ориенталистике и африканистике.
Т. Г. Липкина (изд-во "Высшая школа") проинформировала о 5-летнем плане публикации учебной литературы по истории для вузов. В 1981 - 1985 гг. предполагается выпустить свыше 1,5 тыс. печ. л. продукции, в том числе учебники по истории СССР периодов капитализма и социализма, по этнографии, истории Греции и Рима, новой истории стран Европы и Америки, сборники документов для семинарских занятий, хрестоматии, пособия по наиболее важным спецкурсам и спецдисциплинам. А. И. Козлов (РГУ) указал на важность более систематического изучения истории различных народов СССР и издания трудов по региональной истории.В РГУ выделены 4 основных направления научной работы, но реализации намеченного
стр. 109
мешают ограниченная возможность для работы в архивах и слабая материальная база исследований. Крайне нужны предприятия, которые будут обязаны выпускать технические средства обучения для вузов. В. П. Крикунов (Чечено-Ингушский ун-т) призвал шире привлекать специалистов из периферийных вузов к подготовке учебников и учебных пособий. У. Х. Шалекенов (Казахский ун-т) говорил о возможности использования хоздоговорных работ вузовскими лабораториями и предложил ежегодно проводить региональные и всесоюзную конференции по научной работе в университетах. Е. В. Кузнецов (Горьковский ун-т) предостерег от излишней увлеченности местной, краеведческой тематикой. И. М. Ионенко (КГУ) предложил предусмотреть в плане подготовку научной смены как одну из важнейших задач вузов. Н. В. Блинов (ТГУ) рассказал о работе лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири как самостоятельного подразделения в структуре Истфака Томского университета, сотрудники которой активно участвуют в учебном процессе. В. Н. Гращенков (МГУ) говорил о целесообразности дать определение предмета истории культуры, принципов ее периодизации, разработать программы и методику преподавания, выделить в новом пятилетнем плане историю культуры как особое направление, Пленум секции истории НТО Минвуза СССР принял решение "О подготовке плана научно-исследовательской работы в области истории в университетах страны на 1981 - 1985 гг.", в основном одобрив его проект, и поручил Президиуму секции доработать и уточнить его в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС. Решено войти в соответствующие органы с ходатайством о восстановлении издания журнала "Научные доклады высшей школы. Исторические науки".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |