Libmonster ID: KZ-1275
Author(s) of the publication: Е. И. КУЗНЕЦОВА

Историография культуры советского общества прошла в целом тот же путь развития, что и отечественная историческая наука, посвященная данному периоду. В то же время истории изучения этой темы были свойственны и собственные черты, вытекающие из специфики данной отрасли знания.

Первые работы по историографии советской культуры появились в начале 1960- х годов. Как справедливо считает В. Т. Ермаков, одна из причин этого заключается в том, что до конца 1940-х годов история советской культуры еще не успела вычлениться из общей истории советского общества 1 . Начавшийся со второй половины 1950-х годов в разработке истории советской культуры заметный подъем способствовал оживлению собственно историографических исследований в этой области. Историография советской культуры стала предметом самостоятельного изучения. Пионером здесь выступила Л. М. Зак 2 . Вопросы истории культуры обсуждались во второй половине 1970-х и самом начале 1980-х годов на научных конференциях и страницах специальных изданий. Этой проблемой занимались М. П. Ким, Б. И. Краснобаев, В. Т. Ермаков и другие 3 .

Первые работы были посвящены по преимуществу обоснованию необходимости создания обобщающих трудов по истории культуры, не ограничиваясь изучением отдельных ее отраслей 4 . На всесоюзной сессии по проблемам культурной революции в СССР (май-июнь 1965 г.) Ким отмечал, что "отраслевой" подход к освещению истории советской культуры не может удовлетворить ни исследователей, ни читателей, ибо "не позволяет исследовать и освещать историю культуры во всех взаимосвязях ее с другими областями науки, да и раскрывать взаимодействие компонентов внутри культурной системы" 5 .

В начале 1970-х годов уже делаются первые шаги по написанию обзорного труда по историографии культуры. В монографии Л. М. Зак, В. С. Лельчука и В. И. Погудина этой проблеме был отведен специальный раздел 6 . Причем история изучения духовной культуры еще не затрагивалась.

Одной из характерных черт историографии в этот период стало внимание к теоретико-методологическим проблемам истории культуры. В 1960-е годы это затронуло преимущественно философские исследования о культуре, а затем распространилось на работы историков и ученых других специальностей, изучавших различные сферы культуры. Это способствовало повышению теоретического уровня исследований по всем аспектам и направлениям историко-культурной проблематики.

В начале 1970-х годов предпринимаются попытки сформулировать предмет истории культуры. Ермаков, не считая возможным на данном этапе развития науки четко определить этот предмет, так перечислил относящиеся к нему проблемы: Ленин и советская культура; партийное и государственное руководство развитием культуры; роль и значение идеологии в развитии советской культуры; развитие советской культуры и формирование социалистического сознания советского народа; при-


Кузнецова Елена Ивановна- кандидат исторических наук, доцент Тульского государственного педагогического университета.

стр. 153


общение народных масс к культуре и знаниям, демократизация культуры; раскрытие роли народных масс в строительстве советской культуры; история интеллигенции; история культурного строительства в советской деревне; советская культура - наследница и хранительница всей мировой прогрессивной культуры; проблема морали и нравственности в истории культуры; национальная проблематика в истории культуры 7 . Как видим, эта тематика в целом мало отличается от общей проблематики, присущей исторической науке в те годы. По сути, она сводится к отражению политико- идеологического функционирования отраслей культуры, что полностью соответствовало доминирующему тогда пониманию ее роли. Более универсальный подход предложил В. Л. Соскин: "определение политической направленности, организационной структуры, основных количественных и качественных характеристик, место каждой отрасли в общем процессе культурной революции" 8 . Ким рассматривал предмет истории культуры как культуру в ее историческом движении, в определенном пространственно- временном континууме 9 . Наиболее полное определение было предложено Краснобаевым, по мнению которого задача этой отрасли исторической науки сводится к исследованию закономерностей развития "объективно существующего пространственно-временного континуума, каким является культура" 10 .

В 1970-е годы происходит активное становление и формирование истории культуры в качестве одной из отраслей исторической науки. Потребовалось определить ее место среди других отраслей, а также среди других культуроведческих дисциплин и выработать общий понятийно- терминологический аппарат. В 1974 г. происходила первая Всесоюзная научная конференция "Советская культура как предмет исторического исследования". В докладе Кима прозвучала острая, критическая оценка состояния дел в этой области 11 . Отмечалось недостаточное внимание историков к методологическим вопросам, ограниченность, присущая традиционному отраслевому подходу к изучению темы, обосновывался взгляд на культуру как на одну из важнейших качественных характеристик общества в целом. Развитие культуры рассматривалось как единый, целостный конкретно-исторический процесс, протекающий под воздействием определенных социально- идеологических факторов.

В январе 1979 г. в редакции журнала "История СССР" состоялся "круглый стол", посвященный проблеме "Предмет и методы истории культуры". В нем участвовали историки, философы, этнографы, искусствоведы. В докладах констатировалась неразработанность историографии истории отечественной культуры, ее источниковедения, понятийно-терминологического аппарата, высказывалось мнение о необходимости комплексного, целостного, системного изучения истории культуры, уточнения ее предмета и метода 12 . Краснобаев разделил проблемы, стоящие перед историей культуры, на две группы. К первой он отнес те, что были связаны со становлением истории культуры как отрасли исторической науки (определение статуса истории культуры в системе исторических и культуроведческих наук, ее предмета и метода, выработка понятийно-терминологического аппарата, разработка источниковедческих и историографических аспектов), ко второй - фундаментальные, общие и частные конкретно-исторические проблемы.

В 1970-е годы расширяются рамки региональных исследований. Особенно выделяются в это время работы Соскина 13 . Характеризуя состояние науки в Сибири, ученый отмечал ее экстенсивную направленность, стремление заполнять "пустующие промежутки" вместо того, чтобы искать новые подходы и осваивать новые методы исследования, выработать свои методологические подходы. Это было применимо ко всей тогдашней литературе по истории советской культуры. В 1978 г. вышел сборник "Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири" 14 . Преимущественное внимание в нем уделялось историографии, предшествовавшей Великой Отечественной войне. Послевоенному периоду (в том числе 1960-м - 1970-м годам) в книге отводилось несколько глав, посвященных средней и высшей школе, науке и формированию интеллигенции у народов Сибири. Художественная культура еще не стала предметом специального изучения.

В 1960-е - начале 1980-х годов историография отечественной культуры развивалась в основном по трем направлениям: складывание советской системы народного образования, пути и средства распространения культуры и просвещения в массах (роль отдельных советских политических деятелей, становление государственных органов руководства культурным строительством), место науки в социалистических культурных преобразованиях. Наиболее освещенными оказались: история изучения советской печати и радиовещания, библиотечного дела, музееведения, художественной самодеятельности, культурно-массовой работы профсоюзов.

В 1981 г. вышел обобщающий историографический труд Зак, посвященный изучению истории советской культуры с первых дней советской власти до конца 1970-х годов 15 . Работа носила общий характер и охватывала далеко не все труды историков культуры. Преимущественно Зак касалась вопросов, связанных с отражением ленинской концепции культуры в трудах советских историков, а также истории изучения образования. Более подробный анализ не входил в задачи автора. Отдель-

стр. 154


ные аспекты историографии советской культуры рассматривались в работах А. В. Борисова, Е. Н. Городецкого, И. Эркабаева 16 . На носившем проблемно-тематический характер семинаре по теме "Изучение истории культуры как системы" в мае 1983 г. в новосибирском академгородке выявилось стремление преодолеть разрыв между историками и представителями других дисциплин, занимавшихся изучением истории культуры 17 . К началу 1980-х годов относятся первые диссертации по отдельным вопросам историографии отечественной культуры послевоенного периода 18 . Принцип партийности в значительной степени определял субъективный, поверхностный характер этих работ. Авторами изучалась преимущественно историко-партийная литература.

Первые работы по историографии художественной культуры появились в начале 1980-х годов. Ермаков подчеркивал, что историография культуры не может ограничиваться только трудами историков культуры, поскольку сам этот феномен многогранен. Одна из главных задач общей историографии культуры - общеисторический и общекультурный синтез фактов и оценок, содержавшихся в отраслевых работах 19 .

Данная проблема подверглась анализу в работе В. А. Соскина и М. Г. Шуряка 20 . На материале художественной культуры Сибири они сделали ряд важных замечаний и теоретических выводов. Авторы очертили круг вопросов, получивших к началу 1980-х годов отражение в научной философско- социологической и исторической литературе: социальные цели развития художественной культуры, ее структура и связь с жизнью общества, принципы и методы прогнозирования, планирования и управления в этой области, тенденции развития видов, жанров и стилей искусства. Авторы отмечали, что работы историков, посвященные данной тематике, представлены в основном трудами по партийному руководству художественной интеллигенцией, ее идейно-политическому воспитанию. История же развития профессионального художественного образования и массового художественного просвещения освещалась фрагментарно. Одну из важнейших задач Соскин и Шуряк видели в системном подходе к истории художественной культуры, рассмотрении динамики изменения жанров и стилей. Разобщенность исследовательских усилий искусствоведов и историков стала причиной того, что "проблемами художественной культуры занимаются и искусствоведы, и историки, но каждый с учетом своих специфических профессиональных интересов. Это привело к тому, что историей художественной культуры в широком и всестороннем плане не занимается никто". Соскин и Шуряк отмечали недостаток квалифицированных кадров соответствующих учреждений в Сибири. Они показали амбивалентность состояния историографии художественной культуры в регионе: с одной стороны, активизировались исследования по рассматриваемой тематике, с другой - налицо их неудовлетворительный теоретический уровень, отсутствие поисков новых подходов и аспектов, слабая координация исследований. Большинство из этих замечаний не утратило своей актуальности и по сей день.

В начале 1980-х годов Ермаков предложил периодизацию историографии культуры. Ранее подобная попытка предпринималась Зак. Эта периодизация в общем соответствовала общепринятой в советской исторической науке. Но Ермаков констатировал неприемлемость подобной масштабной периодизации применительно к истории культуры. Взяв за основу внутреннюю логику накопления и развития знаний по истории советской культуры, Ермаков предложил выделить в качестве самостоятельных этапов становления и развития ее историографии следующие периоды: 1918 г. - вторая половина 1940-х годов - период "обществоведческий" (преобладает журнальная периодика, авторы - публицисты, партийно-государственные работники, философы, социологи, литературоведы). Вторая половина 1940-х годов - конец 1950-х - начало 1960-х годов - переходный этап: от обществоведческого подхода к профессиональной историографии. На рубеже 1950-х - 1960-х годов историография советской культуры "вступает в новый этап своего развития - профессиональной историографии. "Разработка истории советской культуры стала специальной задачей сформировавшегося отряда историков культуры". 1960-е - 1970-е годы характеризуются стремительным развитием как профессиональной историографии советской культуры в целом, так и ее "отраслей" 21 .

В 1980-е годы были поставлены и успешно решены многие проблемы в области теории и методики изучения историографии культуры, подвергнуты анализу труды по различным аспектам истории советской культуры.

В последующие годы не проявлялся столь значительный интерес к историографическим аспектам истории культуры, что, по-видимому, объясняется глубокими изменениями в обществе, наложившими отпечаток на всю тематику исторических исследований. В какой-то мере эти проблемы затрагивались в работе А. Е. Корупаева 22 .

Со второй половины 1990-х годов можно констатировать возрождение данного направления в отечественной историографии. Отдельные аспекты историографии культуры "российского зарубе-

стр. 155


жья" поднимались в монофафии А. А. Пронина, статье А. Б. Безбородова 23 . Частично вопросы историографии советской художественной культуры были затронуты во "введениях", предваряющих монографии по данной проблематике. Из отечественных диссертационных работ, затрагивающих проблему, истории изучения развития литературы и искусства 1950-х - первой половины 1980-х годов следует назвать исследования З. Д. Ильиной, А. Д. Бородая, Е. М. Раскатовой, М. Р. Зезиной, С. Г. Сизова 24 . Некоторые проблемы истории художественной интеллигенции (в историографическом ракурсе) рассматривались на интеллигентоведческих конференциях в Иванове 25 , в ряде научных статей, среди которых, прежде всего, обращают на себя внимание работы В. С. Меметова, Е. М. Раскатовой и В. Ш. Назимовой 26 . Анализ историографии культуры России в период Великой Отечественной войны содержится в монофафии Е. Л. Храмковой 27 . Много делается в сфере истории изучения культуры российской провинции 28 . Теоретическими изысканиями в области исторического исследования культуры занимаются в последние годы В. С. Жидков и К. Б. Соколов 29 . По мнению этих авторов, эффективное исследование культурной политики, особенно в области художественной культуры, предполагает анализ ее в более широком контексте той социальной жизни, в которую "встроена" жизнь художественная. Историографический обзор литературы последних 5 - 8 лет свидетельствует, что заметно преодолеваются кризисные явления конца 1980-х - начала 1990-х годов.

Сейчас актуальна постановка более общих, глобальных проблем, и не только по отдельным отраслям (религия, наука, образование, художественная культура), но и по истории советской культуры в целом - с привлечением смежных гуманитарных дисциплин. Остается актуальным изучение локальных тем. Не получила пока серьезного и объективного научного осмысления история государственной культурной политики и развитие советской культуры в довоенные десятилетия. Необходимо более внимательно изучить современную историографию истории советской культуры в государствах СНГ, неотъемлемую составную часть культурного наследия нашего недавнего прошлого. Важным направлением могут стать региональные проблемно- тематические историографические исследования. Изучение региональной историографии следует вести параллельно с освещением деятельности научных центров, специализирующихся на исследовании истории культуры российской провинции. Нуждаются в совершенствовании рецензирование литературы по истории культуры, книжные обозрения и историографические обзоры. Все это позволит создать многогранную картину того, как развивалось изучение истории советской культуры.

Примечания

1. См.: ЕРМАКОВ В. Т. К вопросу о периодизации историографии советской культуры. - Советская культура. История и современность. М. 1983.

2. См.: ЗАК Л. М. История культурного строительства СССР в советской историографии (1956 - 1963 гг.). - Вопросы истории, 1964, N 2; ее же. Проблемы формирования советской интеллигенции в современной исторической литературе. - История СССР, 1968, N 2; ЗАК Л. М., ЛЕЛЬЧУК B.C., ПОГУДИН В. И. Строительство социализма в СССР: Историографический очерк. М. 1971, с. 168 - 205; ЗАК Л. М. Некоторые проблемы современной историографии истории культуры народов СССР. - Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. Свердловск. 1974; ее же. Изучение культурной революции в СССР на современном этапе. - История СССР, 1976, N 2; ее же. Изучение истории культурного строительства в СССР. - Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 5. М. 1985; ее же. История изучения советской культуры. М. 1981.

3. См.: КИМ М. П. О культуре как предмете исторического изучения. - Вопросы истории, 1974, N 11; ЕРМАКОВ В. Т. Советская культура как предмет исследования. -Вопросы истории, 1973, N 11; КРАСНОБАЕВ Б. И. Некоторые проблемы становления истории культуры как научной дисциплины. - История СССР, 1979, N 6.

4. Всесоюзное совещание историков. М. 1967, с. 33 - 34.

5. КИМ М. П. К вопросу об освещении истории советской культуры в исторической литературе. - Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. Свердловск. 1974, с. 15.

6. ЗАК Л. М., ЛЕЛЬЧУК В. С., ПОГУДИН В. И. Ук. соч., с. 168 - 205.

7. См.: ЕРМАКОВ В. Т. Советская культура как предмет исследования.

8. СОСКИН В Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы новой экономической политики (1921 - 1923 гг.). Новосибирск. 1971, с. 16 - 17.

9. См.: КИМ М. П. О культуре как предмете исторического изучения, с. 32.

10. КРАСНОБАЕВ Б. И. Ук. соч., с. 97.

11. См.: КИМ М. П. О культуре как предмете исторического изучения. Доклад на Всесоюзной научной конференции. М. 1974.

стр. 156


12. КРАСНОБАЕВ Б. И. Ук. соч.; МАРКАРЯН С. Проблемы целостной характеристики предмета истории культуры. - История СССР, 1979, N6.

13. См.: СОСКИН ВЛ. Основные итоги и задачи изучения истории культурного строительства Сибири (1917- 1937 гг.). - Историческая наука Сибири за 50 лет. Новосибирск. 1972; его же. Изучение культуры Сибири советской эпохи: этапы, проблемы, задачи. - Советская культура: История и современность. М. 1983, с. 280- 288.

14. Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири. Новосибирск: 1978.

15. ЗАК Л. М. История изучения советской культуры.

16. БОРИСОВ А. В. Новейшая советская литература о руководстве Коммунистической партией культурным строительством в деревне реконструктивного периода. - Историография истории СССР; Проблемы преподавания и изучения. Калинин. 1985; ЭРКАБАЕВ И. Актуальные вопросы современной советской историографии культурного строительства в Таджикистане. -Там же; ГОРОДЕЦКИЙ Е. Н. Историко-культурные исследования. - Историографические и источниковедческие проблемы Великого Октября. М. 1982.

17. См.: Изучение истории культуры как системы. Новосибирск. 1984.

18. САКСЕЛЬЦЕВ ГА Современная историко-партийная литература о повышении духовной культуры тружеников села РСФСР в послевоенные годы (1946 - 1975 гг.). Канд. дисс. Саратов. 1981; БЕЛКОВЕЦ В. В. Историография культурного строительства на селе периода развитого социализма. Канд. дисс. М. 1983; РОГОЖА М. Н. Историография партийного руководства культурным строительством на Украине в условиях развитого социализма: Канд. дисс. Киев. 1984.

19. См.: ЕРМАКОВ В. Т. Некоторые проблемы современной историографии советской культуры. - Вопросы истории и историографии социалистической культуры. М. 1987.

20. См.: СОСКИН В. Л., ШУРЯК М. Г. Состояние и проблемы изучения истории художественной культуры Сибири. - Художественная культура Сибири: особенности освоения и развития. Новосибирск. 1988.

21. ЕРМАКОВ В. Т. К вопросу о периодизации историографии советской культуры, с. 396.

22. См.: КОРУПАЕВ А. Е. Российская интеллигенция: Историография рубежа 80-х - 90-х годов XX века. М. 1994.

23. См.: ПРОНИН АА Историография российской эмиграции. Екатеринбург. 2000; БЕЗБОРОДОВ А. Б. Историография истории диссидентского движения в СССР в 50 - 80-е гг. - Советская историография. М. 1996.

24. См.: ЗЕЗИНА М. Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е-60-е годы. М. 1999; ГОРЯЕВА Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917 - 1991. М. 2002; РАСКАТОВА Е. М. Молодая художественная интеллигенция (проблемы становления и участия в культурной жизни Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей). Канд. дисс. Иваново. 1993; ИЛЬИНА 3. Д. Культурная политика и духовная жизнь горожан во второй половине 70-х-80-е годы (на материалах Центрально-Черноземного региона РСФСР). Докт. дисс. М. 1999; БОРОДАЙ АД Культурная политика в советском обществе (формирование молодой художественной интеллигенции, вторая половина 50-х-80-е гг.). Док. дисс. М. 2000; СИЗОВ С. Г. Взаимоотношения интеллигенции и власти в советском обществе в 1946 - 1964 гг. (на материалах Западной Сибири). Док. дисс. Омск. 2002.

25. См.: Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории, методологии, источниковедения и историографии: Тезисы докладов Межгосударственной научно-теоретической конференции. Иваново, 13- 15 сентября 1993 г. Иваново. 1993; Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии: Тезисы докладов Межгосударственной научно- теоретической конференции. Иваново, 20 - 21 сентября 1995 г. 2 т. Иваново. 1995; Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции. Иваново. 1996; Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века: итоги пройденного пути и перспективы. Тезисы докладов X Международной научно- теоретической конференции. 22 - 24 сентября 1999 г. Иваново. 1999.

26. МЕМЕТОВ В. С. Взаимоотношения интеллигенции с властными структурами в условиях деформации общества застоя (1965 - 1986 гг.) (к историографии проблемы). - Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии, с. 397; РАСКАТОВА Е. М. К вопросу об исследовании проблем художественной интеллигенции. - Там же, с. 423 - 425.

27. ХРАМКОВА ЕЛ. Культура России периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: историографические очерки. Самара. 2001.

28. ДАНИЛОВ АА Интеллигенция российской провинции: некоторые вопросы историографии. - Интеллигенция и мир, 2002, N1 - 2.

29. См.: ЖИДКОВ В. С., СОКОЛОВ К. Б. Культурная политика России: Теория и история. М. 2001.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ОТЕЧЕСТВЕННАЯ-ИСТОРИОГРАФИЯ-КУЛЬТУРЫ-ИСТОРИЯ-И-ПЕРСПЕКТИВЫ-РАЗВИТИЯ-60-е-годы-XX-в-начало-XXI-в

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. И. КУЗНЕЦОВА, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (60-е годы XX в. - начало XXI в.) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 04.03.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ОТЕЧЕСТВЕННАЯ-ИСТОРИОГРАФИЯ-КУЛЬТУРЫ-ИСТОРИЯ-И-ПЕРСПЕКТИВЫ-РАЗВИТИЯ-60-е-годы-XX-в-начало-XXI-в (date of access: 22.11.2024).

Publication author(s) - Е. И. КУЗНЕЦОВА:

Е. И. КУЗНЕЦОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
2692 views rating
04.03.2021 (1359 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
12 hours ago · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
12 hours ago · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
13 hours ago · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
2 days ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
2 days ago · From Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 days ago · From Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
2 days ago · From Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (60-е годы XX в. - начало XXI в.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android