Libmonster ID: KZ-2498

Известно, что этноним саха 'якут' некоторые ученые считают эвенкийским заимствованием, а именно связывают с эвенкийским этнонимом йако 'якут' [Барашков, 1985, с. 6; Janhunen, 1982, с. 73 - 77]. Е. И. Убрятова и ряд других тюркологов указывают на процесс перехода пратюркского *й- в якутский с- через ступени *й- > дь- > ч- > с-, который происходил, по их мнению, до массовых заимствований из монгольских и эвенкийского языков [Убрятова, 1960, с. 68].

Это предположение создает почву для гипотезы о ранних средневековых контактах предков якутов и эвенков, откуда следует гипотеза о становлении якутского языка в результате языкового сдвига у эвенков, которые вследствие тюркского влияния перешли на новый язык и переняли культуру пришельцев.

О языковом сдвиге у эвенков говорит Е. И. Убрятова. С ее точки зрения, в раннем средневековье на первом этапе становления якутского языка имела место "совместная жизнь какого-то древнего народа, носителя тюркского языка, близкого тюркским языкам Орхона, с какой-то группой монголов и эвенков" [Убрятова, 1960, с. 12]. На втором этапе, после миграции тюркских предков якутов в Ленско-Алданское междуречье, эвенки, заселявшие эту территорию, перешли на якутский язык. На последнем этапе произошло распространение якутского языка среди эвенков за пределами Ленско-Алданского междуречья, на Вилюе, Олекме, Колыме и на севере [Убрятова, 1960, с. 12].

Продолжая развивать положения Е. И. Убрятовой, Н. Н. Широбокова приводит факты, свидетельствующие в пользу существования *й- в раннем якутском языке, а также контактов предков якутов и эвенков в раннем средневековье. По ее мнению, об этом говорит наличие эвенкийского слова йакол, обозначающее якутов, и русского слова якут, которое является, по предположению Д. Банзарова, монгольской формой множественного числа от древней формы самоназвания якутов (йака) [Широбокова, 2000, с. 29].

Исследования последнего времени [Pakendorf, Novgorodov] показывают, что языкового сдвига вследствие тюркского (якутского) влияния у эвенков не было, т.е. распространения тюркского (якутского) языка в среде эвенков не происходило, и, следовательно, язык эвенков не оказал значительного влияния на строй якутского языка.

Языковые контакты тюрков, монголов и тунгусов происходили в виде ступенчатого процесса: тюркские языки влияли на монгольские, монгольские - на тунгусо-маньчжурские. Влияние в обратном направлении допускается в значительно меньших масштабах, тогда как возможность непосредственных тюркско-тунгусо-маньчжурских контактов ставится под сомнение либо вовсе исключается. Разумеется, речь не идет о поздних связях якутского языка с эвенкийским и эвенским после XIV в. [Щербак, 1989, с. 132; Щербак, 1994, с. 124].

стр. 105
На наш взгляд, предлагаемое развитие пратюрк. *й- > якутский с- (с точки зрения Е. И. Убрятовой происходит оглушение звонких согласных) находится в противоречии с положением о том, что в тюркском праязыке отсутствовала оппозиция по глухости/звонкости в начале слова [Сравнительно-историческая грамматика, 1984, с. 174, Щербак, 1970, с. 106], поэтому существование *й- в тюркском праязыке и его развитие в якутский с- сомнительно. Во всяком случае, сомнительно, что якутское Саха имело в древнеякутском форму с начальным й-: йака.

* * *

В монгольском и бурятском языках для обозначения этнонима 'якут' используется слово яхард, которое У.-Ж. Ш. Дондуков возводит к среднемонгольской форме дь-ака 'край', ср. монг. зах, бур. заха [Дондуков, 1978, с. 52], являющихся тюркизмами, причем якутская форма дьа дьаба 'край' - монголизм, в то время как форма са саба - закономерное развитие соответствующей пратюркской формы [Щербак, 1997, с. 122].

Следует отметить, что в монгольских языках часто обнаруживается развитие начальной аффрикаты дь- в й- перед узким гласным и [Рорре, 1955, S. 116, 117]. Но, возможно, в некоторых случаях монгольская аффриката дь- переходит в й- и перед широким гласным, например: мо., м.-п. дъанчи- 'давить, толочь', 'бить, ударять' > орд., кал. йантши- [Рорре, 1955, S. 117]; мо., ср. -монг. дьаса- 'строить, устраивать', 'наряжать, украшать' [Поппе, 1938, S. 132, 153], м.-п. дьаса- 'приводить в порядок, исправлять; улучшать' > ср.-монг. йаса- [Поппе, 1938, S. 388]; мо., м.-п. дьэс 'медь' > ср.-монг. йэз [Рорре, 1927, S. 1040]. Можно предположить, что эвенкийские дъоко, нъоокоо, йаакоо 'якут' имеют связь с монгольскими формами.

С учетом ступенчатого характера контактов тюрков, монголов и тунгусов до XII в. [Щербак, 1989, с. 132, Щербак, 1994, с. 124] можно с большой долей вероятности рассматривать эвенк, йаакоо, дъоко, нъоокоо, эвен, нъока, нег. йохо, ороч., уд., ульч., нан. йоко, орок. йокко 'якут', ма. дъакуму, дъакута 'название одного из маньчжурских родов','? якуты' [Сравнительный словарь..., 1975, с. 338] как монголизмы, которые, в свою очередь, проникли в монгольские языки из тюркских языков.

На наш взгляд, якутское слово саха 'якут' восходит к тюркской праформе с долгим согласным: пратюрк. - межзубный, глухой согласный) 'край', як. 'край', 'воротник', саха, сахха 'якут', ср. алт., тел. йаkkа 'край'.

Разнообразие рефлексов одной тюркской праформы в якутском языке можно объяснять разграничением значений для этнонима, характеристики пространства и детали верхней одежды.

Разное отражение одного и того же архетипа имеет место в якутском языке и в других словах. Например:

Пратюрк. *kыыс- 'накаляться, краснеть' [Щербак, 1970, с. 194], kыыс 'жар, огонь', як. кыhыл 'красный' (< пратюрк. *kыыс- + -л), кытар- 'краснеть' (< пратюрк. *kыыс + ар-).

Таким образом, этноним саха 'якут' является в якутском языке исконным тюркским словом, что выбивает почву из-под гипотезы о контактах якутов и эвенков в раннем средневековье. Автор статьи считает, что связи якутского языка с эвенкийским и эвенским начинаются после XIV в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барашков П. П. Фонетические особенности говоров якутского языка. Якутск, 1985. Дондуков У.-Ж. Ш. К происхождению слова - этнонима "якут" // Советская тюркология. 1978. N 4. С. 51 - 53.

стр. 106
Поппе Н. Н. Монгольский словарь Мукаддимат ал-Адаб, I-II. М. - Л., 1938.

Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Фонетика. М.: Наука, 1984.

Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Т. I. Л.: Наука, 1975.

Убрятова Е. И. Опыт сравнительного изучения фонетических особенностей языка населения некоторых районов Якутской АССР. М.: Наука, 1960.

Широбокова Н. Н. Историческое развитие якутского консонантизма. Новосибирск: Наука, 2001.

Щербак А. М. Сравнительная фонетика тюркских языков. Л.: Наука, 1970.

Щербак А. М. Рецензия // Вопросы языкознания. 1989. N 6. С. 132 - 135.

Щербак А. М. Введение в сравнительное изучение тюркских языков. СПб.: Наука, 1994.

Щербак А. М. Ранние тюркско-монгольские языковые связи (V - XIV вв.). СПб.: Наука, 1997.

Janhunen J. The Tungus peoples and conquest of Siberia // Papers at the meeting of the Permanent International Altaistic Conference at Upsala June 7 - 11 1982. - Konferenser 12. Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1985.

Pakendorf В., Novgorodov I. Loanwords in Sakha II Loanwords Typology / Ed. by M. Haspelmath and Uri Tad-mor (In preparation).

Poppe N. Das mongolische Sprachmaterial einer Leidener Handschrift, 1927 (ИАН, 1927, VI серия; VII серия).

Poppe N. Introduction to Mongolian comparative studies. Memoires de la Societe Finno-Ougrienne, vo. 110. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1955.

СОКРАЩЕНИЯ

алт. - алтайский язык

бур. - бурятский язык

кал. - калмыцкий язык

ма. - маньчжурский язык

монг. - современный монгольский язык

мо. - монгольский язык

м.-п. - монгольский письменный язык

нан. - нанайский язык

нег. - негидальский язык

орд. - ордосский говор языка монголов внутренней Монголии

орок. - орокский язык

ороч. - орочский язык

ср.-монг. - среднемонгольский язык

тел. - телеутский язык

пратюрк. - пратюркский язык

ульч. - ульчский язык

уд. - удэгэйский язык

эвен. - эвенский язык

эвенк. - эвенкийский язык

як. - якутский язык


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/О-ГИПОТЕЗЕ-ЯЗЫКОВЫХ-КОНТАКТОВ-ЯКУТОВ-И-ЭВЕНКОВ-В-РАННЕМ-СРЕДНЕВЕКОВЬЕ-В-СВЯЗИ-С-ЭТНОНИМОМ-САХА-ЯКУТ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. Н. НОВГОРОДОВ, О ГИПОТЕЗЕ ЯЗЫКОВЫХ КОНТАКТОВ ЯКУТОВ И ЭВЕНКОВ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В СВЯЗИ С ЭТНОНИМОМ САХА (ЯКУТ) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 16.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/О-ГИПОТЕЗЕ-ЯЗЫКОВЫХ-КОНТАКТОВ-ЯКУТОВ-И-ЭВЕНКОВ-В-РАННЕМ-СРЕДНЕВЕКОВЬЕ-В-СВЯЗИ-С-ЭТНОНИМОМ-САХА-ЯКУТ (date of access: 23.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. Н. НОВГОРОДОВ:

И. Н. НОВГОРОДОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
16 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
16 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
19 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
19 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
20 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
22 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
22 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
22 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
22 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
22 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

О ГИПОТЕЗЕ ЯЗЫКОВЫХ КОНТАКТОВ ЯКУТОВ И ЭВЕНКОВ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В СВЯЗИ С ЭТНОНИМОМ САХА (ЯКУТ)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android