Libmonster ID: KZ-428
Author(s) of the publication: О. И. Коновалюк

К 60-летию образования СССР

История СССР является свидетельством торжества ленинской национальной политики КПСС, возникновения и развития качественно новых межнациональных отношений, выдающихся достижений в экономике и культуре равноправных республик, строящих коммунизм. "Образование СССР, - говорится в Постановлении ЦК КПСС о 60-летии образования СССР, - установление отношений дружбы, доверия, взаимопомощи между народами придало гигантское ускорение духовному развитию общества, рожденного Великим Октябрем" 1

Национальным отношениям в условиях развитого социализма, освещению опыта КПСС в этой области советские обществоведы уделяют большое внимание 2 . Решение в нашей стране на принципах интернационализма столь сложной социальной проблемы, как национальный вопрос, естественно, привлекает внимание зарубежной общественности. Ведь во многих капиталистических странах национальные конфликты до крайности обострены и запутаны. Путь к социализму, минуя капитализм, который прошли советские республики Средней Азии и Казахстан, не может не интересовать освободившиеся страны. Именно поэтому советологи и фальсифицируют опыт решения этой проблемы в СССР. Методологической основой их работ являются идеализм и метафизика. Свою теоретическую несостоятельность они пытаются восполнить конструированием "новых" концепций.

Советские обществоведы призваны "аргументированно разоблачать буржуазных фальсификаторов истории нашей страны, национальной политики КПСС" (с. 30). Решением этой задачи занимаются многие ученые 3 . Однако, несмотря на наличие значительной литературы, посвя-


1 О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года, М. 1982, с. 13 (далее ссылки на эту публикацию даются в тексте статьи).

2 Раджабов С. А. В. И. Ленин и советская национальная государственность. Душанбе. 1970; Закономерности развития национальной государственности народов СССР. Орел. 1972; Куличенко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М. 1972; Тадевосян Э. В. Советская национальная государственность. М. 1972; Баграмов Э. А. Ленинская национальная политика: достижения и перспективы. М. 1977; Абдулатипов Р. Г., Бурмистрова Т. Ю. Конституция СССР и национальные отношения на современном этапе. М. 1978; История национально-государственного строительства в СССР. М. 1979; Голотвин Ж. Г. Единая семья советских народов. М. 1981, и др. Подробнее о литературе проблемы см.: Национальная политика КПСС. Очерк историографии. М. 1981.

3 Зенушкнна И. С. Советская национальная политика и буржуазные историки. М. 1971; Салов В. И. Критика современной буржуазной историографии ленинской политики КПСС по национальному вопросу. М. 1972; Иноятов X. Ш. Ленинская национальная политика в действии (Ответ идеологам антикоммунизма, извращающим исторический опыт строительства социализма в республиках Средней Азии и Казахстане). Ташкент. 1973; Калтахчян Н. М., Калтахчян С. Т. Ленинская теория наций и ее фальсификаторы. М. 1973; Хидоятов Г. А. Строительство социализма в Средней Азии и современный антикоммунизм. Ташкент. 1978; Реджепова О. С. Критика буржуазной фальсификации национальной политики КПСС (На материалах Средней Азии). Ашхабад. 1980; Голотвин Ж. Г. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе и вымыслы буржуазных идеологов. М. 1981, и др.

стр. 69


щенной критике буржуазной историографии национальных отношений в СССР, некоторые аспекты этой темы все еще недостаточно проанализированы. Так, в исторической и философской литературе нет системного, в совокупности всех ее элементов, критического рассмотрения концепций русификации и дезинтеграции Советского многонационального государства. В данной статье предпринимается анализ новейших работ буржуазных авторов, пытающихся обосновать эти концепции.

Буржуазные идеологи пытаются распространить на современную советскую действительность свойственные политике царизма черты и тенденции, используя для этого давно отживший термин "русификация" 4 . В нашей литературе дается убедительная критика отдельных аспектов концепции русификации, авторы которой отрицают наличие суверенных прав у союзных республик 5 , искаженно трактуют объективный процесс приобщения народов СССР к русской культуре, превращения русского языка в средство межнационального общения 6 , прогрессивные миграционные перемещения населения 7 . Ш. Джамаев в статье "Разоблачение клеветы буржуазных фальсификаторов о "русификации" народов Средней Азии" верно определяет суть этой концепции - намеренное извращение процесса сближения социалистических наций и развития братского сотрудничества народов СССР 8 .

Домыслы сторонников этой концепции в основном сводятся к следующим направлениям: политическое, правовое и хозяйственное "бесправие" национальных республик; "насаждение" русской культуры в национальных районах, замена ею национальных культур народов СССР 9 ; "принудительное" обучение лиц нерусской национальности русскому языку; "засилье" русского населения на территории национальных республик; концепция русификации искажает также интернациональную сущность КПСС. Ее национальную политику на современном этапе буржуазные авторы стремятся противопоставить ленинским принципам разрешения национального вопроса 10 . С помощью концепции русификации советологи надеются посеять недоверие народов нашей страны к русскому народу, подорвать принцип интернационализма, на котором зиждутся отношения наций и народностей в СССР, на-


4 Shtromas A. The Legal Position of Soviet Nationalities and their Territorial Units According to the 1977 Canstitution of the USSR. -The Russian Review, 1978, N 3, p- 268; Nationalities and Nationalism in the USSR; A Soviet Dilemma. -A Joint Symposium, 1976. Washington, 1977, p. 10.

5 См. Новоселов К. Н. Против буржуазных фальсификаторов истории Средней Азии. Ашхабад. 1962, с. 265.

6 См. там же, с. 281 - 302; Рзаев Д. А. Развитие национальных отношений в республиках Советского Востока. Критика антикоммунизма в национальном вопросе. Фрунзе. 1968, с. 124 - 131; Калтахчян Н. М., Калтахчян С. Т. Ук. соч., с. 75; Грошев И. И., Чеченкина О. И. Критика буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС. М. 1974, с. 164, 176; Хидоятов Г. А. Ук. соч., с. 311; Реджепова О. С. Ук. соч., с. 50 - 58.

7 См. Реальный социализм в СССР и его буржуазные фальсификаторы. М. 1977, с. 299.

8 См. Ленинская национальная политика и борьба против ее фальсификаторов. Ашхабад. 1975, с. 213.

9 См. по этому вопросу: Грошев И. И., Чеченкина О. И. Ук. соч., с. 164 - 171.

10 Kreindler I. A Neglected Source of Lenin's Nationality Policy-Slavic Review, 1977, N 1, p. 86.

стр. 70


вязать советским людям идеологию буржуазного национализма и тем самым вызвать "эрозию социализма".

Доцент университета штата Иллинойс Д. М. Иколс пишет: "Среди показателей неравенства наиболее важный - распределение политической власти" 11 . Профессор политических наук Колумбийского университета Р. Льюис, американские советологи Р. Роулэнд, Р. Клем и др. заявляют о "бесправии" союзных республик, проявляющемся якобы прежде всего в том, что политические, правовые, экономические, культурные и административные центры возглавляются исключительно русскими 12 . При этом игнорируются общеизвестные факты. Предоставив после победы Великой Октябрьской социалистической революции равные права всем народам страны, Советская власть, Коммунистическая партия провели большую работу, чтобы создать условия для их осуществления. Величайшим завоеванием социализма явилось обеспечение юридического и фактического равенства всех наций и народностей СССР во всех сферах общественной жизни. Ст. 36 Конституции СССР 1977 г. гласит: "Граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права".

Труднейшим вопросом в любом федеративном государстве является,, как известно, распределение функций и полномочий между центральными и местными органами власти. Эта проблема была разрешена в нашей стране на основе удовлетворения как общих ее интересов, так и местных. Высший представительный орган государственной власти, Верховный Совет СССР, состоит из двух равноправных палат-Совета Союза и Совета Национальностей. В Совете Национальностей представлены союзные и автономные республики, автономные области и автономные округа. Это обеспечивает осуществление принципа сочетания государственного единства СССР с гарантией суверенных прав республик. Каждая республика, независимо от размера территории и численности населения, представлена в Совете Национальностей одинаковым количеством депутатов. Палаты Верховного Совета наделены равными правами. Гарантией равноправия является избрание представителей от каждой союзной республики на пост заместителя Председателя Президиума Верховного Совета Союза ССР. Комиссии Верховного Совета, центральные органы руководства хозяйством и культурой интернациональны по составу и содержанию деятельности. В состав Совета Министров СССР - высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти - входят председатели Советов Министров всех союзных республик.

СССР - единая семья народов; в ней каждая республика суверенна, обладает национальной государственностью, имеет свою конституцию, соответствующую Основному Закону СССР и учитывающую национальные особенности, свои органы государственной власти - Верховный Совет и Совет Министров, народнохозяйственный план и бюджет, законодательство 13 . Представительство численно малых народов в Совете Национальностей Верховного Совета СССР выше, чем их удельный вес в населении страны. Так, 13 автономных республик с населением до 1 млн. человек в каждой и общей численностью 8 млн. жителей, т. е. 3% населения СССР, имеют в его Верховном Совете 143 депутата, что составляет 9,5% его состава. Если в Совет Национальностей один депутат по Союзу в среднем избирался от 350 тыс, человек, то в Абхазской АССР - от 46,3 тыс., в Аджарской АССР - от 33 тыс., в


11 Есhоlm J. M. Racial and Ethnic Inequality: The Comparative Impact of Socialism. -Comparative Potit. Studies, 1981, N 4, p. 414.

12 Lewis R., Rowland R., Cem R. Nationality and Population Change in Russia and the USSR. An Evation of Census Data, 1897 - 1970. N. Y. 1976, p. 156.

13 См. подробнее: Рубен В. Великая сила братского единства народов СССР. - Политическое самообразование, 1981, N 1.

стр. 71


Нахичеванской АССР - от 22,4 тыс. человек 14 . В составе Верховного Совета СССР X созыва депутаты русской национальности составляют 43,7% 15 . В 1980 г. 55% депутатов местных Советов народных депутатов страны составляли лица нерусской национальности; это руководители органов народной власти, партийных и общественных организаций, промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений и т. д. 16 . Это еще раз говорит о том, насколько буржуазные советологи необъективны в интерпретации политической системы социализма.

Правотворчество - один из показателей государственного суверенитета. В этой связи показательны специфические различия в законодательствах союзных республик, например, о браке и семье. В Основах законодательства СССР о браке и семье содержится всего 36 статей, а в соответствующих кодексах Казахской ССР - 188, Латвийской ССР-214. Республиканское законодательство предусматривает гарантии добровольности вступления в брак, равноправия супругов в семейных отношениях, охраняет граждан от каких-либо нарушений их прав. Так, в кодексе Казахской ССР имеются специальные статьи, на основании которых брак признается недействительным, если он заключен по принуждению или в силу обычаев - уплаты калыма, умыкания. На Украине и в Азербайджане брачный возраст для женщин определен 17 годами, а не 18, как в большинстве республик. Имеются различия и в гражданских кодексах союзных республик. В Молдавии, например, администрация предприятия несет уголовную ответственность за невыполнение решения профсоюзной организации. Законодательные акты Армянской ССР предусматривают такую меру воздействия за нарушение законодательства, как расторжение трудового договора с руководящим работником или смещение его с занимаемой должности. Уголовные кодексы отдельных республик карают за преступления, связанные с изжившими себя обрядами, обычаями.

Социализм обеспечивает всестороннее развитие всех народов, включая и те, которые по причине некомпактности расселения или малочисленности не могли создать самостоятельные государственные формирования. Так, в Грузинской ССР в 70-е годы принят ряд постановлений о дальнейшем развитии курдского населения республики с целью повышения его культурного и экономического уровня, совершенствования преподавания на курдском языке в средних школах, улучшения системы приема курдской молодежи в вузы, ее трудоустройства. Предусмотрены также издания произведений курдских писателей, живущих в Грузии, организация радио- и телепередач на курдском языке, поощрение художественной самодеятельности, интернациональное и патриотическое воспитание курдского населения, укрепление его дружбы и братства со всеми народами СССР, с курдами, проживающими в других странах мира 17 . XXVI съезд КПСС нацелил партийные и государственные органы союзных и автономных республик и краев на еще более полный учет специфических запросов проживающих там некоренных национальностей 18 .

Конституция СССР 1977 г. расширила суверенные права союзных республик. Им предоставлено право участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Министров СССР и других органах


14 Рассчитано по: Ежегодник БСЭ. 1981. М. 1981, с. 101, 116, 117.

15 Рассчитано по: Депутаты Верховного Совета СССР. Десятый созыв. М. 1979, с. 7 - 506.

16 Рассчитано по: Итоги выборов и состав депутатов местных Советов народных депутатов. 1980 г. Стат. сб. М. 1980, с. 26.

17 Шеварднадзе Э. Национальная политика КПСС в условиях развитого социализма. - Проблемы мира и социализма, 1980, N 1, с. 11 - 12.

18 См. Материалы XXVI съезда КПСС. М. 1981, с. 57.

стр. 72


государственной власти. Новые конституции союзных республик впервые устанавливают постоянное число депутатов Верховных Советов республик (в РСФСР, например, -975, в Грузинской ССР-440). Впервые в истории советского конституционного законодательства Конституцией СССР 1977 г. определены основы правового положения автономной республики, автономной области, автономного округа.

Буржуазные идеологи, игнорируя прогрессивное развитие и огромные достижения советских республик, называют среднеазиатские республики "сравнительно развивающимися" 19 или утверждают, что Российская Федерация развивается быстрее, чем страна в целом, что по сравнению с РСФСР остальные республики в промышленном отношении все более отстают 20 , в то время как на деле в нашей стране идет объективный процесс выравнивания экономических уровней республик и регионов Кроме того, при сравнении других союзных республик с Российской Федерацией нельзя забывать, что в ней имеется 31 национально-государственное образование.

Рассмотрим положение союзных республик по такому важному показателю общественного прогресса, как рост рабочего класса. В Армении в 1922 г. насчитывалось 20,6 тыс. рабочих, в 1979 г. - 807 тыс.; в Грузии в те же годы - соответственно 51 тыс. и 1339 тыс.; в Таджикистане в 1924 г. - 14 тыс., в 1978 г. - 595 тыс., в Молдавии в 1940 г. - 57 тыс., в 1979 г. - 1059 тыс.; в Киргизии в те же годы - соответственно 111,6 тыс. и 752 тысячи 21 . При этом численность рабочих коренной национальности росла более высокими темпами. Так, количество рабочих, ИТР и служащих киргизской национальности за 1957 - 1967 гг. возросло более чем в 3 раза при увеличении общей их. численности в республике в 2 раза 22 . Еще более интенсивно эти процессы происходят в наши дни.

Учитывая авангардную роль партии в жизни советского общества, специалисты из "русских центров" против нее и направляют острие своих атак. "Угнетение" наций и народностей со стороны "великороссов" антисоветчики усматривают в национальном составе КПСС, заявляя, что в ней преобладают русские 23 . Этим утверждением советологи стремятся обосновать надуманный тезис о том, что якобы партия не может представлять интересы других национальностей, а лишь проводит политику "центра". В данном случае мы встречаемся с типичным приемом антикоммунистов, когда берется конкретный факт, но из него делаются выводы, не соответствующие реальной жизни.

Действительно, лица русской национальности преобладают в КПСС, но при этом нельзя забывать, что в СССР русских проживает более 137, 3 млн., а членов партии среди них 7,6%, среди украинцев - 6,6%, среди белорусов-6,8%, среди армян-6,2%. Однако этот показатель у русских не самый высокий - у грузин он составляет 8,3%, у евреев-14% 24 . Развитие производительных сил республик, рост на-


19 Garrere d'E n с a u s s e H. L'empire eclate. La revoke des Nations en L'RSS. P. 1978, p. 456.

20 D a v i s H. B. Toward a Marxist Theory of Nationalism. N. Y. - Ldn. 1978, pp. 120 - 121.

21 Народное хозяйство Армянской ССР за 60 лет. Юбилейный стат. ежегодник. Ереван. 1980, с. 185; Народное хозяйство Грузинской ССР за 60 лет. Юбилейный стат. ежегодник. Тбилиси. 1980, с 180; Народное хозяйство Таджикской ССР в 1978 г. Стат. ежегодник. Душанбе. 1980, с. 152; Народное хозяйство Молдавской ССР в 1979 г. Стат. ежегодник. Кишинев. 1980, с. 158 - 159; Народное хозяйство Киргизской ССР в 1979 г. Стат. ежегодник. Фрунзе. 1980, с. 178.

22 Шириязданов Ш. X. Рабочий класс Кнргизстана в условиях развитого социализма. Фрунзе. 1979, с. 166.

23 Rywkin M. Central Asia and Soviet Manpower. -Problems of Communism, 1979, N 1, p. 9.

24 Подсчитано по: Народное хозяйство СССР в 1980 г. М. 1981, с. 24; Справочник партийного работника. Вып. 21. М. 1981, с. 492.

стр. 73


циональных отрядов рабочего класса, повышение его образовательного и идейного уровней закономерно ведут к увеличению удельного веса в КПСС лиц нерусской национальности. КПСС проводит систематическую работу по вовлечению в свои ряды наиболее активных представителей национальных кадров. "В партийных организациях союзных и автономных республик, областей и округов, -пишет секретарь ЦК КПСС И. В. Капитонов, - увеличивается число коммунистов коренной национальности" 25 . По мере роста образования и культуры всех наций отчетливо проявляется приближение национального состава КПСС к национальному составу населения страны. За 1976 - 1981 гг. число лиц русской национальности в КПСС возросло на 110%, украинцев - на 112%, туркмен и киргизов - на 120%, узбеков - на 133%, азербайджанцев- на 150%, таджиков - на 175%. В результате удельный вес русских в КПСС уменьшился на 0,6%, удельный вес киргизов, туркмен, азербайджанцев увеличился на 0,1%, узбеков - на 0,2% 26 . Эту тенденцию отмечают и отдельные буржуазные ученые. Например, С. Уайт (университет в Глазго) признает: "Количество коммунистов среди коренного населения национальных республик все более возрастает" 27 .

Одним из проявлений реального равноправия наций и народностей СССР является политика равенства всех языков, отмена обязательного государственного языка, ведение дел на родном языке во всех местных общественных и государственных учреждениях.

Буржуазные авторы утверждают, что в СССР проводится русификация, принудительное распространение русского языка среди лиц нерусской национальности. Так, сотрудник Брэдфордского университета А. Штромас, профессор Парижского университета А. Беннигсен, Я. Билинский (Делауэрский университет), Д. Хазард (Колумбийский университет), Уайт и др. твердят о "навязывании", "принудительном" изучении в национальных школах русского языка, сопротивлении этому местного населения, даже о его протестах. "Ленинские слова о том, что русский язык нельзя изучать из-под палки, остаются в силе, поскольку попытки русификации вызывают сопротивление среди нерусских народов"28 , - эту мысль повторяет в разных вариациях Билинский.

Как известно, в совместной борьбе за победу социализма вcе нации и народности СССР добровольно избрали русский язык в качестве языка межнационального общения, что отражало объективные потребности многонациональной страны. Будучи принципиальным противником искусственной русификации, "т. е. обрусения нерусских народностей", Ленин в то же время подчеркивал, что русский язык не нуждается в насильственном насаждении. "Потребности экономического оборота, - писал он, - всегда заставят живущие в одном государстве национальности... изучать язык большинства", "сами собой определят тот язык данной страны, знать который большинству выгодно... И это определение будет тем тверже, что его примет добровольно население разных наций, тем быстрее и шире, чем последовательнее будет демократизм" 29 . Вместе с тем Ленин предостерегал от административного зуда, от перегибов в превращении русского языка в средство межна-


25 Капитонов И. В. КПСС - авангард советского народа. - Коммунист, 1981, N 9, с. 15.

26 Подсчитано по: Справочник партийного работника. Вып. 16. М. 1976, с. 458; Справочник партийного работника. Вып. 21, с. 491 - 492.

27 White S. Political Culture and Soviet Politics. Lnd. 1979, p. 147.

28 Вi1insky Y. Expanding the Use of Russian or Russification? Some Critical Thoughts on Russian as Lingua Fransa and the "Language of Friendship and Cooperation of the Peoples of the USSR". -The Russian Review, 1981, N3 , p. 330.

29 Лeнин В. И. ПСС. Т. 23, с. 423, 424 - 425.

стр. 74


ционального общения. Любому непредвзятому человеку, знакомому с советской действительностью, ясно, что эти требования Ленина выполнены, его предостережения учтены. Именно этим объясняется то большое значение, которое придают в республиках изучению русского языка 30 .

Советологи считают, что и без русского языка народы союзных республик могут приобщиться к мировой цивилизации. Решать эту задачу "через русский язык, видеть мир через русское окно для узбекской интеллигенции узко,., изучение русского языка - трата разумных ценностей и времени нерусских народов" 31 , - рассуждает Билинский. Но жизнь, вопреки заклинаниям советологов, сама определила единственное правильное решение вопроса, избрав один из наиболее распространенных языков мира (являющийся, кстати, одним из официальных и рабочих языков ООН) языком общения народов нашей многонациональной страны. Повседневное общение десятков миллионов людей через переводчиков нереально. В этом случае затормозился бы общественный прогресс, проиграла бы вся семья советских народов. Знание русского языка дает возможность непосредственного ознакомления с достижениями не только русской культуры, но и мировой. По данным ЮНЕСКО, знание русского языка открывает доступ к 2/3 информации в мире 32 . Благодаря русскому языку народы нашей страны могут познать и культурные ценности друг друга.

За время между двумя последними Всесоюзными переписями населения СССР общая численность лиц, свободно владеющих русским языком, увеличилась со 183,7 млн. до 214,8 млн. человек, а число лиц нерусской национальности, свободно владеющих русским языком в качестве второго, возросло почти на 20 млн. человек 33 . Перепись 1979 г. показала, что 16,3 млн. человек нерусских национальностей считают родным языком русский; 61,3 млн. человек в республиках назвали его в качестве второго языка 34 . По меткому выражению народного поэта Башкирии М. Карима, русский язык приходит к другим языкам как "великий толмач мыслей и страстей народов". Двуязычие способствует братскому сотрудничеству социалистических наций, укреплению единства национального и интернационального, является важным стимулом экономического и культурного развития советских народов. Стремление овладеть русским языком не принижает духовных ценностей народов, не ведет к потере их национальной специфики, а, напротив, дает больше возможностей для развития, взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур. Советская социалистическая культура впитала в себя все лучшее, что создано народами нашей страны. Перевод на русский язык многонациональной советской литературы позволил всем народам познакомиться с достижениями братских народов, с произведениями выдающихся представителей национальных литератур.

Признание русского языка в качестве средства межнационального общения не привело к забвению родных языков. Согласно данным переписи 1979 г., 93,1% всего населения страны считают родным язык своей национальности 35 . Определение родного языка осуществляется свободным выбором каждого гражданина нашей страны. Так, 3,9 млн. украинцев, проживающих в УССР, считают родным языком русский,


30 См., напр., Рашидов Ш. Р. Язык дружбы и братства. Ташкент. 1978.

31 Вilinsky Y. Op. cit., p. 319.

32 Pуткевич М. Н. Старые пророчества на новый лад. - Советская Россия, 27.IX.1981.

33 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. Т. IV. М. 1973, с. 5; Население СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. М. 1980, с. 23, 27.

34 Ежегодник БСЭ. 1980. М. 1980, с. 11 - 12.

35 Население СССР, с. 23.

стр. 75


а 140 тыс. русских, проживающих здесь, назвали родным языком украинский 36 .

Практика национального строительства в СССР показала возможность наличия государственных языков социалистических наций. Так, в ст. 72 Конституции Армянской республики записано: "Государственным языком Армянской ССР является армянский язык". Однако в этом случае термин "государственный язык" употребляется не в смысле принудительного для других народов, а в значении языка, являющегося, во-первых, национальным, т. е. языком нации, давшей название республике; во-вторых, родным языком для большинства граждан, а значит, в-третьих, языком межнационального общения на территории республики. Язык этого большинства не есть язык угнетающей нации. В республиках обеспечивается свободное употребление во всех органах и учреждениях русского и других языков, которыми пользуется население; какие-либо привилегии или ограничения здесь не допускаются.

Аналогичное положение сложилось и в Грузии. На внеочередной сессии Верховного Совета Грузинской ССР девятого созыва кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе говорил: "Провозглашение грузинского языка государственным зафиксировано в нашей конституционной практике еще в 1922 г. со времени принятия первой Конституции Советской Грузии. Вместе с тем мы, как это уже утвердилось в практике деятельности Коммунистической партии Грузии, обязаны сделать все для того, чтобы обеспечить в нашей республике равенство, равноправие всех народов, всех наций, всех языков, как этого требовал В. И. Ленин. Мы должны проявлять заботливое государственное отношение к абхазскому языку, осетинскому языку, к тем языкам, которыми пользуются представители населяющих нашу республику других наций: армяне, азербайджанцы и т. д." 37 . В Грузии преподавание в школах ведется на семи языках (грузинском, русском, армянском, абхазском, осетинском, азербайджанском, курдском), в вузах - на шести 38 .

Советологи извращают существо миграционных процессов, происходящих в нашей стране, между тем они связаны с решением важнейших народнохозяйственных задач, с рациональным использованием трудовых ресурсов. Социалистическое государство, указывал Ленин, решая задачи целесообразного и планомерного размещения производительных сил, должно "иметь возможность десятки и сотни тысяч рабочих двинуть туда, куда надо Советской власти" 39 . Ленинские идеи о миграции населения нашли отражение в Программе КПСС: "Возникновение новых промышленных центров, открытие и разработка природных богатств, освоение целинных земель и развитие всех видов транспорта усиливают подвижность населения, содействуют расширению взаимного общения народов Советского Союза" 40 . Как известно, подлинно интернациональными стали крупнейшие стройки последних пятилеток: Братскую ГЭС возводили представители 52 национальностей, Карагандинский металлургический комбинат - посланцы почти 100 народов СССР, Нурекскую и Кременчугскую ГЭС- 40, Волжский автозавод-58, КамАЗ - более 60; БАМ строят рабочие и специалисты более 80 национальностей 41 .

Буржуазные авторы стремятся опорочить созидательную, прогрессивную миссию русского населения в союзных республиках. Профессор


36 Национальный состав населения. - Вестник статистики, 1980, N 8, с.

37 Заря Востока, 15.IV. 1978.

38 Шеварднадзе Э. Ук. соч., с. 10.

39 Ленин В. И. Т. 42, с. 150.

40 Программа КПСС. М. 1961, с. 112.

41 Подсчитано автором по газетным публикациям.

стр. 76


политических наук Миссурийского университета Р. Сулливат, Билинский и другие пишут о "засилье" русских в национальных районах. "Миграция русских... на территории национальных республик, начатая при царизме, продолжается и при советском режиме" 42 , -заявляет Г. Дзвис. И он и другие советологи не учитывают того факта, что в СССР идет взаимный обмен кадрами между союзными республиками, что население каждой из них многонационально по составу: в РСФСР нерусское население составляет 17,4%, на Украине неукраинское - 26,4%, в Белоруссии небелорусское-20,6%, в Узбекистане неузбекское- 31,2%, в Азербайджане неазербайджанское - 21,9%, в Молдавии немолдавское- 36,1%, в Латвии нелатышское-46,3%, в Киргизии некиргизское-52,1%, в Казахстане неказахское - 64% и т. д. 43 .

Под руководством Коммунистической партии советский народ ликвидировал былую отсталость национальных районов. Выравнивание уровней социального развития республик подтверждается следующими данными: если удельный вес рабочих и служащих РСФСР ко всем занятым в народном хозяйстве в 1965 г. составил 62%, а в 1979 г. - 66%, то в Азербайджанской ССР - соответственно 34,4 и 52,1%, Армянской ССР -53,6 и 59,9%, Грузинской ССР -41,7 и 51,5%, Киргизской ССР -49,7 и 55%, Украинской ССР - 47,3 и 57,3% 44 . С 1965 г. реальные доходы населения возросли в Грузинской ССР на 190%, в Казахской ССР -на 193%, в Узбекской ССР -на 196%, тогда как по СССР в целом - на 188% 45 . Это результат политики партии, направленной на преодоление доставшейся нам от прошлого экономической отсталости национальных районов. Перед лицом столь красноречивых фактов проф. Мэрилендского университета Т. Пэрминг признает, что "лучшим подтверждением прогресса миграционных процессов в Советском Союзе является ликвидация разрыва в экономике между менее развитыми регионами (особенно Средняя Азия) и более развитыми. Это результат миграции промышленных рабочих" 46 .

Чрезвычайно показательно сравнение экономических данных, характеризующих развитие советских республик, с аналогичными цифрами бывших колоний, вставших на путь капиталистического развития: Египет (население 42 млн. человек) вырабатывает 16,3 млрд. квт. ч. электроэнергии, Пакистан (население 80,2 млн. человек) - 12,8 млрд., а Таджикская ССР (население 4 млн. человек) - 13,6 млрд. квт.ч. Не менее интересно сравнение советских республик по экономическим показателям и со многими капиталистическими странами. Так, население Казахской, Узбекской и Таджикской ССР, вместе взятых, составляет 35 млн. человек, выработка электроэнергии-110,1 млрд. квт. ч., а соответствующие показатели Испании (37 млн. человек) - 111,4 млрд.; Турции (44,7 млн. человек) - 22,5 млрд.; Мексики (70 млн. человек)- 59 млрд. квт. ч., 47 . Эти и другие цифры говорят сами за себя. Однако буржуазные фальсификаторы не перестают замалчивать


42 Davis И- В. Op. cit., p. 115.

43 Население СССР, с. 27 - 30.

44 Народное хозяйство РСФСР в 1979 г. Стат. ежегодник. М. 1980, с. 219; Народное хозяйство Азербайджанской ССР за 60 лет. Баку. 1980, е. 209; Народное хозяйство Армянской ССР за 60 лет, с. 184; Народное хозяйство Грузинской ССР за 60 лет, с. 179; Народное хозяйство Киргизской ССР в 1979 г., с. 178; Народное хозяйство Украинской ССР в 1979 г. Киев. 1980, с. 220.

45 Народное хозяйство Грузинской ССР за 60 лет, с. 193; Народное хозяйство Казахстана в 1980 г. Стат. ежегодник. Алма-Ата. 1980, с. 189; Народное хозяйство Узбекской ССР в 1980 г. Ташкент. 1981, с. 219; Народное хозяйство СССР в 1979 г. Стат. ежегодник. М. 1980, с. 406.

46 "Parming Т. Population Processes and the Nationality Issue in the Soviet Baltic-Soviet Studies, 1980, N 3, p. 407.

47 Подсчитано по: Ежегодник БСЭ. 1981, с. 119, 165, 175, 255, 270, 273, 311, 326, 361.

стр. 77


достижения советских народов. Так, проф. экономики Индианского университета США Н. Спалбер вопреки реальности твердит, что идея выравнивания уровней экономического развития районов и национальных областей несостоятельна, для устранения диспропорций потребуются десятки, если не сотни лет 48 . Но ведь утверждать это - значит игнорировать исторические перемены в жизни некогда отсталых народов России.

На этапе зрелого социализма в нашей стране коренным образом улучшилось размещение производительных сил, советские республики значительно увеличили свой экономический потенциал, возрос вклад каждой из них в решение общегосударственных задач, упрочились хозяйственные связи между ними. Следовательно, расширилась экономическая основа союза и братства всех народов СССР. Важнейшим этапом в дальнейшем развитии единого народнохозяйственного комплекса СССР является реализация решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, который поставил перед страной в целом и перед каждой союзной республикой большие и конкретные задачи.

65-летняя история Страны Советов - это триумф национально-государственного строительства. Вопреки клеветническим заявлениям антисоветчиков и антикоммунистов об эксплуатации русским народом других национальностей действительная роль его в построении нового общества получила всеобщее признание. Не случайно даже на страницах буржуазной печати появляются объективные оценки опыта национальных преобразований в СССР. Так, профессиональный советолог М. Шориш пишет: "Благодаря советской стратегии развития Средней Азии она трансформирована из нищего и неграмотного общества в экономически жизнеспособный регион, где основные потребности людей удовлетворяются и почти 100% людей грамотны" 49 . Некоторые народы России, не сложившиеся в капиталистические нации, с построением социализма сформировались в нации социалистические, обрели чувство национального единства и вместе с тем общесоюзной гордости. Это вынуждены признать и буржуазные авторы. Например, сотрудник Массачусетского университета П. Холландер пишет: "Хотя СССР объединил множество национальных групп, он не знает проблем, сравнимых с расовым конфликтом в США, который стал самой тяжелой социальной проблемой американского общества" 50 .

Хотя достижения реального социализма в национальном строительстве и заставляют наиболее объективных советологов пересматривать оценки советской национальной политики, однако большинство из них вопреки фактам сохраняют приверженность старым антикоммунистическим схемам либо принимают новые, создаваемые буржуазными идеологами по заказу правящих классов мира капитала. На протяжении десятилетий буржуазные авторы твердили о русификации национальных республик. Теперь многие из них переходят на прямо противоположные позиции. Так, Д. Кричлоу доказывает, что в этих республиках начался процесс дерусификации 51 . О крахе "русинизации" (этот термин придумал директор Славянского и советского центра университета штата Пенсильвания В. Аспатурян), о "непредсказуемости будущего советских мусульман", об усилении среди них "несоветского" влияния заговорили Беннигсен и сотрудник объединения социальных наук "Рэнд


48 SpuIber N. Socialism Management and Planing. Topics Comporative Socialist Economics. Blumington - Lnd. 1971, p. 116.

49 Canadian Slavonic Papers, Ottawa, 1975, N 2/3, p. 16.

50 Hollander P. Soviet and American Society: A Comparison. Chicago'-Lnd- 1978, p. 342.

51 Gritchlow J. Sings of Emerging Nationalism in the Muslim Soviet Republics. In: The Soviets in Asia. N. Y. 1972, p. 20.

стр. 78


корпорейшн" С. Уимбуш 52 . О дивергенции, расхождении наций и народностей СССР, центробежных тенденциях в Советском многонациональном государстве рассуждает и проф. Колумбийского университета Э. Оллуорт 53 . В обоснование этой концепции приводятся следующие "аргументы": возрождение в мире, и в частности в Советском Союзе, национализма; "оживление" ислама в СССР; возрастание удельного веса нерусских наций и народностей в населении нашей страны; "вытеснение" русского языка в национальных регионах (характерно, что среди перечисленных признаков отсутствуют аспекты экономического развития).

Наши идейные противники толкуют о дезинтеграции советских национальных республик чуть ли не как о свершившемся факте. "Центробежные силы национализма не только не ослабли, - заявляет Хазард, - а, наоборот, набирают силу. Причем это обстоятельство может привести к развалу Советского многонационального государства" 54 . Показателен в связи с этим симпозиум, проведенный в октябре 1976 г. в Вашингтоне советологами Вашингтонского, Джорджтаунского университетов и Института китайско- советских исследований на тему "Национальности и национализм в СССР". Участниками его были научный сотрудник Русского института при Колумбийском университете Р. Конквест, проф. истории Карлтонского университета (Оттава) Т. Раковска-Хармстоун, проф. русской истории Лондонского университета Ситон-Уотсон и др. С трибуны симпозиума они вещали о растущей напряженности между "огромными советскими нациями", о "дезинтеграции советской империи" и т. п. Именно на этом симпозиуме оформилась концепция дерусификации (дезинтеграции, дивергенции) Советского государства 55 - антимарксистская выдумка, извращающая национальную политику и практику КПСС на этапе развитого социализма, отрицающая процесс, сближения народов СССР, их братство и дружбу, интернационализм, создание новой исторической общности людей - советского народа, пытающаяся обосновать наличие в СССР центробежных процессов, ведущих якобы к его распаду.

Появление этой концепции не случайно. Постулаты русификации потеряли убедительность. Обстановка разрядки, усиление экономических и культурных связей Советского Союза с капиталистическими странами позволили сделать достоянием мировой общественности правду о беспримерном прогрессе наций и народностей СССР. Правящим классам капиталистических держав потребовалась новая концепция, служащая той же политической задаче - опорочить национально-государственное строительство в СССР на этапе развитого социализма, и буржуазные идеологи совершенствуют, модернизируют свой арсенал. Концепция дезинтеграции взамен одной дискредитирующей социализм в глазах общественного мнения схемы дает другую с тем, чтобы очернить достижения реального социализма в области национальных отношений, отвлечь внимание мировой общественности от разгула расизма и национализма в капиталистических странах.

В нашей литературе эта концепция специальному анализу, по существу, не подвергалась 56 . Рассмотрим первый ее "аргумент". Большинство современных буржуазных теоретиков, изучающих националь-


52 Веnnigsen A. A., Wimbush S. E. Muslim National Communist in the Soviet Union. Chicago -Lnd. 1979, pp. 107 - 108.

53 The National Question in Soviet Central Asia. N. Y. 1973, p. 180.

54 Hazаrd J. Fifty Years of the Soviet Federation. -Canadian Slavonic Papers, Toronto, 1972, N 4, p. 600.

55 Nationalities and Nationalism in the USSR. A Soviet Dilemma. -A Joint Symposium, pp. VIII, 10, 21.

56 См. Коновалюк О. И. Развитой социализм в СССР и его буржуазные фальсификаторы. М. 1979, с. 28, 32.

стр. 79


ные отношения, отмечают факт возрастания национализма в современную эпоху. Сотрудник Оксфордского университета Л. Колаковский даже утверждает, будто "главное противоречие эпохи не противоречие между трудом и капиталом, буржуазией и пролетариатом, а межнациональная борьба" 57 . Английский социолог А. Смит (Ридингский университет) проводит мысль, что национализм является одной из самых могущественных и взрывоопасных сил в мире 58 . Симптоматична попытка выдать национализм за основную движущую силу современного мирового развития. В ней сквозит намерение извратить сущность современной эпохи - эпохи перехода от капитализма к социализму, преуменьшить значение социалистического содружества как основной решающей силы в борьбе против империализма.

Пропаганда национализма адресована как народам капиталистических стран, так и трудящимся Советского Союза. Ее цель - посеять недоверие к марксистско-ленинскому учению по национальному вопросу, исказить сущность пролетарского интернационализма. Таким образом, "национализм является одним из главных средств в подрывной деятельности империализма против реального социализма" (с. 29 - 30). Советологи Р. Пайпс, Раковска- Хармстоун, Пэрминг, Дэвис, Оллуорт и др. утверждают, что в СССР, как и во всем мире, происходит оживление национализма, который может превратиться в угрожающее явление 59 . Попытки представить национализм как имманентную характеристику социализма, не имеют реальной основы, ибо национализм - порождение буржуазного общества. В ряде регионов мира национализм действительно оживляется. Причиной этого является сама капиталистическая система, углубление ее общего кризиса, обострение старых и появление новых социальных противоречий, нежелание правящих классов справедливо, на основе волеизъявления народов решить национальный вопрос.

Концепция дерусификации рассматривает антагонистические противоречия в качестве обязательного атрибута развития национальных отношений. Однако социально-экономические и политические условия при социализме не могут порождать антагонизм, ибо уничтожена их основа - частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком. Главными тенденциями развития наций и народностей при социализме являются консолидация, укрепление их единства и сплоченности, дальнейшее возрастание и совершенствование всестороннего сотрудничества между ними, ибо в совместном строительстве коммунизма народы СССР добиваются больших результатов, больших успехов. Социализм уничтожает антагонистические противоречия между нациями, но националистические пережитки еще имеют место. Вот почему важнейшей задачей КПСС в условиях развитого социализма является дальнейшее укрепление дружбы народов, интернациональное воспитание трудящихся, развитие социалистической демократии.

Рассмотрим теперь второй тезис сторонников новой концепции. Беннигсен, проф. колледжа в Нью-Йорке М. Ривкин, Оллуорт и др. говорят об "оживлении" "мусульманского движения" в нашей стране, провозглашают необходимость создания исламской "нации" для противоборства с русским народом 60 . Советологи стремятся использовать ислам как мощный катализатор националистических настроений среди мусуль-


57 The Socialist Idea. A Reapraisal. Hampshere, Quarter Books, 1977, N 5, p. 4-

58 Smith A. D. Nationalism in the Twentieth Century. Oxford. 1979, p. 8.

59 Nationalities and Nationalism in the USSR. A Soviet Dilemma, pp. 1, 10; Parming T. Op. cit., p. 411; Davis H. B. Op. cit., p. 134; A 1 1 w о r t h E. Nationality Group Survival in Multi-ethnic States. Shifting Support Patterns in the Soviet Baltic Region. N. Y. -Lnd. 1977, p. 47.

60 Rywkin M. Op. cit., p. 13; Bennigsen A. A., Wimbush S. E. Op. cit., p. 107.

стр. 80


ман всего мира, в том числе в советских республиках 61 . На чем же основываются расчеты буржуазных авторов? За последнее время в мусульманских государствах активизировалось национально-освободительное движение под религиозными лозунгами. Причины данного явления:

1) глубокий, страстный протест ряда народов Востока против империализма и неоколониализма стихийно выливается в наиболее знакомые этим народам формы мусульманских традиций, обычаев, верований;

2) неоколониализм проявляется не только в экономической сфере, но и в попрании морально-этических ценностей, выработанных трудящимися в рамках исламских традиций (не случайно население находит в исламе форму протеста против буржуазного образа жизни);

3) засилье транснациональных монополий отвергается влиятельными кругами местной буржуазии, и они обращаются к традиционным мусульманским институтам;

4) национально-освободительные движения, опираясь на экономическую и моральную поддержку мирового социализма, в большей части завершаются успешно, но эти успехи нередко приписываются только влиянию ислама.

Мусульмане в СССР проживают в среднеазиатских республиках, на Кавказе, в Поволжье. В нашей стране мусульманская идеология утратила свое былое влияние. Уменьшилось число людей, участвующих в религиозных обрядах, хотя еще сохраняются, например, бракосочетания с участием муллы, празднование курбан-байрама. Грандиозные социалистические преобразования показали народным массам ненаучный характер религиозной концепции общественного развития. Несмотря на это, буржуазные пропагандисты продолжают твердить о неприятии мусульманскими народами СССР марксизма-ленинизма, об усилении влияния ислама. В Советском Союзе, где давно снят вопрос об эксплуатации и национальном угнетении, где осуществляется прогрессивное экономическое развитие всех народов и их национальных культур, и для мусульманского населения нет дилеммы, каким путем строить общественную жизнь. Выбор им давно сделан - строительство коммунизма.

Остановимся на третьем тезисе буржуазных теоретиков дезинтеграции. В 70-е годы западная печать все чаще пишет об изменениях национального состава населения СССР, в частности об уменьшении в нем удельного веса русского народа. Отсюда делаются далеко идущие выводы. "Прирост мусульман в Советском Союзе идет быстрее, чем русских" 62 , - пишет преподаватель Оксфордского университета Н. Лубин. В связи с этим, добавляет Билинский, "они могут возглавить эпоху мусульманского возрождения" 63 . "Удельный вес русского населения непрерывно уменьшается, а прирост мусульман возрастает. Недалеко то время, когда русские станут меньшинством в государстве, которому они дали свой язык и свое руководство" 64 пророчествует Уайт. И антикоммунисты спешат с выводами: "Возрастание нерусского населения поставит в тупик страну в недалеком будущем" 65 . Переписи 1959 и 1979 гг. действительно показали некоторое уменьшение удельного веса русского населения в СССР - с 54,6 до 52,4% 66 . Однако этот объективный процесс не может привести к "дезинтеграции" Советского Союза. Здесь уместно вспомнить вопрос газеты "Monde" Л. И. Брежневу: "Как Вы представляете себе будущее Советского Союза? Не думаете


61 Monde, Р., 4.1.1980; р. 4; 15.1.1980. р. 3.

62 L ub in N. Women in Soviet Central Asia: Progress and Contraditions, - Soviet Studies, 1981, N 2, p. 188.

63 Вi1inskу Y. Op. cit., p. 330.

64 White S. Op. cit., p. 144,

65 Hоjda L. Nationality and Age in Soviet Population Change. - Soviet Studies, 1,980, N 4, p. 497.

66 Ежегодник БСЭ. 1980, с. 12.

стр. 81


ли Вы, что ускоренный рост численности населения в национальных республиках может повлечь определенные структурные изменения?". Ответ советского руководителя был предельно ясен: "Я, как и все мои соотечественники, с уверенностью и неиссякаемым оптимизмом смотрю в будущее своей Родины... Что же касается роста населения в тех или иных республиках нашей страны, то наc это явление не беспокоит. Напротив, оно радует нас, ибо отражает прежде всего мощный подъем экономического уровня наших республик, в том числе огромный рост благосостояния населения бывших окраин царской России, колоссальный прогресс, которого они добились на пути социалистических преобразований. Все это в конечном итоге укрепляет тот единый сплав, который мы называем новой исторической общностью - советским народом" 67 .

Четвертый тезис концепции дерусификации. Имея в виду наши союзные республики, Кричлоу и Уайт пишут о "вытеснении" русского языка в этих регионах, отмечают большой рост тиражей книг и газет, издающихся в республиках на национальных языках 68 . Действительно, с 1965 по 1980 г. тиражи газет, например, на русском языке возросли на 164%, казахском - на 190%, таджикском - на 239%, узбекском - на 221%, украинском - на 214%, грузинском - на 263%, азербайджанском- на 234% и т. д. 69 . Но ведь эти факты свидетельствуют прежде всего о расцвете культуры наций Советского Союза, отражают ленинскую практику уважительного отношения Советской власти к языкам народов страны.

Сторонники концепции дезинтеграции игнорируют наличие в СССР новой исторической общности - советского народа. Вообще отрицают это понятие Ситон-Уотсон, Раковска-Хармстоун, западногерманский советолог Б. Мейснер, Оллуорт и др. Ривкин считает интеграционные процессы в СССР минимальными, а националистические - господствующими 70 . Извращает это понятие и Штромас. "Теоретики концепции (новой исторической общности. - О. К.), - пишет он, - декларируют политику, направленную на ущемление национальной специфики, объединение их в униформистский образец" 71 . Особенности и признаки советского народа давно раскрыты в нашей литературе: эта общность является принципиально новой, не имеющей аналога в предшествующей истории; она является двуединой - социально- классовой и интернациональной одновременно, при этом в органическом единстве указанных сторон советского народа примат принадлежит первой; она в полном смысле всеобъемлюща, ибо охватывает всех членов советского общества; это общность более высокого уровня, чем прежние, потому что выступает как межклассовая и одновременно межнациональная; новая общность не является суммой классов, социальных групп, наций и народностей, а представляет их органическую целостность; она результат всех тех изменений и преобразований, которые привели в своей совокупности к построению развитого социализма; советский народ многонационален, его образование и дальнейшее развитие не только не ведет к нивелировке наций, а, напротив, обеспечивает самые благоприятные условия для их расцвета и сближения; советский народ не является чем-то статичным и неизменным, напротив, это в высшей степени динамичная, развивающаяся общность, выступающая как высшее достижение общественного прогресса 72 .


67 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Т. б. М. 1978. с. 431.

68 The Soviet in Asia, p. 20; White S. Op. cit., p. 153.

69 Подсчитано по: Народное хозяйство СССР в 1980 г., с. 491 - 492.

70 Ry wkin M. Op. cit., p. 13.

71 Shtromas A. Op. cif., p. 267.

72 См. Затеев В. И. Советский народ - новая историческая общность людей и ее интернационализирующее воздействие на развитие советских наций. - Научный коммунизм, 1979, N 4.

стр. 82


Глашатаи дерусификации отрицают процесс сближения наций и народностей СССР, не хотят видеть закономерности, которая охватывает все сферы жизни: экономическую, идейно-политическую, культурную и семейно-бытовую. Экономика всех республик - основа формирования общественных отношений - представляет собой единый народнохозяйственный комплекс СССР. Вопреки утверждениям советологов, извращающих тенденцию развития Советского многонационального государства, республики направляют свою самостоятельность не на создание обособленных национальных экономик, что наносило бы ущерб их собственным интересам, а на развитие рационального и эффективного единого хозяйства, что отвечает объективному процессу интернационализации производительных сил. При громадных масштабах общественного производства бесперебойное его функционирование требует ныне до миллиарда хозяйственных связей на различных уровнях управления экономикой. Создана Единая энергетическая система Европейской части СССР - сегодня она охватывает территорию с населением 220 млн. человек, к ней подключены 9 из 11 объединенных энергетических систем страны 73 .

В любой отрасли промышленности, на любом предприятии, даже в отдельной машине овеществлен труд представителей многих наций и народностей нашей страны. Жизнь рождает все новые формы сотрудничества республик, возрастает его размах, все явственнее проявляется процесс интернационализации. Достижения советских республик - плод общих усилий и сотрудничества всех народов СССР. Происходящие в нашей стране интеграционные процессы настолько очевидны, что даже Беннигсен и Уимбуш вынуждены констатировать: "Сильный интеграционный процесс объединяет советских мусульман с советской системой" 74 .

Трудящиеся Советского Союза видят путь построения коммунистического общества в укреплении единства населяющих его наций и народностей. Они имеют общую экономическую базу - общественную собственность на средства производства, социалистическую систему хозяйства; однородную социальную структуру - рабочий класс, колхозное крестьянство, народная интеллигенция; единый государственный и общественный строй; единую цель - построение коммунизма. Все это цементирует союз советских республик, делая его год от года прочнее 75 .

Уже на упомянутом выше симпозиуме в Вашингтоне отмечалось, что "Советский Союз имеет очень стабильную структуру, и национальное движение не угрожает ему" 76 . Несомненно, что и концепция дерусификации, подобно множеству других буржуазных доктрин, бесславно канет в Лету. "Один из важнейших итогов шестидесятилетнего пути Союза ССР, один из главных источников нашей силы, - подчеркнул, выступая в марте 1982 г. в Ташкенте, Л. И. Брежнев, - прочная, нерушимая дружба всех народов нашей страны" 77 . Антикоммунизм паразитирует на имеющихся еще в нашей жизни нерешенных вопросах, в частности на националистических и религиозных предрассудках в сознании отдельных людей. Преодоление их путем усиления патриотического, интернационального и атеистического воспитания советских людей лишит создателей концепции дезинтеграции Последних возможностей для дальнейших спекуляций.


73 Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. М. 1981, с. 64.

74 Bennigsen A. A., Wimbush S. E. Op. cit., p. 107.

75 Подробнее об этом см.: Куличенко М. И. Расцвет и сближение наций в СССР. М. 1981.

76 Nationalities and Nationalism in the USSR. A Soviet Dilemma, p. 19.

77 Правда, 25.III.1982.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ-БУРЖУАЗНЫХ-КОНЦЕПЦИЙ-РУСИФИКАЦИИ-И-ДЕЗИНТЕГРАЦИИ-СОВЕТСКОГО-ГОСУДАРСТВА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. И. Коновалюк, НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ РУСИФИКАЦИИ И ДЕЗИНТЕГРАЦИИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 14.03.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ-БУРЖУАЗНЫХ-КОНЦЕПЦИЙ-РУСИФИКАЦИИ-И-ДЕЗИНТЕГРАЦИИ-СОВЕТСКОГО-ГОСУДАРСТВА (date of access: 22.11.2024).

Publication author(s) - О. И. Коновалюк:

О. И. Коновалюк → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1044 views rating
14.03.2018 (2445 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
CHRONICLE NOTES 2012
2 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
2 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
2 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
2 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
2 hours ago · From Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
3 hours ago · From Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Yesterday · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Yesterday · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
Yesterday · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ РУСИФИКАЦИИ И ДЕЗИНТЕГРАЦИИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android