Libmonster ID: KZ-855

(МАТЕРИАЛЫ "КРУГЛОГО СТОЛА")

В. Н. БИРИН. Продуманно и взвешенно относиться к национальным проблемам

Господствующая ныне гипотеза о слиянии при коммунизме наций и народностей имеет право на существование, но есть и другие теории о перспективах развития этносов. Правильность какой-либо из них должно подтвердить время. Сейчас мы признаем, что слияние наций (если таковое все же произойдет) - дело далекого будущего. Так пусть эту проблему решают потомки. Мы же должны решать вопросы, относящиеся к совместному, проживанию национальностей в добром дружеском соседстве, и отталкиваться при этом от реально сложившейся ситуации.

Идея регионального хозрасчета хорошо принимается многими союзными и автономными республиками, но она не так проста и однозначна, как кажется на первый взгляд. В условиях существующего в СССР единого хозяйственно- экономического механизма переход на хозрасчет должен, по-видимому, осуществляться одновременно для всех республик. Иначе это приведет к нарушению принципа социальной справедливости, да и в чисто экономическом отношении нормальное функционирование смешанного хозяйственного механизма выглядит проблематично.

Товарищи из Прибалтики часто подчеркивают, что, двигая у себя перестройку, они руководствуются в своей деятельности не только советскими, но и международными правовыми актами, под которыми подписался СССР. Но порой создается впечатление, что в расчет принимаются только те правовые положения, которые выгодны этим республикам. Для примера возьмем миграцию. Коллеги из Латвии и Эстонии достаточно экспрессивно говорили не просто о вреде миграции в их республики, но о почти катастрофических последствиях, которые она несет для коренных народов.

В определенной мере их обеспокоенность можно понять. А вот как быть с правомерностью? Ведь, требуя запретить миграцию в их республики лиц некоренных национальностей, они вступают в противоречие с правом человека на свободное передвижение, зафиксированным в Декларации прав человека и подтвержденным недавно еще раз в международных соглашениях, подписанных в Вене.

При решении национального вопроса важно реально представлять себе современное состояние межнациональных отношений в различных регионах страны. В этой связи скажу несколько слов о Карелии. По переписи 1979 г., в Карельской АССР проживают представители более 55 национальностей. Русские составляют 71,3%, карелы - 11,1%, белорусы - 8,1%, украинцы - 3,3%, финны - 2,7%, вепсы - 0,8%, прочие - 2,7%. Достаточно типичный для автономной республики состав населения. Карелия относится к регионам с благоприятной этнической обста-


Основные материалы "круглого стола" опубликованы в N 5, 1989 г.

БИРИН Виктор Николаевич - научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР.

стр. 130


новкой. Здесь нет межнациональной напряженности; но это не значит, что проблем в национальных отношениях не существует. Напротив, их достаточно. В значительной степени это относится и к карелам - второму по численности коренному народу края. Доля детей у них невелика - 15%. Карел часто приводят в качестве примера быстро исчезающего народа. Проблема, сохранения своей этнокультурной среды жизненно важна и для данного этноса, 45 % которого пока еще проживает в сельской местности. Кроме того, карелы - единственный из советских народов, имеющих автономную республику, не имеет в то же время своего письменного языка (в качестве официального функционируют русский и финский), что, конечно, не может не ущемлять их национальные чувства. В силу деформаций в национальной политике и языковом строительстве карельский язык в послевоенные десятилетия не развивался. Его функциональная роль заметно снизилась, он переместился в основном в семейно-бытовую сферу. На финском же языке издаются газета и два журнала, ведется радиовещание и выходят телепередачи, работает финский драматический театр. Этот язык изучается в 42 школах, причем в 8 - с преподаванием на нем ряда предметов. Карелы, которых в 4 раза больше, чем финнов, кроме коротких радио- и телепередач, ничего этого не имеют.

Вопрос воссоздания карельской письменности и расширения функциональной сферы карельского языка горячо обсуждался общественностью, в партийных и советских органах республики. Как свидетельствуют результаты опроса населения, проведенного в сентябре 1988 г., желающие изучать карельский язык есть в большинстве районов республики, в том числе и в Петрозаводске. Предполагается подготовить букварь карельского языка на основе латинской графики (в 30-е годы была кириллица) и свод орфографических правил карельского языка на первых порах для карел-ливвиков, в экспериментальном порядке в районах с преимущественно ливвиковским населением начать преподавание карельского языка в школах, издать учебники карельского языка для 1 - 3 классов. С нынешнего учебного года в Петрозаводском университете увеличен прием студентов на финно-угорское отделение с целью подготовить квалифицированных учителей карельского языка.

Несколько иные задачи стоят перед белорусским и украинским населением Карелии. Данные этнические группы сформировались здесь в послевоенный период в результате их массовой миграции, пик которой пришелся на 50-е. годы. Они оказали: существенную помощь в развитии лесной промышленности, в освоении слабо обжитых и труднодоступных западных территорий края, в общем подъеме хозяйства республики. Многие из мигрантов в 60 - 70-е годы вернулись в БССР и УССР, но значительная часть избрала Карелию как постоянное место жительства. Сложилось по меньшей мере два поколения белорусов и украинцев, которые считают Карелию своей родиной.

В то же время, в этническом аспекте руководство республики никогда не интересовалось, этими народами, поскольку серьезных конфликтов между местным и пришлым населением, как, например, в Эстонии, не наблюдалось, языковой проблемы не существовало - общались на русском языке. А на удовлетворение духовных запросов украинского и белорусского населения, особенно в сфере их национальной культуры, серьезного взимания не обращали. В республике еще предстоит создать реальные условия для удовлетворения этих запросов,

Условия благоприятного климата для развития национальных отношений сложились в Карелии исторически. Карелия является единственной из автономных республик, где большая доля межнационально-смешанных семей зафиксирована на селе (37,9%), а не в городе (33,2%).

В каждом регионе существуют свои проблемы в сфере национальных отношений и имеются свои условия для их спокойного, взвешенного и

стр. 131


планомерного решения. Нужно этим пользоваться и ни в коем случае не доводить дело до межнациональных конфликтов.

Д. Г. САВИНОВ. Знание национальной культуры - основа решения национального вопроса

Итог сталинской национальной политики в блестящей сатирической форме показан Евг. Замятиным в романе "Мы". Изображенное в нем бюрократическое "стеклянное" общество вообще лишено каких-либо национальных особенностей.

На этом пути большие потери понесла отечественная этнография, особенно в области изучения традиционной культуры. Были закрыты Институт народов Севера и кафедра этнографии Ленинградского университета (восстановлена в 1968 г.). В официально утвержденных учебниках описательное направление этнографии было противопоставлено аналитическому (этнологии). Все теоретические школы мирового народоведения объявлены "буржуазными". До сих пор многие специальные работы (монографии и диссертации) имеют подзаголовок "вторая половина XIX - начало XX в.". Таков ближайший хронологический срез, доступный научному изучению. О быте и культуре описываемых народов в них говорится в прошедшем времени: "жили", "строили", "одевались", "занимались"... Современное положение представлено фотографиями: школа, клуб, знатный чабан, интерьер обставленной современной мебелью квартиры и т. д. Длительный отрезок времени, когда происходили сложнейшие этнические и историко-культурные процессы, по существу, не учтен и не изучен.

Исследование становления и развития национальных отношений в нашей стране - прямая обязанность исторической науки. Теоретическая основа этого направления уже создана, но необходимо с учетом имеющихся дефиниций обратиться к ней еще раз, на базе конкретного исторического и этнографического материала. Совершенно очевидно, что формирование национальных отношений - это длительный и диалектически сложный процесс, истоки которого уходят в далекое прошлое. Наше время путем деклараций и неоправданных обобщений законсервировало многие содержащиеся в этих отношениях противоречия. При этом основной объект изучения - этнос - оказался полностью обезличенным, что наиболее отчетливо проявилось в негативном отношении к самому факту существования этнической психологии.

Между тем этнос в исторической ретроспекции - явление сложное и далеко не однозначное. Одни народы появились на исторической арене раньше, другие позже. В связи с этим можно говорить об энергетическом потенциале этноса, народах более молодых и сильных, более древних и "усталых". Понятие "усталости" этноса особенно проявляется в периферийных районах, куда оттеснялись, как правило, более древние по происхождению, но уступающие по уровню развития культуры (традиционные) общества. В прошлом существовали народы-завоеватели и народы-покоренные. Соответствующие оттенки взаимоотношений между ними ощущаются и в настоящее время. Уровень социально-экономического развития, специфические условия иноэтнического окружения, историческая обусловленность миграций, формы проявления процессов аккультурации, конфессиональная принадлежность и многие другие пока не учтенные" факторы влияли на формирование современных этнических отношений.

Все они требуют самого пристального внимания и изучения. Только таким (а не декларативным) образом историческая наука может выявить истоки родства и дружественных отношений между народами; показать


САВИНОВ Дмитрий Глебович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Ленинградского отделения Института археологии АН СССР.

стр. 132


соответствие (или несоответствие) этнических и административных границ их расселения; объяснить исторические коллизии, вызвавшие те или иные этносоциальные процессы; проследить развитие национальных связей во всей их сложности и многообразии; и в конечном счете доказать необратимость процессов этнической консолидации.

Особое значение имеют события, происходящие в зонах крупного промышленного строительства. В прошлом - "великие стройки коммунизма", на недавней памяти - строительство БАМа, КАТЭКа, Красноярской и Саяно- Шушенской ГЭС; в будущем - Катунской и Туруханской ГЭС вызывали, вызывают и будут вызывать деформацию этнических процессов, которую следует учитывать так же, как и возникающие экологические проблемы. В условиях многонационального государства вопросы экономики и национальных отношений тесно взаимосвязаны.

Культура - атрибут этноса - должна развиваться свободно и без какого-либо вмешательства в любой национальной среде. Каждая культура - это исторически сложившаяся реальность: нет "плохих" или "хороших" культур. Любое проявление национализма сопровождается неоправданным преувеличением значимости своей культуры, что находит благодатную почву при отсутствии знаний об истории и культуре других народов. Эта "неосведомленность", которая воспитывалась десятилетиями - прямой противник перестройки в решении национального вопроса.

Осуществлять просветительскую работу в этом направлении должны не чиновники, а специалисты, обладающие знанием этнографии и современных достижений исторической науки. Таких специалистов у нас практически нет или их очень мало. Отделы культуры, в ведении которых находится решение этих вопросов, чаще всего беспомощны в профессиональном, правовом и финансовом отношении. Культивируемые ими "бумажные цветы" фольклорных ансамблей, по сути дела, - резервации традиционной духовной культуры. Необходимы расширенная подготовка специалистов по национальному вопросу, создание этнографической службы в СССР, нацеленной на решение тактических задач на базе специальных исторических исследований при наличии общей стратегии развития национальных отношений в нашей стране.

О. В. КОТОВ. Изучать малые этнические группы

Сектор этнографии нашего института с 1982 г. ведет планомерное изучение коми, проживающих в инонациональном окружении в некоторых областях Сибири и Европейского Севера. Было проведено несколько экспедиций в Мурманскую, Тюменскую, Томскую области. Исследования были междисциплинарными, наряду с этнографом работал этносоциолог, лингвист, фольклорист. Это позволило проследить историю формирования групп коми и оценить их современное состояние. Необходимо отметить прежде всего обострившееся внимание к проблемам малых этнических групп, причем не только (а может быть, и не столько) со стороны ученых, но и пробудившейся в процессе перестройки национальной интеллигенции.

В нашей этнографической науке основное внимание уделялось и уделяется компактно расселенным крупным национальным общностям - нациям и отчасти народностям, то есть все богатство этнических общностей сведено к двум разновидностям. Вне поля зрения этнографов, историков оказались различные этнические группы, проживающие отдельно от материнских этносов, в инонациональном окружении. Это зоны самых оживленных этнических контактов, сложного протекания этнических (национальных) процессов. Перекос в науке отражает (причем, думаю,


КОТОВ Олег Васильевич - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения АН СССР.

стр. 133


не только отражает, но и влияет) перекосы в практике национального строительства, касающиеся неосновных этнических общностей.

Эти перекосы начались в сталинское время и продолжаются по сей день. Это выразилось в закрытии в начале 30-х годов национальных районов и сельсоветов (напомню, их было более 5 тысяч), закрытии национальных школ, языковой переориентации, которая могла принимать насильственные формы. Так, по нашим данным, в школах, где учились обские коми, им не разрешали говорить на своем языке даже на переменах. Самоназвания чаще всего заменяются на официально признаваемые этнонимы, в результате чего происходит резкое сокращение перечня названий наций и народностей. Если сравнить эти перечни по переписям населения 1926 г. и 1939 г., то разница почти в 2 раза (196 и 124 этнонима соответственно). Практически все малые этнические группы искусственно объединялись с более крупными, а некоторые, например, поморы, семейские у русских, гуцулы у украинцев, пинчуки у белорусов и т. д., не учитывались совсем. В целом, как считают наши ученые, вариантов этнонимов, а следовательно, и этнических общностей в нашей стране более 800 (по данным С. И. Брука).

Эти примеры я привожу в качестве иллюстрации тех трудностей, которые ждут исследователей малых этнических групп. Статистика здесь весьма некорректная. Например, динамику численности групп коми на Севере и в Сибири на основе нашей статистики правильно вычислить нельзя. Мы проводили массовые опросы. Есть многочисленные примеры того; что в документах и при переписи коми учитывались неправильно. Например, при послевоенных переписях традиционные этнонимы кольских и сибирских коми - ижемцы и зыряне - не совпадали с официальным - коми; поэтому их зачастую записывали под другими этнонимами, чаще как русских.

Не в этом ли разгадка того тревожного факта, который был зафиксирован переписями 1970 и 1979 гг. - прекращение прироста численности коми, проживающих вне Коми АССР. Размер ошибочных записей установить невозможно. Сравнивая материалы этих переписей, а также данные наших опросов, можно заметить определенное смещение по показателю "родной язык". Так, по данным 1970 г., кольских коми, считающих родным языком коми язык, было меньше половины, причем у сельских коми таковых оказалось меньше, чем у городских (соответственно 34% и 46,4%). Уже по переписи 1979 г., доля кольских коми, считающих родным язык своей национальности, становится выше - 54,7%, а данные опроса 1982 г. повышают эту долю до 60%.

Переписью 1979 г. коми были отмечены на Украине, в Казахстане, в 8 областях РСФСР, в Москве и Ленинграде. Это группы численностью не менее 700 человек. Всего за пределами Коми АССР проживают 14% всех коми. Различные группы коми ведут себя по-разному. Так, алтайские коми практически утратили свою этническую специфику, у коми, проживающих в Омской области, произошел резкий спад этничности, Здесь носителями этнического самосознания являются отдельные представители старшего поколения. В то же время группы Кольских и обских коми представляют собой стабильные этнические образования с расширенным воспроизводством; этнокультурной спецификой и т. д. Здесь даже большинство детей от коми-русских браков записываются как коми.

Почему современное состояние групп коми столь различно? Прежде всего потому; что утратившие этническую специфику коми попали преимущественно в русское окружение, оказывающее даже в Коми АССР мощное ассимилирующее воздействие. Кольские и обские коми первоначально имели соседями саамов, хантов и манси, с которыми продолжительное время не смешивались. Русские появляются в районах Нового проживания коми в конце 30-х годов, когда этноареальные группы коми представляли устойчивые, перешедшие на демографическое и этнокуль-

стр. 134


турное воспроизводство образования. Определенную роль сыграла здесь и численность групп как условие эндогамии. Но самое главное, что эти группы обладали различными хозяйственно-культурными традициями.

И. П. ТРУФАНОВ. Повышать роль рабочего класса в межнациональных отношениях

Советскому рабочему классу принадлежит особая роль в сфере межнациональных отношений в нашей стране, поскольку у него в принципе не может быть устремлений к национальной обособленности и именно он в отличие от проявляющей часто инициативу в национальных аспектах интеллигенции является главной силой, проникнутой духом интернационализма, предполагающего тесное сотрудничество во всех областях производственной и общественной сфер жизни общества, коллективизм и братскую взаимопомощь всех народов СССР. Нужно принимать также во взимание численное преобладание рабочих среди населения СССР и тот факт, что сформировались национальные отряды рабочего класса, а это имеет большое значение для достижения социально-классовой однотипности наций и народностей и утверждения интернационалистских основ советского образа жизни.

Однако нужно понимать, что процесс перестройки в межнациональных отношениях сложён. В исследованиях и в практической работе часто недооценивается общественная психология. Это подтверждается событиями в Армении и Азербайджане, где рабочий класс не смог противостоять негативным явлениям в межнациональных отношениях. Сказались и период Застоя, создавшего себе социальную опору среди значительной части рабочих, и разрушительная направленность неверно нацеленной активности; и в известной мере групповой эгоизм.

Добавим, что в среде всех национальных отрядов рабочего класса СССР дают себя знать такие отрицательные черты, как социальная инертность, разрыв между словом и делом, невысокий уровень сознания у ряда рабочих, их Консервативные настроения, приспособленчество. Обезличенность их общественной жизни отрицательно влияет на превращение духовных ценностей каждого из наших народов в общее достояние, способствует рецидивам национализма. Уместно поставить вопросы, почему в Среднеазиатских республиках остается невысокой доля коренного населения Й Составе рабочего класса и почему там ослаблена деятельность по интернациональному воспитанию рабочих?

Среди рабочих, как и других социальных групп, проявляются предубеждения одной наций в отношении другой. Они отражают не только экономические и социальные обстоятельства, но также личностную систему взглядов, сложившихся в разных республиках. В результате в советском многонациональном обществе возникают и укрепляются существующие в обыденном сознании стандартизированные представления о собственном и о других народах. Эти предубеждения представляют собой не набор изолированных взглядов, а часть мировоззрения каждой личности, Порождаемую жизненной ситуацией и прочими обстоятельствами. Вот почему требуется прочно поставить исследования социально-психологических характеристик в межнациональных отношениях. С их учетом выявляются дифференциации, вызываемые социальной принадлежностью, идеологией, степенью религиозности, неприязненным либо терпимым отношением к другим национальным группам. Пока эта сфера науки и практической деятельности не найдет у нас подлинного развития, мы не сумеем прочно обеспечить интернационалистскую работу.


ТРУФАНОВ Иван Павлович - доктор исторических наук, профессор Ленинградского института текстильной и легкой промышленности.

стр. 135


М. М. БЛИЕВ. Сохранять национальные обычаи?

Межнациональные отношения зависят, в частности, от "здоровья" традиционной культуры народа. Каждый народ наследует от предшествующих эпох историко-культурный генофонд: не просто свое историческое прошлое, но и ту естественную среду, благодаря которой осуществляются нормальная жизнь людей и устойчивое сохранение психического склада, отличающего один народ от другого. Ассимиляция, наметившаяся в ряде регионов СССР, сильно влияет на этот генофонд, а его разрушение приводит к столь же тяжелым последствиям, как разрушение организма человека на генном уровне.

В эпоху сталинизма велась длительная и упорная борьба с традиционными культурами, объявленными просто пережитками прошлого в сознании. Возглавлялась эта борьба партийно-бюрократическим аппаратом, амбициозно- карьеристской частью местной интеллигенции и комсомольскими функционерами. Суть их "работы" может быть проиллюстрирована на примере Северо-Осетинской АССР. Для многих народов Большого Кавказа горы являлись естественной крепостью. Уделяя особое внимание делу обороны, эти народы сооружали комплексы укреплений, служившие защите от внешних нападений. В Северной Осетии подобные комплексы включали в себя святилища, выполнявшие и идеологические функции: воины должны были сражаться до последнего, поскольку считалось, что, покинув крепость, они предадут вражескому осквернению само святилище. Святилища пользовались в народе особым уважением. Эта традиция содержала в себе воспитание чувств, связанных с высокими человеческими понятиями, формировавшими нравственность осетина. Святилища на предгорных равнинах в отличие от горных имели и иную миссию: помимо культового предназначения, они служили убежищем, гарантировавшим безопасность любому путнику (человек, успевший укрыться в святилище, считался неприкосновенным).

Из равнинных святилищ наиболее почитаемой являлась роща Хетаг - место отправления религиозных культов и укрытия от преследователей. К. Хетагуров в поэме "Хетаг" писал: "Священная роща "Хетагов куст"... В нем странник чужой потупляет свой взор, послушный обычаю горцев". И в наше время сюда съезжаются в августе из разных селений люди, чтобы отметить день Хетага. Против осетинских святилищ официальными властями всегда велась борьба, а в последние годы она столь ужесточилась, что в день Хетага милицейские наряды, блокировавшие дорогу к роще, никого не удивляли. Произошло запустение святилищ. Вакханалия, развязанная по инициативе некоторых местных "идеологов", вызывала возмущение не столько поведением непосредственных ее организаторов, сколько позицией Москвы, ибо подобное переносное проецирование казалось людям справедливым, так как наложение табу на святилища проводилось одновременно при нейтральном отношении к церквам и мечетям.

В осетинском быту обычаи, связанные с похоронами, сложились в четкую систему обрядов, особенно устойчивых. Одна из причин состоит в тяжести военных и демографических катастроф: более чем полуторамиллионное (в аланское время) население к концу первой трети XIX в. составляло около 40 тыс. человек. Путешественники XIX в. отмечали, что в Осетии кладбища занимали больше места, чем села. Отсюда - традиция: в день похорон близкие люди приходят к месту захоронения покойного и оказывают его семье материальную и моральную поддержку. Можно согласиться с тем, что с точки зрения целесообразности встречаются в похоронной обрядности и "нерациональные" начала, но это не дает


БЛИЕВ Марк Максимович - доктор исторических наук, зав. кафедрой Северо-Осетинского университета.

стр. 136


права на борьбу с традицией через милицию. А за осетинской свадьбой вообще не признали исторической преемственности. Появились даже "сценаристы", предлагавшие навсегда отказаться от осетинской свадьбы и внедрить новый свадебный обряд. В организованных ими "комсомольских свадьбах" не участвовали лица старшего поколения, решившие, что на таких свадьбах может присутствовать только молодежь.

Третий пример связан с урбанизацией. Она привела попутно к ломке былой семьи, стремившейся к компактному расселению своих членов с сохранением тесных родственных связей. Сопротивляясь новому укладу жизни, такие семьи устраивали "фамильные съезды". В этом нет ничего ужасного, но и здесь появились "культуртрегеры", запрещающие поддерживать родственные связи в таких формах. Не этими ли и им подобными фактами отчасти порождались негативные явления в межнациональных отношениях?

Н. Ф. БУГАЙ. Больше внимания неизученным аспектам национальных отношений

Многие проблемы национальных отношений в СССР долгое время оставались в тени, не подвергались тщательному исследованию. Форсированная интернационализация привела к закрытию созданных в 20 - 30-е годы специальных учреждений, занимавшихся этими проблемами, национальных секций партийных и советских органов, сети учреждений по руководству культурой (комитеты национальностей при Наркомпросах и т. д.) и др., свертыванию статистических обследований по отдельным нациям и народностям, резкому сокращению научной работы в области национальных отношений и т. д. Право на теоретическую разработку национального вопроса оказалось монополизировано Сталиным.

С учетом требований, предъявляемых современностью, крайне необходим анализ концепций национального вопроса, содержащихся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, документах Коммунистической партии и Советского правительства.

Сегодня советская историческая наука столкнулась с тем, что по проблеме национальных отношений практически отсутствует источниковая база. Мы располагаем несколькими десятками опубликованных сборников документов по вопросам совместной борьбы народов за социалистическую революцию, по истории национально-государственного строительства на местах, образования СССР. Однако в них нет ответа на вопрос, каким образом складывались у нас межнациональные и внутринациональные отношения на уровне страны в целом, союзных и автономных республик, областей и округов, как реализовывалась ленинская концепция развития народов СССР, какие были допущены ошибки, отступления, в чем суть деформаций в этом процессе, как осуществлялась новая экономическая политика, проходила индустриализация в национальных районах, как народы СССР участвовали в совместной борьбе против фашизма, восстановлении народного хозяйства, как они развивались в условиях дальнейшего строительства социализма.

Ждут публикации материалы съездов Советов, заседаний СНК, ЦИК республик. Было бы полезным проанализировать на основе документов процесс национально-государственного строительства и административного устройства народов. Необходимо исследовать имевшие место в период коллективизации (конец 20-х - начало 30-х годов) отступления от ленинского принципа учета специфики хозяйственного и культурного


БУГАЙ Николай Федорович - доктор исторических наук, руководитель группы по истории национальных отношений советского общества Института истории СССР А Н СССР.

стр. 137


развития национальных регионов. Тогда, в условиях административно- командной, бюрократической и волюнтаристской системы формировалась ориентация на единообразие в организации экономической жизни народов СССР. Такой подход резко противоречил ленинской концепции развития народов.

Отсутствуют данные о том, как повлияли на национальные отношения в 30-е годы массовые репрессии, затронувшие как русский, так и другие народы. Каждая союзная и автономная республика, области и национальные округа по какой-то чудовищной логике должны были тоже иметь своих "врагов народа", чтобы "не отстать" от центра.

Сегодня в условиях перестройки и гласности крайне необходимо обратить внимание на анализ проблем вынужденной миграции некоторых народов нашей страны в 40-е годы. Появляющиеся по этой проблеме разноречивые публикации, "игра в цифры", отсутствие документальной базы приводят к тому, что допускаются большие искажения. Кроме того, нельзя ограничиваться 40-ми годами, поскольку переселение народов началось уже в конце 30-х годов (первыми выселялись с Дальнего Востока советские корейцы). Ждет исследования и проблема экономического развития национальных регионов страны в 30 - 50-е годы. Как повлияла на состояние экономики политика переселения народов, их вынужденная миграция, когда был нанесен существенный удар по развитию животноводства, полеводства и других отраслей сельского хозяйства?

Внимание историков должны привлечь и вопросы национально- государственного административно-территориального устройства народов. Необходимо научно ответить на вопрос: можно ли решать все проблемы межнациональных отношений в сложившихся и зафиксированных национально- административных границах, возможны ли здесь какие-либо изменения, целесообразны ли они? Разумеется, при этом не должно быть поспешности. От того или иного административно-территориального устройства всегда в значительной степени зависели межнациональные отношения. Переселенческая политика 40-х годов привела к изменению территориального устройства, а неразрешенность отдельных вопросов, связанных с этим, до сих пор создает конфликтные ситуации в отношениях между автономными республиками, областями и округами.

Предана забвению и проблема роли Советов в становлении и развитии межнациональных отношений как в масштабе СССР, так и отдельных его крупных регионов. Опыт, накопленный в ленинский период, весьма ценен, так как он обозначил перспективы развития национальной социалистической государственности. Именно Советам как органам власти пришлось проводить работу по перестройке общества в условиях новой экономической политики, которая предполагала известную самостоятельность национальных регионов и всесторонний учет их специфики в отличие от административно-командной системы, которая адекватна централизму.

Более пристального внимания требует и проблема новой исторической общности - советского народа. Негативные явления в сфере межнациональных отношений породили некоторое недоверие к этому термину. Бытует мнение, что об этой общности говорить пока рано.

Важным было бы и рассмотрение проблем складывания единого народнохозяйственного комплекса в СССР, роли и места каждой из союзных и автономных республик, областей и округов в этом комплексе, их взаимоотношений в экономической сфере, как и исследование культурных связей между народами на различных этапах социалистического строительства.

Изучение названных вопросов позволит воссоздать правдивую историю союза наших народов, поможет преодолеть трудности, которые есть в сфере межнациональных отношений, выявить все ценное в них для использования в социально-экономическом развитии нашей страны.

стр. 138


А. В. КИРХ. Упразднение административно-командной системы - условие нормализации межнациональных отношений

Ныне интерес ряда национальностей к национальному вопросу в СССР чрезвычайно возрос. Сегодня (это подтверждают опросы общественного мнения в Эстонии) выходят наружу как положительные, так и отрицательные моменты национального развития. В условиях гласности жители Эстонии открыто говорят о том, что их особенно тревожит в жизни республики. Они в основном озабочены демографическими смещениями, будущим своих наций, языка и культуры. При этом используются опросы населения. Их результаты репрезентативны по национальному признаку: удельный вес эстонцев в рамках шести проведенных опросов - от 60 до 65%, что соответствует их доле в занятом населений республики. Основным фактором, меняющим этническую структуру Эстонии, остается приток людей извне. Вместо постоянного населения в республике повсеместно задают тон приезжие. В послевоенный период через Эстонию прошло около 7 млн. человек, а постоянное население в 1982 г. лишь превысило 1,5 миллиона. Миграционный прирост за 1945 - 1988 гг. составил 500 тыс. человек. Инонациональные жители Эстонии (в основном русские, белорусы и украинцы, чья доля превышает 75% из 600 тыс. неэстонцев) тоже озабочены тем, как сложится их жизнь в Эстонии, которую они или их родители после 1940 т. избрали местом проживания.

Демократическое обсуждение национального вопроса еще больше усилило неудовлетворенность. Опросы общественного мнения были проведены в ноябре 1986 г., апреле и октябре 1988 г. (один из трех вопросов: "Как вы оцениваете отношения между эстонцами и неэстонцами в республике за последние годы?"). Они свидетельствуют о резком изменений общественного мнения за эти два года. Оценка состояния межнациональных отношений до лета 1988 г. с точки зрения эстонцев была значительно пессимистичнее по сравнению с оценками инонационального населения, но когда события лета и осени 1988 г. ознаменовали подъем политической активности эстонской нации под лозунгом национального возрождения, эстонцы и неэстонцы стали оценивать изменения в межнациональных отношениях одинаково. Пессимизм эстонцев обусловлен тремя причинами. Во-первых, коренные жители видят в притоке мигрантов угрозу экологии региона, поскольку последние составляют 70% лиц, работавших на объектах электроэнергетики, химической и сланцедобывающей промышленности, которые оказывают отрицательное воздействие на экологическую ситуацию в республике и здоровье людей. Во-вторых, интенсивный приток мигрантов приводит к острому дефициту жилой площади, особенно ощущаемому коренными жителями Таллинна, Тарту, Нарвы и Пярну. Увеличение числа мигрантов ассоциируется и с ухудшением качества услуг. Третья причина - культурно-национальная. С возрастанием доли выходцев из других регионов СССР социальные функции эстонского языка сокращались, он вымывался из наиболее значимых сфер - производственной и деловой - и использовался чаще лишь в сфере культуры, науки и образования.

Все это вызывает недовольство эстонцев, и в 1988 г. их протест достиг общенационального уровня. Резкие выступления творческой интеллигенции против ведомственных амбиций всесоюзных министерств 1 и 2 апреля 1988 г. на Объединенном пленуме творческих союзов республики были вполне обоснованны. Этот протест, что подтверждает сегодня успешная деятельность Народного фронта Эстонии, представляет собой попытку реализовать на практике основные принципы ленинской региональной и национальной политики. Наконец-то эстонский язык стал го-


КИРХ Аксель Вольдемарович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии, социологии и права АН Эстонской ССР.

стр. 139


сударственным в ЭССР. Но, чтобы добиться этого, Верховный Совет республики на своей внеочередной, VIII сессии 16 ноября 1988 г. должен был принять "Декларацию о суверенитете Эстонской ССР". На сессии в центре внимания находились: отношение к законопроектам о дополнениях и изменениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов; вопрос о суверенитете Эстонской ССР и соответствующие поправки к Конституции ЭССР. 72% населения Эстонии не одобрили законопроекты, 19% признали их заслушивающими поддержки. Среди русскоязычного населения доли противников к сторонников соответственно равны 49% и 39%, среди эстонцев - 85% к 7%. Более острые отклики вызвал принятый сессией закон об изменениях и дополнениях к Конституции ЭССР. 66% опрошенных (84% эстонцев и 35% неэстонцев) считали, что дополнения надо срочно принять, отрицательно отнеслись к дополнениям лишь 2% опрошенных (3% неэстонцев). В ходе опроса 16 ноября 1988 г. 73% таллиннцев посчитали, что необходим суверенитет ЭССР (93% эстонцев и 42% неэстонцев); 10% - что в принципе это надо утвердить, но не на данной сессии; 3% назвали это вообще ненужным. Опрос 23 ноября показал, что 62% опрошенных - целиком, а 24% частично поддерживают поправки к Конституции ЭССР, принятые на сессии, против поправок - 7%, остальные не имеют твердой точки зрения. Эстонцы одобрили результаты сессии почти единодушно (98%), из неэстонцев 27% - полностью, 45% - частично, 14% выступили против.

Приведенные данные показывают, что русскоязычное население воспринимает новации более осторожно. Несмотря на такой раскол, доверие к депутатам после сессии возросло среди как эстонцев, так и неэстонцев. Опрос, проведенный до сессии, показал, что только 55% верили в то, что депутаты Верховного Совета республики действуют согласно интересам своих избирателей, а при опросе после сессии доля таких лиц возросла до 78% (данные о жителях Таллинна). Среди неэстонцев их доля возросла с 42% до 59%. Что касается лиц со средним и высшим образованием, то мнение более образованных неэстонцев было близко к мнению эстонцев. Очевидно, влияют высокая информированность и понимание насущных проблем республики.

Часть неэстонцев, прежде всего недавние мигранты, интересы которых переплетены с интересами общесоюзных ведомств, воспринимают позицию эстонских депутатов как проявление национализма и сепаратизма. Но пересмотр экономической и социальной политики административно-командной системы - важнейшее условие нормализации ненормальной ситуации не только в Эстонии: без этого нельзя вообще говорить о дальнейшем сплочении нашего федеративного государства.

М. М. КУЧУКОВ. Нельзя игнорировать субъективный фактор в теории и практике межнациональных отношений

Одна из характерных примет настоящего - это национальные движения, межнациональные столкновения и проявления национализма. В основе современных событий в области национальных отношений лежит упрощенное восприятие нации, которое игнорирует ряд свойств того, что мы называем народностью, нацией. Сталинская концепция сущности нации вошла в современную науку, в общественное и политическое сознание. Развитие концепции в дальнейшем происходило или по пути увеличения первоначального набора признаков нации или же некоторого их изменения.

В результате нация не воспринимается как общность людей, осознающих свое единство и на этой основе осуществляющих свой жизненный


КУЧУКОВ Магомед Мусаевич - кандидат философских наук, Кабардино-Балкарский агромелиоративный институт.

стр. 140


процесс, т. е. как субъект деятельности. Из основания теории нации выпал принцип деятельности. Нация в результате стала рассматриваться как нечто зависимое лишь от социально-экономических условий, классовых отношений. Этот подход и ориентирует современные исследования, в которых прежде всего уделяется внимание социально-экономическому развитию общества. Результаты исследования затем проецируются на развитие наций и межнациональных отношений, и как итог мы получаем бесконфликтное прямолинейное развитие.

Таким образом, существовавшая теория не смогла сыграть своей прогностической роли, а практика не смогла разрешить назревшие противоречия. Игнорирование принципа деятельности в концепции нации приводит к механическому материализму, где нация становится исполнителем безличных сил истории, марионеткой исторической необходимости.

Для такого подхода к пониманию сущности нации в период создания основ теории были объективные причины. Сталинская теория нации формировалась в период острой идеологической борьбы по вопросам содержания патриотизма и национализма, интернационализма и нации и др. Это был период бурного расцвета национализма в разных формах и проявлениях.

Отношение к нации как к субъекту деятельности особенно наглядно видно из критики Лениным сталинского плана автономизации при образовании СССР, по которому предполагалось вхождение всех народов в РСФСР на правах автономных республик. Ленин настоял на образовании СССР как союза равноправных наций. Политика в области национальных отношений в период сталинизма и в дальнейшем была далека от требований Ленина. В 20-е годы сложились упрощенные представления о нации и национальных интересах, и основой такого упрощения были взгляды Сталина. В этот период в стране шел процесс складывания бюрократической, административной системы, следствием которого была примитивизация общественных отношений. Одновременно и нации были лишены статуса самостоятельности, а из литературы постепенно исчезли понятия "потребности и интересы", "воля", "цели", "самосознание нации".

Из сталинских идей в основу новой теории нации и межнациональных отношений было введено определение нации, а также такие положения, как, например: "Нация является не просто исторической категорией, а исторической категорией определенной эпохи, эпохи подымающегося капитализма". Из этого положения делался конкретный, ориентированный на практику национального строительства вывод, что "нация рождается вместе с капитализмом. Смерть капитализма обусловливает и умирание нации". Все эти прямолинейные выводы отвечали уровню развития общественного сознания, для которого в целом характерна была вера в скорую мировую революцию и коммунизм, когда нации не нужны, все будут жить в братском единстве.

На практике это проявилось в кампании по борьбе с национализмом и уничтожении национальной интеллигенции. Проявление национального достоинства, гордости, забота о развитии культуры вызывали репрессии. В наиболее уродливом виде это пренебрежение к национальному развитию проявилось в годы Великой Отечественной войны в политике геноцида и этноцида в отношении рада народов, выселенных с их исторической родины, обреченных на вымирание в непривычных природно-климатических зонах, на растворение в среде других народов.

Важно учитывать национальные интересы, которые выражают положение нации в системе общественных и межнациональных отношений. В настоящее время в стране осуществляется коренной поворот к руководству экономикой, сущность которого - в переходе к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора. К проблемам наций и межнациональных отношений необходимо подхо-

стр. 141


дить с этих же позиции. Тем более что обострение межнациональных отношений, как показали события в различных регионах страны, происходит на основе забвения существования национальных потребностей и интересов.

М. Г. КУМАХОВ. Отказаться от догматизма, научиться новому мышлению

Проблема межнациональных отношений является одним из главных вопросов в ходе перестройки, обновления социализма. Осложнение межнациональных отношений в ряде регионов страны прежде всего вызвано многолетним игнорированием социально-экономических, духовных запросов наций и народностей, населяющих нашу страну, деформациями социализма. Во-первых, нет научно обоснованной теории национальных отношений. Во-вторых, отстает разработка дефиниций, понятий, терминов. В-третьих, не учитывается резко возросшее национальное самосознание всех народов СССР, в том числе и русского.

Вместе с тем благодаря усилиям обществоведов, в особенности этнографов, этносоциологов, в 70-е годы наметился определенный сдвиг в изучении национальной проблематики, заключающийся в исследовании межличностного уровня национальных отношений. Ими же совместно с психологами создана концепция национального самосознания, выявлена его структура. В борьбе с биологизаторскими идеями, теорией географического детерминизма, "единого потока" в культуре утвердилось понимание того, что нация - социальное явление. Появились и многозначные термины. Но все же успехи в разработке категории, терминов, адекватно отражающих объективную реальность, более чем скромны. Исключение составляет, пожалуй, лишь теория этноса, контуры которой уже четко обозначены.

Между тем практическая (не говоря о теоретической) значимость дефиниции в современной национальной ситуации резко возросла. Простой на первый взгляд вопрос, кого можно считать националистом, - поставит в тупик немало ученых и практиков. Призыв партии отказаться от догматизма и научиться новому мышлению, поставить во главу угла человеческий фактор наталкивается не только на сопротивление бюрократического аппарата, но главным образом на косность, привычку к трафаретам, удобным формулировкам. Поясню это на конкретном примере. Несмотря на многочисленные упоминания терминов "национальное", "интернациональное", "интернационализация" и т. д., четких критериев выделения этих дефиниций, механизма перехода "национального" в "интер-" или, наоборот, "оплодотворения национального интернациональным", можно сказать, нет. Зачастую безуспешные поиски отличительных черт этих дефиниций определяются желанием во что бы то ни стало найти социалистические черты.

Укоренившийся догматизм можно проиллюстрировать и многими другими примерами. Приведу лишь один, понятный всем. До сих пор в социологической, исторической литературе можно встретить оценку вступления в межнациональный брак как проявление интернационализма. Я далек от мысли не видеть здесь элемент проявления интернационализма, но правда также и то, что женившийся на девушке другой национальности или рожденной в смешанной семье мужчина зачастую проявляет себя как "этноцентрист", "националист", стараясь компенсировать данную "ущербность". Больше вреда, чем пользы, принес и термин "второй родной язык", в роли которого выступал всегда русский. Данный сте-


КУМАХОВ Михаил Гидович - кандидат исторических наук, зав. сектором социологии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики.

стр. 142


реотип прочно вошел в литературу, хотя, руководствуясь здравым смыслом, трудно смириться с двумя родными языками.

Проблема национальных стереотипов, которую здесь затронули, играет заметную роль в общественной жизни народов. Средства массовой информации расширяют возможность ознакомления с другими народами, их культурой, традициями, но нередко они же влияют на формирование отрицательных национальных стереотипов, хотя преследовали противоположные цели. Работы местных авторов, в частности представителей народов Северного Кавказа, пестрят названиями, определениями, подтверждающими якобы существующую иерархию национальностей: применительно к русскому народу термины "великий", "старший брат", "первый среди равных" и т. д., которые на самом деле ничего не прибавляют русскому народу, действительно внесшему (как самый крупный этнос) в дело строительства социализма больше других. Навязывание таких стереотипов метает объективному процессу сближения наций, отражается на процессе интернационализации.

Возросший уровень национального самосознания имеет различные "выходы": от создания неформальных объединений, движений до попытки реанимировать уже отжившее. В связи с этим возрастает роль исторической науки, интеллигенции. Пока же на страницах печати чаще выступают публицисты, представители различных социальных групп, и порою эмоции берут верх. Например, в Кабардино-Балкарии, особенно в среде молодежи, идут дискуссии о возможности изменения этнонима. Предлагается вместо "кабардинец", "черкес", "адыгеец" вернуться к самоназванию "адыг". Дело в том, что в родных языках этих народов имеется лишь один этот термин. Данный аргумент используется как основополагающий. Историческая действительность такова, что завершился более чем семивековой этап формирования кабардинской нации, этноним которой произошел от имени князя Кабарда. Дисперсное расселение этих народов, равно как и этническое самосознание, безусловно, сделает свое дело.

В ходе "круглого стола" неоднократно предпринимались попытки выделить и ранжировать структурные элементы национального вопроса. Представляется, что дискуссия на эту тему беспочвенна, так как мотивы возникновения межнационального напряжения в разных регионах разные: в некоторых случаях на первое место выдвигается экономический фактор, в других - требования правового характера и т. д. Вместе с тем вполне очевидно, что в различной обстановке, в разное время преобладающими могут быть иные причины, чем в настоящем.

Другой тезис, который здесь многие выдвигали, - требование политики равных прав и равных возможностей. Мне представляется этот тезис скорее политическим, лозунговым, чем научном. Например, может ли русский язык бить равноправным с языками малых народов Севера? Юридически - да, фактически - нет. Равенство объективно дает преимущество большим по численности нациям, имеющим большие территории, богатые природные ресурсы. Это неизбежно.

Я полностью поддерживаю мысль о необходимости изучения исторических аспектов национальных процессов. Забыты и традиции дореволюционной науки по национальному вопросу.

В заключение хотел бы кратко информировать о тех проблемах, которые стоят перед Кабардино-Балкарией! Они во многом схожи с теми, с которыми сталкиваются и в других регионах: перенаселение, избыток трудовых ресурсов (особенно в сельской местности), экология (загазованность в 2 - 2,5 раза выше нормы), недостаток жилья (обеспеченности составляет 90 - 91% общего показателя по РСФСР, хотя за последние четверть века численность населения республики росла темпами, в 1,6 раза опережающими среднероссийские). В то же время рост заработной платы у нас ниже, чем в РСФСР и Северокавказском регионе.

стр. 143


Такое же положение обнаруживается и при сравнении доходов с личного подворья. Широко распространенное двуязычие - одно из первых мест в СССР - и плохое знание родного языка дополняют общую картину.

К. Б. МИТУПОВ. Увязывать социальную политику с уровнем развития народов

Отсутствие научной теории национального вопроса привело в СССР к искажениям в национальной политике, что, в свою очередь, повлекло за собой искажения в экономической, социальной и культурной политике. Одним из наиболее болезненных результатов явилось форсирование создания социалистической общественной структуры у народов, перешедших к социализму, минуя капитализм, административно-бюрократические методы формирования национальных отрядов рабочего класса и интеллигенции. Поспешность вывода о непротиворечивом переходе к социализму, минуя капитализм, породила неверное отношение к темпам оседания кочевых и полукочевых народов, их приобщения к передовым методам индустриального и интеллектуального труда. Наметилось резкое падение темпов роста численности таких народов. Очевидно, что народы, стартовавшие к социализму из докапиталистических отношений, обязательно должны были пройти длительный адаптационный этап. В его рамках следовало, заложив основы нового строя, дать толчок к изменению психологии, связанной с традиционными видами труда.

Этого не случилось. И вот в Бурятии к концу 1930-х годов доля представителей коренного населения среди рабочих составляла около 10%, в 1959 г. - 8,8%, к 1979 г. - 17,7% (среди промышленных рабочих - 11,6%), т. е. результаты оказались ниже ожидаемых. Ошибочные методы социальной политики привели к замалчиванию реальной ситуации в статистике и научной литературе: один из важных показателей, который должен был стать ориентиром проведения соответствующей политики, оказался скрытым.

Формировалась национальная интеллигенция. Но идея перехода в состав интеллигенции только из рабочих не оправдала себя. Основная часть национальной интеллигенции в Бурятии была из крестьянства. Этот ее отряд уступал русской интеллигенции и по уровню образования, и по общей культуре. Впоследствии же сложившийся стереотип подготовки национальной интеллигенции стал играть негативную роль, ибо позволял на протяжении длительного времени "эксплуатировать" идею подготовки слабых национальных кадров, что привело и к дискредитации самой политики формирования национальной интеллигенции, и к снижению ее статуса.

На примере народов Севера и Дальнего Востока видно, сколь неоднозначно проходит приобщение их к индустриальным видам труда. В Северной Бурятии, где пролегла БАМ, проживает около 1300 эвенков, коренных жителей края, которые из века в век вели экологически разумную хозяйственную деятельность, традиционно занимаясь охотой и оленеводством. Никогда ранее не шла речь о массовом пьянстве, тунеядстве, деградации представителей этого народа. Строительство БАМ привело к тому, что дикие животные ушли, оленьи пастбища уничтожены, эвенки остались без традиционных занятий. Через 15 лет после начала строительства БАМ выяснилось, что практически ни один эвенк в нем не участвует и лишь немногие рабочие-эвенки заняты малоквалифицированным трудом. Местные хозяйственники предпочитают не принимать их на работу, зная, что им трудно дается овладение сложными профессиями. Казалось бы, чего проще - аборигенам влиться в рабочий класс


МИТУПОВ Константин Бато-Мункич - кандидат исторических наук, ученый секретарь Бурятского института общественных наук Сибирского отделения АН СССР.

стр. 144


страны, получить квалификацию, приобщиться к более цивилизованной жизни? Однако столь резкий скачок сказался на социальных процессах. Необходима научно обоснованная социально-экономическая политика, привязанная к конкретной ситуации, уровню развития народов. Если исторически сложившаяся структура данного народа экономически целесообразна и оправдывает себя, то не надо искусственно создавать проблемы. Создание условий для развития традиционных видов труда и постепенный переход к иным видам труда на основе внедрения технических новшеств может изменить самый характер труда, а вместе с этим решить проблему приобщения к передовым индустриальным видам труда.

Х. Т. МЕДАЛИЕВ. Рост национального самосознания требует глубокого научного анализа межнациональных отношений

В период перестройки идет быстрый рост национального самосознания, сфера национальных отношений становится более сложной и многообразной, требующей серьезного научного анализа. Усилились миграционные процессы, расширился межреспубликанский обмен кадрами, коллективы стали многонациональными - все это требует сочетания национального и интернационального в духовном мире личности. А между тем события в ряде регионов страны показывают, что идеологическая работа в сфере национальных отношений ведется без учета сложности жизни и реальной картины бытующих настроений.

Патриотизм не безнационален. Игнорирование национальной гордости затрудняет формирование интернационалистского сознания. Наряду с общесоветской гордостью граждане СССР отнюдь не лишены и местного патриотизма. Если с этой точки зрения анализировать известное положение о расцвете и сближении наций, то для таких небольших автономных многонациональных образований, как Кабардино-Балкария, на практике это означало игнорирование традиций национальной культуры. Сошлюсь на пример. Творческое наследие пионеров адыгского просвещения долгие годы лежало мертвым капиталом, а это живая реальность, связанная многочисленными и невидимыми нитями с современностью. Труды этих ученых начали появляться в печати лишь с конца 70-х годов. Важнейшим памятником культуры является, как известно, язык. Только за последние годы стали издаваться труды, в которых собраны лексическое (в том числе диалектное, ономастическое) и фразеологическое богатство народа. А процесс развития национального самосознания шел стихийно, причем групповые образования и их интересы выдавались за общенациональные. Естественно, в этих условиях без изучения прошлого невозможно было восстановить подлинную историю развития культуры. А нигилизм, проявленный сознательно или под давлением сверху, приводил к обеднению национальной культуры, к умалению ее достижений.

В масштабе страны должно быть одинаковое отношение к религии. Воспевание одной религии в ущерб другой приводит к обратным результатам. А плохое знание истоков религиозных учений нельзя выдавать за атеизм. В дни, когда отмечалось 1000-летие принятия христианства на Руси, возник закономерный повышенный интерес русской интеллигенции, молодежи к истории России, памятникам старины, русской культуре. Этому радовались братские народы нашей страны.

Столь же закономерен интерес к истории прошлого и культуры других народов. В Кабардино-Балкарии мало сохранилось памятников культуры прошлого. Многие национальные традиции и обычаи прошлого под видом борьбы с религией были отброшены, хотя они не являлись рели-

МЕДАЛИЕВ Хачим Темирович - доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Кабардино-Балкарского университета.

стр. 145


грозными по своему происхождению, а многие из них и сегодня могли бы пригодиться в духовном воспитании подрастающего поколения. Мы понимаем, что в духовном наследии, традициях и быту каждой нации есть хорошее и плохое. В данном случае речь идет о полезном, нужном.

Все это доказывает, что нельзя игнорировать роль и значение национальных факторов, сложность и противоречивость национальных процессов. Мнение определенной части теоретиков по национальному вопросу, что национальное теряет свое значение, неверно, практически вредно. В Кабардино-Балкарии, например, появились такие термины, как "кабардино-балкарский народ", "кабардино-балкарский язык" и т. д., тогда как есть два народа, два языка. Следствием этого явились запрещение преподавания в начальных классах на родном языке, недооценка роли языка, национальной культуры в воспитании подрастающего поколения. Вред состоит и в том, что не исследовались внутринациональные процессы, диалектика развития национального сознания и самосознания, национальной психологии, характера и т. д., а это приводит к нежелательным результатам.

Второй вопрос, на котором я хочу остановиться, это - Миграционные процессы. В результате осуществления социальной политики КПСС за годы Советской власти в Кабардино-Балкарии, как и по всей стране, произошли существенные изменения, в том числе и в демографическом процессе. Численность населения Кабардино-Балкарии увеличилась со 170 тыс. в 1920 г. до 724 тыс. в 1985 г., или в 4,2 раза (количественно кабардинцы выросли в 2,3 раза, балкарцы - в 1,7 раза, русские - в 7 раз). Этот рост происходил за счет естественного прироста и высокого положительного сальдо механического движений. Механический прирост трудовых ресурсов за 9 лет (1966 - 1974 гг.) составил 63,8 тыс. человек. Такое положение нельзя считать нормальным. Следствием этого является углубление диспропорций между наличием рабочих мест в местах вселения и ресурсов труда в районах выхода мигрантов. Механический рост населения для любой республики чреват самыми различными осложнениями - в экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Мы считаем, что механический рост населения надо остановить, и прежде всего экономическими мерами.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НАЦИОНАЛЬНЫЙ-ВОПРОС-И-МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-СССР-ИСТОРИЯ-И-СОВРЕМЕННОСТЬ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СССР: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НАЦИОНАЛЬНЫЙ-ВОПРОС-И-МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-СССР-ИСТОРИЯ-И-СОВРЕМЕННОСТЬ (date of access: 24.11.2024).

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1359 views rating
17.10.2019 (1865 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.К. ШАГИНЯНА "НАХИЧЕВАНЬ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА"
5 hours ago · From Urhan Karimov
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2012 г.
5 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ РОССИЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА К СОВЕТСКОЙ ИРАНИСТИКЕ. ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР И ЕГО ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
6 hours ago · From Urhan Karimov
ПАТРИМОНИАЛИЗМ VS СУЛТАНИЗМ: "АРАБСКАЯ ВЕСНА" И СУДЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ГОСПОДСТВА
6 hours ago · From Urhan Karimov
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ ТАНГУТОВ
Catalog: Экология 
6 hours ago · From Urhan Karimov
Е.А. ОГАНОВА, С.Н. ВОРОБЬЕВА. ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕРЕВОДУ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
6 hours ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ 2013
6 hours ago · From Urhan Karimov
ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
7 hours ago · From Urhan Karimov
THE LEBANESE CRISIS: THE TRANSFORMATION OF SOCIETY AND THE STATE
Catalog: История 
7 hours ago · From Urhan Karimov
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО АРХЕОЛОГИИ ЕВРАЗИИ
9 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СССР: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android