В. ГЕЛЬБРАС
Доктор исторических наук
В Китае в начале XXI в. развернулись миграционные движения, подобных которым новейшая история мира еще не знала. Их масштабы и последствия в полном объеме пока трудно оценить. Сравнительно небольшая по условиям страны миграция крестьян в 1980-е - 1990-е гг. обрела небывалый размах в 2001 - 2004 гг. Процесс фактически только-только взял своеобразный старт.
В стране еще не проведены адекватные этому процессу исследования1 . Занятое население в деревнях в 2003 г. составило почти 488 млн. человек, или 65,6% от общей численности занятого населения страны2 . По подсчетам специалистов министерства сельского хозяйства КНР, фактические потребности отрасли в рабочей силе не превышают 170 млн. человек. Примерно 135 млн. человек нашли себе работу на деревенских "предприятиях волостей и поселков" (см. Таблицу 1). Получается, что, как минимум, 150 млн. крестьян считаются в Китае избыточной рабочей силой деревни, то есть более 30% общего числа работников. Цифры впечатляют: ненужное аграрному производству население Китая превышает все население сегодняшней России... Между тем, ежегодно в деревнях прибавляется 6 млн. излишних рабочих рук3 . В Китае полагают, что к 2020 г. численность рабочей силы, не требуемой для сельского хозяйства, достигнет 250 млн. человек!4 С каждым годом в стране ширится миграция крестьян, ищущих применение своим силам за пределами родных деревень. В 1990 г. число крестьян, нашедших работу за пределами своей волости, составляло 15 млн. человек, а в 2003 г. - уже 98 млн, то есть в 6 с лишним раз больше5 . В течение 1990-х гг. на работу в городах устроилось более 80 млн. крестьян6 . Только в 2003 г. искали работу еще 90 - 110 млн. крестьян. При этом население 660 городов в 1990-х гг. увеличилось более чем на 27%7 . Кроме того, от 60 до 110 млн. крестьян не находят постоянного источника заработка в деревнях, но они пока не стали мигрантами. Следовательно, можно ожидать, что в ближайшие годы миграционные потоки будут расширяться и множиться. Их масштабы и значение трудно переоценить.
Возникает вопрос: что известно об этом новом явлении в общественно-политической жизни КНР?
Однако прежде кратко остановимся на основных этапах административно-политического регулирования социальной мобильности в китайском обществе. Такой обзор поможет в общих чертах воссоздать реальную картину новейших явлений, а следовательно, понять их значение и представить себе их последствия8 .
ДВЕ НЕРАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЧАСТИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Система регистрации населения начала создаваться в КНР в 1950-е гг. В 1951 г. были опубликованы "Временные правила управления городским населением", в 1955 г. Государственный совет КНР издал "Указание о создании системы регистрации постоянно проживающего населения". Проходившее в этот период кооперирование в деревне имело сложные социальные последствия и сопровождалось ухудшением материального положения части крестьянства. В результате произошел массовый наплыв крестьян в города. В 1956 и 1957 гг. правительство трижды отдавало распоряжения о недопущении стихийного притока деревенских жителей в города.
В последующие годы политика правительства неоднократно менялась. С началом "большого скачка" в 1958 г. 20 млн. крестьян были мобилизованы для работы в городах. В октябре того же года правительство издало "Положение о регистрации населения Китайской Народной Республики", установив строгие ограничения на приезд крестьян в города. В 1960-е гг. 20 млн. крестьян, мобилизованных для работы в городах, были отправлены обратно в деревни.
В 1964 г. Госсовет КНР одобрил решение министерства общественной безопасности о контроле за перемещением населения, сделав акцент на двух "строгих ограничениях". Первое из них предусматривало фактический запрет на городскую прописку сельского населения. Второе - пресекало движение населения между городами страны.
В годы "культурной революции" (1966 - 1978) в деревню были отправлены более 20 млн. человек из числа грамотной городской молодежи и начальников,
стр. 48
неугодных организаторам культурной революции". В 1975 г. из Конституции КНР изъято положение о праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.
По существу, совокупность принятых мер означала введение норм сословного общества: человек с момента своего рождения обретал на всю оставшуюся жизнь права и обязанности городского или сельского жителя. Китайское общество оказалось разделенным на две неравные части. Сельское население было ограничено в своих экономических, социальных и культурных правах.
С окончанием "культурной революции" в 1976 - 1978 гг. и переходом с 1979 г. к "политике реформ и открытости" положение в стране стало постепенно меняться. Сначала в города возвратилось более 20 млн. ранее высланных из них горожан. Одновременно были ужесточены ограничения в праве на городскую прописку. Более того, при возникновении семьи со смешанной сельской и городской пропиской ее члены обязаны были работать в деревне, а дети получали только сельскую прописку. Позже, в 1984 г. ЦК КПК распорядился разрешить крестьянам селиться в уездных поселках и городках при условии, что они сами обеспечат свое пропитание. Им не выдавались положенные горожанам продовольственные карточки.
Политика руководящих органов снова оказалась изменчивой. В 1989 - 1991 гг. крестьяне, работавшие в городах, но имевшие "сельскохозяйственную прописку", были возвращены в деревню.
Новый поворот в политике произошел после провозглашения в 1992 г. курса на создание "социалистической рыночной экономики". Крестьяне были призваны развивать рынок, принимая участие в расширении несельскохозяйственного производства на основе принципа "покидать землю, оставаясь в деревне". Эта политика имела важные экономические последствия. Она способствовала росту количества "предприятий волостей и поселков" и объемов их производства. Предприятия обеспечили увеличение занятости крестьянства и их доходов.
Развитие этой сферы не меняло, однако, главного: общество оставалось разделенным на две неравные части. Важнейший порок системы, как, например, писал еще в 1994 г. Линь Гогуань, проявлялся в том, что права и интересы крестьянства были принесены в жертву индустриализации городов и развитию городской цивилизации. "Эта система прописки застывала и укреплялась вместе с плановой системой, и ее предстояло ликвидировать со становлением рыночной системы"9 . Его мнение разделяли и другие специалисты, но для перемен потребовались годы.
Анализируя сложившуюся ситуацию, китайские специалисты отмечают многочисленные недостатки фактически пожизненной регистрации одной части народа в качестве городского населения, другой - в качестве сельского10 . Известный экономист и социолог Лу Сюеи, эксперт Центра проблем развития при Госсовете КНР, указал на отсутствие равной оплаты за равный труд крестьянина-рабочего и рабочего с городской пропиской. Для крестьян-рабочих устанавливались иные нормы рабочего времени, другая продолжительность времени для выполнения одних и тех же видов работ, чем для городских рабочих11 .
Только в 2000 - 2004 гг. высшие органы КПК и государства приняли решения, открывшие крестьянам путь к свободному поиску работы в городах. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, Государственный совет КНР приняли в эти годы ряд нормативных актов, разрешающих, регламентирующих и стимулирующих крестьянскую миграцию. Специальная резолюция XVI съезда Компартии Китая (2002 г.) по вопросам сельского хозяйства и положения крестьянства дала побудительный импульс для активизации деятельности в этих направлениях законодательным и исполнительным органам государства.
В конце 2001 г. Государственный плановый комитет и министерство финансов опубликовали "Уведомление о полном упорядочении сборов с выезжающих или прибывающих работников". В этом документе предписывалось с 1 марта 2002 г. полностью ликвидировать сборы за временное проживание, регистрацию временно проживающих и др. Чжао Шукай, специалист Центра проблем развития, называл ликвидацию сборов и поборов "улучшением старой системы управления", а отмену "различных дискриминационных ограничений - революцией в прежней системе"12 .
Таблица 1
Масштабы занятости на "предприятиях волостей и поселков" (млн. человек)
Годы |
Общая численность занятого населения в деревнях |
Абсолютный прирост (сокращение) числа работников |
Число работников "предприятий волостей и поселков" |
Абсолютный прирост (сокращение) числа работников предприятий |
Доля работников предприятий в занятом населении деревни (%) |
1980 |
318,4 |
- |
30,0 |
- |
9,4 |
1985 |
370,1 |
51,7 |
69,8 |
39,8 |
18,8 |
1990 |
477,1 |
107,0 |
92,7 |
22,9 |
19,4 |
1995 |
490,3 |
13,2 |
128,6 |
35,9 |
26,2 |
1998 |
490,2 |
-0,1 |
125,4 |
-3,2 |
25,6 |
1999 |
489,8 |
-0,4 |
127,0 |
1,6 |
25,9 |
2000 |
489,3 |
-0,5 |
128,2 |
1,2 |
26,2 |
2001 |
490,8 |
1,5 |
130,9 |
2,7 |
26,7 |
2002 |
489,6 |
-1,2 |
132,9 |
2,0 |
27,1 |
2003 |
487,9 |
-1,7 |
135,7 |
2,8 |
27,8 |
Источник: Zhongguo tongji nianjian, 2003 (Китайский статистический ежегодник, 2003) - Beijing: Zhongguo tongji chubanshe, 2003, e. 448; Zhongguo tongji zhaiyao, 2004 (Краткий китайский статистический справочник), e. 42.
стр. 49
15 января 2003 г. Госсовет КНР выпускает "Уведомление о налаживании работы по управлению трудоустройством и обслуживанию крестьян, прибывающих для работы в города". В документе говорилось об отмене административных разрешений на использование предприятиями крестьян-рабочих, устранялись профессиональные ограничения для поступающих на работу крестьян-рабочих, намечалось постепенное введение удостоверений временных жителей. Во всех отраслях и на всех видах работ предписывалось устанавливать равный статус городских рабочих и крестьян-рабочих. Решения 2000 - 2003 гг. китайские авторы оценили как "важные политические перемены", как "приход весны в устройство на работу мигрирующих крестьян"13 .
В китайской печати отмечается, что нововведения осуществляются непоследовательно, некоторые вообще игнорируются местными органами власти. Например, в канцелярии по управлению плановой рождаемостью мигрантов г. Чэнду было принято решение о введении для мигрантов специальных брачных удостоверений. Их выдача стоит 50 юаней. За отсутствие у мигранта этого документа предусмотрен штраф от 50 до 500 юаней14 .
Новые порядки устанавливаются постепенно. К концу июля 2003 г. в провинциях Хэнань и Цзянсу, городе Чэнду "сельскохозяйственная прописка" была отменена, для всего населения введена единая "прописка жителя" (jumin hukou). Примерно в половине провинций и городов страны приступили к реформе системы прописки. Более чем в 20 тыс. небольших городов реформа проводится в порядке эксперимента. По сведениям министерства общественной безопасности, эта работа распространяется на 130 млн. мигрантов. 50 млн. из них зарегистрированы в городах в качестве временных жителей15 .
ПОЧЕМУ СНИМАЮТСЯ ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ МИГРАЦИИ КРЕСТЬЯН?
В 2004 г. последовали новые решения, облегчавшие миграцию крестьян в города. Правительство сформулировало принципы политики в отношении крестьян-рабочих: "Трудящиеся трудоустраиваются самостоятельно, рынок регулирует занятость, правительство способствует трудоустройству"16 . В 2004 г. Госсовет КНР запретил задержку заработной платы крестьянам-рабочим и предписал в течение трех лет ликвидировать задолженность по заработной плате17 . Принято постановление по охране труда этой категории трудящихся18 . Оно имеет большое значение, поскольку в 2003 г. на производстве погибло 136 тыс. человек, большинство из которых крестьяне-рабочие. В горной промышленности, строительстве, на вредных химических производствах на долю крестьян-рабочих пришлось более 80% всех погибших и травмированных рабочих19 .
В течение 2004 г. принят также ряд других решений, нормализующих трудовые отношения и социальное обеспечение крестьян-рабочих. Вместе с тем, Дин Нинънин, руководитель социального отдела Центра проблем развития, на пресс-конференции 9 марта 2005 г. признал, что в этих областях существует немало острых проблем. Их быстрое решение невозможно. Занятость, разрывы в доходах, социальное обеспечение останутся среди острейших проблем в 11-й пятилетке и на протяжении всего периода до 2020 г.
Возникают вопросы: Почему крестьяне вынуждены искать источники доходов вне сельского хозяйства? Что подвигло правительство на снятие преград на пути миграции крестьян в города именно в 2000 - 2004 гг.? Почему ограничения миграции и дискриминационные меры в отношении крестьян-рабочих снимаются постепенно?
Похоже, что правительство либо не имеет полной информации о реальной ситуации в стране, либо обстановка на местах настолько сложна, что нужно время для выработки адекватных мер. Каждый шаг по их осуществлению требует, в свою очередь, преодоления сопротивления различных сил, лишающихся дополнительных доходов за счет крестьян-рабочих. Поэтому порой постановления правительства выглядят непоследовательными.
В миграции крестьян в 2000-х гг. оказались заинтересованы обе стороны - крестьянство и власти. Заинтересованность крестьян понятна: они нуждаются в увеличении доходов.
Главное статистическое управление (ГСУ) КНР проводит ежегодные обследования бюджетов крестьянских семей. Согласно их результатам, душевыми доходами менее 4,1 юаня в день (0,5 долл.) в 1995 г. располагали 56,6%, в 2000 г. - 32,1%, в 2001 г. - 30,2%, но в 2002 г. - 48,3% крестьянских дворов20 . По международным нормам эта часть крестьянства живет в полнейшей нищете. Численность занятых крестьян, имевших в день менее 8,2 юаня, или менее 1 долл. США, в 1995 г. достигала более 90%, в 2000 г. - почти 75%, в 2001 г. - 72,4% и в 2002 г. - 69,8% сельского населения21 . Тенденция очевидная: идет постепенное, хотя и медленное сокращение беднейшей части крестьянства. Тем не менее их численность остается гигантской.
Руководитель специального органа Госсовета КНР, ответственного за ликвидацию нищеты крестьянства, Лю Цзянь отметил, что численность бедного населения в деревнях, не решившего "проблему сытости и тепла", в 2003 г. впервые за годы реформ не сократилась, а увеличилась на 800 тыс. человек22 . К этому следует добавить, что в 2003 г. в сельском хозяйстве КНР создано всего 15,2% ВВП23 .
Крестьяне вынуждены искать и использовать любые возможности для улучшения своего положения. Поэтому их стремление найти заработок в городах совершенно естественно. Руководитель Центра проблем развития при Госсовете КНР Ван Мэнкуй подчеркивает, что доходы от несельскохозяйственной деятельности составляют уже 50% доходов крестьян, из них одну треть формируют доходы в форме заработной платы. За счет заработной платы образуется 80% прироста доходов крестьян.
стр. 50
Власти осознали, что экономика страны заинтересована в росте доходов крестьянства в известной мере даже больше, чем сами крестьяне. Понимание столь парадоксального факта было вызвано тем, что внутренний спрос на продукцию китайской промышленности, определяемый потребностями 20% населения мира, с одной стороны, не создавал устойчивых импульсов для наращивания производства, а с другой - вызывал социальную напряженность. Стали необходимы меры по развитию внутреннего рынка. Ориентация исключительно на производство товаров на экспорт ставила страну в зависимость от конъюнктуры на мировом рынке. Вступление Китая в ВТО потребовало от правительства принятия мер по повышению конкурентоспособности китайской экономики. Миграция, способствуя вовлечению в промышленное производство самых бедных слоев населения, способна существенно сократить затраты на производство экспортной продукции. По данным ООН, средняя зарплата в Китае составляет 1/48 таковой в США, 1/30 в Японии, 1/20 на Тайване, 1/14 в Южной Корее; она ниже, чем в Мексике, Турции, на Филиппинах, в Индии, Индонезии24 . Поэтому в последние годы производство многих товаров предприниматели разных стран начали переводить в Китай.
Более 27% сельского населения работает на "предприятиях волостей и поселков". В результате в стране сложилась, по выражению Ван Мэнкуя, "двухслойная городская и сельская экономика", характерная сосуществованием отсталых отраслей традиционного сельского хозяйства и передовых отраслей современной экономики.
"Двухслойная экономика" явилась, с точки зрения Ван Мэнкуя, "неизбежной переходной формой". В условиях осуществления "политики строгого отделения города от деревни" она привела к специфическим социальным последствиям и отставанию урбанизации от индустриализации. "Предприятия волостей и поселков" сыграли важную роль в экономике страны. В настоящее время, по его мнению, они меняются, и надо искать для них новое название, например, "малые предприятия в деревне". Предстоит найти пути для того, чтобы "малые предприятия в деревне" органично влились в единый процесс индустриализации и модернизации всей страны. Эти предприятия станут превращать поселки в "малые городки", образующие "экономический центр" урбанизации и превращающие сельское население в несельскохозяйственное. В ходе такой урбанизации "китайского типа" произойдет "самое важное" - увеличится несельскохозяйственная занятость сельского населения.
В этой области, однако, существуют серьезные проблемы.
В 10-й пятилетке (2001 - 2005 гг.) планировалось, как пишет Чэнь Чжунь, специалист Центра проблем развития, перевести на работу в города и трудоустроить в несельскохозяйственной сфере 40 млн. крестьян. На самом же деле необходимо на протяжении ближайших 5 - 10 лет ежегодно трудоустраивать в городах и несельскохозяйственной сфере от 15 до 20 млн. крестьян. За 10 лет к несельскохозяйственной занятости должно быть привлечено 150 - 200 млн. человек25 . Чэнь пишет, что уже в конце 9-й пятилетки отставание урбанизации от индустриализации превратилось в одну из наиболее крупных стратегических проблем. Самым радикальным методом перевода излишней деревенской рабочей силы является развитие городов. Однако в 10-й пятилетке особый упор был сделан на строительство небольших поселков, малых и средних городов и решительное "пресечение стихийного расширения крупных городов".
Большинство тех китайских ученых, которые открыто высказывают свое мнение, полагают, что иного пути успешного развития страны, кроме ликвидации всех форм административно-политического разделения китайского общества на городское и сельское, не существует. В то же время многие из них убеждены, что этот путь тернист, и немало проблем предстоит решать безотлагательно.
"МАЛЫЕ ГОРОДА" И МИГРАЦИЯ ВНУТРИ ПРОВИНЦИЙ
"Малые города" должны возникнуть там, где сосредоточены "предприятия волостей и поселков". Те и другие расположены в сельской местности и представляют собой своеобразные социально-экономические магниты, притягивающие к себе окрестное трудоспособное сельское население. Мне приходилось бывать на таких предприятиях в разных районах страны. Везде люди шли на работу издалека, преодолевая порой путь до 10 - 20 км. Именно крестьяне-рабочие являются потенциальными жителями будущих "малых городов".
Поиск деревенскими жителями работы в родных местах создает миграционные потоки внутри провинций. Примерно половина тружеников "предприятий волостей и поселков" в миграционных движениях, возможно, не участвует или участвует в них в минимальной степени. Они работают на семейных предприятиях, составляющих официально категорию "индивидуальных предприятий" (их в Китае разъясняют по-английски понятием "Selfemployed Individuals"). В 1995 - 2002 гг. их численность колебалась в пределах 50 - 60 млн. человек26 . Они занимаются бизнесом, используя домашние средства и помощь домочадцев. Только торговцы "вразнос" передвигаются между населенными пунктами. Если не считать индивидуальных товаропроизводителей, пока в сельском миграционном процессе участвует примерно 60 - 70 млн. человек.
В 2002 г. на "предприятиях волостей и поселков", образовавших специфическую, во многом самостоятельную сферу экономики, работало почти 133 млн. человек, в том числе около 77 млн. в промышленности и 39,5 млн. - в сфере услуг. На них было произведено 31,6% ВВП27 , хотя не совсем ясно, каким образом произведены эти подсчеты. Данные на сей счет в китайской печати приводятся разные. В
стр. 51
Таблица 2
Основные показатели миграции населения КНР (перепись 2000 г.)
Место регистрации, проживания |
Всего (тыс. человек) |
Структура мигрантов (в % к итогу) |
|
144391 |
100,0 |
В том числе: |
|
|
В других волостях данного уезда (города) |
10664 |
7,4 |
В других поселках данного уезда (города) |
15962 |
11,0 |
В других местах данного уезда (города) |
3628 |
2,5 |
В других волостях данного города |
3450 |
2,4 |
В других поселках данного города |
4859 |
3,4 |
В других местах данного города |
27071 |
18,7 |
В других уездах или городах данной провинции |
36338 |
25,2 |
В других провинциях |
42419 |
29,4 |
Источник: Zhongguo tongji nianjian, 2002; Beijing: Zhongguo tongji chubanshe, 2002, e. 102 - 103.
2003 г. появилось сообщение о том, что несельскохозяйственной деятельностью занималось 160 млн. крестьян28 . Однако в официальных социально-экономических итогах года эта цифра не фигурировала.
"Предприятия волостей и поселков" получили большое развитие в первые годы после распространения в деревнях подворного подряда. В 1981 - 1985 гг. численность работников этих предприятий возросла почти на 40 млн. человек, в 1986 - 1990 гг. - без малого на 23 млн, в 1991 - 1995 гг. - примерно на 36 млн. Но затем, во второй половине 1990-х гг., их развитие заметно замедлилось. В 2001 - 2003 гг. число работающих на таких предприятиях увеличилось всего на 8 млн. человек.
Чэнь Сивэнь, заместитель руководителя Центра проблем развития, убежден: "предприятия волостей и поселков" не могут служить моделью несельскохозяйственной деятельности в деревне29 . Он пришел к заключению о целесообразности скорейшей ликвидации политического отделения города от деревни, разработки единой концепции их экономического и социального развития. Хань Цюянь, специалист Центра, поддержал эту точку зрения. По его мнению, необходимо уточнить стратегию развития этих предприятий, предусматривая создание единой промышленной системы города и деревни, образование единого рынка труда. Существование в деревне второй промышленной системы" целесообразно только в рамках четкого разделения труда30 .
Вместе с тем важно отметить, что на долю 10 наиболее экономически развитых провинций и городов, играющих ведущую роль во внешней торговле страны, приходится 54% всех "предприятий волостей и поселков" страны, на них занято более 62% общей численности работников этих предприятий. На их долю в 2003 г. пришлось свыше 76% добавленной стоимости31 . Поэтому проблема на самом деле носит более сложный характер, обусловленный спецификой развития экономики отдельных провинций страны.
Пятая перепись населения КНР, проходившая в 2000 г., позволила выявить некоторые тенденции в миграции населения (см. Таблицу 2).
Вне мест прописки проживало около 144 млн. человек. Если исключить 23 млн. человек, являющихся жителями городов, то численность мигрантов в стране составляла 121 млн. В города прибыло 90 млн. человек (74,4%), в деревни - 31 млн. (25,6%). 65% из 121 млн. мигрантов нашли работу в пределах провинции прописки и 35%, или более 40 млн. человек, искали ее в других провинциях. Главными провинциями исхода явились Сычуань, Аньхуй, Хунань, Цзянси, Хэнань, Хунань. Главными пунктами притока стали Гуандун (35,5%), Чжэцзян, Шанхай, Цзянсу, Пекин, Фуцзянь, то есть наиболее быстро развивающиеся города и провинции32 .
Перепись населения позволила установить, что в канун либерализации миграционного процесса в 2001 - 2003 гг. более 29% населения уже проживало вне мест постоянной прописки. Наибольшая подвижность населения была характерна для горожан. Следовательно, уже к 2000 г. многие ограничения для передвижения населения оказались несовместимыми с потребностями его повседневной жизни.
Если говорить о "предприятиях волостей и поселков", то, видимо, они стали мощным магнитом, притягивающим к себе население разных пунктов прописки. Можно предположить, что на уровне уездов, то есть в "чисто" сельской местности, около 19% жителей не находились в пункте прописки на момент переписи в связи с занятостью в других местностях родного уезда. Место работы, как правило, обеспечивалось "предприятиями волостей и поселков". Можно допустить, что часть горожан также отсутствовала в момент переписи на месте прописки в связи с работой на "предприятиях волостей и поселков", расположенных вне городов.
Для более детального анализа миграции воспользуемся материалами переписи 2000 г. и выборочного обследования 2003 г. (см. Таблицу 3).
Данные таблицы позволяют установить, что абсолютное большинство жителей страны проживало там, где было прописано. На срок более 6 месяцев с места регистрации отлучалась незначительная его часть. Следовательно, если учесть данные предыдущей таблицы, большинство работников, занятых на предприятиях вне пункта своей прописки, должны были даже в сельской местности находить место работы с таким расчетом, чтобы ежедневно успевать вовремя приходить на работу и иметь силы возвращаться домой.
Таким образом, мысль Ван Мэнкуя о возможности формирования "малых городов" на базе "предприятий волостей и поселков" не лишена оснований.
стр. 52
Таблица 3
Структура населения в зависимости от места прописки и жительства (2000, 2003)
|
2000 г. (перепись населения) Всего |
2003 г. (обследование на базе 0,982% выборки) Всего |
||
(тыс.чел.) |
(в % к итогу) |
(тыс.чел.) |
(в % к итогу) |
|
Всего |
1242612 |
100,0 |
1260,5 |
100,0 |
Проживающие по месту прописки |
1089412 |
87,7 |
1148,4 |
91,1 |
Проживающие в уездах, поселках, местностях вне пункта прописки более 6 месяцев |
134287 |
10,8 |
97,3 |
7,7 |
Проживающие в уездах, поселках, местностях вне пункта прописки более 6 месяцев, но на данном месте жительства менее 6 месяцев |
10104 |
0,8 |
8,6 |
0,7 |
Ожидающие регистрации по месту жительства в уездах, поселках, местностях |
8052 |
0,6 |
6,3 |
0,5 |
Прописанные в уездах, поселках, местностях, но на момент перепиа работали или учились за рубежом |
757 |
0,06 |
н.д |
- |
Источник: Zhongguo tongji nianjian, 2002, e. 100 - 101; Zhongguo tongji nianjian, 2004, Beijing: Zhongguo tongji chubanshe, 2004, e. 102 - 103.
В 2001 - 2003 гг. миграция внутри провинций продолжала развиваться. Информация о ней, разумеется, существенно уступает сведениям, полученным в ходе переписи населения. Тем не менее, она заслуживает внимания. Установить масштабы миграции в эти годы достаточно трудно. Миграция - это непрерывно пульсирующее явление. Часть людей отправляется в путь, часть - возвращается на место постоянного жительства, часть - находит более или менее постоянную работу и проживает тут же, сохраняя сельскую прописку. Большая часть крестьян в эти годы искала и находила место работы в своей провинции. Вместе с тем весьма заметная их доля отправлялась на поиски заработка в дальние края.
Для рассмотрения перспектив миграции, ее социального значения, важно ответить как минимум на три вопроса. Первый: не является ли миграция в пределах соседних деревень, даже уезда всего лишь временным явлением, порожденным переходным периодом, необходимым для создания "малых городов"? Второй: сколь велико влияние местных условий на миграционный процесс и урбанизацию деревни? Наконец: можно ли считать миграцией передвижение населения между деревнями? С точки зрения обитателей большинства других стран, такая мобильность не является миграцией.
Действительно, жители многих стран ежедневно проделывают значительно более длительный путь к месту работы и обратно, и никто не называет такие поездки миграцией. Справедливо. Особенность Китая заключается, однако, в том, что на протяжении многих десятилетий его жители были прикреплены системой прописки к земле, к определенному пункту проживания. Несколько поколений были принуждены жить в точном соответствии с установленным порядком. Им требовались разрешения властей даже для временного пребывания в других местах. Проходя сравнительно небольшие расстояния, они попадали в иную зону контроля, зону другой регистрации. Поэтому уже сравнительно короткие передвижения приходится называть в этой стране миграцией.
Не менее важно также, что ныне, передвигаясь между населенными пунктами, устраиваясь на несельскохозяйственные работы, люди участвуют в формировании новых норм жизни, новых общественных отношений, пронизанных многими элементами городского и деревенского укладов. "Предприятия волостей и поселков" и рождающиеся "малые города" символизируют становление нового качества жизни - свободу выбора места работы и места жительства, свободу передвижения. Меняются коренные условия, характеризующие качество жизни населения. Поэтому можно в данном случае говорить о миграции. Это пространственно ограниченная миграция, но все же миграция. Она является важным процессом, преобразующим Китай.
МИГРАЦИЯ МЕЖДУ ПРОВИНЦИЯМИ
Перепись населения 2000 г., зафиксировав миграционные потоки, скованные многочисленными ограничениями, все же позволила выявить некоторые тенденции, заслуживающие внимательного анализа. За период с 1990 по 2003 гг. число покинувших родные провинции мигрантов, как говорится в белой книге о занятости и политике в этой области, увеличилось с 15 млн. до 98 млн. человек33 . 6-кратный рост. Беспрецедентный размах! В печати уже пишут о проблемах второго поколения в составе мигрантов. В городах выросли люди, родившиеся в городах, но сохраняющие сельскую прописку.
Ван Мэнкуй пишет, что в настоящее время в деревнях насчитывается примерно 800 млн. жителей. Их положение остается сложным.
Несмотря на острый дефицит пашни, обрабатываемые площади сокращаются. Так, в 1987 - 2001 гг. было реквизировано более 24 млн. му (1,6 млн. га). В результате, как минимум, 34 млн. крестьян стали располагать в расчете на душу менее 0,3 му (0,02 га) земли либо ее вообще утратили. Происходит также незаконный захват обрабатываемых земель. Утратили землю не менее 40 - 50 млн. крестьян, то есть 5 - 6% сельского населения. Ясно, миграционный потенциал в китайской деревне является грандиозным.
стр. 53
Таблица 4
Миграционные потоки с учетом сферы распространения диалектов, 2000
Название диалектов |
Провинции, города, автономные районы |
Население в сфере диалекта (тыс. чел.) |
Отток населения |
Приток населения |
||
Всего (тыс. чел.) |
Доля в регионе в %) |
Всего (тыс. чел.) |
Доля в регионе (в %) |
|||
Северный диалект |
Пекин, Тяньцзинь, Хэбэй, Ляоюш, Цзилинь, Хэйлунцзян |
194966,5 |
3537,8 |
1,8 |
5869 |
3,0 |
Северо-Западный диалект |
Шаньси, Шэньси, Ганьсу, Нинся |
98446,9 |
1785,7 |
1,8 |
1513,2 |
1,5 |
Юго-Западный диалект |
Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу |
190468,9 |
9883,6 |
5,2 |
2512,3 |
13 |
Восточно-шаньдунский, диалекты междуречья |
Янцзы-Хуанхэ, Сян, Гань Шаньдун, Хэнань, Аньхуй, Хубэй, Хунань, Цзянси |
403389,3 |
19292,7 |
4,8 |
2951,1 |
0,7 |
У, Цзян-Чжэ |
Шанхай, Цзянсу, Чжэцзян |
135381,9 |
3340,8 |
2,5 |
9360,7 |
6,9 |
Хакка, Юэ, Минь |
Гуандун, Фу-цзянь, Гуанси |
163177,4 |
3682,8 |
2,3 |
17638,1 |
10,8 |
Источник: Zhongguo tungji nianjian, 2003, e. 112 - 115.
Перепись 2000 г. служит важным источником анализа, позволяя установить связь миграции населения с реальными проблемами социально-экономического положения страны, с исторически сложившимися условиями жизни населения. Среди последних следует назвать, например, существование диалектов, различия между которыми порой столь велики, что делают почти невозможным повседневное общение между представителями разных регионов страны (см. Таблицу 4). Для преодоления этого препятствия практически с момента образования Китайской Народной Республики в стране была развернута кампания по распространению единого языка общения (путунхуа), и за полвека определенных результатов удалось достигнуть. Благодаря им стала возможной миграция населения между многими провинциями.
Выявить влияние диалектного многообразия Китая на миграционный обмен между провинциями очень трудно. Однако данные переписи позволяет установить непреложный факт: высокие темпы экономического роста провинций Юга и Юго-Востока обеспечены не только национальными и прямыми иностранными инвестициями, но в немалой степени притоком дополнительных рабочих рук, благодаря, в том числе, внедрению путунхуа, который, в свою очередь, играет существенную роль в формировании единого китайского языка. В распространении путунхуа предстоит сделать еще многое, но, как говорится, лед тронулся.
В регионах экономического роста миграция по преимуществу протекает в сфере распространения того или иного диалекта. Например, в сферах Северного диалекта, У, Цзян-Чжэ, а также Хакка, Юэ, Минь миграционные потоки местных жителей по преимуществу ограничиваются провинциями, где господствуют соответствующие диалекты. В этих регионах даже такие крупные промышленные и культурные центры, как Шанхай и Гуандун, притягивают, прежде всего, работников, языком общения которых является местный диалект.
Противоположный пример. В зонах Восточно-шаньдунского диалекта, диалектов междуречья Янцзы-Хуанхэ, Сян, Гань идет по преимуществу отток трудоспособного населения. Доля миграционного обмена между провинциями здесь не превышает 10%. Но и в этом регионе есть такой центр притяжения мигрантов, как динамично развивающаяся провинция Шаньдун.
Для слаборазвитого региона Северо-Западного диалекта характерна минимальная миграция между провинциями. Ее поток устремлен в соседние Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) и Автономный район Внутреняя Монголия (АРВМ). Так, в быстро развивающемся СУАР в 1990-е гг. возрожден производственно-строительный корпус китайской армии, достигший в 2001 г. почти 2,5 млн. человек.
Сокращение и полная отмена преград на пути миграции крестьян в 2001 - 2003 гг., решение правительством ряда их насущных проблем вызвали не просто рост миграции, но также важные изменения в составе мигрантов. Повысилось качество рабочей силы. В 2001 г. среди сельских мигрантов почти 77% составляли люди с неполным средним или более высоким уровнем образования. Быстро увеличивается занятость мигрантов в сфере услуг. Возрастает влияние миграции на рост доходов крестьян. В 2002 г. по сравнению с 2001 г. чистые душевые доходы крестьян увеличились за счет работы вне своего хозяйства на 438,2 юаня (53 долл.).
Миграция оказала серьезное воздействие на деревенскую экономику34 . Влияние миграции на деревенскую жизнь является весьма многогранным. Из городов возвращаются люди, обогащенные совершенно новым жизненным опытом, овладевшие новыми профессиями и деловыми навыками, позволяющими получать дополнительные доходы в родной деревне.
(Окончание следует)
стр. 54
-----
1 До недавнего времени проблема по существу не поднималась даже в органах, призванных ею заниматься. Так, в двух докладах министерства труда и социального обеспечения КНР за 2002 г. и 4-й квартал 2003 г. о крестьянах-рабочих и миграции сельского населения в города ничего не говорилось. В книгах "синей" серии по социальным проблемам Академии общественных наук, в выпуске за 2002 г., этой теме было посвящено всего несколько абзацев (Blue Book of Chinese Society. Shehui lanpishu. 2002: Zhongguo shehui xingshi fenxi yu yuce (Синяя книга о китайском обществе. Анализ и прогноз социальной ситуации в Китае, 2002). Beijing. Shehui kexue wenxian chubanshe, 2002, e. 134). Государственное статистическое управление КНР (ГСУ) опубликовало результаты обработки материалов переписи населения 2000 г., содержащие сведения о миграции крестьян, лишь в ежегодниках за 2002 и 2003 гг. Только после первых политических решений Госсовета КНР в 2001 - 2002 гг. в стране развернулся анализ проблем миграции крестьян в города. Пальма первенства в этой работе принадлежит сотрудникам и экспертам Центра проблем развития при Госсовете КНР, а также нескольким группам социологов.
2 Zhongguo tongji zhaiyao, 2004 (China Statistical Abstract). - Beijing: Zhongguo tongji chubanshe, 2004, e. 42.
3 "Zhongguo qinnian bao", 2004, April 8 - http://www.china.com.cn/chinese/2004/Apr/540716.htm
4 Guowuyan fazhan yanjiu zongxin, Zhong gong zhongyan zhengce yanjiu shi deng - in Wo guo nongcun laodongli zhangyi yu zou xiang shiminhua de zhanlue cikao (shang) 2003 - 02 - 26 (Центр проблем развития, Кабинет изучения политики ЦК КПК. Соображения о стратегии перемещения рабочей силы из деревень страны и постепенного превращения их в горожан, часть 1). -http://drcnet.com.cn/htmldocument/guoyan/gybd/2003-02-026/162003drcnetchentec hdfgdghdaA023.asp
5 Si. nungcun laodungli juyue (4) - http://china.com.cn/ch-book/20040426/5.htm; Zhongguode juye zhuangkuang he zhengce (Занятость и политика в Китае); Zhonghua renmin gongheguo guowuyuan xinwen banggungshi. - Beijing. 2004. si yue - http://china.com.cn/ch-book/20040426/index.htm
6 Zhonghua renmin gungheguo guowuyuan xinwen bangungshi. Zhongguo de laodun he shehui baoxian zhuangkuang (Информационный центр Государственного совета КНР. Труд и социальное обеспечение в Китае) - http://china.com.en/ch-book/429/2.htm
7 http://xinhuanet.com/zhengfu/2004-06/16/content_1529604/htm
8 Представленный ниже обзор подготовлен на основе следующих публикаций в китайской печати и электронных масс-медиа: Lin Guoguan. Huji zhidu gaige yu chuangxin: nongmin yu shichang de huhuan (Реформа системы прописки и творчество нового: призыв крестьянства и рынка); "Nongye jingji wenti", N 6, 1994, p. 7; Hao Hong. Weishenme sho liudong cuisheng huji gaige (Почему говорят, что мигрция стимулирует реформу прописки) "Renmin ribao. Huadong xinwen", 2001, August 24 -http://people.com.cn/GB/shenghuo/200/6201/6202/20010824/542982.htm;
Ceng Wenhong. Wo guo xinxing huji zhidu jiujing you naxie biduan? (Какие пороки в конце концов присущи существующей системе прописки в нашей стране?) "Xinwen zhoukan". 2001 August 2. -http://people.com.cn/GB/shenghuo/200/6201/6202/20010824/543139.htm;
Huji honggou he ri cai neng xiaomi? (Когда будет возможно полностью ликвидировать границу в прописке?). - "Zhongguo jinging bao", 2001, August 24 - http://people.com.cn/GB/shenghuo/200/6201/6202/20010824/543011.html;
Huji zhidu de beihou shi zenyang de liyi chabie? (Какие различия в интересах скрываются за системой прописки?). - "Zhongguo jinging bao", 2001, August 24 - http://people.com.cn/GB/shenghuo/200/6201/6202/20010824/542999.html
9 Lin Guoguan. Huji zhidu gaige yu chuangxin: nongmin yu shichang de huhuan (Реформа системы прописки и творчество нового: призыв крестьянства и рынка). - "Nongye jingji wenti", N 6, 1994, e. 7.
10 Li Huilian. Zhidu fenxi: Zhongguo huji zhidu you na xie quexian? (Анализ системы: какие недостатки присущи системе прописки в Китае?) "Zhongguo jingji shibao", 2001, August 24 - http://people.com.cn/GB/shenghuo/200/6201/6202/20010824/543457. html
11 Lu Xueyi. Jiakuai tuijin liang ge zhuanbian (Ускорить осуществление двух переворотов) - http://www.drcnet.com.cn/New_Product/expert/showdoc.asp?doc_id=198376
12 Zhao Shukai. Nungmin liudong: yishi jianshe he zhengce fangsi (Миграция крестьян: создание системы и политическое предложение). 2003, March 2 - http://www.drcnet.com.cn/New_Product /expert/showdoc.asp?doc_id=198258
13 Ibid.
14 "Zhongguo qingnian bao", 2004, June 20 - http://www.china.com.cn/chinese/2004/Jun/590372.htm
15 Dapo "er yuan zhi" moshi, Zhongguo tuixing xin yi lun huji zhi gaige (Разрушается модель "двуслойной системы". Китай вводит систему единой прописки). - "Da zhong xinwen", 2003, June 25 -http://dzwww.com.cn/xinwen/guoneixinwen/200307250744.htm
16 Er. Jijide juyue zhengce - http://china.com.en/20040426/3.htm; -Zhongguode juye zhuangkuang he zhengce (Занятость и политика в Китае); Zhonghua renmin gongheguo guowuyuan xinwen banggungshi. Beijing, 2004. si yue - http://china.com.cn/ch-book/20040426/index.htm
17 Ceng Peiyan: chun jie qian duifu 03 nian nongmin gong gongzi (Цзен Пейюань: до праздника Весны выплатить крестьянам-рабочим зарплату за 2003 г.). 2004, January 7 - http://china.com.cn/chinese/kuaixun/475983.htm
18 Laodong he shehui baoxian bu. Guangyu nongmin gong canjia gong shang baoxian yuguaan wenti de tongzhi (Министерство труда и социального обеспечения. Уведомление по вопросам, связанным со страхованием крестьян-рабочих при трудовых травмах). 2004, June 1 - http://www.china.com.cn/chinese/HI-c/589693/htm
19 Dung Wei. Qui nian woguogong shang si wang 13.6 wan ren nongmin gong zhan 80% yi shang (В прошлом году на долю крестьян-рабочих пришлось более 80% погибших из 136 тыс. человек, получивших травмы и увечья). - "Zhongguo qingnian bao", 2004, June 19 - http://www.china.com.cn/chinese/2004/Jun/590025.htm
20 Zhongguo tongji nianjian, 2003 (Статистический ежегодник Китая) - Zhongguo tungji chubanshe, e. 367.
21 Ibid.
22 Wo guo jiejue pinkun renkou wenbao xingshi yanjun (В нашей стране приходится серьезно решать проблему сытости и тепла бедного населения). - "Zhongguo cinnian bao". 2004, July 19 -http://www.china.com.cn/Chinese/2004/Jul/613028.htm
23 Chen Xiwen. Dangqian Zhongguo de "san nong wenti" yu chulu ("3 аграрных проблемы" современного Китая и их решение). 2002, November 11 - http://drcnet.com.cn/New_Product/expert/showdoc.asp?doc_id=139477
По данным комиссии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, в сельском хозяйстве в том же 2003 г. было создано 14,8% ВВП. - см.: Guanyu jinrong zhi nong wenti de diaoyanbaogao (Исследовательский доклад по вопросам финансовой поддержки сельского хозяйства). 2004, June 25 - http://www/china.com.cn/chinese/2004/Jun/594570.htm
24 Li Lubin. Zhongguo fazhan zengzhang de shijie yiyi (Международный смысл экономического роста Китая) - http://www.drcnet.com.cn/view_new.asp?mainunid=205311drcnetchentechdfgdghda A023&dn=guoyan_drcindexl&cnt_id=0
25 Chen Zhun. Yingjin keneng duo di shi nongmin zhuanchulai (Как можно больше перемещать крестьян). 2004, December 24 -http://www.drcnet.com.cn/New_Product/expert/showdoc.asp?doc_id=149935
26 Zhongguo tongji nianjian, 2003, e. 448.
27 Zhongguo tongji zhaiyao, 2003 (Краткий статистический справочник Китая). - Zhongguo tungji chubanshe, e. 16, 124.
28 "Zhongguo qinnian bao". 2004. April 8 - http://www.chma.com.cn/chinese/2004/Apr/540716/htm
29 Chen Xiwen. Quanmian jianshe xiaokang shehui quanjian zai nongcun (Всесторонне создавать в деревне начала общества среднего достатка). 2002, December 3 - http://drcnet.com.cn/New_Product/expert/showdoc.asp?doc_id=145245
30 Han Quan. Jiejue "san nong"wenti de zhongda zhanlue -tongchou cheng xian jingji shehui fazhan (Важная стратегия решения "трех проблем сельского хозяйства" - координация социально-экономического развития города и деревни). 2003, Febuary 24 - http://www.drcnet.com.cn/New_Product/expert/showdoc.asp?doc_id=190251
31 2003 nian Zhongguo nongye fazhan baogao (Доклад о развитии сельского хозяйства в 2003 г.) - http://www.agri.gov/cn/sjzl/2003/275.htm
32 Li Poulin. Danqian Zhongguo shehui fazhan de wenti yu xin qushi (Проблемы и новые тенденции в социальном развитии современного Китая) - http://china.com.cn/chinese/zhanti/250902.htm
- in Blue book of Chinese society. Shehui lanpishu. 2002 - 2003: Zhongguo shehui xingshi fenxi yu yuce (Синяя книга о китайском обществе. Анализ и прогноз социальной ситуации в Китае, 2002 - 2003). Beijing, Shehui kexue wenxian chubanshe, 2003 - http://www.china.org.cn/chinese/zhanti/250522.htm
33 Zhongguo de jiuye zhuangkuang he zhengce baipishu (quanwen) (Обстановка с занятостью в Китае и политика). 2004, April 26 -http://news3.xinhuanet.com/newscenter/2004 - 04/26/content_ 1440030.htm
34 2003/ Wai chu wu gong nongmin chaogo 9400 wanren cheng 5 da xin tezheng (Число крестьян, работающих в других местах, превысило 94 млн. Выявились 5 новых отличительных черт) -http://jjckb.xinhuanet.com/Article.asp?TempNum=41602
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |