Томпсон Д.
Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах
М.: Центрполиграф, 2009
То, что современное искусство относится скорее к области бизнеса, чем культуры, - уже давно ни для кого не секрет. И проданная за 12 миллионов долларов концептуальная работа Дэмиана Херста "Физическая невозможность смерти всознании живущего" (1991, стекло, сталь, силикон, акула и 5%-й раствор формальдегида) - тому яркий пример. Да что там акула в формальдегиде! Херсту по крайней мере, необходимо было заказать в Австралии акулу, оплатить ее перевозку, приготовить подходящую емкость и акулу туда упаковать. Подобный тяжкий труд действительно можно оценить в 12 миллионов, если 355 фунтов голубых и белых леденцов в отдельных бумажках, которые нужно сложить в кучу в углу комнаты, обошлись покупателю в 456 тысяч долларов. А брошенная в угол кожаная куртка стала стоить 690 тысяч долларов, после того как Джим Ходжес дал ей название "Никто никогда не уходит".
На проходившей в Москве ретроспективе американского искусства один из экспонатов ставил большую часть посетителей в тупик. В углу зала стоял стул, неподалеку от него на стене висело бра. Больше в этом отсеке ничего не было. Табличку с именем художника и каким-то абстрактным названием (даже отдаленно не напоминавшим слова "стул" или "лампа") организаторы экспозиции расположили ровно посередине, так что определить, какой из предметов является просто частью музейного интерьера, а какой привезли из США на выставку, профанам не представлялось возможным. Да и не только профанам - даже специалисты, к которым пришлось обратиться за консультацией, предпочли сначала свериться с каталогом.
Как же получается, что из двух курток одна считается выдающимся произведением искусства, достойным восхищения, а другая - просто старым хламом? Вот про механику превращения мусора в золото и рассказывает Дональд Томпсон. Его исследование написано обстоятельно, занимательно и поучительно. Читатели имеют возможность познакомиться и с крупнейшими коллекционерами, и с владельцами галерей, и с кураторами музеев, и с владельцами аукционных домов, и даже с художественными критиками. В общем, со всеми, кто определяет лицо современного искусства. "А как же художники?" - спросите вы. Про художников автор тоже немного рассказывает, если, конечно, Херста или Кунса можно назвать таким словом. Ведь непосредственно созданием произведений (рисованием, лепкой и т.п.) они, как правило, не занимаются, их скорее нужно назвать организаторами производства или создателями проекта...
Стоит отметить, что слова "скандальная правда" в названии появились в русском переводе. На самом деле в схемах и процессах, описанных Томпсоном, нет ничего скандального. Все, наоборот, очень респектабельно! Речь идет о крупнейших аукционных домах с годовым оборотом в миллиарды долларов, музеях с безупречной репутацией и самых модных галереях. Скандал, конечно, в современном искусстве всегда присутствует, но он лишь часть рекламной компании и используется ровно в той мере, в какой это необходимо.
Почему современное искусство пользуется спросом? Во-первых, за последние 25 лет в мире появилось не менее сотни новых музеев - и каждому требуется в среднем около двух тысяч экспонатов. Во-вторых, произведения искусства считаются надежным вложением денег. Однако на всех музейщиков
и инвесторов не хватает не только Рубенса, но и постимпрессионистов. А вот заполучить в коллекцию шелкографию Энди Уорхола может любой - были бы деньги...
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |