Libmonster ID: KZ-2854

Статья посвящена наскальным изображениям повозок в Минусинской котловине и их аналогам на археологических памятниках западных регионов Евразии второй половины III- начала II тыс. до н. э. Представлены двух- и четырехколесные повозки с закрытым и открытым кузовом, цельными и составными дисковыми колесами. Для контроля над тягловым животным (вол и корова) использовались петля в носу, носовое кольцо, ошейник, ярмо особого типа и крюки. В результате сравнительно-исторического анализа конструкции и приемов пространственного построения сделан вывод о происхождении древнейшего колесного транспорта Минусинской котловины из западных районов Евразии. Рассмотрены аргументы других авторов о генезисе конструкции составного А-образного дышла из двух жердей на основе трансформации древнейших вариантов запряжки с оглоблями по материалам Гонур-тепе и других памятников.

Ключевые слова: А-образная двуколка, носовое кольцо, крюк, окуневская культура, ямно-афанасьевская изобразительная традиция, Центральная Азия.

Введение

Появление колесного транспорта в древнейших социумах Южной Сибири стало значительной вехой их технологического и культурного развития. Исследование этого вопроса позволяет прояснить некоторые спорные аспекты их культурогенеза и ранней истории. На основании детального анализа изобразительных памятников региона [Есин, 2009, 2011, 2012] выявлены наиболее ранние типы колесных повозок, проведена ревизия известных источников, опубликованы уточненные их прорисовки и графические реконструкции, рассмотрены вопросы управления тягловыми животными (исключительно волами или коровами), выделены три способа изображения повозок: вид сбоку, сверху и их сочетание. Отмечено, что наиболее ранние повозки изображались в проекции сбоку. Обоснована связь изображений повозок, тягловых животных и возничих с ритуально-мифологической сферой культуры.

В результате сравнительно-исторического анализа конструкции и выявленных иконографических особенностей Ю. Н. Есиным сделано заключение о происхождении древнейшего колесного транспорта Минусинской котловины из южных районов Центральной Азии. Предложена новая гипотеза генезиса конструкции составного А-образного дышла на основе трансформации древнейших вариантов запряжки с оглоблями. Изложенные Ю. Н. Есиным выводы представляются весьма интересными и заслуживают детального рассмотрения.

Изобразительные памятники

К числу наиболее ярких памятников Южной Сибири относятся многочисленные антропоморфные стелы, на которых, как правило, сочетаются скульптурные изображения лица на торцевой части и различные петроглифы на боковых сторонах. Иногда это просто каменные плиты с рисунками, но почти всегда выбиты личины с отходящими от головы лучами, "антеннами", непонятными отростками [Вадецкая, Леонтьев, Максименков,1980, с. 123 - 147].

стр. 90
В настоящее время в регионе известны десять хорошо сохранившихся изображений древнейших повозок, девять из которых обнаружены на стелах и плитах из могильников и одно - в составе петроглифического комплекса на горе Тепсей (Усть-Туба-2). Повторное обследование Тунчухской писаницы показало, что там нет двух опубликованных ранее изображений повозок [Севастьянова, 1980; ср.: Есин, 2012].

Плита из д. Знаменки (рис. 1, 7). Случайно обнаружена в 1899 г. крестьянином, который, выкапывая подполье, наткнулся на могилу, обложенную с трех сторон и сверху каменными плитами. Погребенный был ориентирован головой на запад. В могиле найдено ок. 70 бронзовых бусин, горшок, бронзовые браслет и нож. Они не сохранились. Плита перекрытия этой могилы с выбитыми изображениями стала объектом нескольких публикаций [Грязнов, Шнейдер, 1926; Грязнов, 1960; Леонтьев, 1970; и др.].

В настоящее время стела хранится в Красноярском краеведческом музее и представляет собой расколотую на две части плиту с изображением женского (?) лица на узкой грани и различными фигурами, выбитыми точечной техникой на правой плоскости (левая разрушена). Изображение лица и петроглифы выполнены в разное время. Первоначально это было типичное для хакасских степей каменное изваяние с тремя глазами, звериными ушами, непонятными отростками, солярными знаками и трудноразличимыми деталями. Петроглифы представлены антропоморфным изображением, фигурами неопределенных животных, горного козла (?) и двух быков. Последние выбиты сплошным силуэтом, одна из них перекрывает солярный знак и изображение неопределенного животного. В нижней части плоскости изображены крытая повозка и два быка, выполненные контурными линиями. Микалентная копия, сделанная Е. А. Микла-

Рис. 1. Изображения возничих и повозок на стелах и петроглифах (по: [Есин, 2012; Байпаков, Марьяшев, 2004]). 1 - Знаменская стела; 2 - плита с могильника Черновая VIII; 3 - петроглифы Кулжабасы.

стр. 91


Рис. 2. Сосуды - модели повозок из Венгрии (б, 7) и изображения повозки и сосудов-курильниц на стелах из Минусинской котловины (1 - 5) (по: [Есин, 2012; Кызласов, 1986, рис. 113]). 1 - Ширинский р-н, Хакасия; 2 - Итколь-2; 3 - Кызлас; 4 - Уйбат-5; 5 - Усть-Бюрь; 6 - Будекалаш; 7 - Сегетсентмартон.

шевич, позволила выявить фигуру сидящего в повозке человека, детали боковин кузова (две перегородки) и специфические выемки на колесах, аналогичные показанным на аскизской двуколке. Отметим, что сама по себе эта находка свидетельствует о той значительной роли, которую фургон с бычьей упряжкой играл в жизни древнейшего населения как Южной Сибири, так и всей степной Евразии. Показанные боковины, перекрытие кибитки и сидящий в ней возничий соотносятся с особой конструктивной деталью древнейших сохранившихся повозок - специальным помостом-сиденьем. Похожая повозка с двумя сидящими возничими изображена на петроглифах Кулжабасы (рис. 1, 3) в Южном Казахстане [Байпаков, Марьяшев, 2004]. В последнее время добавились новые находки этой серии (см. далее) - условные изображения "сидящего возничего на колесе".

Плита из кургана у ст. Усть-Бюрь (рис. 2, 5). На крупной плите перекрытия мог. 1 окуневского времени выбиты антропоморфная личина и четырехколесная повозка, кузов которой напоминает ладью. Хранится в Минусинском музее. Исследователи памятника отмечают одновременность изображений, "связанных сюжетно" [Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л., 1973; Леонтьев, 1980, с. 68].

Плита из кургана в окрестностях с. Аскиз (рис. 3). Фрагмент плиты с изображением двуколки использован в качестве углового камня ограды тагарского кургана. Обнаружен Г. А. Максименковым в 1973 г., хранится в Минусинском музее. Двуколка показана "в профиль", дисковое колесо изображено с выемками и может быть определено как облегченное [Леонтьев, 1980, с 68]. Кузов украшен резными линиями, что соответствует особенностям декора на глиняных моделях повозок из Тель-Хуейры и Тепе-Гавра. Изображение двуколки расположено вдоль левого края плиты, частично перекрывает детали личины и нанесено позднее фигур быков. Детальное обследование плиты позволило Ю. Н. Есину выявить второе изображение повозки, меньшее по размеру и расположенное наклонно в правой нижней части плоскости [2012, с. 17].

Плита с могильника Разлив X. На обратной стороне плиты с антропоморфной личиной среди изображений крупного рогатого скота, в средней части композиции, выбита одноосная распряженная повозка (рис. 4, 9). Плита служила перекрытием мог. 9, хранится теперь в Эрмитаже. Могильник датирован окуневским временем [Леонтьев, 1980, с. 68].

Рис 3. Фрагмент Аскизской плиты (по: [Есин, 2012, с. 18, рис. 5]).

стр. 92
Стела со средневекового могильника близ улуса Красный Камень. Опубликовано изображение двух быков под ярмом, с дышлом, раздвоенным на конце (рис. 4, 6). Условия нахождения стелы неясны. Изображение известно только по рисунку 1887 г. и в настоящее время, вероятно, утрачено [Appelgren-Kivalo, 1931, abb. 131; Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980, с. 135, табл. 44; Есин, 2012, с. 18].

Плита из мог. 2 кург. 5 могильника Черновая VIII. На плите, служившей стенкой могилы и хранящейся теперь в Эрмитаже, помимо известных личин и фигур быков, обнаружены изображения двух А-образных двуколок (рис. 5, 7). Одна из них запряжена парой быков. Второй рисунок частично разрушен: сохранились изображения одного "облегченного" колеса и половины треугольного дышла. Композиция на плите многослойная: "поджарые" упряжные быки перекрывают "тучных" быков, один из которых, в свою очередь, перекрывает более раннее изображение быка, выполненное в совсем другой стилистике; упряжных быков перекрывает (или наоборот - быки перекрывают) "рот" личины, занимающей всю поверхность плиты [Соколова, 2001, рис. 1]. Другая прорисовка этой композиции (рис. 5, 2) опубликована Ю. Н. Есиным [2009, 2012]. Автор предполагает наличие на плите только одной А-образной двуколки.

Плита с могильника Черновая VIII. В межкурганном пространстве обнаружена небольшая песчаниковая плитка (хранится в Эрмитаже), на широкой плоскости которой нанесены тонкими резными линиями две миниатюрные фигуры "сидящих возничих на двух повозках" (см. рис. 1, 2) [Devlet M.A., Devlet E.G., 2004, abb. l; Есин, 2012, c. 17, рис. 4].

Все упомянутые выше изображения повозок обнаружены на стелах и могильных плитах, вероятно вторично использованных в погребальных сооружениях более позднего времени, и находятся в составе явно разновременных композиций, о чем свидетельствуют многочисленные перекрывания изображений и их стилистические различия, а также техника исполнения: выбивка со шлифовкой в двух случаях и гравировка тонкими резны-

Рис. 4. Древнейшие изображения упряжек, повозок и возничих на памятниках Минусинской котловины (по: [Есин, 2012, с. 19 - 20, рис. 6 - 9]). 1 - Знаменская стела; 2, 3, 5 - Черновая VIII; 4 - Усть-Бюрь; 6 - Красный Камень; 7 - Тепсей (Усть-Туба-2); 8 - Аскизская плита; 9 - Разлив X; 10 - реконструкция А-образной двуколки.

Рис. 5. Плита из мог. 2 кург. 5 могильника Черновая VIII. 1 - визуальная реконструкция первоначального вида (по: [Соколова, 2001, рис. 1; Новоженов, 2012]); 2 - прорисовка (по: [Есин, 2012, с. 17, рис. 3]).

стр. 93
ми линиями - во всех остальных. Особняком в этой серии стоит одиночное изображение четырехколесной повозки и возничего (?) в составе петроглифического комплекса Усть-Туба-2 на скалах южного склона горы Тепсей (см. рис. 4, 7).

Обсуждение

Во всей рассматриваемой серии изображений совершенно определенно выделяются четырех- и двухколесные повозки. Если первые представлены телегами "платформенного", открытого типа и крытым фургоном, то вторые - только А-образными двуколками. Последние существуют в четырех достаточно детальных изображениях, позволяющих подробно изучить особенности их конструкции. Они имеют раму в виде очень вытянутого треугольника, широкая часть которого является кузовом с колесами, а узкая - дышлом с прикрепленной поперечной перекладиной - ярмом. Показаны невысокие боковины кузова, сделанные, очевидно, из жердей. Эти особенности изображений, математический анализ, а также указания известных письменных источников позволили Ю. Н. Есину выполнить достаточно достоверную графическую реконструкцию такой повозки (см. рис. 4, 10) [Есин, 2012, рис. 9].

При всей относительно широкой географической распространенности изображений таких двуколок А-образного типа в изобразительных памятниках Евразии абсолютно аналогичная реальная повозка обнаружена в катакомбном погр. 32 (рис. 6) Большого Ипатовского кургана в Ставрополье [Большой Ипатовский курган..., 2007; Belinskij, Kalmykov, 2004]. Очевидно, что такое поразительное сходство недвусмысленно свидетельствует об источнике и месте происхождения этого типа двуколок. В более позднем Лчашенском могильнике в Закавказье также зафиксированы подобные А-образные двуколки и 75-сантиметровая их модель, однако несколько иной конструкции: без боковин кузова и на трехчастных дисковых колесах [Новоженов, 2012].

Что касается четырехколесных минусинских повозок - телег и фургона, то их реальные прототипы так же хорошо документированы в памятниках майкопско-новосвободненской общности Предкавказья и степной полосы Евразии [Избицер, 1993, 2010; Гей, 2000]. Знаменское изображение фургона, запряженного парой быков, с детальной прорисовкой

Рис. 6. План погр. 32 Большого Ипатовского кургана (по: [Большой Ипатовский курган..., 2007]), а - граница подстилки (бурый тлен); б - граница подстилки (камыш?) и меловой подсыпки; в - циновка; г - охра; д - угли; д - зола; ж - прокал; з - дерево. 1 - крюк бронзовый; 2 - шило бронзовое; 3 - нож бронзовый; 4 - предмет деревянный с бронзовой инкрустацией; 5 - сосуд N 2 глиняный; 6 - поднос деревянный; 7 - нож бронзовый; 8 - бусина бронзовая; 9 - наковальня каменная; 10 - пест каменный; 11 - сосуд N 3 глиняный; 12 - сосуд N 4 глиняный; 13 - терочник каменный; 14 - А-образная двуколка (повозка) деревянная; 15 - наконечник стрелы бронзовый. В насыпи этого кургана найдены также костяная пряжка и глиняный сосуд N 1 (на плане не показаны).

стр. 94
бортов и перекрытия повторяет многие конструктивные особенности телег из новотиторовских погребений; усть-бюрьская "ладья" имеет сходство с венгерскими сосудами - моделями повозок (см. рис. 2, 5 - 7).

Колеса повозок - один из важных элементов их конструкции. В рассматриваемой минусинской серии они представлены в разных вариантах: сплошное колесо; составное, состоящее из нескольких частей; облегченное с месяцеобразными симметричными выемками, скрепленное широким ободом (аскизская двуколка). Справедливо мнение Ю. Н. Есина об отсутствии в этой серии колес со спицами, о которых упоминали некоторые исследователи, опираясь на некачественные прорисовки. Такое разнообразие вариантов указывает на различные способы изготовления дискового колеса: из цельного спила со ствола дерева; из двух-трех составных планок и/или двух сегментов с выемками, соединенных в единое целое специальным ободом-шиной. Большинство представленных колес изображены с круглой в сечении осью. Это, очевидно, свидетельствует о неподвижной оси, на которой вращается пара колес. У аскизской двуколки она показана прямоугольной в сечении. В этом случае ось была подвижной и вращалась в специальных пазах в нижней части повозки вместе с колесами. Такой способ имеет широкие ближневосточные, пред-кавказские аналоги и описан в Ригведе.

Наблюдаемое различие представленных в данной серии колес и способов их крепления на ось может свидетельствовать о технической эволюции в их изготовлении, отмеченной исследователями для синхронных памятников в других регионах, - от простейшего одночастного дискового колеса к трехчастному, а затем и к облегченному за счет выемок, предшествующему самому совершенному в этом эволюционном ряду колесу со спицами и ободом-шиной. Основной мотив такой эволюции состоит в стремлении уменьшить общий вес как самого колеса, так и повозки в целом, увеличив ее грузоподъемность и скорость, сохранив при этом прочность колеса и надежность в его эксплуатации. В таком случае способ изображения колеса может стать индикатором относительной хронологической позиции рисунка.

Ракурс изображения повозки и упряжных животных. Здесь также наблюдается несколько вариантов, при том, что из всей серии только два рисунка содержат изображения упряжных быков и собственно повозок. На Знаменской стеле повозка и сидящий возничий показаны "в профиль", а быки - в положении "один над другим", что соответствует виду сбоку. На плите с могильника Черновая VIII упряжные быки изображены так же, а двуколка - в "плановой" проекции (вид сверху). Третья бычья упряжка (Красный Камень) из этой серии дошла до нас только во фрагментарном виде: сохранились фигуры упряжных быков в традиционной для более позднего времени позиции спинами друг к другу (вид сверху), а от повозки - только центральное дышло Y-образного типа, перекладина(ы) ярма и фрагменты поводьев. Остальные повозки изображены без упряжных животных (если не считать схематичное изображение головы животного на миниатюре с "сидящими возничими" из Черновой VIII) и преимущественно "в профиль".

Анализ всего массива центрально-азиатских петроглифов с колесничным сюжетом свидетельствует о большей древности изображений "в профиль" относительно стандартных в "плановой" проекции. Это касается изображений и повозок, и упряжных животных, и возничего. (Здесь мы не рассматриваем явно средневековые изображения повозок в ущелье Яманы-Ус, на Табангутском обо, горе Сулек и некоторые другие.) Наличие ситуации, когда упряжные животные показаны "в профиль", а повозка - в "плановой" проекции, далеко не редкий случай для петроглифов Минусинской котловины. Наиболее древние изображения повозок исключительно "профильные", со временем происходила трансформация ракурса, что могло приводить к одновременному использованию как "вида сверху", так и "вида сбоку" только с одной целью - показать наиболее значимые детали повозок. Эти эксперименты завершились разработкой стандартного канона для более поздних колесниц - изображения упряжных животных спинами или ногами друг к другу, а повозки - в "плановой" проекции.

Относительная хронология всей рассматриваемой серии выглядит следующим образом: к числу наиболее ранних отнесены "профильные" изображения телег на плитах из кургана Усть-Бюрь и из д. Знаменки, наиболее поздних - на стелах из окрестностей с. Аскиз, с могильников Разлив X и Красный Камень (последнее самое позднее), рисунки из Черновой VIII занимают промежуточное положение между этими группами [Есин, 2012, с. 29].

Упряжные животные и способы управления повозкой. Как уже отмечалось, в качестве упряжных животных исключительно изображены пары быков. Они показаны худыми и поджарыми, в отличие от обычных окуневских быков, тучных и массивных. Ю. Н. Есин объясняет такую разницу тем, что в упряжках использовались волы (кастрированные быки) и, возможно, коровы, как более покладистые. Разное хозяйственное предназначение крупного рогатого скота у окуневцев формировало, вероятно, существенные различия экстерьера этих животных, что и нашло отражение в изобразительных памятниках [Там же, 2012, с. 25].

В специальной литературе высказывалось мнение об использовании окуневцами одомашненной лошади [Миклашевич, 2006], в т.ч. и для запряжки в легкие повозки. Оно основано на наличии изобра-

стр. 95
жений лошади с ошейником (могильник Лебяжье), лошадиной (?) головы (Черновая VIII), лошадей с петлями в носу и подобием узды или недоуздка на морде. Однако не все они однозначно могут быть отождествлены с лошадью - в некоторых случаях это, возможно, поврежденные сколами фигуры волов, коров или комолых быков, а полосы на мордах объясняются особенностями окуневского искусства, предполагающего "боевую раскраску" животных (у лосей, например) и личин. Не исключено применение примитивного веревочного капцуга или недоуздка в качестве поводка для домашней лошади, но нет пока никаких данных об использовании лошадей для запряжки в двуколки. В окуневских комплексах не обнаружено никаких материальных свидетельств дистанционного управления лошадью - псалиев, например, как в раннеандроновских погребениях, и напротив, имеется ряд указаний на использование носовых колец (или носовых петель из аркана), предназначенных для управления волами (рис. 7).

Значительная серия носовых колец (рис. 8) происходит с памятников майкопско-новосвободненской общности [Кореневский, 2011]. Эти носовые кольца найдены, как правило, парами, некоторые со следами кожаных ремней (Бамут), в специальных деревянных коробочках (Венцы), а два зафиксированы непосредственно на черепах быков (группа Марьинское-5, кур г. 1, погр. 26), причем одно кольцо сохранило положение, в котором оно было вставлено в носовой хрящ животного [Канторович, Маслов, Петренко, 2009]. Установка данного элемента упряжи производилась следующим образом: в носовом хряще молодого животного делали надрез и вставляли в него бронзовую проволоку, затем ее сгибали в кольцо так, чтобы концы заходили друг за друга, последние фиксировались кожаными ремешками. Такое кольцо с прикрепленными к нему веревками-вожжами - стандартный способ управления упряжками с быками в древности. Данная серия носовых колец в

Рис. 7. Окуневские изображения упряжных волов (по: [Есин, 2012, с. 22, рис. 12]).

Рис. 8. Носовые кольца и крюк с памятников майкопско-новосвободненской общности (по: [Кореневский, 2011, с. 291 - 293, рис. 83 - 85]). 1 - 4 - могильник Клады, жертвенник кургана 11G; 5 - могильник Клады, курган 11G, погр. 26; 6, 15, 20 - кург 3 у с. Венцы, погр. 4; 7 - Чегем II, кург. 27, погр. 1; 8, 9 - Бамут, кург. 15; 10, 11 - Кубина; 12 - Чишхо, разрушенное погребение; 13, 14 - Ульский аул; 16, 17 - Клады, кург. 4, погр. 1; 18, 19 - Аладжа Хуюк, гробница К; 21, 22 - Майкоп, разрушенный курган.

стр. 96
настоящее время является наиболее древней из всех известных по археологическим материалам на Переднем Востоке [Кореневский, 2011, с. 86].

Вместе с тем минусинские изобразительные памятники демонстрируют дополнительные элементы: ярма-рогатки для более удобной фиксации ярма-перекладины на шеях упряжных животных и ошейники-хомуты, снабженные декоративными элементами. Ярма-рогатки показаны на всех распряженных минусинских двуколках и имеют аналогии в синхронных материалах. В гроте Акбаур (Восточный Казахстан) изображена двухколесная повозка, у которой этот составной элемент упряжи изготавливался из деревянных деталей в виде П-образной рогатины, вставлялся в специальные отверстия в ярме-перекладине. Ошейники широко известны на памятниках Старого Света, применялись в ближневосточных упряжках. Они делались из кожи или ткани, украшались свисающими фестонами либо кистями из шерсти. Ошейник служил для фиксации крепления ярма-рогатки к шее животного, мог использоваться и в качестве поводка, а также для защиты упряжных животных на ближневосточных боевых телегах.

Важным средством дистанционного управления упряжными животными стали специальные предметы - кнут (хлыст) и стрекало. Г-образные стрекала изображены на серебряном сосуде из Бактрии (рис. 9), на многочисленных цилиндрических печатях, "гарпуны" сходного типа известны в материалах Гонур-тепе в Маргиане. Более поздние колесничные комплексы урало-казахстанских степей демонстрируют великолепные образцы стрекал и втульчатых бронзовых крюков, прототипы которых найдены в уже упоминавшемся погр. 32 Большого Ипатовского кургана вместе с А-образной двуколкой.

Бронзовые крюки, вилки или трезубцы на длинных деревянных ручках, серийно представленные в материалах майкопско-новосвободненской общности (МНО) в Предкавказье и южно-русских степях, тоже функционально связаны с управлением бычьими упряжками [Там же, с. 85 - 86, рис. 81, 82]. В материалах МНО в количестве 15 экз. представлены втульчатые вилки, втульчатые и черенковые крюки, а также скобы (рис. 10). Примечательно, что в одном комплексе с самой крупной вилкой (длина вместе с втулкой 8 см, размах "рогов" 12 см) из этой серии (погр. 5 кург. 31 в урочище Клады) обнаружено бронзовое колесо диаметром 32,5 см, представляющее собой литую втулку с четырьмя отростками, которые стянуты ободом круглого сечения диаметром 4 мм (рис. 10, 1).

Окончания "рогов" у всех предметов данной серии острые, они могут быть загнуты в разной степени. Втульчатые вилки украшены паркетным орнаментом, поперечными или продольными валиками, скульптурными изображениями голов баранов [Там же, с. 85 - 86]. Это указывает на связь данных предметов с ритуально-мифологической сферой культуры. В древнем Вавилоне трехзубый жезл был атрибутом богини войны Иннаны-Иштар-Анахит [McMahon, Tunga, Bagdo, 2001, p. 212, fig. 9]. Трезубец, как известно, важный

Рис. 9. Серебряный кубок из Бактрии. Хранится в Лувре (АО 28518). Высота 0,132 м, диаметр 0,143 м.

стр. 97


Рис. 10. Колесо, вилки, крюки и трезубцы с памятников майкопско-ново-свободненской общности (по: [Кореневский, 2011, с. 288 - 290, рис. 81, 82]). 1, 2, 7, 18, 19 - Клады, кург. 31, погр. 5; 3 - Новосвободная, кург. 2; 4 - ст. Тимошевская; 5 - Новосвободная, кург. 1; 6 - Чегем II, кург. 21, погр. 4; 8 - оттиск цилиндрической печати, древневавилонский период, Чагар-Базар; 9 - Андрюковская, кург. 4; 10 - г. Дербент, Дагестанские огни; 11 - Клады, кург. 4, погр. 7; 12 - Чегем II, кург. 21, погр. 5; 13 - Махошевская; 14, 20, 25 - Кубань; 15 - Клады, кург. ПН, погр. 36; 16 - Погуляево, кург. 1, погр. 3; 17 - Клады, кург. 28, погр. 1; 21 - Псебайская; 22 - Иноземцево; 23, 24 - Новосвободная, кург. 1, погр. 1; 26 - Бамут, кург. 6, погр. 9.

атрибут греческого бога Посейдона, генеалогия которого восходит к более древнему божеству Гиппиосу - повелителю коней [Langdon, 1989]. Примечательно, что в рассматриваемой серии два втульчатых крюка-трезубца (Новосвободная, кург. 1 и Клады, кург. 31. погр. 5) имеют парные антропоморфные фигурки возничих (?), стоящих друг напротив друга с вытянутыми вперед руками, как будто управляющих повозками. Такой сюжет известен в казахстанских петроглифах эпохи бронзы (изображение на стенке каменного ящика на андроновеком могильнике в урочище Тамгалы; в петроглифах Кулжабасы, Каратау) и хорошо иллюстрируется преданиями о культе "носатых" братьев-близнецов Ашвинов.

Кроме явной культовой функции, утилитарное предназначение данных предметов остается неясным. Высказывалось предположение об их использовании для вынимания мяса из котлов [Куфтин, 1949, с. 280]. Однако, учитывая несомненную полифункциональность предметов, разницу форм и явный транспортный контекст этих находок, логично предполагать их использование применительно к древнейшим бычьим запряжкам, либо как необходимый инструмент или вид оружия возничего, либо как средство дистанционного управления упряжными животными. Такие предметы на длинной деревянной ручке могли применяться с движущейся повозки для разрушения вражеских построений неприятеля, захвата противника или, что более актуально для животновода, - молодых, только что отелившихся, особей из стада. По аналогии с действием стрекала, функциональное предназначение этих предметов может быть связано с дистанционным управлением упряжными животными во время движения и поворотов повозки.

Выводы

Возвращаясь к изобразительной серии минусинских повозок, отметим, что представленные здесь древнейшие (середины и второй половины III тыс. до н.э.) виды телеги-фургона и А-образных двуколок, запряженных парой быков, демонстрируют ряд прогрессивных инноваций в конструкциях, а также достижений в селекции крупного рогатого скота, не известных ранее в Северной Евразии. Они коренным образом отличаются по устройству от конных упряжек на колесах со спицами - истинных колесниц, повсеместно распространившихся в Центральной Азии в более поздний период. Эти повозки, конструкция которых изначально разрабатывалась для использования только волов и коров, совершенно не приспособлены для запряжки в них эквидов.

Происхождение А-образного типа двуколок, в силу их конструктивных особенностей, может прояснить многие вопросы этнокультурной истории и генезиса ряда археологических культур севера Центральной

стр. 98
Азии и собственно окуневской культуры Южной Сибири. В этой связи рассмотрим подробнее гипотезу о происхождении минусинских двуколок от древнейших вариантов упряжки, с оглоблями, из западных и юго-западных районов Центральной Азии в части ее аргументации [Есин, 2012, с. 34 - 42].

Действительно, новые находки из Туркмении, особенно из Алтын-тепе и Анау, свидетельствуют об очень раннем знакомстве местного населения с колесными повозками с центральным дышлом - уже во второй половине IV тыс. до н.э. Глиняные модели повозок второй половины III тыс. до н.э., периодов Намазга IV и V, уже, видимо, снабжены оглоблями для запряжки одного животного [Кирчо, 2009, с. 28 - 30]. Об использовании оглобель косвенно свидетельствуют и глиняные модели с протомами одного животного, обычно верблюда. В передней части повозки из погребения "царского некрополя" Гонур-тепе выявлены остатки двух жердей, предположительно оставшихся от составного дышла [Сарианиди, Дубова, 2010]. Представляется, что сам по себе факт знакомства с оглобельным способом запряжки совсем не означает его широкого практического использования. В противном случае, мы имели бы значительно большее количество таких источников. Недостатки технологии производства древнейших повозок делали их слишком тяжелыми для одного упряжного животного. Только верблюд мог быть достаточно эффективным в таких конструкциях, однако ареал его обитания ограничен южными регионами. Трансформация двух оглобель в треугольное дышло теоретически могла произойти именно из-за необходимости использования пары быков, способных тянуть тяжелую повозку, однако пока это предположение никак не документировано.

Петроглифические памятники Казахстана (Каратау, Сауыскандык), Узбекистана (Нуратау) и вдоль Каракорумского шоссе в Пакистане, по мнению некоторых исследователей, связаны с окуневской изобразительной традицией (как, впрочем, и с сейминско-турбинской) [Швец, 2011, с. 134 - 138; Jettmar, 1982; Есин, 2012, с. 37], что дает основание для гипотез о контактах окуневцев с Хараппской цивилизацией и их миграциях [Соколова, 2010]. Однако двуколки А-образного типа появляются на территории Индии слишком поздно - только после арийского завоевания (Инамгаон). В указанных регионах не известны окуневские могильники, которые могли бы "картографировать" такую миграцию, и напротив, открыты и изучены памятники ямно-афанасьевского круга (Карагаш, Григорьевка-2 и др. в Центральном Казахстане, в Синьцзяне, заманбабинская группа в Зеравшане). В то же время выявленные исследователями контакты, несомненно, свидетельствуют о развитой системе коммуникаций между северной и южной частями Центральной Азии через казахстанские степи.

Запечатленные на центрально-азиатских петроглифах преимущественно четырехколесные повозки древнейших типов демонстрируют разнообразные способы запряжки пары быков, верблюдов, в т.ч. и в многодышловых конструкциях. Так, в ущелье Арпаузен (хребет Каратау) изображена четырехколесная повозка, в которую посредством оглобель или комбинированного дышла запряжен один верблюд, треугольные дышла показаны у многих телег. Однако все эти важные свидетельства экспериментов и разработок новых конструкций дышла никак не могут служить доказательством изобретения на данных территориях А-образных двуколок, поскольку ни одного их изображения и уж тем более реальной повозки здесь пока не найдено, как и двухколесных упряжек с парой быков в петроглифах. И напротив, известны изображения двуколок иной конструкции - с центральным дышлом, распряженной (грот Акбаур) и запряженной парой верблюдов (Байконур).

В целом предложенная гипотеза требует дополнительной аргументации и дальнейшей проработки. С учетом приведенных выше аналогов минусинских А-образных повозок и фургона следует принять предположение о происхождении окуневской культуры из ямно-катакомбной среды и искать ее истоки в памятниках западной части континента [Новоженов, 1994, 2012; Лазаретов, 1997; Подольский, 2007].

Список литературы

Байпаков К. М., Марьяшев А. Н. Петроглифы в горах Кулжабасы. - Алматы: Изд-во Ин-та археологии МОН РК, 2004. - 26 с., 86 ил.

Большой Ипатовский курган на Ставрополье / С. Н. Кореневский, А. Б. Белинский, А. А. Калмыков. - М.: Наука, 2007. - 229 с.

Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры. - Л.: Наука, 1980. - 148 с.

Гей А. Н. Новотиторовская культура. - М.: Старый сад, 2000. - 224 с.

Грязнов М. П. Писаница эпохи бронзы из д. Знаменки в Хакасии // КСИИМК. - 1960. -Вып. 80. - С. 85 - 89.

Грязное М. П., Шнейдер Е. Р. Каменные изваяния Минусинских степей // Природа. - 1926. - N 11/12. - С. 27 - 36.

Есин Ю. Н. Древнейшие изображения повозок Минусинской котловины: пространственные построения и конструкция // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2009. - Т. I. - С. 68 - 72.

Есин Ю. Н. Тягловые животные и возничие древнейших изображений повозок Минусинской котловины // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги и перспективы: мат-лы Между нар. науч. конф., посвящ. 20-летию независимости Республики Казахстан и 20-летию Института археологии им. А. Х. Маргулана КН МОН РК. - Алматы, 2011. - Т. 1. - С. 267 - 273.

стр. 99
Есин Ю. Н. Древнейшие изображения повозок Минусинской котловины // Научное обозрение Саяно-Алтая. -2012. - N 1 (3). - С. 14 - 47.

Избицер Е. В. Погребения с повозками степной полосы Восточной Европы и Северного Кавказа Ш-П тыс. до н.э.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 1993. - 37 с.

Избицер Е. В. Колесница с тормозом, или реконструкции без тормозов // Stratum plus. - 2010. - N 2. - С. 187 - 194.

Канторович А. Р., Маслов В. Е., Петренко В. Г. Находка бронзовых элементов управления быками (носовых колец) в 2009 году и проблема передневосточных связей майкопской культуры Северного Кавказа // Древность: историческое значение и специфика источника. - М.: Наука, 2009. - С. 44 - 46.

Кирчо Л. Б. Древнейший колесный транспорт на юге Средней Азии (новые материалы Алтын-депе) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2009. - N 1. - С. 25 - 33.

Кореневский С. Н. Древнейший металл Предкавказья: Типология. Историко-культурный аспект. - М.: Таус, 2011. - 336 с.

Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. - Тбилиси: Техника да шрома, 1949. - Т. 1. - 360 с.: ил.

Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. - 295 с.

Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Исследования на территории Хакасии // АО 1972 года. - М.: Наука, 1973. - С. 223.

Лазаретов И. П. Окуневские могильники в долине р. Уй-бат // Окуневский сборник: Культура. Искусство. Антропология. - СПб.: Петро-РИФ, 1997. - С. 137 - 146.

Леонтьев Н. В. Изображения животных и птиц на плитах могильника Черновая VIII // Древняя Сибирь. - Новосибирск: Наука, 1970. - Вып. 3. - С. 265 - 270.

Леонтьев Н. В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. - Абакан: Кн. изд-во, 1980. - С. 65 - 84.

Миклашевич Е. А. Окуневские лошади: к проблеме появления одомашненной лошади в Южной Сибири // Окуневский сборник: Культура и ее окружение. - СПб.: Элексис Принт, 2006. - Вып. 2. - С. 191 - 211.

Новоженов В. А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии (к проблеме миграции населения степной Евразии в эпоху энеолита и бронзы). - Алматы: Аргументы и Факты - Казахстан, 1994. - 297 с.

Новоженов В. А. Чудо коммуникации и древнейший колесный транспорт Евразии / под ред. Е. Е. Кузьминой. - М.: Таус, 2012. - 500 с.

Подольский М. Л. Феномен и парадоксы Минусинской степи (смена культурных доминант) // Культурно-экологические области: взаимодействие традиций и культурогенез. - СПб.: ИИМК РАН; СПб. гос. ун-т, 2007. -С. 113 - 128.

Сарианиди В. П., Дубова П. А. Новые гробницы на территории царского некрополя Гонура (предварительное сообщение) // На пути открытия цивилизации: Тр. Маргиан. археол. экспедиции. - СПб.: Наука, 2010. - С. 210 - 256.

Севастьянова Э. А. Петроглифы горы Тунчух // Вопросы археологии Хакасии. - Абакан: Кн. изд-во, 1980. - С. 103 - 107.

Соколова Л. А. Стела из Черновой VIII со знаменитыми быками и неизвестными повозками // Евразия сквозь века. - СПб.: СПб. гос. ун-т, 2001. - С. 129 - 132.

Соколова Л. А. Окунево и Хараппа - свидетельства контакта // Древние культуры Евразии: мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А. Н. Бернштама. - СПб., 2010. - С. 87 - 94.

Швец И. Н. Сюжеты окуневского изобразительного типа в наскальном искусстве Казахстана // Наскальное искусство в современном обществе: мат-лы Междунар. науч. конф. - Кемерово: Изд-во Кем. гос. ун-та, 2011. - С. 134 - 140.

Appelgren-Kivalo J. Altaltaische Kunstdenkmahler. -Helsinki: Finnische Altertumsgesellsihaft, 1931. - 327 s.

Belinskij A., Kalmykov A. Neue Wagenfunde aus Graben der Katakombengrabkultur im Steppengebiet des zentralen Vorkaukasus // Rad und Wagen: Der Ursprung einer Innovation Wagen im Vorderen Orient und Europa. - Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 2004. - S. 201 - 220.

Devlet M.A., Devlet E.G. Felsbilder mit Wagendarstellungen in Sibirien und Zentralasien // Rad und Wagen: Der Unsprung einer Innovation Wagen im Vorderen Orient und Europa. -Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 2004. - S. 237 - 246.

Jettmar K. Petroglyphs and Early History of the Upper Indus Valley: The 1981 expedition - a preliminary report // Zentralasiatische Studien. - 1982. - N 16. - P. 293 - 308.

Langdon S. The Return of the Horse-Leader // Archaeology. - 1989. - N 93. - P. 185 - 201.

McMahon A., Tunga O., Bagdo M. New Excavations at Chagar Bazar 1999 - 2000 // Iraq. - 2001. - Vol. LXIII. - P. 201 - 222.

Материал поступил в редколлегию 27.12.12 г., в окончательном варианте - 01.04.13 г.

стр. 100


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ПРОИСХОЖДЕНИИ-А-ОБРАЗНОГО-ТИПА-ДВУКОЛОК-МИНУСИНСКОЙ-КОТЛОВИНЫ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. А. Новоженов, К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ А-ОБРАЗНОГО ТИПА ДВУКОЛОК МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 26.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ПРОИСХОЖДЕНИИ-А-ОБРАЗНОГО-ТИПА-ДВУКОЛОК-МИНУСИНСКОЙ-КОТЛОВИНЫ (date of access: 27.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. А. Новоженов:

В. А. Новоженов → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Urhan Karimov
Astana, Kazakhstan
44 views rating
26.12.2024 (Yesterday)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга
5 hours ago · From Mukhamed Sultanov
Русский царь в нехристианских культах Российской империи
5 hours ago · From Mukhamed Sultanov
Холодная война и идеологическая борьба на "религиозном фронте": о некоторых моделях советской пропаганды
7 hours ago · From Mukhamed Sultanov
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛЯХИ СО СТАРОГО ИСКАРСКОГО ГОРОДИЩА: АТРИБУЦИЯ И СЮЖЕТЫ
15 hours ago · From Urhan Karimov
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ АЛТАЯ: ОТРАЖЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В ДИНАМИКЕ ФАМИЛЬНОГО СОСТАВА
20 hours ago · From Urhan Karimov
ПСАЛИИ С ПОСЕЛЕНИЯ КАМЕННЫЙ АМБАР
Catalog: История 
22 hours ago · From Urhan Karimov
ДЕНДРОХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ПОСТРОЕК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ПОСАДА СТАРОТУРУХАНСКОГО ГОРОДИЩА
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov
ПАЛЕОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ И КЛИМАТА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В ПЛЕЙСТОЦЕНЕ
2 days ago · From Urhan Karimov
КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕПАНАЦИЙ У РАННИХ КОЧЕВНИКОВ ГОРНОГО АЛТАЯ
2 days ago · From Urhan Karimov
ХРОНОЛОГИЯ УРАЛЬСКОГО НЕОЛИТА
Catalog: История 
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ А-ОБРАЗНОГО ТИПА ДВУКОЛОК МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android