27 - 29 июня 1979 г. в Новосибирске состоялась Всесоюзная научная конференция на тему "Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма". Конференция со столь широким представительством обществоведов - историков, философов, социологов была созвана впервые. Она была организована Институтом истории СССР АН СССР, Институтом философии АН СССР, Институтом истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР, Научными советами "История социалистического и коммунистического строительства в СССР" Отделения истории АН СССР и "Закономерности развития общественных отношений и духовной жизни социалистического общества" Отделения философии и права АН СССР, Философским обществом СССР и Всесоюзным обществом "Знание". В ее работе приняли участие представители АН СССР и союзных республик, вузов и других учреждений 60 городов страны.
Конференцию открыл председатель ее оргкомитета акад. А. П. Окладников. С вступительным словом к ее участникам обратился секретарь Новосибирского обкома КПСС чл.-корр. АН СССР А. П. Деревянко.
На первом пленарном заседании с основными докладами выступили: от философов - чл.-корр. АН СССР Ц. А. Степанян, от историков - С. А. Федюкин. Они сформулировали основные проблемы, требующие обсуждения. Это, сказал Ц. А. Степанян, определение понятия "интеллигенция", ее места в социальной структуре развитого социалистического общества; исследование роли интеллигенции в коммунистическом строительстве; изучение внутренних противоречий процесса формирования и развития советской интеллигенции, борьбы с буржуазными авторами вокруг оценок ее места, роли в СССР и современном мире в целом. С. А. Федюкин показал, что наиболее исследованы проблемы формирования советской интеллигенции (хотя и здесь есть ряд спорных вопросов), в меньшей степени - вклад интеллигенции в социалистическое и коммунистическое строительство и еще меньше - ее духовная жизнь. Касаясь формирования советской интеллигенции, докладчик отметил, что в одних трудах переоценивается роль выдвиженчества, в других - выпадает перевоспитание старой интеллигенции, переоценивается значение материального фактора в вовлечении старой интеллигенции в социалистическое строительство. С. А. Федюкин обратил также внимание на необходимость уточнения смысла терминов "рабоче-крестьянская интеллигенция", "пролетаризация высшей школы", "пролетаризация студенчества" и остановился также на вопросах историографии.
По всем этим вопросам развернулась дискуссия на пленарных заседаниях. В. Т. Ермаков высказался за невключение в состав интеллигенции служащих, указал на необходимость методологически правильно оценивать роль интеллигенции в советском обществе, поскольку наблюдаются попытки выявить эту роль путем со-
стр. 116
доставления, а иногда и противопоставления роли рабочего класса. Он отметил также недостаточную изученность характера внутренних противоречий в процессе развития советской интеллигенции как в переходный период, так и на современном этапе. По мнению В. Т. Ермакова, следует наконец выработать критерий для определения этапов истории советской интеллигенции. И. Г. Никольский (Красноярск) заявил, что важен конкретно-исторический, а не общеметодологический подход к определению понятия "интеллигенция", и поддержал мысль В. Т. -Ермакова о неправомерности сопоставления рабочего класса и интеллигенции при характеристике ее роли в общественной жизни страны. И. С. Смирнов призвал к многоплановому и комплексному изучению темы "В. И. Ленин и интеллигенция". К. С. Худавердян (Ереван) указал на необходимость выработки определения "советская социалистическая интеллигенция", в котором надо учитывать характер не только труда, но и социальных функций интеллигенции в условиях развитого социализма, без чего невозможно конкретно-историческое исследование вопроса. Он поддержал высказанное С. А. Федюкиным положение о переоценке в литературе роли выдвиженчества в процессе формирования советской интеллигенции. Говоря о важности исследования закономерностей и особенностей формирования национальной интеллигенции, К. С. Худавердян отметил факт сравнительно быстрого перехода на сторону Советов многочисленной прогрессивно настроенной ее части как на одну из особенностей складывания армянской интеллигенции.
На теоретических и конкретно-исторических проблемах советского опыта формирования интеллигенции ранее отсталых народов остановились представители и других союзных республик. Из их выступлений явствует, что пока еще не сложилось единое мнение по поводу периодизации и путей формирования национальной интеллигенции. А. К. Карыпкулов (Фрунзе) считает, что перевоспитание старой интеллигенции не является закономерностью для среднеазиатских республик в силу того, что народы этого, региона миновали стадию капиталистического развития и можно говорить лишь о наличии здесь отдельных представителей интеллигенции, а не особого социального слоя. Р. Б. Сулейменов (Алма-Ата) и Ш. Ю. Тастанов (Джезказган) полагают, что, несмотря на малочисленность старой интеллигенции, вопрос о ее вовлечении в строительство нового общества был так же актуален для республик Средней Азии, как и для центральных районов страны.
Обсуждение проблем, поднятых на пленарных заседаниях, продолжалось в трех секциях. В секции "История советской интеллигенции" (руководитель В. Т. Ермаков) были обсуждены вопросы: методологические проблемы интеллигенции; Октябрь и интеллигенция; источники, пути и этапы формирования советской интеллигенции; руководящая роль КПСС в этом процессе; особенности формирования и роста национальных отрядов интеллигенции; А. В. Луначарский и интеллигенция; источниковедение и библиография советской интеллигенции. Г. А. Матвеев (Ростов-на-Дону) остановился на определении понятия "интеллигенция", на степени изученности складывания союза рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции в переходный период. В. Л. Соскин (Новосибирск) говорил о некоторых вопросах методологии, проблеме общего и особенного в формировании интеллигенции. М. Е. Главацкий (Свердловск) остановился на историографии советской культуры и интеллигенции и потребности в обобщающем исследовании по истории интеллигенции. С. А. Красильников (Новосибирск), В. Н. Шейко (Харьков) характеризовали идейно-политическое размежевание интеллигенции в Октябрьской революции. Т. В. Климанова рассмотрела взгляды А. В. Луначарского на проблемы формирования советской интеллигенции и перспективы ее развития как социальной категории. Н. И. Воробьева (Архангельск) отметила слабую изученность деятельности интеллигенции в условиях развитого социализма, а также коснулась вопроса о повышении ее роли в коммунистическом воспитании трудящихся. Темы выступлений: Р. А. Шипиловой (Ростов-на-Дону) - партийное руководство формированием художественной интеллигенции, Н. С. Сопьяниченко (Киров) - опыт работы партии по идейно-политическому воспитанию вузовской интеллигенции в предвоенный период, А. И. Рубаило- малоизученные сюжеты истории формирования творческих кадров советской кинематографии в 20-е и 30-е годы, Г. Г. Халиулина (Кемерово) - понятие "интеллигенция", соотношение общего и особенного в
стр. 117
формировании интеллигенции, процессы, происходящие внутри инженерно- технической интеллигенции, -Е. А. Козлова (Ленинград) - периодизация процесса идейно-политического перевоспитания старой научной интеллигенции, М. Р. Шукурова (Ашхабад), С. Н. Горохова (Якутск) - необходимость критики измышлений советологов по вопросам истории и современного положения советской интеллигенции, М. Е. Ашмане (Рига) - понятие "интеллигенция", предпочтительность употребления термина "демократизация высшей школы" (вместо "пролетаризация") применительно к республикам Прибалтики.
В секции так же, как и на пленарном заседании, обсуждались проблемы формирования национальной интеллигенции. И. Д. Ибрагимова (Фрунзе) поддержала мнение А. К. Карыпкулова об особенностях перевоспитания старой интеллигенции в Средней Азии. В. Л. Соскин, М. Е. Ашмане, С. Н. Горохов, В. А. Демидов (Новосибирск), М. Р. Шукуров, напротив, критиковали эту точку зрения. К. К. Искольдская рассказала о первом опыте библиографирования материалов по истории советской интеллигенции1 , Л. И. Давыдова сообщила о подготовке в ЦГА РСФСР четырех томов "Истории культурного строительства в РСФСР 1917 - 1977 гг." и многотомных изданий, освещающих отдельные аспекты культурного строительства. Во многих выступлениях обращалось внимание на важность расширения источниковой базы исследований (И. С. Смирнов, В. А. Демидов, М. Е. Главацкий и др.).
На заключительном пленарном заседании были приняты рекомендации по дальнейшему улучшению разработки проблем истории и теории интеллигенции. Особый упор в них сделан на следующие аспекты: В. И. Ленин и советская интеллигенция; опыт КПСС по руководству формированием и развитием советской интеллигенции; этапы формирования советской интеллигенции; закономерности возрастания ее роли в ходе коммунистического строительства. В целях комплексного изучения проблем истории интеллигенции признано необходимым создать координационный- центр и систематически проводить конференции и симпозиумы.
1 См. "Советская интеллигенция. Советская историческая и философская литература за 1968 - 1977 годы". Новосибирск. 1978.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |