Libmonster ID: KZ-1300
Author(s) of the publication: Р. Г. ЛАНДА

Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн ал-Мас'уди. Золотые копи и россыпи самоцветов. М. Наталис. 2002. 800 с.

Перед нами уникальная публикация ценного исторического и литературного памятника по истории арабов и ислама, впервые издаваемого на русском языке.

Ал-Мас'уди был признан одним из крупнейших историков, географов и писателей раннего арабского средневековья, он - автор тридцати шести трактатов (по его собственным утверждениям). До нас дошли только два его произведения - "Золотые копи и россыпи самоцветов", а также "Книга указания и наблюдения".

Сведений о личной жизни и карьере самого ал-Мас'уди известно очень мало. Даже год его рожденья - 896 г. - дата во многом приблизительная и условная. По словам Абд ар-Рахмана Ибн Халдуна, великого историка и социолога из Магриба, он "стал авторитетом и главой историков, которые ссылаются на него; он стал той основой, на которую они опираются

стр. 170


во многих своих положениях" 1 . Французские историки называли его "арабским Геродотом". Прежде всего это относится к главному труду Мас'уди - "Золотые копи и россыпи самоцветов". Британский арабист и историк литературы Х. А. Р. Гибб писал о сочинении ал-Мас'уди: "На арабском языке нет более значительного произведения" 2 . Это тем интереснее, что историография была "одной из основных сфер интеллектуальной деятельности в Аббасидскую эпоху", когда жил ал-Мас'уди 3 . Книга его пользовалась значительным вниманием в средние века.

Большая часть исторической хроники посвящена истории ислама и мусульман от времен пророка Мухаммеда и до первых двух лет царствования последнего при жизни ал-Мас'уди халифа ал-Мути' (946 - 975 гг.). Каждому мусульманскому правителю посвящена особая глава. Раздел о династии Омейядов отделен от истории Аббасидов особой главой, в которой рассказывается об обстоятельствах крушения династии первых. Аббасидам же посвящено более трети сочинения ал-Мас'уди. Их правление-это время, либо более близкое к жизни автора хроники, либо охватывающее сам период его жизни, что и побуждало ал-Мас'уди, помимо всего прочего, уделить Аббасидам гораздо больше внимания, чем Омейядам. Собственно, его произведение и представляет собой в основной части (с. 46 - 569) историю Аббасидской династии с 749 г. по 947 г. (год смерти ал-Мас'уди).

Главы о каждом из двадцати трех аббассидских халифов содержат краткие биографические справки, сведения о видных сподвижниках, особенно вазирах (министрах) и судьях, излагаются хабары ("сведения, сообщения") о событиях и примечательных фактах правления халифов, их деяния, политические акты, военные походы и сражения, назначения высших чинов, смещения, казни и другие поступки. Больше всего среди аббасидских халифов заинтересовали Мас'уди Харун ар-Рашид (786 - 809) и его сын Ма'мун (813 - 833). Им отведено, по подсчетам Д. В. Микульского, примерно по 8% объема текста хроники, посвященного эпохе Аббасидов 4 . Правление этих халифов можно признать апогеем политического могущества династии. При них, прежде всего при Ма'муне, окончательно сформировалась структура халифата и система управления им, сложилась (особенно при Харуне ар-Рашиде) традиция восхваления и даже "фольклоризации" сильно идеализированного облика халифа. В реальной жизни Харун ар-Рашид был весьма далек от таинственного, всезнающего и справедливого правителя, каковым он был представлен в устных преданиях арабов и, в частности, в "Тысяче и одной ночи", особенно - сказках багдадского цикла.

Определенная заслуга в формировании подобного образа Харуна ар-Рашида, как и некоторых других правителей, принадлежит ал-Мас'уди. Однако не стоит возлагать на него ответственность за это. Его оценки событий и личностей, живших задолго, за полтора-два столетия до него, базировались на всеобщем мнении "ученых людей", с одной стороны, и на "народной молве" - с другой.

Чрезвычайно разнообразны материалы, использованные историком и изложенные в его труде. Это и своего рода "официальные" общеизвестные сообщения, и беллетризированные рассказы (особенно, когда речь идет о трагедиях, междоусобицах, убийствах, причем необязательно политических), и анекдоты (обычно о встречах и беседах халифов с приближенными, учеными, поэтами, учителями). Немало в тексте и вставных новелл, строящихся на основе сюжетов, взятых из фольклора как арабов, так и прочих народов халифата. Много ученых рассуждений и диалогов, некрологов, стихотворных цитат. В труде Мас'уди историческая хроника соседствует с элементами беллетристики и своего рода эссе.

Приводимые автором сведения имеют важное значение, так как при Аббасидах вся система власти и характер общества в регионах необъятного Арабского халифата, а также - культурная жизнь в нем, существенно изменились. Если во время Омейядов основной упор делался на внешнюю экспансию, арабизацию и исламизацию населения завоеванных стран с обеспечением господствующего положения арабов, то при Аббасидах главное внимание уделялось упрочению, консолидации внутреннего единства халифата и входящих в его состав областей при опоре преимущественно на иранцев (разумеется, исламизированных) в системе управления и другие этносы (в основном - тюрок, рабов, военнопленных, либо наемников) в военном деле и экономике. Это произошло по причине более высокого уровня культурного развития и этнической сплоченности иранцев.

Если первый халиф Аббасидской династии - Абул-л-Аббас ас-Саффах (749 - 754), придя к власти, попытался править исключительно с помощью своих родственников, которым он доверил важнейшие посты, то сменивший его Абу Джа'фар ал-Мансур (754 - 775) стал назначать на все посты "маула", то есть клиентов, связанных с Аббасидами и происходивших в основном из Хорасана, то есть родом из иранцев или тюрок. Так произошла постепенная "деарабизация" власти в халифате, сопровождавшаяся главным образом "иранизацией" госаппарата и "тюркизацией" войска. Чтобы подчеркнуть общемусульманский характер государства, халиф

стр. 171


принял лакаб (титул-звание) "ал-Мансур би-л-Лахи" - "Победоносный благодаря Аллаху". Потом сходные лакабы принимали все Аббасиды. Но ал- Мансур также перенес столицу из омейядского Дамаска в основанный им на месте иранского селения Багдад "Мадинат ас-Салям" (Город мира), где расселил прежде всего своих воинов из Хорасана, иранцев, тюрок и арабов из лояльных Аббасидам племен и кланов. Но новое название города не привилось. В истории Багдад так и остался Багдадом.

Конечно, арабы не утратили полностью своих позиций. Они даже несколько сплотились, изживая свой былой раскол на северных ("кайситов") и южных ("кяльбитов"). Но им пришлось отступить, утратив былое привилегированное положение и важнейшие посты в государстве. Тем более, что у подавляющего большинства из них не было знаний и подготовки для управления столь огромной империей, каким стал к VIII- IX вв. халифат. И, к тому же, вскоре после захвата власти Аббасидами среди мусульман неарабского происхождения зарождается "шуубийя" (от арабского "шууб" - народы) - идейное течение, направленное против господства арабов в халифате. На востоке арабо- исламского мира все более видное положение занимали, подчеркивая значение своего этноса и культуры, иранцы и тюрки, а на западе - берберы и африканцы. Арабский язык остался языком государственной жизни, ислама и мусульманской культуры. Причем сам он значительно обогатился за счет заимствования (или выработки) новых понятий и лексики в сфере политики, культуры, управления, быта, техники, искусства и т.д. Ряд обычаев арабы переняли у своих собратьев-мусульман, особенно - у иранцев. Аббасиды много строили. Так, сменивший Ма'муна халиф Му'тасим (833 - 842) выстроил Самарру, 36 раз упоминаемую в труде ал-Мас'уди. Это была загородная резиденция халифов, примерно в 30 км к северу от Багдада.

Не менее 33 страниц арабского текста сочинения ал-Мас'уди занимает биография знаменитого государственного деятеля эпохи Омейядов - ал- Хаджжаджа бну Юсуфа (661 - 714), как известно, преданного Омейядам, храброго, красноречивого, решительного и волевого правителя Ирака, жестоко подавлявшего все мятежи и проявления недовольства, не останавливаясь перед казнью тысяч людей. Гораздо менее известна положительная сторона деятельности ал-Хаджжаджа, много сделавшего для создания навеки прославившей халифат арабо-исламской культуры. Повествует автор и о других творцах славы халифов.

Более трети объема текста памятника посвящена арабо-исламской культуре, имеющей непреходящее значение не только для истории и науки, но и для развития всей мировой культуры.

Отмечу особо великолепную работу составителя, переводчика, автора примечаний, комментария и указателей Д. В. Микульского, свыше 20 лет изучающего творчество ал-Мас'уди. Его вступительная статья исчерпывающе характеризует труд выдающегося арабского историка. Попутно Микульский как бы включает читателя в сложный путь эволюции арабо-исламской цивилизации и государственности, характеризующийся сплетением судеб арабского этноса и других этносов, многие из которых, особенно - греки, иранцы, некоторые другие народы (от вестготов на западе до индийцев и китайцев на востоке), превосходили арабов по уровню развития культуры, техники, хозяйствования и поэтому немало чему могли их научить. В поле зрения Микульского - особенности и проблемы взаимоотношения шиизма и суннизма на ранней стадии их развития. В то же время он полемизирует с традиционными, но несправедливыми оценками Омейядов и отдельных Аббасидов. Во вступительной статье содержится подробный разбор источников, которыми пользовался ал-Мас'уди: от племенных преданий, доисламской поэзии и легенд всякого рода до сведений, передававшихся из поколения в поколение, а также - сочинений арабских историков раннего периода.

Интересна судьба хроники в новое и новейшее время. Она многократно переписывалась. Пять экземпляров рукописей книги хранится в России в Санкт- Петербургском отделении Института востоковедения РАН. С началом книгопечатания в странах ислама труд ал-Мас'уди многократно издавался. Отрывки из хроники в переводе на латынь, а затем - на французский и немецкий языки, появились в Европе уже в конце XVIII века. В России впервые на труд ал-Мас'уди сослался (в 1823 г. и 1832 г.) известный востоковед академик Х. Д. Френ, писавший по-немецки. На русском языке об ал-Мас'уди впервые писал в 1835 г. В. В. Григорьев, построивший на сведениях арабского историка свою работу о походах древних русов на Восток. Во вступительной статье упомянуты имена свыше 100 только европейских и российских ученых, обращавшихся в XVIII - XX вв. к творчеству ал-Мас'уди. Список тех, кто опирался на работы ал- Мас'уди, достаточно внушителен - В. В. Бартольд, В. И. Беляев, Е. А. Беляев, В. М. Бейлис, Б. Н. Заходер, Т. М. Калинина, А. П. Ковалевский, В. Е. Крюков, А. П. Новосельцев, А. Ю. Якубовский.

Микульский, опубликовавший за последние 20 лет свыше 100 работ по арабской культуре и исламу, как бы открыл новый этап в освоении творчества ал-Мас'уди российскими историками,

стр. 172


сделав его доступным и для отечественных специалистов по истории России, Европы, Кавказа и Средней Азии, не владеющих арабским языком.

Большой интерес к данной тематике проявляется за рубежом. Рецензент был свидетелем выступления Микульского на 26-м Международном конгрессе азиатских и североафриканских исследований в сентябре 2000 г. в Монреале и того внимания, с которым оно было встречено как нашими западными, так и арабскими коллегами 5 . И хотя в выступлении были затронуты лишь некоторые аспекты труда ал-Мас'уди, дискуссия касалась всего его творчества и вообще системы его взглядов.

Примечания

1. Цит. по: МИКУЛЬСКИЙ Д. В. Арабский Геродот. М. 1998, с. 225.

2. ГИББ Х. А. Арабская литература (классический период). М. 1960, с. 59.

3. МИКУЛЬСКИЙ Д. В. Мир арабской культуры в сочинении ал-Мас'уди (X век) "Муруджаз-захаб ва ма'адин ал-джаухар" ("Золотые копи и россыпи самоцветов!"). М. 2002 (автореферат докт., дисс.), с. 7.

4. Там же, с. 11.

5. MIKULSKY D. V. The Tribal, Clanish and Regional Relations in the Arab-Muslim Society as Depicted in the "Meadows of Gold..." by al-Masudi. - XXVI International Congress of Asian and North African Studies". Canada (Montreal). Universitede Montreal (2000), p. 134, no 0789.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Абу-л-Хасан-Али-ибн-ал-Хусайн-ибн-ал-Мас-уди-Золотые-копи-и-россыпи-самоцветов

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Р. Г. ЛАНДА, Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн ал-Мас'уди. Золотые копи и россыпи самоцветов // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 14.03.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Абу-л-Хасан-Али-ибн-ал-Хусайн-ибн-ал-Мас-уди-Золотые-копи-и-россыпи-самоцветов (date of access: 22.11.2024).

Publication author(s) - Р. Г. ЛАНДА:

Р. Г. ЛАНДА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
653 views rating
14.03.2021 (1349 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
57 minutes ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
an hour ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
4 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
4 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
5 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
7 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
7 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
7 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
7 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
7 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн ал-Мас'уди. Золотые копи и россыпи самоцветов
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android