А. И. ПЕРШИЦ, А. Л. МОНГАЙТ, В. П. АЛЕКСЕЕВ. История первобытного общества. Изд. 3-е, перераб. и доп. Учебник для студентов исторических факультетов высших учебных заведений. М. Высшая школа. 1982. 224 с.
Этот учебник, впервые увидевший свет в 1968-м и переизданный в 1974 г., зарекомендовал себя как полноценное учебное пособие, необходимое не только студентам и аспирантам, но и научным работникам. Теперь вышло в свет третье, переработанное и дополненное его издание. Авторы сумели на современном научном уровне поставить и рассмотреть фундаментальные проблемы первобытного общества. Теоретические положения тесно увязываются с богатым фактическим материалом, что придает выводам авторов большую убедительность.
Изложение сложных проблем истории первобытного общества связано с большими трудностями. В огромной отечественной и зарубежной литературе по-разному оцениваются отдельные аспекты истории первобытного общества, многие из которых имеют актуальное идеологическое значение. С самого начала возникновения истории первобытного общества как научной дисциплины материалистически настроенные ученые выступали против религиозного мировоззрения и в немалой степени способствовали крушению влияния церкви в науке, развенчанию религиозных мифов о происхождении человека и ранних этапах его истории, победе материализма над идеализмом. Значителен вклад прогрессивных историков первобытного общества в борьбу с расизмом, колониализмом, национальным угнетением.
Перед авторами стояла трудная задача: систематизировать обширный материал, отобрать наиболее признанные и действительно прогрессивные теоретические концепции, проанализировать и раскрыть их с марксистско-ленинских позиций. В значительной мере эта задача была успешно осуществлена уже в первых двух изданиях. Вместе с тем третье выгодно отличается от предыдущих. Существенно расширена его источниковедческая база. В книгу включены многие новейшие археологические и этнографические данные, увеличен удельный вес археологического материала. Рассмотрены современные концепции происхождения человека и первобытнообщинного строя. Обновлены многие данные хронологии. Благодаря увеличению объема учебника оказалось возможным дать указатели и добавить иллюстрации. Это свидетельствует о большой и полезной работе, проделанной авторами по его усовершенствованию.
В книге рассматриваются четыре крупных комплекса проблем, охватывающих практически все вопросы истории первобытного общества. Это историография и источниковедение первобытной истории; становление первобытного общества, начиная с антропогенеза; расцвет первобытного общества и его разложение; возникновение классов и государства.
Авторам удалось удачно сочетать высокий научно-теоретический уровень изложения и решение учебно-методических задач. Вполне закономерно, что материал располагается авторами по этапам истории первобытного общества - от эпохи его возникновения и расцвета до времени разложения. В принципе возможен и иной порядок изло-
стр. 142
жения материала: последовательное рассмотрение каждого раздела первобытной истории: историография и периодизация; антропогенез; история хозяйства, материальной культуры, семьи и семейных отношений, социального строя и общественной организации, духовной культуры в их развитии. Такого рода структура, отличающаяся от обычного порядка изложения гражданской истории, как нам думается, тоже соответствовала бы особенностям проблем, изучаемых историей первобытного общества, и решению задач повышения эффективности преподавания. Эти проблемы охватывают практически все стороны биологической и социальной истории человечества. При изложении истории первобытного общества по этапам его развития - возникновение, расцвет, разложение - в каждом разделе приходится рассматривать примерно один и тот же комплекс многообразных явлений, характеризующих жизнедеятельность первобытных людей. В результате единая картина развития каждого явления: хозяйства, отдельных социальных институтов и пр. - в известной мере нарушается. Это несколько осложняет усвоение курса студентами. Что же касается понимания процесса в целом, то он достаточно ясен им из раздела, трактующего периодизацию первобытной истории.
В учебнике справедливо отмечается ее сложность, наличие разных точек зрения и подходов в советской и зарубежной литературе, а также те важные выводы, к которым пришли к 1970-м годам советские исследователи на основе изучения первобытной экономики. Положительно то, что, знакомя читателя с основными взглядами на тот или иной вопрос, авторы высказывают каждый раз совершенно определенно собственную точку зрения. Несколько усложненной представляется лишь терминология. Думается, что не все понятия необходимы начинающему историку, студенту первого курса, не предполагающему специализироваться в области первобытной истории (см., напр., с. 7, 9 сл).
Интересна таблица хронологии периодизации первобытного общества (с. 10), в которой сопоставляются исторические и археологические эпохи, этапы эволюции человека и дается абсолютный возраст рассматриваемых периодов. Конечно, разброс дат в таблице довольно велик. Но при существующих в науке расхождениях авторы были вынуждены отразить имеющиеся точки зрения. Не совсем удачным представляется отнесение раннепервобытной (раннеродовой) общины ко времени от среднего палеолита, т. е. эпохи, когда жил неандерталец, до мезолита, когда давно сформировавшийся человек современного вида стоял на пороге создания производящего хозяйства на основе земледелия и скотоводства. Хотя авторы, учитывая различие точек зрения на этот предмет, как бы оговариваются, ставя против среднего палеолита и мезолита вопросительные знаки, тем не менее раннеродовая община может быть воспринята читателем как явление, характерное и для человека современного вида и неандертальца, ограниченные социальные возможности которого ярко охарактеризованы в учебнике (см. с 70).
Удачен анализ историографии и источниковедения первобытного общества, их специфики. Как теоретические концепции, так и фактический материал подвергаются широкому критическому рассмотрению, что позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину развития научных знаний в данной области.
К числу кардинальных проблем, рассматриваемых в учебнике, относятся вопросы возникновения и становления человека: антропогенез, возникновение человеческого общества, мышления и речи, идеологических представлений. Обоснованно проводится авторами качественная грань между человеком современного вида и всеми предшествующими ископаемыми видами, с чем связана концепция двух или трех скачков в антропогенезе. Справедливо основываясь на теории Ф. Энгельса о решающей роли труда в антропогенезе, авторы вполне оправданно не ограничиваются признаком изготовления орудий труда как единственным критерием трудовой деятельности, а пишут обо всем комплексе социальной трудовой деятельности. Возможно, следовало в еще большей степени подчеркнуть значение труда именно как всего целостного комплекса социальной деятельности первобытных людей. Едва ли древнейшие примитивные каменные орудия становящегося человека могли быть решающим фактором в приспособлении к окружающей среде. На ранних этапах антропогенеза трудовая деятельность как вид приспособления к окружающей среде посредством коллективного социального опыта и основанного на нем хозяйства заключалась скорее всего в новой, уже не биологической, а социальной
стр. 143
организации первобытных коллективов, социальных, основанных на коллективном опыте способах добывания средств к существованию и т. п. Вместе с тем несомненно, что орудийная деятельность определяла и на более поздних этапах истории социально-экономическое развитие человечества.
Справедливой представляется точка зрения авторов о том, что уровень социальной деятельности неандертальцев, не говоря о более древних ископаемых видах, был еще очень низким (с. 70), вследствие чего общинно-родовые отношения могли возникнуть только после завершения антропогенеза и возникновения человека современного вида.
На основе большого археологического материала показан в учебнике рост производительных сил в эпоху позднего палеолита и рассматриваются условия сложения общинно-родового строя. Удачно охарактеризована сложнейшая, далеко еще не решенная проблема экзогамии. Но, говоря о первичности матрилинейной родовой организации (с. 75), следовало, очевидно, отметить, что существуют также взгляды о единовременности, в зависимости от условий среды и вида хозяйственной деятельности, возникновения как матри, так и патрилокальной организации. Едва ли можно согласиться, что характерным признаком перехода от раннего к более позднему охотничьему хозяйству были лук и стрелы (с. 85). Известно, что на обширных пространствах сухих и влажных субтропиков от Северного Ирака и Ирана до Юго-Западной Туркмении, в областях наиболее передовых по развитию в древности, лук и стрелы не имели распространения в мезолите и неолите и появляются только в палеометаллическое время вместе с новым населением.
Проблемы родо-племенной организации освещаются на высоком научном уровне, но в отдельных местах несколько усложненно, что может вызвать трудности в усвоении их студентами.
Крупный узел проблем, рассматриваемых в учебнике, связан с эпохой позднеродовой общины земледельцев-скотоводов, временем, когда происходило зарождение производящего хозяйства: земледелия, скотоводства. Соглашаясь в целом с концепциями, выдвигаемыми авторами, нельзя не отметить некоторые спорные положения. Так, пожалуй, нельзя без существенных оговорок высказывать предположение о земледелии в XI тыс. до н. э. (с. 120). Обнаруженные при раскопках ступы и песты совсем не обязательно являются доказательством наличия земледелия; они служили, как полагают многие исследователи, первоначально для измельчения дикорастущих растений. Едва ли можно теперь безоговорочно утверждать, что изобретателем земледелия была женщина и что долгое время земледелие оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства (с. 120). Известно, что многие этнографические данные, на которых строилась эта гипотеза, были основаны на неточных наблюдениях. Что касается археологических данных, то они далеко не однозначны и дают возможность строить самые различные предположения.
Возможно, что, говоря об археологических находках - свидетельствах древнейшего возникновения производящего хозяйства, стоило упомянуть о памятниках Юго- Западной Туркмении, где были обнаружены следы очень древнего одомашнения животных, а не ограничиваться сведениями о более поздних среднеазиатских древнеземледельческих поселениях.
Рассматривая проблему возникновения производящего хозяйства, авторы справедливо отмечают, что оно происходило в комплексной (земледелие и животноводство) форме (с. 122). Но на той же странице высказывается мысль, что возникновение земледелия опережало при этом появление скотоводства, т. к., по мнению авторов, для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Однако для первых, единичных одомашнивавшихся животных едва ли требовалось много корма. К тому же самые древние одомашненные животные - козы и овцы - ив наши дни содержатся в условиях экстенсивного скотоводства, только на подножном корме. Процессы доместикации животных и культивации растений происходили, судя по имеющимся данным, в среде относительно оседлых племен, которые вели комплексное охотничье, собирательское и рыболовецкое хозяйство. Первичное возникновение скотоводства в среде специализированных охотников маловероятно, т. к. они обитали вне области сухих и влажных субтропиков, где происходило первичное одомашнение животных. Культивация растений и доместикация животных протекали скорее всего примерно одновременно, хотя в соответствии с природными условиями в одних местах несколько большее развитие получало земле-
стр. 144
делие, в других - скотоводство. Стоило бы, возможно, дать более развернутое описание процесса становления производящего хозяйства. Если говорить о доместикации животных, то она включала, как можно полагать, по крайней мере три основных этапа: приручение; первичное одомашнение, еще не имевшее сознательной хозяйственной целенаправленности; утверждение производящего хозяйства как основного вида добывания жизненных благ.
Значительно более полно и глубоко в сравнении с двумя первыми изданиями рассмотрены в учебнике проблемы разложения первобытного общества. Детально показаны предпосылки я процесс разложения первобытнообщинного строя. На богатом фактическом материале обрисовано возникновение частной собственности, классов и государства. Подробно рассматриваются судьбы первобытной общины в классовых формациях. Единственное замечание, связанное с этим кругом проблем, касается раздела, озаглавленного "Поздний матриархат" (с. 178). В предшествующих главах учебника в соответствии с современными представлениями ничего не говорится о раннем или развитом "матриархате", а справедливо отмечается наличие матрилинейной и матрилокальной организации. Употребление этого термина в учебнике может привести только к недоразумениям. В целом же благодаря своим высоким научным и учебно-методическим достоинствам учебник будет способствовать лучшему усвоению истории первобытного общества студентами и аспирантами, станет полезным справочником для специалистов.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |