В истории Западной Европы XVI в. трудно найти другого такого монарха и правителя, получившего столь противоречивые, если не сказать полярно противоположные, оценки в работах историков различных стран и направлений. Тогда как консервативные и католические авторы, как правило, приукрашивали роль и место Филиппа II в истории Европы того времени, либеральные и протестантские, в первую очередь английские и нидерландские, изображали его как политического монстра, католического фанатика до мозга костей и мрачного изувера. В эпоху Просвещения его оценивали как воплощение обскурантизма, а в эпоху романтизма как врага свободы. За пределами Испании Филипп II прочно занял место в ряду самых ужасных тиранов. Бельгийский писатель прошлого века Шарль де Костер, автор знаменитой "Легенды о Тиле Уленшпигеле", так прямо и писал: "А король Филипп неизменно пребывал в злобной тоске...". Однако в XX - начале XXI в. мнения об этом монархе и политике были скорректированы1. Стоит вспомнить слова крупнейшего испанского историка Рафаэля Альтамиры-и-Кревеа, относящиеся к Филиппу II: "...для правильной оценки историк должен с особой осторожностью подходить к свидетельству современников и к отбору фактов"2.
Даже в самом XVI в. оценки Филиппа II находились в прямой зависимости от конфессиональных и политических симпатий современников: одни резко осуждали его, а другие, наоборот, видели в нем образец монарха и христианина3. Некоторые историки до сих пор изображают его как фанатика-идеалиста, каждый шаг и решение которого были результатом его страстной преданности католической вере4. Его частое пребывание в построенном близ Мадрида в 1563 - 1584 гг. мрачном и грандиозном замке-монастыре Сан-Лоренцо Эль Эскориаль стало чуть ли не легендой о затворнике Эскуриала.
Филипп II Габсбург родился 21 мая 1527 г. в Вальядолиде в доме, получившем впоследствии название "дворец Филиппа II", от брака Карла V с португальской принцессой Изабеллой. Этот брак был своего рода первым звеном в цепи дина ...
Читать далее