Современное семитское языкознание в России возникает и развивается как составная часть семитологии - комплексной историко-филологической науки. В рамках данной статьи невозможно исчерпывающим образом охватить и осветить все направления этой многопрофильной науки и деятельность всех ее достойных представителей, упомянуть все научные и учебные центры 1 . Поэтому автор ограничивается лишь поворотными вехами истории семитского языкознания и наиболее оригинальными идеями и гипотезами в этой области.
Предыстория научной семитологии в России представляет собой длительный период накопления сведений о семитоязычных народах, начиная с Московской Руси и до основания Российской Академии наук (1724-1725). Вкратце этот "доисторический" период можно охарактеризовать как расширение знаний о семитских языках, о семитских религиях (иудаизме и исламе), о семитской культуре и литературе. Эти процессы были связаны с развитием торговых и политических контактов России со странами Азии и Африки, с расширением связей с зарубежными православными патриархатами на Востоке и в Африке 2 .
Систематическое преподавание древнееврейского языка в духовных академиях России началось уже в первой половине XVIII в. Вместе с древнееврейским языком в духовную и научную среду проникают и первые сведения об эфиопском языке как языке единственного христианского государства на территории Африки. В середине XVIII в. (1755) по распоряжению М.В. Ломоносова начинается разработка техники печати слогового эфиопского шрифта. Сведения об арабском языке проникают в Россию через паломников в Палестину, путешественников на Восток и Африку, косвенно - из европейских и византийских письменных источников, а также благодаря турецким и татарским торговым связям.
Кунсткамера, основанная Петром I, а позже - Азиатский музей, созданный в Петербурге в 1818 г., стали главными центрами по сбору и изучению восточных рукописей и книг. Уже с начала XVIII в. в Кунсткамере формируются большие нумизматические коллекции, созданные из восто ...
Читать далее