Кочевники военным путем отстаивали свои интересы только тогда, когда другой социум существенно нарушал их хозяйственный уклад, затрагивал их экономические интересы. В благоприятные годы кормовая емкость пастбищ увеличивалась и номады разрешали прикочевывать общинам другой этнической принадлежности, так как для кочевников были важны не размеры территории, а ее кормовые ресурсы. Они знали периодическую сменяемость районов джута в аридной зоне, взаимопомощь была важным элементом культуры хозяйствования и выживания в условиях Степи. Такая взаимопомощь - показатель границ защиты и реализации своих интересов в рамках контролируемой ими территории.
Анализ форм собственности у кочевых этносов позволяет выделить два ее варианта: опосредованный и непосредственный.
Первый вариант отражает волевую, основанную на многолетнем владении, принадлежность отдельных кочевий, маршрутов кочевания и находящихся вдоль них пастбищ определенному роду или объединению родов. В пространственном плане это длинные, вытянутые в меридиональном направлении полосы земли, необходимые для обеспечения полного хозяйственного цикла. Пастбищно-территориальная собственность, вопреки мнению о "кратковременных владениях", существовала в виде принадлежности широких меридиональных полос (порой на сотни и тысячи километров) пастбищ той или иной группы родов. Верховная собственность на комплекс пастбищ и кочевий принадлежала хозяйственной потестарной организации в виде объединения нескольких родов. Все родовые объединения имели свои "коридоры" для прохождения к летним и зимним, компактно расположенным пастбищам.
Таким образом, основные пастбищные территории имели своих хозяев, право собственности на них реализовывалось, но реализовывалось своеобразно: посезонно, в соответствии с хозяйственными циклами.
Второй вариант относится к непосредственному владению конкретным участком через институт первозахвата 1 группой семей или аулом (кошем). Собственность реализуется в виде контроля над ограниченной территорией, необх ...
Читать далее