Многовековые противоречия шиитов и суннитов приобрели форму не только конфессиональных, политических или дипломатических конфликтов. Они серьезно повлияли на взаимные восприятия мусульман двух конфессиональных направлений внутри ислама, что порой выливалось в почти физическую неприязнь суннитов и шиитов. В многовековом споре и та и другая стороны прилагали ярлык "неверный " по отношению друг к другу. Порой трудно было отделить простое конфессиональное неприятие от политических противостояний, что, в свою очередь, часто становилось поводом для взаимных военных экспансий, кровавых столкновений и т.п. Более всего враждебные отношения между шиитами Ирана и суннитами Средней Азии проявлялись с начала XVI в., когда власть в Иране перешла к Сефевидам (1502-1736) и многие сунниты бежали из Ирана, в том числе и в Среднюю Азию. Именно эти иммигранты сунниты добавили новый импульс взаимным притязаниям.
Интересны наблюдения академика В. В. Бартолъда, заметившего, что отличие образовавшегося государства Сефевидов в Персии от Турции на западе и от узбекских ханств на востоке заключалось в том, что шиитство в первом из них стало государственной религией. Далее В. В. Бартольд излагает мнение турецкого историка того времени Джевдат-паши о том, что шах Исма'ил (1502-1524), основатель персидского государства, нарочно сделал шиитство официальной религией Персии, так как понимал, что рядом с таким суннитским государством, как Турция, другое суннитское государство существовать не может [Бартольд, 1963, с. 750]. Такое своеобразное ("имперское") восприятие Ирана турецким историком, конечно, не отражало всей сложности и всей палитры взаимоотношений этого шиитского государства с соседями. Однако мы можем видеть весьма показательную легитимацию взаимных политических амбиций при помощи аргументов, построенных на конфессиональном отчуждении.
Ключевые слова: хаджж, маршрут, впечатления, стихи, суннит, шиитская среда, конфессиональные границы, религиозная культура, адаптация, элита.
В результате ...
Читать далее