Работа С. Широкогорова "Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений" написана в самом начале 20-х годов минувшего столетия, рекомендована к печати постановлением восточного факультета Дальневосточного университета 5 сентября 1922 г., опубликована же в виде монографии в 1923 г. в Шанхае (обозначена как отдельный оттиск из "Известий восточного факультета Государственного дальневосточного университета") (Широкогоров 1923). Континуум мнений относительно этого теоретического исследования чрезвычайно широк, а суждения о нем весьма противоречивы.
Одни исследователи полагают, что "концепция этого автора по своей сути должна быть, наверное, включена в рамки так называемой "биологической" (или "естественнонаучной") парадигмы этноса", хотя и констатируют при этом тот факт, что "сама дефиниция (этноса. - В. Ф. ) и по форме, и по содержанию своему очень похожа на последующие определения этнической общности, предложенные нашими учеными в 1960 - 1980-х гг." (Рыбаков 2001: 24). Другие отмечают концептуальный дуализм рассматриваемой теории, замечают, что социологическое понимание этноса у С. Широкогорова "удивительным образом сочетается с причислением этой общности к биологическим" (Бромлей 1973: 22, 26; 1983: 10, 20), и говорят о "социобиологическом понимании этноса" в работах С. Широкогорова (Кокшаров б.г.), о том, что "термин биологический в концепции С. Широкогорова очень неоднозначен... и устойчивый стереотип восприятия... замечательного исследователя касается только одной, и даже не самой важной стороны его концепции" (Кузнецов 2001: 5 - 9). Третьи и вовсе не принимают обвинений в биологизаторстве в адрес С. Широкогорова и настаивают на том, что "такое впечатление может создаться только при поверхностном чтении трудов С. Широкогорова" (Ревуненкова, Решетов 2003: 109), утверждают даже, что "С. Широкогоров... считал, что этнос - не биологическое понятие..." (Лавров б.г.). Такой калейдоскоп суждений может свидетельствовать только о неодн ...
Читать далее