Архангельск. ИПЦ САФА. 2013. 240 с.
Если говорить о научной проблематике историко-правовых исследований в России, то можно выделить три основных группы тем исследований: хорошо изученные, мало изученные и практически не изученные. Именно к третьей группе относится рецензируемая монография.
Взаимоотношения между государством и церковью являются сторонами единой научной проблемы и "давно привлекают правоведов, историков, религиоведов, философов, являясь объектом глубокого изучения и оживленных научных дискуссий" (с. 9).
Еще известный правовед и философ И. Вентам выделял религиозную санкцию наряду с физической и нравственной, подчеркивая, что она представляет собой наказание, направленное на неблаговидное поведение, нарушающее Божьи принципы 1. В русских источниках, начиная уже c XIV в., наряду с физической санкцией говорится о правилах поведения христианина, и нередко в светском законодательстве, помимо официальной государственной санкции дополнительно устанавливается религиозное наказание. По мнению видного русского правоведа В. В. Есипова, "различие между греховным и преступным деянием проецируется на их искупление, покаяние и наказание", между которыми он видел резкое различие 2.
В советские времена, в силу господствовавшей идеологии социалистического государства, старались особо не упоминать о том, что возникновение права шло бок о бок с христианскими принципами, закрепленными в светском законодательстве. Изменившиеся политические условия развития государства позволяют говорить об этом, как об устоявшемся факте.
Можно согласиться с мнением автора монографии, который, в частности, отмечает: "К огромному сожалению, взаимосвязь и взаимовлияние религиозной догматики и символики и догмы и символов права до настоящего времени не являются очевидными для значительной части правоведов" (с. 10). Как доказательство можно отметить, что до сих пор в историко-юридических исследованиях не существует единого мнения в отношении характера наказа ...
Читать далее