Историки, занимающиеся изучением старорусских христианских сект (духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов), знают, как ценно любое свидетельство о вероучении и раннем этапе их истории, особенно, если оно добровольно получено от самих сектантов. Возможно, поэтому "Записка, поданная духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 году губернатору Каховскому", в которой, как считается, самими духоборцами или с их слов и по их просьбе изложено вероисповедание секты, в течение двух веков являлась базовым документом для тех, кто о них писал. Оригинал документа не обнаружен, но существуют три отличающиеся друг от друга редакции, сделанные в первой половине XIX века. Одна из них под вышеуказанным названием была опубликована в 1871 г. известным ученым Н. Тихонравовым 1. Поскольку еще до публикации этот документ использовался учеными в основном под названием "Исповедание духоборцев", а после его опубликования стал известен как "Записка...", то мы сохраним оба названия.
Первое известие об "Исповедании духоборцев" относится к 1803 г., когда Синод поручил префекту Александро-Невской лавры Евгению (Болховитинову) изучить вероисповедание духоборцев, изложенное в рукописи, оказавшейся в руках митрополита Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова), и дать свое заключение. Евгений Болховитинов был выбран экспертом не случайно: за год до этого в Александро-Невской лавре он увещевал двух доставленных туда из Тамбовской губернии духоборцев и составил для Синода отчет об этой беседе 2. Очевидно дела помешали Евгению быстро выполнить новое поручение, и только три года спустя - в 1806 г. уже во время пребывания в Новгороде в сане епископа Старорусского - он завершил свое исследование, названное им "Рассмотрение исповедания духоборческой секты".
Епископ Евгений не только проанализировал вероучение духоборцев, но и провел источниковедческий анализ документа. Он обратил внимание на систематизированное изложение материала; использование терминов, неупотребляемых простым на ...
Читать далее