Последние годы стали для Непала годами больших потрясений и проверкой на прочность молодой непальской демократии, восстановленной в 1990 г. после 30-летнего периода существования так называемой "беспартийной панчаятской 1 демократии". В результате победы широкого "народного движения" (неп. - Джан Андолан), приведшей к падению панчаятской системы, а также под воздействием усиления демократических тенденций в мировом развитии, в непальском обществе утвердилось мнение, что теперь Непал пойдет по пути укрепления демократических институтов конституционной монархии. Однако многим надеждам участников демократического движения не суждено было сбыться.
Проведение реформ в Непале натолкнулось на многие препятствия, обнажило старые и породило новые непредвиденные обстоятельства, среди которых с середины 1990-х годов следует отметить прежде всего резкую активизацию "маоистских" настроений. В данной статье не рассматривается весь комплекс причин, приведших к возникновению промаоистского повстанческого движения. Основной акцент делается на одном, как представляется, очень важном аспекте - влиянии традиционной общинной организации на характер этого движения, в своей основе - крестьянского.
Сами повстанцы именуют себя "маобади" - "маоистами". У человека, в какой-то степени знакомого с установочными документами движения, может возникнуть вопрос о степени усвоения непальскими последователями Мао Цзэдуна "глубин" его учения. Создается впечатление, что маоизм был усвоен ими на уровне самых общих установок и лозунгов, которые берутся на вооружение и трактуются в соответствии с обстановкой. Кроме того, само это учение отличается бессистемностью, противоречивостью и "всеядностью". Здесь следует упомянуть ту враждебность (в духе "открытой полемики"), которую последователи Коммунистической партии Непала (Маоистской) питают к "отступникам и ревизионистам" - группам, отколовшимся от основной части движения в середине 1990-х годов, а также к "реакционному" руководству КНР и КПК. Думается, что ...
Читать далее