Абдуррахман - выдающийся поэт-суфий середины XVII - начала XVIII веков - выходец из небогатой семьи афганского племени моманд. Он родился примерно в 1632 году в селении Бахадур Кылай, в пяти милях к югу от города Пешавар - важного культурного и экономического центра восточной части страны.
Произведения поэта, почтительно называемого соотечественниками Рахман- Баба (Рахман-батюшка), вошли в золотой фонд афганской литературы. Интерес к его творчеству, на которое оказала влияние классическая литература на фарси, сохраняется и по сей день. Стихи Абдуррахмана написаны простым языком, близким к устной речи афганцев. Они посвящены платонической любви, религии, морали, социальным проблемам.
Народ трепетно относится к его наследию. Ежегодно в начале весны ученые- филологи и просто почитатели таланта афганского поэта-суфия устраивают в окрестностях Пешавара у его могилы поэтические состязания - мушаира, а первого хамаля (весенний месяц) на кабульском радио проводятся в его честь мушаира афганских поэтов.
Ученые многих стран занимались исследованием творческого наследия Абдуррахмана. Так, академик Петербургской АН, замечательный ученый- востоковед Б. Дорн (1805-1881) и английские востоковеды Г. Раверти и Т. Хьюз одними из первых занялись изучением и популяризацией наследия Рахмана- Баба. Дж.Ф. Блюмхардт в 1905 году составил первое краткое описание произведений поэта. В 1939-м М. Мокаддам описал Диван, принадлежащий Принстонскому университету. В 1959-м С. Борсей издал каталог коллекций Афганистана, а в 1965-м Д. Маккензи переиздал каталог Дж.Ф. Блюмхардта с дополнениями. Имя Абдуррахмана упоминается и в Большой советской энциклопедии. Садек Фитрат в 1970 году в Москве защитил диссертацию "Творчество Абдуррахмана. Афганский суфизм XVII века", а в 1971 году Г. Лебедева защитила диссертацию "Биографическое и литературное наследие Рахмана-Баба".
Биографические сведения об Абдуррахмане можно почерпнуть из произведений самого поэта: в отдельных строках его стихотворений содержатся ге ...
Читать далее