В 1996 г. наша общественность широко отмечала 300-летие отечественного флота. Юбилей был приурочен к решению Боярской думы от 20 октября 1696 года. Однако на самом деле русский регулярный военный флот был создан по крайней мере на полгода раньше.
Версия о рождении флота в октябре 1696 г. появилась в советское время. Одним из родоначальников ее, видимо, является Л. Г. Бескровный; она воспроизведена в "Морском атласе", справочных изданиях, научной и научно-популярной литературе 1 . До 1696 г. отечественное судостроение и мореплавание происходило спорадически: морские походы VII - XI вв. (хотя участие восточных славян в набегах аваров, хазар и варягов на Византию и каспийские побережья в этот период можно допустить лишь априори), новгородское мореходство XII - XVI вв., опыты судостроения XVII в., в том числе спуск на воду "фрегата" в Архангельске в 1694 г., - все это еще не носило систематического характера. Постоянное военное судостроение и мореплавание в России началось с Азовской флотилии 1696 г. и с тех пор не прекращалось.
стр. 167
Решение строить флот или, как тогда говорили, "морской караван", было принято в ноябре 1695 г., вряд ли, ранее 22 числа, когда Петр I с войском из-под Азова вернулся в Москву, и не позднее 30, когда царь сообщал об этом в письме Ф. М. Апраксину: "По возвращении от невзятия Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей весне делать галеи галеры" 2 . Казалось бы, все ясно - вот решение, правда, приблизительно датированное и не дошедшее до нас полным текстом, а известное только в данном кратком изложении. Однако военно-научная общественность стала необоснованно акцентировать дату 20 октября 1696 года 3 .
Между тем Боярская дума в этот день и не рассматривала вопроса о создании флота - он уже был создан, плавал и воевал. На вопрос царя, какими мерами удержать завоеванный Азов и, в частности, с каких "дворов и торгов" строить необходимую для этого новую флотилию в 40 судов, Боярская дума постановила: "Морским судам быть, а ск ...
Читать далее