Автор: К. В. МЕЩЕРИНА
К. В. МЕЩЕРИНА, Аспирантка Институт Африки РАН
Ключевые слова: Ливия, вооруженные группировки, радикальные исламисты, провинции, федерализм, экспорт нефти
Несмотря на то, что после одного из кульминационных моментов "революции" в Ливии - осады вооруженными повстанческими отрядами столицы - Триполи в конце августа 2011 г. прошло уже три года, обстоятельства этого события и его значение для понимания процессов ливийского кризиса очень важны. Все три крупных города Ливии - Триполи, Бенгази, Мисурата тогда находились под контролем оппозиционных сил. Свое доверие Переходному национальному совету (ПНС) как единственному легитимному органу власти в стране выразили многие государства (однако ряд стран признал его задолго до падения Триполи), последовало восстановление членства Ливии в Лиге арабских государств1.
В связи с установлением контроля над ливийской столицей тогдашний глава исполкома ПНС Махмуд Джибриль выступил с речью по местному ливийскому телевидению: "Сегодня все города Ливии стали равноправными, мы вместе творим историю, поскольку одинаково страдали от 42-летней диктатуры. Ливийский народ будет сообща строить новое будущее с помощью конституции. Ливия станет примером для арабского мира2". ПНС призвал к созданию правительства в стране и проведению свободных выборов (здесь и далее - курсив автора).
Штурм Триполи большинство международных военных обозревателей считают заранее спланированной военной акцией сил НАТО, в которой участвовали бойцы иностранного военного контингента, в частности британского спецназа. По сообщениям газеты The Telegraph, эту информацию впервые подтвердили в министерстве обороны Великобритании3.
Стоит отметить, что события конца августа 2011 г. некоторые исследователи расценивали неоднозначно. Муссировалась точка зрения о дезинформации происходящего в столице и о крайне противоречивых сообщениях СМИ. В особенности, это касалось атаки повстанцами правительственного комплекса Баб аль-Азизия с резиденцией Каддафи.
Американский аналитик, президент независимого Совета по международным отношениям в США Ричард Хаас так оценил то, что происходило: "События в Ливии - это начало конца. Теперь это может быть только вопросом времени... За победой повстанцев стоит поддержка НАТО с воздуха... Очевидно, что гуманитарная интервенция, преследовавшая цель защитить мирное население, превратилась в "политическую" интервенцию, направленную на свержение режима". Р. Хаас также отмечал, что "...повстанческие группировки разрозненны: от отдельных лиц и боевых группировок до бывших сторонников режима и исламских экстремистов... Их интересы разойдутся, когда будет достигнута их главная цель, и разногласия встанут во главу угла"4.
Ливия не стала для арабского мира тем примером, о котором говорил Джибриль, но она стала примером не только для арабского, но и всего мира - во что выливаются "цветные" революции, если не оказать им консолидированного сопротивления и идти на поводу у зарубежных кукловодов5. Сегодня страна, фактически, находится в "точке напряженного ожидания". Остро стоит проблема с безопасностью и правопорядком, сохраняют активность различные вооруженные группировки, бригады.
СЛОЖИТЬ ОРУЖИЕ
По некоторым данным, после свержения Муаммара Каддафи в стране насчитывались сотни вооруженных группировок. На сегодняшний день это число могло возрасти в разы*. С одной стороны, из отрядов бывших повстанцев, в условиях отсутствия регулярной армии и органов безопасности, новые ливийские власти попытались сформировать армейские подразделения, полицейские бригады.
С другой стороны, вооруженные группировки, ассоциирующиеся с бывшими революционерами, в условиях слабой цент-
Статья написана при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Агрессивные негосударственные участники геостратегического соперничества в "исламской Африке" и некоторые аспекты безопасности России после "арабской весны"". Проект N 14 - 07 - 00028.
* Этот факт очевиден. ПНС Ливии, пытаясь сдержать всё возрастающее влияние группировок, постановил выплачивать "героям революции" денежное пособие, что, вопреки ожиданиям, привело не к сокращению, а к росту численности вооруженных формирований (прим. ред.). Подробнее см.: сн. 6.
ральнои власти и нескончаемой эйфории по поводу свержения старого режима, подчиняются своим полевым командирам и осуществляют попытки установления власти на контролируемых ими территориях. Их обвиняют в нарушении прав человека, в вооруженных столкновениях и захватах нефтяных месторождений.
На сегодняшний день правопорядок в стране пытаются поддерживать пока еще немногочисленные подразделения новой национальной армии Ливии. В ее составе действует также элитный отряд спецназначения "Саика"*. С середины 2013 г. этот отряд задействован в Бенгази против радикальной исламистской группировки "Ан-сар аш-Шариа". Крупное столкновение армейского отряда с радикальными исламистами произошло в Бенгази в ноябре 2013 г. Из-за непрекращавшихся перестрелок на несколько дней были закрыты городские учреждения и учебные заведения. Жертвами столкновений оказались около 10 горожан, около 40 - пострадали.
Вооруженное формирование "Гвардия защиты нефтяных объектов" создано министерством обороны Ливии в 2012 г. с целью охраны наиболее крупных месторождений. Однако на практике эта гвардия не справляется с поставленными перед ней задачами, часто игнорируя приказы министерств обороны и нефтяной промышленности и действуя в своих интересах. По последним данным, в середине мая 2014 г. из-за забастовки вооруженной охраны из этой гвардии с требованиями выплаты и повышения заработной платы и обеспечения военной техникой и оборудованием вновь была блокирована работа на крупном месторождении Эль-Филь на юго-западе Ливии7. Такие забастовки имели место и на других нефтяных разработках.
Ситуация также осложняется межармейскими перестановками и царящими в Ливии идеями федерализма и раздела нефтяных месторождений.
Эти идеи подхватил бывший "гвардеец", лидер самопровозглашенного Политического бюро Киренаики Ибрагим аль-Джадран. Летом 2013 г. он с несколькими тысячами своих сторонников [вооруженных "экс-революционеров"] "откололся" от "Гвардии защиты нефтяных объектов" и смог захватить несколько нефтяных портов на востоке Ливии - Эс-Сидр, Рас-Лануф, Зуэйтина, Марса эль-Харига. Таким образом, ему удалось взять под контроль значительную часть нефтяной отрасли страны.
И.аль-Джадран обвинил правительство Ливии в несправедливом распределении доходов от "черного золота" и потребовал увеличения доли прибыли от продажи нефти для восточной области, а также проведения расследования в отношении коррупционеров8.
В конце 2013 г. тогдашний премьер-министр Али Зейдан высказался по этому поводу по телевидению Ливии: "Мы добываем лишь 1/5 часть всех нефтяных запасов страны, и при этом еще сталкиваемся с трудностями экспорта нефти... Проблема заключается в том, что вооруженная охрана [из Гвардии], которая должна защищать нефтяные объекты, захватила их и тем самым предала свою страну".
С начала 2014 г. Джадран и его отряды, насчитывающие несколько тысяч вооруженных бойцов, со своей базы в Адждабии пытались наладить экспорт нефти в обход ливийским властям, которые назвали действия этих повстанцев "пиратством" и неоднократно угрожали отбить контролируемые ими нефтеналивные порты. По словам тогдашнего министра нефти Абдельбари аль-Аруси, для возобновления работы нефтяных объектов рассматривались все варианты, в т.ч. военный. Однако до реализации конкретных силовых акций дело так и не дошло. Действия группировок нанесли огромный ущерб бюджету страны и экономике в целом.
Без внимания этот вопрос не остался и на заседаниях СБ ООН. Определяя, что положение в Ливии представляет угрозу международному миру и безопасности, пункт 1 резолюции 2146 от 19 марта 2014 г. (о принятии соответствующих мер по предотвращению незаконного экспорта сырой нефти из Ливии) "осуждает попытки незаконного экспорта сырой нефти из Ливии". Пункт 3 той же резолюции "просит правительство Ливии назначить координатора, который бы уведомлял Комитет, учрежденный резолюцией 1970 (2011), о любых судах, незаконно экспортирующих сырую нефть"9.
В апреле 2014 г. правительству Ливии удалось достичь первые соглашения с бывшими революционерами о возобновлении работы после девятимесячной блокады в портах Марса эль-Харига и Зуэйтина. В качестве условий передачи государству контроля над нефтяными портами ими были выдвинуты требования отвода подразделений ливийской армии от портовых зон и отказа от военных операций, расследования коррупции в нефтяной отрасли10. Однако догово-
* "Саика" (араб. - "молния"). Этот отряд в Ливии рассматривают как символ возрождения национальной армии (прим. авт.).
ренности с центральной властью носили ограниченный характер, что также не повлияло и на объемы экспорта нефти. К тому же пришедшийся на этот период, в мае с.г., кризис в парламенте Ливии (сроки полномочий которого истекли еще в феврале 2014 г. - за несколько месяцев до новых парламентских выборов в конце июня) относительно незаконного назначения премьер-министром страны Ахмеда Майтыга при уже исполнявшем обязанности главы кабинета Абдалле Абдуррахмане ат-Тани, также обострил и без того сложную ситуацию в стране.
Примечательно, что А. Тани, как сообщили СМИ в начале июля, предпринял очередные попытки "договориться" с вооруженными группировками о передаче портов и снятии блокады. Однако, возможно, не стоит пока расценивать это как долгосрочное решение нефтяной проблемы.
В стране легальный статус имеет мощная проправительственная военизированная бригада "Щит Ливии", состоящая из бывших повстанцев и управляемая из Мисураты. У нее имеются своя штаб-квартира и отряды в разных городах Ливии. Однако мирные жители не воспринимают эту бригаду как призванную обеспечивать безопасность в стране. По сообщениям СМИ, в январе 2013 г. в Куфре, на юге Ливии, произошли вооруженные столкновения между представителями племени тубу и отрядами "Щита Ливии". Они вспыхнули после того, как члены этой бригады вмешались, чтобы прекратить вооруженные стычки между племенами тубу и зувайя на территории городского университета.
Очередной всплеск насилия в Бенгази с участием бойцов бригады в июне 2013 г. стал результатом гибели порядка 30 мирных жителей. Протестная акция горожан у штаб-квартиры этого военного формирования в городе обернулась обстрелом. Из-за беспорядков в Бенгази в отставку ушел начальник генштаба армии Ливии генерал Юсеф аль-Мангуш11.
ПОД ПРИЦЕЛОМ ЭКСТРЕМИСТОВ
После падения режима Каддафи возросло число исламистских группировок. Базирующийся в Бенгази исламистский "Батальон 17 февраля" считается наиболее многочисленной (до 3,5 тыс.) и хорошо вооруженной группировкой. Активно участвовал с февраля 2011 г. в массовых протестах в Бенгази против прежнего режима.
В Бенгази действуют также наиболее радикальные группировки: салафитская "Ансар аш-Шариа", которая также контролирует города Сирт и Дерна, и "Рафалла аш-Шахати"* (восточная часть Ливии и Куфра). В Дерне - "Бригада мучеников Абу-Салима", сформированная группой бывших - якобы политических - заключенных тюрьмы Абу Салим в Ливии12.
В нападении на американское консульство в Бенгази в сентябре 2012 г. и гибели посла К. Стивенса и еще троих представителей дипмиссии обвиняют группировку "Ансар аш-Шариа". Американский телеканал CNN передавал официальные выступления властей США, которые связывали нападавших на дипмиссию с "Аль-Каидой" в Ираке. Эта группировка, но сообщениям СМИ, занималась вандализмом и разрушала древние суфийские святыни, от которых якобы нужно очистить ислам в Ливии. Она объявила себя защитницей ислама и шариата. Наибольшее число разрушений суфийских святынь было зафиксировано практически одновременно в ливийских городах в ноябре 2011 г. "Ансар аш-Шариа" ведет активную деятельность на своих страницах в социальных сетях. В ее распоряжении находится медиафонд "Рая" в Бенгази13.
Исламистская группировка "Рафалла аш-Шахати", насчитывающая, по разным данным, более 1 тыс. членов, больше всего известна нападениями на органы власти, силовые структуры. Ей приписывают несколько убийств представителей ливийских властей, совершенных в 2012 - 2013 гг. В декабре 2012 г. эта группировка атаковала полицейский участок в Бенгази с целью освобождения из-под стражи одного из своих лидеров14.
Восточная часть страны на сегодняшний день остается наиболее неспокойным регионом. В мае 2014 г. отставной ливийский генерал Халифа Хафтар объявил о начале масштабной операции "Достоинство Ливии" по ликвидации формирований радикальных исламистов в стране. Подчиняющиеся ему вооруженные отряды, которые причисляли себя к ливийской армии, вступили в столкновения с экстремистами, в т.ч. из группировки "Ансар аш-Шариа" и "Батальон 17 февраля". О поддержке генерала Х. Хафтара заявили тогда офицеры авиабазы в Тобруке, столичное Управление национальной безопасности и армейский спецназ "Саика". Несколькими днями ранее в Бенгази был убит начальник управления ливийской разведки в восточном регионе Ливии Ибрагим ас-Сенуси. Нападавшим, которые, как полагают местные силовые структуры, связаны с радикальными исламистами, удалось скрыться. Халифа Хафтар выступил также с заявлениями в адрес правительства, которое он назвал нелегитимным, поскольку оно не в состоянии обеспечить безопасность15.
По данным ливийских СМИ, с начала этой операции была нанесена серия ударов по позициям радикальных исламистских группировок на востоке страны, в частности, наиболее масштабные - в г. Бенгази. В конце июня с.г. в портовом городе Рас-эль-Хиляль были потоплены два пришвартовавшихся баркаса с большим количеством оружия и боеприпасов. Был разгромлен блокпост экстремистов в окрестностях расположенного в 30 км восточнее прибрежного города Дерна.
Неконтролируемые запасы оружия и слабость центральной власти являются одними из ос-
* Рафалла аш-Шахати - молодой инженер, который был убит во время подавления демонетраний войсками Каддафи в марте 2011 г. (прим. авт.).
новных факторов распространения экстремизма в Ливии. От этого предостерегал еще в сентябре 2011 г. в своем интервью изданию Daily Telegraph генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Рассмусен: "Ливия рискует попасть в руки исламских экстремистов, если в ближайшее время не будет назначено постоянное правительство"16. Однако ситуация не изменилась и сегодня. Теперь уже главным вызовом Ливии и ее международным партнерам назвал подъем экстремизма в стране заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, посетивший Триполи с коротким визитом в апреле 2014 г.17
По мнению многих экспертов, этот регион может превратиться в центр исламского экстремизма, и основную опасность для Ливии представляет могущественная исламистская группировка "Аль-Каида". В августе 2012 г. библиотека Конгресса США подготовила отчет о распространении влияния этой группировки в Ливии. Согласно данному исследованию, Ливия по своему географическому положению представляет "ворота Африки", удобный плацдарм для распространения радикальных идей на континенте. Основная цель группировки - основать здесь исламский эмират как часть исламского халифата18. Несколько лет назад тогда еще заместитель лидера "Аль-Каиды" Айман аз-Завахири в качестве центра грядущего халифата рассматривал Ирак, откуда должно было начаться победоносное шествие ислама по всему миру19.
В целом, "мозаика" вооруженных группировок Ливии вносит некоторую неясность при вызывающей беспокойство внутриполитической и социально-экономической обстановке в стране. Ведь, по сути, государство при таком раскладе и явном доминировании вооруженных группировок оказалось в их подчинении. Это один из факторов, почему "экс-революционеры" остаются неуправляемой силой в Ливии, а какие-либо предпринимаемые правительством действия не приносят явного результата.
ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ: УГРОЗА РАСПАДА СОХРАНЯЕТСЯ
На этом фоне аналитики все чаще увязывают будущее ливийского государства с перспективой федерализации. В восточной части страны - Киренаике уже некоторое время не только формируются благоприятные условия для разделения, но и реализуются практические шаги по закладке ее институциональных основ.
6 марта 2012 г. в г. Бенгази был создан Переходный совет Киреиаики - Cyrenaica Transitional Council (позже был переименован в Совет Киренаики в Ливии - Council of Cyrenaica in Libya) во главе, как предполагают, с родственником короля Идриса I, Ахмедом Зубейром ас-Сенуси, и принята Декларация о возможном полуавтономном статусе провинции. Декларация, состоящая из 8 пунктов, гласила: "...настоящим подтверждаем о создании местного Совета Киренаики, целью которого является управление делами провинции и защита прав граждан..."; "...Совет признает ПНС символом единства страны и законной властью, основным представителем Ливии на международной арене". Также основным положением Совет выдвигал возвращение к Конституции 1951 г., согласно которой Соединенное королевство Ливия до 1963 г. сохраняло федеральный статус.
Подобный шаг объясним. Во-первых, Киренаика занимала привилегированное положение в 1950-е - 1960-е гг., в период правления Идриса I, которое было утрачено ею при М. Каддафи. Эта провинция стала одной из первых, где начались протестные выступления 2011 г., и именно в Бенгази прошли первые волнения еще 15 февраля, за два дня до "дня гнева" в Ливии. Во-вторых, и что самое главное, в этой части страны сосредоточены основные запасы углеводородных ресурсов, которые эта провинция желает сама контролировать.
Правовой статус Совета Киренаики из местных властей и глав племен не был признан центральным Триполи. Председатель ПНС М. А. Джалиль подтвердил, что создание Совета угрожает национальному единству Ливии. "...Национальное единство мы будем защищать, даже если для этого понадобится применить силу..." Муфтий Ливии Шейх Садык аль-Гарьяни, осуждая происходящие процессы в стране, издал фетву: "...Федерализм неминуемо приведет к большому числу конфликтов и разногласий..."20
Позже А.ас-Сенуси неоднократно выступал перед сторонниками федерализма в городах провинции с заявлениями о претворении в жизнь декларации Сове-
та Киренаики, возвращении конституции 1951 г. и создании парламента.
Осенью 2013 г. на одном из собраний в Адждабии члены движения за автономию Киренаики вместе с бывшим повстанцем Ибрагимом аль-Джадраном объявили о создании самостоятельного регионального правительства - Политического бюро Киренаики - Political Bureau of Cyrenaica. Премьер-министром был назначен бывший офицер воздушных войск Ливии Абд Раббо аль-Барасси. Правительство Барасси, в состав которого вошли более 20 министров, заявило, что в ведении нового органа будут находиться вопросы, касающиеся внутренних дел провинции, без вмешательства в международные дела. Первым делом это бюро учредило собственную региональную нефтяную компанию - Libyan Oil and Gas Corporation (LOGC)21.
О создании политического бюро как возможного органа управления провинцией стало известно еще в конце августа по результатам работы Молодежного движения Киренаики. Лидером бюро был назначен И. Джадран.
На юге, в Феззане, идеи федерализма получили развитие в связи, как предполагает ряд исследователей, с попыткой клана Сейф ан-Насра* восстановить свое историческое господство в этой провинции22.
По одним данным, Феззан якобы объявил о своей независимости в конце сентября 2013 г. Был создан Национальный совет Феззана - National Council of Fezzan23.
По другим данным, в сентябре 2013 г. старейшины местных племен провели тогда предварительное собрание в Убари (оазис), на котором обсуждалась возможность создания Верховного совета Феззана - Fezzan Supreme Council [наподобие Совета Киренаики], который в будущем назначит военного губернатора, в чьем ведении будут находиться вопросы создания региональной армии, полиции, вопросы судопроизводства, защита границ провинции, а также контроль над нефтяными и газовыми месторождениями, подземными источниками вод. По заявлениям старейшин, первый шаг к автономии был сделан из-за слабости центральной власти, игнорирования потребностей ливийского общества, особенно в провинции Феззан. По результатам собрания, такие организации, как Совет старейшин Себхи, Совет Шуры и Союз организаций гражданского общества в Себхе, осудили предпринятые шаги лидеров местных племен по обсуждению возможности автономного статуса Феззана24.
Такие подвижки и "самопровозглашения" свидетельствуют, что де-факто идет процесс распада страны, и центробежные тенденции лишь усиливаются. Прогрессирующий распад наблюдается не только по линии границ трех исторических областей. Ливия, по мнению ряда исследователей, "расползается" на квазигосударственные образования или т.н. "города-государства" со своей системой самоуправления. Один из таких примеров - крупный прибрежный город Мисурата, которая остается обособленной, в частности, в вопросе подчинения центральному правительству, а при въезде в город действует жесткая пропускная система25.
Кроме того, в современной Ливии обострились проблемы этнических (неарабских) меньшинств, что внесло очередной раскол в ливийское общество. Оппозиционно настроенные меньшинства довольно активно участвуют в диверсиях и захватах трубопроводов, заявляют о своих правах на доходы от продажи углеводородных ресурсов. Однако основные требования - это признание их национального языка и большие политические права.
Так, берберы и представители племени тубу выдвигали требования о предоставлении большего числа мест в центральных правительственных органах. Помимо этого, тубу в районах их проживания - Куфре и Себхе - притесняет арабское племя зувайя. Другие враждебно настроенные племена пытаются выставлять их в качестве чадских наемников26.
В исследовании, посвященном межэтническим и межплеменным различиям в современной Ливии, Сюзанна Тарковски из Американского института мира, приводит результаты своей полевой работы в Ливии: "...После революции арабы стали нашими братьями, а ислам - нашей религией. Сегодня мы надеемся, что новая Ливия будет не только для арабов", - говорит один из лидеров племени тубу27.
Изменилось положение туарегов Ливии. Во время революции 2011 г. они воевали на стороне М. Каддафи. В постреволюционное время туареги стали подвергаться притеснениям в районе проживания в Гадамесе. Часть из них смогла расселиться по другим городам Ливии, Алжира. Часть - примкнуть к боевым группировкам. Туареги, преимущественно нигерского или малийского происхождения, бывшие военнослужащие армии М. Каддафи, возвратились в свои страны с большим количеством оружия и с идеей вступления в группы туарегских боевиков и, в частности, поддержания в Мали Национального движения за освобождение Азавада (НДОА)**28. Составив основной костяк этого движения, они в разы увеличили его боеспособность и мобильность. Так, в январе 2012 г. НДОА подняла восстание, которое приобрело радикальный характер и спровоцировало новый кризис в сахаро-сахель-ском регионе29.
* * *
Существует большая доля вероятности, что длительная нестабильная обстановка в стране, а в какой-то мере даже и "тлеющая гражданская война", создают серьезную угрозу для будущего
* Клан Сейф ан-Насра - один из главных в племени ауляд Сулейман. В XIX в. этот клан имел огромное влияние в Феззане. При короле Идрисе ас-Сенуси члены клана были губернаторами провинции Феззан в 1951 - 1969 гг. (прим. авт.).
** Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА) возникло в октябре 2011 г. в результате объединения политического "Национального движения Азавада" и "Туарегского движения севера Мали" (прим. авт.). Подробнее о туарегах Мали см.: сн. 28.
развития. Оказалась ли Ливия, в результате событий 2011 г., в ситуации порочного круга, нескончаемой карусели нестабильности и саморазрушения? Как показывают теоретические разработки отечественных специалистов, подобный ход событий может превратить ее в "несостоявшееся", "провальное" государство30.
За три года после окончания трагических событий, вызванных военным вмешательством НАТО во внутренний кризис, пока не создано ничего позитивно нового в стране, которая прежде, еще несколько лет назад, успешно справлялась со своими социально-экономическими задачами. Эта "революция" создала для народа Ливии, в нашем видении, проблем больше, чем разрешила. Свержение прежнего режима повлекло то, что можно наблюдать сегодня: Ливия похожа на большой террариум с вооруженными группировками, при сохраняющихся одновременно в стране вакууме власти и угрозе окончательного распада на автономные зоны, которые в лучшем случае смогут образовать федерацию - как было при монархическом режиме - с тремя историческими провинциями: Триполитания, Киренаика и Феззан. В этом случае не исключен иракский сценарий - юридически это единая страна, фактически - три отдельных самостоятельных региона.
По-видимому, Ливия - не тот регион, где можно за короткий срок построить демократические институты с разветвленной системой власти. Политические партии здесь представляют собой, скорее, клановые объединения, поэтому конфликты между ними неизбежны, а демократически избранное правительство может существовать лишь номинально. Спасти сегодня Ливию как государство - одна из главных задач, которую смог бы решить, как нам представляется, будущий харизматичный лидер, сильный государственный деятель, - сплотить страну с ее многочисленными племенами, этническими меньшинствами, а теперь еще и вооруженными группировками.
1 Libya: the fall of Tripoli // The Guardian, 24.08.11 -http://www.theguardian.com/world/middle-east-live/2011/aug/24/ libya-rebels-take-gaddafi-compound-live-updates
2 http://libya.tv Потоковое вещание. Новости, 24 - 27.08.2011. (Здесь и далее заявления по телевидению Ливии цитируются по потоковому вещанию).
3 Libya: SAS leads hunt for Gaddafi // The Telegraph, 24.08.2011.
4 Haass N. Libya Now Needs Boots on the Ground // Council on Foreign Relations - http://www.cfr.org/libya/libya-now-needs-boots-ground/p25683?cid-soc-Twitter-in-Libya-bo ots_on_ground-082211
5 Фитуни Л. Л. Ближний Восток: технологии управления протестным потенциалом // Азия и Африка сегодня. 2011. N 12, с. 8 - 16. (Fituni L.L. 2011. Blizhniy Vostok: tekhnologii upravleniya protestnym potentsialom // Aziya i Afrika segodnya. N 12) (in Russian)
6 Дорошенко Е. И. Очередной эксперимент // Россия в глобальной политике. 2014. Т. 12. N 3. (Doroshenko E.I. 2014. Ocherednoy eksperiment // Rossiya v globalnoy politike. T. 12. N 3) (in Russian)
7 Jamal A. El Fil Oilfield closed again by Petroleum Facilities Guards // Libya Herald, 17.05.2014 - http://www.libyaherald.com/2014/05/ 17/el-fil-oilfield-closed-again-by-petroleum-facilities-guards/
8 Иклим Барка ятахадди аль-хукума аль-либийя: лян нафтах мауаниа тасдыр ан-нафт (Барка угрожает центральному ливийскому правительству: мы не откроем нефтяные порты) http://www.turess.com/assabahnews/78691
9 Цит. но: Резолюция 2146 (2014), принятая Советом Безопасности на его 7142-м заседании 19 марта 2014 г. - http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/501/23/PDF/N1450123.pdf?Open Element
10 Libya restarts oil exports from Hariga port // Asharq al-Awsat, 17.04.2014" - http://www.aawsat.net/2014/04/article55331320; Исти'наф тасдыр ан-нафт мин мина' аз-зуэйтина шарк либия (Возобновление экспорта нефти из порта Зуэйтина на востоке Ливии) // Alhurra, 03.05.2014 - http://www.alhurra.com/conten
11 Libyan army chief quits after deadly clashes // Al-Jazeera, 09.06.2013 - http://www.aljazeera.com/news/africa/2013/06/20136916 201458523.html
12 Libya's Post-Qaddafi Transition // RAND Corporation research report - http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_ reports/RR100/RR129/RANDRR129.pdf
13 Ward S. The Battle of the Shrines // Foreign Policy, 12.09.2012 -http://www.foreignpolicy.com/articles/2012/09/12/the_battle_of_the_ shrines
14 An Armed Attack on a Police Station to free Al-Dhub, Libya al-Jadidah, December 17,2012.
15 Эмалия карама либия тамтадду иля тарабулюс мин банигази (Операция "Достоинство Ливии" в Бенгази "дошла" до Триполи) // Elaph Jarida, 19.05.2014 - http://www.elaph.com/Web/News/2014/ 5/905483.html
16 Libya 'cannot exclude' extremist exploitation, NATO chief says // The Telegraph, 12.09.2011 - http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/africaandindianocean/libya/8758553/Libya-cann ot-exclude-extremist-exploitation-Nato-chief-says.html
17 U.S. vows to help Libya tackle 'rising violent extremism' // Reuters, 24.04.2014 - http://www.reuters.com/article/2014/04/24/us-libya-usa-security-idUSBREA3N0MW201404 24
18 Al-Qaeda in Libya: a profile // Federal Research Division, Library of Congress. August 2012. P. 1, 2.
19 Нечитайло Д. А. "Аль-Каида" в Ираке // Азия и Африка сегодня. 2009. N 10. ( Nechitailo D.A. 2009. Alkaida v Irake // Aziya i Afrika segodnya. N 10) (in Russian)
20 Барка шаркий Либия таттаджиху лиль-хукм аз-затий (Барка в восточной части Ливии стремится к автономии). ВВС Arabic 06.03.2012 - http://www.bbc.co.uk/arabic/multimedia/2012/03/ 120306_libya_fedral.shtml?bw=bbmp=wmbbcws=1news=1
21 East Libya movement launches government, challenges Tripoli // Reuters, 03.11.2013 - http://uk.reuters.com/article/2013/ll/03/uk-libya-security-idUKBRE9A20ER20131103
22 Lacher W. Fault Lines of the Revolution. Political Actors, Camps and Conflicts in the New Libya. Berlin, 2013.
23 Libya's southern Fezzan region declares autonomy // Al Arabiya, 26.09.2013 - http://english.alarabiya.net/en/News/middle-east/2013/ 09/26/-Libya-s-southern-Fezzan-province-declares-autonomy.html
24 Meeting in Obari Preparing the Way for the Establishment of Fezzan Supreme Council - http://jamahiriyanewsagency.wordpress.com/2013/09/27/meeting-in-obari-preparing-the-way- for-the-establishment-of-fezzan-supreme-council/
25 См. также: Дорошенко Е. И. Ливия: на пути от Джамахирии к "демократии" // Азия и Африка сегодня. 2014. N 6. (Doroshenko E.I. 2014. Liviya: na puti ot Jamahirii k "demokratii" // Aziya i Afrika segodnya. N 6) (in Russian)
26 Cole P. Borderline Chaos? Stabilizing Libya's Periphery, Carnegie Paper. October 2012.
27 Tarkowski S., Manal O. Shakeholders of Libya's February 17 Revolution. Special report. January 2012. P. 10.
28 JTIC Brief: MNLA re-awakens Tuareg separatism in Mali -http://www.janes.com/products/janes/defence-security-report.aspx? ID=1065932249&channel=security; Филиппов В. Р. Туареги Мали: долгий путь к миру // Азия и Африка сегодня. 2012. N 7, 9 (Philippov V.R. Tuaregi Mali: dolgiy put k mini // Aziya i Afrika segodnya. 2012, N 7, 9) (in Russian)
29 Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты). М., ИАфр РАН, 2013, с. 313. (2013. Konflikty v Afrike: prichiny, genesis i problemy uregulirovaniya (etnopoliticheskie i socialnye aspecty)) (in Russian)
30 Абрамова И. О., Фитуни Л. Л., Сапунцов А. Л. "Возникающие" и "несостоявшиеся" государства в мировой экономике и политике. М., Ин-т Африки. 2007. (Abramova I.O., Fituni L.L., Sapuntsov A.L. 2007. "Voznikayushchie" i "nesostoyavshiesya" gosudarstva v mirovoi economike i politike) (in Russian)
Азия и Африка сегодня, № 8, 31 августа 2014 | |
Страницы | 26-31 |
Permanent link to this publication: https://biblio.kz/blogs/entry/ЛИВИЯ-ДОЛГИЙ-ПУТЬ-К-СТАБИЛЬНОСТИ-ИЛИ-УГРОЗА-РАСПАДА-СОВРЕМЕННЫЕ-ПРОБЛЕМЫ-АРАБСКОЙ-СТРАНЫ?lang=en © biblio.kz |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |