Худжанд: Нури маърифат. 2007. 104 с.
В книге таджикского исследователя Л. Э. Исмоилова рассмотрены особенности религиозной жизни XVI в. Мавераннахра, региона Средней Азии, находящегося между Амударьей и Сырдарьей, на территории которого расположена большая часть Узбекистана, западная - Таджикистана, восточная - Туркменистана и некоторые южные районы Казахстана1. В качестве главных источников для изучения своей темы автор взял жития известных мусульманских суфиев XVI в.
В первой вступительной главе Л. Э. Исмоилов дает определенное представление об общественной жизни Мавераннахра. В значительной степени содержание главы базируется на классическом источнике той эпохи - "Бабур-наме" ("Записки Бабура"), воспоминаниях Захир ад-дина Мухаммеда Бабура (1483 - 1530) - основателя империи Великих Моголов и прямого потомка Тимура (1336 - 1405). Этот яркий документ эпохи, безусловно, заслуживает самого пристального внимания, и читатель вправе был бы ожидать от автора вдумчивого анализа "Бабур-наме", но Л. Э. Исмоилов ограничивается приведением сравнительно небольшого количества примеров, характеризующих нравственное разложение и лицемерие общества Мавераннахра того времени (см., например, с. 7 - 8). Однако в самом начале главы автор справедливо обращает внимание на
1 Название Мавераннахр (араб.) - "Заречье", европ. - Трансоксиана - появилось во время арабского завоевания Средней Азии в VII-VIII вв. и вначале распространялось на области по правому берегу Амударьи.
стр. 184
наличие серьезного межэтнического конфликта между тюркскими кочевниками и ираноязычными жителями Мавераннахра. Когда в 1500 - 1501 гг. Бабур во второй раз взял Самарканд, горожане стали возносить благодарственные молитвы. "Наших людей и горожан охватили необыкновенная радость и возбуждение; они убивали узбеков на улицах камнями и палками", - отмечал Бабур (с. 6).
Вторая глава посвящена анализу общественного сознания Мавераннахра в XVI в. Автор отмечает, что "средневековое социальное мышление считало отдельные ...
Читать далее