ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ - К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
Китай продолжает рыночные реформы в нефтегазовом секторе, но делает это очень осторожно.
Сегодня можно выделить три фундаментальных направления трансформации системы управления нефтегазовым комплексом Китая. Первое - это становление новых корпоративных структур, активизация их деятельности в сфере разведки, добычи, переработки и сбыта нефти и газа, их выход на международный финансовый и фондовый рынок. Второе - совершенствование системы рыночных отношений в отрасли, их гибкое сочетание с методами государственного регулирования. И третье направление - развитие партнерства с иностранными государствами и компаниями в сфере нефтяного и газового бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, развитие международных транспортных проектов. И во всех этих сферах Китай накопил определенный опыт, который может быть интересен российскому читателю.
ГОСКОМПАНИИ ИДУТ НА БИРЖУ
Внедрение рыночных отношений в управление нефтегазовым комплексом Китая началось еще с начала 80-х гг. прошлого века. На современном этапе основным направлением реформ стало создание на основе прежних государственных компаний новых акционерных обществ с последующим размещением их акций на фондовом рынке. В нефтяной и газовой промышленности подобными акционерными обществами являются CNPC, Sinopec и CNOOC.
Государственные предприятия в нефтегазовом комплексе Китая сталкиваются с многими серьезными проблемами. Это, прежде всего, относительно низкая эффективность хозяйственной деятельности и управления производством. Так, например, компания CNPC занимает по объему добычи 62-е место среди 500 ведущих нефтедобывающих компаний мира, но по численности персонала находится на третьем месте. По доле основных фондов, прибыли и объемам реализации в расчете на одного работника CNPC примерно в 20 раз уступает показателям ведущих мировых компаний нефтегазового сектора. На китайских нефтеперерабатывающих предприятиях удельное число занятых также выше среднемирового ...
Читать далее