Крестовый поход обычно представляется масштабной экспедицией рыцарей, возглавляемой видными представителями политической элиты. Действительно, "священные войны" населения Западной Европы с целью отвоевать Палестину всегда проходили под предводительством графов, королей и императоров, руководивших профессиональным воинским сословием, но кроме него в подобных предприятиях могли участвовать и другие социальные слои. Как принято считать, крестовых походов на Ближний Восток в 1096 - 1291 гг. прошло восемь. Для них всегда было характерно наличие трех обязательных компонентов: 1) официальная санкция папства, которая среди прочего могла выражаться и в присутствии в войске высокопоставленных духовных лиц; 2) традиция "принятия креста", выражавшаяся в изображении крестов на одежде; 3) дарование полной индульгенции, то есть полного отпущения всех грехов, совершенных к моменту начала похода, при условии раскаяния в них, а также других привилегий за участие 1. Помимо этого, был еще один, непостоянный, признак - географический. Несмотря на то, что не все ученые согласны расширить традиционное понятие крестового похода, включив в него священные войны, соответствующие трем вышеуказанным признакам, но происходившие не в Палестине (войны против еретиков-альбигойцев, гуситов, язычников в Прибалтике и т.д.), как правило, их тоже относят к категории "крестовых" 2.
Однако этими экспедициями, независимо от того, о каком географическом охвате термина "крестовый поход" мы договоримся, список крестовых походов не исчерпывается. Некоторые массовые движения, которые не удовлетворяют всем из перечисленных трех условий, тем не менее, также считаются крестовыми. Речь идет о разного рода "народных" инициативах отнюдь не под началом видных политических фигур. К ним относится "поход бедноты" 1096 г., походы "пастушков" в 1251 и 1320 гг. и "детский" крестовый поход 1212 года.
Детский поход 1212 г. на основании реконструкции событий по очень общим и фрагментарным сведениям источников п ...
Читать далее