Во время Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт широко использовался для массовых оперативных перевозок войск и грузов снабжения. Каждая стратегическая операция требовала доставки из глубины страны только по железной дороге до 500 тыс. вагонов с войсками и воинскими грузами. В военный период железнодорожный транспорт выполнил свыше 70% общего объема перевозок 1 . Бесперебойно работали железнодорожники, воины железнодорожных войск и органы военных сообщений.
В системе железнодорожных перевозок особое место занимала эвакуация - она приравнивалась к оперативным перевозкам. С первого дня войны началась санитарная эвакуация раненых и больных в тыл страны, а также движение порожних военно-санитарных поездов из тыла в сторону фронта. Уже 22 июня 1941 г., когда на станцию Львов начали прибывать раненые из-под Равы - Русской и других пунктов, по распоряжению военного коменданта станции Львов был сформирован первый военно-санитарный поезд (ВСП), состоявший из классных и грузовых вагонов, для направления в Киев. Начальником поезда был назначен военный врач Ф. Г. Кротков 2 .
24 июня 1941 г. Народный Комиссариат путей сообщения (НКПС) дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (150 постоянных и 138 временных). Для них выделили 6 тыс. вагонов и определили штат железнодорожников 3 .
Мобилизационным планом предусматривалось формирование в месячный срок 164 постоянных и 136 временных военно-санитарных поездов. Фактически в течение первого месяца войны было сформировано 158 постоянных и 101 временный военно-санитарный поезд 4 . Одной из причин задержек при формировании военно-санитарных поездов было несвоевременное обеспечение их необходимым специальным оборудованием и имуществом, поставляемым управлениями Наркомата обороны (НКО). К началу 1942 г. в эксплуатации находилось 305 постоянных и 140 временных военно-санитарных поездов 5 .
Военно-санитарным поездам по указанию Главного военно-санитарного управления и Центрального Управления в ...
Читать далее