Автор: Б.М. БАБАДЖАНОВКазань: Академия наук РТ, 2009 (568 с.)
Рецензируемая книга наиболее полное на сегодняшний день и систематизированное исследование, посвященное истории уникального религиозного национального движения второй половины XIX - первой четверти XX в., широко (а порой скандально) известного в Поволжье и Средней Азии. Речь идет о "Ваисовцах", название которых происходит от фамилии основателя и эпонима Баха' ад-дина (Багаутдина) ибн Хамза ибн Вайиса (Ваисов, 1810-1893). Движение не вполне корректно именуется в русскоязычных документах как "Ваисовский божий полк староверов-мусульман", однако Д.М. Усманова сознательно включила в заглавие своей монографии это необычное название, прилагаемое к ваисовцам и заимствованное из православного словаря ("секта/сектантство", "староверы-мусульмане" и пр.), что и прокомментировано во Введении. Из комментариев и впервые публикуемых автором оригинальных документов, имеющих отношение к движению ваисовцев, следует, что православный "сектантский" словарь в официальных письмах последователей Баха' ад-дина не только являлся продуктом записок и статей российских экспертов, но охотно использовался самими "сектантами". Как справедливо полагает Д.М. Усма-
стр. 182нова, подобные наименования были поддержаны (в русских переводах своих воззваний, писем и хутб) самими ваисовцами в качестве понятной для русскоязычной аудитории самопрезентации новоявленных "сектантов", подчеркивающей их приверженность первородному ("старообрядческому") исламу (с. 5-6).
По теме монографии опубликовано значительное число работ, краткий анализ которых (более чем за сто лет) вместе с обзором архивных и опубликованных источников автор приводит во Введении. В этом ряду публикаций работы самой Д.М. Усмановой тоже достаточно широко известны (с. 30-33). Однако она отказалась от их буквального калькирования, а серьезно их переработала и дополнила. Мне очень импонирует критический обзор использованных источников, приведенный Д.М. Усмановой. Здесь она предлагает у ...
Читать далее