Историография благотворительности получила отражение как в дореволюционных, советских, так и в современных российских и зарубежных изданиях - статьях, диссертациях, работах по истории буржуазии Москвы, России и русской культуры. В отечественной историографии этой проблемы правомерно выделить ряд периодов. Первый - с начала XIX века по 1917 год, второй - советский: с конца 1917 года до начала 90-х годов XX столетия, третий - постсоветский.
Первый период - это время возникновения и становления историографии исследуемой проблемы. Важное значение для ее развития имели начальные попытки осмыслить отечественный опыт благотворения. Одной из них следует считать обращение к этой проблеме начальника второго отделения Хозяйственного департамента Министерства полиции А. Д. Стога, который впервые дал анализ развития государственного подхода к вопросам помощи нуждающихся, начиная с X-XI веков1.
К работам, ставшими теоретической основой социоисторического, историко-культурологического и философского обоснования понятий "благотворительность", "меценатство" относятся труды историков и философов В. О. Ключевского, О. Конта, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева и других. Общеисторические положения по рассматриваемой проблематике содержатся в сочинениях Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева и ряда других2. Трудолюбие, религиозность, милосердие С. М. Соловьев выделял при характеристике типичных национальных черт, обычаев и традиций русских людей в различные исторические эпохи3.
Принципиальное значение имеют труды отечественных исследователей истории развития благотворения России, в которых анализируется ее концепции и практика4. Историк и публицист, известный общественный деятель, профессор МГУ В. И. Герье в "Записке об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки" одним из первых в российской науке обозначил актуальность теории общественного приз ...
Читать далее