С арабистикой и исламоведением было связано 30 собственно арабо-исламских, 13 тюрко-османских, 10 иранских и 4 кавказских темы, рассматривавшихся на секциях конгресса. Каждой теме было посвящено одно или несколько заседаний секций, на которых было заявлено по 3 - 6 докладов. Впрочем, поскольку некоторые докладчики не приехали, обсуждался лишь один-два доклада. Тем не менее, можно сказать, что и по разнообразию тематики, и по охвату материалов, и по количеству участников арабистика и исламоведение были достойно представлены на конгрессе.
Древняя история арабов до ислама, арабские диалекты, фольклор и литература, культура стран Ближнего Востока и Северной Африки до прихода арабов, изучение Корана, искусство и архитектура стран ислама, классическая и народная (на различных диалектах) арабская поэзия, арабские источники по истории различных (в том числе - немусульманских) религиозных общин, традиционное и современное в произведениях мусульманских писателей, взаимоотношения ислама и государства, противостояние Востока и Запада в стереотипах сознания уроженцев Европы и Ближнего Востока, древние сабейские надписи, арамейские и уйгурские рукописи, суфийский мистицизм, проблемы мусульманской диаспоры и ее аккультурации, конфессиональные общности внутри мира ислама, философия, религиозная мысль и модернизация в мусульманском обществе, мусульманская теология и законодательство - таков неполный перечень тем докладов.
Иногда интересы этой группы востоковедов смыкались с интересами тюркологов и кавказоведов. Например, пять докладов ученых-тюркологов были посвящены периоду пребывания Египта в составе Османской империи, четыре доклада кавказоведов - особенностям социальных связей, наследования, государственной практики и чеканки монет мамлюкскими султанами Египта черкесского происхождения.
В то же время исследователи Кавказа, иранисты и тюркологи осветили темы, связанные со спецификой их интересов. Так, доклады иранистов были посвящены лингвистике, искусствоведению, культурологи ...
Читать далее