Сборник I. Редакция истории таджиков и Таджикистана. Институт истории, литературы и языка ТФАН СССР. Сталинабад, 1945. 144 стр. 10 руб.
Рецензируемая книга "Материалы по истории таджиков и Таджикистана" состоит из четырёх статей: акад. В. В. Струве "Родина зороастризма", чл. -корр. АН СССР М. С. Андреева "О таджикском языке настоящего времени", Н. А. Кислякова "История Каратегина, Дарваза и Бадахшана" и А. Е. Маджи "К истории феодального Ходжента".
Робота акад. Струве является кратким содержанием его большого цикла работ по истории и истории культуры Ахеменидского Ирана. Пересматривая ранее изданные древнеперсидские надписи, вплоть до находок последнего времени (Персепольская надпись, обнаруженная Э. Херцфельдом), и широко привлекая античных авторов (Геродот, Страбон и др.), акад. Струве ставит ряд кардинальных вопросов не только по истории Ирана, но и по истории народов нашей страны и их древних международных историко-культурных связей.
Путём остроумного и тонкого анализа древне персидских надписей В. В. Струве убедительно показывает, что зороастризм (и в связи с этим священные книги Авесты) с его ярко выраженными чертами древнего демократизма рождён на Востоке. Однако акад. В. В. Струве не даёт более точного определения несколько расплывчатого географического термина "Восток".
Обратив внимание на тот факт, что ни Дарий, ни Ксеркс не упоминают имя Заратустры, пророка религии Ахурамазда, и с другой стороны, что Авеста не упоминает в свою очередь имён первых Ахеменидов, акад. В. В. Струве делает первый, весьма важный вывод о том, что "абсолютное игнорирование Заратустры Дарием и Ксерксом являлось тяжёлым их преступлением в глазах составителей Авесты" (стр. 30).
Это положение автор объясняет тем, что сами ахеменидские цари подменили личность пророка Заратустры своей царственной персоной. Так, например, делал Ксеркс, называя себя "саошиантом" (спасителем), каким являлся в представлении Авесты Заратустра. Автор формулирует этот тезис ...
Читать далее