Libmonster ID: KZ-1829

Значительные изменения в геополитической ситуации на Ближнем Востоке, происходившие в 90-х годах, самым тесным образом затрагивали жизненные интересы России. Отношения со странами региона в эти годы занимали важную часть спектра, характеризующего ее внешнеполитический курс. В его формировании можно с известной долей условности выделить два основных периода.

Первый - с начала 90-х годов по 1995 год - совпал по времени с чрезвычайно глубокими социально-экономическими и политическими потрясениями: ликвидацией единого государства - Советского Союза и образованием вместо него Содружества независимых государств (СНГ), разрушением социалистической системы и утверждением системы рыночных отношений. Эти драматические события неизбежно повлекли за собой глубокие перемены не только во внутренней жизни России, но и в ее внешней политике - в течение 1991-1995 годов преобладала тенденция к сближению с Соединенными Штатами и другими державами Запада. В то же время отношения новой России со странами Востока оказались как бы "на втором плане". Они рассматривались Кремлем преимущественно через призму его связей с Вашингтоном и Бонном, от которых он получал финансово-экономическую помощь и моральную поддержку. Это обстоятельство придавало противоречивый характер действиям российской дипломатии на Ближнем и Среднем Востоке в первой половине 90-х годов.

С одной стороны, провозглашенная Москвой деидеологизация внешней политики и прекращение противостояния двух мировых держав - США и России, - длительное время разделявших страны региона на союзников или противников, открыли более широкое поле для политического маневрирования и взаимодействия со всеми ближневосточными государствами независимо от их политического строя. Россия установила полномасштабные дипломатические отношения и политические связи с рядом арабских стран Ближнего Востока с монархическим строем - Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Катаром, Оманом. Были восстановлены также дипломатические отношения с Израилем, прерванные в июне 1967 года.

Но, с другой стороны, эти позитивные шаги не были подкреплены мерами по развитию торгово-экономического взаимодействия, а потому они не могли остановить начавшегося со времен "перестройки" неуклонного спада хозяйственного сотрудничества России со странами Ближнего и Среднего Востока.

Показателен резкий спад товарооборота России с таким крупным государством региона, как Иран, ранее бывшим ее традиционным торговым партнером, ежегодный товарооборот которого с СССР составлял более одного миллиарда долларов. В начале же 90-х годов он не превысил 250 миллионов долларов. (В порядке сравнения: среднегодовой товарооборот Ирана с Соединенными Штатами составил в тот же период четыре миллиарда долларов.)

Следует отметить значительное сокращение продажи российского оружия в страны Ближнего Востока. До начала 90-х годов торговля оружием составляла одну из главных статей нашего экспорта и достигала 24 миллиардов долларов в год против 19 миллиардов долларов экспорта оружия из США. Только за один 1993 год доля России в мировом экспорте оружия сократилась с 38 до 17 процентов, в то время как доля США возросла с 30 до 58 процентов. По подсчетам экспертов, упущенная прибыль России на рынках оружия в странах Ближнего Востока оценивалась десятками миллиардов долларов. Прекращение поставок оружия из России только в две страны - Ливию и Ирак, причем по подписанным соглашениям, обернулось для нее потерей более восьми миллиардов долларов. Заметим, что эта сумма почти в два раза превышает предоставленный в 1999 году России заем от Международного валютного фонда в сумме 4,5 миллиарда долларов.

Лидеров государств Ближнего Востока беспокоил прежде всего сам факт заметного сокращения торгово-экономического сотрудничества с Россией, с которой они были традиционно связаны. Именно это обстоятельство побудило некоторые из них призвать Россию переориентировать ее внешнеполитическую и внешнеэкономическую политику, отказавшись от "копирования Запада". Весной 1993 года Иран обратился к ряду стран "третьего мира" - Китаю, Индии, Алжиру, Нигерии, Габону, Аргентине, Бразилии, Уругваю, Чили, а позже и к Мексике, Пакистану,


Окончание. Начало см. "Азия и Африка сегодня", 2000, N 5, 6.

стр. 24


Венесуэле - с предложением разработать комплексную долгосрочную программу финансово-экономического содействия России и другим странам СНГ с тем, чтобы "предотвратить подчинение ресурсов и экономики бывшего Советского Союза глобальным интересам Запада", поскольку промышленный и научно-технический потенциал СНГ имеет стратегическое значение для развивающихся стран. Несколько ранее подобные соображения высказывались в письме аятоллы Хомейни президенту СССР М.С. Горбачеву. "Конечно же, в области экономики можно обратиться к мнимому цветущему саду западного мира, - говорилось в этом послании, - однако... если вы сейчас пожелаете распутать лишь только слепые узлы экономики социализма и коммунизма, решив это посредством обращения к очагам капитализма, то не только не излечите свое общество от недугов, но еще и другим придется компенсировать ваши ошибки". Как показали дальнейшие события, эти призывы и предостережения не были услышаны.

ПРОБУЖДЕНИЕ РОССИИ

В течение нескольких послевоенных десятилетий, вплоть до начала "перестройки" в СССР в середине 80-х годов, торгово-экономические связи и военно-политическое сотрудничество Советского Союза со странами Ближнего Востока служили мощной опорой его влияния и высокого авторитета в регионе. Одновременно это сотрудничество было одним из главных факторов поддержания весьма хрупкого регионального баланса сил и гарантом национальной независимости для многих государств этого региона, особенно стран арабского мира, от неоколониалистских притязаний Запада и Израиля.

Поэтому резкий спад этого сотрудничества в 1991-1995 годах не мог не привести к нарушению регионального баланса сил, к заметному ослаблению позиций и престижа нашей державы на Ближнем Востоке. Не случайно в комментариях западных средств массовой информации того периода муссировались слухи о "закате" влияния России и даже об ее "уходе" из этого региона.

Однако, как показали события второй половины 90-х годов, спад сотрудничества, имевший место в конце 80-х - начале 90-х годов, носил временный характер. Начиная с 1996 года наметилась тенденция к постепенному восстановлению традиционных торгово-экономических связей России со странами Ближнего Востока. По неофициальным оценкам экспертов, в 1996-1999 годах, на которые условно приходится второй период в формировании политики России в регионе, начался некоторый рост ее товарооборота с арабскими странами. Самым крупным торгово-экономическим партнером России в эти годы стал Египет. Во время визита делегации Федерального собрания РФ в Египет в марте 1999 года президент этой страны X. Мубарак высказался за дальнейшее увеличение объема товарооборота с Россией на взаимовыгодной основе. Обсуждались, в частности, вопросы закупок Россией египетского хлопка, что

стр. 25


позволило бы запустить остановившееся производство на ряде российских предприятий. Как отмечал руководитель российской делегации председатель Федерального собрания РФ Егор Строев, самым главным результатом визита стало достигнутое понимание египтянами того, что торгово-экономические связи с нашей страной можно восстановить, что у нас есть законы, защищающие инвестиции, а также то, что Россия сегодня - выгодный рынок.

В последнее время ведутся активные поиски путей создания российско-арабской финансовой структуры, которая позволила бы направить арабские инвестиции в развитие экономики России. Египетский миллионер Ибрагим Кямиль - один из немногих инвесторов, который уже предпринял практические шаги, вложив деньги в авиастроительное предприятие в Ульяновске.

Другим крупным торгово-экономическим партнером России на Ближнем Востоке остается Ирак. По инициативе Багдада еще в апреле 1972 года между СССР и Ираком был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, который формально продолжает действовать до сих пор. До начала 90-х годов на Ирак приходилось около половины всего экспорта СССР в страны Ближнего Востока и не менее трети стоимости его импорта из этих стран. Советскими специалистами были построены в этой стране около 80 крупных экономических объектов.

Серьезный кризис в советско-иракских отношениях в связи с вторжением Ирака в Кувейт в 1990 году, во время которого СССР выступил на стороне антииракской коалиции при формальном сохранении нейтралитета, привел к резкому сокращению торгово-экономических связей, приостановке совместных проектов по строительству многих объектов, к потере советской стороной прибыли по этим проектам на сумму около 10 миллиардов долларов. Однако кризис был не долгим. Уже вскоре после окончания военной стадии иракско-кувейтского конфликта Багдад выступил с инициативой восстановления этих связей, неоднократно подчеркивая заинтересованность в сохранении дружественных отношений с Россией, которую он рассматривает в качестве правопреемницы СССР. Уже в 1993 году были достигнуты договоренности о восстановлении торгового и экономического сотрудничества между двумя странами, а также о продолжении Россией работ по всем контрактам, заключенным еще во времена СССР. В 1995 году было подписано еще одно важное соглашение на межправительственном уровне, касающееся сотрудничества в области нефтегазовой промышленности. По этому соглашению предусматривается освоение нефтяных месторождений в районе Западной Курны, окончание обустройства месторождений в Северной Румейле и проведение буровых работ. Среди российских компаний, заключивших договоры с иракским государственным нефтетрейдером "СОМО" и получивших согласие специальной комиссии ООН, наблюдающей за соблюдением санкций против Багдада, - "Лукойл", "Нафта- Москва", "Зарубежнефть", "Альфа-Эко", "Роснефть", "МЭС", "Машиноимпорт". 21 марта 1997 года был подписан еще один контракт между иракской компанией СКОП и консорциумом российских компаний и банков - на освоение второй очереди месторождений Западной Курны на сумму 3,5 миллиарда долларов. Около 90 процентов акций в этом консорциуме принадлежит "Лукойлу", остальные - "Зарубежнефти", "Машиноимпорту", "Альфа-банку". Однако надо иметь в виду, что реализация всех этих проектов может осуществиться только после отмены санкций Совета Безопасности ООН против Ирака.

БУШИРСКАЯ АЭС БУДЕТ ПОСТРОЕНА

Среди крупных проектов экономического сотрудничества России со странами региона следует назвать строительство атомной электростанции в

стр. 26


Иране, в городе Бушире, в соответствии с российско-иранским соглашением от 25 августа 1992 года. Сумма этого контракта превышает 800 миллионов долларов. В мае 1999 года Иран официально предложил России расширить сотрудничество в области мирного использования атомной энергии и рассмотреть вопрос о строительстве в дополнение к уже сооружаемому блоку еще одного блока на Буширской АЭС. По предварительным расчетам, Россия может получить контракт стоимостью более двух миллиардов долларов. В настоящее время в Бушире, по данным Минатома, работает тысяча российских специалистов, а уровень готовности первого блока составляет 30-40 процентов. Новые предложения иранской стороны могут обеспечить их занятость еще на несколько лет. Как заявил в интервью "Известиям" заместитель министра В. Виноградов, нельзя упускать реальную возможность завоевания рынка. Иначе это место тут же займут другие.

По мнению некоторых российских экспертов, растущая эффективность экономических связей России и Ирана на современном этапе определяется близостью их позиций по нескольким направлениям. Это, во-первых, ситуация в Центральной Азии и Закавказье, где взвешенная политика Ирана не вступает в противоречие с национальными интересами России; во-вторых, близкая позиция по Каспию; в-третьих, проблема противодействия турецкому пантюркистскому влиянию на территории Российской Федерации, в-четвертых, сотрудничество в области атомной энергетики, помогающее решению региональных проблем.

В общей системе торгово-экономических связей России со странами Ближнего и Среднего Востока в 90-х годах важное место занимала Турция. В отличие от Ирана и арабских стран, российско-турецкие торгово-экономические связи не испытали в эти годы каких-либо потрясений, всплесков резкого подъема или, наоборот, сокращения. В основном динамика этих связей шла по восходящей линии, о чем свидетельствуют, в частности, данные политико-экономического исследования турецких авторов Г. Айдына и О. Бекара "Среднесрочные и долгосрочные интересы Турции в отношениях с Россией", опубликованного в Стамбуле в 1997 году.

Как отмечается в упомянутой работе, "в настоящее время наиболее содержательной частью отношений между Россией и Турцией является их экономическая составляющая. Политические связи между двумя странами не получили такого же развития, как экономические, и это обстоятельство препятствует дальнейшему росту уже сложившихся экономических связей".

Только за четыре года - с 1992 по 1995 включительно, товарооборот между Россией и Турцией вырос с 1482,7 миллиона долларов до 3320,5 миллиона долларов. В 1996 году общий товарооборот российско-турецкой торговли достиг 3,5 миллиарда долларов, не считая "челночной", или, как ее называют в Турции, "чемоданной" торговли. Во внешнеторговом обороте Турции Россия поднялась с восьмого места в начале 90-х годов до четвертого в настоящее время. При этом основными статьями российского экспорта в Турцию остаются нефть и природный газ. Стоимость импортированной из России нефти составляла 126,3 миллиона долларов в 1993 году и 182,5 миллиона долларов в 1995-м. Доля российского газа в общем импорте Турции составила в середине 90-х годов более 66 процентов, стоимость поставок газа из России в Турцию повысилась с 349,7 миллиона долларов в 1993-м до 522 миллионов долларов в 1995 году. Во второй половине 90-х годов Турция импортировала из России в общей сложности до 80 процентов необходимого ей природного газа.

Если в структуре экспорта России в Турцию преобладало энергетическое сырье, то в турецком ввозе в Россию доминировали потребительские товары: продукты

стр. 27


питания, одежда, мебель, лекарства, ткани. По мнению турецких авторов, в расширении товарооборота Турции с Россией существенную роль сыграла "челночная" торговля. Она стала источником крупных доходов, благодаря которым некоторые турецкие фирмы смогли открыть в Москве и других городах России свои магазины. Опыт работы Турции с "челноками" заимствовали затем Объединенные Арабские Эмираты и Греция.

Экономическое взаимодействие России и Турции в 90-х годах не ограничивалось лишь сферой торговых связей, но имело многоплановый характер. Оно включало такие секторы, как подрядное строительство жилья и ряда других объектов: гостиниц, посольств, комплекса зданий Газпрома, корпусов некоторых промышленных предприятий, лечебных центров. На Россию в 1995 году приходилось 74 процента всех подрядных обязательств турецких фирм в странах СНГ. Активно развивается туристический бизнес - с 1994 года Турция вышла на первое место по количеству туристических поездок граждан России за рубеж.

В целом во второй половине 90-х годов, по мнению турецких экономистов и политологов, Россия заняла важное место в ряду главных торговых партнеров Турции.

Как уже упоминалось, существенной частью экономического взаимодействия СССР, а затем России со странами региона Ближнего Востока было до недавнего времени военное сотрудничество. Армии Ирака, Сирии, Ливии, Йемена и некоторых других арабских стран оснащены значительным количеством произведенного у нас оружия и техники, а в командном составе их армий немало офицеров, прошедших подготовку в бывшем СССР.

Свертывание военного сотрудничества и поставок оружия на рынки Ближнего и Среднего Востока в конце 80-х - начале 90-х годов привели к трудновосполнимым потерям России, так как эти рынки стали немедленно захватываться западными странами - США, Великобританией, Францией, Германией, Италией. В последующие годы Россия пыталась восстановить утраченные позиции в этой сфере. Наряду с ранее заключенными (но не действующими) соглашениями о военном сотрудничестве с Сирией, Ираком, Ливией были заключены контракты на поставку некоторых видов вооружений из России в Сирию, Иран, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты. Россия стала участвовать в международных выставках вооружении, регулярно проходящих в Абу-Даби (ОАЭ). Причем, новые образцы российской военной техники получали на этих смотрах высокую оценку экспертов.

ГЛАВНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

На эволюцию политики России на Ближнем и Среднем Востоке во второй половине 90-х годов значительное влияние оказали два новых важных момента: первый - определенное "выравнивание" внешнеполитического курса России, некоторый отход российского руководства от односторонней ориентации главным образом на Соединенные Штаты и другие страны Запада, признание важного значения для национальных интересов России сближения и сотрудничества с Китаем, Индией и другими странами Азии; второй - назначение в 1996 году на пост министра иностранных дел академика Е.М. Примакова, много лет работавшего в странах Ближнего Востока. Эти перемены способствовали повышению политической и дипломатической активности России в регионе.

В течение 1996-1999 годов по приглашению правительства России Москву посетили с официальными визитами лидеры ряда государств региона: президент Египта Хосни Мубарак, ныне покойный президент Сирии Хафез Асад, премьер-министры Израиля Нетаньягу и Эхуд Барак, глава Палестинской автономии Ясир Арафат, вице-премьер Ирака Та-рик Азиз и высокопоставленные представители других государств Ближнего Востока. В свою очередь, российские руководители выезжали с визитами в страны региона. Встречи руководителей России и государств Ближнего Востока позволили наметить пути расширения сотрудничества с этими государствами, а также возможности мирного урегулирования конфликтных ситуаций в регионе.

Россия считает главной

стр. 28


стратегической задачей своей политики на Ближнем Востоке обеспечение здесь стабильности и спокойствия с учетом интересов всех сторон, безопасности морских и иных коммуникаций, связывающих регион с остальным миром. Исходя из этой задачи, правительство России в последние годы выступило с рядом дипломатических инициатив, направленных на осуществление этой цели. Одной из таких инициатив стало предложение о создании в регионе "ближневосточной зоны безопасности", содержавшееся в российском внешнеполитическом документе "Кодекс мира и безопасности на Ближнем Востоке", впервые представленном Е.М. Примаковым во время его визита в Каир в октябре 1997 года. В этом документе излагались предложения российского правительства по развитию ближневосточного мирного процесса и обеспечению безопасности каждого государства региона. В двенадцати пунктах "Кодекса" были сформулированы основные принципы политики России на Ближнем и Среднем Востоке: ее приверженность мирным способам разрешения конфликтных ситуаций, необходимость противодействовать всем формам терроризма и экстремизма, сокращение военных бюджетов региональных государств и их отказ от разработки и сохранения оружия массового поражения, в итоге - создание свободной от оружия массового поражения ближневосточной зоны безопасности.

Предлагавшаяся система коллективной безопасности должна была бы включать в себя как арабские страны, так и Израиль, Иран и Турцию. Представители МИД России подчеркивали, что в интересах России продолжать активизацию своей внешней политики и использовать свой потенциал и политический опыт в целях создания на весьма важном стратегическом пространстве к юго-западу от наших рубежей механизма коллективной безопасности. Однако эти предложения не встретили реального отклика.

Для политики России на Ближнем Востоке второй половины 90-х годов были характерны известное дистанцирование от действий США в ряде кризисных ситуаций и повышение ее самостоятельной роли в мирном разрешении конфликтов с учетом прежде всего своих национальных интересов.

Одним из подтверждений тому стала позиция, занятая российским МИД во время сентябрьского 1996 года кризиса вокруг Ирака, когда США подвергли ракетно- бомбовым ударам территорию этой страны в зоне иракского Курдистана. Россия тогда не ограничилась только протестом МИД. Правительство выступило со специальным заявлением, в котором эти действия США были расценены как "неадекватная и неприемлемая" акция. Во время нового обострения обстановки вокруг Ирака в ноябре 1997 - начале 1998 года в связи с отказом иракских властей допустить экспертов ООН на некоторые стратегические объекты и подготовкой Вашингтоном очередного военного нападения на Ирак, Россия вновь предприняла активные дипломатические усилия, чтобы не допустить начала военных действий. Вместе с Китаем и Францией она содействовала проведению переговоров между Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном и представителями иракского руководства, в результате которых кризис в конечном счете был разрешен.

В другом случае Россия отвергла попытки Соединенных Штатов и Израиля оказать на нее давление с тем, чтобы не допустить реализации заключенного ею соглашения с Ираном о строительстве атомной электростанции в Бушире. Заслуживает упоминания также тот факт, что Россия твердо поддержала решение ООН в 1999 году о приостановке экономических санкций против Ливии, введенных ранее ООН под нажимом Соединенных Штатов. Это открывает перспективу восстановления взаимовыгодного экономического сотрудничества России с этой страной.

ВОПРЕКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ США

При всех очевидных позитивных переменах в политике России на Ближнем Востоке общий уровень ее отношений со странами региона пока остается еще весьма далеким от того масштабного экономического сотрудничества и политического влияния, которые были характерны для 70-80-х годов, до распада Советского Союза. На пути к подлинному возвращению России в регион в настоящее время стоит много препятствий. Едва ли не самое главное из них - продолжающийся в нашей стране глубокий экономический кризис, мешающий России выдерживать конкуренцию Запада на мировых рынках. Не меньшим, если не большим препятствием на этом пути является также явное и тайное противодействие Соединенных Штатов и их союзников по НАТО при стратегическом сотрудничестве с Израилем.

Следует подчеркнуть, что окончание "холодной войны" и блоковой конфронтации, разработка совместных американо-российских подходов к решению некоторых кризисных ситуаций на Ближнем Востоке отнюдь не означали каких-либо кардинальных перемен в американской стратегии в этом регионе. Суть ее, как и прежде, во времена "холодной войны", состоит в максимальной изоляции России, превращении региона в сферу влияния исключительно Соединенных Штатов и их союзников по НАТО.

Несмотря на сложный период в отношениях России со странами Ближнего Востока в 90-х годах, в ее взаимовыгодных связях с этими странами заложен большой позитивный потенциал как для мирного будущего всего региона, так и для обновления России. Очевидно, что реализация этого потенциала потребует времени и во многом будет зависеть от процесса стабилизации в самой России, а также от того, насколько ее политика на Ближнем Востоке будет отвечать национальным интересам.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/СТРАНЫ-ЛЮДИ-ВРЕМЯ-БЛИЖНИЙ-ВОСТОК-Долгий-путь-к-миру

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. КИСЕЛЕВ, доктор исторических наук, СТРАНЫ, ЛЮДИ, ВРЕМЯ. БЛИЖНИЙ ВОСТОК. Долгий путь к миру // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 15.10.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СТРАНЫ-ЛЮДИ-ВРЕМЯ-БЛИЖНИЙ-ВОСТОК-Долгий-путь-к-миру (дата обращения: 26.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. КИСЕЛЕВ, доктор исторических наук:

В. КИСЕЛЕВ, доктор исторических наук → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
255 просмотров рейтинг
15.10.2022 (559 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
11 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
13 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
19 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
21 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
22 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
23 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
26 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
26 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
28 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

СТРАНЫ, ЛЮДИ, ВРЕМЯ. БЛИЖНИЙ ВОСТОК. Долгий путь к миру
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android