Libmonster ID: KZ-284
Автор(ы) публикации: Н. Г. ГЕОРГИЕВА

История студенческого движения давно стала одной из важных проблем в советской историографии. Интерес к этой проблеме обусловливается ее научно-историческим и политическим значением. Изучение истории студенческого движения и его связи с общедемократической борьбой позволяет лучше и полнее понять проблему движущих сил демократической революции. Этот вопрос приобрел особую актуальность в современную эпоху, так как в мировой революционный процесс и антиимпериалистическую борьбу ныне вовлечены широкие слои студенчества капиталистических стран.

В дооктябрьский период либерально-буржуазные авторы в страхе перед революцией фальсифицировали историю студенческой борьбы, преувеличивали значение академических требований, отрицали наличие политических причин движения, не признавали положительного значения совместной борьбы демократического студенчества и рабочего класса. В мелкобуржуазной историографии преувеличивалась роль молодежи в общественно-политической борьбе. Студенчество называлось "ферментом" разложения существующего политического строя, ему приписывалась авангардная роль и всячески идеализировались террористы из числа студентов.

Борьбу с этими концепциями начали еще в начале XX в. В. И. Ленин и его соратники. Ленин проанализировал вопрос о классовом происхождении и политической дифференциации студенчества. Он показал влияние этих факторов на формирование мировоззрения и политической программы учащейся молодежи, вскрыл политические причины движения и наметил его перспективы. Суть ленинской концепции заключалась в следующем: классовая борьба пролетариата и студенческое движение взаимно влияли друг на друга - в 90-е годы XIX в. студент "шел на помощь" к рабочему, внося в его ряды марксизм, а в 900-е годы поддержка рабочих укрепляла и усиливала студенческое движение; на этапе буржуазно-демократической революции студенчество как один из представителей революционной демократии является естественным союзником пролетариата; для укрепления союза необходима целенаправленная деятельность социал- демократов в студенческих организациях и участие студентов в рабочем движении.

Ленинские положения основывались на классовой принципиально партийной оценке характера и значения студенческого движения. Однако марксистская концепция утвердилась в советской историографии не сразу. В первые годы Советской власти последняя была представлена небольшими брошюрами скорее политического и пропагандистского, чем научного характера1 . Но уже в первых работах проявилась важнейшая черта советской историографии - наступательная, острая борьба с буржуазными и мелкобуржуазными концепциями.

В разработке истории студенческого движения можно выделить несколько этапов. Они в основном совпадают с теми периодами, на которые делится история исторической науки в нашей стране. Каждый этап имеет свои характерные черты, обусловлен-


1 См., например, "Ко дню революционного студенчества - 9/II - 1899 г." М. 1923.

стр. 124


ные общественно-политической обстановкой в стране, ходом социалистического и коммунистического строительства, задачами и успехами исторической науки.

Первый этап - с октября 1917 г. до середины 30-х годов. Это было время становления и первоначального развития советской историографии в целом, в том числе и изучения студенческого движения. Перед историками стояла большая и трудная задача, основываясь на ленинских положениях, утвердить марксистскую концепцию истории студенческого движения в России. Для этого необходимо было расширить источниковую базу и проблематику исследований и преодолеть влияние немарксистских концепций. Начался активный сбор документов. На встречах с деятелями студенческого движения записывались их воспоминания, составлялись анкеты, в архивах выявлялись судебно- следственные материалы царского государственного аппарата, нелегальная печать, вещественные памятники. В исследованиях 20 - 30-х годов довольно широко использовались мемуары, личная переписка и нелегальная печать, однако материалы большевистской партии и делопроизводственная документация органов царского правительства привлекались еще недостаточно, что обедняло выводы многих историков.

Относительная узость источниковой базы при общем стремлении к ее расширению- одна из особенностей исследований по истории студенческого движения, созданных на первом этапе. Вторая особенность - появление статей, авторы которых были участниками описываемых событий. Поэтому собственное, иногда и излишне субъективное, восприятие истории студенческого движения накладывало определенный отпечаток на изложение материала2 . Третья особенность - упорная борьба против буржуазных и мелкобуржуазных концепций по истории студенческого движения.

Точка зрения либерально-буржуазных исследователей была опровергнута самой жизнью. Поэтому эта концепция не имела последователей среди советских историков, и борьба с нею не представляла сложности. Несколько иначе обстояло дело с мелкобуржуазными концепциями о значении движения учащейся молодежи в общественно-политической борьбе. В отдельных работах иногда преувеличивалась роль студенчества. Например, Е. А. Энгель утверждал, что в 1905 г. студенчество Петербурга шло в "авангарде общероссийского движения" и что именно оно подготовило почву для усиления борьбы рабочих с самодержавием и капиталом3 . Некоторые авторы отрицали возможность связи студенчества с пролетариатом, заявляя, что масса студентов России была далека от социал-демократов и не хотела соединения студенческого движения с классовой борьбой пролетариата4 . Все это свидетельствовало о том, что эсеро- меныпевистская концепция по вопросу о значении студенческого движения, появившаяся еще в дооктябрьский период, продолжала существовать и в первой половине 20-х годов. Борьба с нею была особенно необходима в связи с попытками троцкистов и зиновьевцев отвлечь молодежь от партии, от борьбы за построение социализма.

Усиление идеологической борьбы в середине 20-х годов требовало глубокого изучения истории и общественно-политического значения студенческого движения, опыта большевистской партии по революционному воспитанию молодежи и вовлечению ее в классовую борьбу пролетариата. Преодолевая влияние немарксистских концепций, исследователи постепенно расширяли проблематику, прослеживали связь студенческого движения с пролетарским, анализировали характер и формы борьбы учащейся молодежи. Для оценки характера и значения студенческого движения на отдельных этапах применялся ленинский критерий - степень участия студентов в борьбе рабочих. Большинство историков рассматривало проблему именно под таким углом


2 С. Е. Лившиц. Очерки истории казанской социал-демократии. "Пути революции". 1922, N 1. (Казань); П. Н. Лепешинский. Попутчики пролетариата в период старой "Искры". "Пролетарская революция", 1923, N 2; А. Станчинский. Социал- демократическое подполье в Саратове и журнал "Саратовский рабочий" в 1899 г. Там же.; Г. Новополин. Под знаком революции. "Летопись революции", 1923, N 3. (Харьков), и др.

3 Е. А. Энгель. 1905 год и студенческое движение в Петербурге. "Красная летопись", 1925, N 2 (13), стр. 94, 97.

4 Г. Нестроев. (Цыпин). К истории студенческого движения в России. (1902- 1903 гг.). "Каторга и ссылка", 1926, N 7 - 8, стр. 135.

стр. 125


зрения5 . Однако ряд вопросов решался авторами иногда недостаточно верно, односторонне и излишне схематично6 . И все же эти первые попытки были довольно продуктивными, ибо с их помощью вырабатывалось в общем верное направление в решении проблемы.

Несмотря на некоторый недостаток кадров профессиональных историков-марксистов, в 30-х годах появились первые крупные обобщающие работы по истории студенческого движения7 . Особое значение имеет монография В. И. Орлова. В ней широко использованы мемуары, студенческая нелегальная печать и материалы охранки. Значительную часть работы автор посвятил критике буржуазных и мелкобуржуазных концепций. В специальном разделе монографии излагаются ленинские взгляды на роль учащейся молодежи. Вывод автора о тесной связи студенческого движения с общественно-политической борьбой имел большое значение для развития советской историографии студенческого движения. Монография насыщена историографическими и источниковедческими экскурсами (хотя таких специальных разделов в книге нет), она снабжена подробным именным указателем деятелей студенческого движения. Книга В. И. Орлова, несмотря на имеющиеся в ней отдельные недостатки, - одно из свидетельств тех успехов, которых достигла советская историография студенческого движения в России к середине 30-х годов.

Важнейшим итогом в изучении проблемы в 20 - 30-х годах являлось введение в научный оборот новых источников, расширение проблематики и ликвидация в основном влияния мелкобуржуазных концепций. Это было большим успехом в борьбе марксистско- ленинской методологии с антинаучными буржуазными и мелкобуржуазными взглядами в данной области исторической науки. Вместе с тем на этом же этапе начали возникать признаки излишне негативного отношения к истории студенческого движения. В борьбе с мелкобуржуазным преувеличением роли студенчества у ряда историков появилась ее недооценка. Одним из авторов такой концепции был П. Н. Лепешинский. В 1923 г. он внес в историографию тезис, что студенчество в начале XX в. было мелкобуржуазным попутчиком, а не союзником пролетариата. "Студенческая моло-


5 В. Дьяченко. Два юбилея. "Красное студенчество", 1927/28, N 4 - 5; М. К. Корбут. Страницы из истории казанской высшей школы. Там же; его же. Казанский университет и революционное движение. "Революция и культура", М., 1929, N 23 - 24; его же. Казанский государственный университет им. В. И. Ленина за 125 лет. Тт. 1 - 2. Казань. 1930; Ф. Г. Виноградов. Сибирское студенчество накануне революции 1905 года. "Каторга и ссылка", 1931, кн. 8 - 9; В. К. Деготь. К вопросу о роли студенчества в революционном движении в России. "Каторга и ссылка", 1932, кн. 2(57); "Сто лет Московского механико- машиностроительного института им. Баумана". М. 1933; В. И. Орлов. Студенческое движение Московского университета в XIX столетии. М. 1934; его же. Из истории Московского университета. "Борьба классов", 1934, N 7 - 8; его же. Студенческое движение в 1901 г. (вступительная статья к публикации документов). "Красный архив", 1936, N 2(75); Л. Ганжинцев. Московский университет и вехи его развития. "Фронт науки и техники", 1935, N 9.

6 Например, В. К. Деготь считал, что процесс вовлечения рабочих в студенческое движение, а студентов - в пролетарское начался лишь в 1904 году. Он отмечал, что только после 1904 г. влияние среди революционно настроенных студентов перешло к социал- демократам, а до этого больше влияния было у народников и экономистов (В. К. Деготь. Указ, соч., стр. 155 - 182). Влияние народников среди студентов было подорвано еще в середине 90-х годов XIX века. Об этом убедительно свидетельствуют все мемуаристы. "Экономисты" никогда не пользовались влиянием среди студенчества, так как сами они не признавали политической важности соединения пролетарской и студенческой борьбы. Кроме того, достаточно вспомнить, какой размах приобрело студенческое движение в 1901 - 1902 гг., когда рабочий пришел на помощь студенту (см. В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 395 - 396; т. 5, стр. 12, 334, 370 - 372; т. 6 стр. 70 - 72, 93 - 94, 99 - 101, 130 - 131, 181, 268, 275 - 276, 386). Ф. Г. Виноградов все студенчество делил на три группы (по происхождению: дети мелких чиновников, духовенства и интеллигенции - наиболее революционная часть; дети торговой и промышленной буржуазии - сторонники академизма: дети крупных чиновников и капиталистов - монархисты и черносотенцы (Ф. Г. Виноградов. Указ, соч., стр. 28 - 29). Эта схема противоречила действительности. Ленин отмечал в студенчестве шесть групп, соответствующих классово-политическому делению общества (см. В. И. Ленин ПСС Т. 7, стр. 343 - 344, 355).

7 М. К. Корбут. Казанский государственный университет им. В. И. Ленина за 125 лет. Тт. 1 - 2; В. И. Орлов. Студенческое движение Московского университета в XIX столетии.

стр. 126


деясь не смогла идти нога в ногу с широко шагавшим по пути революции пролетариатом. Этот попутчик его безнадежно отстал", - писал П. Н. Лепешинский, называя борьбу студентов половинчатым движением мелкобуржуазной демократии. Студенческое движение 1901 -1902 гг. он называл "либеральной песнью", после которой будто бы студенчество примолкло8 .

Односторонность взглядов П. Н. Лепешинского объяснялась тем, что он, во-первых, не опирался на ленинские выводы о классово-политической дифференциации студенчества, рассматривая все студенчество в целом, вместо того, чтобы четко определить, какая часть учащейся молодежи шла за либералами, а какая - готова была на участие в демократической революции. Во-вторых, П. Н. Лепешинский не принял во внимание ленинскую оценку передового студенчества как союзника пролетариата и крестьянства на этапе буржуазно-демократической революции9 . Участие студенчества в первой русской революции 1905 - 1907 гг. и в новом революционном подъеме 1910 - 1914 гг. убедительно подтверждает эту ленинскую оценку. Ленин осенью 1905 г. говорил, что "студенты организуются в боевую силу революции" и что студенческое движение - это борьба "передового отряда революционной демократии"10 . В 1910 г. активизация выступлений студентов являлась для Ленина одним из свидетельств начала нового революционного подъема11 .

Справедливости ради надо заметить, что точка зрения Лепешинского сначала не получила широкого распространения. Однако во второй половине 30-х годов его тезис был возрожден. В некоторых работах недооценивалась роль демократического студенчества в общественно-политической борьбе. Это было связано с принижением роли революционной демократии на пролетарском этапе освободительного движения. Во второй половине 30-х - 50-х годах в литературе утвердилось мнение, что революционно- демократическое движение утратило свое значение в период, когда пролетариат стал главной силой в общественно-политической борьбе. Этим отчасти объяснялась недостаточно всесторонняя оценка характера студенческого движения. Не выделяя в нем революционно-демократического и либерально-буржуазного течения, студенческое движение в целом определялось как оппозиционное, а не революционное, случайное и не связанное до революции 1905 г. с общенародной борьбой12 . Некоторые авторы считали, что в начале XX в. главенствующая роль в студенчестве принадлежала либералам и что борьба студентов проявлялась лишь в отдельных взрывах и вспышках13 .

Подобные оценки появились вследствие недостаточной изученности вопроса о влиянии революционной социал-демократии на учащуюся молодежь. Его разработка активизировалась уже в конце 40-х годов, что позволило раскрыть некоторые важные стороны в истории Коммунистической партии, более полно исследовать проблему складывания движущих сил демократической революции и, наконец, помогло выяснить вопрос о роли и месте демократической молодежи в общенародной борьбе с царизмом. Внимание историков сосредоточилось на вопросе о связи студенческих организаций с рабочими социал-демократическими комитетами, о работе партии среди учащейся молодежи и о путях проникновения марксизма в университетскую среду14 .

Во многих работах на основе партийных документов были приведены интересные наблюдения об использовании студентов для постановки типографского дела и рас-


8 П. Лепешинский. Указ, соч., стр. 176 - 177.

9 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 5, стр. 334.

10 В. И. Ленин. ПСС. Т. 11, стр. 384; т. 12, стр. 19.

11 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 20, стр. 1, 74 - 75.

12 См. "История ВКП(б). Краткий курс. М. 1940, стр. 28; О. И. Латышева. Московский университет в революционной борьбе в период первой русской революции 1905 - 1907 гг. Канд. дисс. М. 1954, стр. 50 - 54; В. И. Прокофьев. Московское высшее техническое училище. 125 лет. М. 1955.

13 "Очерки по истории Московского университета". "Ученые записки" МГУ, юбилейная серия, 1940, вып. L - LI, стр. 5 - 6.

14 Ю. Полевой. Из истории московской организации ВКП(б). 1894 - 1904. М. 1947; В. Ф. Федоров. Томское студенчество в революционном движении. 1898- 1905. "Труды" Томского мединститута, 1949, т. 16; В. Костомаров. В. И. Ленин и Московский университет. "Московский университет", 22.IV.1950; Э. Янсен. О революционном движении среди тартуских студентов в конце XIX - начале XX вв. "Ученые записки" Тартуского университета, 1954, N 35. %

стр. 127


простраиения революционной литературы, о проведении социал-демократических собраний в стенах вузов при помощи студентов и т. д.15 . Все чаще звучал вывод о тесной связи рабочего и студенческого движения. Высказывалась мысль о необходимости четкого разграничения революционного и либерального студенчества. Отмечалось, что не вся учащаяся молодежь плелась в хвосте либеральной политики и что переход наиболее передовой части студенчества на революционные позиции совершался в начале XX в. под непосредственным воздействием классовой борьбы пролетариата16 . Эти тщательно документированные наблюдения и выводы позволяли пересмотреть прежние, устаревшие взгляды на характер студенческого движения в конце XIX - начале XX века.

Преодоление ошибок в оценке характера студенческого движения стало одной из важных задач в изучении студенческого движения в России. С конца 50-х - начала 60-х годов эта работа значительно активизировалась. Начался третий этап в развитии историографии студенческого движения. Этому способствовало несколько факторов. В литературе по истории студенческого движения к концу 50-х годов было накоплено достаточно материала для расширения и углубления тематики исследований, для уточнения ранее возникших вопросов и постановки новых. В 1958 г. было опубликовано письмо группы ленинградских ученых, призвавших создать научную историю вузов страны17 . Особо важное значение имела научная сессия в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (1965 г.), посвященная революции 1905 - 1907 годов. Среди других на сессии были обсуждены доклады об общественно-политическом месте и составе революционной демократии в период буржуазно-демократической революции. Л. К. Ерман, Ф. Е. Лось, Е. Д. Черменский и другие поставили вопрос о назревшей необходимости восстановить ленинскую концепцию о роли революционной демократии на пролетарском этапе освободительного движения18 .

После этого появилось много работ, в которых анализировались взгляды Ленина о студенчестве и о значении его участия в классовой борьбе пролетариата19 . Широкое изучение и освоение ленинских положений укрепило методологическую основу работ советских историков. Одновременно с этим углубилось исследование конкретной истории движения студентов, причем с использованием широкого круга источников: партийных документов, воспоминаний, легальной и нелегальной периодической печати,


15 См., например, Ю. Полевой. Указ, соч., стр. 47 - 90.

16 В. И. Астахов. Студенческое движение в Харьковском университете накануне и в период первой русской революции 1895 - 1907 гг. Автореф. канд. дисс. Харьков. 1953, стр. 8; Э. Л. Васина. Студенчество Московского университета в революционном движении 1901 - 1902 гг. "Вестник МГУ", 1955, N 1; П. С. Гусятников. Студенческое движение в 1905 году. "Вопросы истории", 1955, N 10; "История Московского университета". Т. 1. М. 1955.

17 "Создать научную историю вузов страны". "Вестник высшей школы", 1958, N 8.

18 "Научная сессия по истории первой русской революции 1905 - 1907 гг.". Тезисы сообщений. М. 1965.

19 П. С. Гусятников. Борьба В. И. Ленина, искровцев за революционно- демократическое студенчество (1901 -1903 гг.). "Вопросы истории КПСС", 1969, N 1; Б. В. Золотарев. В. И. Ленин и революционное студенчество Петербургского университета в период создания и деятельности "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". "Вестник ЛГУ", 1969, N 2, вып. 1; А. Калинин, С. Мандель. Ленин и Петербургский университет. Л. 1969; Н. Я. Олесич. В. И. Ленин о роли студенческой молодежи в первой русской революции. "Ученые записки" Ленинградского университета, 1969, N 344; Р. Н. Протопопов. Ленин о студенчестве и его роли в революционном движении. "Труды" кафедры истории КПСС Новосибирского университета, 1969, вып. 3; Н. А. Хиленко. Влияние В. И. Ленина и большевиков на студенческое движение Петербурга в 1905 - 1907 гг. "Триумф идей ленинизма". Л. 1970; Р. И. Нафигов. Первый шаг в революцию. В. И. Ульянов и казанское студенчество 80-х гг. XIX в. Казань. 1970; А. М. Муравьев. Труды В. И. Ленина - источник изучения истории движения молодежи. "Проблемы историографии и источниковедения истории КПСС". Вып. 1, Л. 1971; С. П. Бугаева. В. И. Ленин о революционном воспитании студенческой молодежи. "Ученые записки" Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской. 1971, т. 306; Г. И. Щетинина. В. И. Ленин о студенческом движении в России. "История и историки. 1970". М. 1972; В. В. Пешников. Ленин и студенческое движение в России. М. 1973; А. М. Ходжаев. Ленин и молодежь. Ташкент. 1975, и др.

стр. 128


листковых изданий, законодательных и судебно-следственных материалов царского государственного аппарата. Исследователи выявили основные факты истории студенческого движения, определили его предпосылки и ход20 . Появились обобщающие монографии и коллективные труды21 .

На основе ленинских положений, привлечения множества разнообразных документальных материалов советские историки пришли к выводу, что революционно- демократическая часть студентов имела очень большое влияние на массы учащейся молодежи. Благодаря целенаправленной деятельности большевиков и под влиянием растущей борьбы рабочего класса студенческое движение в начале XX в. приобрело в целом политический характер. Однако часть студентов проявляла мелкобуржуазную неустойчивость и шатания. Вследствие этого в отдельные годы руководство движением захватывала умеренная, либеральная часть студенчества. Она боялась вывести учащуюся молодежь на дорогу открытой политической борьбы с царизмом в союзе с пролетариатом и кретьянством, и поэтому в некоторые годы студенческое движение не выходило за рамки академизма. Но по мере развития рабочего движения, по мере усиления деятельности большевиков в стране оживлялось общедемократическое движение, и студенческая молодежь играла в этом движении большую роль. Недаром Ленин в 1905 г. назвал Московский университет революционным, подчеркнув, что именно "пролетариат + революционная демократия contra правительство + либералы"22 .

Окончательное восстановление ленинского определения роли и места студенческого движения - один из важнейших итогов, достигнутых в советской историографии данной проблемы. Однако есть ряд вопросов, которые еще не освещены в литературе или требуют уточнения. Нуждаются в дальнейшем изучении начало и процесс классово-политической дифференциации учащейся молодежи, периодизация студенческого движения, характер движения на отдельных его этапах и определяющие его факторы. Совершенно не исследован вопрос о социальных источниках формирования радикального студенчества. Недостаточны сведения по истории отдельных организаций, в частности, мало известна деятельность марксистских кружков и партийных организаций среди студентов. Требует специального исследования вопрос о путях проникновения марксизма в студенческую среду, о связях студентов с социал-демократическими организациями. Почти не ставился вопрос о влиянии передовой профессуры на формирование мировоззрения учащейся молодежи и о том, какова была роль студенческих кружков самообразования в приобретении ею прогрессивных взглядов.

В решении ряда вопросов имеются неточности, например, о времени создания и публикации "Временных правил об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений, удаляемых из сих заведений за учинение скопом беспорядков". Правила сыграли особую роль в развитии студенческого движения, так как их применение явилось одним из поводов для подъема борьбы. Упоминаются они в литературе достаточно часто, поэтому необходимо уточнить их историю. В ряде работ


20 Ю. Н. Сорин. Учащаяся молодежь в революционном движении 900-х гг. "Труды" Таганрогского радиотехнического института, 1957, т. 3, ч. I; Г. А. Калиновский. Участие студентов, преподавателей Петербургского электротехнического института в борьбе против царизма. "Известия" Ленинградского электротехнического института, 1957, вып. 32; Л. К. Эрингсон. Тартуский университет в 1905 году. "Ученые записки" Тартуского университета, 1957, N 56; ее же. Из истории Тартуского университета в конце XIX - начале XX вв. Там же, 1961, вып. 114; Р. А. Казакевич. Из истории студенческих волнений в Петербургском университете. "Вестник ЛГУ", 1958, N 8; П. С. Гусятников. Деятельность петербургских большевиков среди демократического студенчества (1903 - 1904 гг.). "Ученые записки" Петрозаводского университета, 1966, т. XIII, вып. 4; А. Ф. Бережной. Большевистская печать и студенчество университета. "Вестник ЛГУ", 1969, N 2, вып. I; В. П. Яковлев. Политика царского правительства в университетском вопросе. Там же.

21 "История Московского университета". Т. 1; П. С. Ткаченко. Московское студенчество в общественно-политической жизни России второй половины XIX в. М. 1958; А. А. Элерт. Очерк студенческого движения в Казани накануне революции 1905 - 1907 гг. Казань. 1961; М. И. Матвеев. Студенты Сибири в революционном движении. Томск. 1966; "Очерки по истории Ленинградского университета". Т. I - II. Л. 1967 - 1968; П. С. Гусятников. Революционное студенческое движение в России. М. 1971.

22 В. И. Ленин. ПСС. Т. И, стр. 377, 421.

стр. 129


указывается, что правила были изданы (опубликованы) 29 июля 1899 года23 . К. Н. Тар-новский приписывает их авторство П. С. Ванновскому и считает, что они были "введены" 29 июля 1899 года24 . М. Т. Белявский и В. В. Сорокин относят издание правил к апрелю 1899 года25 . В. В. Пешников пишет, что правила утверждал министр внутренних дел Д. С. Сипягин 29 июля 1899 г. и что они не публиковались в течение полутора лет26 . В. Т. Сушко связывает появление их с деятельностью комиссии П. С. Банковского, инициативу их составления отдает К. П. Победоносцеву и отмечает, что правила были выработаны Особым совещанием шести министров, среди которых был и министр внутренних дел И. Л. Горемыкин. Так же, как и большинство авторов, В. Т. Сушко пишет об издании правил 29 июля 27 .

В действительности инициатором составления Временных правил 1899 г. был Победоносцев, который еще в 1882 г. предлагал отдать некоторых студентов в дисциплинарные батальоны28 . Тогда это мнение не поддержали другие министры. Но в 1899 г. правительство, напуганное всероссийской студенческой забастовкой, вновь вернулось к этому вопросу. Было созвано Особое совещание министров, и хотя некоторые из них были против подобных мер29 , все же правила были составлены. Царь утвердил их 29 июля 1899 г., а опубликованы они были в Собрании узаконений и в "Правительственном вестнике" 31 июля (12 августа) в N 165 на первой полосе под рубрикой "Объявленное Высочайшее повеление министром внутренних дел". С текстом Временных правил ознакомился по этой газете Ленин, находившийся в то время в Шушенском30 . Таким образом, никакого секрета, как пишут некоторые авторы, царское правительство из Временных правил не делало.

Считалось, что правила действуют с лета 1899 г., но введены они были в действие только после циркуляра министра просвещения Н. П. Боголепова от 8 декабря 1900 г. попечителю Киевского учебного округа. Относительно даты применения Временных правил в литературе также имеются неточности: П. С. Гусятников пишет о "кануне нового года", то есть о конце декабря 1900 г., К. Н. Тарковский, В. В. Пешников, В. Т. Сушко - об 11 января 1901 года31 . В действительности же первое сообщение об отдаче в солдаты 183 киевских студентов появилось в "Правительственном вестнике" 10 января 1901 г., а на следующий день другие газеты перепечатали его. Ленин, написавший в эти дни статью "Отдача в солдаты 183-х студентов", пользовался текстом газеты "Санкт- Петербургские ведомости" от 11 января 1901 года32 .

Это лишь один небольшой пример того, какие неточности и какая разноголосица существуют в литературе по некоторым частным вопросам33 .


23 "История Московского университета". Т. I, стр. 364, 501; "Очерки по истории Ленинградского университета". Т. 2, стр. 156; П. С. Гусятников. Революционное студенческое движение в России, стр. 42.

24 "История СССР с древнейших времен до наших дней". Т. VI. М. 1968, стр. 28.

25 М. Т. Белявский, В. В. Сорокин. Наш первый, наш московский, наш российский. М. 1970, стр. 44.

26 В. В. Пешников. Указ, соч., стр. 27. Д. С. Сипягин не мог утверждать Временные правила, так как до октября 1899 г. он был лишь товарищем министра внутренних дел.

27 В. Т. Сушко. Репрессии против студентов в 1901 году. "Вопросы истории", 1972, N 4, стр. 200.

28 ЦГАОР СССР, ф. 1741, N 35149. См. в листовке "Прошлое "Временных правил" (б/подписи, б/даты, вероятно, конец апреля 1901 г.) о попытках ввести солдатчину в вузы в 80 - 90-х годах XIX века.

29 С. Ю. Витте считал, что успокоения студентов можно добиться другими средствами, создав для молодежи видимость академической свободы; П. С. Ванковский, не участвовавший в Особом совещании, в частных беседах также высказывался против отдачи студентов в солдаты, чтобы не вносить в армию противоправительственный элемент.

30 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 221, 490.

31 П. С. Гусятников. Революционное студенческое движение в России, стр. 45; "История СССР с древнейших времен до наших дней". Т. VI, стр. 34; В. Т. Сушко. Указ, соч., стр. 200.

32 См. В. И. Лени н. ПСС. Т. 4, 391, 502.

33 Имеется и немало других. Например, путают иногда фамилии профессоров и университетского начальства (ректора Петербургского университета профессора В. И. Сергеевича называют Сергеевым) (А. В. Ушаков. Борьба партии за гегемонию про-

стр. 130


Нуждается в пополнении и расширении источниковая база. Необходимо еще шире использовать мемуары, либеральную периодическую печать и листковую печать собственно студенческого происхождения. Без привлечения этих источников невозможно решить ряд вопросов, связанных с деятельностью студенческих организаций, понять процесс формирования революционного мировоззрения среди демократической учащейся молодежи, глубоко изучить ход и определить значение студенческого движения в России, его возможности и перспективы.


летариата в революционно-демократическом движении России. М. 1974, стр. 147); начало деятельности комиссии П. С. Банковского относят к маю или июлю 1899 г., хотя комиссия была создана 17 февраля и в мае закончила свою работу (ср. "История СССР с древнейших времен до наших дней". Т. VI, стр. 28; С. Л. Эвенчик. Студенческое движение. "История СССР". Ч. 2, 1861 - 1917. М. 1972, стр. 182 и "Правительственный вестник", 1899, N 41 от 20.II, N 73 от 2.IV и N 111 от 25.V). Много фактических ошибок в книге П. А. Зайченко "Томский государственный университет имени В. В. Куйбышева" (Томск. 1960), за что эта работа уже критиковалась в печати (см. М. И. Матвеев. Указ, соч., стр. 7).


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/СОВЕТСКАЯ-ИСТОРИОГРАФИЯ-СТУДЕНЧЕСКОГО-ДВИЖЕНИЯ-В-РОССИИ-НА-РУБЕЖЕ-XIX-XX-ВВ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. Г. ГЕОРГИЕВА, СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 11.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СОВЕТСКАЯ-ИСТОРИОГРАФИЯ-СТУДЕНЧЕСКОГО-ДВИЖЕНИЯ-В-РОССИИ-НА-РУБЕЖЕ-XIX-XX-ВВ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - Н. Г. ГЕОРГИЕВА:

Н. Г. ГЕОРГИЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1392 просмотров рейтинг
11.02.2018 (2259 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
Вчера · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
5 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
7 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
13 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
15 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
16 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
17 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
20 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
20 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
22 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android