Libmonster ID: KZ-105
Автор(ы) публикации: Б. ЗАХОДЕР

Проф. Б. Заходер

Одна наша воинская часть случайно обнаружила в каракумских песках стены, алебастровые колонны, старинные предметы домашнего обихода, и не только обнаружила, но, заинтересованная в сохранении памятника прошлого, прислала в Туркменский филиал Академии наук СССР образцы найденного с предложением командировать к месту находок специалистов.

Небольшая экспедиция Туркменского филиала АН в составе археологов С. Ершова. Г. Фёдорова и пишущего эти строки выехала на место находок. За короткий срок экспедиции удалось не только обогатить туркменские музеи замечательными экспонатами старинного искусства и культуры, но и провести дополнительное обследование ряда пунктов, игравших некогда значительную роль на древнем караванном пути, связывавшем Серахс с древним Мервом.

Районы рек Гери-руд или Теджена, а также Мургаба испокон веков были местопребыванием оседлого человечества, районами процветающего сельского хозяйства и развитого ремесла. С глубокой древности пески и такыры, осаждавшее культурные оазисы, были протоптаны тысячеголовыми караванами верблюдов, ослов и мулов. Являясь продолжением великой торговой магистрали с Дальнего Востока на Средиземноморье, путь Серахс - Мерв имел местное значение: здесь была расположена не очень частая цепочка крепостей-цитаделей, охранявших мервский оазис от набегов чужеземцев и кочевников. Почти у всех арабов-географов маршрут Серахс - Мерв повторяется в таком единообразии, что исключает всякую необходимость ссылки на определённого автора. Этот маршрут, по арабской географической литературе, таков: Серахс - Замок ан-Над-жар - 3 фарсаха; Замок ан-Наджар - Уштурмагак - 6 фарсахов; Уштурмагак - Тильситана - 6 фарсахов; Тильситана - Денданекан - 6 фарсахов; Денданекан - Януджирд - 5 фар-

стр. 74

сахов; Януджирд - Мерв - 5 фарсахов. Всего 30 фарсахов1 .

Это расстояние, по единогласному указанию географов, торговый караван обычно проделывал в шесть дней, проходя от одной станции до другой по 5 - 6 фарсахов в день2 . Прикинув указанные расстояния по современной географической карте, два археолога Туркмении, С. Ершов и А. Марущенко, одновременно и независимо Друг от друга предположили, что Денданекан может достаточно точно локализоваться в месте, именующемся сейчас Таш-рабат. Тот же расчёт привёл к заключению, что упоминаемую арабами-географами Тильситану можно сопоставить с группой курганов современного, Хауз-и-хав.

Очень важно уяснить, хранил ля всегда уголок Кара-кум, расположенный, в настоящее время между железнодорожными линиями Мары-Кушка и Мары-Ашхабад, свою, так сказать, девственно каракумскую суровость или были времена, когда рука человека оплодотворяла эти бесплодные ныне места.

Старейшее описание района, принадлежащее географу IX столетия ал-Якуби, отвечает отрицательно на поставленный вопрос. По словам ал-Якуби, "станции", расположенные на серахско-мервской дороге, окружены "дикой пустыней", в каждой из станций - укрепление, где жители вынуждены защищаться от турок. Но так ли это было на самом деле и, во всяком случае, так ли это было всегда, во все времена?

Для проверки высказывания ал-Якуби и для определения истинного хозяйственно-географического характера местности, окружавшей станции на серахско-мервской дороге, мы располагаем ещё одним письменным источникам первой половины XI столетия. Речь идёт об уникальных мемуарах чиновника газневидского посольского приказа (Диван ар-расаил) Абул-л-Фазла Мухаммеда Бейхаки. В качестве придворного и чиновника Бейхаки сопровождал султана Масуда (1030 - 1041) во всех походах, в том числе и в походе против туркмен-сельджуков, захвативших к 1040 г. значительную часть северного Хорасана и базировавшихся в своих, враждебных газневидам, военных действиях на район Денданекана. Говорить о достоверности и прочих высоких качествах мемуаров Бейхаки, не только наблюдателя, но и участника денданеканского поражения султана Масуда, не приходится: эти качества общеизвестны.

Согласно Бейхаки, Масуд прибыл в Серахс 15 мая, т. е. ещё до наступления всеиссушающей летней жары. Город был разрушен. Не было ни воды, ни посевов. Подобная же картина предстала перед газневидским войском и далее, по дороге, ведшей на Мерв. 17 мая газневидские войска выступили из Серахса, а уже на третий день должны были изменить маршрут, отойдя с главной дороги к востоку, на побережье Мургаба. "Удивительным было то, что на этой дороге не было и воды... - сообщает Бейхаки, - когда мы доходили до больших рек (или протоков), они также оказывались сухими. И на третий день выступления дело дошло до того, что было необходимо копать колодцы, чтобы достать воду". Причина подобной удивительной безводности на серахско-мервской дороге объяснена самим Бейхаки: существовавшая ирригационная система была сознательно уничтожена туркменами, отступавшими перед газневидскими войсками. Но даже если бы до нас не дошло свидетельства Бейхаки об уничтожении туркменами ирригационной системы, этот факт мог бы быть подтверждён маршрутом войск султана Масуда. Отклонение Масуда от прямого пути к сосредоточившимся у Денданекана сельджукам в сторону Мургаба, вызванное "удивительной" безводностью главной дороги, и явилось тем решающим обстоятельством, которое привело к поражению газневидских войск, не ожидавших встретить подобное изменение хозяйственно-географического ландшафта местности.

Непродолжительность пребывания нашей экспедиции на месте раскопок помешала более или менее тщательному обследованию района старой серахско-мервской дороги с целью определения существовавшей в давние времена ирригационной сети. Но даже беглый обзор северного участка этой дороги показывает, что местность не всегда хранила свойственный ей в наше время дикий и безжизненный вид. Не говоря уже о том, что самое название "Хауз-и-хан" означает "водоём хана", многое из непосредственных наблюдений убеждает с первого взгляда в наличии действовавшей когда-то ирригации.

Место, где находился прежде Денданекан, носит теперь название - Таш-рабат ("каменное городище"). Мало что напомнит редкому в этом районе путнику о былом преуспеянии города; окружённый песчаной пустыней с нечастыми плешинами такыров, холм, на котором когда-то был расположен город, занесён почти до верха крепостной стены песками без малейшего признака растительности.

Едва ли не первое упоминание о городе в мусульманское время мы встречаем в источниках в связи с громадным заговором, направленным против халифов Омейядов из Средней Азии и Хорасана. В 747 г. глава этого заговора Абу-Муслим остановился в Денданекане, имея с собою войско под


1 Значительная часть отрывков; из арабских и персидских авторов, имеющих отношение к теме настоящего очерка, переведена на русский язык в работе Б. А. Жуковского "Развалины старого Мерва". СПБ. 1894 и в "Материалах по истории туркмен и Туркмении". Т. I. Труды "Института востоковедения АН СССР" XXIX. 1939.

2 Исключение составляет лишь указание географа Истахри: от Мерва до Денданекана Истахри считает один день пути. Упоминание Истахри является, на наш взгляд, недоразумением, связанным либо с перепиской рукописи либо с её печатанием: в результате - замена необходимого двойственного числа единственным.

стр. 75

командованием 70 накибов1 . Остановка в Денданекане, хотя бы и кратковременная, 70 гвардейских отрядов сама по себе не может не свидетельствовать о значительности парода. На значительность города указывает также и сообщение географов, что в Денданекане помещалась соборная мечеть; вплоть до X столетия наличие соборной мечети придавало мусульманскому городу значение административного центра района.

Произведённое нами археологическое обследование холма Таш-рабат дало возможность уяснить некоторые черты строительства и быта Данданекана. Главным строительным материалом сооружений внутри крепостной стены был жжёный кирпич необычайно высокого качества. Из кирпича выводились стены, ограды и орнамент. Этот же кирпич - основной материал самого примечательного здания Денданекана - Многоколонной мечети. Кирпичное производство было налажено в пригороде, аде найдены остатки печей для обжига, шлак и т. д. Особенное внимание экспедиции привлекла упомянутая выше мечеть, поверженные колонны которой и михраб (ниша, куда обращаются мусульмане при молитве) богато украшены расцвеченным орнаментом и надписями. Вряд ли можно сомневаться, что над украшением мечети работали первоклассные мастера своего времени - резчики по алебастру (гяч) и каллиграфы. Анализ резных надписей-орнаментов, произведённый пишущим эта отроки, приводит к заключению, что все надписи сделаны в каноне мусульманской домонгольской каллиграфической школы; содержание надписей исключительно религиозно-кораническое. Если орнамент по алебастру цветочно-геометрический и каллиграфический характерен для украшений мечети, то для остальных зданий, открытых в Денданекане, примечателен кирпичный геометрический орнамент.

Как и многие мусульманские города того времени, Денданекан обладая сложной системой водоснабжения (глиняный водопровод) и даже зачатками канализационной системы - глиняный трубопровод, отведённый в выгребные ямы.

Разрушения, причинённые городу неоднократной выемкой кирпича, не позволяют делать какие-либо категорические заключения о строении города. Всё же, по-видимому, с достаточной долей вероятности можно утверждать, что часть города, окружённая крепостной стеной, была по преимуществу религиозно-административным центром; вся деловая торгово-ремесленная жизнь была сосредоточена в рабатах - пригородах, слободах. Согласно описанию Бейхаки, рабаты северохорасанских городов обличались необыкновенней скученностью жилищ; они строились из сырцевого кирпича, а то и из глины.

Кросно упоминавшегося кирпичного производства в пригородах Денданекана находилось производство глиняной посуды самых разнообразных видов и стекла.

Следы пожарища и разрушения в ряде городских районов, а также в мечети - результаты катастроф, приведших город к упадку. Вряд ли мы ошибёмся, если пред" положим, что основной причиной падения города явилось то же обстоятельство, которое послужило причиной, гибели многих северохорасанских городов X - XI веков. Торгово-ремесленный Денданекан не мог остаться вне борьбы, которую вёл северный Хорасан вместе со значительной частью Средней Азии против господства султанов-газневидов. Географ ал-Мукадасси сообщает нам, что население Денданекана принадлежало к шафиитам, одному из четырёх мусульманских толков; из Денданекана происходил известный суфий Абу-л-Касам Ахмед ибн-Исхак ибн-Муса. Шафиизм и пантеистический суфизм - такова религиозно-идеологическая платформа, на которой объединялись в первой половине XI в. все недовольные газневидами, проводившими со своей стороны религиозную унификацию в форме последовательной государственной поддержки ханефизма2 . Союз землевладельческой и торговой знати с родовой туркменской верхушкой задолго до образования могущественной сельджукской державы - таковы конкретные итоги этой борьбы. Последнее обстоятельство, предопределив успех противогазневидской борьбы, оказало решительное влияние на историческую судьбу многих городов района, вовлечённого в борьбу.

Денданекан, находившийся на границе между землевладельческим Мервском оазисом и скотоводческими пустынно-степными пространствами, играл весьма значительную роль в первоначальном становлении сельджукско-туркменского государства.

Источники впервые упоминают о появлении туркмен на пастбищах близ города в конце правления султана Махмуда Газневи (около 1030 г.); в 1040 г. при Денданекане, как было указано, султан Масуд, сын султана Махмуда, потерпел решительное поражение от туркменской конницы, что предопределило захват туркменами Хорасана, этой жемчужины газневидской короны. В течение десяти с лишком лет район Денданекана был центром накапливания сельджукских сил и свидетелем блестящей туркменской победы.

Сельджукское завоевание территории от Средней Азии до побережья Средиземного моря, как неоднократно указывалось в литературе на русском языке, мало напоминало то нашествие "дико-воинственных" племён, каковым его старается изобразить немецкая историография крестовых походов, начиная с Зибеля и Куглера. Сельджукское государство с самого начала своего образования являлось и в религиозном


1 Термин "накиб", упоминаемый историком IX-X вв. Табари, обозначал в то время высший командный гвардейский чин, близкий по своему значению к термину "ге-

2 Подробнее об этом - в выходящей из печати моей работе "Низам ал-мульк".

стр. 76

и в государственном значения этого слова носителем и продолжателем традиций предшествующей сельджукам мусульманской культуры. Дипломатия сельджуков ещё до сражения при Денданекане вводила в заблуждение такую искусную дипломатию, как газневидская. По свидетельству Бейхаки, принимавшего личное участие в сражении при Денданекане, "дико-воинственные орды" (выражение Зибеля)1 расположили своё войско "в царском порядке", т. е. по всем правилам тактики и стратегии того времени. Рассказы историков о захвате сельджуками городов показывают исключительно гуманное отношение новых султанов к городской жизни и населению. И всё же не следует, конечно, забывать, что основой военного могущества сельджуков была не тренированная с детства гвардия, а степная вольница; что борьба сельджуков с газневидами была чрезвычайно яростной и длительной и сопровождалась разрушением ирригационной системы и обезлюдением целых районов. Желая затруднить продвижение газневидского войска к центру расположения основных туркменских сил, командная верхушка сельджуков насильно сгоняла крестьянское население для производства работ по уничтожению ирригационной системы. Самое наличие значительных военных сил, расположенных в округе Денданакана, не могло не отразиться роковым образам на торгово-ремесленном преуспеянии. Караваны стали опасаться Денданекана и обходить город стороной.

Последний раз Денданекан упоминается как городское поселение в 1158 г., когда кочевники, известные под наименованием гузы, напали на город, перебили часть населения и заставили другую часть покинуть город. В начале XIII в. знаменитый географ Якут, проезжая по серахско-мервской дороге, не увидел ничего на месте, где когда-то стоял пород, кроме крепостной стены и остатков зданий.

Как большинство погибших восточных городов, Денданекан стал жертвой разного рода кладоискателей и любителей старины. Особенный ущерб руинам причинила выемка кирпича. Данданеканский кирпич удивителен: его прочность подобна крепости камня. И быть может, именно за качество хранившегося в руинах кирпича холм, образовавшийся на месте умершего города, получил своё название: Таш-рабат - каменное городище, каменная слобода.


1 Siebel "Geschichte des ersten Kreuzzugs". S. 242 - 243. 2-te Aufl., Leipzig. 1881.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ДЕНДАНЕКАН

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. ЗАХОДЕР, ДЕНДАНЕКАН // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 08.11.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ДЕНДАНЕКАН (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. ЗАХОДЕР:

Б. ЗАХОДЕР → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1128 просмотров рейтинг
08.11.2017 (2353 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ДЕНДАНЕКАН
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android