Libmonster ID: KZ-2059
Автор(ы) публикации: Л. ВАСИЛЬЕВ

ТАК НАЗЫВАЮТ ЮГО-ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ, ЧТО НЕ ЛИШЕНО ОСНОВАНИЙ

Юго-Восточную Азию (ЮВА) справедливо относят к числу наиболее динамично развивающихся регионов планеты. Государства ЮВА, объединенные в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с населением более 500 млн. человек и производимым ВВП, сравнимым с ВВП Китая, в последнее время начинают играть все более заметную роль в системе международных отношений. Кроме того, через так называемые "проливные зоны" ЮВА (проливы Малаккский, Макасарский, а также проливы Зондского архипелага) проходят международные морские коммуникации из Европы, Ближнего Востока и Африки на Дальний Восток и в США, имеющие стратегическое значение. Их важность объясняется, в частности, тем, что около 70% всей сырой нефти и других энергоносителей, которые импортируют Япония, Китай и Республика Корея, доставляется морем через акватории Индийского и Тихого океанов. Здесь же пролегают важные для США морские и воздушные пути в Южную Азию и на Ближний Восток. Поэтому от стабильности в этом регионе в значительной мере зависит политический климат не только здесь, но и во всем мире.

Однако к числу самых стабильных регионов планеты ЮВА отнести трудно. Как заявил в своем выступлении на 10-й сессии Асеановского регионального форума (АРФ) по проблемам безопасности в 2003 г. министр иностранных дел Российской Федерации И. С. Иванов: "...нынешняя обстановка в АТР (в том числе и в ЮВА) носит в целом стабильный, хотя и сложный характер" 1 . Это обусловлено как историческими причинами, так и причинами, вызванными нарастающей динамикой экономического развития. К историческим причинам можно отнести тот факт, что государства региона, относящиеся к бывшим колониям, создавались метрополиями без учета исторически сложившихся общностей отдельных территорий, а границы между ними довольно часто проводились произвольно, в угоду существовавшей на конкретный момент политической или военной конъюнктуре. Кроме того, в период "холодной войны" некоторые государства ЮВА, оказавшиеся по разные стороны баррикад, до сего времени испытывают определенное взаимное недоверие.

К экономическим причинам потенцальной конфликтности данного региона следует отнести процессы, связанные с глобализацией, либерализацией рынков и проникновением на них крупного западного капитала. Выступая на саммите Движения неприсоединившихся государств, состоявшемся в конце февраля 2003 г. в Куала-Лумпуре, премьер-министр Малайзии М. Махатхир, один из наиболее уважаемых лидеров ЮВА, заявил: "Избавившись от необходимости конкурировать с коммунистами, капиталистические свободные торгаши прекратили демонстрировать дружелюбное лицо. Их жадность не знает границ. Они хотели бы, чтобы страны, упорно сражавшиеся за обретение независимости, отказались от нее и от собственных границ, и тем самым позволили бы капиталистам свободный и неограниченный доступ к экономике этих стран. И это они называют свободной конкуренцией!.." 2

Правота известного азиатского лидера подтверждается и высказываниями крупных европейских политиков. Так, Гельмут Шмидт (канцлер ФРГ в 1974 - 1982 гг.), почетный председатель Совета бывших глав государств и правительств, в своей лекции, прочитанной на заседании Совета в Берлине в 2002 г., отметил, что "...США, Европейский союз и Япония проводят сегодня крайне эгоистичную политику. Принуждая развивающиеся страны открывать свои рынки, они проповедуют идею свободной торговли, но при этом принимают беспрецедентные меры по защите интересов собственных фермеров, сталелитейщиков и

стр. 7


пр. от внешних конкурентов. Многие страны, поддавшись уговорам, открыли свои экономики для краткосрочного кредитования извне, провели либерализацию своих текущих счетов. В итоге эти государства превратились в арену для деятельности всевозможных иностранных спекулянтов и обременили себя внешней задолженностью" 3 .

Следует учитывать и то, что для стран с бурно развивающейся экономикой характерно возникновение внутригосударственных социальных противоречий, вызванных резкой дифференциацией уровней жизни населения. В государствах многонациональных, многоконфессиональных, с неустоявшейся системой власти и управления такие процессы происходят наиболее болезненно.

Кроме того, важно иметь в виду то обстоятельство, что в таких государствах ЮВА, как Индонезия, Малайзия и Филиппины, проживает пятая часть мусульманского населения мира, а Индонезия является крупнейшим исламским государством. При этом другие страны региона, а также их ближайшее окружение населены представителями иных конфессий, которые, кстати, широко представлены и в этих трех странах. Поэтому межрелигиозное противостояние в некоторых странах ЮВА также является одной из причин их внутренней нестабильности и приводит к повышению уровня конфликтности во всем регионе.

Рассмотрим характерные черты конфликтов, присущих Юго-Восточной Азии в настоящее время. Их можно условно разделить на четыре группы: межрегиональные, общерегиональные, межгосударственные и внутригосударственные.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ - это конфликты, последствия которых могут дестабилизировать обстановку не только в данном регионе, но и в других регионах планеты. Это в первую очередь конфликты, связанные с борьбой с международным терроризмом.

Основная цель террористических организаций, действующих в ЮВА, - создание панисламистского государства на территориях современной Индонезии, Малайзии и Филиппин. К основным террористическим организациям, преследующим данные цели и имеющим, по некоторым данным, тесные связи с международными террористическими организациями, действующими в других частях света, в первую очередь следует отнести "Джамаа аль-Исламия" (Индонезия) и группу "Абу Саяф" (Филиппины) 4 . Эти организации ведут активную террористическую деятельность, выражающуюся в проведении неоднократных взрывов, уносящих жизни десятков, а то и сотен людей. Наиболее крупные из происшедших за последнее время - на острове Бали (Индонезия) в октябре 2002 г., серия взрывов в различных районах Филиппин в 2002 г., в столице Индонезии Джакарте в августе 2003 г. Нередки совершаемые террористами убийства и похищения людей, в основном иностранцев.

О своей приверженности борьбе с международным терроризмом все государства ЮВА заявили сразу после событий И сентября 2001 г. Было арестовано более 100 террористов в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах. По инициативе Индонезии, Малайзии и Филиппин в Куала-Лумпуре (Малайзия) был создан Региональный антитеррористический центр, в работе которого участвуют и другие страны региона. На сессиях Асеановского регионального форума (АРФ) были приняты Декларация по финансовым мерам противодействия терроризму (2002 г.), Заявление АРФ о контртеррористическом сотрудничестве в области безопасности границ (2003 г.). Подписаны Декларации с США, Россией и Китаем о сотрудничестве в области безопасности и борьбы с терроризмом.

Однако следует отметить, что борьба с международным терроризмом в ЮВА имеет ряд особенностей, которые не могут не сказываться на ее результатах. Так, признавая в целом приверженность государств региона антитеррористической деятельности и подписав с ними совместную декларацию по этой проблеме, США, в основном, продолжают опираться только на своих давних союзников - Филиппины и Таиланд 5 . При этом вашингтонские эксперты в один голос обвиняют, например, власти Индонезии в прямом попустительстве исламским радикалам. Джакарта, по их мнению, лишь делает вид, что борется с террором в составе коалиции. В действительности, утверждают они, правительство Мегавати Сукарнопутри мирится с присутствием террористов в стране и игнорирует многочисленные предупреждения западных спецслужб 6 . Верховный главнокомандующий силами США в Тихоокеанском регионе адмирал Томас Б. Фарго подчеркивает, что США стремятся расширять и углублять сотрудничество с Индонезией в борьбе с терроризмом на всех уровнях: "Перед Индонезией стоит сложная проблема - там имеются определенные круги, которые не хотят активно расследовать деятельность существующих в Индонезии группировок, сочувствующих "Аль-Каиде" 7 .

Наряду с этим следует учитывать и тот факт, что большинство населения Индонезии и Малайзии осудило проведение военных операций США в Афганистане и Ираке, о чем свидетельствуют массовые антиамериканские демонстрации в этих странах. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад открыто заявил, что подлинная реальность современности заключается в том, что бедные страны угнетены и "терроризированы" богатыми странами: "После 11 сентября богатые и власть имущие возненавидели бедную половину мира. Приняв экстремальные меры для обеспечения собственной безопасности, они лишь усилили гнев угнетенных и бедных. Они больше не признают границ, международное право или даже простых нравственных ценностей. И теперь они открыто говорят о войнах, об ис-

стр. 8


пользовании военных захватов для изменения правительств. Они даже не стесняются говорить об использовании ядерного оружия. Ясно, что это не только война против терроризма. Фактически, это война за мировое господство, т.е. за мир, который будет иметь совершенно иную окраску" 8 .

Кроме того, рассматривая проблему борьбы с международным терроризмом в ЮВА, следует учитывать и противоречия между государствами внутри региона, вызванные определенным взаимным недоверием. Именно по этим причинам Филиппины обратились не к Сингапуру, а к Соединенным Штатам за материально-технической и экспертной помощью, когда поняли, что их армия плохо подготовлена к борьбе с группировкой "Абу Саяф", ведущей боевые действия в джунглях. Хотя Сингапур, их сосед и партнер по АСЕАН, располагает самой современной армией в регионе, имеющей в принципе такие же боевые возможности, что и армия США, и вполне мог бы оказать необходимую помощь. В некоторых случаях косвенно эти противоречия подтверждаются также самой направленностью террористической деятельности. Так, взрыв на острове Бали, в основном, был направлен против австралийских туристов в качестве мести за ввод военного контингента этого государства в христианский Восточный Тимор.

ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

К ним следует отнести конфликты, в которых принимает участие значительная группа государств региона. Основные из них - это конфликты, связанные с борьбой с пиратством на море, а также споры вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море.

Как уже говорилось выше, через ЮВА пролегают международные стратегические морские пути, по которым ежегодно проходят десятки тысяч (ежедневно - от 200 до 600) судов, вследствие чего данный район очень привлекателен для современных пиратов. Нападения на морские суда наносят значительный экономический ущерб государствам, которые используют морские пути для транспортировки коммерческих грузов. Согласно данным правительственных источников США, прямой финансовый ущерб от пиратства в открытом море оценивается ежегодно в среднем в 450 млн. долл. 9 Нападениям подвергаются практически все виды судов - от крупнотоннажных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов до пассажирских судов и яхт. Существует опасность нанесения значительного ущерба морской среде и прибрежным странам в случае нападений на суда с экологически опасными грузами. Отмечается возрастающая жестокость пиратов и, соответственно, рост числа погибших.

Пираты активизируют свою деятельность. Так, согласно докладу Аналитического центра по проблеме пиратства Международного морского бюро, в 1999 г. в мире зарегистрировано 300 случаев пиратства, что в 3 раза больше, чем в 1991 г. В 2000 г. отмечалось уже 469 случаев - это на 56% больше, чем в 1999 г. 10 В 2001 г. произошло

стр. 9


335 11 , а в 2002 г. - 370 12 случаев нападений на суда в мире. Причем, по оценкам специалистов, становится известно только о каждом третьем случае. В целом, число нападений пиратов на гражданские суда за 1991 - 2002 гг. более чем удвоилось. При этом особо выделяется Азиатско- Тихоокеанский регион, на который в 90-х гг. приходилось более 2/3 актов пиратства в мире.

В ЮВА пиратство характеризуется тем, что большинство актов происходит в районах международных проливов - Малаккского и Сингапурского в пределах территориальных или архипелажных вод Малайзии, Индонезии или Сингапура. Также значительное число нападений на суда осуществляется в районах спорной юрисдикции, особенно в Южно-Китайском море. Данное обстоятельство значительно осложняет борьбу с пиратством.

В Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, особенно в районе о. Сенкаку, пиратская активность обусловлена не в последнюю очередь тем, что под видом борьбы с контрабандой наркотиков китайская морская полиция занималась просто грабежом, выдавая этот факт как дело рук пиратов.

Страны АСЕАН стремятся повысить уровень сотрудничества в борьбе с пиратством за счет усиления координации деятельности сил береговой охраны, военно-морских сил государств, обмена информацией и других мероприятий. На 10-й сессии АРФ в 2003 г. принято Заявление о сотрудничестве в борьбе с пиратством и другими угрозами безопасности на море. Введено совместное патрулирование кораблей и катеров сил береговой охраны, морской полиции, таможенной службы и ВМС Малайзии, Сингапура, Индонезии и Филиппин в проливной зоне, а также заключено соглашение о возможности преследования пиратов в территориальных водах друг друга.

В октябре 1992 г. Международным морским бюро Международной торговой палаты при поддержке Международной морской организации ООН в Куала- Лумпуре (Малайзия) был создан Региональный центр по проблеме пиратства, который затем переименовали в Аналитический центр по проблеме пиратства. Он собирает и анализирует информацию в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, в круглосуточном режиме оповещает суда о нападениях пиратов и организует помощь потерпевшим судам.

Большую помощь странам ЮВА в борьбе с пиратством оказывает Япония как один из региональных лидеров, являясь крупнейшей судоходной державой мира, к тому же весьма зависимой от морепользования. Еще в октябре 1987 г. японским Институтом оборонных исследований была предложена концепция "Миротворчество в океанской сфере", охватывающая также и вопросы борьбы с пиратством. Япония не раз предлагала и посылала корабли сил береговой обороны и военно-морских сил для совместного патрулирования в зонах международных проливов.

Традиционное влияние на все процессы в сфере безопасности в регионе сохраняют за собой и США. Усилия американцев как

стр. 10


мирового лидера сказываются и в борьбе с пиратством, чему способствует присутствие в ЮВА военно-морских сил США. Так, американский 7-й флот вместе с индийскими кораблями начали совместное патрулирование северо- западной части Малаккского пролива. Впоследствии Дели намеревается иметь постоянную группу кораблей в Андаманском море 13 .

Таким образом, проблема пиратства остается одним из актуальных аспектов, оказывающих влияние на торговое судоходство в ЮВА, а также на состояние региональной безопасности. Успешное противодействие и борьба с пиратством сегодня просто невозможны без развития регионального сотрудничества и координации усилий международного сообщества. Еще большую актуальность проблеме борьбы с пиратством придает его потенциально возможная взаимосвязь с международным терроризмом.

Еще один конфликт в Южно-Восточной Азии, носящий общерегиональный характер, -это споры вокруг островов Спратли. Неофициальное название "острова Спратли" включают несколько сотен островов, островков, атоллов, рифов и мелководных банок, расположенных на акватории около 250 тыс. кв. км. Большинство из них до последнего времени, а часть и сегодня, - необитаемы. При максимальной величине исключительной экономической зоны в 200 морских миль, что примерно соответствует 370 км, больше половины островов, атоллов и рифов архипелага Спратли как бы попадают в экономические зоны Филиппин, Малайзии и Брунея. Остальные находятся в открытой части Южно-Китайского моря - в его так называемой "голубой зоне".

Бесспорно, в основе столкновения интересов стран, вовлеченных в спор за острова Спратли, лежат, прежде всего, экономические интересы. В этом районе предполагаются большие залежи нефти и природного газа. По различным оценкам, запасы нефти здесь могут составить до 225 млрд. барр., газа - 280 млрд куб. м 14 . Здесь проходят также важнейшие морские торговые пути. Кроме того, данные острова могут иметь и военно-стратегическое значение.

В споре за острова Спратли принимают участие Бруней, Вьетнам, Китай, Малайзия и Филиппины. Свою заинтересованность в островах высказывает и Тайвань. Активные действия вокруг островов начались после ухода из данного района группировок вооруженных сил США. При этом инициатором обострения обстановки вокруг островов выступил Китай. Уже в 1988 г. ВМФ КНР занял шесть атоллов и рифов в районе, потопив в процессе захвата два вьетнамских военных корабля. Авиация КНР периодически осуществляла полеты над территориальными водами Филиппин, а подразделения китайских ВС на занятых ими островах открывали огонь по приближающимся к ним патрульным судам и самолетам иных государств.

Такое развитие событий побудило государства АСЕАН принять в 1992 г. Манильскую декларацию по Южно-Китайскому морю, в которой содержится призыв к мирному урегулированию территориальных споров и сотрудничеству, чтобы гарантировать свободу судоходства и использовать иные формы сотрудничества в сфере безопасности. Страны-члены АСЕАН согласились также с целесообразностью принятия некоего "кодекса поведения" в регионе. С этой целью в августе 1999 г. Филиппины от имени АСЕАН представили проект такого документа, а в октябре того же года Китай вышел со своей его версией. Оба проекта были вынесены для рассмотрения на встрече АСЕАН - КНР, прошедшей в Маниле в ноябре 1999 г., однако ни один из них не был принят.

В настоящее время спор за острова Южно-Китайского моря превратился из территориального конфликта в рамках отдельного региона в крупную международную проблему. Экспансия КНР в этом районе способна оказать серьезное влияние на стратегический баланс сил в ЮВА, что вызывает беспокойство не только стран региона, но и таких морских держав, как США и Япония. В результате данный конфликт не разрешен, а только заморожен. Причем такое состояние фиксируется в общерегиональных документах последнего времени. Так, в Заявлении о сотрудничестве в борьбе с пиратством и другими угрозами безопасности на море, принятом государствами ЮВА на 10-й сессии АРФ в 2003 г., в п. 11 говорится: "Ничто в данном заявлении, никакое действие или деятельность, осуществляемая в соответствии с ним, не должны наносить ущерба позиции стран АРФ в отношении неурегулированных споров по вопросам суверенитета и других прав на территорию" 15 .

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

в Юго-Восточной Азии обусловлены, в первую очередь, произвольным установлением границ между бывшими колониями, а также последствиями "холодной войны". К наиболее значимым из них следует отнести конфликт между Китаем и Вьетнамом по поводу Парасельских островов (на них предъявляет свои претензии также и Тайвань), споры между Филиппинами и Малайзией по поводу провинции Сабах (Малайзия), а также между Индонезией и Малайзией по островам Сипадан и Лигитан.

Следует отметить, что межгосударственные конфликты между странами региона в последнее время решаются, в основном, мирным, цивилизованным путем. Это обусловлено тем, что подавляющее число государств ЮВА входят в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, уставными целями которой, как определено в Бангкокской декларации о ее учреждении, являются: содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран- членов, а также упрочение мира и стабильности в ЮВА. Следствием такой политики государств

стр. 11


Ассоциации стало практически мирное разрешение проблемы предоставления независимости Восточному Тимору (который с 1976 г. был оккупирован Индонезией), а также решение пограничных проблем между Вьетнамом и Камбоджей.

Вместе с тем следует отметить роль Китая в Юго-Восточной Азии после вывода из региона крупных вооруженных формирований США. Китайское руководство постоянно демонстрировало высокую готовность к силовому решению как своей "главной национальной задачи" (согласно конституции КНР) - присоединить Тайвань, так и других спорных вопросов. Среди фактов, подтверждающих это, выделим следующие:

* 1974 г. - захват Парасельских островов.

* 1988 г. - установление контроля над шестью рифами архипелага Спратли, вооруженное столкновение ВМС Китая и Вьетнама.

* 1992 г. - принятие закона о территориальных водах страны, в котором провозглашены права Китая на захваченные территории. Армии Китая предоставлено право применения силы для защиты национальных территориальных вод, в том числе и спорных участков.

* 1992 г. - развертывание геологоразведывательных работ в оспариваемом Вьетнамом районе Тонкинского залива и заявление о готовности, в случае необходимости, использовать ВМС для обеспечения безопасности их проведения.

* 1995 г. - Китаем предпринята попытка установления контроля над рифом Мисчиф в том секторе архипелага, на который претендуют Филиппины, вооруженное противостояние ВМС Китая и Филиппин 16 .

Однако в последнее время Китай изменил свою тактику в решении спорных вопросов. Руководство КНР постоянно заявляет о том, что оно готово идти на компромиссы и искать решения за столом переговоров. Такое положение обусловлено как возрастающим влиянием АСЕАН не только в регионе ЮВА, но и в международных отношениях в целом, так и возможным экономическим ущербом для Китая при силовых методах решения. В ноябре 2002 г. было принято совместное Заявление о сотрудничестве АСЕАН и Китая по противодействию "нетрадиционным" угрозам безопасности (терроризм, наркобизнес, торговля оружием и людьми, отмывание криминальных денег). Кроме того, стороны выразили обоюдную готовность продолжить консультации по мирному разрешению спорных вопросов в Южно-Китайском море. После вступления Вьетнама в АСЕАН в 1995 г. были подписаны Договор о сухопутной границе между КНР и СРВ, Соглашение о демаркации морской границы между КНР и СРВ в Тонкинском заливе 17 . Нормализуются отношения Китая и Филиппин. Как заявила президент Филиппин Глория Макапагал Арройо, "...филиппино-китайские отношения в целом находятся на очень хорошем уровне" 18 . Кроме того, анализ событий начала XXI в. позволяет сделать вывод о том, что политика Китая в ЮВА переведена из военной плоскости в плоскость экономической экспансии. В дальнейшем этому в немалой степени будут способствовать создание в регионе к 2010 г. зоны свободной торговли, а также членство Китая в ВТО 19 .

ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ в государствах ЮВА - результат, прежде всего, сепаратистских настроений в некоторых провинциях, а также межрелигиозных конфликтов. К наиболее проблемным в этом плане государствам можно отнести Индонезию, Малайзию и Филиппины.

Индонезия. В этом огромном государстве, расположенном на 13700 островах, проживает "сплав" из примерно 300 этносов, включающий более 240 млн. чел. Говорят они на многих языках и диалектах и исповедуют ислам (84% населения), христианство (6%), буддизм (3%) и индуизм (2%), а 5% вообще остаются язычниками 20 . Длинная история насилия в Индонезии, скудные материальные ресурсы индонезийского государства, а также ограниченные возможности национальной политики влиять на втянутые в локальные конфликты силы позволяют сделать вывод о том, что и дальнейшее развитие страны будет сопровождаться серьезными кон-

стр. 12


фликтами и кризисами. После падения в 1998 г. режима президента Сухарто, который объединил страну по-бисмарковски - "железом и кровью", в пяти ее регионах дело дошло до насильственных действий большого размаха (Ачех, Папуа, Амбон -Молуккские острова, Сулавеси, Калимантан). Наиболее кровопролитные столкновения происходили в провинциях Ачех и Амбон - Молуккские острова. Так, в столкновениях между мусульманской и протестантской общинами провинции Амбон -Молуккские острова с 1998 г. погибло, по разным версиям, от 5 до 9 тыс. чел. 21

Хотя причины и формы конфликтов имеют существенные различия, все же их в значительной степени объединяет критика централизма Джакарты. Ей ставится в вину доминирование Явы за пределами этого острова, слишком слабый учет этнической и религиозной самобытности, распределение поступлений от экспорта природных ресурсов к невыгоде других индонезийских островов, хотя именно эти острова приносят не менее 70% экспортных доходов и на них сосредоточено 85% индонезийской промышленности и энергетического потенциала. К крупнейшим сепаратистским организациям Индонезии, помимо международной террористической организации "Джамаа аль-Исламия", можно отнести "Движение Свободный Ачех", "Фронт за суверенитет Молуккских островов", "Ириан Джайя" (движение за суверенитет Западного Папуа).

Вторая существенная причина конфликтов в Индонезии носит религиозный характер. В стране, где 84% населения - мусульмане, появляются организации, целью которых является доведение численности правоверных до 100%. К таким организациям относятся "Ласкар Джихад" и "Движение исламской молодежи". В этих условиях правительству Индонезии крайне важно определить, какую роль ислам - религия большинства населения - должен играть в системе государственной власти. Возрождение исламской религии как важного компонента идеологии вызывает беспокойство среди христиан и китайцев, составляющих небольшой процент населения, но контролирующих, по разным источникам, от 50 до 70% капитала страны 22 . Сегментация по религиозному признаку (отделение буддистско-индуистского Бали, полухристианского Амбона) повлекло бы за собой дробление на более мелком уровне, что подорвало бы единство Индонезии.

Малайзия. Из всех трех вышеназванных стран она наиболее благополучна, хотя и находится в зоне повышенного риска. Около 20 лет назад к власти в этой стране пришли люди, предложившие программу реформ, которая включала в себя три компонента: радикальный светский национализм, культ экономического роста и политику поддержания экономической независимости. Согласно правительственному плану, известному как "20/20", в 2020 г. страна должна войти в двадцатку мировых лидеров - и есть все основания полагать, что это у нее получится 23 .

Однако все это не значит, что в Малайзии вовсе нет предпосылок для возникновения серьезных конфликтов. Основой для них может послужить наметившийся в последнее время рост настроений, свойственных проявлениям "радикального исламизма". Причем премьер-министр страны М. Махатхир считает исламский фундаментализм главной угрозой будущему процветанию Малайзии 24 . Однако в основной оппозиционной партии (Всемалайзийская исламская партия) в последнее время довольно часто произносится слово "джихад". Китайское и индусское население страны всерьез опасается введения исламского правления, как это произошло в двух штатах Теренггану и Келантан, где, победив в 1999 г. на выборах, к неудовольствию немусульман исламисты ввели шариатские правила ограничения общения мужчин и женщин.

Кроме того, антизападные высказывания премьер-министра, который пользуется большим уважением в мусульманском мире, приводят к росту напряженности в отношениях Малайзии со странами Запада, а также к росту антизападных настроений внутри страны. Так, Госдепартамент США в мае 2003 г. обратился к американцам, проживавшим или находившимся в поездке в Малайзии, с предупреждением о том, что их жизнь находится под постоянной угрозой со стороны экстремистских групп, действующих в этом регионе Юго- Восточной Азии 25 . Конечно, основная причина складывающегося положения - это слишком быстро растущая экономика, которая порождает немало социальных проблем.

Филиппины. К основным внутригосударственным конфликтам, присущим в настоящее время Филиппинам, кроме борьбы с международным терроризмом в лице группы "Абу Саяф", можно отнести исламский сепаратизм и выступления экстремистских организаций леворадикального толка. Исламские сепаратисты, объединенные в "Национально-освободительный фронт Моро", в течение многих лет вели борьбу с правительственными войсками за автономию юга страны, где большинство населения составляют мусульмане. В 1996 г. после подписания перемирия боевики были приняты под знамена правительственной армии и брошены воевать против группировки "Абу Саяф", которая выступает за создание независимого государства для филиппинских мусульман. Однако в последнее время некоторые лидеры фронта открыто заявили о своей поддержке "Абу Саяфа" и готовности сотрудничать с ней 26 .

Основной леворадикальной экстремистской организацией Филиппин является Коммунистическая партия Филиппин (КПФ)/Новая народная армия (ННА). КПФ как маоистская группа была основана в 1969 г. с целью свержения правитель-

стр. 13


ства Филиппин путем партизанской войны. Военное крыло КПФ - Новая народная армия -решительно выступает против любого присутствия США на Филиппинах и убивает американских граждан, находящихся там. Группа также убила, ранила или похитила много филиппинских граждан, включая представителей правительства. В 2002 г. США включили КПФ/ННА в список иностранных террористических организаций 27 .

Учитывая недостаточную мощь вооруженных сил государства в борьбе с экстремистами и международными террористами, правительство Филиппин опирается, в первую очередь, на своего давнего союзника - США. Так, в 2002 г. были проведены длительные совместные учения американского спецназа и местных воинских подразделений, основной целью которых было обучение 3,8 тыс. филиппинских солдат способам и методам антитеррористической борьбы. Более того, уже в октябре 2001 г. Филиппины попали в список стран, в которых США намеревались продолжить свою антитеррористическую кампанию 28 .

Манила стремится также широко использовать и возможности партнеров по АСЕАН. Страна стала одним из учредителей Регионального антитеррористического центра, были проведены совместные филиппино- малайзийские военно-полицейские операции на юге Филиппин с целью обнаружения и освобождения заложников 29 .

Таким образом, обстановка в Юго-Восточной Азии при ее внешней стабильности характеризуется довольно серьезными внешними и внутренними противоречиями, которые служат основой вооруженных конфликтов в регионе. Однако следует отметить, что нерешенность ряда общерегиональных и межгосударственных проблем, а также стремление в последнее время многих государств ЮВА усилить свою военную мощь, вкупе с возрастающей экономической мощью, может привести в ближайшем будущем к росту напряженности. Поэтому значение такой региональной организации, как АСЕАН, созданных под ее эгидой АРФ и других международных организаций, в деле сохранения региональной стабильности трудно переоценить.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Внешне стабильная в современных условиях обстановка в ЮВА имеет определенные предпосылки для возникновения региональных и международных конфликтов, обусловленных, в первую очередь, борьбой с международным терроризмом и пиратством, исламским фундаментализмом и сепаратизмом. Такие конфликты могли бы привести не только к большому кровопролитию и военным акциям со стороны США и их союзников, а значит и к обострению всей международной обстановки, но и к возможному подрыву единства некоторых государств региона.

2. В обозримом будущем в регионе могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные нарастающей экономической экспансией Китая, США и Японии в государствах ЮВА.

3. Нерешенность проблемы островов Южно-Китайского моря, "моральная готовность" КНР к их разрешению силовыми методами, а также возрастающая экономическая и военная мощь отдельных государств АСЕАН могли бы привести к вооруженным столкновениям в регионе с участием в них других государств мира.

4. Основа стабильности в регионе, гарант мирного разрешения возникающих проблем - это деятельность АСЕАН и созданных ею международных организаций, прежде всего АРФ.

-----

1 Материалы МИД РФ N1421 от 18.06.03.

2 "Весь мир живет в страхе". Мусульманский информационно- аналитический канал, 09.06.03.

3 Шмидт Г. Бремя глобальной ответственности. Европейский взгляд на перспективы всеобщего развития. "Россия в глобальной политике", N 1, ноябрь/декабрь 2002 г.

4 Названия террористических организаций здесь и далее приводятся по перечню из доклада Госдепа США "Глобальный терроризм в 2002 году". Материалы Офиса международных информационных программ (ОМИП) Госдепа США, апрель 2003 г.

5 См. Выступление помощника Государственного секретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Дж. Келли на сенатском Комитете по международным отношениям. Материалы ОМИП Госдепа США, 28.03.03.

6 Абаринов В. Поезд идет на восток, Грани.ру, 15.10.02.

7 См. Выступление Т. Фарго в Комитете Сената по вооруженным силам. Материалы ОМИП Госдепа США, 13.03.03.

8 "Весь мир живет в страхе". Мусульманский информационно- аналитический канал, 09.06.03.

9 Резяпов Н. Пираты XXI века: Борьба с ними возможна лишь при координации усилий международного сообщества. М., 2002 г.

10 Там же.

11 "Organized Crime Takes to the High Sas, ICC Piracy Report Finds", Kuala Lumpur, 4 February 2002.

12 "High Sas Terrorism Alert in Piracy Rport" by the ICC International Maritime Bureau (IMB), London, 29 January 2003.

13 Резяпов Н. Указ соч.

14 Марчуков В. Острова Спратли и проблемы обеспечения безопасности в Юго-Восточной Азии. М., ИДВ РАН, 2002 г.

15 "Заявление Регионального форума АСЕАН (АРФ) о сотрудничестве в борьбе с пиратством и другими угрозами на море". Материалы МИД РФ, N1418, 17.06.03.

16 Резяпов Н. Флот против флота, "Независимое военное обозрение", N27 от 08.08.03.

17 "Жэньминь Жибао", 03.12.01.

18 Агентство "Синьхуа", 28.10.01.

19 Press Statement by the Chairman of the 8th ASEAN Summit, the 6th ASEAN + 3 summit and the ASEAN-China Summit, Phnom Penh, Cambodia, 4 November, 2002.

20 Пастухов Е. Проверка демократией, "Континент", N 3, 2001 г.

21 Слободин А. Образцовое примирение рухнуло, "Время новостей", 29.04.02 г.

22 Пастухов Е. Проверка демократией...

23 Крылов К. Новые враги свободного мира, СМИ.ru, 12.10.01 г. 24 Ломанов А. Малайзийцы уговорили Махатхира остаться, "Время новостей", 24.06.02 г.

25 Материалы сайта "Terrorism.ru", 15.05.03 г.

26 "Мятеж на Филиппинах", Би-би-си, 19.11.01 г.

27 Материалы ОМИП Госдепа США, 09.08.02 г.

28 "США добрались до Филиппин", СМИ.ru, 31.01.02 г.

29 Череда М. Филиппинские головорезы, "Зеркало недели", N 18, 2000 г.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/-ПОТЕНЦИАЛЬНО-КОНФЛИКТНЫЙ-РЕГИОН

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. ВАСИЛЬЕВ, "ПОТЕНЦИАЛЬНО КОНФЛИКТНЫЙ" РЕГИОН // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 18.05.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-ПОТЕНЦИАЛЬНО-КОНФЛИКТНЫЙ-РЕГИОН (дата обращения: 22.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. ВАСИЛЬЕВ:

Л. ВАСИЛЬЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
499 просмотров рейтинг
18.05.2023 (554 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
CHRONICLE NOTES 2012
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
Вчера · от Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

"ПОТЕНЦИАЛЬНО КОНФЛИКТНЫЙ" РЕГИОН
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android