ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА В САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ КОРОЛЕВСКОЙ СЕМЬИ
А. ВАСИЛЬЕВ
Член-корреспондент РАН
В душный апрельский день 1933 г., когда летняя жара еще не наступила, но воздух был уже жарким и липким, в гавань Джидды - морские ворота Хиджаза - вошел пароход с турецкими паломниками. С ними прибыли скромно одетые немолодой мужчина, две женщины средних лет и их дети. Турки принимали их за своих, потому что они говорили только по-турецки и без акцента. Среди них привлекала внимание стройная гибкая девушка с волосами цвета меда и светло-карими глазами. Сказать, что она была само очарование - значит сказать о ней слишком мало. Впрочем, сама она не обращала внимание на окружающих, занятая заботами о маленьких братишках и сестрах.
Когда паломники сошли на берег, они были поражены: скромную семью встречал не кто-нибудь, а сам вице-король Хиджаза эмир Фейсал ибн Абдель Азиз в сопровождении вооруженной охраны, на набережной стояли автомашины, а кругом толпились любопытные. Во главе приехавшей с паломниками семьи стоял Ибрахим Адхам, вместе с ним были его жена Асия, трое их малолетних детей, а также дети от ее первого брака - отдаленные родственники саудовской королевской семьи: красавица Иффат, ее родной брат Заки, а также Джаухара, тетка Иффат по отцу.
Так произошла встреча, которая изменила жизнь эмира, будущего короля Фейсала, оказала влияние на его судьбу, да, в какой-то мере, и на страну. Он был покорен красотой девушки и решил на ней жениться. Послал телеграмму отцу - королю Саудовской Аравии Абдель Азизу*, известному под родовым именем Ибн Сауд, и получил его согласие.
Рассказывая об этом факте, сын Фейсала и Иффат Турки аль-Фейсал, ставший в начале нашего века послом Саудовской Аравии в Лондоне, а затем - в Вашингтоне, смеялся: "Фейсал боялся, что его отец, увидев красивую девушку, сам на ней женится. Он таким образом упредил своего отца"1.
Для Иффат решение было, наверное, нелегким: ведь она выходила замуж за человека, у которого уже были жены. Ей было известно и об отношении Абдель Азиза к браку и семье.
КОРОЛЬ И ЕГО ЖЕНЫ
У короля было много жен. Он гордился этим, потому что не нарушал никаких правил, предписанных исламом. "Я следую за Пророком, пусть мир будет на нем. То, что он одобряет, делаю и я. Пусть всегда у меня будет такое количество жен, которое он позволил", - говорил он. Однажды в беседе с лордом Белхейвеном Абдель Азиз выразил удивление, что в просвещенной Англии позволяются внебрачные связи и разврат и людей за это не наказывают. В пустыне за адюльтер полагается смерть - побивание камнями, а за блуд - наказание поркой. А вот в Англии за это никто никого не наказывает, но даже восхваляют в книгах и стихах. "А сколько женщин было у вас?" - спросил англичанин. "У меня всегда было четыре жены, так позволил Пророк", - ответил Ибн Сауд. "Но как много их у вас было, и со сколькими вы развелись?" "Я женился и разводился много раз, но если пожелает Аллах, я женюсь и разведусь еще много раз"2.
Однажды он сказал Гарри Сен-Джону Филби, который прибыл к нему в 1917 г, как английский агент, но был настолько покорен его незаурядной личностью, что навсегда остался в Саудовской Аравии: "В своей жизни я имел много жен, и по милости Аллаха я продолжаю вступать в браки. Я еще молодой и сильный. А теперь из-за потерь мужчин на вашей войне (речь шла о Первой мировой войне. - Л. В.) наверняка придет время, когда жители Европы будут столь мудрыми, что разрешат брать более чем одну жену для мужчины"3.
Он не мог понять мужчину, у которого была
* Родился в 1880 г. Основатель Королевства Саудовская Аравия. Скончался в 1953 г. (прим. ред.).
стр. 62
только одна жена. Это было что-то противоестественное. Этот мужчина был достоин презрения. Его надо было пожалеть. Он должен был пойти к докторам и вылечиться.
Абдель Азиз жил строго по заповедям Пророка. Христос не оставил четких указаний По поводу количества жен для мужчин-христиан, а Мухаммед, завершивший цепь пророков, передает, в частности, следующие слова Аллаха: "...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех..."4.
Обычно Абдель Азиз сохранял трех жен, четвертое место оставлял свободным, чтобы его заполнить, когда считал необходимым, особенно в походах или даже на охоте. Если свободного места не было, а ему надо было жениться, то он разводился с одной из четырех жен.
Почти каждый вечер, после молитвы, закончив дневные труды, примерно в девять часов вечера, Абдель Азиз на некоторое время направлялся в гарем, и ни одна из жен никогда не жаловалась, что он не уделял ей должного внимания. Даже в пожилом возрасте он оставался сильным мужчиной и внимательным любовником. Однажды один из его внуков с удивлением заметил, что дед, который всегда любил чистоту и духи с запахом розы, аккуратно подстригает усы и бороду и обильно душится, прежде чем направиться к одной из своих жен.
Он женился по многим причинам. Часто это была политика, так как браки укрепляли его союз с влиятельными аравийскими кланами. Женился на девушках из семейств потомков вероучителя Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба (Ааль аш-Шейха), из знатного клана Судейри, из аристократии племен мутайров, аназа, давасир. Он установил родственные связи со всеми знатными кланами Неджда. Никто не возражал против развода, потому что это не приносило позора женщине и не вызывало осуждения. Напротив, было честью, если женщина на какое-то время выходила замуж за правителя страны. Если она рожала детей, то между семействами устанавливались еще более прочные, кровные связи.
Абдель Азиз всегда заботился о женах, с которыми он разводился, давал им деньги на содержание и позволял им снова выйти замуж. Если у какой-либо из них были дети, он давал ей рабов и рабынь, предоставлял дом, в котором она могла бы воспитывать детей. Иногда он женился на девушке из племени, которое только что покорил, чтобы укрепить связи с его знатью и надолго помириться. Он женился также потому, что был здоровым мужчиной, который всегда желал женщину. Он любил хорошее сражение, хорошую песню и был великолепным любовником.
Когда король Абдель Азиз умер в 1953 г., он оставил после себя 36 сыновей (и 27 дочерей). Сводный старший брат Фейсала принц Сауд, будущий король* и его соперник, подражал отцу, вступал в многочисленные браки и гордился тем, что у него было 53 сына (и 57 дочерей) - больше, чем у короля Абдель Азиза5.
Отец женил Фейсала в 12 лет на Султане бинт Ахмед ас-Судейри - родной сестре одной из своих самых любимых жен, и в 16 лет, примерно за 10 лет до встречи с Иффат, у него уже родился сын. Затем он вступал в брак еще несколько раз.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ТУРЦИИ
Иффат приехала из той Турции, где ее президент Мустафа Кемаль Ататюрк решительно сбивал феску с головы турок, ломал правовую, социальную, культурную структуру страны, бескомпромиссно внедрял европеизацию всего общества.
Еще в начале XX в. под европейским влиянием в Турции началось движение за изменения статуса женщины. Но раздавались лишь изолированные голоса, которые ничего не меняли.
Первая мировая война решительно изменила ситуацию. Большая часть турецких мужчин была мобилизована, государству потребовались женские рабочие руки. Женщины стали работницами, трудились в банках, магазинах, учреждениях, в тыловых службах армии, в госпиталях. Для этого они должны были снять вуаль и отказаться от старых традиций. Женская одежда трансформировалась под влиянием европейских костюмов. Во время войны женщины помогали бойцам, перевозили снаряжение на фронт, шили одежду для солдат, готовили пищу.
Женщины были допущены на коммерческие факультеты еще во времена мировой войны, а в 20-е гг. они появились в аудиториях гуманитарного факультета Стамбульского университета. Им разрешили находиться на палубах паромов, которые пересекали Босфор, хотя раньше их не выпу-
* Родился в 1902 г. Король Саудовской Аравии в 1953 - 1964 гг. (прим. ред.).
стр. 63
екали из кают, ездить в тех же отделениях трамваев и железнодорожных вагонов, что и мужчины.
В одной из своих речей Мустафа Кемаль обрушился на чадру. "Она причиняет женщине большие страдания во время жары, - говорил он. - Мужчины! Это происходит из-за нашего эгоизма. Не будем же забывать, что у женщин есть такие же моральные понятия, как и у нас". Президент требовал, чтобы "матери и сестры цивилизованного народа вели себя подобающим образом". "Обычай закрывать лицо женщинам делает нашу нацию посмешищем", - считал он. Мустафа Кемаль решил внедрить эмансипацию женщин в тех же пределах, что и в Западной Европе. Женщины получили право голосовать и быть избранными в муниципалитеты и парламент.
Главным правовым орудием в деле ломки старых семейных традиций было принятие гражданского кодекса по швейцарскому образцу. Запретив полигамию, закон предоставил женщине право развода, внедрил бракоразводный процесс, уничтожил юридическое неравенство между мужчиной и женщиной6.
Все это впитывала в себя юная Иффат, реформы обсуждались в школе и семье. Но волею судеб она оказалась в другой стране, где реформы Ататюрка были анафемой, а исламские традиции господствовали в первозданном виде. Она решилась на брак с Фейсалом. Мы не знаем, может быть, ее мнение и не спрашивали.
Чтобы понять, из какой семьи вышла Иффат, необходимо вернуться почти на столетие назад в Неджд. Тогда первое государство Саудидов, охватывавшее почти всю Аравию, рухнуло под ударами войск египетского паши, но возродилось на ограниченной территории в качестве вассала Египта.
В 1841 - 1843 гг. в Эр-Рияде правил Абдалла ибн Сунайян, представитель боковой ветви Саудидов, один из потомков брата основателя династии. Признанный населением Неджда эмир Фейсал ибн Турки, прямой наследник престола, находился в качестве почетного пленника в Египте. Но в 1840 - 1841 гг. паша-реформатор Мухаммед Али, который превратил Египет практически в самостоятельное государство, потерпел поражение после столкновения с европейскими державами. Он вынужден был признать формальный сузеренитет султана и отказался от большей части своих владений в Азии, включая Аравию. Тогда Фейсал "бежал" из Египта или ему "помогли" бежать, чтобы сильный лидер не позволил туркам установить в Неджде свое господство.
Говорит Турки аль-Фейсал: "Фейсал вернулся, а Абдалла отказался ему подчиниться. Между ними произошло сражение. Абдалла потерпел поражение и был помещен в тюрьму, где и умер. В день его смерти одна из его жен родила мальчика, которого тоже назвали Абдаллой. Это был Абдалла ибн Абдалла ибн Сунайян. Когда он вырос, то решил отправиться в Индию, чтобы заняться торговлей. На самбуке он добрался до Бахрейна, а оттуда до Бомбея. Британский представитель в Бомбее занес его имя в список прибывших, но затем связался с представителем Османской империи в Индии и сообщил, что сюда прибыл Абдалла ибн Сунайян из Эр-Рияда. Его перепутали с отцом, бывшим правителем. "Что с ним делать?" Турки потребовали, чтобы его выслали в Стамбул. Когда он прибыл в Стамбул и выяснилось, что он сын бывшего правителя Неджда, его оставили в столице империи в качестве полугостя, полупленника"7.
Османской практикой было держать в столице плененных вассалов или их соперников, "приручать их" и, в случае необходимости, посылать править в отдаленные провинции империи. Султан назначил Абдалле небольшое содержание, подарил ему в жены свою наложницу - по одной версии черкешенку, по другой - грузинку, и она родила ему пятерых сыновей и дочь Джаухару. Одним из их сыновей был Ахмед ибн Абдалла ибн Сунайян, который, прослышав об успехах Абдель Азиза, в начале XX в. правителя Неджда, через Кувейт и Бахрейн приехал в Эр-Рияд и стал его верным сподвижником. Именно он сопровождал подростка Фейсала ибн Абдель Азиза в 1919 г. во время его визита в Англию и по поручению Абдель Азиза вел политические переговоры. Вскоре после возвращения из Англии Ахмед в 1921 г. умер в Эр-Рияде сравнительно молодым. В течение долгой поездки в Европу он рассказывал подростку Фейсалу о своей семье, и, видимо, Фейсал знал, что брат Ахмеда - Мухаммед ибн Абдалла женился на черкешенке Асии, и у них были дети. Тем временем судьба большой семьи Абдаллы ибн Сунайяна складывалась неудачно. Мухаммед ибн Абдалла, по одной из версий, был врачом, по другой - рабо-
стр. 64
тал в дипкорпусе в Стамбуле, что могло и не противоречить друг другу. Но он погиб на войне. Опять-таки по одной версии в составе османской армии в Курдистане во время Первой мировой, по другой - во время войны Мустафы Кемаля против греков. Видимо, стоит больше доверять второй версии, так как ее изложил Турки аль-Фейсал, бывший шеф саудовской разведки, который по долгу службы должен строго относиться к фактам.
После смерти мужа у Асии остались на руках дочка Иффат и ее младший брат Заки. Асия вышла второй раз замуж за некоего Ибрагима Адхама, турецкого офицера из Анатолии, и родила ему трех детей. Семья жила в очень стесненных обстоятельствах. Никакого содержания от турецкого правительства они не получали. Правда, Иффат смогла посещать среднюю школу и закончила ее, выучив немного английский и французский языки. Но бедность семьи была очевидной. У девочки Иффат было лишь два платья и две пары обуви. Из гостевого дворца семью и вовсе попросили после смерти деда Абдаллы ибн Сунайяна, и покойный отец, а затем и отчим зарабатывали очень скромно.
Что делать? В семье обсуждали будущее. Они слышали о том, что их отдаленный родственник Абдель Азиз, правитель Неджда, уже стал королем Хиджаза. Где-то в районе города Таифа у семьи была кое-какая собственность. Они знали, что Ахмед отправился на службу к Абдель Азизу и достиг больших высот, хотя потом волей Аллаха ушел в мир иной. И вот Джаухара, тетка Иффат по отцу, в 1928 г. решилась написать письмо Абдель Азизу с просьбой помочь переехать на родину предков. Король ответил через своего агента в Стамбуле: "Приезжайте". Но как? Выезд из Турции тогда был затруднен, хотя в хадж отпускали. Переписка длилась до 1932 г.
Именно в том году эмир Фейсал посетил Турцию как министр иностранных дел, встречался с Ататюрком. Главной целью его визита было получение займа, что не удалось сделать. Он также знал о желании своих отдаленных родственников переехать в Саудовскую Аравию и договорился об условиях их возвращения. Вопреки легенде, он не встречался с Иффат в Стамбуле, а впервые увидел ее лишь в Джидде. Но отъезд части клана Ибн Сунайянов был согласован, и они отправились в Хиджаз, формально, чтобы совершить паломничество в Мекку.
Какой багаж знаний и убеждений привезла с собой молодая турчанка? Обо всем этом мы можем судить только косвенно. Конечно, она выросла в религиозной семье, но она не могла не видеть и не знать того, что происходило в Турции тех лет.
Когда Иффат приехала в Хиджаз, она совсем не говорила по-арабски. Фейсал стал учить турецкий, чтобы как-то объясняться с юной женой, а она быстро овладевала арабским, хотя до конца жизни говорила с легким акцентом.
ГАРМОНИЯ ВО БЛАГО СТРАНЫ
Совместная жизнь Фейсала и Иффат оказалась удивительно гармоничной. Она родила ему девять детей. Но дело не только в детях. Редко кому из выдающихся личностей везет с женами, которые разделяли бы их заботы, их труд, их чувства. Оглянемся на судьбы великих политических деятелей, писателей, художников, музыкантов. Если жены были по-своему хоть какими-то личностями, то чаше всего следовали проблемы, завышенные требования, раздражение, помехи, разводы. Фейсалу повезло. Он нашел полное взаимопонимание с женой. Это был дар судьбы. Никогда в Аравии жен короля не называли королевой. Иффат была единственным исключением. Она действительно стала королевой, и он считал ее королевой.
Первым их ребенком была девочка Сара. Естественно, что Фейсал как истинный араб-аравиец переживал это. Он хотел сына. Вторым ребенком был Мухаммед, родившийся в 1937 г. Вспомним, что тогда пол ребенка до рождения никто не мог предсказать. Радость Фейсала была такова, что гонца, принесшего эту весть, он буквально осыпал золотом. Потом были другие дети от Иффат - дочь Латыфа, сыновья Сауд, Абдуррахман, Бандар, Турки, дочери Лулу и Хойя.
Рассказывает Сара аль-Фейсал - дочь Фейсала: "Уже после брака с Иффат Фейсал женился на Джаухаре, дочери Сауда аль-Кабира и Нуры, любимой сестры короля Абдель Азиза. (По данным Бандара аль-Фейсала, этот брак состоялся до встречи Фейсала с Иффат. - А. В.) У Фейсала с Джаухарой была дочь Машаиль, единственная дочь в этом браке. Таким образом, Джаухара была его последней женой после брака с Иффат"8.
Какое-то время Фейсал сохранял брак с Хойей, от которой у него было трое детей.
Говорит его сын Бандар аль-Фейсал: "Хойя была матерью для всех нас. Она осталась в доме Фейсала, хотя он с ней развелся, но сохранил дружеские отношения...
Мама безумно любила детей. У нее была привычка в жару раздевать их, и они бегали голышом, чтобы тело отдыхало и дышало. Она сидела с ними часами. Няни были из рабынь, они убирали, стирали, готовили, а возилась с малышами она сама. Ее день начинался рано утром и завершался с Фейсал ом, который не приходил домой раньше 11 - 12 часов вечера. Днем наведывались родственники... Своего сводного младшего брата Кемаля Адхама Иффат воспитывала сама... Кемаль жил с Иффат и Фейсалом и был им как сын. Сохранились близкие отношения и с ее младшим братом Заки"9.
Отца дети видели мало, но было одно правило, которое установила Иффат, пока Фейсал был вице-королем в Хаджазе: обедали в семье чаще вместе с отцом. Обед обычно начинался около часу дня. Отец в это время возвращался с работы. А вот ужинал он, как правило, у себя в офисе и домой не приезжал. Дети приходили к нему уже после ужина, если он приезжал не слишком поздно, и любили проводить с ним вечера.
Но все менялось по пятницам. Это был семейный день, хотя Фейсал часто работал и по пятницам.
Иффат известна своим вкладом в образование девочек, но ее первый "проект" совместно с Фейсалом - школа для мальчиков. Когда Мухаммед, старший сын Фейсала и Иффат, достиг школьного возраста, в 1942 г. она открыла Образцовую
стр. 65
школу-интернат в городе Таифе. Среди саудовцев в то время еще не было подходящих преподавателей, поэтому были приглашены египтяне. Впоследствии были введены саудовские программы обучения, хотя и на базе египетских.
Принц Мухаммед, другие дети из королевской семьи, дети из семьи Судайри и других знатных семей образовали первую группу учеников. Задача состояла в том, чтобы, учитывая своеобразие местных условий, ненавязчиво внедрять современные методы образования, давать не только религиозные знания, но и такие предметы, как математика, география, иностранные языки. Патронаж королевской семьи придавал школе ореол солидности и доверия. Многие ее выпускники впоследствии стали министрами и другими крупными чиновниками.
Образцовая школа, основанная Иффат, затем была переименована и перенесена в Джидду. И она стала действительно образцом для других школ, как государственных, так и частных, сначала в крупных городах, а потом и по всей стране.
С 1954 г., когда доходы государства выросли, департамент образования был преобразован в министерство, которое возглавил Фахд ибн Абдель Азиз, будущий король, младший сводный брат, друг и единомышленник эмира Фейсала. Современное образование для мальчиков начало распространяться по всему королевству. Таким образом, семена, посеянные Иффат и Фейсалом, дали добрые всходы.
В школу-интернат детей отправляли в 6 лет. Все учение, тем более высшее образование, уже происходило вдали от семьи.
Иффат не навещала детей в школе. По ее уставу ученикам полагалось всего одно увольнение в месяц, в четверг и пятницу, хотя здание находилось метрах в 200 от дворца Фейсала. Но летние каникулы дети проводили в семье. Когда Фейсал был вице-королем Хиджаза, зимой он жил в Мекке, а летом - в Таифе.
Говорит Сара аль-Фейсал: "Фейсал любил ухаживать за детьми, ласкал маленьких сыновей и дочерей. Латыфа была третьим совместным с Иффат ребенком. Она часто приходила к нему в спальню. Вообще-то это не было принято, но Фейсал делал для дочери исключение, пока она была совсем маленькой. Иффат была высокой, стройной, видной женщиной. Но к старости она, народив девять детей, пополнела.
У Фейсала и Иффат была красивая совместная жизнь. Иффат была смешливой, а Фейсал любил шутить, и она от души хохотала от его шуток. Но чаще он был молчалив, и она прозвала его Сфинксом (Абу аль-Гуль).
Сошлись две сильные личности, которые хорошо, с полуслова понимали друг друга. Она во многом оказывала на него влияние, и это было естественно. Она живо всем интересовалась. Их объединяло то, что они хотели сделать что-либо полезное для страны. У них был совместный проект. Он знал, что во всем может на нее положиться, что она понимает его и помогает ему в жизни"10.
Этот "совместный проект" не касался ни внутренней, ни внешней политики, ни военных дел. Главным в нем было развитие образования в Саудовской Аравии, особенно образования для женщин.
Перед Фейсалом, вице-королем Хиджаза, затем премьер-министром и, наконец, королем всей Саудовской Аравии, стояла, казалось бы, невозможная задача: обеспечить модернизацию, индустриализацию, культурное развитие страны, не разрушая, а укрепляя и развивая ее уникальный культурный, социальный, религиозный, в целом особый циви-лизационный характер. Одним из краеугольных камней аравийского общества была семья, в которой женщина занимала специфическое положение, характерное, впрочем, и для других мусульманских стран, но здесь - в бескомпромиссной форме.
Автор хотел бы заранее предупредить, что излагает здесь взгляд на проблему с позиций иностранца, максимально избегая оценок и не вступая в дискуссию ни с консерваторами-улемами, ни со сторонниками "эмансипации" женщин.
ЖЕНЩИНА-МУСУЛЬМАНКА ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ
Социальный и моральный статус женщины в саудовском обществе покоится на двух столпах:
стр. 66
сохранение девственности до брака и верность супругу в браке. Эти качества женщины считались высокими стандартами социального поведения и в ряде других обществ и культур, в частности, у католиков и православных. Но только в мусульманских странах им придают значение императива, а в Саудовской Аравии - бескомпромиссного. С ними связаны понятия чести и достоинства семьи или, наоборот, ее унижения и позора. Поэтому здесь просто немыслимы ситуации, которые нашли отражение в классической литературе христианских стран от "Тристана и Изольды" до "Мадам Бовари", от "Анны Карениной" до "Анны на шее". Невозможно даже вообразить повторение в саудовских условиях романа адмирала Нельсона и леди Гамильтон или ночного приключения из русской песни "Ехал на ярмарку ухарь-купец". Леди Гамильтон забили бы публично камнями, а героиню песни, которая провела ночь с ухарем-купцом и "полный подол серебра принесла", отец и братья вытащили бы в пустыню и перерезали горло с полного одобрения ее матери.
С точки зрения улемов и общества в целом, целомудренность девушки и замужней женщины подвергается двум опасностям. Первая - сами женские сексуальные импульсы, которые настолько сильны, что женщина не в состоянии совладать с ними самостоятельно, у нее не хватит воли, интеллектуальных и моральных тормозов и благоразумия, чтобы себя контролировать. Вторая опасность - мужская сексуальная мощь, которая высоко ценится в обществе и проявляется законным образом в том, чтобы рано жениться, произвести ребенка в первый же год брачной жизни, иметь большое количество детей, заключить брак более чем с одной женщиной. Вряд ли вызывает сомнение, что эти мужские достоинства были необходимы для простого воспроизводства населения в традиционном обществе, с высочайшим уровнем детской смертности, которое столетия существовало на грани выживания.
В современных условиях свободное социальное общение с женщинами вне семьи подразумевает в глазах саудовцев их сексуальную доступность, которой мужчина может воспользоваться. Не случайно многие саудовские мужчины воспринимают вечеринки с участием европейских женщин как прелюдию к сексу. Если развлечения сопровождаются выпивкой, были нередки и групповые изнасилования.
Чтобы уберечь женщину от этих двух опасностей - собственных сексуальных импульсов и агрессивного сексуального поведения мужчины, мусульманское общество разработало и создало две преграды. Первая - традиционная одежда, которая в Аравии включает чадру (хиджаб), ниспадающее свободное платье, которое скрывает женские формы и оставляет обнаженными только кисти рук и ступни ног (хотя открывать лицо, то есть не носить чадру, разрешается не только христианкам, но и мусульманкам-иностранкам). Вторая преграда - изоляция и одновременная сегрегация женщин от мужчин. Женщины могли общаться исключительно с мужчинами из своей семьи, и все их занятия ограничивались исключительно семейными делами.
(Конечно, возникает вопрос, откуда саудовские поэты, воспевающие женскую красоту, могли черпать вдохновение, если они лицо собственной жены видели только после свадьбы. Но это, пожалуй, вопрос риторический. А вот развитие современной экономики требовало участия в ряде отраслей производства и сервиса именно женщин, что для саудовок вплоть до XXI в. оставалось невозможным. В результате Саудовская Аравия вынуждена была привлекать "лишние" миллионы иммигрантов для заполнения этих ниш.)
Самым неточным и несправедливым определением статуса мусульманки было бы утверждение, будто она якобы "бесправна". Дело обстоит как раз наоборот. Ее права достаточно точно определены шариатом. Согласно шариату, мужчина может иметь не более четырех жен, но с каждой из них должен обращаться одинаково. Это не только сказано в Коране11, но это была персональная практика пророка Мухаммеда. Среди саудовцев в настоящее время четыре жены - большая редкость, хотя отметим характерный факт: как только саудовские рабочие АРАМКО* стали больше зарабатывать, первое, что они делали - брали вторую жену. Естественно, что абсолютное большинство населения Саудовской Аравии моногамно как по материальным, так и по психологическим соображениям.
Условия развода, как и брака, регулируются шариатом на основе Корана и хадисов. Мужчине достаточно трижды произнести слова "Ты разведена" в присутствии двух свидетелей, после этого никакого суда не надо, и развод, связанный с определенной процедурой, считается состоявшимся. Вместе с тем, требуется, чтобы родственники жены и мужа попытались помирить супругов. Если муж не выполняет брачного контракта, то жена может потребовать развода. Если по ее требованию муж не произносит формулы развода, она имеет право обратиться в суд. В этом случае она должна доказать, что условия ее брачного контракта не были выполнены, и для этого привести свидетелей. Конечно, представление соответствующих доказательств для суда - достаточно трудное дело12. Жене трудно развестись, если муж выполняет все обязательства, предусмотренные шариатом. В случае развода, в соответствии с суннитской практикой, мальчики у разведенной пары всегда возвращаются в семью отца в возрасте 7 лет, а девочки - в возрасте 9, за исключением случаев, когда ясно, что отец не в состоянии содержать детей. Когда саудовец Алиреза объявил о разводе своей жене американке Марианне, она выкрала и увезла в США четырех детей из пяти. Это соответствовало и американским законам, и американской морали, но с точки зрения шариата и саудовской морали было в высшей степени скандальным.
Свидетельство женщины на суде считается половиной свидетельства мужчины, а дочери следует половина доли сыновей. Но мусульманка может сохранить свое собственное имя после брака, иметь собственные доходы, включая возможность распоряжаться своей собственностью без вмешательства мужа.
Одной из задач, которые пророк Мухаммед ставил в свое время, было оградить мусульманок от проявлений сексуальной агрессивности и оскорб-
* "Арабиен-Америкэн ойл компани".
стр. 67
лений со стороны воинственных бедуинов, рабов и неверных. До появления ислама одежда женщин в жарком климате Хиджаза была более чем нескромной, они ходили практически обнаженными, и кодекс морального поведения был достаточно гибким. Введение одежды, закрывающей тело, немедленно отделило женщин из мусульманской общины от неверных, укрепило семью как основную ячейку набиравшего силу мусульманского общества. Любой объективный исследователь истории ислама признает тот факт, что пророк Мухаммед не только стремился улучшить тогдашние социальные условия жизни женщин, но и многого достиг. Было запрещено убийство младенцев-девочек, ограничена четырьмя женами полигамия, защищены вдовы и сироты, введено правило заключения брачного контракта, обеспечения женщин приданым, права женщин на наследство. Это были социальные достижения очень крупного масштаба13.
Возможно, что в правовом отношении вплоть до XIX и, возможно, XX вв. мусульманки были лучше защищены, чем их сестры в остальном мире.
Гость, посещающий сегодня Саудовскую Аравию, видит, что внешние признаки прежнего социального статуса женщины сохранились. Первое впечатление сводится к тому, что поверх чадры турист заметит наушники плейера, мобильный телефон в руках, но все остальное покажется ему оставшимся неизменным.
ГЛАВНОЕ - ОБРАЗОВАНИЕ
За атрибутами прошлого кроются глубокие перемены, которые взвешенно, осторожно и постепенно Фейсал и Иффат внедряли в саудовское общество.
Фейсал, конечно же, знал о той ломке семейного права, которое произошло в Турции в 1920-е - 1930-е гг. Однако такие сокрушительные методы были неприемлемы для Фейсала, глубоко верующего человека, сторонника постепенных шагов в политике, нарушали бы его преданность шариату, не говоря о том, что они взорвали бы социальную стабильность в стране, где господствовала ханбалитская школа права, где традиция казалась мощной и непоколебимой.
Но Фейсал и Иффат знали то, что не знали и не понимали другие представители саудовской элиты: без образования для всех, включая женщин, развитие, перемены, модернизация страны невозможны. Это не означало, что доступность образования немедленно приведет к чаемым переменам, однако отсутствие образования означало уничтожение самой возможности развития.
Семья Фейсала резко выделялась среди родственников уровнем образования детей, что помогло им в дальнейшем войти в высший эшелон саудовской правящей элиты и сохранить свои позиции после смерти отца.
Лишь Абдалле, старшему сыну Фейсала от первого брака, не удалось получить систематического образования за границей, хотя в Хиджазе в детстве к нему были приставлены местные учителя. Но и у него за плечами - посты министра внутренних дел, затем здравоохранения. Он вышел в отставку и занялся успешным бизнесом, посвящая досуг поэзии. Об уровне его творчества говорит хотя бы тот факт, что великая египетская певица Умм Кульсум исполняла песню "Ради глаз твоих" на его стихи, а Абдель Халим Хафез - две песни.
Мухаммед посещал школу-интернат Хан в Принстоне (США), затем учился в Академии Лоуренсвиля, которую окончил в 1958 г. В колледже Менлоу в Калифорнии он получил в 1962 г. диплом бакалавра. Работал в Валютном агентстве Саудовской Аравии, в министерстве сельского хозяйства, а затем возглавил мощный Исламский банк.
Халид, сын Хойи, также посещал школу Хан, учился в Принстонском университете, затем переехал на учебу в Оксфорд. Позже он стал губернатором провинции Асир.
Халид - популярный поэт и художник. Он же возглавил Фонд короля Фейсала.
Сауд, сын Иффат, учился в школе Хан, поступил в Принстон, получил диплом экономиста, затем год учился в Кембридже. Долго работал в министерстве нефти, а затем стал министром иностранных дел.
Абдуррахман закончил школу Хан, затем поступил в Сандхерст, английский военный колледж, закончил его в 1963 г. До отставки вырос до командующего саудовскими танковыми войсками.
Принц Саад аль-Фейсал, родной брат принца Халида, учился в университетах Принстона и Кембриджа. Работал на должности заместителя директора компании ПЕТРОМИН*. Затем ушел в отставку.
Бандар после окончания школы Хан поступил в колледж Уиттиер в Калифорнии, затем перешел в летную школу в Англии. Служил в саудовских ВВС.
Младший сын Иффат Турки поступил после школы Хан в Академию Лоуренсвиль в штате
* Сокр. от "Генеральная организация нефти и минеральных ресурсов". Основана в 1962 г. в Саудовской Аравии.
стр. 68
Нью-Джерси, затем год провел в Принстоне, перешел в Нью-Йоркский университет и в конце концов в Джорджтаунский университет в Вашингтоне. Занимал пост начальника главного управления разведки, затем был послом в Лондоне и после этого - в Вашингтоне.
Дочери Фейсала также учились в школах за границей, в частности, в Швейцарии.
Никакого отрицания важности образования, в том числе женского образования, в самом исламе нет. Наоборот, в одном из хадисов пророк Мухаммед подчеркивал, что образование - это обязанность любого мусульманина, мужчины и женщины.
С первых же шагов своей деятельности на посту вице-короля Хиджаза Фейсал столкнулся с необходимостью иметь образованные кадры для своей администрации.
Королевству Саудовская Аравия требовалась собственная система образования. Но в то время на это не было денег, отсутствовали кадры. Фейсал лучше других понимал, что необходимость создания школ с техническим уклоном стучалась в дверь. Это понимала и Иффат. В одном из своих редких интервью она рассказывала, что эти проблемы Фейсал обсуждал со своим отцом королем Абдель Азизом. Их объединяло убеждение, что королевство столкнулось с вызовом пробуждения к реалиям XX в. после долгого периода "бессознательности". Но и Абдель Азиз, и Фейсал, и Иффат полагали, что пробуждение нации, как и пробуждение человека, - это процесс, который требует деликатности и неторопливости. Постепенное и естественное пробуждение общества было предпочтительнее форсированных перемен, потому что они могли вызвать реакцию отторжения.
По глубокому убеждению Фейсала, прогресс должен был входить в жизнь рядом с традицией, не отвергая ее; медленные, но прочные перемены благотворнее скорых, не имеющих опоры в умах и душах людей, которые не примут блага, навязанного им силой.
По мнению Иффат, Фейсал, подобно своему отцу, обладал интуитивным пониманием менталитета народа Саудовской Аравии и предугадывал реакцию на излишне поспешное внедрение чужих новшеств в деле образования или в других сферах жизни. И Фейсал, и Иффат считали, что народ обладает естественным чувством здорового скептицизма, который вызовет обратную реакцию на слишком откровенную пропаганду перемен. Принятие новшеств могло состояться только в результате убедительной демонстрации преимуществ, которые будут получены вследствие их внедрения14.
В своем интервью Иффат приводит пример того, как люди отнеслись сначала к предоставлению стипендий для получения высшего образования за границей, так как тогда в Саудовской Аравии не было своих высших учебных заведений. Многие матери со слезами обращались к ней с просьбой использовать свое влияние на Фейсала, чтобы он отменил стипендии для обучения за границей. Люди опасались, что за границей молодых людей засосет разврат, они оторвутся от семьи и саудовской культурной традиции. К слову сказать, король Абдель Азиз также разделял подозрения тех, кто боялся отправлять своих детей на учебу за границей. Поэтому Фейсал и Иффат в 1952 г. послали своего сына Мухаммеда в Америку, не сообщив об этом старому королю, в надежде, что Абдель Азиз, у которого уже слабела память, не слишком скоро хватится, где находится один из нескольких десятков его внуков.
Когда же первые студенты начали возвращаться домой и все убедились, насколько востребованы их знания, которые не разрушили их преданности традиционным ценностям, польза высшего образования, в том числе за границей, стала для многих очевидной. Те же самые матери стали обращаться к Иффат с просьбой помочь им получить стипендии для учебы их детей в других странах.
Глубокое понимание психологии традиционного общества помогло Фейсалу и Иффат выработать верную тактику перемен. Главным элементом была сила примера. Фейсал поручил Иффат осуществлять свои проекты незаметно, на экспериментальном базисе, избегая рекламы, которая могла бы вызвать антагонизм определенной части населения15.
Основание Образцовой школы-интерната для мальчиков оказалось успешным начинанием.
ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕВОЧЕК - ЗА И ПРОТИВ
Но как быть с образованием для девочек? Иффат тщательно обдумывала формы и методы его
стр. 69
внедрения, чтобы не вызвать жесткого сопротивления. Министром образования был эмир Фахд. Он готов был помочь, но какова будет реакция улемов, населения, не только представителей знати, но и простого народа? Король Сауд тоже решил обучать своих дочерей в специальной школе, но она была укрыта от посторонних глаз за стенами его дворца.
Иффат посоветовалась с мужем, и он рекомендовал ей начать экспериментальный проект на основе той же тактики постепенности и осторожности, которая оказалась успешной в деле организации Образцовой школы в Таифе. Вместе они решили основать школу для девочек-сирот в Джидде, учитывая, что Коран призывал заботиться о сиротах. Школу назвали "Дар альханан" ("Дом нежной заботы").
Иффат купила участок земли для "Дар альханан", обеспечила ее финансирование, лично помогала шить платья для первых учениц. Но в первый год почти никто не послал своих дочерей на учебу. Одно из препятствий состояло в том, что, несмотря на требования, изложенные в Коране, заботу о сиротах саудовская традиция возлагает на семью. Слепых, инвалидов, сирот или умалишенных опекали их родственники. Для больших кланов было бы позором передать другим заботу об обездоленных, даже отдаленных родственниках. К слову сказать, до настоящего времени сама мысль посылать стариков умирать в дома для престарелых, точнее, существовать отдельно от семей, совершенно неприемлема для саудовцев. Западная практика сплавлять родителей в дома для престарелых представляется саудовцам ханжеством и лицемерием.
Когда в 1956 г. школа открылась, даже слуги и рабы из дома вице-короля Фейсала отказались отдать в нее девочек-сирот из своих семей. Целый год школа пустовала без учеников. Понадобилась небольшая реклама и долгие объяснения, что задача школы состояла в том, чтобы готовить будущих матерей и домохозяек, изучать основы ислама и мусульманского поведения, давать знания по ряду других предметов на основе современных методов. Постепенно школа начала-таки действовать, и скоро к Иффат стали обращаться с просьбой записывать в нее девочек, и не только сирот.
Начальная школа в Джидде превратилась в школу второй ступени, а затем и в среднюю. Первый выпуск состоялся в 1964 - 1965 учебном году.
В 1960 г. был создан национальный комитет из видных улемов, чтобы определять политику в области женского образования. В том же году Иффат профинансировала открытие колледжа для подготовки учительниц в Эр-Рияде - "Куллият аль-банат". Прогресс не всегда был гладким. Глава комитета улемов, который отвечал за школы для девочек, убежденный консерватор шейх Наср ар-Рашид настоял на том, чтобы часы, которые Иффат выделила для технических дисциплин, были заняты изучением Корана. Шейх Наср обладал жестким, колючим характером, его побаивались, но Иффат смогла найти правильный тон в отношениях с ним. Она ссылалась на коранические суры, которые были посвящены женщинам, и в спорах всегда была хорошо вооружена. Ведь говорится в Коране, наизусть цитировала Иффат, в 85-й суре, стихе 10 о "верующих мужчинах и женщинах", и в 92-й суре, стихе 3 рядом стоят понятия "мужчины" и "женщина", и в других тоже.
В глазах Аллаха мужчины и женщины равны. Различие социальных функций мужчин и женщин может требовать различное поведение в повседневной жизни. Но длинные суры Корана посвящены обязанностям мужчин заботиться о женщинах и защищать их. Аллах не поместил никого между собою и теми, кто уверовал, мужчинами или женщинами. Когда придет день Страшного суда, Аллах будет судить каждую женщину так, как он будет судить каждого мужчину, по тому, что она сделала в своей жизни, и Аллах, соответственно, пошлет ее в рай или ад.
Под напором веской аргументации шейх кое в чем отступал. Так стало возможным включение в программу женских школ естественных наук и иностранных языков помимо арабского языка и литературы.
Когда Иффат сталкивалась с особо сложными проблемами, она обращалась за помощью к мужу или другим членам семьи, которые разделяли ее взгляды. Результат был впечатляющим: меньше чем за десятилетие более четверти миллиона девочек и женщин стали учиться в школах, учительских колледжах, университетах, на курсах ликбеза для взрослых.
Раньше кое-кто из девушек из знатных или богатых семей завершали среднее образование за границей. На этот раз первая группа саудовских девушек получила дипломы о среднем образовании на родине. Некоторые из них стали первыми студентками учительского колледжа в Эр-Рияде - "Куллият аль-банат". Многие другие выпускницы этой школы закончили саудовские университеты, которые были созданы в 1960-е гг.
Основав "Дар аль-ханан", Иффат при решительной поддержке мужа создала прототип современного образования для женщин Саудовской Аравии. Она сохраняла покровительство над этой школой в течение всей своей жизни и продолжала оказывать ей большую финансовую помощь. Известно, что только в 1964 г. она внесла 1 млн. саудовских риалов для расширения "Дар аль-ханан".
В том же году Иффат позволила сделать небольшую рекламу школы, опубликовав свое интервью в местной прессе. "Мать может сама стать школой для своих детей, если вы ее хорошо подготовите" - таков был заголовок статьи в одной из газет. "Дар аль-ханан" воспитывает лучших матерей и домохозяек с помощью исламского образования с применением современных методов, говорилось в статье. Религия передается детям в семье, считала Иффат, поэтому для того, чтобы лучше обеспечить духовное формирование будущих поколений, нужно улучшить духовное формирование матерей.
Решение дать образование девочкам все равно вызвало оппозицию. В Бурейде, городе в Центральном Неджде, где были сильны консервативные настроения, считали, что образование девочек приведет к их распущенности и разрушит основы семьи. Прошли демонстрации, и Фейсал, тогда премьер-министр, послал войска, чтобы навести порядок. Обошлось без кровопролития. Фейсал, никогда не отказывавшийся дискутировать с оппонента-
стр. 70
ми, встретился с противниками открытия школы для девочек и спросил: "Существует ли что-нибудь в священном Коране, что запрещает образование женщин? Если нет, тогда нам не о чем спорить. Аллах будет доволен образованием каждого мусульманина - мужчины или женщины". Фейсал назначил директрисой очень уважаемую и высокообразованную женщину из Джидды. Школа была открыта. Но в первый год существования единственной ученицей была дочь самой директрисы. Однако скоро сопротивление образованию девочек ослабело, и в школе появились другие ученицы.
Не стоит игнорировать и тот факт, что многие саудовские женщины тоже боялись перемен. Куда заведут эти перемены? Не изменят ли они их уникального образа жизни? Не создадут ли угрозу семейным традициям - основе социальных устоев?
Видимо, большинство саудовских женщин (статистика отсутствует) с охотой принимают свое положение в семье и обществе в обмен на гарантии безопасности, стабильность в жизни, освященной шариатом и традициями. Восхищение западным образом жизни даже среди образованных женщин быстро проходит, и они уходят в надежную крепость традиций.
К концу правления короля Фейсала в начальных школах было примерно 400 тыс. мальчиков и чуть больше 200 тыс. девочек. В школах второй ступени было примерно 700 тыс. мальчиков и 34 тыс. девочек, в средних школах - 20 тыс. мальчиков и 7,5 тыс. девочек. В учительских институтах насчитывалось около 10 тыс. юношей и примерно 5 тыс. девушек. На курсах ликбеза для взрослых занималось 55,5 тыс. мужчин и 28,2 тыс. женщин. В 1976 г., только через 16 лет после внедрения образования для девочек и через год после убийства короля Фейсала, уже половина девочек в возрасте от 6 до 12 лет посещали школы, и к началу XXI в. образование охватило абсолютное большинство детей и подростков, хотя оно и не стало всеобщим.
К моменту убийства короля Фейсала (март 1975 г.) университетское образование для девушек было еще в зародыше, хотя создавались отделения для студенток в университетах в Эр-Рияде, в университете короля Абдель Азиза в Джидде и в университете короля Фейсала в Даммаме. Преподавание вели мужчины, общаясь со студентками с помощью телевидения, или редкие преподаватели-женщины. Феноменально быстрое развитие образования привело к тому, что уже к концу XX в. больше половины вузовских студентов составляли девушки.
С самого начала Иффат понимала, что королевство должно использовать потенциал своих более развитых арабских соседей, чтобы обеспечить первые шаги по внедрению современной системы образования. В "Дар аль-ханан" были приглашены египтянки, палестинки, сирийки. По инициативе Иффат в "Куллият аль-банат" в Эр-Рияде стали готовить своих учительниц, обеспечивая студенток стипендией. Сначала учебные программы копировались с египетских, а затем стали разрабатываться свои собственные.
После смерти короля Фейсала Иффат сделала пожертвование в виде земельного участка, чтобы создать Институт менеджмента и администрации для женщин. Это была как бы "надстройка" над "Дар аль-ханан" для подготовки квалифицированных администраторов-менеджеров, которые могли бы руководить школами, колледжами, институтами, клиниками, больницами в интересах саудовских женщин. При этом институте были созданы специальные курсы для жен саудовских дипломатов, где их обучали иностранным языкам и знакомили с историей стран, куда направлялись на работу их мужья. Одновременно открылись курсы истории Саудовской Аравии и арабского языка для женщин-иностранок, живущих в Джидде.
Иффат избегала любого внимания СМИ к своей персоне. Она почти никогда не давала интервью. О ее деятельности не был создан ни один документальный фильм, в прессе не было ее фотографий, о ней не сообщала официальная хроника. Это не означало, что у нее не было амбиций. Но она сознательно оставалась в тени мужа, потому что это соответствовало аравийским традициям. В Аравии считалось неразумным делать слишком много шума по поводу достижений какой-либо женщины, даже если ее называли королевой. Реклама могла повредить ее миссии, вызвать нежелательную реакцию, а дело для нее было превыше всего.
Дети Фейсала восприняли от родителей преданность делу образования. Принцесса Сара аль-Фейсал, старшая дочь Иффат, основала школу исламского воспитания в Эр-Рияде, которая включала в себя частную школу для девочек и ясли для детей работающих матерей. Такая же частная школа для мальчиков "Аль-Фейсалия" была основана одним из его сыновей.
Образование было главной заботой Иффат. Но она также активно участвовала в спонсировании других видов деятельности женщин. При ее поддержке в 1962 г. появилось благотворительное исламское общество "Ан-Нахда" ("Возрождение") в Эр-Рияде. Женщины могли встречаться в помещении общества, обсуждать общие дела. Иффат стала его почетным председателем, а принцесса Сара, ее дочь, главным организатором. В создании общества приняли участие сестра Сары Латыфа, а также жены крупных предпринимателей.
Благодаря собственности, переданной Фейсалом, особенно недвижимости, Иффат стала одной из самых богатых женщин страны и, может быть, планеты. Своим богатством она распоряжалась с благородными целями.
Общество "Ан-Нахда" сначала занялось ликвидацией неграмотности среди женщин. Его члены затем расширили свою деятельность - стали заботиться о сиротах, читать лекции для женщин по широкому кругу социальных, культурных и литературных сюжетов, организовали изучение английского и французского языков, курсы машинописи и некоторых ремесел. Общество "Ан-Нахда" было зарегистрировано в Министерстве труда и социальных дел и начало осуществлять почти официальные функции. Для женщин демонстрировались учебные фильмы - как заботиться о детях, соблюдать правила гигиены, получать элементарные медицинские навыки. Общество охватывало отнюдь не только привилегированные слои населения, но и многих неимущих. Ему хронически не хватало средств, и вклады делали сама Иффат и ее дочери Сара и Латыфа.
стр. 71
Следом за этим в июне 1963 г. Иффат открыла женское благотворительное общество в Джидде. Затем женские организации появились и в Восточной провинции.
Появление женских организаций в Саудовской Аравии означало определенную трансформацию самооценки самих женщин. Они начали считать себя не только членами семьи, ориентированными исключительно на семейные ценности, но и членами общества, которые в состоянии вносить вклад в его развитие. Иффат говорила, что разрушение саудовских традиций никогда не было ее целью. Она рассматривала образование для женщин, создание женских организаций как вклад в жизненные силы социального организма страны, укрепления семьи как микрокосмоса социального организма и укрепления нации как его макрокосмоса. С ее точки зрения, необразованная женщина была слабым звеном в цепи связей, которые объединяют и семью, и нацию. Необразованная женщина не могла давать нужного воспитания детям и оказывалась изолированной от процесса быстрого развития, который происходил в Саудовской Аравии.
Автор статьи отнюдь не одинок в оценке ситуации положения в Саудовской Аравии как уникального феномена. Хочу процитировать слова американской исследовательницы Кэтрин Парссайнен: "Подход короля Фейсала к развитию страны был основан на принципе избирательности. Он хотел привнести в страну профессиональные и технические знания для более эффективного функционирования государства без подрыва его уникальной культурной идентичности. Неограниченное и неконтролируемое внедрение чужих обычаев и нравов, социальных и культурных ценностей было бы враждебным вторжением в Дар аль-ислам (землю ислама. - А. В.) и проявлением культурного империализма. Однако перемены необходимы для выживания любых систем. И король Фейсал был предан концепции осуществления тщательно выверенных перемен, которые обогатят социальную ткань Саудовской Аравии без разрушения ее уникальности и ее идентичности... Проекты, которые получили поддержку и спонсорство Иффат и короля Фейсала, были тщательно отобраны в соответствии с желательным направлением и темпом перемен. Задачи образования и просвещения, которые они перед собой ставили, состояли в том, чтобы производить перемены, но со скоростью, которая могла быть принята населением без излишнего напряжения"16.
Конечно, избирательность сама по себе трудна. Процесс развития имеет свою собственную динамику, и, однажды начатый, он производит некоторые необратимые и неизбежные последствия. Поэтому, какие традиции выживут в условиях быстрого развития, еще не совсем ясно.
"Какую роль играла Иффат в политике Фейсала? Была ли она только выразителем его интересов и выполняла как бы церемониальную роль?" - задает вопрос К. Парссайнен и сама на него отвечает: "Это утверждение совершенно не соответствует действительности. Тем более, что Иффат продолжала свою деятельность и после убийства короля. Она - уникальная женщина, которая заняла уникальное место. Женщина, которую окутывает определенная мистика... Также несправедливо утверждение, что она все делала по своей инициативе, а короля Фейсала это не интересовало. Все факты доказывают, что это было сотрудничество, консультация, доверие и взаимное влияние двух выдающихся личностей, у которых была необычайная степень взаимодополняемости и совместимости и общие убеждения..."17.
* * *
... Много воды утекло в Ниле и Евфрате, много барханов переместили ветры в пустыне Руб-эль-Хали после убийства короля Фейсала в 1975 г. Но как проблемы, с которыми столкнулись Фейсал и Иффат, так и пути их решения остаются прежними или похожими. В университетах девушек по-прежнему не допускают к изучению инженерии, права, фармацевтики, геологии, включая нефтедобычу, политических наук. Расходы на образование женщин впятеро ниже, чем на образование мужчин. Сторонники женского равноправия требуют разрешить саудовским женщинам водить автомашины, работать вне дома (сейчас таковых лишь около 5%), избирать или быть избранными. В конце концов, в Кувейте, на Бахрейне, в Эмиратах женщины уже получили эти права, но консерваторы в Саудовской Аравии настаивают на сохранении существующего положения.
Какая тенденция возьмет верх, например, в ближайшее десятилетие? Не будем спешить с ответом на этот вопрос. Отметим лишь тот факт, что вектор общественного развития в отношении прав женщин и их места в обществе идет в мусульманском мире - от Алжира и Египта через Турцию, Иран, Пакистан до Индонезии - как раз в направлении консерватизма, отторжения западных ценностей, как левых, социалистических, так и либеральных.
Таковы факты, которые, как известно, упрямы.
1 Интервью И. Тимофеева с принцем Турки аль-Фейсалом. Лондон, 23.05.2003. Эти и последующие интервью были взяты покойным писателем-востоковедом и блестящим арабистом И. Тимофеевым и переданы автору его вдовой Ольгой Тимофеевой.
2 Armstrong H.C. Lord of Arabia Ibn Saud. An Intimate Study of a King. London, 1934, p. 173 - 175.
3 Ibid., p. 174.
4 Сура "Женщины", аят 3.
5 Al-Ruwaishid, Abdulrahman Ibn Sulaiman. The Genealogical Charts of the Royal Saudi Family. Al-Shibil Printing Press, Riyadh. 1421 AH. - 2001 AD, p. 19, 23.
6 См.: Васильев А. Мост через Босфор. М., "Молодая гвардия", 1979, с. 53.
7 Интервью И. Тимофеева с принцем Турки аль-Фейсалом. Лондон 23.05.2003.
8 Интервью И. Тимофеева с принцессой Сарой и принцессой Махой бинт Мухаммед аль-Фейсал. Эр-Рияд, 20.10.2003.
9 Интервью И. Тимофеева с принцем Бандаром аль-Фейсалом. В его имении близ Таифа, 9.10.2003.
10 Интервью И. Тимофеева с принцессой Сарой и принцессой Махой бинт Мухаммед аль-Фейсал. Эр-Рияд, 20.10.2003.
11 Parssinen Catherine. The Changing Role of Women. В сборнике: King Faisal and the Modernization of Saudi Arabia. Edited by Willard A. Beling. Croom Helm, London - Westview Press, Boulder, Colorado, 1980 p. 148.
12 Ibid., p. 149.
13 Ibid., p. 152.
14 Ibid., p. 156.
15 Ibid.
16 Ibid., p. 165 - 166.
17 Ibid., p. 167.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |