Libmonster ID: KZ-487
Автор(ы) публикации: Д. П. Урсу

Одной из слабо освещенных в литературе страниц истории национально- освободительного движения африканских народов является деятельность их политических организаций 20-30-х годов в Париже 1 . Эти организации были одной из школ революционной борьбы, в которой формировались бойцы за национальное и социальное освобождение стран Африки. Впоследствии некоторые из них стали видными политическими лидерами. Определенное значение имело то обстоятельство, что их деятельность протекала в Париже - центре Французской колониальной империи. Перед революционными силами стояла задача соединения пролетарской борьбы в метрополии с освободительным движением подневольных народов Северной и Тропической Африки, Мадагаскара, Индокитая, Сирии и Ливана, Вест-Индии. Взаимные контакты патриотов различных стран, их совместная с французскими коммунистами борьба против империализма и реакции давали им возможность овладевать тактикой революционной борьбы, приобщаться к марксистской теоретической мысли, почувствовать себя составной частью всемирного революционного освободительного движения.

Рассказать о деятельности патриотических организаций африканцев в Париже в период между двумя мировыми войнами - задача данного очерка. Его документальная база основана на неопубликованных материалах двух французских архивов - Отдела заморских стран Национального архива в Париже и Архива заморских стран в Экс-ан-Провансе. В первом отложилась документация бывшего министерства колоний. Здесь в первую очередь интересны материалы по истории антиколониальной борьбы. Второй состоит из документов, вывезенных французскими властями из бывших колоний.

Возникает вопрос: каким образом африканцы очутились во Франции и много ли их было там? После окончания первой мировой войны, когда сюда было переведено из колоний для службы в армии и на трудовую повинность почти 900 тыс. человек, иммиграция в метрополию стала постоянной. Согласно переписи 1926 г., здесь постоянно проживали 2,7 тыс. уроженцев Индокитая, более 2 тыс. африканцев и 665 мальгашей. Учитывая выходцев из других колоний (Северная Африка, Вест- Индия, Сирия и Ливан), а также временных рабочих-иммигрантов, это население было во много раз больше: по данным полиции, в 1931 г. оно достигало 200 тыс. человек 2 .

Участие в боевых действиях на фронтах первой мировой войны, а также во время интервенции в Советскую Россию в 1919 г. (в Одессе, например, были солдаты- сенегальцы и матросы-вьетнамцы), трудовая деятельность плечом к плечу с французскими рабочими после войны, революционная пропаганда - все это привело к политическому пробуждению наиболее сознательной части выходцев из колоний. Среди них возникают в 1920 г. антиколониальные организации: основанная Хо Ши Мином (под псевдонимом Нгуен Ай Куок) группа патриотов Индокитая


1 Эта проблема затрагивалась в работах: Соркин Г. З. Антиимпериалистическая лига (1927-1935). М. 1966; Голден Л. О. Международный профсоюзный комитет негритянских рабочих.- Народы Азии и Африки, 1970, N 5; Ауоdele Langly J. Pan-Africanism and Nationalism in West Africa, 1900-1945. Oxford. 1973; Geiss I. The Pan-African Movement. Lnd. 1974; Френкель М. Ю. Радикальные течения в раннем африканском национализме. В кн.: Идеология революционных демократов Африки. М. 1981; Летнев А. Б. Победа Великого Октября и народы Западной Африки.- Народы Азии и Африки, 1983, N 1.

2 Archives Nationales, Section d'Outre-Mer. Service de liaison aves les driginaires des territoires francais d'Outre-Mer (далее - SLOTFOM), VI, 9; III, 95.

стр. 110


и Французская лига борьбы за гражданские права жителей Мадагаскара. По инициативе Хо Ши Мина эти организации через год объединились в Межколониальный союз, насчитывавший более 200 человек, в основном мальгашей; позже к нему присоединились уроженцы других колоний. На собраниях союза регулярно выступали видные французские коммунисты - М. Кашен, П. Вайян-Кутюрье 3 .

Общее руководство деятельностью выходцев из колоний на территории Франции осуществлял Комитет по изучению колониального вопроса при ЦК ФКП, в котором сотрудничали Хо Ши Мин, выходец из Гваделупы М. Блонкур и мальгаш Стефани. Некоторое время вместе с ними работал Ж. Ралаимунгу - один из самых деятельных борцов за свободу Мадагаскара, основавший на острове первую марксистскую группу 4 . Горячий отклик среди уроженцев колоний встретил призыв французских коммунистов к совместной борьбе против общих врагов, содержавшийся в листовке "К нашим колониальным братьям! " (1922 г.). "Мы вместе с вами,- говорилось в листовке,- в борьбе против жадности колонизаторов, жестокости администрации, которая имеет поддержку в лице местных старейшин. В тот день, когда произойдет великий переворот, который мы готовим, вы станете свободными, тогда кончатся ваши нищета и унижения. Тогда вы сможете сами управлять собой и распоряжаться продуктами вашего труда. Тогда наши отношения станут отношениями солидарности и союза." 5

Подобные мысли содержатся и в манифесте Межколониального союза, опубликованном в "Journal du peuple" и посвященном международному дню борьбы против империализма. В нем отмечалось, что 1 августа 1914 г. началась мировая империалистическая война, в которую были втянуты помимо своей воли и народы колониальных стран. Французская буржуазия лживыми обещаниями призывала к защите родины, на самом же деле ей нужно было пушечное мясо. Теперь, говорилось в Манифесте, народы колоний по-прежнему подвергаются нещадной эксплуатации. Необходимо объединиться и вместе с французским пролетариатом решительно выступить на борьбу против колониального угнетения и империализма 6 .

К декабрю 1924 г. в состав Межколониального союза входили 100 уроженцев Антильских островов (Мартиника и Гваделупа), 20 вьетнамцев, 30 арабов, 5 выходцев из колоний Западной Африки, а также французы, всего около 250 человек. На собрании союза в декабре 1924 г. выступил Ж. Готон-Луньон, уроженец Гваделупы, высказавшийся с симпатией о большевизме, который успешно распространяется во всем мире. Оратор выразил твердую уверенность в том, что освободительная революция, преодолев пески пустынь, отделяющие Азию и Африку от Советской России, охватит все страны Востока 7 .

И действительно, во французских колониях усилилось освободительное движение. Об этом свидетельствовали, в частности, панические телеграммы министра колоний, утверждавшие, что в Джидде находится центр большевистской пропаганды, которой якобы охвачены все мусульмане, особенно в арабских странах 8 . Министерство колоний составляло месячные "Справки о революционной пропаганде в заморских колониях" с грифом "сверхсекретно", регулярно рассылая их генерал-губернаторам. В свою очередь, в годовых отчетах губернаторов появился специальный раздел "Большевистская пропаганда", под которую подводились все формы антиколониального протеста, например, события в Дагомее в 1923 г., связанные с именем Л. Унканрэна 9 . Озабоченность полицейских властей имела основания: агитационные материалы различных освободительных организаций, несмотря на все препоны, проникали в колонии и будили там общественное сознание. Межколониальный союз в феврале 1922 г. выступил с обращением об издании газеты


3 Ibid., XIII, 1.

4 Archives du Gouvernement General de Madagascar (далее - AGGM), 6(2), D- 32; SLOTFOM, III, 56.

s SLOTFOM, III, 84.

6 Ibid., 56.

7 Ibid., 24.

8 Archives du Gouvernement General de ГАЕР (далее - AGGAEF), 3B-606; Archives du Senegal, 2G 23-18; 2G 23-19; 2G 24-24, etc.

9 Archives Nationales, Section d'Outre-Mer (далее - ANSOM. Aff. Polit., 574,7; Archives du Senegal, 2G 23-25. См. также: Вопросы истории, 1981, N 3, С; 108-109.

стр. 111


"Le Paria", в котором говорилось: "Дорогие товарищи, друзья в метрополия и товарищи в колониях! В интересах справедливости и прогресса нужно преодолеть расстояние, которое нас отделяет. "Le Paria" явится первой газетой, которая готова выполнить эту задачу... Вступайте в наше кооперативное общество (по изданию газеты.- Д. У.), подписывайтесь на нашу газету" 10 .

Первый номер "Le Paria" вышел в Париже 1 апреля 1922 г. и носил подзаголовок "Трибуна колониальных народов". Знакомство с номерами газеты дает возможность проследить ее идейную эволюцию - от расплывчатых либерально- националистических требований к четкой антиколониальной, интернационалистской программе. Так, в редакционной статье N 1 утверждалось, что "Le Paria" "не требует ничего иного, кроме справедливости". Передовая следующего номера озаглавлена "Политические права для жителей колоний"; в ней автор не идет дальше требования избирательных прав на выборах в местные колониальные органы власти. В N 5 опубликовано открытое письмо Хо Ши Мина министру колоний, которое поражает своим решительным тоном, резкой критикой колониальных порядков, четкой программой национального и социального освобождения угнетенных народов 11 . С этого времени и вплоть до ее закрытия весной 1926 г. газета ведет последовательную борьбу против колониального угнетения, за интернациональное единство трудящихся всех рас и национальностей. С декабря 1923 г. она носит подзаголовок "Трибуна колониального пролетариата"; в этом проявилось, несомненно, понимание того факта, что классовое единство должно быть превыше расового или национального. До июня 1923 г. фактическим редактором газеты был Хо Ши Мин, воспитавший ряд талантливых публицистов - выходцев из колониальных стран, которые в дальнейшем вели начатое им дело.

Одновременно с деятельностью Межколониального союза пыталась привлечь на свою сторону иммигрантов из стран Тропической Африки либерально-буржуазная организация под названием Всеобщая лига защиты негритянской расы. Руководил ею К. Т. Уэну, известный под псевдонимом Марк Кенум, племянник последнего короля Дагомеи Беханзина. Его ближайшим помощником был уроженец Мартиники Р. Маран, бывший колониальный чиновник, автор нашумевшего романа "Батуала", получившего в 1921 г. Гонкуровскую премию. Лига руководствовалась националистическими идеями. В ее уставе зафиксированы умеренные буржуазные требования, а в газете "Les Continents" воздавалась непомерная хвала американским гарвеистам и их главе. В конце 1924 г. эта организация, представлявшая националистическое крыло колониальной иммиграции в Париже, распалась.

Полицейские органы, не видя большой разницы между "Le Paria" и "Les Continents", представлявшими две различные тенденции национально- освободительного движения, с тревогой доносили об их деятельности. Об этом свидетельствует распоряжение генерал-губернатора Мадагаскара начальникам округов: срочно дать самые строгие указания почтовым и таможенным властям о немедленной конфискации этих газет, прибывающих в больших количествах из Парижа. Привлекает внимание следующее заключение: "Социалистическая пропаганда растет во всех французских колониях. Мадагаскар избран центром распространения коммунистических идей в странах Индийского океана. Более чем когда-либо прежде необходим строгий полицейский надзор за всеми подрывными элементами" 12 .

Полицейские репрессии не только препятствовали распространению "Le Paria" в колониях, но преследовали ее и в самой Франции. Так, N 34 был конфискован, а ответственный редактор отдан под суд; тяжелое финансовое положение привело в конце концов к закрытию газеты; последний, N 38, вышел в апреле 1926 года. Видимо, к этому времени прекратил свою деятельность и Межколониальный союз, хотя, по архивным источникам, его последнее заседание состоялось в мае 1926 года 13 . Возможно, это было заседание Колониальной комиссии ФКП, т. е. проходило оно в здании ЦК ФКП.


10 SLOTFOM, V, 36.

11 Le Paria, 1.VI1I.1922.

12 AGGM, 6(2), D-32.

13 SLOTFOM, III, 95.

стр. 112


Воспитанные в Межколониальном союзе на принципах интернационализма, африканцы основали в марте 1926 г. новую антиколониальную организацию - Комитет защиты негритянской расы (КЗНР). К концу года он насчитывал около 150 членов. Его устав был опубликован в. виде брошюры и рассылался выходцам из колоний, главным образом африканских и вест-индских, проживавшим во Франции, На общем собрании в июле 1926 г. было принято решение об открытии местных отделений комитета в Марселе, Бордо и Лионе и об издании в Париже газеты "La Voix des Negres". В одном из полицейских отчетов говорится, что подлинная цель КЗНР - "освобождение колоний, в крайнем случае путем восстания" 14 . Газета французских коммунистов полностью солидаризировалась с программой КЗНР и поддержала его деятельность 15 .

Основателем и руководителем новой организации африканцев являлся Ламин Сенгор. Он родился в Дакаре, воевал в рядах французской армии в годы первой мировой войны, был отравлен газами и награжден за храбрость военным крестом. Получив пенсию, уехал на родину, но в 1922 г. вернулся в Париж, стал работать на почте и посещать вечерние занятия в Сорбонне, принимал активное участие в работе Межколониального союза и в издании "Le Paria". В мае 1925 г. Сенгор был выдвинут кандидатом Блока рабочих и крестьян на муниципальных выборах в 13-м округе Парижа 16 . В специальном отделе министерства колоний на него была составлена такая характеристика: "Сенгор - член унитарного профсоюза почтовиков, член Колониальной комиссии Компартии Франции и ее представитель в Комитете действия против войны в Марокко. Распространяет экстремистские взгляды. Часто выступает на собраниях своей партии и публикует резкие статьи в газетах "L'Humanite" и "Le Paria", где занимает должность администратора" 17 .

Сенгор вел организаторскую работу среди выходцев из колоний, трудившихся на парижских предприятиях, на кораблях и в портах Тулона, Марселя, Нанта, Бордо. Имеется следующее донесение из Марселя: "Во время своего пребывания здесь Сенгор привлек на свою сторону большое число негров. Он развернул чрезвычайную активность, проявляя исключительную энергию и работоспособность. Целыми днями он переходил с корабля на корабль, с предприятия на предприятие, где был хотя бы один негр. Он получил такую известность, что многие его рассматривают как своего будущего освободителя" 18 . Сенгор действительно пользовался среди своих собратьев огромным авторитетом, а власть имущие неоднократно его арестовывали.

В руководство КЗНР входили также Т. Г. Куяте и два уроженца Гваделупы - Ф. Манлиус и Готон-Луньон; правда, руководство вскоре сменилось: председателем стал Н. Массе, а его заместителем - Блонкур, адвокат кассационного суда Парижа. Несмотря на эти перемены, душой организации по-прежнему оставался Сенгор, а его ближайшим помощником - Куяте. Куяте родился в г. Сегу (ныне Республика Мали), учился вначале в Дакаре, а затем в педагогическом училище в Экс-ан-Про- вансе. Здесь в 1923-1924 гг. имели место волнения студентов-африканцев, у которых была найдена революционная литература. Нескольких студентов изгнали из училища, среди них был Куяте, которого обвинили в коммунистической пропаганде. Переехав в Париж, он вступил в ФКП, занимался распространением революционных взглядов среди выходцев из колоний 19 .

В первом номере "La Voix des Negres" была помещена статья Сенгора "За что выступает наш Комитет". Среди основных задач он называет беспощадную борьбу против колониализма и империалистов всех мастей, тесное сотрудничество с организациями, борющимися за освобождение угнетенных народов. КЗНР обязан противодействовать усилению репрессивного аппарата в колониях и добиваться его ликвидации, выступать против любых проявлений расизма 20 . В своих действи-


14 Ibid., XIII, 1.

15 L'Humanite, 25.IX.1926.

16 La Paria, avril - mai 1925.

17 SLOTFOM, XIII, 1.

18 Ibid., Ill, 24.

19 Ibid., 92; XIII, 1.

20 La Voix des Negres, Janvier 1927.

стр. 113


ях Сенгор и его ближайшие соратники руководствовались идеей интернационального единства; по их мнению, расовая, национальная солидарность должна была отступить на второй план. Однако в КЗНР оформилось и правое, националистическое крыло, которое привело к расколу организации в мае 1927 года. Левые во главе с Сенгором ушли из комитета, основали Лигу защиты негритянской расы и стали издавать газету "Race Negre". Прежняя организация пришла в упадок, но ее газета "La depeche africaine" во главе с М. Сатино просуществовала до января 1938 года 21 .

Руководимые Сенгором негритянские организации проводили большую агитационную и организаторскую работу среди живущих во Франции иммигрантов из колоний. Они активно включились в массовое движение против колониальной войны в Марокко. В Париже, Марселе, других городах проводились митинги протеста, многотысячные демонстрации. На одном из интернациональных митингов, проведенном в ноябре 1925 г., присутствовали многие тысячи французских и колониальных рабочих. На митинг "пришли 300 арабов во главе с Али и Хаджали, дюжина негров во главе с Сенгором" 22 . Выступили на нем генеральный секретарь ФКП П. Семар, другие руководители партии - М. Еашен, Г. Монмуссо. Примерно в то же время в Марселе был открыт коммунистический колониальный центр.

Деятельность КЗНР, а затем лиги распространялась и на колонии. В полицейских архивах имеются многочисленные документы о распространении прогрессивных газет, прокламаций и другой литературы в различных африканских странах. В Дагомее сторонники Сенгора Г. Варанко и Д. Лима "перешли границы национализма, чтобы присоединиться к коммунизму", представителем КЗНР в Уиде был И. Соуза. В одном из документов отмечается, что 400 экз. газеты отправлены в Конакри, Порто-Ново и Уйду, в другом - генерал-губернатор Западной Африки сообщает министру колоний 30 августа 1927 г. об аресте в Дакаре вернувшегося из Франции моряка К. Самба с грузом литературы. В Гавре он был активным членом КЗНР, теперь заболел и решил возвратиться на родину. "Есть подозрения,- писал генерал-губернатор,- что именно он раздал чернорабочим в порту листовки с эмблемой серпа и молота, брошюру Сенгора "Поруганная страна"- яркий антиколониальный памфлет. Тем же кораблем в Дакар прибыло 3 пакета с газетой "Race Negre" 23 . Неудивительно, что в годовых отчетах генерал-губернатор бил тревогу по поводу распространения в Сенегале и других колониях революционных идей 24 . И в самом деле, идеи национального и социального освобождения распространяли лучшие представители африканских народов. Ячейки революционных организаций, созданных в Париже, нелегально действовали в Бамако, Браззавиле, на Мадагаскаре 25 .

Значительное место в деятельности прогрессивных африканцев в Париже занимало распространение правды о Советской России, ее внутренней и внешней политике, знакомство с идеями Великой Октябрьской социалистической революции, с идеями Ленина, В январе 1924 г. газета "Le Paria" опубликовала статью о той безмерной потере, которую понесли и эксплуатируемые массы колониальных народов. Ленин, говорилось в ней, учил рабочих всего мира совместным революционным действиям. Пролетариат азиатских и африканских стран всегда будет испытывать к нему огромное доверие и любовь 26 . Конкретным выражением этих чувств африканцев было единодушное избрание В. И. Ленина почетным председателем КЗНР. От имени организации в Москву была послана такая телеграмма:


21 SLOTFOM, V, 2.

22 Ibid., 111, 95. Под псевдонимом Али проводил революционную работу ветеран алжирского коммунистического движения М. Мааруф, секретарь колониальной комиссии унитарных профсоюзов, входивший также в колониальную комиссию ФКП. Другим из упомянутых является Хадж Али Абд аль-Кадир, один из виднейших руководителей коммунистического движения в арабских колониях Франции, с 1925 г. член ЦК ФКП, позже - член ЦК Алжирской компартии (Ланда Р. Г. Подъем антиколониального движения в Алжире в 1918- 1931 гг. М. 1977, с. 72, 109-111, 265; его же. Кризис колониального режима в Алжире, 1931-1935. М. 1980, с. 81).

23 SLOTFOM, V, 3.

24 Archives du Senegal, 2G 25-8.

25 SLOTFOM, III, 78, 95; AGGM, 6(2), D-33.

26 Le Paria, Janvier 1924.

стр. 114


"Расширенному заседанию Исполкома Коммунистического Интернационала. Москва. Сообщаем об избрании Ленина постоянным почетным председателем нашего комитета. Братски приветствуем открытие заседания, рассматривающего международное положение. Обращаем ваше внимание на положение трудящихся негров. Высказываем пожелайте о совместной работе, чтобы достичь подлинного всеобщего братства" 27 . Негритянские организации вместе с другими революционными группами иммигрантов из колоний, французскими коммунистами принимали участие в траурных мероприятиях, отмечавших годовщину смерти вождя мирового пролетариата 28 .

КЗНР вошел в состав основанной А. Барбюсом в январе 1927 г. Лига борьбы против колониального угнетения: и империализма. Среди ее руководителей были Сенгор и Бен Мустафа Шадли из Туниса, президент прогрессивной организации "Североафриканская звезда", а почетным председателем - крупнейший ученый, член ФКП П. Ланжевен. Лига проводила многочисленные митинги против эксплуатации империализмом колониальных народов Африки и Азии, в защиту освободительных движений трудящихся Китая, Сирии, Египта, Вьетнама, Северной Африки, Конго. В феврале того же года в Брюсселе была основана Антиимпериалистическая лига. На ее конгрессе с яркими речами выступили Сенгор и Блонкугр. Последний высказал твердую уверенность в конечной победе угнетенных народов. "Мы будем использовать все средства для того, чтобы добиться полной независимости" 29 ,- сказал он. Спустя пять лет в работе антивоенного конгресса в Амстердаме принимали участие члены лиги негры И. Альфа и Мерлэн, рассказавшие по возвращении своим товарищам о необходимости усиления борьбы за мир, против угрозы новой империалистической войны 30 .

Позже французская секция Антиимпериалистической лиги стала издавать специальную газету для жителей колоний "Journal des Peuples Opprimes". "Среди наиболее значительных явлении нашего времени,- подчеркивалось в ней 20 ноября 1933 г.,- обострение колониального вопроса. Это обусловлено тем, что колонии покрывают большую часть нашей планеты". Газета призывала бороться прежде всего против "своего" - французского колониализма, приведя слова К. Маркса о том, что не может быть свободным народ, угнетающий другие народы.

В разгар революционной деятельности африканских патриотов в Париже их постиг тяжелый удар: в ноябре 1927 г. скончался Сенгор. "В лице Ламина Сенгора,- отмечала "L'Humanite",- ушел из жизни один из лучших борцов за освобождение колониальных народов, угнетенных капитализмом... Пример этого мужественного борца никогда не забудется. Пролетарии добьются осуществления тех благородных идей, которые он защищал с такой силой" 31 . В наши дни независимые народы Африки имеют все основания причислить Сенгора к ряду выдающихся деятелей, отдавших свою жизнь за их национальное и социальное освобождение.

После смерти Сенгора руководителем лиги стал Куяте, который обратил особое внимание на унитарные профсоюзы. Развернулась деятельность по организации африканцев, работавших во Франции, особенно в портовых городах,- моряков и докеров. Предпринимались попытки наладить связи с пролетариатом в колониях. У одного железнодорожника в Сен-Луи (Сенегал) была изъята изданная в Париже листовка с призывом организовать профсоюз и вступить в Профинтерн. В ней говорилось: "Профинтерн помогает китайцам, индийцам, египтянам, сирийцам и рабочим Северной Африки, равно как и защищает рабочих Европы и Америки. Он насчитывает более 15 млн. членов. Присоединись к ним! Стань их союзником в борьбе, и тогда твоя свобода приблизится... Возьми в качестве примера то, что сделали русские Советы во время Октябрьской революции 1917 г., которая привела к освобождению твоих восточных братьев. Сейчас они сами управляют собой, и у них не найдешь колонизаторов, этой банды грабителей" 32 . К 1930 г. наблю-


27 SLOTFOM, Х1П, 1.

28 Ibid., III, 113.

29 Ibid., .56.

30 Ibid., 53.

31 L'Humanite, 2.XII.1927.

32 SLOTFOM, V, 11.

стр. 115


дался рост рядов организации среди иммигрантов: в том году было принято 136 новых членов в Марселе, 25- в Бордо и 20 - в Берлине, куда на заседание руководства лиги ездил Куяте 33 .

На V конгрессе Профинтерна (август 1930 г.) в содокладе Дж. Форда от имени Международного профсоюзного комитета негритянских рабочих было сказано: "Во Франции мы имеем некоторые достижения в результате пропаганды, проводимой там под руководством нашего негритянского товарища Куяте, который положил много сил на организацию живущих во Франции негритянских рабочих" 34 . Случилось так, что Куяте не мог услышать этих слов: делегированный на конгресс, он прибыл в Москву десять дней спустя после его начала. Позже, вернувшись в Париж, он подробно рассказал о своей поездке в Советскую Россию: о теплом приеме в Москве, Ленинграде и Сталинграде, о "большом уважении и любви Советов к неграм". А вывод его был краток: "СССР - страна мечты и рай для рабочих" 35 .

Однако к концу 1930 г. в лиге назревает раскол: на этот раз носителем националистических тенденций оказался председатель организации Э. Фор, мулат из Сенегала, инженер-механик по специальности. Он, высказываясь против принципа интернационализма, выступал и против сотрудничества с белыми, с вьетнамскими патриотами, требовал, чтобы лига перестала сотрудничать с компартией, с Интернационалом, вышла из Антиимпериалистической лиги 36 . Интернационалистское крыло лиги представляли Куяте, С. Россо, Коссуль, Сажонс. Последний, например, говорил на одном из заседаний: "Зачем скрывать правду? Мы почти все знаем, что здесь есть умеренные, которые добиваются раскола лиги или ее полного исчезновения. У лиги есть ясная программа борьбы за независимость негритянских стран и против империализма. Я признаю, что Россо, Куяте и я являемся коммунистами" 37 .

В январе 1931 г. произошел окончательный разрыв. Члены лиги изгнали Фора и его сообщников; было избрано новое руководство. Коссуль стал президентом, Куяте - генеральным секретарем лиги. Вскоре после обращения Фора в суд полиция произвела обыски в штаб-квартире организации и в квартирах Куяте, Россо и Коссуля. Был изъят список членов лиги, в котором, кроме проживавших во Франции иммигрантов, числились имена африканцев из Камеруна, Сенегала, Берега Слоновой Кости, Судана, Мадагаскара. При выходе из здания редакции "L'Humanite" был арестован казначей лиги Россо, в августе полиция задержала Куяте. ФКП направила властям официальный протест, а в Марселе состоялась демонстрация, на которой в защиту африканцев выступили представители различных прогрессивных организаций 38 .

Несмотря на репрессии, лига продолжала работу по организации и пропаганде среди выходцев из колониальных стран, причем не только африканцев. В Марселе в 1931 г. был зарегистрирован 151 новый член (кроме африканцев - арабы, индокитайцы и сомалийцы). В Гавре в организацию вступили 42 негра и 70 рабочих других национальностей, в Руане соответственно - 15 и 52. Для них организовывались марксистские курсы и группы по ликвидации неграмотности. Усилилась антивоенная пропаганда: были подготовлены тысячи прокламаций для распространения среди солдат-африканцев в Бордо, Сен-Рафаэле, Тулоне 39 . Но особое внимание уделялось профсоюзным делам - лига состояла коллективным членом Международного профсоюзного комитета негритянских рабочих Профинтерна, получала от него политические инструкции и материальную помощь. Тесное деловое сотрудничество установилось с руководством революционных унитарных профсоюзов Франции. В конце 1931 г., например, оно предложило лиге представить перечень требований рабочих-иммигрантов к своему съезду. В подготовленном до-


33 Ibid., III, 24.

34 Пятый конгресс Профинтерна. Стеногр. отч. М. 1930, с. 109.

35 SLOTFOM, III, 24.

36 Ibid., II, 3; III, 53.

37 Ibid., III, 24.

38 Ibid., 58.

39 Ibid., II, 3.

стр. 116


кументе говорилось, что члены Лиги защиты негритянской расы согласны с программой Унитарной конфедерации труда, потому что интересы белых и черных рабочих одинаковы. Вместе с тем рабочие-негры имеют особые пожелания: в метрополии они борются за равную плату, за социальные и политические права, а в колониях - тоже за равную плату и 8-часовой рабочий день 40 .

В августе 1931 г. стала выходить новая газета для африканцев "Cri des Negres"; издавать ее помогла Антиимпериалистическая лига, в здании которой и размещалась редакция 41 . Знаменательно, что газета носила подзаголовок "Орган трудящихся негров". В ее первом номере были опубликованы две редакционные статьи: в одной объяснялись причины появления новой газеты после того, как ренегат Фор с помощью полиции захватил прежний орган лиги. "Рабочие- негры должны освободиться от чувства расовой ненависти,- отмечалось в другой,- и преобразовать его в классовую ненависть. Белые рабочие - их братья, а черные буржуа, слуги белых капиталистов,- их враги". Газета поместила материалы о социалистическом строительстве в СССР, а также статью в защиту восьми приговоренных к смерти негров в американском городе Скоттсборо; в посольство США в Париже был направлен протест от имени Лиги защиты негритянской расы 42 .

Разъяснительная работа развернулась среди иммигрантов во время проведения в Париже колониальной выставки в мае 1931 года. Различные революционные организации - ФКП, Антиимпериалистическая лига, Лига защиты негритянской расы - разоблачали лживую пропаганду устроителей выставки, пытавшихся показать "благодеяния" французского колониализма, проводили митинги и манифестации протеста. В сентябре была устроена контрвыставка "Правда о колониализме". В одной из стычек с полицией Куяте был арестован и приговорен к 45 суткам заключения. Газета лиги писала: "Наши черные товарищи вышли на демонстрацию, протестуя против режима, который их угнетает, против приближающейся войны. За мир, который можно достичь с помощью массовых революционных действий, в защиту СССР и в поддержку всех требований рабочего класса" 43 .

Существование двух негритянских организаций под одинаковым названием, их взаимная борьба затрудняли деятельность революционеров-интернационалистов. Поэтому стал обсуждаться вопрос о создании новой организации, построенной по классовому принципу. Куяте вначале предлагал создать ее в форме землячества африканцев, чтобы избежать полицейских репрессий, и назвать его Лигой защиты трудящихся негров. Ветеран освободительного движения мальгаш Т. Раманандзату заметил, что более выразительным названием новой организации будет Союз трудящихся негров (СТН). Это предложение было принято, и в начале сентября 1932 г. состоялось учредительное заседание союза. По предложению Куяте, руководящее бюро было избрано в следующем составе: председатель - Раманандзату, его заместитель - Куяте, члены бюро - Россо, Альфа, Коссуль. Среди активистов СТН архивные источники называют мальгаша М. Рацимбазафи, бывшего в 1921-1922 гг. одним из организаторов вместе с Ралаимунгу, Стефани и Блонкуром Лиги за предоставление мальгашам французского гражданства; в начале 30-х годов он был членом руководимого коммунистами комитета безработных 20-го округа Парижа 44 .

К концу 1932 г. отделения СТН были организованы среди моряков в Марселе, Гавре, Руане и Дюнкерке. Есть сведения о существовании местных секций в различных колониях, в частности в Того 45 . Налаживались связи с международными профсоюзными организациями: еще летом Куяте ездил в Гамбург на Всемирный конгресс негритянских рабочих и моряков, затем побывал в Берлине и Амстердаме. В Германии он установил дружеские отношения с одним из руководителей Компартии Германий! Э. Андре, которому посвятил взволнованный некролог


40 AGGM, 6(2), D-33.

41 SLOTFOM, V, 23.

42 Cri des Negres, aout 1931.

43 Ibid., septembre 1931.

44 SLOTFOM, III, 53.

45 Ibid., 136.

стр. 117


после его казни фашистами 46 . В декабре 1932 г. в Париже состоялось собрание парижского отделения СТН. На собрании Куяте заявил: "Молодое поколение негров требует полного освобождения". Как пример для следования он назвал путь Советской России, где после многих веков угнетения народ стал на путь пролетарской революции 47 .

Осенью следующего года в руководстве СТН возник конфликт между Куяте и другими членами бюро. Еще раньше товарищи отмечали некоторые личные недостатки Еуяте - высокомерие, отсутствие надлежащей щепетильности в финансовых делах. Источники отмечают его неоднократные нападки на линию ЦК ФКП. 31 октября 1933 г. "L'Humanite" напечатала сообщение ЦК об исключении Куяте из рядов ФКП. В свою очередь, орган СТН извещал: "Союз трудящихся негров сообщает, что общее собрание 4 ноября единогласно, при одном голосе против, исключило Куяте, бывшего генеральным секретарем, из своих членов" 48 . На том же собрании было избрано новое руководство СТН: председателем остался Раманандзату, а его помощниками стали Коссуль и Ж. Эбеле. Коссуль родился в Абомее, по профессии фельдшер, в Париже жил с 1916 г., в компартию вступил в 1932 г., активный член унитарных профсоюзов. Анкетные данные Эбеле таковы: родился в Дуале (Камерун), по профессии конторский служащий, беспартийный. Среди других активных членов СТН выделялся Тризо - выходец с Антильских о-вов, член ФКП, Антиимпериалистической лиги и ассоциации "Друзья СССР" 49 .

В 1934 г. в центр внимания СТН становится антифашистская деятельность. Члены союза видели главную задачу всех прогрессивных сил Франции и колоний в борьбе против фашизма, который несет народам самое ужасное расовое угнетение 50 . В редакционной статье "Антифашистские действия" орган СТН писал, что имеется угроза фашистского переворота в самой Франции, поэтому негры вместе с другими рабочими-иммигрантами должны активно участвовать в организованных коммунистами, другими французскими патриотами антифашистских мероприятиях. Статья заканчивалась следующими словами: "Негры не должны терять интереса к антифашистской борьбе, и их место рядом с белыми рабочими в борьбе за хлеб, против нищеты и войны" 51 . В нескольких номерах газеты французского отделения Антиимпериалистической лиги печаталась статья "Колониализм и фашизм", изданная вскоре отдельной брошюрой. Она распространялась как среди рабочих-иммигрантов, так и трудящихся колоний. Основные мысли этой брошюры сводились к следующему: связь между колониализмом и фашизмом и необходимость создания и укрепления единого антифашистского фронта 52 . Постоянно печатала антифашистские материалы и другая популярная среди иммигрантов газета - "La Defense", орган французской секции МОПР 53 .

Солидарность с эфиопским народом, подвергшимся агрессии итальянского фашизма, стала одним из главных факторов пробуждения национального самосознания африканцев. "Эфиопия для африканцев,- пишет современный нигерийский историк,- более чем страна; это - идеал и символ свершений африканцев в мире, где Африка изображалась как страна, не имеющая своих истории, традиций, культуры" 54 . Поэтому борьба в защиту Эфиопии приобретала особое звучание, причем именно в столице Французской колониальной империи. В одной листовке того времени справедливо подчеркивалось, что "силы антифашистского протеста превращаются в антиколониальное движение" 55 .


46 Africa, 15.X-15.XI. 1936.

47 SLOTFOM, III, 53.

48 Cri des Negres, novembre-decembre 1933.

49 SLOTFOM, III, 53.

50 Ibid., 136.

51 Cri des Negres, decembre 1934.

52 Colonialisme et fascisme. Brochure editee par la Ligue Frangaise centre 1'Imperialisme et 1'Oppression Coioniale. P. 1934.

53 CM. La Defence, 20.XII.1933.

54 Olusanya G. O. The Second World War and Politics in Nigeria, 1939-1953. Lagos. 1973, p. 37.

55 SLOTFOM, III, 53.

стр. 118


В августе 1935 г. возник Комитет защиты национальной независимости Эфиопии как отделение Международного комитета защиты эфиопского народа. Им была подготовлена международная конференция в защиту Эфиопии в Булонь-Бийянкур 9-10 мая 1936 года. Большое значение в антифашистском движении приобрела газета "Africa". Ее первый номер вышел 1 декабря 1935 г. в Париже. "Газета ставит своей задачей хорошо информировать и просвещать общественное мнение Франции и колоний по всем проблемам, относящимся к Африке и к жизненным интересам ее народов... Мы будем бороться за то, чтобы внешняя политика метрополии твердо опиралась на Англию и Советскую Россию. Наши мысли в этом совпадают с чаяниями всех тех, кто желает мира, созидательного труда, демократии, свободы и социальной справедливости". В газете содержалась резкая критика агрессии Муссолини против свободолюбивого африканского народа 56 . Во всех остальных номерах "Africa" (вышло всего 23 номера) велась настойчивая борьба с фашизмом: разоблачалась агрессивная внешняя политика Гитлера и Муссолини, защищалось правое дело испанских республиканцев против фашиста Франко. Газета заклеймила позором аншлюс Австрии, требовала от французского правительства решительного противодействия фашистским агрессорам. Серьезным предостережением прозвучали слова в последнем номере газеты, где в передовой статье "Война или мир" вновь осуждалась политика умиротворения и был помещен призыв бороться с Гитлером и Муссолини 57 .

Не стоял в стороне от кампании солидарности с эфиопским народом и СТН. В архиве сохранилась выпущенная им листовка с призывом: "Рабочие-негры Парижа, на помощь Абиссинии! ". В ней говорилось: "После многочисленных провокаций итальянский фашизм обрушил на Абиссинию войска, бомбардировщики, пушки. При соучастии французского империализма Муссолини готовится огнем и мечом покорить единственное независимое государство Африканского континента. Вы не должны допустить этого преступления" 58 . Этот страстный призыв не остался без внимания. Поступило более 100 заявлений от негров, проживавших в Париже, готовых сражаться за свободу Эфиопии 59 .

Вместе с тем СТН во второй половине 30-х годов растерял большинство своих членов, его активная политическая и профсоюзная деятельность, по существу, прекратилась: бюро не собиралось, не было денег на издание газеты. В источниках последнее заседание СТН зафиксировано 27 июля 1937 г., на нем присутствовали ветераны антиколониального движения в Париже Коссуль, Россо, Альфа, Раманандзату 60 . Правда, в архиве хранятся три номера издававшегося в 1938-1939 гг. на стеклографе бюллетеня СТН. Второй номер, датированный 1 апреля 1939 г., посвящен борьбе против фашистской угрозы. В номере от 1 июля 1939 г. напечатаны материалы об отношении негров к войне Японии против Китая, комментарии к национально-революционной войне в Испании. В заключение говорится: "Поскольку фашизм неизбежно ведет к войне, то мир сейчас стоит перед угрозой более сильной, чем когда-либо прежде" 61 . Эти слова звучат пророчески - через два месяца началась вторая мировая война.

Упадок СТН объясняется рядом объективных и субъективных причин, причем одной из немаловажных была раскольническая деятельность различных организаций националистического толка среди иммигрантов. Например, созданная А. Бетоном в марте 1935 г. Федерация народов колониальных стран, у которой не было иной цели, кроме раскола революционного антиколониального движения и закрепления рабства колониальных народов 62 . Два года спустя была предпринята попытка создать Колониальное объединение из всех существовавших в Париже груп-


56 Africa, 1.XII. 1935.

57 Africa, aout-septembre 1938.

58 SLOTFOM, III, 53.

59 Asante S. K. Pan-African Protest: West Africa and the Italo-Ethiopian Crisis, 1934-1941. Lnd. 1977, p. 43-44.

60 SLOTFOM, III, 136; 78.

61 Ibid., 109.

62 Ibid., 119.

стр. 119


пировок иммигрантов националистического толка. К нему, видимо, на некоторое время присоединился и GTH, т. к. в руководстве новой организацией соседствуют люди противоположных взглядов: ярый националист Мессали Хадж, председатель СТН Раманандзату, сторонник Куяте Эбеле и его противник Фор. Впрочем, источники умалчивают о том, в чем конкретно проявилась деятельность Колониального объединения 63 .

Приход к власти правительства Народного фронта и его политика в колониях вызвали среди африканских патриотов в Париже немалые реформистские иллюзии. Особенно это проявилось в деятельности Куяте, уповавшего на справедливое решение колониального вопроса в рамках капиталистической системы. Его мелкобуржуазная ограниченность и утопизм проявились в проекте реформ, представленном министру колоний социалисту М. Муте в 1937 году. Это была, впрочем, не первая попытка Куяте заинтересовать министерство колоний своими проектами; предыдущая не встретила поддержки, ибо, как писал генерал- губернатор французской Экваториальной Африки, "этот план может вызвать определенные волнения" 64 . Теперь же записка Куяте была встречена более благосклонно, она во многом была созвучна робким начинаниям социалистов в колониальных делах. Эта близость явственно проглядывает при ее сравнении с выступлением Муте на имперской колониальной конференции в ноябре 1936 года 65 .

Начало второй мировой войны и последовавшая затем оккупация Парижа немецкими фашистами привели к прекращению деятельности всех политических и профсоюзных организаций иммигрантов из колоний. Однако национально- освободительное движение в разных частях Французской колониальной империи не только не утихло, а, наоборот, приобрело особую силу; теперь освободительные цели переплетались с антифашистскими. Имеются многочисленные свидетельства о подпольных патриотических группах в Дакаре, Котону и Бамако; на Мадагаскаре в ноябре 1940 г. был арестован Ж. Ранаиву и некоторые его товарищи, пытавшиеся восстановить местную организацию компартии 66 . В суровые годы вместе с французскими патриотами за освобождение Франции от фашистского ига мужественно сражались лучшие представители африканских народов.

Политико-пропагандистская деятельность африканцев в Париже имела определенное значение для развертывания национально-освободительного движения. Благодаря им в самой Африке происходили глубокие изменения общественного сознания, рождались новые идеи и росло другое поколение. "Появились новые люди,- говорилось в одном из документов.- Это целый новый мир с иными мыслями, идеями, образом жизни, который окончательно порвал с прошлым" 67 . Африканцы в Париже испытывали тяжелые материальные условия, часто были жертвами безработицы и расовых предрассудков. Вопреки всему этому первые африканские революционеры приобщались во Франции к марксистско-ленинским воззрениям, пониманию всемирно-исторической роли пролетариата, усваивали значение принципов интернационализма в освободительной борьбе. Не все они выдержали испытание временем. Но имена Л. Сенгора, Ж. Ралаимунгу, Л. Унканрэна и других не забыты. Их мужественная борьба против колониального гнета, империализма и фашизма сыграла свою роль. А в идейном плане они стали предшественниками современных революционных демократов, ведущих ныне некоторые страны Африки по пути социалистической ориентации.


63 Ibid., 78; 109.

64 AGGAEF, 1 D-255.

65 ANSOM, Papiers d'agents, 28-1А.

66 Ibid., Aff. Polit., 929, 4.

67 AGGAEF, 3 B-139.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/У-ИСТОКОВ-АФРИКАНСКОЙ-РЕВОЛЮЦИОННОЙ-ДЕМОКРАТИИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. П. Урсу, У ИСТОКОВ АФРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 01.06.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/У-ИСТОКОВ-АФРИКАНСКОЙ-РЕВОЛЮЦИОННОЙ-ДЕМОКРАТИИ (дата обращения: 23.11.2024).

Автор(ы) публикации - Д. П. Урсу:

Д. П. Урсу → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1036 просмотров рейтинг
01.06.2018 (2366 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Каталог: Вопросы науки 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

У ИСТОКОВ АФРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android