Libmonster ID: KZ-1139
Автор(ы) публикации: Ж. У. Кыдыралина

Период с середины 1940-х до середины 1980-х годов является самостоятельным в истории СССР. Происходившая в это время эволюция советской общественно-государственной модели, созданной в 1920-е - 1940-е годы, получила отражение в общественных взглядах и настроениях. Советскому тоталитаризму, как известно, труднее всего оказалось удержать свою монополию в сфере контроля над сознанием людей.

Большое влияние на сознание многих советских людей оказала Великая Отечественная война. Она исправила и расширила их представление о внешнем мире и заставила взглянуть по-иному на многое внутри страны, обнажив контраст между жизнью в СССР и в Европе, поразивший миллионы солдат и офицеров, обострила чувство справедливости, стремление к свободе, породила надежды на улучшение жизни.

Для режима эта перемена была нетерпима, и высказывать открыто свою точку зрения, если она противоречила официально принятой, для советского человека означало рисковать жизнью. Тем не менее такие случаи происходили. КГБ при Совете министров Казахской ССР 26 июля 1947 г. сообщал секретарю ЦК КПК о некоторых высказываниях демобилизованных и инвалидов Отечественной войны:

"К., инструктор Ленинского горрайкома КП(б)К[азахстана], демобилизованный из Советской армии, казах, до войны студент пединститута:

"Во время войны я побывал во Франции, Чехословакии и прямо могу сказать, пусть меня за это посадят, что в Америке и Западной Европе действительно настоящая демократия, свобода слова и печати. У нас же попробуй высказаться, как тебя сразу посадят и дадут 15 лет. У нас формальная демократия, и народ ничего не решает".

К., преподаватель, демобилизованный из Советской армии, в армии старший лейтенант, до Отечественной войны директор школы, русский, член КП(б)К:

"Гитлеровский режим действительно был тоталитарный, но наш еще хуже. Гитлер в Германии хоть не мешал жить своим немцам, а мы-то и жизни не видим... Мы победили, а не знаем, как свести концы с концами. Я вырос при Советской власти, и мы так еще не жили, как живут сейчас в Австрии, а ведь Австрия оккупирована, как побежденная страна. Наш де-


Кыдырамна Жанна Уркинбаевна - кандидат исторических наук, доцент Академии государственного управления при президенте Республики Казахстан. Астана.

стр. 64

мократизм такой: как сказал свое мнение, так и смотри, что тебе покажут такую свободу слова, что не увидишь своих родных. Я пришел к выводу, что у нас все искусственно. Я член партии, учитель, по своей специальности должен разъяснять народу мероприятия Советского правительства. А как я буду разъяснять, когда я сам в них не верю?.. Придется пойти чернорабочим";

П., без определенных занятий, демобилизованный из Советской армии, до призыва в Красную армию был студентом, в армии в звании младшего лейтенанта, награжден несколькими правительственными наградами, член КП(б)К:

"Пишут указы, что демобилизованных ждет Родина, что они должны работать так же, как воевали, что их обеспечат квартирами... Отдал родине восемь лет своей жизни, а теперь не имею собственного угла... Кто не воевал, имеют хорошие квартиры и сидят на теплых местах. Вот действительно и получается, что дураки только воевали. Куда не кинь, везде клин".

З., заведующий парткабинетом, инвалид Отечественной войны, член КП(б)К:

"У нас солдат и инвалидов встречают исключительно недружелюбно... Демобилизованные иногда по три месяца, а иногда и полгода не могут устроиться на работу... Тысячи и тысячи из них вынуждены заниматься спекуляцией - этим непроизводительным и позорным трудом, в том числе бывшие офицеры, и капитаны, и даже больших званий, а сотни инвалидов, бывших защитников Родины, сидят на улицах и базарах с подставленной шапкой. И никому до этого нет дела""1.

Таким образом, порожденное войной тяготение к демократическим порядкам не получило реализации в послевоенное время, но полученный импульс не исчез, а послужил становлению инакомыслия в последующие годы.

Для послевоенных лет было характерно и относительное раскрепощение религиозного сознания. В целом в военный и послевоенный периоды в религиозной политике государства чередовались периоды нормализации с периодами советского наступления на "религиозные пережитки". Во время войны власть использовала церковь как мобилизующий фактор, но приходилось считаться и со стихийным оживлением религиозных настроений.

После войны религиозное возрождение шло нелегальными путями, ввиду нередкого участия в нем партийных и советских работников. Партийное руководство республики получало сообщения о невыходе на работу колхозников и участии некоторых коммунистов в религиозном празднике "Уразаайт". В справке от 20 октября 1946 г. отмечалось, что "моления "Айт-намаз" посетили 32,5 тыс. верующих, в основном мужчины и женщины преклонного возраста, но присутствовали и молодые люди (20 - 25 лет), инвалиды войны и даже отдельные члены партии". В колхозе "Октябрь" Енбекши-Казахского района Южно-Казахстанской области в 1946 г., празднуя "Ураза-айт", часть колхозников не вышла на полевые работы, ввиду чего два комбайна "Сталинец" простояли весь день. В колхозе им. В. М. Молотова того же района в первый день праздника "Ураза-айт", 28 августа 1946 г., все колхозники не вышли на полевые работы, а половина не вышла и 29 - 30 августа2.

Советское правительство безуспешно пыталось искоренить мусульманские традиции и насадить новые обряды и обычаи. В 1949 г. КГБ КазССР доложил в ЦК КП республики о проявлениях "феодально-байских и религиозных пережитков". В одном из колхозов "той" (пир, праздник. - Ж. К.) в честь рождения сына проводился по старому казахскому обычаю и продолжался два дня; все работы в колхозе были прекращены. Той сопровождался играми "кокпар", байгой и айтысом (состязания песенников), исполнением различных "феодально-байских обрядов (преподнесение бараньих голов аксакалам-авторитетам) и устройством игр (кокпар, палуан-курес и др.)". На тое отец купил 20 м мануфактуры и каждому гостю раздал по 20 - 25 см3.

Привлекали внимание факты, когда в молениях принимали участие представители интеллигенции, комсомольцы и коммунисты, не считавшиеся с

стр. 65

опасностью для карьеры. В колхозе Южно-Казахстанской области по случаю "Курбан-айта" на моление в мечеть прибыли председатель колхоза - член ВКП(б), заведующий фермой, бригадир колхоза, парторг колхоза. Увидев подъехавшего к мечети секретаря райкома партии, они попросили верующих укрыть их в мечети и запереть ее на замок. После того как секретарь райкома партии отъехал от мечети, все спрятавшиеся коммунисты под руководством муллы приняли участие в молении4.

Коммунистическая идеология выработала особый подход к национальному и религиозному вопросам. Приоритетными для нее являлись не права личности в этой сфере, а классовые отношения и политика пролетарского интернационализма. Факторы этничности и религиозности в силу присущего им надклассового характера недооценивались.

Власти не всегда удавалось добиться "монолитности" общества, и брожение умов, распространение инакомыслия в различных его слоях выражались в оппозиционных высказываниях, свидетельствовавших о неприятии и отвращении рядовых граждан к противоестественным распоряжениям, обманным методам и лживым обещаниям власти. Оппозиционность граждан обнаруживалась при выборах в Верховный совет СССР в 1946 году. Госбезопасность ставила секретаря ЦК КПК в известность о нежелательных высказываниях также в связи с выборами в Верховный совет Казахской ССР. Один из агитаторов, беспартийный инженер М., говорил: "Меня назначили агитатором. Вот сейчас ходи и доказывай добрым людям, что стенка черная, когда она на самом деле белая. Удивительные все-таки "они" (коммунисты) люди, неужели они думают, что после той экзекуции, которая творится над народом уже 29 лет, кто-нибудь посмеет запротестовать против того, что его насильно заставляют делать. У нас все делается в добровольно-принудительном порядке... Вот и избираем мы тоже добровольно, какой бюллетень дадут в руки, такой, даже не прочитав, с трепетом духовным и опускаешь в ящик, боясь уже голову повернуть, чтобы плохо не подумали по этому поводу. Не понимаю, зачем агитаторам ходить, людей беспокоить, ведь все равно, если дадут бюллетень, то бросим его в ящик".

З., главный бухгалтер издательства "Социалистический Казахстан", сказал: "У нас никакой борьбы за избирателя нет и не может быть. Выдвигают кандидата и за него все голосуют. Нравится вам кандидат или нет, а вы за него будете голосовать - свободных выборов у нас нет. За вас уже кто-то побеспокоился, кандидатов подобрал, а ваше дело в урну бюллетень опустить".

К., правщик газеты "Коммунист" Джамбульской области: "Выборы в Верховный совет республики - одна комедия. Говорят, что выборы свободные, а попробуй не выбрать того кандидата, который заранее выставлен, и выставь свою кандидатуру. Напрасно только бумаги много без толку портят".

К., заведующий складом, беспартийный: "В сталинской конституции говорится о свободе слова, печати, собраний и т.д., а попробуйте скажите о неправильном руководстве, законах и политике. Что с вами могут сделать? Также и при выборах в Верховный совет не имеете права выставлять свою кандидатуру и выбрать себе другое правительство из рабочих и крестьян, которое лучше знает вашу жизнь. Списки кандидатов дают сами коммунисты сверху, а кто будет голосовать против выдвинутых кандидатов - за это ему грозит арест и расстрел. Вот вам какие свобода слова, печати и свободные выборы. Народы стонут от таких законов и руководства и все же говорят, что в России все хорошо. Это говорят из-за страха перед наказаниями и смертью".

З., разговаривая со своим знакомым о предстоящих выборах, сказал: "Часть избирателей совсем не знает кандидатов, а голосует лишь бы отбыть повинность. А попробуй не пойди на выборы, сейчас же начнут допытываться, как и почему. Не любовь к власти, а боязнь - вот чем объясняется энтузиазм избирателей".

С., житель г. Кзыл-Орды: "Подлинной демократии у нас нет. Хочешь, не хочешь - голосуй за кандидатуру, выдвинутую сверху, а попробуй не голосовать, все равно он будет избран"5.

стр. 66

Подобная критика советской избирательной системы свидетельствовала об отчужденности народа от власти, недоверии к коммунистическому строю. Советский режим заставлял своих граждан повиноваться, связывая по рукам и ногам идеологическими и политическими путами, но граждане сохраняли способность мыслить самостоятельно. Многие понимали, несмотря на старания пропагандистской машины, что власть им лжет. Режим не мог обеспечить себе механическую покорность людей без террора. "Успех" пропагандистского воздействия опирался на ссылки, унижения и оскорбления, пытки и казни. Поэтому люди внешне покорялись, "подписывали" и "признавали", но внутренне отрекались.

На оппозиционные умонастроения в обществе и усиление непредсказуемой гражданской активности в СССР оказали влияние события в Польше и Венгрии осенью 1956 года. Тогда участвовавшая в выступлениях интеллигенция и молодежь всего социалистического лагеря протестовала против сталинской модели социализма. События в Польше и Венгрии вызвали общественное оживление, рост самосознания, выражения гражданских чувств.

3 ноября 1956 г. КГБ республики докладывал в ЦК КП Казахстана о народных настроениях в связи с событиями в Польше и Венгрии.

Студент Н. считал, что "волнения студентов в Будапеште являются результатом плохого благосостояния народа. Там, в Венгрии, студенты привыкли жить свободно, поэтому чуть их прижали, они и поднялись. А у нас все так устроено, что ни пикнуть, ни вздохнуть". Сославшись на сообщения радио "Би-Би-Си", студент заметил, что "у нас пропаганда скрывает правду от народа". В том же смысле высказывался студент 3-го курса физико-математического факультета Казахского государственного университета: "Студенты всех стран мира представляют активную политическую силу. В Венгрии студенты с оружием в руках выступили против бюрократии, а мы с вами не можем поднять свою политическую активность".

Рабочий М. не верил официальным объяснениям; по его мнению, "в Венгрии восстала не какая-либо контрреволюционная группа, а восстал рабочий класс и венгерская армия, в связи с чем подавление этого восстания при помощи Советской армии политически невыгодно для Советского Союза, так как это является вмешательством в дела самих венгров".

Старший инженер Алма-Атинской горбольницы: "В Венгрии не будет наведен порядок, ибо их поддерживают Америка и Англия, которые в мировой политике играют основную роль. Это есть начало того, что коммунистическая система лопнет, так как наша теория нежизненна. У нас тоже не все довольны политикой нашего правительства".

КГБ фиксировал высказывания недовольных: "У нас, в Советском Союзе, были и остаются сильные притеснения трудящихся и значительно легче было бы для народа при наличии в нашей стране нескольких партий"; "Русские везде хотят социализм, везде хотят распустить свои корни, а венграм, видимо, не по душе, вот и поднялись"; "Венгры были недовольны всеми порядками, которые, безусловно, проводило венгерское правительство под нашим диктатом. Россия при царском режиме была жандармом Европы, а мы хотим быть им во всем мире"; "Если восстание в Венгрии будет подавлено, то все равно оно будет иметь большое моральное значение. Во всех [народно-]демократических странах в народе существуют такие же настроения, как и в Венгрии, но только до поры до времени народ терпит"; "Это то же самое, что и здесь. Вы видите, как здесь рабочие относятся к материалам и вообще к труду. Все это надо рассматривать, как немое сопротивление против существующей власти"; "Неблагоприятно у нас и с демократией. Пора кончать с системой "механического" голосования на выборах в Советы за одного единственного кандидата"; "Венгерские события - это результат глубокого недовольства народных масс, на которые чересчур крепко нажали, требуя чрезмерных жертв во имя индустриализации. У нас положение тоже не весьма важное. Достаточно серьезных мер к улучшению материального

стр. 67

положения народа не принимается, да их и нельзя принять, пока все силы ухлопывают только на тяжелую индустрию. Это неверно"; "Главные причины событий в Венгрии - наши ошибки, шаблон, с каким мы подходим к другим странам, навязывая им политику, которая во всем должна подражать политике внутри СССР, при этом забывая ленинские указания о недопустимости шаблонного подхода, об обязательности внимательного учета национальных особенностей каждой страны, каждого народа"6.

Инакомыслие проявлялось в культурной жизни. Со второй половины 1950-х годов расширились контакты советского общества с внешним миром. В СССР проходили гастроли западных театров и джазовых коллективов, выставки западных художников. Инакомыслие в сфере искусства подрывало эстетические устои тоталитаризма, раскрепощало вкусы, а вместе с тем и сознание людей. Одна из докладных записок КГБ (от 11 ноября 1963 г.) озаглавлена "О некоторых отрицательных проявлениях среди населения г. Алма-Аты в связи с выставкой американской графики". В ней сообщается, что мнения горожан о выставке были разными: большинство посетителей отрицательно отнеслось к выставке, пропагандирующей абстракционизм, но некоторые восхищались работами американцев.

В записке отмечается, что проведение выставки готовилось совместно с партийными и комсомольскими организациями, которые организовали идеологические группы из партийно-комсомольского актива, художников, искусствоведов и графиков. Во время самой выставки был установлен тщательный идеологический контроль: "Товарищи из идеологической группы вступали в беседы с гидами выставки, особенно с теми, которые наиболее активно проявляли себя как пропагандисты буржуазной идеологии, и при широкой поддержке посетителей заставляли американцев соглашаться с ними или прекращать агитацию. Вместе с тем они включались в беседы с посетителями и предупреждали допускавших неправильные высказывания. Отдельных посетителей, допускавших неправильное поведение, в тактичной форме, с помощью дружинников, приглашали в штаб за пределами территории выставки и проводили с ними беседы профилактического характера, сообщая о поведении таких лиц соответствующим партийным организациям". Навязывание официальной идеологией принципа социалистического реализма в искусстве и критика абстракционизма и формализма вызывали обратную реакцию. Спецорган доносил в ЦК КПК 11 февраля 1963 г. об "отрицательных высказываниях представителей интеллигенции по вопросам развития социалистического искусства и литературы" и о том, что некоторая часть общества разделяла мнение абстракционистов. Преподаватель художественного училища заявил: "В настоящее время у нас не понимают абстракционистских картин, но со временем их будут понимать... Люди искусства не должны чувствовать на себе влияния каких-либо органов и общественных организаций". Студент художественного училища сказал: "Без свободы искусства не может быть исканий и новшеств". Посетительница выставки, врач по профессии, тоже считала, что "искусство никак не может быть партийным или реалистичным. Искусство есть творческий продукт эмоций и притом сугубо субъективное выражение". Старший инженер института "Казгипрохиммаш" сказал: "Я не сторонник абстракционизма и формализма в искусстве, но не понимаю, почему в нашей печати выступают только идеологи реалистического искусства и почему не предоставляют возможность доказать пригодность абстракционизма в искусстве его сторонникам"7.

Многое менялось в мире и советском обществе: условия жизни, психология людей, их мораль, интересы, но не изменялись партия и политическая система. Характерна общественная реакция на XX съезд партии, точнее, на "секретную" часть доклада Н. С. Хрущева. Многочисленные недоговоренности, содержавшиеся в хрущевской речи, толкали мыслящих людей самостоятельно искать ответы на волнующие их вопросы. Студенческая молодежь не была удовлетворена докладом Хрущева. Многие считали, что Хрущев выступил против И. В. Сталина непоследовательно, рассказал о его преступлениях

стр. 68

мало. Раздавались и голоса, возлагавшие ответственность за "культ личности" на саму советскую систему. В ЦК и КГБ поступали многочисленные "сигналы" о критических высказываниях студентов различных вузов, направленных против партноменклатуры и отдельных сторон советской действительности8. В среде молодежи вузов раздавались требования демократических изменений в комсомоле и партии, свободы политических дискуссий. Докладная записка республиканского КГБ в Москву от 21 июля 1961 г. отмечает "антисоветские и общественно вредные проявления" среди некоторой части молодежи, работающей в промышленности, на стройках и особенно среди студентов. У связиста Лениногорского леспромхоза Восточно-Казахстанской области были обнаружены сделанные им записи: "В последние годы после смены правительства и выявления предателей многие люди в Союзе не уверены в настоящем правительстве... По-моему, самое дорогое для человека - свобода. Лучше будет та система, где ее меньше зажимают. У нас, например, ее, к очень большому сожалению, держат под железным замком"9.

О стилягах упоминалось в связи с влиянием западной пропаганды. Часть молодежи, отмечено в записке, "увлекается стиляжничеством, подражая вкусам и привычкам Запада. В Алма-Ате и других городах республики в группы "стиляг" входят студенты, молодежь из рабочей среды и лица без определенных занятий. На частных квартирах они устраивают вечеринки, сопровождаемые пьянством и исполнением "стильных" западных танцев под джазовую музыку.

В Чимкентском технологическом институте группа студентов именует себя "Корпорацией современной молодежи". Наряду с аморальными проявлениями они слушают передачи антисоветских зарубежных радиостанций "Голос Америки", "Би-Би-Си". В разговорах восхваляют западную "демократию", опошляя все советское". 10 ноября 1962 г. республиканский КГБ также сигнализировал ЦК КПК о настроениях молодежи: "Радиотехник Л., выступая на отчетно-выборном комсомольском собрании телевизионного центра, заявил: "Нам говорят, что мы должны вести пропаганду линии Компартии и правительства, но я в такую пропаганду не верю. Что пишут газеты, говорят по радио и телевизору - это ложь""10.

Возбужденная переменами и воодушевленная открывшимися после XX съезда возможностями для более свободного самовыражения, молодежь пыталась воплотить в жизнь свои идеи и испытывала потребность в неформальном общении; создавались разного рода кружки самообразования. В большей или меньшей степени они оказывались политизированными. Таков был дух эпохи. Так было не только в центре, в Москве, но и в Казахстане.

Неприятие современных тем социалистического реализма с его слепотой в отношении пороков "социалистической" системы в начале 1960-х годов побуждало молодых писателей и поэтов создавать неформальные литературные, поэтические объединения. Возникали кружки самообразования и компании по интересам, складывавшиеся на основе тяги молодежи к закрытым темам, потребности в свободных дискуссия. Таким путем молодежь реализовала потребность в свободном выражении своих взглядов и отстаивала собственные культурные пристрастия и интересы. Например, в июле 1962 г. в г. Щучьем Кокчетавской области была "установлена" группа молодежи, проводившая "под видом литературной деятельности сборища и именовавшая себя "Коммуной умных ребят". Участники - комсомольцы, студенты. До марта 1962 г. они являлись членами литературного объединения при редакции Щучьинской райгазеты "Социалистический труд", часто вступали в споры с редактором и местными писателями по вопросу идеологической направленности произведений местных авторов. Они заявляли, что молодые таланты у нас не могут развиваться творчески, так как у них нет для этого свободы выбора тем и сюжетов. По их мнению, поэтам не следует "навязывать темы, они сами должны их выбирать и писать то, что им нравится"". КГБ стало известно, что, собираясь на квартире, молодые литераторы с возмущением говорили: "Почему мы не можем писать то, что хотим? Почему в

стр. 69

нашей стране нет свободы печати?" На своих "сборищах" они допускали антисоветские суждения и высказывали намерения "в поисках правды и лучшей жизни" выехать в капиталистические страны. "У нас в стране нет равенства, - говорили они. - XXII съезд ничего не дал. Мы не верим в реальность программы нашей партии"11.

20 ноября 1962 г. председателю КГБ при Совете министров СССР сообщалось о том, что в республиканский КГБ стало больше поступать "сигналов" "о неправильных, а порой и враждебных высказываниях среди своего окружения о советской действительности со стороны некоторой части студенчества и рабочей молодежи". Студент 2-го курса физико-математического факультета пединститута г. Петропавловска на одном из семинаров по истории партии сказал: "Почему в нашей стране однопартийная система? Это не демократия. В странах Запада несколько партий, представители которых свободно высказываются. Пусть нам дадут возможность организовать кружки, где мы могли бы свободно высказывать свои мысли. Студенты всегда были революционной силой, а сейчас нет свободы".

Относительная либерализация внутриполитической жизни в стране способствовала росту национального самосознания и активизации национальных движений в СССР. Молодежь составляла наиболее активную часть таких движений, выступала вместе с национальной интеллигенцией как авангард оппозиции национальной политике КПСС. Особые "заботы" спецорганам доставляли "антисоветские, националистические" организации. КГБ Казахской ССР фиксировал следующие факты: "В Карагандинской области распространены "Обращения" антисоветского содержания от имени якобы существующей националистической организации "Жас казах". Учитель Игликов З. и бывший инструктор райкома комсомола Жунусов К. в течение 1961 - 1962 гг. занимались изготовлением и распространением документов националистического содержания. От имени "Жас казах" разослали в адреса вузов Алма-Аты, Караганды, Уральска и Кзыл-Орды "Обращение" с призывом к проведению антисоветской националистической работы. В сентябре-ноябре 1962 г. арестованы члены антисоветской группы молодежи в Павлодарской области"12. Национальные движения были частью оппозиции тоталитаризму.

Процесс отчуждения общества от командно-административной системы усиливался. Сохранялось подозрительное отношение коммунистического режима к образу мыслей своих подданных; власти "прислушивались" к критическим оценкам народа о партийных съездах. Отзывы населения о работе XXIII съезда КПСС приведены в докладной записке госбезопасности в ЦК КПК от 8 апреля 1966 года. Рабочий Устькаменогорского свинцово-цинкового комбината: "Собрались болтуны. Поболтают и разойдутся, а рабочие как жили, так и будут жить". О членах КПСС он сказал: "Они носят партийные билеты, как хлебные карточки, с ними легче живется". Сам Н., по его словам, тоже вступил в партию, "чтобы пользоваться большим авторитетом". Рабочий Карагандинского кирпичного завода N 3, ранее судимый за антисоветскую деятельность: "Все правительство надо сместить. Демократия в действительности есть только на Западе, где рабочий народ бастует за свое право, а попробуй это сделать у нас, так сразу возьмут за жабры. Хрущева выгнали, а вместо него стал такой же".

Плотник Северо-Джезказганского рудника Карагандинской области, руководитель группы сектантов-иеговистов: "Волк свою шкуру меняет, а повадки остаются прошлыми, так что верить этому нельзя".

Бывший украинский националист, проживающий в Целиноградской области: "Не верю я. Никакого улучшения не будет... Дерется партийная верхушка, а народам до этого дела мало".

Священник, проживающий в Уральске: "Говорится и описывается хорошо, но ждать эти обещанные блага людям, видимо, как и всегда, придется до конца пятилетки".

Каменщик СМУ Алма-Атинской ГРЭС, немец, студент-заочник Казахского университета, ожидал, что на съезде будет рассмотрен вопрос об авто-

стр. 70

номии немцев: "Немцы - самая бедная и обиженная нация в Союзе. Мы не имеем автономии. Я хочу сохранить культуру и язык своей нации, хочу, чтобы мой ребенок разговаривал на немецком языке, чтобы были немецкие школы".

Заведующий лабораторией Института микробиологии АН КазССР: "Введение поста генерального секретаря - это в какой-то степени возврат к сталинскому методу руководства".

Инженер отдела снабжения Алма-Атинского электромеханического завода: "В общем, выбрали всех первых и вторых [секретарей]. Конечно, для показа одну-две доярки".

Дорожный мастер Алма-Атинского дорожно-эксплуатационного участка N 549: "Не надо ущемлять национальные традиции народов. Эти традиции могут только со временем измениться, но насильно изменять, это значит национальные чувства оскорблять"13.

Такая критика режима в простонародной среде говорит об отчуждении народа от власти, недоверии к ней. Некоторые высказывания, относящиеся к 1969 г., идут дальше, предсказывая гибель строя. Особенно это касается реакции населения на внешнеполитические события. 3 апреля 1969 г. датирована записка казахстанского КГБ об на заявление правительства СССР по поводу вооруженных столкновений на реке Уссури. В ней приведено высказывание инженера-строителя Щербаковского совхоза Актюбинской области Р.: "Разногласия с Китаем и события в ЧССР - закономерность, ибо сам строй никудышный, и в дальнейшем социалистическую систему ожидают сильнейшие потрясения и мятежи"14.

Оппозиция - нормальное явление при любом демократическом режиме. Антисоветская оппозиционность, как известно, расценивалась властью как преступное инакомыслие, крамола: "Все, что не находило себе места в легальной культуре советского общества, интерпретировалось в категориях измены, предательства, смуты, а на худой конец проходило по разряду подозрительных и смутьянских "лукавых замыслов""15.

В этой связи нельзя не отметить особую роль органов госбезопасности в советской системе. Сама легенда о "всевидящем оке" КГБ, "молчаливых" органов, о тотальном контроле над поведением граждан оказывала сдерживающее влияние на многих недовольных. Запугиванием власть создавала такую обстановку, когда население из страха соблюдало очерченные ею рамки и изображало свою верность "социализму". По оценке А. Улама, "именно Россия была первым государством, где под действия спецслужб подводилась философская база... В обществе всегда зреет потенциальная измена; она может быть обнаружена и в литературной критике, и в исторических трудах, и в живописном полотне, на первый взгляд абсолютно безобидном. Спецслужбы, соответственно, должны не просто предотвращать или карать явные действия, направленные на подрыв государства, но раскрывать неосуществленные преступления и сурово наказывать за возможность их совершения"16.

В 1970-е - начале 1980-х годов постепенно нарастали кризисные явления в экономике и в политическом строе. Общественное мнение, массовое сознание населения СССР двойственно относилось к действительности. Люди рукоплескали выступлениям руководителей разного ранга на всеобщих митингах и в то же время выступали с критикой этих же руководителей в узком кругу. Партийные съезды и пленумы ЦК, разного рода собрания и совещания в основном были посвящены восхвалению генерального секретаря. На торжественном собрании в Киеве по случаю вручения Украинской ССР Ордена Дружбы народов аудитория 35 раз рукоплескала речи генсека, а на торжестве в Казахстане в честь 20-летия освоения целины местные руководители, получив заранее специальное распоряжение, организовали 73 бурных рукоплескания17.

К началу 1980-х годов трудно было заблуждаться относительно размеров царившей в стране бесхозяйственности, разгула чиновничьего воровства, косности партийного и государственного аппарата. Наиболее остро кризис

стр. 71

тоталитарного режима проявился после вторжения в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан. Народ ясно осознавал ненужность участия в этой войне. В информации КГБ республики от 2 января 1980 г. о восприятии населением республики "мер Советского правительства по оказанию помощи Афганистану" отмечено распространение "провокационных" и панических слухов, отказы от службы в армии. Приводятся оценки афганской авантюры: "Политика Советского Союза ошибочна, нам не следует вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Мусульманское духовенство этой страны воспринимает помощь СССР как приход иноверцев с намерением захвата территории и навязывания своей воли"; "Советский Союз ввел свои войска якобы по просьбе правительства Афганистана. Весь мир возмущен этими действиями, не на нашей стороне и сами афганцы"; "Принятые Советским Союзом меры чреваты серьезными последствиями. Они похожи на вмешательство во внутренние дела другого государства, как это было в Чехословакии в 1968 году"; "Мы привыкли говорить о миролюбивой политике, но не гнушаемся и применением силы. Ратуем за мир и в то же время вводим свои войска в чужую страну, стреляем по туземцам"; "Советский Союз вмешивается во внутренние дела Афганистана и при помощи штыков пытается установить там удобный Москве режим"; "Существующая в Советском Союзе власть обманывает народ и, как всегда, без согласия народа суется не в свое дело"18.

К середине 1980-х годов в стране в целом обнажились кризисные явления во всех сферах жизни общества. В перестройку начался новый, качественно иной период коренного переосмысления основ общественного бытия. Советская история дала народному самосознанию поучительный опыт; этот урок нуждается в усвоении.

Примечания

1. Архив президента Республики Казахстан (АП РК), ф. 708, оп. 27, д. 1510, л. 171, 180.

2. Специальный государственный архив Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (Спецгосархив КНБ РК), ф. 9, оп. 5, д. 4, л. 100 - 107, 72, 96.

3. Там же, л. 97.

4. Там же, оп. 100, д. 1, л. 46.

5. АП РК, ф. 708, оп. 15, д. 1462, л. 37.

6. Там же, ф. 1137, оп. 18, д. 142, л. 297 - 299.

7. Спецгосархив КНБ РК, ф. 9, оп. 5, д. И, л. 263 - 274; оп. 28, д. 1, л. 408 - 419, 429.

8. ПЫЖИКОВ А. Истоки диссидентства. - Свободная мысль, 2003, N 12, с. 77.

9. Спецгосархив КНБ РК, ф. 9, оп. 9, д. 1, л. 1, 56.

10. Там же, л. 145, 222, 241.

11. Там же, д. 2, л. 303 - 306.

12. Там же, л. 320 - 325.

13. Отечественная история, 2007, N 6, с. 155 - 160; Спецгосархив КНБ РК, ф. 9, оп. 22, д. 4, л. 1, 2.

14. Там же, оп. 87, д. 3, л. 71 - 72.

15. КОЗЛОВ В. А. Крамола: инакомыслие в СССР во времена Н. Хрущева и Л. Брежнева. - Общественные науки и современность, 2002, N 3, с. 6.

16. УЛАМ А. Б. Большевики. М. 2004, с. 32.

17. АЙТМАТОВ Ч., ШАХАНОВ М. Плач охотника над пропастью. Алматы. 1996, с. 186, 187.

18. Спецгосархив КНБ РК, ф. 2, оп. 1, д. 656, т. 4, л. 440.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Политические-настроения-в-Казахстане-в-1945-1985-гг

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ж. У. Кыдыралина, Политические настроения в Казахстане в 1945-1985 гг. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 28.10.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Политические-настроения-в-Казахстане-в-1945-1985-гг (дата обращения: 24.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ж. У. Кыдыралина:

Ж. У. Кыдыралина → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1143 просмотров рейтинг
28.10.2020 (1488 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
TURKEY: IS FINANCIAL STABILITY UNDER THREAT? (ON THE ISSUE OF AN ATTEMPT TO INTRODUCE A BUDGET RULE)
Каталог: Экономика 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ALEVIS IN THE REPUBLIC OF TURKEY
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Политические настроения в Казахстане в 1945-1985 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android