Libmonster ID: KZ-1973
Автор(ы) публикации: Р. АНДРЕЕЩЕВ

Почему недостаточно интенсивно развиваются торгово-экономические связи двух стран?

Достаточно посмотреть на карту СНГ, чтобы придти к выводу, что для России нет ого партнера более "органичного" и естественного, чем Казахстан. Территория азиатской России как бы "обнимает" Казахстан: из 27 субъектов Российской Федерации, расположенных по границам с государствами СНГ, 12 соприкасаются с Казахстаном.

На первый взгляд, состояние российско-казахстанских торговых отношений не вселяет особого беспокойства. Во внешнеэкономических связях России с государствами СНГ Казахстан устойчиво занимает третье место после Украины и Белоруссии. В общем товарообороте Российской Федерации с государствами - членами СНГ доля Казахстана на протяжении ряда лет колеблется в пределах 13-15 процентов 1 .

Однако статистика свидетельствует, что торгово-экономические отношения между нашими странами претерпевают довольно значительный регресс. Дефолт 1998 года тяжело ударил по хозяйственным связям России со странами СНГ, включая Казахстан. В 1999 году товарооборот двух стран составил всего 69,2 процента от уровня 1998 года 2 .

В 2000 году взаимный товарооборот возрос до 4,24 миллиарда долларов, однако этот показатель уступает наиболее благоприятному 1996 году, когда он достиг 5,59 миллиарда долларов. При этом, если экспорт из России в Казахстан в 2000 году уменьшился по сравнению с 1996 годом, в общем, незначительно - с 2,55 до 2,46 миллиарда долларов, то импорт упал заметно - с 2,67 до 1,78 миллиарда долларов 3 .

ДОГОВОРНАЯ БАЗА ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Даже в периоды резкого снижения товарооборота между Россией и Казахстаном объем товаров и услуг, перемещаемых между казахстанскими приграничными областями и 12 соседними российскими регионами оставался стабильно высоким. В настоящее время он составляет 60 процентов общего объема товарообменных операций, что в значительной мере объясняется сохранением традиционных экономических связей, сформировавшихся в рамках прежнего народнохозяйственного комплекса 4 .

Важным событием в формировании отношений субъектов Российской Федерации с Республикой Казахстан стала состоявшаяся в Астане 21 декабря 1998 года встреча губернаторов приграничных российских областей с акиматами (администрациями) ряда областей сопредельного государства. По ее итогам подписан протокол - своеобразная программа сотрудничества на ближайшие годы. Важной положительной новацией также можно считать учреждение подкомиссии по приграничному сотрудничеству в рамках межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Вопросы приграничного сотрудничества регулируются также российско- казахстанским соглашением о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 25 февраля 1993 года, межправительственным соглашением о сотрудничестве приграничных областей от 26 января 1995 года и российско-казахстанским договором об экономическом сотрудничестве на 1997-2007 годы и соответствующей программой от 12 октября 1998 года.

Позитивный импульс развитию межрегионального приграничного сотрудничества должны придать межправительственное соглашение и программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 годы, подписанные во время официального визита в Астану председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина 24 сентября 1999 года. На основе предложений приграничных субъектов, министерств и ведомств Российской Федерации и с учетом

стр. 32


пожелании казахстанской стороны подготовлен проект мероприятий по реализации программы приграничного сотрудничества. В нем предусмотрены конкретные действия сторон в области топливно-энергетического комплекса, металлургии, информации и связи, координация деятельности центров стандартизации и сертификации и т.д. Намечены меры по укреплению правопорядка и контроля на государственной границе. 15 февраля 2000 года проект мероприятий был утвержден на очередном заседании российско- казахстанской межправительственной комиссии по сотрудничеству.

РОССИЯ ОТСТАЕТ ОТ США

Количество совместных российско-казахстанских предприятий и фирм с участием российского капитала постепенно растет. Если в 1998 году их было 285 5 , то в 2000 году - уже 396 6 .

Однако по объему произведенных работ и услуг предприятия с российским участием занимают пятое место после США, Бельгии, Великобритании и Канады, а по экспорту товаров и услуг - третье место после США и Великобритании. Всего в республике зарегистрировано 1564 предприятия с иностранными инвестициями из 81 страны 7 .

Разрыв между США и Россией и по объему производства СП, и по их экспорту товаров и услуг достигает десяти раз. Правда, производства с участием российского капитала создали в Казахстане 10520 рабочих мест, по этому показателю они уступают лишь казахстано-американским предприятиям 14894 рабочих места 8 .

К сожалению, среди казахстано-российских предприятий мало крупных, что не позволяет российскому капиталу занять ведущие позиции в экономике республики. По большей части это мелкие и средние заводы и фирмы, которые в нынешних сложных экономических условиях находятся на грани выживания.

Наиболее крупные российские инвестиционные проекты в Казахстане - покупка РАО "ЕЭС России" в счет погашения задолженности Казахстана угольного разреза "Северный", а также 9-го поля разреза "Богатырь" и участие компании "Лукойл" в разработке нефтяных месторождений "Кумколь" в Актюбинской области, "Карачаганак" в Западно-Казахстанской области и "Тенгиз" в Атырауской области.

С 1998 года ведутся переговоры о передаче российской стороне сырого газа с казахстанского газокон-денсатного месторождения "Карачаганак" по схеме замещения в обмен на соответствующие поставки российского очищенного газа для потребителей Актюбинской и Кустанайской областей Казахстана. Объемы и схема поставок уже согласованы. Однако казахстанскую сторону не устраивает уровень цен на российский очищенный газ. Хотя предложенная Россией цена - 40 долларов за тысячу кубических метров значительно ниже мировой - 70-80 долларов, казахстанская сторона считает, что разрыв между этой ценой и ценой поступающего на переработку в Россию казахстанского неочищенного газа - 3- 3,5 долларов за тысячу кубических метров - слишком велик 9 .

Переговоры, проведенные казахстанской стороной с РАО "ЕЭС России" о возможном создании совместного российско-казахстанского предприятия на базе нескольких энергетических объектов в республике позволили решить такие вопросы, как условия добычи, переработки и реализации казахстанского угля. В стадии рассмотрения находятся предложения, которые связаны с взаимными поставками электроэнергии в восточные районы России и в западные области Казахстана, а также российского и казахстанского природного газа по схеме замещения.

В мае 2000 года в правление РАО "Газпром" было передано предложение Казахстана о создании СП по управлению системой газопроводов Казахстана с участием российского предприятия и компании "Каз-ТрансГаз" с долями соответственно 49 и 51 процент! 10 . В настоящее время "Газпром" изучает и прорабатывает это предложение. Кроме того, казахстанские власти предложили РАО "Газпром" участвовать в проектировании и строительстве газопровода к столице страны, причем финансирование проекта Казахстан берет на себя. Российское предприятие подтвердило возможность своего участия. Республика получила от США грант на проведение проектных работ по строительству трубопровода.

Взаимодействие двух стран в машиностроении предусматривает совместное использование имеющегося производственного потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции. Программой экономического сотрудничества наших стран на 1998-2007 годы предусмотрено создание ряда совместных экономических структур: на

стр. 33


базе Кентауского экскаваторного завода должно появиться сборочное производство экскаваторов совместно с ОАО "Тверской экскаваторный завод" и "Сарэкс" (г. Саратов); на Павлодарском тракторном заводе совместно с ОАО "Алтайский моторный завод" (г. Барнаул) и "Сибзавод" (г. Омск) будет организовано производство новых пропашных тракторов; предприятия сельхозмашиностроения республики (ОАО "Казахстантрактор" и другие) совместно с ОАО "Россельмаш" должны освоить сборочное производство зерно- и кормоуборочных комбайнов.

Однако в ряде случаев казахстанская сторона под разными предлогами пытается уйти от решения многократно обсужденных и решенных вопросов. Так, в последнее время казахстанские власти поднимают вопрос об увеличении поставок в страну российских зерноуборочных комбайнов и другой сельхозтехники по ценам заводов-изготовителей и реализации их в республике на условиях лизинга. Ясно, что налицо попытка пересмотреть таким способом ранее достигнутые договоренности о создании совместных производств. Российская сторона готова пойти навстречу казахстанским партнерам, но только при условии сохранения прежних планов о создании в Казахстане ранее обговоренных сельхозмашино-строительных СП.

ВИНОВАТ НЕ ТОЛЬКО ДЕФОЛТ

Достигнутый в 1996 году пик товарооборота между Россией и Казахстаном, который вырос по сравнению с 1995 годом сразу на 460 миллионов долларов - до 5,59 миллиарда долларов, в значительной мере был связан с образованием Таможенного союза (сейчас - Евразийское экономическое сообщество). В результате реализации соглашения о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности условия взаимной торговли между Россией и Казахстаном стали в определенной мере предпочтительней по сравнению с торговлей с третьими странами.

Однако уже в 1997 году наметился некоторый спад - с 5,59 до 5,24 миллиарда долларов, который в 1998 году принял обвальный характер -до 3,78 миллиарда долларов 11 .

Что послужило причиной падения?

В 1997 году главную роль сыграло изменение Казахстаном ввозных таможенных тарифов, а также нетарифного регулирования. Оно сразу сделало ряд наметившихся сделок невыгодными как для российских, так и для казахстанских участников внешнеэкономической деятельности. А передача иностранным фирмам в управление или в собственность ряда казахстанских предприятий, производящих экспортную продукцию, сделала российских партнеров не самыми выгодными для этих фирм. Произошло определенное смещение акцентов в их экспортной политике не в пользу нашей страны.

В частную собственность, в первую очередь иностранным предпринимателям, в Казахстане передано, по разным источникам, от 81 до 90 процентов промышленных предприятий 12 . Металлургическая промышленность России, остро нуждающаяся в казахстанских хромовых рудах, меди, свинце, титане, сейчас полностью зависит от иностранных фирм, ставших хозяевами промышленности республики.

В 1998 и 1999 годах на товарообороте между нашими странами негативно сказался уже российский экономический кризис августа 1998 года, который сделал невыгодными для России закупки за рубежом многих товаров. Производителям из Казахстана также стало невыгодным поставлять в Россию уголь, железную руду и другую продукцию. В результате казахстанский экспорт угля в Российскую Федерацию уменьшился в 2,7, а железной руды - в 2,4 раза 13 . Все это вместе взятое и привело в итоге к снижению доли Казахстана в торговле России со странами СНГ с 15,1 процента до 13,7 процента 14 .

Правда, российский дефолт имел и некоторые позитивные стороны: структура российского экспорта и импорта, в том числе и в отношении Казахстана, стала более прогрессивной. Так, доля машинотехнической продукции в российском экспорте увеличилась с 22 процентов в 1988-м году до 31,5 процента -

стр. 34


в 1999-м, удельный вес продукции химической отрасли возрос соответственно с 10,6 до 14,3 процента. В то же время доля минеральных продуктов уменьшилась с 31,2 процента до 21,4 процента, а черных и цветных металлов - с 14,3 до 10,6 процента. Интересно, что и в казахстанском экспорте в России произошли структурные перемены в благоприятную сторону: доля минеральных продуктов уменьшилась с 50,5 до 42 процентов, удельный вес изделий химии возрос с 15,5 до 21,5 процента 15 .

ПРИЗРАЧНЫЕ ВЫГОДЫ ОДНОСТОРОННИХ ДЕЙСТВИЙ

У продолжительного застоя во внешнеэкономических связях двух наших стран есть и много других причин. Это - и затянувшийся кризис в промышленности наших государств, в том числе и в экспорториентированных отраслях, и недостаточная согласованность финансово-кредитной политики, которая осложняет проблемы взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами обеих стран, и несовершенство нормативно-правовой базы торгово- экономических связей, и отсутствие должной информации о спросе и предложении на различные товары в наших государствах, в том числе на региональном уровне, и т. д.

В 1999 году сократился казахский импорт из России из-за введения Казахстаном временного запрета на ввоз из России 24 товарных групп - нефтепродуктов, ряда изделий из черных металлов, продовольственных товаров, за которые казахстанские импортеры расплачивались преимущественно сырьем (то есть существовал своеобразный межгосударственный бартер), что резко уменьшало поступление средств в госбюджет. Эти запреты впоследствии были отменены, но двусторонние экономические связи оказались к тому времени разорваны, и не все из них удалось восстановить.

Несколько раньше, в 1997 году, власти Казахстана приняли решение в одностороннем порядке изменить принципы взимания налога на добавленную стоимость (НДС). Хотя эти принципы были взаимно согласованы, применять их на практике два государства собирались одновременно лишь через несколько лет.

В результате односторонних действий Астаны российские товары попали под двойное налогообложение - НДС взимался с них и в своей стране, и в Казахстане. Только оценив неблагоприятные последствия снижения товарооборота с Россией, казахстанская сторона в июле 1998 года отменила свое решение.

Вопрос о высоких тарифах на железнодорожную транспортировку товаров по территориям обеих государств, введенных для иностранных перевозчиков, постоянно поднимается представителями Казахстана в ходе практически всех двусторонних экономических переговоров. Казахская сторона настаивает на предоставлении своим производителям и перевозчикам российских внутренних тарифов, которые у нас в стране частично дотируются государством.

В 1998 году Казахстан обратился к руководству Российской Федерации с предложением снизить на 25-30 процентов применяемые у нас железнодорожные тарифы на транзит казахстанской продукции по российской территории до морских портов Санкт-Петербурга, Новороссийска, Туапсе, Таганрога, Одессы, стран Балтии, а также на перевозку казахстанских грузов, направляемых российским потребителям. Со своей стороны Астана заявила о готовности на 30-40 процентов уменьшить тарифы для российских грузов, следующих по территории республики. Стороны договорились, что в рамках российско-казахстанской межправительственной комиссии по сотрудничеству должна быть образована рабочая группа по рассмотрению на взаимовыгодной компенсационной основе вопросов железнодорожных тарифов в соответствии с предложениями российских и казахстанских производителей и потребителей промышленной и сельскохозяйственной продукции 16 .

Однако российское министерство путей сообщения считает, что такой обмен льготами был бы неэквивалентным, выгодным только Казахстану, который нуждается в портах на российской и сопредельных территориях. Да и тонно- километраж перевозок казахстанских товаров в России во много раз превышал бы соответствующий показатель для российских товаров на железных дорогах Казахстана. В такой ситуации, по мнению МПС, возможны лишь конкретные договоренности по каждому конкретному маршруту и лишь на определенные группы товаров, импорт которых выгоден российской стороне; таковыми могут быть черные и цветные металлы, уголь, зерно. Данные льготы не должны, как полагает МПС, распространяться на транзитные грузы. В данном вопросе российская сторона исходит из того, что изменение порядка расчетов отрицательно скажется на конкурентоспособности российских производителей, приведет к необоснованным дополнительным потерям доходов российских железных дорог.

стр. 35


А ГОСУДАРСТВО - В СТОРОНЕ?

Российско-казахстанские внешнеторговые операции осуществляются в основном на уровне хозяйствующих субъектов, а не межгосударственных договоренностей. Государственные органы двух стран располагают лишь ограниченными возможностями регулировать и стимулировать российско- казахстанские внешнеэкономические связи, включая предоставление экспортерам субвенций, государственных гарантий и страхования инвестиций и экспортно-импортной деятельности, кредитную поддержку поставок отдельных видов продукции, оказание технического и технологического содействия в сооружении различных стратегически важных для экономик наших стран объектов, создание общего аграрного рынка двух государств. Правительства двух стран практически ничего не делают для исправления этого очевидного перекоса и расширения сферы своего влияния во внешнеэкономических связях.

Не отлажена система взаиморасчетов хозяйствующих субъектов двух государств и правовая база этих расчетов. Предприятия Казахстана часто не выполняют свои договорные обязательства (подобные факты, хотя и реже, имеют место и с российской стороны), а также решения Экономического суда СНГ. Взыскание долгов очень затруднено, поскольку институт судебных исполнителей и судебных приставов в межгосударственной юридической практике отсутствует, а наложить арест на имущество и банковские счета должника на твердом законном основании бывает крайне трудно.

В погоне за валютой казахстанские власти редко идут навстречу российским интересам в вопросах приватизации. Россия не раз изъявляла готовность приобрести некоторые предприятия сопредельного государства, но... в счет сокращения казахстанского долга России, а не за наличные, на что власти республики не соглашаются.

Внешнеэкономические связи Казахстана все больше ориентируются на третьи страны, которые все основательнее влияют на саму стратегию экономического развития республики, в то время как наше влияние в этой стране ослабевает. Свыше 80 процентов лицензий на геологоразведку и добычу полезных ископаемых выдаются фирмам западных государств, в то время как организациям из России и других государств СНГ достаются считанные единицы из нескольких сотен лицензий, распределяемых ежегодно 17 .

Казахстанская сторона не прекращает попыток добиться от России односторонних уступок финансово-экономического характера. Одно за другим выдвигаются требования необоснованных выплат за использование Россией военных объектов, а также ракетно-космического комплекса "Байконур" на территории республики. Переговоры по этим вопросам проходят крайне трудно, при этом национальные интересы России не учитываются.

СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ "ЮВЕЛИРЫ" ОТ ЭКОНОМИКИ

Нынешнее состояние торгово-экономических связей между Россией и Казахстаном негативно сказывается и на развитии нашей экономики.

В частности, возникли большие трудности с обеспечением российских металлургических предприятий рудным сырьем, добыча которого в Казахстане все время сокращается. Горнодобывающие и горнообогатительные заводы и комбинаты республики при отсутствии государственной поддержки морально и физически стареют, производство на них не растет, а доля сырья, направляемого на экспорт в западные страны, все время увеличивается. Справедливости ради, однако, нужно сказать, что Россия упустила возможность проникновения в эти отрасли Казахстана. Если бы у нас в свое время нашлись средства, чтобы направить их на обновление и реконструкцию горнорудной промышленности этой республики, удалось бы избежать многих трудностей с поставками сырья, с которыми теперь сталкивается наша металлургия на востоке страны. Впрочем, инвестиционные возможности России в девяностых годах, как, собственно, и сейчас, были ограниченными, и деньги на эти цели вряд ли удалось бы изыскать.

Сокращение объемов внешнеэкономического сотрудничества России и Казахстана не является необратимым.

Экономики обеих стран по-прежнему взаимозависимы, и потому еще много лет наши хозяйственные связи будут являть собой объективную реальность, не учитывать которую не могут ни политики, ни экономисты. Но работа по укреплению и развитию этих связей должна быть поистине ювелирной. Она требует от обеих сторон терпения, трезвости, тщательного расчета и определенной отстраненности от конъюнктурщины и политиканства. Важно по возможности уйти от "разборок" и "выяснения отношений" при решении вопроса о том, кто виноват в ослаблении хозяйственных связей наших стран, и больше смотреть на перспективу, проявляя максимальный прагматизм при понимании того, что в силу исторических обстоятельств и географической близости нам еще долго находиться в одной "экономической лодке", и было бы недальновидным ее раскачивать.


1 Бюллетень IV квартала 1999 года Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

2 Р.Ю. Андреещев. "Проблемы торгово-экономических отношений России и Казахстана" Доклад на научной конференции "Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века", февраль 2001. Дипломатическая академия МИД РФ.

3 Там же.

4 К вопросу о межрегиональном приграничном сотрудничестве с Казахстаном. Справка Третьего департамента стран СНГ МИД России, июнь 2000.

5 Николаенко В. Перспективы двусторонних отношений. Российская Федерация, 1999 N 19(117).

6 Отчет о работе Торгового представительства Российской Федерации в Республике Казахстан за 2000 год.

7 Токаев К. Политика новой эпохи. Российская Федерация, 1999. N 19(117).

8 Торгово-экономическое сотрудничество Казахстана с Российской Федерацией. Справка Третьего департамента стран СНГ МИД России, декабрь 1998.

9 Письмо министерства Российской Федерации в МИД России N КВ- 243 от 31 мая 2000.

10 Письмо министерства топлива и энергетики Российской Федерации в МИД России N ПН-4675 от 8 июня 2000.

11 См. ссылку 2.

12 Николаенко В. Россия и Казахстан. "Международная жизнь", 1998. N 11-12, с. 93-96.

13 Российско-казахстанское Торгово-экономическое сотрудничество. Справка Третьего департамента стран СНГ МИД России сентябрь 1999.

14 См. ссылку 1.

15 Данные Государственного таможенного комитета России, 2000.

16 О железнодорожных тарифах. Справка Третьего департамента стран СНГ МИД России, февраль 2001.

17 Экономика Республики Казахстан. Справка Третьего департамента стран СНГ МИД России, сентябрь 1997.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ОДИН-ШАГ-ВПЕРЕД-ДВА-ШАГА-НАЗАД

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. АНДРЕЕЩЕВ, ОДИН ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 17.03.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ОДИН-ШАГ-ВПЕРЕД-ДВА-ШАГА-НАЗАД (дата обращения: 26.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Р. АНДРЕЕЩЕВ:

Р. АНДРЕЕЩЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
451 просмотров рейтинг
17.03.2023 (620 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Зима – это время, когда организм особенно нуждается в поддержке. Холодные месяцы приносят не только морозы и снежные пейзажи, но и сезонные простуды, снижение энергии и общую уязвимость иммунной системы. Чтобы пережить этот период без потерь, важным элементом заботы о здоровье становится полноценное питание, богатое витаминами и минералами. Рассмотрим, как правильно организовать рацион для всей семьи зимой, чтобы сохранить силы, бодрость и иммунитет.
Каталог: Медицина 
17 минут назад · от Қазақстан Желіде
ORIENTALISTS ABOUT ORIENTAL STUDIES: (1) Introduction to Oriental Studies. General course. (2) Concepts of modern Oriental studies
Каталог: Вопросы науки 
13 часов(а) назад · от Urhan Karimov
MIKHAIL KHARITONOVICH SVANIDZE (1927-2013)
Каталог: История 
14 часов(а) назад · от Urhan Karimov
YURI VLADIMIROVICH SHCHEKA (1946-2013)
Каталог: Вопросы науки 
14 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CENTER FOR ENERGY AND TRANSPORT RESEARCH OF THE INSTITUTE OF ORIENTAL STUDIES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES
16 часов(а) назад · от Urhan Karimov
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.К. ШАГИНЯНА "НАХИЧЕВАНЬ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА"
Вчера · от Urhan Karimov
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2012 г.
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
ОТ РОССИЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА К СОВЕТСКОЙ ИРАНИСТИКЕ. ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР И ЕГО ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПАТРИМОНИАЛИЗМ VS СУЛТАНИЗМ: "АРАБСКАЯ ВЕСНА" И СУДЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ГОСПОДСТВА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ ТАНГУТОВ
Каталог: Экология 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ОДИН ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android