Libmonster ID: KZ-1970
Автор(ы) публикации: В. ГРАЙВОРОНСКИЙ

В. ГРАЙВОРОНСКИЙ, доктор исторических наук

В журнале "Азия и Африка сегодня", N 12, 2000 год, была опубликована статья, посвященная экономическим преобразованиям в Монголии. Сегодня, продолжая тему, мы публикуем материал, в котором рассказывается о переменах во внешней и внутренней политике страны, а также о новом в социальной и культурной жизни Монголии.

Прошло десять лет со времени победы мирной демократической революции в Монголии в 1990 году, происшедшей под непосредственным и сильным влиянием революционных системных преобразований в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах Восточной Европы и в результате накопившихся внутренних противоречий. За эти годы во всех областях жизни страны и народа произошли радикальные изменения, которые заслуживают специального и внимательного изучения, как с научной точки зрения, так и с позиции национальных интересов России.

Обе страны связывают многовековые традиции политических, торговых, экономических, военных, культурных, научных и гуманитарных связей. Особенно тесными и специфическими они были на протяжении почти 70 лет после победы национально-демократической революции в Монголии в 1921 году и до начала 90-х годов. В конкретных исторических условиях начала XX века по ряду объективных и субъективных причин тогдашняя политическая элита Монголии избрала единственно верный путь национального спасения - путь ориентации и опоры на Россию. В результате установления и последовательного развития отношений между лидерами национально-демократического движения Монголии, с одной стороны, и представителями Советской России, большевиков и Коминтерна, с другой стороны, Монголия первой среди стран Востока избрала советскую модель развития и неуклонно следовала ей вплоть до конца 80-х годов ушедшего столетия.

Характерная особенность этого развития состояла в том, что впервые в мировой истории была предпринята беспрецедентная попытка реализации на практике марксистско-ленинской доктрины о некапиталистическом пути перехода слаборазвитых стран к социализму в масштабе отдельной самостоятельной страны. Несмотря на то, что грандиозный по своему замыслу, глобальный по масштабам и уникальный по длительности, но противоречивый и драматический по своим результатам социалистический эксперимент в ряде стран Европы и Азии в целом завершился неудачей, Монголия при помощи СССР добилась на этом пути значительного прогресса.

Тем не менее, в ходе мирной демократической революции 1990 года Монголия первой же среди социалистических стран Востока официально отказалась от прежней, советской модели тоталитарно-государственного социализма и встала на путь перехода к многопартийной политической системе, рыночным отношениям, развитой демократии и открытой внешней поли-

стр. 12


тике. Вступив на этот путь, она, как и Россия, столкнулась с огромными политическими и экономическими трудностями, которые были усугублены из-за чрезмерно высокой степени зависимости ее экономики от помощи Советского Союза, достигавшей 30 процентов ВВП.

Опираясь на личный многолетний опыт изучения страны, ее истории и современного положения, а также на опыт работы в посольстве России в Монголии в 1996-2000 годах, я не могу не придти к выводу, что радикальные изменения, происшедшие в Монголии, так же, как, впрочем, и в России, неоднозначны и противоречивы и несут в себе как "позитив", так и "негатив".

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ, СУДЯ ПО ВСЕМУ, НЕОБРАТИМЫ

В политической области законодательно ликвидирована монополия одной политической партии на власть, заложены правовые и практические основы для становления многопартийной политической системы. Если до начала 90-х годов на протяжении почти 70 лет в стране существовала и бессменно находилась у власти только одна партия - Монгольская народно-революционная (МНРП), то в настоящее время в стране зарегистрированы и существуют более 20 политических партий. Наиболее крупные и влиятельные из них - МНРП, Монгольская национально-демократическая партия (МНДП), Монгольская социал-демократическая партия (МСДП), Монгольская новая социалистическая демократическая партия (МНСДП), Монгольская партия гражданского мужества (МПГМ) и другие. Процесс образования, объединения и разъединения партий продолжается и, по всей видимости, еще далек от своего завершения. Об этом, в частности, свидетельствуют недавние расколы в МНДП и МСДП, образование новых партий - МНСДП и МПГМ, недавнее заявление руководящих органов МНДП, МСДП и некоторых других партий о намерении объединиться в одну организацию.

В очередных парламентских выборах, состоявшихся 2 июля 2000 года, приняли участие 13 политических партий и 3 партийных блока. В выборах местных органов власти, прошедших 1 октября, - 2 партийных блока из 14 партий, 2 самостоятельные партии и независимые кандидаты. В ходе этих выборов МНРП удалось взять убедительный реванш за свое крупное поражение в 1996 году, когда коалиция "Демократический союз МНДП и МСДП" впервые в истории страны одержала победу над МНРП и в течение четырех лет - с июля 1996-го по июль 2000 года - находилась у власти. На последних парламентских выборах МНРП завоевала 72 из 76 мест в Великом Государственном Хурале, являющимся высшим законодательным органом страны. Сейчас на Западе и в России можно нередко слышать, что, мол, опять в Монголии к власти вернулись коммунисты. Однако нынешняя МНРП существенно отличается от той партии, которая существовала до начала 1990-х годов. Она реформировалась в левоцентристскую партию социал-демократического типа, что нашло международное признание в виде приема ее в Социнтерн.

За истекшее десятилетие в стране при активном участии большинства населения более 10 раз прошли свободные, демократические президентские, парламентские и местные выборы. За этот период находились у власти: дважды - МНРП (в 1990-1996 годы и с июля 2000 года по настоящее время), и один раз - блок молодых оппозиционных партий - МНДП и МСДП (с 1996 года по июнь 2000 года). Таким образом, монголы уже приобрели практический опыт сравнения эффективности пребывания у власти различных политических сил, в том числе молодых, по-прежнему претендующих на авангард демократического развития страны. Как показали итоги последних парламентских и местных выборов, на данный момент абсолютное большинство населения страны, разочаровавшись в результатах четырехлетнего правления МНДП и МСДП, отдают предпочтение МНРП.

Важнейшим политическим событием в жизни страны и народа стало принятие в 1992 году новой демократической Конституции Монголии. Конституция провозгласила, что Монголия - это суверенная, независимая республика, высшей целью которой является построение гуманного, гражданского, демократического общества 1 . Декларировано, что основные принципы деятельности государства состоят в обеспечении демократии, справедливости, свободы, равенства и национального единства, приоритета закона. Вся власть в стране принадлежит народу. Экономика страны носит многоукладный характер и развивается в соответствии с тенденциями развития мировой экономики и специфическими особенностями своей страны. Государство признает любые формы общественной и частной собственности, осуществляет регулирование экономики с целью обеспечения национальной безопасности, развития всех хозяйственных укладов и улучшения социального положения населения. В связи с тем, что животноводство традиционно, играет особо важную роль в экономике страны, в Конституции Монголии специально указано, что скот является национальным богатством и находится под охраной государства. Земля, ее недра, леса, вода, животный и растительный мир, а также другие природные богатства принадлежат народу и находятся под защитой государства. Разрешена частная собственность на землю, за исключением пастбищ, земель общего пользования и земель специального государственного назначения. Однако этим правом могут воспользоваться только граждане Монголии. Иностранцы имеют право на аренду земли сроком до ста лет. 2

Одно из важнейших демократических завоеваний, закрепленных в новой Конституции, заключается в том, что в ней впервые за всю многовековую историю Монголии наиболее полно и развернуто нашли отражение современные передовые понятия о правах и свободах человека. Конституция запрещает дискриминацию человека по таким признакам, как национальность, этническая принадлежность, язык, цвет кожи, возраст, пол, социальное происхождение и положение, зажиточность, род занятий, служебное положение, вероисповедание, мировоззрение и образование. 3

Согласно Конституции Монголия является парламентской республикой с президентской формой правления. Президент выступает в качестве главы государства и выразителя единства народа. Он избирается сроком на четыре года. В настоящее время президентом страны является Н. Багабанди, главой правительства, высшего органа исполнительной власти, - Н. Энхбаяр, бывший председатель МНРП и руководи-

стр. 13


тель партийной фракции в прежнем составе парламента.

За прошедшее десятилетие выявились как преимущества, так и недостатки новой складывающейся политической системы. За этот период четырьмя составами парламента страны были приняты около 400 новых законов, внесены изменения и дополнения более чем в 300 ранее принятых законов. Иначе говоря, много сделано для формирования новой правовой базы перехода к рыночным отношениям и новой модели развития. Вместе с тем, большое число изменений и дополнений, часто вносимых в ранее принятые законы и постановления, свидетельствует о несовершенстве законодательного процесса.

Наглядным показателем роста общественной и политической активности населения после демократической революции 1990 года служит тот факт, что в настоящее время в стране с населением в 2,4 миллиона человек зарегистрированы свыше 1000 неправительственных, общественных организаций.

ПО ПУТИ "ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ"

Как и в России, экономическая реформа в Монголии шла вначале по пути "шоковой терапии" и сопровождалась обострением кризиса, резким падением производства, галопирующей инфляцией (до 325 процентов в 1992 году), ростом безработицы и обнищания населения и др. Однако уже в середине 90-х годов при помощи стран-доноров и международных организаций, а также благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, макроэкономические показатели удалось стабилизировать, снизить темпы инфляции до шести процентов в 1998 году и выйти на уровень двух-трехпроцентного среднегодового прироста ВВП 4 . В частности, в 1999 году он составил (в сопоставимых ценах 1995 года) три процента 5 ). В начале 90-х годов поэтапно были либерализованы цены, начата приватизация государственной и кооперативной собственности. Сейчас в стране функционируют более 32 тысяч частных хозяйствующих субъектов, свыше половины из них сосредоточены в столице Улан-Баторе. В частном секторе занято 480 тысяч работающих, или почти 60 процентов всего экономически активного населения. 6 По состоянию на начало 2000 года было приватизировано почти 90 процентов недвижимости, 95 процентов малых и средних и 70 процентов относительно крупных предприятий. 7 По данным монгольской статистики, в частном секторе производится около 70 процентов ВВП.

Сельское хозяйство продолжает оставаться основной отраслью экономики страны. В условиях перехода на общепринятую международную методику расчета ВВП, а также в результате спада национального промышленного производства и определенных достижений

в животноводстве, доля сельского хозяйства в структуре ВВП в рассматриваемый период увеличилась с 15,2 процента в 1990-м до 35,7 процента в 1999 году. 8 За прошедшие 10 лет в структуре аграрного сектора страны также произошли большие изменения, но неоднозначные и противоречивые. Наибольшие успехи были достигнуты в количественном росте основного богатства - скота. Поголовье скота в стране в 1990- 1999 годы увеличилось с 25,9 миллиона до рекордного уровня - 33,6 миллиона голов, или почти на 30 процентов. 9 Однако в результате бескормицы в начале 2000 года погибло около трех миллионов голов скота. Многие араты - животноводы - лишились скота, основного источника средств к существованию. Общий ущерб от этого стихийного бедствия оценивается в 80 миллионов тугриков 10 .

В 90-х годах в результате поспешной, непродуманной и недостаточно организованной приватизации в госхозах и сельскохозяйственных объединениях (СХО) растениеводство оказалось в глубоком кризисе, из которого оно пока еще не вышло. Резко сократились посевные площади и производство зерна, в том числе основной продовольственной культуры - пшеницы. Если производство мяса на душу населения осталось приблизительно на прежнем уровне - около 120 килограммов в год, молока - увеличилось до 200 литров, или почти на треть, то производство зерна сократилось почти в 5 раз, картофеля - в 2,5 раза, овощей - на 20 процентов. 11

Существенные изменения произошли в структуре промышленного производства. При росте продукции горнодобывающей промышленности в три раза объем производства в обрабатывающих отраслях сократился на 70 процентов. 12

В 1999 году производство валовой промышленной продукции составило 490,9 миллиардов тугриков, или увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 1,3 процента. 13 Однако, объем промышленного производства в целом еще не достиг дореформенного уровня. Возрождение национального производства остается одной из наиболее актуальных проблем экономического развития страны на ближайшие годы.

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ - ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ

В социальной сфере позитивные изменения характеризуются обновлением законодательства о труде и его оплате, реформированием системы социального страхования и социальной защиты, установлением и постепенным повышением минимальной почасовой оплаты труда, прожиточного минимума, размеров пенсий и пособий, осуществлением реформ в области здравоохранения, образования, науки и культуры. В последние годы государство выплачивает единовременные денежные компенсации родственникам жертв политических репрессий 30-х годов.

Вместе с тем, внезапный, неподготовленный переход к новым, рыночным отношениям методом " шоковой терапии" в условиях экономического кризиса в начале 90-х годов, как и в России, сопровождался резким снижением жизненного уровня большинства населения страны, ростом инфляции, безработицы, бедности и т.д. В 1992 году темпы инфляции достигли своего пика, однако, в дальнейшем благодаря жесткой монетарной политике правительства страны, а также помощи стран-доноров и международных финансово- кредитных организаций

Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Азиатского банка развития (АБР) и других - их удалось снизить до шести процентов в 1998 году. В 1999 году общий индекс потребительских цен и тарифов вырос на десять процентов. 14 По сравнению с 16 января 1990 года, когда был начат первый этап либерализации потребительских цен, их общий индекс вырос почти в 90 раз 15 (!), в то время как средняя зарплата бюджетников росла приблизительно вдвое медленнее. Сейчас минимальная зарплата работников государственных бюджетных предприятий и учреждений составляет около 36 тысяч тугриков (почти 36 долларов) в месяц, минимальный размер пенсии - 16 тысяч тугриков (около 16 долларов). 16

Одной из наиболее острых социальных проблем современной Монголии была и остается проблема бедности. Согласно результатам специального исследования, проведенного при содействии ВБ в 1995 году, 36,3 процента населения страны жило ниже официальной черты бедности. 17 Понимая всю остроту этой проблемы, в 1994 году правительство Монголии при содействии международных организаций и стран-доноров разработало и осуществило Национальную программу сокращения бедности, рассчитанную на 1994-2000 годы. Насколько известно, общие итоги ее выполнения официально пока не опубликованы, но очевидно, что главная ее цель - снизить удельный вес бедного населения до десяти процентов - не была достигнута. По данным монгольской статистики, основанным на результатах специального исследования, проведенного в 1998 году, число бедняков в стране составляло около 850 тысяч - это 35,6 процента населения. 18 Иными словами, каждый третий монгол живет ниже официальной черты бедности, которая в зависимости от места проживания (столица Улан-Батор, аймачный центр, сельская местность) колеблется в пределах от 13 до 17 тысяч тугриков, то есть 13-17 долларов. 19 Таким образом, в 1995-1998 годы, несмотря на принятые меры, удельный вес бедного населения в масштабе страны сократился всего лишь на 0,7 процента, то есть

стр. 14


фактически остался почти на прежнем уровне. При этом абсолютная его численность не только не уменьшилась, но возросла. Борьба с бедностью - одна из ключевых проблем во внутриполитической борьбе между политическими партиями.

Проблема бедности неразрывно связана с другими острыми социальными проблемами, в частности, с безработицей. Согласно монгольской статистике, в 1997-1999 годах численность официально зарегистрированных безработных в стране удалось сократить с 63,7 тысячи человек до 39,7 тысячи, или с 8,1 до 5,2 процента активно занятого населения. 20 Эти данные широко использовались во внутриполитической борьбе между правящей коалицией "Демократический союз МНДП и МСДП" и оппозиционной МНРП в 1996-2000 годы Вместе с тем известно, что в настоящее время в стране насчитывается около 150 тысяч безработных, среди которых более половины составляют женщины. 21

Несмотря на принимаемые меры, продолжают расти преступность, коррупция, проституция, детская беспризорность. Относительно новое социальное зло для Монголии - появление и постепенное распространение наркомании и наркобизнеса. На данный момент в стране официально зарегистрирован лишь один больной СПИДом, однако, как утверждают монгольские медики, это не означает, что реальная ситуация действительно такая благополучная.

КУЛЬТУРА БЕЗ ЦЕНЗУРЫ

По нашим наблюдениям, характер и направление изменений в области культуры и искусства Монголии во многом схожи с теми, которые происходят в России. С одной стороны, устранение жесткого партийного, идеологического контроля и цензуры открыло новые возможности для свободы творчества, возрождения некоторых старых, традиционных и появления новых видов и жанров искусства, причем особенно быстро развивается современная массовая попкультура. С другой стороны, отсутствие необходимых финансовых средств, недостаточное финансирование из госбюджета вынуждает многие творческие коллективы театров, ансамблей народной песни и танца, кинотеатров, музеев, библиотек и других учреждений культуры выискивать пути выживания в трудных условиях перехода к рыночным отношениям, искать спонсоров и дополнительные источники финансирования, сдавать часть своих помещений в аренду и т.д. Несмотря на эти объективные и субъективные трудности, культура и искусство Монголии продолжают развиваться и все шире получают признание в мире. В последние годы с успехом прошли выставки палеонтологических находок, традиционного и современного изобразительного искусства, гастроли ансамблей народной песни и танца, артистов цирка Монголии в Японии, Западной Европе, США и других странах.

НОВЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

В основном завершено реформирование государственной системы образования, ранее созданной при помощи СССР и по советскому образцу. Сейчас в качестве модели взяты системы образования, существующие в других развитых индустриальных странах. Общее число общеобразовательных школ в 1990-1999 годы возросло с 634 до 668, численность учащихся в них - с 440,9 до 470 тысяч. Однако при этом процент охвата детей школьного возраста снизился с 87,5 до 80 процентов, а численность учителей - с 20,6 тысячи до 18,5 тысячи. 22

Наибольшие изменения произошли в области профессионального среднего и высшего образования. Общее число профессиональных учебных заведений увеличилось с 84 в 1990 году до 157 в 1999 году, или почти вдвое. При этом резко Изменилось соотношение между государственными и частными учебными заведениями. Если в 1990 году все профессионально-технические и высшие учебные заведения принадлежали государству, то в 1999 году их число сократилось до 70, а число частных достигло 87. При этом столь стремительный рост частных учебных заведений наблюдался, прежде всего, в сфере высшего образования, где всего за нескольких лет появились 83 частных колледжа и вуза, в которых в настоящее время обучается около трети всех студентов. 23 Большинство бывших государственных институтов преобразованы в государственные университеты, в составе которых, как правило, функционируют несколько институтов или колледжей. Сейчас в стране насчитывается восемь государственных университетов, наиболее крупными из которых являются Национальный, Технический, Педагогический, Сельскохозяйственный, Медицинский, Культуры и искусства. В государственных колледжах, институтах и университетах в 1999/2000 учебном году обучались свыше 70 тысяч студентов. Независимо от форм собственности получение высшего образования переведено на платную основу. Создан и функционирует государственный фонд обучения, который предоставляет студентам кредиты для оплаты обучения на возвратной основе. Около двух тысяч монгольских граждан ежегодно направляется государством на учебу в вузы зарубежных стран. 24 Государство ежегодно выделяет около двух миллиардов тугриков (примерно два миллиона долларов) для подготовки магистров и докторов наук в Японии, США, Великобритании, Германии, России и других странах.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: "МНОГООПОРНАЯ" И ОТКРЫТАЯ

Современная Монголия проводит так называемую "многоопорную" открытую внешнюю политику, которая нашла свое юридическое оформление в Концепции внешней политики Монголии, принятой в 1994 году. Главная цель внешней политики состоит в надежном обеспечении независимости, суверенитета и коренных национальных интересов страны путем поддержания дружественных отношений со всеми странами, создания сети взаимоувязанных политических, экономических и других интересов с влиятельными региональными и мировыми державами, не допуская при этом попадания в чрезмерную зависимость от какой-либо одной страны и не участвуя в блоках. Согласно Концепции внешней политики Монголии, приоритетными направлениями являются развитие отношений, прежде всего, с двумя великими соседями - Россией и Китаем, а также с США, Японией, Германией и другими развитыми странами Запада и Востока, активное участие в политической и экономической интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), сотрудничество с международными организациями -ООН, ее специализированными организациями, в также с МВФ, ВБ, АБР, Европейским Союзом и другими. Монголия в настоящее время поддерживает дипломатические отношения со 140 странами мира, она - член 48 международных организаций. 25

С 1991 года по инициативе Японии создано и продолжает развиваться международное движение в поддержку развития Монголии на пути к рынку и демократии. В 1990-2000 годах страны-доноры и международные финансово-кредитные организации предо-

стр. 15


ставили Монголии льготные кредиты и безвозмездную помощь на общую сумму свыше 1,7 миллиарда долларов из 2,3 миллиарда обещанных. 26 В июне 1999 года впервые в Улан-Баторе состоялась 7-я встреча доноров Монголии, в которой приняли участие представители 24 стран и 11 международных организаций. Ее участники в целом положительно оценили работу монгольского правительства по использованию иностранной помощи и дали обещание предоставить льготные кредиты и безвозмездную помощь в размере 320 миллионов долларов. 27 Основной объем иностранной помощи идет на разработку и реализацию конкретных программ и проектов, направленных на развитие, прежде всего, геологоразведочных работ, горнодобывающей промышленности, инфраструктуры, а также частично на решение социальных проблем.

Правительство Монголии, независимо от того, какая или какие политические партии в данный момент находятся у власти, как правило, последовательно и настойчиво проводит политику привлечения прямых иностранных инвестиций. За прошедшее десятилетие с полным или частичным участием иностранного капитала из 60 стран (главным образом из Китая, Японии, России, США и других стран) в Монголии созданы свыше 1200 предприятий, инвестиции в которые превышают 300 миллионов долларов. 28 Однако нынешний объем иностранных инвестиций здесь рассматривается как недостаточный, принимаются меры, направленные на их увеличение.

НОВЫЙ ЭТАП В РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Российско-монгольские отношения также претерпели существенные изменения. Россия перестала быть, подобно бывшему Советскому Союзу, главным союзником, покровителем, защитником и донором Монголии, ушли в прошлое особые отношения типа "старший брат - младший брат". Оказавшись в крайне тяжелом экономическом положении после распада СССР и прекращения щедрой советской помощи, Монголия официально отказалась от прежней политики односторонней ориентации на Россию, провозгласила курс на установление одинаково дружественных отношений с Россией, Китаем и другими влиятельными странами мира, в том числе с США, Японией, Германией и другими, на активное сотрудничество с международными финансовыми организациями. Новые принципы и характер взаимоотношений между Россией и Монголией были закреплены в межгосударственном Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве, подписанном в Москве 20 января 1993 года во время официального визита в Россию первого президента Монголии П. Очирбата.

Так начался новый этап в истории российско-монгольских отношений, который в первые годы характеризовался резким спадом во всех областях. Достаточно сказать, что общий объем товарооборота между двумя странами сократился с 1233,7 миллиона долларов в 1990 году, когда еще существовали СССР и МНР, до 190,8 миллиона долларов в 1998 году 29 , то есть почти в 6,5 раза. 1999 год стал, по существу, первым годом, когда дальнейшее падение двустороннего товарооборота было приостановлено и даже наметился небольшой рост - до 198 миллионов долларов. 30 В тот же период товарооборот монголо- китайской торговли продолжал последовательно и непрерывно расти и увеличился с 33,6 миллиона в 1990 году до 285,8 миллиона долларов в 1999 году 31 , или в 8,5 раза. Только в одном 1999 году он вырос сразу почти на 110 миллионов долларов и впервые за многие последние десятилетия превысил объем российско-монгольской торговли. Россия пока еще сохраняет ведущие позиции в импорте Монголии (доля нашей страны в общем импорте Монголии составляет 29,2 процента), однако в экспорте этой страны она (13,5 процента в общем экспорте Монголии) уже существенно уступает Китаю (58,1 процента). 32 Таким образом, можно констатировать, что за последние десять лет позиции России в экономике Монголии существенно ослабли, а позиции Китая и других стран заметно укрепились. Вместе с тем, такие крупные совместные российско-монгольские предприятия, как горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт", хозяйственное объединение " Монголросцветмет" и акционерное общество "Улан-Баторская железная дорога", созданные еще во времена СССР, продолжают играть жизненно важную роль в экономике страны. Кроме них за последние десять лет были учреждены и работают еще более 200 относительно небольших российских или совместных предприятий с общим капиталом свыше 14 миллионов долларов. 33

Согласно Концепции внешней политики Монголии, отношениям с Россией, как и с Китаем, придается приоритетное значение. Нынешнее состояние российско- монгольских отношений в целом можно охарактеризовать, как постепенный последовательный процесс восстановления и развития старых и установления новых связей и сотрудничества во всех областях, преодоления тенденций дальнейшего ослабления позиций России, формирования нового, более эффективного в рыночных условиях механизма взаимодействия на различных уровнях - федеральном, региональном, приграничном и прямых связей между отдельными предприятиями, компаниями и организациями двух стран. Президент России В.В. Путин во время недавнего первого официального визита в Монголию в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что Россию и Монголию связывают не только общая протяженная граница, но и глубокие традиции всесторонних связей, дружбы и сотрудничества, взаимная заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества, что между нашими странами отсутствуют какие-либо политические проблемы, что их позиции по основным международным проблемам очень близки или идентичны, что существующие в торгово- экономических отношениях нерешенные вопросы могут быть урегулированы в ходе переговоров.

Продолжает работать российско-монгольская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, недавно в Улан- Баторе состоялось ее 8-е заседание. К сожалению, частые смены правительств в обеих странах и, соответственно, председателей национальных частей комиссии в недавнем прошлом и другие факторы негативно сказались на эффективности ее работы.

С удовлетворением следует отметить, что в последние годы заметно активизируется сотрудничество на региональном и приграничном уровне, в котором, наряду с такими традиционными партнерами с российской стороны, как Иркутская область, Республика Бурятия, Алтайский край, Читинская область и другие соседние субъекты РФ, все более активное участие принимают Кемеровская область и Татарстан. В октябре 1999 года в Улан-Баторе с большим успехом прошли Дни Москвы.

Благодаря совместным усилиям в последние годы достигнуты определенные сдвиги в восстановлении и развитии культурного и научного сотрудничества. В 1998 году были подписаны Программа научного и культурного сотрудничества на 1999-2000 годы, Протокол о сотрудничестве между Министерством культуры РФ и Министерством просвещения Монголии на 1999-2001 годы. Состоялся обмен выставками современного искусства. По просьбе монгольской стороны Министерство образования России, начиная с 1999/2000 учебного года, увеличило ежегодную квоту со 100 до 130 мест для монгольских студентов, аспирантов и стажеров, обучающихся в вузах России за счет федерального бюджета. Качественно новым и очень важным моментом в двустороннем сотрудничестве в области высшего образования за последние годы стало создание в столице Улан-Баторе филиалов ряда известных российских вузов, в том числе Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Российской экономической академии имени Плеханова (РЭА), Московского энергетического института (МЭИ) и других вузов, причем не только Москвы, но также Иркутска, Улан-Удэ и Кемерово.

стр. 16


Постепенно восстанавливается и развивается научное сотрудничество между академиями наук обеих стран. В 1999 году в Монголии прошли Дни российской науки, посвященные 275-летию создания Российской академии наук (РАН). Несмотря на финансовые и другие трудности, многие академические институты обеих стран продолжают сотрудничать и добиваются заметных результатов. Возобновили свою работу некоторые совместные научно- исследовательские экспедиции, в том числе с участием ученых из третьих стран. В 1998 году под эгидой ЮНЕСКО в Улан-Баторе был учрежден Международный институт по изучению кочевых цивилизаций, ассоциированным членом которого стал Институт востоковедения РАН.

Вместе с тем, на фоне быстро прогрессирующих политических, торгово-экономических, культурных и иных связей Монголии с другими развитыми государствами Востока и Запада нынешние темпы восстановления и развития всестороннего сотрудничества между Россией и Монголией, по нашему мнению, недостаточно динамичны и не в состоянии преодолеть неблагоприятную тенденцию ослабления позиций России в этой стране и субрегионе. Можно надеяться, что недавний визит В.В. Путина в Монголию придаст новый, достаточно сильный импульс для развития двусторонних отношений и преодоления вышеназванной тенденции.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что Монголия, подобно России, другим странам СНГ и многим бывшим социалистическим странам Восточной Европы, бесповоротно встала на путь всестороннего реформирования жизни общества на основе принципов рыночных отношений, правового государства и открытой внешней политики. Она прошла первый, наиболее сложный и болезненный участок этого пути, на котором столкнулась с большими политическими и экономическими трудностями, однако с помощью международного сообщества, прежде всего стран- доноров и международных организаций, добилась определенных успехов в преобразовании политической, экономической, правовой и иных систем, преодолении экономического кризиса, стабилизации макроэкономических показателей.

Предварительные итоги социального и экономического развития страны в 2000 году свидетельствуют об улучшении основных макропоказателей по сравнению с прошлым годом. Существенно сократился дефицит госбюджета, заметно вырос внешнеторговый оборот (что во многом связано с начавшимся ростом мировых цен на медный концентрат, являющийся одной из главных статей монгольского экспорта). Вместе с тем, финансовое и экономическое положение страны в целом продолжает оставаться весьма сложным и нестабильным, еще не преодолены кризисные явления в возрождении национального промышленного производства, земледелия, реформировании банковской сферы, по-прежнему остро стоят многие экономические и социальные проблемы.

ЧЕТЫРЕХЛЕТКА РЕФОРМ: ЧТО ОНА СУЛИТ МОНГОЛАМ?

Недавно опубликована программа деятельности нового правительства Монголии на ближайшие четыре года. Она представляет собой обширный документ, в котором нашли отражение основные цели и задачи государственной политики в области социальных отношений, экономики, регионального и сельского развития, экологии, обороны, внешней политики, ликвидации кризиса власти и укрепления порядка, а также пути их достижения. Основные задачи сформулированы следующим образом:

- продолжать и углублять экономическую реформу, обеспечить более высокий экономический рост;

- проводить экспорториентированную экономическую политику и обеспечить стабильно высокий рост; отдавая приоритет образованию и культуре, развивать человека как главную опору развития;

- повышать жизненный уровень народа путем совершенствования распределения общественного богатства и доходов, формирования эффективной системы социальной защиты;

- обеспечить утверждение и реализацию концепции регионального развития, уменьшить различия в уровне развития между городами и сельской местностью, а также разницу в уровне жизни населения между ними;

- разрабатывать и эффективно осуществлять государственную социально-экономическую политику в соответствии со специфическими особенностями страны, установить высокоэффективное и ответственное управление. 34

Таким образом, нынешнее правительство Монголии намерено продолжать экономическую и другие реформы, но при этом больше по сравнению с предыдущими правительствами, сформированными бывшим " Демсоюзом МНДП и МСДП", учитывать специфические особенности развития своей страны и по возможности минимизировать тяжелые социальные последствия этих реформ для основной массы населения. Новое правительство Монголии заявило, что оно будет по- прежнему проводить открытую многоопорную внешнюю политику, в том числе приоритетно развивать добрососедские, дружественные отношения и всестороннее сотрудничество с Россией.


1 Монгол улсын ундсэн хууль (Конституция Монголии). Улаанбаатар (У Б), 1992, с. 3.

2 Там же, с. 4-5.

3 Там же, с. 7-11.

4 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian statistical yearbook. 1999. УБ., 2000,с. 63.

5 Там же, с.52.

6 E-mail daily news gandbold @ magicnet.mn (далее - edn) N 172, 04.09.2000.

7 edn N 175, 07.09.2000.

8 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. 1999, с. 84.

9 Там же, с.86.

10 edn N 212Ю 30.10.2000.

11 Монголулсын статистийн эмхтгэл. 1999,с. 85.

12 Там же, с. 122.

13 Там же, с.114-115.

14 Там же, с.63.

15 Монгол хуний хегжлийн илгтэл - 2000. УБ., 2000, с. 62.

16 "Онеедер", 28.04.2000.

17 Монгол хуний хегжлийн илгтэл. 2000, с. 26 и др.

18 Там же.

19 Хун амын амьжиргааны тувшний судалгаа. 1998. УБ., с. 20 и др.

20 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. 1999, с. 50.

21 edn. N 203, 17.10.2000.

22 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. 1999,с. 169.

23 Там же, с. 170.

24 Там же.

25 Гадаад харилцааны яамны 1999 оны уйл ажиллагааны тайлан. N 1, 15.01.2000. УБ., с. 25-27.

26 edn. N 200, 25.10.2000.

27 Гадаад харилцаа. N 14, 06.07.2000.

28 Гадаад харилцыааны 1999 оны уйл ажиллагааны тайлан, с. 41-42.

29 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. 1999,с. 142- 143.

30 Там же.

31 Там же, с. 143-144.

32 Гадаад харилцааны яамны 1999 оны уйл ажиллагааны тайлан, с. 41-42.

33 edn. N 206, 20.10.2000.

34 Пресс-релиз Посольства Монголии в РФ. Сентябрь 2000 (на монг. яз., перевод автора).


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/МОНГОЛИЯ-ДЕСЯТЬ-ЛЕТ-ПО-ПУТИ-РЕФОРМ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ГРАЙВОРОНСКИЙ, МОНГОЛИЯ. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПО ПУТИ РЕФОРМ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 16.03.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МОНГОЛИЯ-ДЕСЯТЬ-ЛЕТ-ПО-ПУТИ-РЕФОРМ (дата обращения: 22.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ГРАЙВОРОНСКИЙ:

В. ГРАЙВОРОНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
352 просмотров рейтинг
16.03.2023 (618 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
5 минут назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
8 минут назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
31 минут назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
4 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

МОНГОЛИЯ. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПО ПУТИ РЕФОРМ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android