Libmonster ID: KZ-739
Автор(ы) публикации: З. П. ЯХИМОВИЧ

За строкой документов XXVII съезда КПСС

КПСС исходит из того, что, как ни велика угроза миру, создаваемая политикой агрессивных кругов империализма, фатальной неизбежности мировой войны нет. Предотвратить войну, уберечь человечество от катастрофы можно. В этом - историческое призвание социализма, всех прогрессивных, миролюбивых сил нашей планеты.

Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция.

На исходе XX столетия вопросы войны и мира выдвинулись в центр общественной жизни, приобрели небывалые никогда прежде остроту и значение. "Никогда не была столь грозной опасность, нависшая над человечеством". В результате глобального военного конфликта, которым чревата политика влиятельных кругов Запада, "не оказалось бы ни победителей, ни побежденных, но могла бы погибнуть мировая цивилизация"1 Международное развитие подошло к рубежу, который нельзя преодолеть, не приняв в высшей степени ответственных решений, направленных на то, чтобы поставить предел гонке вооружений, остановить сползание к войне. Обуздание сил милитаризма и войны, ликвидация ядерного оружия, обеспечение прочного мира и надежной безопасности во имя жизни и самосохранения человечества стали коренной проблемой современности, отвечающей интересам всех стран и народов. От способности государств и общественных и политических сил, каждого человека постичь новое соизмерение войны и мира в ядерный век и принять меры для предотвращения ядерного катаклизма зависят перспективы развития мирового сообщества на исходе XX столетия, судьбы прогресса - научно-технического, социального, духовного, само будущее человеческого рода и планеты Земля.

Поиск и выработка нового политического мышления, соответствующего грозным реалиям: ядерного века и прогрессивным потенциям человечества, осуществляются мучительно и трудно. Они сопряжены с преодолением многих представлений и стереотипов, сформировавшихся в доядерную эпоху, при ином соотношении сил на мировой арене, при ином уровне интернационализации общественной жизни и степени взаимозависимости стран и народов. Нельзя не учитывать также того, что на протяжении ряда десятилетий влиятельные круги Запада делают ставку на "атомную дипломатию", ядерную стратегию, ядерную войну - "ограниченную" и глобальную. В странах Запада существует крайне опасный источник милитаризации экономики, политики, общественного


1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. М. 1986.. с 20, 21.

стр. 3


сознания. "Монополии, производящие оружие, генералитет, государственная бюрократия, идеологический аппарат, милитаризованная наука, слившись в военно-промышленный комплекс, стали наиболее рьяными проводниками и организаторами политики авантюризма и агрессии"2 . От них исходит инициатива "крестового похода" против социализма, материальной, политической и идеологической подготовки ракетно- ядерной войны и "звездных войн".

Идеологи антикоммунизма стремятся переложить на Советский Союз, социалистические страны ответственность за международную напряженность. Они изображают социализм как "средоточие мирового зла", а свои домыслы о "советской военной угрозе" щедро оснащают выпадами против марксистской теории и идеологии. Марксизму вменяется в вину "разжигание" классовой ненависти и пренебрежение общечеловеческими ценностями, приписывается оправдание "экспорта революции" с помощью военной силы. Противники и критики марксизма-ленинизма ополчаются на один из основополагающих тезисов марксистской концепции мира о неразрывной связи социализма и мира, грубо фальсифицируют и искажают всю историю напряженной борьбы Советского Союза за мир, безопасность и разоружение. Пытаясь принизить авторитет коммунистов, действующих на переднем крае борьбы за мир и социальный прогресс, многие западные исследователи в превратном свете представляют роль Коминтерна и коммунистических партий в борьбе против фашистской агрессии и "нового порядка" накануне и в период второй мировой войны. Ставится под сомнение искренность усилий коммунистов по предотвращению мировой термоядерной катастрофы, а их активное участие в антиракетном, антиядерном движении 80-х годов изображается как попытка подчинить его интересам Советского Союза.

Наряду с этим на мировой арене развертывается беспрецедентная по своим масштабам дискуссия, в которой участвуют представители широкого спектра сил мира: о механизмах обеспечения безопасности в ядерный век, способах устранения угрозы мировой термоядерной катастрофы, возможностях мирного сосуществования двух общественно- политических систем. Происходит сопоставление взглядов, развертывается далеко не простой диалог марксистов и немарксистов, атеистов и верующих, представителей революционного и реформистского направлений в рабочем движении, сторонников мира, вооруженных научными представлениями о гибельности ядерной войны, и лиц, движимых исключительно эмоциями и нравственными императивами. Ратуя за "культуру мира" и снижение уровня ядерного противостояния, многие сторонники мира на Западе и в развивающихся странах все еще остаются приверженцами концепции "равной ответственности" двух "сверхдержав" - СССР и США, зачастую игнорируют реальные социально-экономические и политические факторы роста военной опасности и борьбы с ней. Они склонны возводить в абсолют стихийный порыв масс к миру ("разрядка снизу") и недооценивают важности активного содействия диалогу "Запад - Восток" в интересах военной и политической разрядки. Частью сторонников мира не изжиты антисоветские и антикоммунистические предубеждения, что затрудняет координацию и сплочение антивоенных сил.

В сложной ситуации, сложившейся в 80-х годах, перед коммунистическими партиями стоит двуединая задача - защиты марксистской научной системы воззрений по вопросам войны и мира и вместе с тем творческого развития и обогащения марксистской концепции и стратегии мира с учетом особенностей ядерной эпохи, мирового развития, нового содержания вопросов войны и мира как выбора между выживани-


2 Там же, с. 16.

стр. 4


ем и самоуничтожением. "Изменения в современном мировом развитии настолько глубоки и значительны, что они требуют переосмысления, комплексного анализа всех его факторов"3 .

Творческий подход к марксистскому учению, необходимость его соизмерения с потребностями общественного развития и новой обстановкой являются определяющим методологическим принципом марксизма. "Теоретические положения коммунистов, - подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии", - ...являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения"4 . Энгельс решительно возражал против попыток пользоваться материалистическим методом "как готовым шаблоном, по которому кроят и перекраивают исторические факты"5 . В. И. Ленин неоднократно обращал внимание марксистов на необходимость, "если они не хотят отстать от жизни", двигать дальше во всех направлениях революционную теорию6 , принимать во внимание точные факты действительности, реальный всемирно-исторический процесс и его диалектику. Справедливые для марксистского учения в целом, эти положения имеют особую значимость для той его части, которая касается вопросов войны и мира, теоретического обобщения фактов в сфере мировой политики и международных отношений, а также стратегии борьбы за мир.

В программных документах КПСС, в особенности материалах XXVII съезда КПСС, Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 15 января 1986 г. дан глубокий анализ вопросов войны и мира в их новом, общечеловеческом, глобальном, цивилизационном измерении, в контексте современных мировых процессов, с учетом переломной и критической полосы исторического развития, переживаемой человечеством, а также потребностей будущего. В них получила всестороннее обоснование марксистская концепция и стратегия мира перед лицом беспрецедентной опасности самому существованию человечества; подчеркнута настоятельная необходимость создания всеобъемлющей системы международной безопасности, преодоления военно-силовых решений, утверждения принципов мирного сосуществования в практике межгосударственных отношений. Настоятельный призыв к новому мышлению обращен не только к политическим кругам Запада, он адресован ко всем силам разума, прогрессивным движениям и в особенности к коммунистическим партиям, которые призваны положить предел развитию милитаризма, гонке вооружений и преградить дорогу мировой термоядерной катастрофе.

Проблемы марксистской теории по вопросам войны и мира, становления и развития антимилитаристской стратегии приобрели в наши дни особую актуальность. Советские ученые уже давно занимаются изучением важнейших аспектов формирования и развития марксистско-ленинской концепции и стратегии мира, ленинской теории мирного сосуществования7 . Возрос интерес к исследованию различных этапов борьбы за мир. В соответствии с объективной потребностью в советском обществоведении набирает силу новое направление - разработка


3 Горбачев М. С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза, 25 февраля 1986 г. М. 1986, с. 4 - 5.

4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4, с. 438.

5 Там же. Т. 37, с. 351.

6 Ленин В. И. ПСС. Т. 4, с. 184.

7 См. Первый Интернационал. 1864 - 1870. Ч. I. М. 1964; История Второго Интернационала. Тт. I-II. М. 1965 - 1966; Ленинизм и международное рабочее движение. М. 1969; Несмелое О. В. Марксизм-ленинизм и стратегия мира. Казань. 1970; От Маркса до наших дней. Тт. I-II. М. 1980; Ясюков М. И. Мир и его противники. М. 1982; Социализм и мир. История, теория, современность. М. 1983; и др.

стр. 5


теории борьбы в защиту мира8 . Развитие этой теории предполагает сравнительно- исторический и комплексный анализ динамики марксистской концепции мира и стратегии борьбы в его защиту в сопоставлении с реальным ходом исторического развития.

В данной статье рассматриваются важнейшие этапы разработки научной, революционной концепции мира в новое и новейшее время, причем особое внимание уделяется раскрытию динамичности и способности к самообновлению марксистской стратегии мира в зависимости от изменения исторических условий. Такой угол зрения позволяет показать и преемственность и новизну современной мировой ситуации, в которой коммунисты призваны внести серьезный вклад в противоборство с милитаристскими силами и насаждаемой ими милитаристской идеологией и наряду с этим самым активным образом содействовать укоренению принципов мирного сосуществования, сплочению и единству антивоенных сил.

Научная, историко-материалистическая концепция мира и действенная политическая стратегия борьбы за утверждение гуманных принципов и норм во взаимоотношениях между народами являются неотъемлемой составной частью марксистского учения о всемирно-историческом процессе, путях, формах и целях общественного прогресса, об исторической миссии рабочего класса. Марксистскую концепцию мира отличают социальный оптимизм и реалистический анализ соотношения сил мира и войны, признание объективных факторов, порождающих войны, милитаризм и экспансию, отказ от преклонения перед фатальной неизбежностью войн как якобы неотвратимого спутника человечества, рассмотрение в диалектической взаимозависимости классовых интересов рабочего класса и общечеловеческих интересов и потребностей. Революционное обновление мира, подчеркивали Маркс и Энгельс, осуществляется рабочим классом и "в своих собственных интересах и в интересах человечества"9 , поскольку речь идет о преодолении присущих антагонистическим формациям антигуманных форм и методов общественного прогресса и о создании условий для полного и всестороннего развития человека и человечества.

У истоков научной разработки вопросов войны и мира и стратегии борьбы рабочего класса против милитаризма и военной опасности стояли Маркс и Энгельс. Исходя из реальных условий XIX века, когда рабочее движение лишь складывалось как самостоятельная политическая сила, когда средоточием социальных битв являлись по преимуществу страны Европы, а освободительное движение на других континентах делало лишь первые шаги, теоретики научного коммунизма рассматривали проблему устранения войн из жизни общества как долговременную, но реальную и насущную задачу, как составную часть многогранной работы по созиданию (при активном и ведущем участии рабочего класса) новых форм человеческого общежития. Подлинно гуманное мировое сообщество, согласно марксистской точке зрения, явится плодом высокого уровня общественного и экономического прогресса, утверждения во всемирном масштабе принципов социальной справедливости, обеспечения благосостояния и свободного от эксплуатации развития всех членов общества. Преобразование мира на началах социальной справедливости в процессе его революционного обновления - таков, согласно основоположникам научного коммунизма, оптимальный путь к миру как норме международных отношений; именно в процессе борьбы против классового и социального угнетения, равно как национального гнета, закладываются и формируются объективные материальные, со-


8 См. Панков Ю. В фокусе внимания - ключевые проблемы международной жизни. - Коммунист, 1985, N 18, с. 116.

9 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 17, с. 554.

стр. 6


циально-экономические, политические и духовные предпосылки мира на Земле10 .

Утверждение мирных взаимоотношений между народами и устранение войн из жизни общества рассматривались Марксом и Энгельсом как важнейшая цель борьбы рабочего класса - наравне и в тесной связи с решением им задачи ликвидации классового, социального гнета, как "часть общей борьбы за освобождение рабочего класса"11 . Определяя преимущества революционной стратегии борьбы за мир, они подчеркивали, что "действительное условие всеобщего мира" заключается в преобразовании отношений между трудом и капиталом. "Победа пролетариата над буржуазией означает вместе с тем преодоление всех национальных и промышленных конфликтов, которые в настоящее время порождают вражду между народами"12 . В свою очередь, не борясь за радикальное изменение отношений между народами, рабочий класс не сможет успешно решить и социальных задач, поскольку буржуазия стремится при помощи милитаризма и шовинизма упрочить свое классовое господство и "поработить производителей в каждой отдельной стране, натравливая их на их же братьев во всех других странах"13 . Правомерность марксистского положения о неразрывной взаимосвязи двух сфер деятельности рабочего класса - борьбы за социальный прогресс и борьбы за мир - подтверждена всем ходом истории в XIX-XX веках. Вместе с тем на каждом новом этапе мирового развития существенно видоизменялись формы взаимодействия и взаимозависимости этих важнейших направлений борьбы народных масс в целом, рабочего класса в особенности. В ядерную же эпоху сохранение мира стало первоочередной жизненной потребностью, условием и предпосылкой социального прогресса.

В политическом наследии Маркса и Энгельса значительное место занимает исследование путей и форм противодействия рабочего класса - единственной в XIX в. реальной антивоенной силы - войнам, агрессии, милитаризму в различных исторических условиях: в процессе борьбы против феодализма и абсолютизма за революционно-демократические преобразования, в связи с национально-освободительными движениями и колониальными войнами, в обстановке "вооруженного мира", перед лицом угрозы мировой войны, на почве классовой борьбы с капитализмом. Отстаивая принципы пролетарского интернационализма, теоретики научного социализма подчеркивали объективную заинтересованность трудящихся в утверждении мира, поскольку правящие круги стремятся переложить на трудящихся всю тяжесть войны - сопряженных с ней человеческих жертв, лишений, огромных материальных затрат и издержек. Отсюда - необходимость для рабочего класса "овладеть тайнами международной политики... и добиваться того, чтобы простые законы нравственности и справедливости... стали высшими законами и в отношениях между народами"14 .

Обобщая процессы, характерные для современной им исторической эпохи, когда происходили становление мировой капиталистической системы и начало колониального раздела мира, Маркс и Энгельс указали на многогранность антивоенной, антимилитаристской деятельности трудящихся масс - общедемократической и антикапиталистической, нацио-


10 О вкладе основоположников научного коммунизма в решение проблемы войны и мира см.: Карл Маркс и военная история. М. 1969; Бабин А. И. Энгельс - выдающийся военный теоретик рабочего класса. М. 1970; Быков О. Революционная теория избавления человечества от войны. - Мировая экономика и международные отношения, 1983, N 4; Вопрос всех вопросов. Борьба за мир и исторические судьбы человечества. М. 1985; и др. указ. выше соч. (см. сн. 7).

11 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 16, с. 11.

12 Там же, с. 557; т. 4, с. 371.

13 Там же. Т. 17, с. 564.

14 Там же. Т. 16, с. 11.

стр. 7


нальной и интернациональной, классовой и вместе с тем гуманистической. Вожди международного рабочего движения высоко оценили интернационализм Парижской Коммуны, указав, что решительным отмежеванием от милитаризма и шовинизма она открыла "новую историческую эру"15 . Это не меняло того обстоятельства, что теоретики научного социализма были принципиальными противниками капитализма, и не в последнюю очередь потому, что возвещавшийся идеологами буржуазии на заре капитализма "вечный мир превратился в бесконечную вереницу завоевательных войн"16 - колониальных, имперских, локальных, а впоследствии - и мировых. Они обосновывали историческое призвание рабочего класса искоренить всякие войны17 ; ими был сформулирован важнейший международный принцип преобразованного на основах социализма человеческого сообщества - "мир, ибо у каждого народа будет один и тот же властелин - труд!"18 .

Для изучения марксистской методологии выработки антивоенной платформы рабочего движения с учетом менявшейся реальной обстановки, а соответственно - стратегии и тактики классовой борьбы поучительно сопоставить анализ Марксом и Энгельсом соотношения войны и революции в 40 - 70-х годах XIX в. и позднее - в последней трети столетия, в эпоху т. н. вооруженного мира в Европе. Такой сравнительный анализ тем более важен, что западные "марксологи", произвольно выхватывая из контекста те или иные высказывания Маркса и Энгельса, пытаются приписать основоположникам научного социализма глубоко чуждую им мысль о заинтересованности рабочего класса в войнах во имя будто бы социальных преобразований. На самом деле принципиальное признание марксизмом понятий "революционная война", "война гражданская", "революционное насилие" не имело ничего общего с "оправданием" войн как средства решения межгосударственных конфликтов.

Завершавшаяся в 40 - 70-х годах XIX в. эпоха становления капитализма в Европе и Северной Америке изобиловала буржуазными и буржуазно-национальными движениями и войнами, выраставшими на почве противоборства между феодальной реакцией и рвавшейся к власти буржуазией, а также учащавшимися колониальными войнами буржуазных государств в Африке, Азии, западном полушарии. Задолго до возникновения марксизма, особенно на почве буржуазных революций, вошли в политическую жизнь и такие общественные явления и понятия, как "гражданская", "революционная", "национальная" войны. Рабочее движение формировалось в условиях преобладания насильственных форм, как во взаимоотношениях государств, так и в обществе, характеризовавшемся социальной войной "всех против всех"19 . Рабочий класс зачастую не располагал реальными возможностями предотвратить развязывание войн господствующими классами.

В отрыве от исторического контекста не могут быть поняты, а тем более абсолютизированы политические выводы Маркса и Энгельса, обусловленные реальным сближением во времени и пространстве войн и революций - по преимуществу буржуазных - в этот бурный период истории. Как известно, исходя из международной обстановки, они полагали, что войны, развязанные в корыстных целях господствующими классами, могут послужить своего рода катализатором революционного взрыва в Европе, и, напротив, революционная борьба народных масс может перерасти в революционную войну против сил реакции. Маркс и Энгельс учили трудящихся отличать их собственное дело от дела "коро-


15 Там же. Т. 17, с. 350.

16 Там же. Т. 20, с. 267.

17 Там же. Т. 17, с. 5.

18 Там же.

19 См. там же. Т. 2, с. 537.

стр. 8


нованных самозванцев"20 и, вмешавшись в политическую борьбу между феодальной реакцией и буржуазией, содействовать утверждению в масштабах Европы политической власти рабочего класса. Они обосновали историческое право рабочего класса, всех прогрессивных слоев на революционное насилие, "посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политические формы"21 . Однако насилие было для них не самоцелью, но лишь вынужденной мерой на пути к устранению насилия как такового из общественной жизни, классовая борьба и такая ее форма, как гражданская война, - единственным реальным средством противодействия классовому насилию господствовавших эксплуататорских классов и их реакционной внешней политике. Отсюда непримиримость Маркса и Энгельса к различным разновидностям утопического и мелкобуржуазного социализма и к буржуазному пацифизму, задерживавшим становление рабочего и социалистического движения. Нельзя не учитывать и фактическую беспомощность пацифистских течений в реальной обстановке XIX в., что не могло не сказаться на их оценке теоретиками научного коммунизма.

Новый этап разработки антивоенной стратегии рабочего движения наступил после франко-прусской войны и Парижской Коммуны, когда прогресс военной техники и раскол Европы на два империалистических военных блока породили угрозу страшной войны, "какой еще не видел мир", и над народами навис "дамоклов меч войны"22 . Соответственно возникла проблема выработки эффективной стратегии борьбы за предотвращение войны еще до ликвидации капитализма, в процессе борьбы с ним. Если в 40 - 70-х годах XIX в. Маркс и Энгельс уделяли главное внимание анализу классовых и социально-экономических предпосылок и социально-политической характеристике войн, то в 80 - 90-х годах, особенно в последних работах Энгельса, особое место занимает учет эволюции вооружений в связи с научно-техническим прогрессом, а также изменения масштабов и характера войны, грозившей народам. Подытоживая полувековой опыт исторического развития, Энгельс писал в 1895 г., что история "совершенно изменила... те условия, при которых приходится вести борьбу пролетариату... Если изменились условия для войны между народами, то не меньше изменились они и для классовой борьбы"23 . Ввиду угрозы мировой войны и опасных - по тем масштабам - военных приготовлений теоретиками научного коммунизма были внесены серьезные коррективы в данный ранее, до франко-прусской войны, анализ взаимодействия войн и революций; подчеркивалась важность борьбы рабочего класса против гонки вооружений и необходимость пристального его внимания к военно-стратегическим вопросам.

В советской литературе широко освещен вклад Энгельса в разработку антивоенной программы действий международного рабочего и социалистического движения в 80 - 90-х годах XIX в., особенно на первых конгрессах II Интернационала, а также его полемика с анархистской недооценкой антивоенной борьбы рабочего класса24 . Общеизвестны сохранившие свою актуальность до наших дней размышления Энгельса об опасности милитаризма ("Милитаризм господствует над Европой и пожирает ее"; "С возрастающей быстротой, как по наклонной плоскости, катится Европа в пропасть мировой войны невиданных масштабов


20 Там же. Т. 13, с. 381.

21 Там же. Т. 20, с. 189.

22 Там же. Т. 22, с. 48, 190.

23 Там же, с. 533, 544.

24 См.: Тартаковский Б. Г. Фридрих Энгельс - советник и учитель международного пролетариата (1875 - 1895). М. 1966; Энгельс и проблемы истории. М. 1970; Энгельс- теоретик. М. 1970; и др.

стр. 9


и силы"; "Система постоянных армий во всей Европе доведена до такой крайности, что либо народы будут ею экономически разорены, не выдержав бремени военных расходов, либо она неизбежно приведет к всеобщей истребительной войне"25 , обоснование им первой крупномасштабной программы разоружения, отвечавшей интересам народов Европы. Вместе с тем, как реальный политик, Энгельс не мог не задумываться над вопросом, какими опасностями чревата мировая война и какова должна быть в связи с этим позиция рабочего класса. Его прогнозы весьма взвешены и осторожны. Он не исключал того, что мировая война, если только она возникнет, вызовет такую бурю возмущения народных масс, которая опрокинет сам капитализм. Вместе с тем он все чаще высказывал опасение, что "всеобщая война отбросила бы нас в область непредвиденных и не поддающихся учету событий", что она чревата взрывом шовинизма на долгие годы и породит серьезные трудности для революционных сил, что для рабочего класса и социалистов предпочтительнее, чтобы "дело обошлось без этой бойни, необходимости в ней нет"26 .

Параллельно с учетом изменения масштабов, характера войн и их последствий для общества Энгельс обратил внимание на принципиально новые возможности "осадной", "позиционной" войны рабочего класса, т. е. использования им легальных возможностей в относительно "мирной" обстановке последней трети XIX века. Ни на йоту не отходя от признания необходимости для рабочего класса в интересах прогресса совершить революцию и завоевать политическую власть, не исключая необходимости - в определенных условиях - повстанческой, вооруженной борьбы, Энгельс поставил перед социалистами принципиально важный вопрос о предпочтительности мирных форм борьбы за социальный прогресс при наличии для этого благоприятных условий. Одновременно обосновывалась необходимость вовлечения широких масс в борьбу за социальное обновление общества. "Прошло время внезапных нападений, революций, совершаемых немногочисленным сознательным меньшинством, стоящим во главе бессознательных масс. Там, где дело идет о полном преобразовании общественного строя, массы сами должны принимать в этом участие, сами должны понимать, за что идет борьба, за что они проливают кровь и жертвуют жизнью... Но для того чтобы массы поняли, что нужно делать, необходима длительная настойчивая работа"27 - таков суровый приговор Энгельса сектантству, "революционному нетерпению", анархизму.

С учетом новой международной обстановки и принципиально иных возможностей развития рабочего и социалистического движения определились в 70 - 90-х годах XIX в. важнейшие контуры антивоенной, антимилитаристской платформы революционных сил - противодействие милитаризму, гонке вооружений, росту военных кредитов, колониальным войнам и агрессии, борьба за разоружение и замену постоянных армий всеобщим вооружением народа как важные средства предотвращения мировой войны; использование кризиса, созданного войной, в случае, если ее не удастся предотвратить, для борьбы против самого капитализма; признание того, что только "создание социалистического общественного порядка, ликвидирующего эксплуатацию человека человеком, может положить конец милитаризму"28 . Вокруг этой антивоенной платформы и развернулась борьба революционного и реформистского направлений в рабочем и социалистическом движении на рубеже XIX-XX вв. и далее - в XX столетии.


25 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20, с. 175; т. 22, с. 385.

26 Там же. Т. 36, с. 477, 330.

27 Там же. Т. 22, с. 544.

28 Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Т. 2. М. 1976, с. 273.

стр. 10


С переходом капитализма в империалистическую стадию развития и затем с началом эпохи перехода от капитализма к социализму значительно усложнились международные задачи рабочего и социалистического движения. Борьба против милитаризма, против колониальных и империалистических войн и опасности мировых войн превратилась из общеевропейской по преимуществу проблемы, каковой она была во времена Маркса и Энгельса, в подлинно мировую, потребовав координации усилий всех национальных отрядов рабочего класса и сплочения вокруг него на почве борьбы против военной опасности всех демократических сил, а также угнетенных народов колоний. На новый уровень подлинно массового движения вышла антивоенная борьба трудящихся капиталистических стран29 . Вместе с тем характерное для империализма засилье военщины, реакции и гигантские масштабы колониальной экспансии породили серьезные трудности самой антивоенной борьбы как в отдельных странах, так и на международном уровне. Марксистам пришлось вести борьбу с проникновением в ряды рабочего класса шовинистических, расистских, колониалистских настроений и предрассудков, а также с идейными проводниками социал-шовинизма и социал-пацифизма - правореформистскими и центристскими течениями в социалистическом и рабочем движении30 .

Тем большее значение имеет вклад Ленина в дело защиты и творческого обогащения марксистской концепции и стратегии мира с учетом реальных мировых и социальных процессов, развернувшихся в конце XIX - первых двух десятилетиях XX в., и достижений теоретической и практической деятельности международной социал-демократии. Ленин вскрыл целые пласты новых теоретических, политических, организационных и идейных задач, встававших перед рабочим классом и антиимпериалистическими силами в борьбе с военной опасностью. Немалую роль в этом сыграла разработка учения об империализме и порожденной им системе международных отношений, о двух типах войн - справедливых и несправедливых, о национально-колониальном вопросе, а также теории социалистической революции, плана социалистического строительства в условиях капиталистического окружения, программы внешнеполитической деятельности первого в мире социалистического государства, обоснование принципов мирного сосуществования.

В полемике с ленинизмом, обострившейся в последние десятилетия, буржуазные политологи и социологи, идеологи социал-реформизма и "неомарксизма", а также ревизионисты и представители левоэкстремистских течений сплошь и рядом игнорируют антивоенную направленность ленинской революционной стратегии, выискивают "противоречия" в ленинской концепции войны, мира и революции, приписывают Ленину отождествление войны и революции, апеллируют к полемике Ленина с пацифизмом, чтобы обвинить его в недооценке задачи борьбы за мир как таковой. Оппоненты ленинизма упускают из виду то обстоятельст-


29 Об антивоенном движении трудящихся накануне и в период первой мировой войны см.: Карлинер М. М. Рабочее движение в Англии в годы первой мировой войны (1914 - 1918). М. 1961; Кирова К. Э. Революционное движение в Италии в 1914 - 1917 гг. М. 1962; Вульфсон Б. Л. Антимилитаристское движение во Франции накануне первой мировой войны. - Новая и новейшая история, 1964, N 4; Козенко Б. Д. Рабочее движение в США в годы первой мировой войны. Саратов. 1965; Айзин Б. А. Революционные социал- демократы против империализма и войны (1907 - 1914). М. 1974; Яхимович З. П. Антивоенное движение и итальянские социалисты накануне первой мировой войны. В кн.: Проблемы итальянской истории. М. 1975; и др.

30 См.: История Второго Интернационала; Темкин Я. Г. Ленин и международная социал-демократия. 1914 - 1917 гг. М. 1968; Ленин и международное рабочее движение; ЕвзеровР. Я., Яжборовская И. С. Роза Люксембург. М. 1974; Овчаренко Н. Е. Германская социал-демократия на рубеже двух веков. М. 1975; Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Т. 2; т. 3. М. 1978; От Маркса до наших дней; и др.

стр. 11


во, что ленинская стратегия мира разрабатывалась в период крутых исторических поворотов - от относительно "мирного" развития капитализма в последней трети XIX в. к резкому обострению международной обстановки и социальных противоречий в связи с переходом капитализма в империалистическую стадию, далее - к мировой войне и сменившему ее империалистическому миру и вместе с тем - к начавшейся с 1917 г. коренной перестройке международных отношений благодаря появлению первого в истории социалистического государства.

Ряд ленинских положений о соотношении войны, мира и революции был обусловлен специфической и неповторимой в главных своих чертах ситуацией начала века: господством империализма в мировой политике, выявившимися могучими потенциями, а одновременно - и серьезными трудностями, переживавшимися рабочим, демократическим, антиимпериалистическим движением, уроками и опытом первой мировой войны. Вместе с тем, отвечая на насущные потребности своего времени, Ленин проделал важную в методологическом, теоретическом и идейно-политическом отношениях работу по выявлению долгосрочных процессов и тенденций нового века.

Прежде всего, Ленин со всей определенностью выявил взаимосвязь между борьбой за мир и борьбой против империализма и порожденной им системы международных отношений. Исследуя экономические, социально-политические, военно-технические и идейные процессы, связанные с переходом к империализму в конце XIX - начале XX в., с мировой войной, усилившей государственно-монополистические тенденции, с начавшимся общим кризисом капитализма и реакцией империалистических кругов на рождение первого в мире социалистического государства, Ленин раскрыл историческую ответственность империализма за рост милитаризма и реакции, за навязывание им человечеству опасного чередования империалистического "мира" и империалистических войн, за мировую войну. И в наши дни весьма актуальна ленинская характеристика порожденной эпохой империализма системы эксплуатации ведущими империалистическими державами большинства населения земного шара, их безудержной погони за сферами влияния, рынками и источниками сырья, соперничества в гонке вооружений, присущей империалистической идеологии апологии войны и насилия. Успешная борьба за мир, подчеркивал Ленин, неотделима от решения задачи коренной перестройки международных отношений на демократических основах.

Ленин, как известно, разделял убеждение Маркса и Энгельса, что исключение войны из жизни общества возможно лишь в связи с уничтожением капитализма во всемирном масштабе. Вместе с тем он пошел дальше, сформулировав - в связи с первой мировой войной и Великой Октябрьской социалистической революцией в России - перед трудящимися всего мира непосредственную практическую задачу - покончить с войнами и, проложив дорогу к миру и социализму, "довести до конца дело мира"31 . Опыт антимилитаристского, антиимпериалистического движения в преддверии и в ходе первой мировой войны, а также по ее окончании позволил Ленину сделать вывод о расширении общедемократических аспектов борьбы за мир в условиях империализма, о возможности и необходимости во имя мира сплотить воедино борьбу рабочего класса за социализм, различные формы социального протеста в капиталистических странах, антиимпериалистические, антиколониальные движения народов. В Декрете о мире - одном из первых декретов Советской власти - была сформулирована развернутая программа демократического мира без аннексий и контрибуций, мира, опирающегося на последовательное осуществление права народов на


31 Ленин В. И. ПСС. Т. 35, с. 16.

стр. 12


самоопределение и на справедливые для всех народностей без изъятия условия. Величайшим преступлением против человечества были признаны империалистические войны за раздел мира между богатыми и сильными нациями32 .

Ленинская концепция войны, мира и революции, деятельность Ленина по сплочению антивоенных сил в годы первой мировой войны, его вклад в разработку учения о мирном сосуществовании неоднократно освещались в литературе33 . Отметим наличие в политическом наследии Ленина принципиально важной идеи о возможности действовать в пользу мира и революционно, и эволюционно, и "снизу", и "сверху", через борьбу за социализм и на почве капитализма, в процессе мирного сосуществования капитализма и социализма - в зависимости от реальных условий. В исторически неповторимой, "жестокой", "свирепой" обстановке всемирной империалистической войны вопрос о войне и мире, подчеркивал Ленин, стоял только революционно, поскольку в условиях безраздельного господства империализма покончить с войной и обеспечить демократический мир было невозможно "без ряда революций", особенно в воюющих странах34 . Империализм, писал он в работе "Социализм и война", развил производительные силы настолько, что "человечеству предстоит либо перейти к социализму, либо годами и даже десятилетиями переживать вооруженную борьбу "великих" держав за искусственное сохранение капитализма посредством колоний, монополий, привилегий и национальных угнетений"35 .

В развитие полемики Маркса и Энгельса с буржуазным пацифизмом Ленин развенчивал социал-пацифистские и буржуазно-пацифистские лозунги как абсолютно несостоятельные в обстановке мировой войны. Он подчеркивал, что мир, выросший на почве империалистической бойни, носил бы неизбежно империалистический характер, а потому был бы непрочным и грабительским. "Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий, - именно наш идеал, - писал он, - но только буржуазные софисты могут обольщать им массы, отрывая этот идеал от немедленной, прямой проповеди революционных действий"36 . Отсюда - ленинская программа борьбы революционной социал-демократии за превращение войны империалистической в борьбу трудящихся масс против "своей" буржуазии, требование организационного размежевания с оппортунистами и преодоления влияния шовинизма и социал-пацифизма в рабочем движении, призыв к марксистам оставаться революционерами "и на военной почве" 37 .

Поучителен ленинский анализ сложного взаимодействия антивоенных и революционных настроений народных масс, выявление глубоко противоречивого воздействия мировой войны на общественное развитие. Она, как неоднократно подчеркивал Ленин (не забудем, что речь шла об империалистической войне со стороны подавляющего большинства воюющих стран, за исключением Сербии и отчасти - Бельгии), глубоко потрясла все устои общества, "привела все человечество на край пропасти, гибели всей культуры, одичания и гибели... миллионов людей"38 . В ходе войны возник общий кризис капитализма, победила социалистическая революция в России; наличие многомиллионных армий и глубокое революционное брожение в них создавали неповторимую


32 Там же, с. 13 - 14, 16.

33 См.: Королев Н. Е. Ленин и международное рабочее движение. 1914 - 1918 гг. М. 1968; Ленин и международное рабочее движение; Чубарьян О. А. Ленинская теория мирного сосуществования. М. 1970; и др.

34 Ленин В. И. ПСС. Т. 31, с. 175; т. 26, с. 305.

35 Там же. Т. 26, с. 314.

36 Там же, с. 304.

37 Там же. Т. 49, с. 25.

38 Там же. Т. 31, с. 181.

стр. 13


возможность для трудящихся Европы и Америки развернуть борьбу за власть. Схватка империалистических хищников затруднила для них подавление молодого социалистического государства, а революционное движение в ряде стран и движение солидарности с Советской Россией способствовали отражению ею военной интервенции и внутренней контрреволюции. Тем не менее, возвращаясь в 1920-х годах к анализу опыта революционного выхода из империалистической войны, Ленин обращал внимание на трудности революции, следующей за войной, связанной с войной, и такого пути ее преодоления. "Только русская революция показала, как можно выйти из войны и каких трудов это стоит, что значит - из реакционной воины выйти революционным путем"39 Реальный ход событий не подтвердил прогнозов Маркса и Энгельса относительно того, что революция будет иметь, по крайней мере, общеевропейские масштабы и, следовательно, с ее победой дело мира сразу восторжествует во всей цивилизованной части человечества. Молодое и долгое время единственное социалистическое государство вынуждено было отстаивать свое право на существование и вести борьбу за социалистические преобразования, за мир и демократическую перестройку международных отношений в условиях капиталистического окружения. В политическом наследии Ленина эта ситуация осмысливалась двояко. С одной стороны, он, исходя из реального положения, подчеркивает начало новой исторической эпохи с характерным для нее противостоянием мира капитализма и социализма; с другой - обосновывает необходимость постоянных последовательных усилий Советского государства в интересах мира, подчеркивает важность выработки самых простых, самых ясных решений и мер, которые бы действительно вели к миру40 .

Обосновывая внешнеполитическую программу Советского государства и решая практически - впервые в истории - задачу органического соединения дела социализма и мира, Ленин был вынужден полемизировать и с прямыми противниками социалистического строя, не гнушавшимися злостным искажением мирной программы Советской республики, и с левосектантским неприятием политики мирного сосуществования и попытками "левых коммунистов" решать исход исторического спора между капитализмом и социализмом посредством "революционной войны", "экспорта революции". В процессе выработки реальных политических решений в связи с Декретом о мире и подписанием Брестского мира, в период переговоров с "миссией Буллита", а также работы Генуэзской и Гаагской конференций, по мере налаживания добрососедских отношений с пограничными государствами и выработки равноправных договоров со странами Востока Ленин заложил основы политики мирного сосуществования двух общественно-политических систем и упрочения дружественных отношений между народами как важного условия успешного развития "всего того, что есть ценного в современной цивилизации"41 .

Уже тогда Ленин ставил вопрос о том, что главным поприщем борьбы во всемирном масштабе должно стать соперничество двух систем в сфере социально-экономической, а также воздействие социализма на мировые процессы в первую очередь своей хозяйственной политикой. Он призывал коммунистов различать агрессивную, реакционную часть буржуазии и умеренную, пацифистскую ее часть, идти с последней не только на экономические, но и на политические соглашения. Это отнюдь не исключало, как подчеркивал Ленин, выполнения Советским государством своего интернационального долга по отношению к трудящимся капиталистических стран и народам колониального и по-


39 Там же. Т. 45, с. 108, 238 - 239.

40 См. там же, с. 24.

41 Там же, с. 240.

стр. 14


луколониального Востока. Важным проявлением этой интернациональной поддержки стали в ряду других акций борьба за разоружение, осуждение империалистической агрессии и колониального разбоя, кабальных условий мира, навязанных странами- победительницами побежденным государствам по окончании первой мировой войны.

В сложных и противоречивых условиях новейшего времени коммунистические партии продолжили творческое развитие и обогащение марксистской концепции мира, показав себя наиболее последовательными борцами против военной опасности и гонки вооружений, за упрочение мира и кардинальную перестройку международных отношений на демократических основах. Решая на каждом новом этапе общественного развития задачу разработки эффективной антивоенной, антимилитаристской программы действий, коммунистические партии одновременно давали отпор реакционной, милитаристской идеологии и полемизировали с социал-реформистскими и левоэкстремистскими концепциями войны и мира. По мере серьезных сдвигов в мировой политике и качественных изменений роли и места проблем войны и мира в общественной жизни коммунисты определяли новые пути борьбы за мир, что сопровождалось пересмотром, нередко весьма болезненным, ранее найденных политических решений и установок.

Важными вехами разработки антивоенной стратегии мирового коммунистического движения в новейшее время явились: 1920-е - начало 1930-х годов, когда Коминтерн и коммунистические партии направили свои усилия на борьбу против реакционной, антинародной Версальско-Вашингтонской системы и выраставших на ее почве новых империалистических войн и опасности агрессии против СССР; 1930 - 1940-е годы, когда коммунисты внесли серьезный вклад в решение центральной задачи: "Спасти мир от фашистского варварства и ужасов империалистической войны"42 , и своей деятельностью способствовали разгрому фашизма, ликвидации фашистского "нового порядка" в Европе и Азии, борьбе за демократический и прочный мир после второй мировой войны; наконец, в ядерную эпоху, в 1950 - 1980-х годах, когда в условиях "холодной войны", последовавшей за ней разрядки 1970-х годов и нового обострения международной напряженности в конце 1970 - 1980-х годах главной международной проблемой стало устранение опасности мировой термоядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений и упрочение принципов мирного сосуществования и равноправных отношений между всеми народами и государствами. Нарастающий динамизм и сложность мировых процессов, обостряющееся противоборство на международной арене сил реакции и прогресса, постоянное изменение тех исходных данных, от которых зависели реальные возможности борьбы с военной опасностью, наконец, весьма неоднозначный опыт антивоенной деятельности различных коммунистических партий обусловили исключительное многообразие политических и тактических подходов коммунистических партий к решению единой стратегической задачи - борьбы за устранение войн из жизни общества.

Вплоть до начала 1930-х годов коммунисты, по более позднему признанию П. Тольятти, рассматривали борьбу против Версальско-Вашингтонской системы "как борьбу за социальные и национальные требования масс и за революцию"43 - пролетарскую в капиталистических странах, антиимпериалистическую - в колониях и полуколониях; вместе с тем они придавали особое значение срыву антисоветских планов мировой реакции. Практическое отождествление борьбы за мир и классовой борьбы, характерное для того периода, имело и сильные и сла-


42 VII конгресс Коммунистического Интернационала в борьбе против фашизма и войны. Сб. док. М. 1975, с. 352.

43 Там же, с. 232.

стр. 15


бые стороны. Коммунистические партии и Коминтерн ранее других политических сил указывали на возникновение противоречий в недрах Версальско-Вашингтонской системы, ведущих к новой мировой войне. Неприятие самой системы (в этом принципиально разошлись позиции коммунистов с социал-демократией, видевшей свою задачу в ее сохранении) в немалой степени было вызвано узаконением ею колониального порабощения, национального гнета, ущемлением интересов малых стран. Коммунисты являлись сторонниками и инициаторами массовых выступлений против милитаризма, военной опасности, актов агрессии, отстаивали пролетарскую солидарность44 . Со своей стороны, СССР последовательно боролся за дело мира и безопасности, выступал с радикальными предложениями о разоружении и обуздании милитаризма.

При несомненных заслугах коммунистов на антивоенном поприще со второй половины 1920-х годов в коммунистическом движении проявились сектантские ошибки, в том числе в вопросах борьбы за мир, поскольку происходила переоценка степени революционизирования масс и возможности решить задачу устранения военной опасности на путях борьбы с самим капитализмом. Ввиду этого, как признал позднее П. Тольятти, их антивоенная деятельность носила по преимуществу пропагандистский характер и не подкреплялась в должной мере политической деятельностью; недооценивались антивоенные потенции тех слоев населения, которые, не разделяя революционной программы действий коммунистов, были тем не менее готовы бороться за мир45 .

Крушение Версальско-Вашингтонской системы произошло, как известно, в результате обострения империалистических противоречий и наступления фашизма, что привело, в конечном счете, ко второй мировой войне. Перед лицом претензий фашистских держав на мировое господство и их посягательств на суверенитет и целостность ряда государств Коминтерн и коммунистические партии приступили к разработке и реализации нового стратегического курса борьбы с фашизмом и военной опасностью на широкой общедемократической основе. Она происходила в острой полемике против политики "невмешательства" и "умиротворения" фашистских держав, проводимой правящими кругами стран Запада, а также капитулянтства и антисоветизма правой социал- демократии, повинной в разобщении сил мира и демократии. Преодолевая недооценку борьбы за мир, присущую определенной части коммунистов и трудящихся, резко осудив троцкистскую концепцию "перманентной революции" с характерным для нее нигилистическим отношением к антивоенным задачам рабочего класса, VII конгресс Коминтерна признал, что центральным для коммунистических партий должен быть лозунг: борьба за мир46 .

В идейно-теоретических дискуссиях 1970 - 1980-х годов о Коминтерне, антивоенной деятельности коммунистов накануне второй мировой войны, а также о движении Сопротивления в годы войны на Западе представители буржуазной и социал- реформистской историографии предприняли попытку принизить вклад коммунистов и СССР в борьбу за мир, против фашистской агрессии, за сплочение антивоенных сил. Коммунистам западноевропейских стран вменяется в вину, что они будто бы следовали в фарватере советской внешней политики, "развязывали" под предлогом борьбы с фашизмом "гражданскую войну" в Европе (подобным образом, в частности, трактуется участие коммуни-


44 См.: Пролетарская солидарность трудящихся в борьбе за мир 1917 - 1924. М. 1958; Международная солидарность трудящихся в борьбе с наступлением реакции и военной опасностью (1925 - 1927). М. 1959; Международная пролетарская солидарность в борьбе с наступлением фашизма (1928 - 1932). М. 1960; Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк. М. 1969; и др.

45 VII конгресс Коммунистического Интернационала, с. 300 - 301.

46 Там же, с. 386.

стр. 16


стов в вооруженной борьбе с фашизмом в Испании, а затем в годы второй мировой войны - движение Сопротивления), заявляли претензии на монополию в антивоенном движении и т. п. Занимая иные исходные позиции, ряд зарубежных историков-марксистов склонен усматривать слабую сторону антивоенной программы VII конгресса Коминтерна в его призыве к трудящимся капиталистических стран защищать Советское государство; нередко к антивоенной деятельности коммунистов в 30-х годах применяются современные критерии и оценки, что чревато искажением ретроспективы.

Не вдаваясь в детали тогдашней борьбы коммунистов за сохранение мира47 , отметим, что серьезной заслугой международного коммунистического движения в целом, VII конгресса Коминтерна в особенности, был теоретический анализ "всех новых элементов, ныне возникших в международной ситуации как в области классовых, так и государственных отношений и влияющих на определение характера угрожающей нам войны"48 . VII конгресс отметил взаимосвязь между экономическими потрясениями мировой капиталистической системы и ростом международной напряженности и агрессивности империалистической буржуазии, указал, что от фашизма исходит опасность войны на истребление, войны, в которой исчезнет грань между фронтом и тылом, и надо сделать все возможное, чтобы предотвратить эту угрозу.

Исходя по-прежнему из признания невозможности покончить с войнами до ликвидации капитализма, VII конгресс Коминтерна, однако, пошел дальше, подчеркнув со всей определенностью, что надвигавшаяся война не является фатальной неизбежностью при условии активного противодействия всех демократических сил фашизму и агрессии49 . Важным стимулом такой новаторской постановки вопроса явилось осознание принципиально новых шансов борьбы за мир в связи с победой социализма в СССР и ростом экономической и оборонной мощи социалистического государства. "Эта громадной важности точка опоры в нашей борьбе за мир дает этой борьбе такую перспективу успеха, какой никогда не существовало"50 , - говорил Тольятти, заключая на конгрессе дискуссию по вопросам антивоенной деятельности. Наряду с этим было подчеркнуто, что ввиду опасности сплочения единого антисоветского фронта мировой реакции долг коммунистов состоит в том, чтобы поддерживать СССР - важнейший оплот борьбы с фашизмом и решающий фактор сохранения мира51 .

В преддверии второй мировой войны коммунистами были сформулированы важные положения об условиях успешной борьбы за сплочение антивоенных сил, не утратившие своего значения и в наши дни. В их числе требование к коммунистам не замыкаться в собственной среде, а собирать воедино широкие силы мира в лице рабочих, крестьян, буржуазно-демократических, пацифистских и других антивоенных организаций и движений, способствовать координации их действий, придать движению подлинно всемирный характер. Защита международных интересов пролетариата и интернациональная по масштабам борьба против войны, подчеркивалось на конгрессе, должна иметь национальную форму и учитывать особенности каждой страны52 . В пред-


47 Об антивоенной деятельности коммунистов в 30-х годах см.: Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Тт. 4, 5. М. 1980 - 1981; Ком олова Н. П., Филатов Г. С. Пальмиро Тольятти. М. 1981; Фирсов Ф. И. Георгий Димитров - выдающийся революционер-ленинец. - Новая и новейшая история, 1982, NN 1, 2, 3; и др.

48 VII конгресс Коммунистического Интернационала, с. 225.

49 Там же, с. 352.

50 Там же, с. 300 - 301.

51 Дмитров Г. М. В борьбе за единый фронт против фашизма и войны. Статьи и речи. 1935 - 1939. М. 1939, с. 187 - 188.

52 VII конгресс Коммунистического Интернационала, с. 435.

стр. 17


дверии второй мировой войны были внесены серьезные коррективы в оценку пацифизма и подчеркнута важность сотрудничества коммунистов с "добросовестными пацифистами". VII конгресс Коминтерна призвал коммунистов действовать совместно с пацифистски настроенными массами, "помогая им бороться за осуществление всего, что в основе своей является справедливым и гуманным в их стремлении к миру", не пытаться "придавать организации пацифистских масс характер коммунистической организации", но и не отказываться от пропаганды собственных взглядов на антивоенную борьбу53 . Важным условием успеха деятельности пацифистских сил и движений конгресс считал их совместные действия с рабочим классом, с коммунистическими партиями. Данная проблема имеет первостепенное значение для судеб и перспектив современного массового антиракетного, антиядерного движения.

Уже в 30-х годах коммунисты поставили вопрос о привлечении к борьбе за мир народов колоний и полуколоний (при условии всемерной поддержки их борьбы против колониальной зависимости), о совместных действиях с верующими, выдвинули идею создания на почве борьбы против фашистской агрессии широких национальных союзов, использования в интересах разгрома фашизма демократических потенций и антивоенных настроений определенных буржуазных кругов.

Рабочему классу и другим антивоенным силам, в немалой степени из-за разобщенности действий коммунистов и социал-демократов и из-за антисоветских, антикоммунистических позиций правой социал-демократии, не удалось воспрепятствовать возникновению второй мировой войны. Тем не менее, новые установки Коминтерна, в особенности его курс на органическую взаимосвязь борьбы за мир с борьбой против фашизма, за демократию, национальную независимость и социальный прогресс способствовали сплочению антифашистских сил и разгрому фашизма. Решающую роль в этом сыграл, как известно, Советский Союз. Не менее показателен и ценен опыт антигитлеровской коалиции, в рамках которой - во имя общей цели - действовали совместно государства с различным общественно-политическим строем.

Во второй половине XX столетия под влиянием успехов сил прогресса существенно упрочились материальные факторы мира в лице мировой социалистической системы, в особенности социалистического содружества, стран социалистической ориентации, движения неприсоединения, широкого спектра общественных и политических сил и движений, выступающих за мир. В противовес милитаристскому курсу агрессивных и реакционных кругов империалистической буржуазии ими немало сделано для утверждения в качестве международно-правовых норм принципов мирного сосуществования, для преодоления изживших себя и опасных для человечества имперских претензий и гегемонистских амбиций, осложняющих международную обстановку. Новым фактором мировой политики явилось обеспечение с конца 1960-х-начала 1970-х годов военно-стратегического паритета между СССР и США, странами Варшавского Договора и НАТО. Уже на XX съезде КПСС был сделан вывод о возможности исключить войну из жизни общества, о том, что фатальной неизбежности войны нет. Это положение получило подтверждение и дальнейшее развитие в новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом партии54 .

Вместе с осознанием новых социально-политических возможностей предупреждения новой войны мировым коммунистическим движением в целом, коммунистическими партиями стран социалистического содружества в особенности, за послевоенные десятилетия были принципиально


53 Там же, с. 276 - 277.

54 См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция, с. 21.

стр. 18


по-новому сформулированы задачи борьбы за мир с учетом появления ядерного оружия и реалий ядерной эпохи.

Уже в 1940 - 1950-х годах коммунисты призывали бороться против взятой империализмом на вооружение "атомной дипломатии" и стратегии подготовки ядерной войны. Они сыграли активную роль в становлении организованного антивоенного движения, в сборе подписей под Стокгольмским воззванием 1950 г., в котором применение ядерного оружия было квалифицировано как преступление против человечества. Коммунисты шли в первых рядах борцов против "холодной войны" и ее негативных последствий в международной обстановке и в капиталистических странах; они содействовали диалогу "Восток - Запад" во имя разрядки и выработке хельсинкских договоренностей, существенно оздоровивших в свое время обстановку в Европе55 . Признание большинством коммунистических партий концепции мирного сосуществования стимулировало поиск наиболее эффективных путей координации борьбы за мир и разрядку - политическую и военную - с борьбой против всевластия монополий в капиталистических странах, с колониализмом и неоколониализмом, с авантюристическим курсом империалистической реакции на прямую конфронтацию с социализмом - военную, политическую, экономическую, идейно-психологическую.

Вместе с тем осмысление реалий ядерной эпохи и превращение задачи предотвращения мировой термоядерной войны в первоочередную насущную проблему сопряжено с немалыми трудностями. Достаточно напомнить острые дискуссии о мирном сосуществовании в 1950 - 1970-х годах, опасную недооценку борьбы за мир разного толка левацкими теоретиками и их последователями, характерное для леворадикальных кругов Запада неверие в возможность обуздать гонку вооружений и предотвратить ядерную войну без "мировой революции" и т. д.

Все эти вопросы обретают особую актуальность в 1980-х годах, когда по вине империализма, в силу особенностей современного этапа мирового развития, вопросы войны и мира приняли новое соизмерение - выбора человечества между выживанием и самоуничтожением. Вследствие этого существенно изменяются координаты общественной деятельности людей, классов, государств, народов, возникает новая, никогда прежде не стоявшая в общепланетарном, глобальном масштабе задача обеспечения безопасности человечества, права на жизнь, сохранения завоеваний цивилизации, создания предпосылок для поступательного развития общества. Предотвращение ракетно-ядерной войны и обуздание гонки вооружений, чреватой сползанием человечества к термоядерной катастрофе, из относительно отдаленной исторической перспективы, результата утверждения во всем мире принципов социальной справедливости, превратилось в неотложную политическую задачу, решать которую нужно сейчас, немедля, в условиях социально-неоднородного мирового сообщества. Добиться радикального оздоровления международной обстановки можно лишь посредством диалога и совместных усилий стран с различными системами на основе поиска взаимоприемлемых решений.

Коммунисты, и в этом их серьезная заслуга, внесли немалый вклад в осознание человечеством нависшей над ним опасности, обратив в последнее десятилетие наряду с другими антивоенными силами и движениями внимание на общечеловеческий, гуманистический характер борьбы за мир в современных условиях. Соответственно подчеркивается готовность коммунистов к совместным действиям во имя спасения мира со всеми антивоенными силами независимо от социальной принадлеж-


55 См.: История антивоенного движения в капиталистических странах Европы (1945 - 1976). М. 1981; Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Тт. 6 - 8. М. 1981 - 1986.

стр. 19


ности, политических и религиозных взглядов и мировоззрения. Коммунисты отнюдь не претендуют на монополию в рамках антивоенного движения, но решительно выступают против их дискриминации и попыток отстранить от участия в борьбе за мир.

Ввиду тяжелого бремени гонки вооружений, в которую по вине империализма втянуты десятки государств, в том числе не обладающие крупными национальными ресурсами, с каждым годом омертвляются гигантские материальные богатства, а вместе с тем серьезно затрудняется решение неотложных социальных, национальных и глобальных проблем. Непосредственными последствиями милитаризации экономики, политики, идеологии являются такие негативные явления, как сокращение социальных программ и расходов в индустриально развитых капиталистических странах, отставание в развитии стран, недавно сбросивших колониальное иго, опасный рост военно-промышленного комплекса в ряде стран, милитаризация науки и техники, осложнение взаимоотношений человека и природы, нарушение экологического равновесия и др. Развитие человечества в условиях навязываемой империализмом гонки вооружений и осуществляемой странами Запада материальной и идейно-политической подготовки ракетно-ядерной войны чревато необратимыми и трудно предсказуемыми социально-психологическими сдвигами и политическими процессами.

Исторической заслугой XXVII съезда КПСС является творческая разработка марксистско- ленинского учения о войне и мире, теоретико-методологических аспектов марксистской концепции мира и социального прогресса, всестороннее обоснование философии мира в ядерный век и вместе с тем выдвижение конкретной политической программы действий во имя всеобщей безопасности, в интересах всех стран и народов, обеспечения будущности всего человечества. "Обстановка ядерного противостояния, - подчеркнул в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, - обязывает к новым подходам, способам и формам взаимоотношений между различными социальными системами, государствами и регионами... Современный мир стал слишком маленьким и хрупким для войн и силовой политики. Спасти и сохранить его нельзя, если не порвать - решительно и бесповоротно - с образом мыслей и действий, которые веками строились на приемлемости, допустимости войн и вооруженных конфликтов"56 .

XXVII съезд определил важнейшие вехи и ориентиры, придерживаясь которых можно отвести нависшую над миром угрозу уничтожения, и выразил решимость КПСС и Советского государства сделать максимум возможного для движения к безопасному и прочному миру. Это, во-первых, признание того, что в силу объективных условий противоборство между капитализмом и социализмом может протекать только и исключительно в формах мирного соревнования и мирного соперничества; это, во-вторых, всестороннее обоснование необходимости и возможности создания всеобъемлющей системы международной безопасности, охватывающей военную, политическую, экономическую и гуманитарную сферы и основанную на принципах равенства, взаимности, поиске совместных согласованных решений; это, в-третьих, курс на превращение мирного сосуществования в высший универсальный принцип межгосударственных отношений, учет взаимозависимости всех народов и государств в современном противоречивом, но во многом целостном мире. "В насыщенном острыми противоречиями мире, перед лицом грозящей катастрофы, - подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, - есть единственно разумный, единственно приемлемый выход -


56 Горбачев М. С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза, с. 5, 83.

стр. 20


мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Это не просто отсутствие войн. Это такой международный порядок, при котором господствовала бы не военная сила, а добрососедство и сотрудничество, происходил широкий обмен достижениями науки и техники, ценностями культуры на пользу всех народов... Мирное сосуществование отвечает интересам всех стран, всех народов"57 .

Имперской концепции "неоглобализма" XXVII съезд КПСС противопоставляет развитие ленинской методологии современной эпохи, новаторскую концепцию взаимозависимого, целостного мира с усложнившейся диалектикой классовых и общечеловеческих целей, с новыми императивами, порожденными реалиями ядерной эпохи, появлением настоятельной необходимости общих, объединенных усилий всех государств и народов для решения насущных глобальных проблем. XXVII съезд, всесторонне и реалистически оценив мировую обстановку, подчеркнул, что борьба за реализацию этого курса потребует величайшего напряжения, сплочения и единства всех сил разума и мира, способности переломить ход событий, преодолеть опасное противодействие милитаристских сил. В противовес мрачному будущему, которое несут человечеству широкомасштабные планы ядерных и "звездных" войн и милитаристская политика современной американской администрации, СССР призывает к широкому сотрудничеству во имя безопасного мира и использования достижений и возможностей мировой цивилизации в интересах всех стран и народов, дела мира и прогресса. Решения съезда и его подход к вопросам войны и мира как важнейшей общечеловеческой, глобальной, социальной проблеме современности, условия и предпосылки социального прогресса дают мощный импульс сплочению во имя мира усилий коммунистических партий, прогрессивных левых сил, антивоенных организаций и движений, всех, кому близки и дороги судьбы человечества.


57 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция, с. 21.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/МАРКСИСТСКАЯ-КОНЦЕПЦИЯ-МИРА-ТРАДИЦИИ-И-СОВРЕМЕННОСТЬ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. П. ЯХИМОВИЧ, МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 01.11.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МАРКСИСТСКАЯ-КОНЦЕПЦИЯ-МИРА-ТРАДИЦИИ-И-СОВРЕМЕННОСТЬ (дата обращения: 25.11.2024).

Автор(ы) публикации - З. П. ЯХИМОВИЧ:

З. П. ЯХИМОВИЧ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1607 просмотров рейтинг
01.11.2018 (2216 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.К. ШАГИНЯНА "НАХИЧЕВАНЬ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА"
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2012 г.
Каталог: Вопросы науки 
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ОТ РОССИЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА К СОВЕТСКОЙ ИРАНИСТИКЕ. ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР И ЕГО ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
Каталог: Вопросы науки 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПАТРИМОНИАЛИЗМ VS СУЛТАНИЗМ: "АРАБСКАЯ ВЕСНА" И СУДЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ГОСПОДСТВА
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ ТАНГУТОВ
Каталог: Экология 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
Е.А. ОГАНОВА, С.Н. ВОРОБЬЕВА. ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕРЕВОДУ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
Каталог: Лингвистика 
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ 2013
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
THE LEBANESE CRISIS: THE TRANSFORMATION OF SOCIETY AND THE STATE
Каталог: История 
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО АРХЕОЛОГИИ ЕВРАЗИИ
Каталог: Вопросы науки 
12 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android