Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / Перев. с англ. под ред. С. Гавриленко. М.: Изд-во ин-та Гайдара, 2015. - 352 с.
Акторно-сетевая теория1 (далее АСТ. - И. Д.) редко применяется на практике в российской социальной науке2, да и в хорошо известном отечественным специалистам кратком обзоре Филиппа Коркюфа "Новые социологии" (1995) АСТ уделено более чем скромное место3. Но поскольку автор рецензируемой монографии для иллюстрации собственных методологических открытий неоднократно обращается к тематике религии (на примере онтотеологии квакеров и онтомифологии австралийских аборигенов4), философ-религиовед, на наш взгляд, вправе задаться вопросом применимости АСТ в современном религиоведении.
Джон Ло (род. 1946 г.) - профессор факультета социальных наук британского Открытого университета, один из основоположников АСТ (наряду с Бруно Латуром и Мишелем Каллоном5) и по-
1. Следует иметь в виду, что ныне существует две школы АСТ: Парижская (Бруно Латур и Мишель Каллон) развивает общетеоретические вопросы, а Ланкастерская (Джон Ло, Энн-Мари Мол и др.) - семиотические и топологические. (См.: Вахштайн В. Социология вещей и "поворот к материальному" в социальной теории // Социология вещей. Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 32 - 35).
2. Даже телемост по онтологии акторно-сетевой теории, прошедший 17 июня 2014 г. в стенах философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках Международной конференции "Онтологические исследования в России и в Италии - IV" между сотрудниками кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ и представителями Санкт-Петербургского отделения Российского Онтологического общества (см. подр. интернет-ресурс: http://new.philos.msu.ru/ news/item/telemost_po_aktorno_ setevoi_teorii_2436/ и http:// lomonosov-msu.ru/ras/event/2516/ [дата обращения 30.09.14]), не вызвал сколько-нибудь ощутимого резонанса.
3. Коркюф Ф. Новые социологии / Перев. с франц. под науч. ред. Н. А. Шматко. М.: Ин-т эксперимент. социологии; СПб.: Алетейя, 2002. С. 97 - 107.
4. Показательно утверждение Дж. Ло: "...мистический опыт не может быть схвачен в словах. Этот опыт превосходит слова, и текстуально на него можно только указать. Способы жизни квакеров и австралийских аборигенов наводят на мысль, что духовный опыт должен быть схвачен также в телесном опыте, танце или искусстве" (Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / Перев. с англ. С. Гавриленко, А. Писарева и П. Хановой. Науч. ред. перев. С. Гавриленко. М.: ИИГ, 2015. С. 302).
5. О Бруно Латуре см. подр. интернет-ресурс: http://www.bruno-latour.fr/ [дата обращения 30.04.15]. Его ближайший соратник профессор социологии парижской Горной школы Мишель Каллон (род. 1945 г.) - не менее именитый ученый, однако его работы узко специализированы и ка-
следовательных ее сторонников. Ло позиционирует себя как методолог АСТ6. Будучи знатоком постструктурализма и постмодернизма7, но отнюдь не стремясь эпатировать публику, со страниц своей книги "После метода" Ло открыто заявляет, что метода у современной науки нет, во всяком случае, такого, к которому привыкла "европейско-американская метафизика" и который она - метафизика - культивировала со времен Аристотеля на протяжении существования как классической, так и неклассической научных парадигм (если оперировать понятийным аппаратом теории Томаса Куна и его сторонников8). Общее понятие метода, заявленное Джоном Ло, - это: ...система для предложения более или менее доходных гарантий. Она обещает в той или иной степени быстро и безопасно довести нас до пункта назначения, то есть знаний о процессах, действующих в едином мире. Обещает снизить риски, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всего пути. Метод позволяет нам отбраковать ложные гипотезы: это важная часть саморепрезентации методологии... Еще она позволяет нам узнать, что отдельные методы не работают. Но в качестве рамки, метод как таковой по крайней мере временно надежен9.
Но такого универсального метода сейчас нет ни в арсенале философии метода, ни в арсенале методологии науки. Получается, выражаясь нашим языком, что метод для Ло - это пустое рамочное понятие10.
саются применения АСТ в экономике. Полный список трудов третьего основоположника АСТ - Джона Ло - можно найти на его официальной страничке университетского сайта, см. интернет-ресурс: http://www.open.ac.uk/socialsciences/main/staff/ people-profile.php?name=John_Law [дата обращения 30.04.15].
6. См. интернет-ресурс: http:// heterogeneities.net/approach.htm [дата обращения 30.04.15]. На рус. яз. см.: Ло Дж. Объекты и пространства // Социология вещей. Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. М., 2006. С. 223 - 243.
7. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука. М., 2015. С. 27, 78, 173, 174, 333 - 345.
8. См. на рус. яз.: Кун Т. Структура научных революций. / Перев. с англ. под общ. ред. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. Благовещенск, БГК имени И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.
9. Ло Дж. После метода. С. 29 - 30.
10. О пустых рамочных понятиях см. спец.: Давыдов И. П. Эпистема мифоритуала. М., 2013. С. 144 - 146; Прилуцкий А. М. Рецензия на книгу: Давыдов И. П. Эпистема мифоритуала // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие, философия. 2014. N 3 (53). С. 151 - 155. Вообще, Джона Ло можно считать нашим союзником по частотности использования термина "рамочный" - он употребляет его производные во многих контекстах, обозначая, например, "рамочные до-
Метод, по мысли Джона Ло, необходимо заново сконструировать (расширить - подорвать - переделать11). Плодом его усилий стал новый инструмент - "метод-сборка", "заточенный" именно под запросы гуманитаристики. В рецензируемой книге он предпринял три попытки дать ему определение12. На наш взгляд, наиболее адекватной дефиницией можно считать следующую:
Метод-сборка - это процесс учреждения и изготовления пучков ветвящихся отношений, которые сгущают присутствие и поэтому производят отсутствие, формируя, опосредуя и разделяя их. Зачастую метод-сборка связана с предъявлением реальностей там-вовне и изображением этих реальностей здесь-внутри, а также с учреждением Иного13.
Разумеется, оперирование этим определением влечет за собой необходимость последующих герменевтических усилий по выяснению смысла понятий "отсутствие" и "Иное"14. Тривиальным, но достаточно наглядным примером того, как возможно "производить отсутствие", является оттиск печати в сургуче или же изготовление полой чугунной формы для кокильного литья. (А можно вспомнить и знаменитый пассаж из 11-го чжана "Дао-дэ-цзин": "Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них".) Поскольку Джону Ло было важно продемонстрировать акторно-сетевой принцип построения топографии универсума, можно обратиться к его рассуждениям,
пущения европейско-американской метафизики", цитирует "Науку и африканскую логику" Хеллен Верран в эпиграфе к 7 главе: "В этой книге я испробую новую форму критики, которая отличается рамочной конструкцией..." и проч. (см., напр.: Ло Дж. После метода. С. 202, 252 и др.).
11. Ло Дж. После метода. С. 28.
12. Там же. С. 176 и 325. 13. Там же. С. 252.
14. Ло дает им исчерпывающую характеристику: "Отсутствие [absence] <- это ...необходимое Иное присутствия, которое реализуется и конституируется вместе с последним, а также помогает конституировать его. В метод-сборке есть две формы отсутствия. Явленное отсутствие - то, что отсутствует, но признано в качестве значимого для присутствия или представлено в нем. Отсутствие как Инаковость - это то, что отсутствует, потому что учреждается присутствием как неуместное, невозможное или подавленное. <...> Инаковость (Иное) [otherness] <- это ...то, что не является ни присутствующим, ни признаваемым или явленным отсутствующим, но тем не менее создано посредством присутствия и участвует в его создании. Точнее, это то, что одновременно необходимо присутствию, но и необходимо же подавляется или вытесняется в отсутствие..." (Ло Дж. После метода. С. 326 - 327 и 323).
высказанным в статье "Объекты и пространства"15: португальские корабли у берегов Америки и Индии в XV-XVI вв. представляли собой ярко выраженное присутствие (военное, торговое и проч.) португальской короны в Новом свете. Их местонахождение именно в данном географическом регионе подразумевает их физическое отсутствие в любом другом квадрате моря. А попытка вытеснения ими из Карибского бассейна Атлантики прямых конкурентов - сначала испанцев, несколько позже французов и голландцев - делает последних нежелательными "иными", т.е. соперничающими между собой и с Португалией морскими державами, чьи флоты тоже были оснащены по последнему слову судостроительной техники того времени16.
Британский методолог ACT исходит из постструктуралистских посылок: реальности мультипликативны (подразумевается, видимо, онтологический релятивизм и плюрализм); метод-сборка в руках исследователя всякий раз вытягивает нити действительности из беспорядочного клубка вероятностей17 и "стягивает" реальность в некий правдоподобный пучок отношений (подобно оплетке многожильного кабеля), выполняя реконструирующую, конституирующую, экспликативную, демаркационную, интегративную и дезинтегрирующую функции; сама метод-сборка не статична и не константна, она сугубо ситуативна, утилитарна, создается под конкретную задачу и вскорости заменяется своим новым "релизом", чем-то напоминая бесконечную череду одних и тех же компьютерных программ с их "багами", "патчами", "бета- и альфа-версиями" и регулярными обновлениями, что заставляет самого Ло подчеркивать ее перформативность.
Поскольку понятийный аппарат теории Джона Ло искусственно усложнен и метафоричен, - а на-
15. Социология вещей. Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. М., 2006. С. 223 и след.
16. "...Корабль может быть представлен в виде сети - сети <деталей набора корпуса>, <рангоута>, парусов, <такелажа>, пушек, складов продовольствия, кают и самой команды. С другой стороны, при более обобщенном рассмотрении, навигационная система со всеми ее эфемеридами, астролябиями и квадрантами... картами, штурманами и звездами тоже может быть рассмотрена как сеть. Далее, при еще более отстраненном анализе, вся португальская имперская система в целом, с ее портами и пакгаузами, кораблями, военными диспозициями, рынками и купцами, может быть описана в тех же категориях" (Ло Дж. Объекты и пространства // Социология вещей. Сб. статей. М., 2006. С. 226 - 227).
17. "Альтернативная метафизика предполагает, что внешнее неисчерпаемо, избыточно, активно, что оно - множество колеблющихся потенциальностей и в конечном счете абсолютно неопределенный поток" (Ло Дж. После метода. С. 296).
иболее значимые термины и метафоры его лексикона (такие, как "хинтерланд", "сборка", "аллегория", "киборг") нашли отражение в специальном словаре18, - необходимо несколько подробнее остановиться на терминологии процитированного выше определения. На наш взгляд, отношения между "внешним" "внутренним" "Иным" легко задаются более привычными философскими оппозициями трансцендентного имманентного трансцендентального шла же наглядным способом - при помощи семантического квадрата19 (с одним редуцированным отношением контрарности, см. рис. 1):
где А будет соответствовать "внешнему" ("там-вовне"), А - это "внутреннее" ("здесь-внутри" как репрезентация / замещение трансцендентного имманентным системе координат наблюдателя), ¬А = "Иное", вытесняемое в отсутствие, а ¬А - невозможный "взгляд из ниоткуда", т.е. научная фикция бесконечно удаленной точки проективной геометрии (откуда взирает "Всевидящее Око" христианского теизма): ...если что-либо делается присутствующим, то что-то иное, но соотносимое с ним делается отсутствующим, выталкивается из поля видимости: присутствие невозможно без отсутствия. <...> Это означает, что метод-сборка делает что-то присутствующим, создавая отсутствие. Формально я определил это как учреждение присутствия, явленного отсутствия и отсутствия как Иного. <...> метод неизбежно производит не только истины и не-истины, реальности и не-реальности, присутствия и отсутствия, но и конфигурации... и сборки вещей (а также отчеты о них), которые могли бы быть иными20.
18. Ло Док. После метода. С. 321 - 332.
19. Греймас А. Ж., Курте Ж. Квадрат семиотический // Семиотика. / Сост., вступит. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. С 496 - 502.
20. Ло Дж. После метода. С. 294 и 295. Джон Ло предпосылает своей работе эпиграф из "Алисы в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла. На наш взгляд, фрагмент из первой сказки, отражающий сентенцию Герцогини, конгруэнтен высказыванию Ло: "А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время. Или, хочешь, я это сформулирую попроще: никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть" (Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье / Пе-
Постмодернистский "неояз" понадобился Джону Ло для трансгрессивного прорыва за пределы традиционного (в европейско-американской классической и постклассической парадигме) языка описания сущностей, поддающихся философскому и научному наблюдению, дескрипции, объяснению и предсказанию. Он постулирует перформативность предмета и объекта научного исследования, продуцируемого самой метод-сборкой. Европейские и американские ученые привыкли вычленять, эксплицировать предмет своего исследования из статичного, овнешненного, заданного проблемным полем и ограниченного объекта. Но бытие - это поток: (Гераклит). Остановить его, как и Дао, нельзя. Пока ученый будет фиксировать и анализировать мгновенное единичное состояние потока "Дао", оно уже изменится (= войти в одну и ту же реку невозможно и единожды), а результаты анализа устареют, не успев оформиться. То есть, в научном подходе АСТ первична метод-сборка, уникальное сплетение возможностей в субъективную версию реальности, а объект и предмет вторичны, зависят от способа обнаружения, "сборки" очередного "релиза", инструментального оснащения наблюдения, фиксации и языка описания:
В противоположность европейско-американскому здравому смыслу <Латур и Вулгар> говорят нам, что невозможно изолировать друг от друга: а) производство отдельных реалий; б) производство утверждений об этих реалиях; в) создание технических, инструментальных, человеческих конфигураций и практик, устройств записи, производящих эти реалии и утверждения. Все это производится вместе. Научные реалии приходят только вместе с устройствами записи. Без устройств записи и создаваемых ими утверждений и записей реалии не существуют21.
Иначе говоря, согласно АСТ, действительность, в том числе социальная, не "позирует" ученому, ожидая, когда он ее корректно запечатлеет. Предмет исследования - это индивидуализирован-
рев. с англ. Н. М. Демуровой. М.: Наука, 1991. С. 74). То есть Кэрролл, будучи преподавателем логики, устами Герцогини предупреждает свою главную героиню о том, что всякий раз, попадая в Страну Чудес, Алиса (А семантического квадрата) с необходимостью будет становиться именно этой Алисой (А), а не какой-либо другой (¬А).
21. Ло Дж. После метода. С. 69.
ный "купаж" или "ассамбляж", составляемый самим ученым, он не вычленяется из непреходящей и объективированной реальности методом абстрагирования, а всякий раз конструируется заново, поэтому его достоверность вынужденно конвенциональна. "Гегелевской" объективности в социальной науке нет - есть комплементарность, то есть результирующая сумма субъективных позиций конкретных исследователей, смотрящих на проблему каждый со своего ракурса и вместе с предметом образующих акторную сеть с обратной связью.
Какие методологические последствия, на наш взгляд, может повлечь использование этого подхода в религиоведении на практике?
В области социальной религиоведческой антропологии: становится очевидным, что необходимо принимать мифоонтологические "большие нарративы" аборигенов в качестве альтернативы результатов исследовательской установки (метод-сборки). Миф в этом плане ничуть не хуже, и австралоиды, вынужденно делящие свой ареал обитания с британскими колонизаторами, научились довольствоваться именно им, игнорируя систему ценностей и даже систему координат "белых чужаков". Причем такой миф, артикулируясь, не просто реактуализуется, а буквально регенерируется (что заставляет вспомнить лакановский шизоанализ как поиск дислексии и сакраментальную фразу психиатров "Кто мы сегодня?"):
Нарративы и то, что они утверждают, не фиксированы в практике аборигенов. Они снова и снова становятся предметом переговоров. <...> У австралийских аборигенов <...> имеют место множественность теорий и регулярность практик - полная противоположность европейско-американской единственности теории и множественности практик. То есть формы истории повторяются, но нет необходимости в единственной форме22.
И это принципиальный момент для религиоведческого (то есть осуществленного религиоведом) анализа религиозной само-/идентичности и само-/идентификации23: ритуалы необходимы для регулярного воссоздания един-
22. Ло Дж. После метода. С. 266, 267, плюс к этому - С. 271 - 287.
23. См. подр.: Давыдов И. П. От "мест памяти" - к религиозной идентичности (вместо Предисловия) // Вевюрко И. С., Винокуров В. В., Давыдов И. П., Осипова О. В., Панин С. А., Фадеев И. А. MAGNUM IGNOTUM: Магия. Герменевтика. Экклесиология. / Под общ. ред. И. П. Давыдова. М.: Маска, 2015. С. 3 - 45.
ства "земли - личности - родства - религии - предков", так как, по представлениям аборигенов, "...мир создается и пересоздается в каждом собирании, каждой церемонии, каждой репрезентации... каждом сгущении"24. Достаточно вождю племени либо старейшинам, знахарям и/или жрецам выдернуть тотемный столб - и все племя превращается в прелиминариев, пока не будет выбрана новая площадка для стойбища и тотемный столб не будет водружен на свое место, центрирующее мироздание. Здесь тотемный столб представляет собой очевидное воплощение идеи axis mundi или columna universalis, о которых подробно писал тот же Мирча Элиаде25. Подобное благоговейное отношение к произвольно избираемой оси координат наблюдается не только в мифологическом и религиозном (ср.: Исх. 13:21 - 22) сознании и поведении, но и в обыденном26. Научный подход ("метод-сборка") оказывается парадигмальной альтернативой "мифо-сборке" (термин наш. - И. Д.) действительности аборигенов или "игро-сборке" (термин наш. - И. Д.) фантазии детей27.
В области феноменологии религии. Джон Ло применил свой метод для описания сущности молитвенного собрания квакеров и пришел к открытию, что метод-сборка входит в резонанс с определенными феноменами, усиливая их настолько, что одни делаются зримыми, в то время как другие "частоты" явления "заглушаются", подавляются, превращаясь в фоновые "шумы"28. И заранее предугадать, что в предмете исследования высветится, а что уйдет в тень (может быть даже в юнгианскую Тень), ученый не способен (возникает ситуация напряженного ожидания и взаимного диалогического
24. Ло Дж. После метода. С. 269.
25. См. на рус. яз.: Элиаде М. Священное и мирское. / Перев. с франц., предисл. Н. К. Гарбовского. М.: МГУ, 1994.
26. Винни Пух и философия обыденного языка. Алан Милн. Winnie Пух. Дом в Медвежьем Углу. / Перев. с англ. Т. А. Михайловой и В. П. Руднева; Аналитич. ст. и коммент. В. П. Руднева. 3-е изд., перераб. М.: Аграф, 2000. С. 141. Подобранная Винни Пухом в лесу ради спасения из воды Крошки Ру длинная палка начальником "искпедиции" к Северному полюсу Кристофером Робином торжественно назначается осью мира, на чем, собственно, "искпедиция" триумфально завершается.
27. Здесь есть, на наш взгляд, очень серьезное проблемное поле религиоведческой культурантропологии, приоткрывающее свои контуры в свете идей, высказанных Роже Кайуа касательно игры и мифологии. См. на рус. яз.: Кайуа Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры. / Перев. с франц., сост. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007; Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. / Перев. с франц. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003.
28. Ло Дж. После метода. С. 236 - 245.
всматривания субъекта и объекта, поскольку оба они - актанты акторной сети).
В области социологии религии. В книге "Пастер: война микробов, с приложением "Несводимого"" (Les Microbes. Guerre et paix, suivi de Irreductions. P.: Pandore, 1984), русский перевод которой сейчас готовится29, Бруно Латур приводит "притчу о колониализме", которую подробно цитирует Джон Ло, считая ее принципиально важной:
Они были сильнее сильных, потому что они прибыли вместе. Нет, лучше: они прибыли порознь, каждый в свое место и каждый с собственной идеей чистоты... Священники говорили только о Библии... Администраторы с их правилами и инструкциями приписывали собственный успех цивилизующей миссии своей страны. Географы говорили только о науке... торговцы приписывали все достоинства своего искусства золоту, торговле и Лондонской товарной бирже. Солдаты просто следовали приказам...
Инженеры приписывали эффективность своих машин прогрессу30.
То есть сферы влияния и профессиональных интересов разных социальных групп колонистов на поверку нигде не пересекались, однако были комплементарны друг другу и составили вместе с переселенцами акторную сеть, многократно увеличившую кумулятивный эффект их разрозненных усилий. На наш взгляд, удачной иллюстрацией этой философской притчи является вполне реальная судьба местечковых евреев-аграриев, мигрировавших в Латинскую Америку (Аргентину) из Восточной Европы и России в конце XIX - начале XX в.31, воспевавших пампу библейским слогом (поэты), возделывавших целину (фермеры), благословлявших переселенцев, уподобившихся Моисею (раввины), и проч.
Опираясь на наблюдения Анны Школьник, автор данной рецензии попытался верифицировать методологию АСТ (Бруно Латура и Джона Ло) на конкрет-
29. Латур Б. Пастер: война микробов, с приложением "Несводимого" / Дерев. с франц. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С. -Петербурге, 2015. Подр. см. интернет-ресурс: http:// www.eupress.ru/books/index/item/id/211 [дата обращения 03.05.2015].
30. Цит. по: Ло Дж. После метода. С. 291.
31. Школьник А. Об искусстве сеять пшеницу и пожинать врачей // Эшколот 17.02.2013: Жать, любить, воевать: Эзотерические искусства евреев. / Электронная библиотека "Эшколот" [http://www.eshkolot.ru/event/38435 (дата обращения 03.05.2015)].
ном примере "еврейских гаучо"32 и пришел к выводу, что, действительно, религиозные обряды и ритуалы - это "реализация локаций" (термин Ло), способ освоения и присвоения пространства и интериоризации социальной группы ("Управлять значит заселять"33), сохранения этнорелигиозной идентичности (например, иммигрантов) и кооперации трудовых усилий (в данном случае - председателя Еврейского колонизационного общества барона Мориса фон Гирша и многих тысяч инженеров-путейцев, врачей, юристов, пастухов, школьных учителей, раввинов и т.д. "нетитульной нации" Российской империи).
В завершение нашего разговора хотелось бы сказать несколько слов о структуре книги Джона Ло "После метода". Прагматику, нацеленному на конечный результат, будет достаточно познакомиться с восьмой главой рецензируемой монографии "Заключение: онтологическая политика и после", в которой компактно изложены все базовые дефиниции (метода, метод-сборки и проч.) и выводы британского теоретика, рубрифицированные по основным паттернам онтологической методологии: "метод", "реалии", "собирание", "блага" (в первую очередь истина, политика, красота, справедливость, вдохновение, духовность), "переупорядочение" (процесс, симметрия, множественность, неопределенность, переучреждение и др.). Вся экзотическая терминология, как уже было нами упомянуто, разъясняется Джоном Ло в специальном "Глоссарии", насчитывающем более 60 словарных статей, а фундированность его аргументации придает тщательно подобранная библиография англоязычных источников (около 180 наименований), причем российские переводчики сопроводили некоторые библиографические единицы указанием выходных данных на русском языке, если эти книги уже издавались в России (до 2013 г. включительно). Сам Джон Ло цитирует Л. Витгенштейна, Ф. Гваттари, Ж. Делёза, Б. Латура, Ф. де Соссюра, М. Фуко и других иностранных для него авторов только в переводах на английский язык, видимо, чтобы стать максимально понятным англоязычному читателю.
Его программа-максимум - показать ущербность
32. Школьник А. Настоящие и воображаемые евреи Нового света: искушение утопией // Евреи: другая история. / Сост. и отв. ред. Г. С. Зеленина. М.: РОССПЭН, 2013. С. 374 - 403.
33. Этот лозунг выдвинул аргентинский либерал Хуан Б. Алберди (ум. 1884), приветствовавший еврейскую иммиграцию в Новый свет. (См. подр.: Школьник А. Настоящие и воображаемые евреи Нового света. С. 392).
классической и неклассической (а может быть, и постнеклассической) эпистемологических парадигм в гуманитаристике, поскольку их эвристическая универсальность обнуляется, не выдержав элементарных процедур верификации и фальсификации (ведь достаточно подобрать один-единственный контраргумент, чтобы опровергнуть все дедуктивное рассуждение34). Метафизика исходит из постоянств, но именно они стали объектом критики Ло. Он постулирует, с опорой на достижения АСТ Б. Латура и М. Каллона, текучесть и перформативность всего сущего, предлагая описывать реальность метафорическим языком, в котором будут отражены исследовательские интуиции: "локальности", "дробности", "резонансы", "собирания", "процессы плетения", "спирали", "вихри", "сгущения", "танцы", "страсти", "интерференции" и прочее в том же духе35.
Эти метафоры не беспочвенны - через них, по мысли Ло, заявляет о себе сама жизнь (повседневный быт и ритуалы квакеров или австралийских аборигенов и т.д.), освободившаяся от пут "здравого смысла". Поэтому Джон Ло в главе первой "После метода: введение" начинает свой дискурс с констатации беспорядка, царящего в "великой мешанине" бытия, с которым ни один метод пока еще не сладил. Глава вторая "Научные практики" посвящена объяснению хинтерланда и метод-сборки сквозь призму латуровского взгляда на онтологию. В третьей главе "Множественные миры" Ло приводит конкретные примеры из практики хирургов-флебологов, ставящие под сомнение устоявшийся стереотип единственности и цельности картины мира (в том числе биологического тела, точнее - физиологической картины жизнедеятельности организма конкретного пациента). Материал четвертой главы "Текучие результаты" призван подтвердить все сказанное в предыдущих трех главах, сосредоточив внимание читателя на "неопределенных объектах", блуждающих по контекстам и ускользающих от однозначной дескрипции. Продолжением этого разговора стала пятая глава "Ускользающие объекты", в которой поднимаются вопросы герменевтики - аллегорического толкования, двусмысленности, амбивалентности как способам учета конкретного событийного ряда (на примере последствий страшной железнодорожной катастрофы 1999 г.). Молитвенному собранию квакеров посвящен отдельный под-
34. "Идея универсальной транспортируемости универсального знания всегда была химерой. <...> Не существует универсального" (Ло Дж. После метода. С. 318, 319).
35. Ло Дж. После метода. С. 320.
параграф шестой главы "Неконвенциональные формы", в которой речь ведется о несводимости наблюдаемых феноменов к уже накопленному наукой знанию (здесь Ло протестует против принципа объяснения через редукцию к известному. См., например, подпараграф "Ослепление и упрощение"). А мифологическому нарративу австралоидов, исправно служащему системой сакральных координат местным племенам на протяжении жизни сотен поколений аборигенов, уделена основная часть седьмой главы "Воображение и нарратив". На наш взгляд, именно материал этих двух глав (главы 6 и 7) должен заинтересовать культурологов, социальных антропологов и религиоведов в первую очередь. Думается, книга британского методолога не только найдет в России своего благодарного и вдумчивого читателя, но позволит обогатить арсенал гносеологических средств акторно-сетевой теории и расширит панораму альтернативных эпистемологий, основа чему была заложена еще работами, например, Пола Фейерабенда36.
36. См. на рус. языке: Фейерабенд П. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания / Перев. с англ. и немец. А. Л. Никифорова под общ. ред. И. С. Нарского. Благовещенск: БГК имени И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |