Китай, Япония и две Кореи - Южная и Северная - вот государства, о которых можно сказать, что они привлекли особое внимание участников конгресса востоковедов - им были посвящены десятки докладов на заседаниях практически всех секций. Ученые в своих сообщениях анализировали причины высоких темпов развития первой из этих стран и, напротив, причины экономических неудач и проблем второй, с тревогой говорили о новом источнике международной напряженности, формирующемся на Корейском полуострове. Современная Восточная Азия - это, несомненно, регион, дающий повод и для углубленного анализа складывающейся здесь ситуации, и для многовариантных прогнозов.
ГРУППЫ ВЛИЯНИЯ НА РАЗРАБОТКУ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КНР
О. ТИМОФЕЕВ (Россия)
Влияние на разработку внешнеполитической стратегии КНР в ближайшие годы смогут оказывать три ключевые группы в руководстве страны:
1. Решениями 16-го съезда КПК, первого пленума ЦК КПК 16-го созыва Цзэн Цинхуну было предложено отвечать за международные отношения в постоянном комитете политбюро ЦК КПК, что должно было означать преемственность линии Цзян Цзэминя во внешней политике. Кроме того, на первой сессии ВСНП 10-го созыва Цзэн Цинхун был избран заместителем председателя КНР, что также предоставляет ему дополнительные возможности влиять на внешнюю политику государства, прежде всего, используя контакты с представителями иностранного дипломатического корпуса в Пекине.
2. Премьером Госсовета Вэнь Цзябао получены полномочия на проведение особой линии во внешнеэкономической политике от "фракции выпускников университета Цинхуа". 28 - 30 апреля 2003 г. состоялся его молниеносный визит в Бангкок для участия в чрезвычайном саммите лидеров Китая и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), посвященном проблеме атипичной пневмонии. В своем выступлении 29 апреля Вэнь Цзябао не стал уходить от ответственности за ухудшение эпидемиологической обстановки в Китае, но вместе с тем обещал изменить ситуацию в ближайшее время. На том же форуме Вэнь Цзябао подчеркнул желание нового китайского правительства способствовать планам создания единой зоны свободной торговли Китай - АСЕАН, а также присоединиться к "Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии". Кроме того, в ведении Вэнь Цзябао находятся контакты с руководством администрации США. В декабре 2003 г. состоялся его визит в США, и еще до конца 2004 г. планируется новый визит. Вэнь Цзябао остается не только первым, но и единственным представителем нового высшего руководства КНР, посетившим Вашингтон.
Собственную особую позицию Вэнь Цзябао демонстрирует и по проблеме взаимоотношений с лидерами демократического движения в Сянгане.
3. Свои позиции не собирается сдавать и "патриарх китайской дипломатии" Цянь Цичэнь, хотя и сложивший в марте 2003 г. с себя полномочия заместителя премьера Госсовета, ответственного за международные отношения, но до сих пор сохранивший ключевое влияние в МИДе. Свидетельством прочных позиций, занимаемых Цянь Цичэнем, стали назначение в президиум Госсовета его доверенного лица, бывшего министра иностранных дел Тан Цзясюаня и визит самого Цянь Цичэня в США в ноябре 2003 г. во главе китайской делегации для обсуждения тайваньской проблемы в рамках неформального американско-китайского диалога.
МОНГОЛО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Н. АЛТАНСЕТСЕГ (Монголия)
Монголо-китайские отношения на протяжении длительного исторического времени приобретали разные формы. Если в эпоху династии Юань, входившей в состав Монгольской империи в XIII-XIV вв., монголы установили свое господство над Китаем, то в XVI-XX вв. Монголия и Китай находились в составе Маньчжурской империи.
стр. 28
Из многочисленных народностей и обширных территорий, завоеванных маньчжурскими властями, лишь монголы в начале XX в. смогли приобрести свою полную независимость. Концепция "Монголия - потерянная территория Китая" о непризнании монгольской независимости тайно или явно выступала существенным фактором в монголо-китайских отношениях. Особенно в 1960 - 1980-е гг. прошлого века, в период "холодной войны" между СССР и КНР, выплеснулись наружу территориальные претензии к Монголии со стороны Китая.
Как известно, ведущей тенденцией развития современных международных отношений стала глобализация. Глобализация объективно ведет к более взаимозависимой, взаимодополняемой модели мира, к тесным интеграционным процессам на уровне регионов и субрегионов.
Политика Китая в отношении Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ) и китайских монголов, т.е. проживающих вне территории этого района, всегда привлекала пристальное внимание Монголии. Имеют место коренные различия в подходе Китая и Монголии к истории, языку, культуре и религии монголов. В частности, в то время, когда монголы возносят Далай-ламу как воплощение "живого Бога" и от всего сердца стремятся к встрече с ним, то Китай - напротив, постоянно выражает официальные протесты при решении вопросов о посещении Далай-ламой Монголии.
Наряду с этим КНР в политическом и экономическом аспекте проводит дальновидную, прагматичную политику. Одним из ее проявлений ... является то, что в состав официальных делегаций КНР в Монголию все чаще начали включаться представители Внутренней Монголии. Пограничные участки Внутренней Монголии и город Эрлянь скоро будут превращены в зону свободной торговли, что, несомненно, принесет выгоду не только частным монгольским компаниям, но и станет взаимовыгодной формой сотрудничества двух соседних государств. Хотя правительство Монголии уделяет особое внимание инвестициям и экономическому сотрудничеству с другими странами в период глобализации, близость территории, успехи китайской экономики и прагматические шаги внешней политики Китая играют существенную роль во внешней политике Монголии.
ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В КНР
А. ПОПОВ (Россия)
В последнее время, вследствие все большей открытости китайского общества, а также под давлением таких процессов, как модернизация, глобализация и вестернизация, внутрисемейные отноше-
стр. 29
ния в КНР подвергаются значительным изменениям. Отмечается как появление абсолютно новых для Китая форм и явлений, так и новые грани старых, традиционных явлений. В частности, совершенно по-новому выглядит в новой ситуации такое явление, как семейное насилие.
К истокам насилия в семьях КНР в равной степени относятся как традиционная культура внутрисемейных отношений, так и современные влияния, пришедшие в Китай вместе с западной цивилизацией. Безусловно, семейное насилие существовало в Китае и до революции, причем оно было в некоторой степени поощряемо: в случае малейшего неповиновения младшего (по возрасту или положению) старшему применялось насилие. В основном семейное насилие осуществлялось старшими по отношению к младшим. Однако в последнее время вследствие все большей открытости нравов, семейное насилие обрело новые формы: зачастую насилие в семье осуществляется теперь и младшими по отношению к старшим. Руководство КНР, проводя семейную политику, попыталось укрепить нравы путем возвращения и пропаганды традиционных ценностей, однако натолкнулось на новый взгляд по отношению к семейному насилию (взгляд с позиции западных ценностей, с позиции прав человека). Современный Китай весьма восприимчив к новым для него оценкам и взглядам, и, в частности, на семейное насилие в городах Китая взгляды весьма неоднозначны: с одной стороны, это взгляд с точки зрения традиционных ценностей, с другой - с точки зрения прав человека.
Не вызывает сомнения тот факт, что семейное насилие крайне неблагоприятно влияет как на каждую отдельную семью, так и на весь социум в целом. Однако и полное отсутствие уважения к старшим не может украсить современное общество. В настоящее время китайское общество оказалось в неоднозначном положении: с одной стороны, необходимо вернуть в общество уважение к старшим, с другой стороны, избежать пропаганды и насаждения семейного насилия.
Нигде и никогда в Китае традиционные ценности не заменялись полностью на современные; напротив, это всегда был компромисс, симбиоз, постепенное прирастание и взаимное дополнение. Такая же ситуация складывается и с возвращением традиционных ценностей.
Семейное насилие теснейшим образом взаимосвязано с другими процессами, происходящими в современной китайской семье: с конфликтом между поколениями и между традиционно неравными членами семьи, воспитанием детей, разводами и т.д.
Вопрос о семейном насилии, наконец, получил в КНР законодательную почву: он отражен в Конституции (косвенно), в новом Законе о браке, в Уголовном Кодексе, в Законе об охране несовершеннолетних и т.д. Кроме того, начиная с 1996 г. во многих городах местные правительства подготовили и ввели в действие "Положения о предупреждении и борьбе с семейным насилием". Таким образом, мы видим, что руководство КНР, проводя активную политику по возвращению традиционных ценностей, пытается соответствовать и современным тенденциям в китайском обществе.
ИСТОКИ КОНФУЦИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СЯО - СЫНОВНЕЙ ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ
С. КУЧЕРА (Россия)
Концепция сыновней почтительности занимает центральное место во всей философии Конфуция, о чем говорил сам Учитель: "Сыновняя почтительность (сяо) - это основа всех принципов безупречного поведения; из нее вырастает все воспитание и просвещение" (Сяо цзин, гл.1). Будучи философски осмысленной Конфуцием и превращенной им в целое учение, данная концепция не является все-таки творением самого Конфуция. Она зародилась спонтанно в недрах древнекитайского общества за много веков до мыслителя. Она выросла на базе культа предков, зародившегося, как можно судить по археологическим находкам (статуэтки цзу), по меньшей мере, в позднем неолите (III тыс. до н.э.), а скорее всего - значительно раньше, о чем косвенно говорит обычай помещать "сопроводительный инвентарь" в могилы, зафиксированный уже на этапе раннего неолита.
Знак сяо в самых ранних (XIV/XIII-XII/XI вв. до н.э.) текстах-надписях на гадательных костях не обнаружен, зато он широко присутствует в инскрипциях на западночжоуских (XII/XI-VIII вв. до н.э.) бронзовых изделиях, где его смысл "сыновняя почтительность" не вызывает сомнения.
100 ЛЕТ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Б. ПАК (Россия)
Русско-корейских договор о дружбе и торговле 1884 г. и договор о сухопутной торговле 1888 г. сыграли важную роль в развитии русско-корейских экономических, политических и культурных связей. Лейтмотивом политики России XIX в. в корейском вопросе было противодействие экспансионистской политике цинского Китая, установлению японского господства и усилению в Корее позиции враждебных России западных держав, в первую очередь Англии.
На рубеже XIX и XX вв. Россия продолжала оказывать противодействие агрессивным устремлениям Японии и до русско-японской войны 1904 - 1905 гг. служила главным внешнеполитическим препятствием японской агрессии в Корее. Корейское правительство пыталось сохранить независимость страны, но после установления японского протектората перестало играть самостоятельную роль во внешней политике. Царская же Россия после поражения в русско-японской войне лишилась возможности помешать установлению японского господства и аннексии Кореи в 1910 г.
После аннексии Кореи Япония объявила о прекращении действий всех русско-корейских договоров и соглашений. Но это не помешало развитию добрососедских отношений между народами России и Кореи после 1917 г. Советское государство
стр. 30
выступило в поддержку корейского освободительного движения.
Новый этап советско-корейских отношений наступил после освобождения в августе 1945 г. Кореи от японского господства, когда на Корейском полуострове образовались два государства - КНДР и РК. СССР признал КНДР и в 1961 г. подписал с ней Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. С тех пор СССР придерживался односторонней ориентации на Северную Корею. Только в 1990 г. были установлены дипломатические отношения с РК.
В конце 80-х гг. XX в. стали восстанавливаться отношения с КНДР. В 2000 г. между РФ и КНДР был подписан новый Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве. С этого времени в рамках российско-южнокорейских и российско-северокорейских переговоров стали обсуждаться и перспективы трехстороннего сотрудничества (РФ-КНДР-РК).
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ
Э. МОЛОДЯКОВА (Россия)
В Японии всегда традиционно сосуществовали синтоизм и буддизм, конфуцианство и даосизм. В стране никогда не было единой религиозной организации, подчиняющей и контролирующей всю жизнь человека. Японцам свойственен религиозный плюрализм, препятствующий возникновению религиозных распрей. Они не рассматривают какую-либо религию как абсолют и часто придают большее значение форме (обряду, ритуалу), чем содержанию. Во многих случаях вера японцев базируется просто на обычаях и традициях.
При изначально тесной связи религии и государства явной зависимости одной религии от власти до середины XIX в. не было. Однако политика правящих кругов по использованию религии и манипулированию ею на протяжении почти столетия (60-е гг. XIX в. - первая половина XX в.) дает негативный опыт, небезынтересный для многих стран в настоящее время. Попытка правящих кругов нарушить сложившийся веками баланс между синто и буддизмом шла вразрез с адаптивным, религиозным сознанием японцев, что не позволило разрушить древнюю традицию сосуществования религий.
Многие конфликты, возникающие в различных частях земного шара, уходят корнями в противостояние религий. Существующий в Японии баланс между религиями - пример веротерпимости, которой катастрофически не хватает большей части человечества.
ЯДЕРНЫЙ КРИЗИС В КОРЕЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
А. ЖЕБИН (Россия)
Корейский полуостров всегда входил в сферу национальных интересов России, которые заключаются в обеспечении мира и стабильности в районах, расположенных по периметру ее границ, поддержании добрососедских отношений взаимовыгодного сотрудничества с сопредельными государствами. Обострение ситуации в Корее, а тем более военные конфликты на полуострове неизбежно отрицательно сказывались на безопасности России, вынуждали ее принимать дополнительные меры по ее укреплению. Поэтому России вряд ли нужно стесняться того факта, что у нее есть свои, вполне законные интересы на Корейском полуострове. Уже в силу только одного географического фактора эти интересы ничуть не менее значимы и обоснованны, чем у стран, отделенных от Кореи морями и даже океанами.
Оба ядерных кризиса в Корее - 1993 - 1994 гг. и нынешний - вызваны, в первую очередь, попытками США утвердить свое доминирование на всем Корейском полуострове, помешать дальнейшей нормализации между Севером и Югом Кореи. Набиравшие силу тенденции к дальнейшему ослаблению напряженности и укреплению безопас-
стр. 31
ности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии (СВА) в целом явно не устраивали те круги в США, которые после прихода к власти администрации Дж. Буша положили в основу американской внешней политики ставку на нанесение превентивных ударов и смену неугодных американцам режимов. Такая линия США объясняется тем, что в настоящее время, как и в начале 90-х гг. прошлого века, продолжение процесса нормализации в Корее неизбежно поставило бы под вопрос мотивы продолжения американского военного присутствия на Юге полуострова, лишало бы американцев единственного более или менее серьезного аргумента, оправдывающего создание ПРО Северо-Восточной Азии (СВА) и национальной ПРО. Выход американских вооруженных сил с их высокоточным оружием нового поколения на сухопутную границу с Китаем и с Россией привел бы к кардинальным изменениям военно-политической обстановки в этом регионе и во всем АТР.
Позиция Москвы заключается в том, что обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, соблюдение там режима нераспространения оружия массового уничтожения при безусловном сохранении в этом регионе мира, безопасности и стабильности, отвечают интересам корейского народа и всего человечества. Россия выступает за политико-дипломатическое урегулирование кризиса. В Москве твердо убеждены в том, что, например, военным путем проблемы разоружения и укрепления режимов нераспространения не решить. Если первая корейская война окончательно похоронила антигитлеровскую коалицию, то второй крупномасштабный конфликт в Корее может окончательно добить едва начавшуюся утверждаться, а затем подорванную нападением США на Ирак антитеррористическую коалицию и подарить миру новое издание "холодной войны". История международных отношений на Дальнем Востоке за последние полвека достаточно убедительно продемонстрировала, что прочный мир и стабильность в регионе могут быть обеспечены лишь при условии достижения разумного компромисса и учета законных интересов безопасности всех расположенных там государств. Вряд ли иной подход к решению существующих в регионе проблем, в том числе корейской, может встретить поддержку со стороны России.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНДР: БЕЗОПАСНОСТЬ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
ЯН ЕН ХИ (Россия)
Традиционно Россия в глазах северокорейского народа расценивалась как дружественная страна-союзник. Однако после "холодной войны" и с установлением дипломатических связей Москвы с Сеулом, России и КНДР дружба охладела.
Пхеньян, который потерял своего верного друга, практически оказался в полной политической и экономической изоляции в новом мире и болезненно реагировал на каждый новый шаг сближения Москвы с Сеулом.
В связи с этим Пхеньян выстраивал свой собственный внутренний и внешний политический режим, в частности, активно начал вступать в контакт с США и европейскими странами. В октябре 1994 г. в Женеве было подписано северокорейско-американское рамочное соглашение, которое стало правовой основой для движения по пути решения проблем корейского полуострова. Однако невыполнение обязательств соглашения со стороны США обострило обстановку в этом регионе. В результате чего здесь остро соприкоснулись геополитические интересы крупнейших стран - США, России, Китая и Японии.
Естественно, в политике России в отношении к Корее тоже происходили изменения. В современных условиях начала XXI в. чрезвычайно актуальным и интересным с политической точки зрения является исследование изучения интересов России в решении корейской проблемы, ее дипломатических отношений с Республикой Корея и КНДР, ее потенциальные возможности влияния на события в этом регионе. Можно предположить то, что характер взаимоотношений наших двух стран будет иметь немаловажное влияние на безопасность на корейском полуострове.
РОССИЯ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН
[В. ЯШКИН] (Россия)
За последние два десятилетия роль региона в мировой экономике и политике значительно возросла, что можно объяснить, прежде всего, его огромным ресурсным потенциалом, высоким экономическим динамизмом образующих его стран и ключевыми позициями, которые занимают эти страны, в новом витке научного и технического прогресса и в новой системе международного разделения труда.
В регионе сложилась довольно эффективная модель ступенчатого экономического развития. Согласно этой модели импульсы к структурным сдвигам, которые возникают в передовых центрах (США и Япония) переносятся в научно-исследовательский сектор (НИС) и затем, хотя и в ослабленном и деформированном виде - в страны АСЕАН. Таким образом менее эффективные секторы экономики, которые не представляют специфического интереса для центра, переносятся на периферию.
В настоящее время в регионе происходят процесс интернационализации и, что не менее важно, экономическая интеграция, которая перемещается сейчас в отрасли обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологические, и в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Интернационализация экономики региона идет с минимальным участием России, что может быть объяснено в основном структурными факторами, т.е. технологической и институциональной неготовностью российской экономики к активному
стр. 32
участию в новой системе международного разделения труда (МРТ), которая формируется сейчас под влиянием современной научно-технической революции (НТР).
Определенные проблемы создают остатки экономического кризиса в России, которые пока не устранены, и отсутствие четкой долгосрочной стратегии и эффективного механизма для дальнейшего развития экономического сотрудничества с Китаем.
Современное состояние экономических отношений России с Японией можно считать критическим, поскольку помимо политических факторов, которые по-прежнему играют негативную роль, существуют важные экономические причины, которые также объясняют нынешний затор в экономических отношениях. Речь идет о расширяющемся технологическом разрыве между двумя странами, различных подходах к стратегии экономического развития и растущем расхождении экономических механизмов.
Экономические отношения со странами АСЕАН стоят практически на точке замерзания. Масштабы взаимной торговли имеют тенденцию к понижению, тогда как другие формы экономического сотрудничества практически отсутствуют.
Теперь, когда экономическая ситуация в нашей стране улучшается, возникают новые возможности для расширения и совершенствования экономического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА В РОССИИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
П. ЛЕШАКОВ (Россия)
В России мощная волна корейской миграции возникла в 90-е гг. после распада Советского Союза. Всех корейских иммигрантов этого периода можно подразделить на 4 основные группы: корейские мигранты из бывших союзных республик, граждане КНР, являющиеся этническими корейцами, выходцами из северо-восточных провинций Китая, граждане Республики Корея, впервые появившиеся на территории Российской Федерации на рубеже 80-х и 90-х гг., и выходцы из КНДР. К этой новой волне корейских мигрантов в России можно отнести около 50 тыс. человек, что составляет почти половину общей численности корейской диаспоры в России на момент распада СССР (110 тыс. человек). Ныне изучаются численность и основные направления миграционных потоков корейцев, определяются основные мотивы миграции, половозрастная структура, семейный и религиозный состав мигрантов, их образовательный уровень, доходы и социальное положение. Южно-корейские религиозные миссионерские организации становятся отлаженным каналом пополнения диаспоры новыми членами, важнейшими центрами финансовой взаимопомощи и трудоустройства мигрантов.
РОССИЯ - КИТАЙ: ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА МОЖЕТ СТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
Б. ДАГБАИН (Россия)
Проблемы сотрудничества между регионами России и Китая обусловлены особенностями их внутреннего развития. Со стороны Китая: ограниченность природных ресурсов, низкая стоимость и огромные ресурсы рабочей силы, постепенное освоение высоких технологий, растущий экспортный потенциал, наращивание военной мощи и все более масштабное негативное воздействие на глобальную экологическую обстановку. Для восточных регионов России характерны богатые природные ресурсы, высокий научно-технический потенциал и слаборазвитая, несбалансированная экономика, низкая плотность населения и, как следствие, ограниченность трудовых ресурсов.
Это заставляет особенно внимательно рассматривать демографическую проблему. Проблема миграции китайцев на территорию России приобрела актуальность в 1990-х гг. Демографическая проблема является важнейшим неэкономическим фактором в межрегиональных экономических связях и, безусловно, носит стратегически важный для страны характер. Так, общее население России составляет менее 150 млн, в то время как в Китае живет более 1,2 млрд. человек. Огромная разница демографического потенциала еще более очевидна при сравнении населения Сибири и Дальнего Востока с приграничными провинциями Китая. В 1993 г. всего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке проживало 17 млн. человек, а в трех Северо-Восточных провинциях Китая - 102 млн. человек. В целом разительный контраст между численностью населения восточных регионов России и Северо-Восточного Китая потенциально может превратить демографический фактор в серьезную проблему во взаимоотношениях двух стран.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |