М. СЕФЕРОВА, кандидат филологических наук, Директор Российско-японского Центра по изучению СМИ и культуры
* * *
"Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества". Об этом говорится в Окинавской Хартии глобального информационного общества, подписанной лидерами "Группы восьми" на саммите в Окинаве в июле 2000 г.
Вступая в XXI в., Япония провозгласила начало революции в области информационных технологий ("Japan's Information Technology (IT) Revolution"). По инициативе Йосиро Мори, возглавившего в 2000 г. кабинет министров, в июле 2000 г. был создан Стратегический совет по информационным технологиям, в состав которого вошли министры, чиновники, специалисты различных областей, а также представители ведущих японских компаний. Возглавить Совет был приглашен президент корпорации "Сони" Нобуюки Идеи. "Интернет, - заявил Н. Йдеи, - поможет японской экономике войти в новую эру сверхбыстрого развития и экономической экспансии. Главным ключом к быстрому развитию интернет-экономики в Японии станут массированные инвестиции в инфраструктуру высокоскоростного доступа в сеть и принятие законов для ускоренного развития электронной коммерции в стране."
ПРАВИТЕЛЬСТВО И БИЗНЕС ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ
На первом заседании Совета было объявлено о принятии совместного частно-государственного стратегического пятилетнего плана - e-Japan strategy, согласно которому правительство введет в эксплуатацию инфраструктуру, которая позволит обеспечить 30 млн. японцев высокоскоростным интернет-доступом, а 5 млн. жителей страны смогут пользоваться сверхскоростным Интернетом. План также предполагает преобразование японских провайдерских служб, а именно снижение цен и повышение качества обслуживания.
Таким образом, с внедрением новой стратегии и ее последующим успешным применением японское правительство надеется уже к 2005 г. обогнать США в сфере информационных технологий и электронной коммерции.
Одним из направлений государственной политики в области развития информационного общества является создание так называемого электронного правительства (э-правительства). Смысл проекта "e-government" заключается в более активном примении информационных технологий в организации и планировании государственной и региональной политики. К апрелю 2003 г. - началу работы электронного правительства - планировалось обеспечить электронной связью муниципалитеты всех 47 префектур (к ноябрю 2000 г. уже были созданы специальные операционные центры в 17 префектурах) и 12 крупнейших городов Страны восходящего солнца с центральным правительством в целях быстрого обмена информацией. Министерство государственного управления, МВД и министерство почты и телекоммуникаций также будут иметь электронную связь с правительством. Сегодня уже существует сайт www.e-gov.go.jp, который содержит информацию о деятельности японских министерств и ведомств.
Система электронной связи японского э-правительства выглядит следующим образом: посредством сети правительство и муниципалитеты могут обмениваться документацией, выносить на обсуждения различные проекты, подавать заявки, принимать решения. Граждане страны также могут использовать Интернет для связи с правительствен-
стр. 44
ными структурами и в целях получения необходимой административной информации (см. схему).
По мнению правительственных экспертов, с появлением такой системы местным чиновникам не нужно будет ездить в Токио, чтобы подать заявку на получение субсидии или представить отчет по административным делам, что, в свою очередь, будет способствовать установлению нового типа взаимоотношений между центральной и местными властями. Причем, решающая роль в изменении взаимоотношений двух уровней власти принадлежит не столько компьютерным сетям, сколько мерам по повышению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
В сфере медицинского обслуживания все большее внимание обращается на важность обслуживания на дому посредством электронной связи и портативной мультимедийной терминальной техники, роботов, осуществляющих помощь на дому. Все шире подвергается стандартизации протокол данных для информационных медицинских систем в удаленных районах страны, что облегчает квалифицированное медицинское обслуживание в регионах. Благодаря передовой технике съемки и изображения в практику внедряется микрохирургическая техника, которая предусматривает быстрейшее выздоровление при минимальном вмешательстве в организм.
Достижения в области расширения функций суперкомпьютеров и развитие технологии моделирования предопределили успех в предсказаниях погоды и в предоставлении консультаций о природных явлениях для предупреждения о стихийных бедствиях. К 2012 г. японцами планируется определение прогноза погоды на неделю с точностью до 95%.
ИНТЕРНЕТ - ИНФОРМАЦИОННАЯ МАГИСТРАЛЬ В БУДУЩЕЕ
Парадоксально, но факт, что Япония - одна из самых технологически развитых стран - сегодня занимает лишь 14 место по уровню доступа в Интернет, уступая Финляндии, Норвегии, Исландии, Швеции, США и другим странам. Например, за 1996 г. число подписчиков увеличилось на 400%. Но позже темпы роста стали снижаться. Крупнейшие в стране провайдеры внедрили более быструю и надежную систему связи, попутно увеличив плату за пользование Интернетом. В результате многие студенты и школьники оказались без доступа в виртуальный мир.
Согласно исследованию Morgan Stanley Dean Witter, сегодня Интернетом пользуются 67% японцев, домашними компьютерами - 30%, офисным компьютерным оборудованием - 50% компаний. Однако Япония опережает США и Европу по развитию технологий мобильной связи, что является несомненным плюсом в связи с быстрым развитием мобильного доступа в Интернет.
Рынок мобильных телефонов в последние годы захватил почти половину всего японского рынка телекоммуникаций. В основе этого прорыва лежит быстрое развитие сотовой телефонной связи.
В конце 2001 г. число абонентов сотовой телефонной связи достигло 50 млн. человек. А общее число владельцев мобильных телефонов составило более 62 млн. человек, или почти 50% всего населения Японии.
В мае 2001 г. самый крупный оператор мобильной связи в Японии "NTT DoCoMo" устроил презентацию первой сети сотовой телефонной связи третьего поколения 3G - так называемой IMT-2000. Она может действовать в любом месте земного шара и будет способна передавать движущееся изображение. Ожидается, что она позволит еще больше увеличить число абонентов сотовой телефонной связи - до 80 млн. человек к 2010 г., что составит 65% от всего населения страны. Таким образом, будет обеспечено дальнейшее развитие всего рынка телекоммуникаций. В свободной продаже телефоны 3G появились в октябре 2001 г. Мобильные телефоны, совмещающие в себе функции компьютера с доступом в Интернет, так называемые интернет-телефоны, сегодня стали поистине одним из самых продаваемых "товаров нового тысячелетия".
В 2000 г. около 47,8 млн. человек, т.е. 37,8% населения, имели доступ к Интернету как через компьютер, так и через сотовые телефоны. Из них 23,6 млн. жителей пользовались Интернетом исключительно с помощью мобильного телефона. По данным японского министерства почты и телекоммуникаций, благодаря возможности получать доступ к Интернету через телефон в 2001 г. количество интернет-пользователей увеличилось на 74% по сравнению с предыдущим годом и составило 83,2 млн. человек, в конце 2002 г. - уже превысило 84,8 млн. При этом во второй половине 2002 г. в Японии впервые наблюдалось снижение интернет-пользователей, подключающихся к сети через модем - 21,5 млн, хотя в то же время продолжился рост количества широкополосных подключений. Например, число пользователей xDSL-модемов, являющихся самым массовым способом высокоскоростного доступа, достигло почти 5 млн. Второе место по популярности заняло подключение через сеть кабельного телевидения. Число таких пользователей составило 1,8 млн. Выросло и количество квартир и офисов с проведенным оптоволокном: в конце 2002 г. их число составило 114,6 тыс. Пользователей, использующих для доступа в Интернет мобильные телефоны, с каждым месяцем становится, в среднем, на 100 тыс. больше, и в конце 2002 г. их число составило 57,11 млн. (см. таблицу). Согласно прогнозу аналитической компании IDC Japan, к 2005 г. число пользователей Интернетом в Японии достигнет 104 млн.
Вид подключения |
Кол-во пользователей |
Модем |
21,5 млн |
Широкополосное подключение xDSL-модем |
почти 5 млн |
Через сеть кабельного ТВ |
1,8 млн |
Проведенное оптоволокно |
114,6 тыс. квартир и офисов |
Мобильные телефоны |
57,11 млн |
Таблица составлена по данным, полученным с сайта www.soumu.go.jp/joho_tsusin/eng/Statistics/number_user s021031.html
стр. 45
Специальный комитет по телекоммуникациям Японии обнародовал план по внедрению сотовой связи четвертого поколения, которая призвана заменить уже существующий стандарт - IMT-2000. Максимальная скорость передачи данных составит 100 Мб/сек, в то время как максимальная скорость передачи данных по стандарту IMT-2000 -2 Мб/сек. Для терминалов, работающих в новом стандарте, будет разработана общая спецификация с тем, чтобы пользователь мог выбрать любого оператора. Коммерциализацию стандарта планируется начать в 2010 г.
Как известно, лидером по охвату населения мобильной связью является Гонконг с показателем 83%. Но что касается технологичности, то здесь первое место принадлежит Японии - 62% японцев используют WAP (Wireless Application Protocol) против 25% гонконгцев. Пользователям WAP в Японии не приходится дополнительно оплачивать доступ в Интернет, что дает право делать самые благоприятные прогнозы относительно популярности этого типа доступа.
Однако еще большей популярностью в Японии пользуется другая технология мобильного доступа - i-mode. В течение года с момента запуска в феврале 1999 г. системы i-mode ведущие телекоммуникационные, и, в частности, мобильные телефонные компании "NTT DoCoMo" (после реогранизации компания "Nippon Telephone & Telegraph" -"NTT" разделилась на "NTT DoCoMo" и "NTT Communications Corp.") и "DDI Corp." (в результате слияния в октябре 2000 г. "DDI Corp.", "KDD Corp." и "IDO Corp." образована компания "KDDI") зарегистрировали почти 3 тыс. порталов, около 50 тыс. сайтов и свыше 30 млн. подписчиков, которые уже привыкли к тому, что возможность забронировать авиабилет или купить билеты на концерт, получить и отправить электронную почту, узнать биржевые котировки и выйти в Интернет через мобильный телефон - явление вполне обычное. В последние 2 года в Японии зафиксирован i-mode - бум, когда обладатели портативных сотовых телефонов предпочитают отправлять и получать электронную почту не через компьютер, а посредством телефона. Для краткости передачи информации придуман даже i-mode язык графических изображений. I-mode бум может быть сопоставим разве что с бумом SMS в Японии, где практически обязательным аксессуаром для мобильного телефона стала миниатюрная клавиатура. Сервисом i-mode в Японии пользуются 170 банков и министерство почты и телекоммуникаций.
По мнению заместителя директора департамента мультимедийного редактирования "Нихон Кэйдзай Симбун" Сюндзи Итаи, "в Японии наблюдается движение общественной эволюции по направлению к созданию так называемого мобильного информационного общества. Мы уверены, что в ближайшие несколько лет эти изменения перевернут жизнь практически каждого человека".
Система доступа WLL, которая связывает пользователей с локальной беспроводной телефонной сетью, начала работать в середине 2000 г. в крупнейших городах Японии. Подобные услуги сегодня предоставляет компания "Сони", имеющая соответствующее подразделение So-Net. Однако, надо отметить, что на сегодняшний день WLL не пользуется столь широкой популярностью, как i-mode или WAP.
По данным японского рекламного агентства "Хакуходо", активные пользователи Интернета (пользователи, имеющий собственный доступ) в Японии проводят в сети в среднем по 89 мин. в день. Пассивные пользователи (не имеющие собственного доступа) проводят в Интернете около 7 мин. в день. Активные пользователи на Интернет тратят больше времени, чем на чтение газет, журналов и прослушивание радиопередач.
Наиболее распространенным вариантом использования Интернета является обмен электронными письмами (64,8%), далее следует поиск бесплатных купонов и информации для выбора покупки (45,9%). Почти 20% японцев пользуются онлайновыми банковскими услугами. В чатах проводят время 15,6% пользователей, а почти четверть молодых японцев выходят в Интернет для поиска новых знакомств.
В марте 2001 г. сотрудники "Хакуходо" провели опрос японских пользователей Интернета, чтобы выяснить, по каким каналам они желают получать информацию в будущем, и по результатам исследо-
стр. 46
вания оказалось, что 69,2% опрошенных хотят читать больше газет. Тем не менее, второе место занимает Интернет - более активно посещать онлайновые ресурсы намерено 68,2% пользователей. Согласно e-Japan strategy, японцы планируют сделать Интернет более доступным, в первую очередь - для домашнего доступа. При этом важно повысить грамотность населения по использованию Интернета.
В 2000 г. в японских школах была введена новая дисциплина - "информационное общество и ИТ", которая на более продвинутом уровне преподается и в колледжах, и в ВУЗах. Почти половина японских школ имеет сегодня доступ в Интернет, при этом соответствующим оборудованием оснащены 13,6% начальных школ, 22,7% - средних и 37,4% всех старших школ. Из них 35% обычных школ и 60% специализированных имеют свою web-страничку. В течение последних двух лет ведется работа по соединению оптоволоконной связью всех школ и библиотек страны.
Как выяснилось в ходе общенационального опроса, проведенного в феврале 2001 г. Suruga Bank совместно с IBM Japan, примерно 20% японцев, имеющих доступ в Интернет, в возрасте старше 20 лет пользуются онлайновыми банковскими услугами. Результаты опроса показали, что 10,7% пользуются подобным сервисом уже не первый год, еще 19,6% намерены попробовать им воспользоваться. Среди основных причин, по которым отдается предпочтение интернет-банкингу, чаще всего назывались "возможность управлять собственными средствами в любое время и в любом месте" (75,4% респондентов) и "желание попробовать новый вид обслуживания" (51,7%). В настоящее время клиенты пользуются стандартным набором интерактивных услуг: получение выписок, открытие (закрытие) депозита, переводы. В дальнейшем опрошенные выразили пожелания относительно возможности переадресации запросов, покупки в онлайн-магазинах, выставления счетов по электронной почте.
Что касается товаров и услуг, получаемых японскими подписчиками через Интернет, по популярности здесь лидируют персональные компьютеры и комплектующие, туристические услуги, игрушки и другие предметы досуга, и, наконец, книги и программное обеспечение. По данным газеты "Nikkei Weekly", в середине 2000 г. в сети насчитывалось 27 тыс. виртуальных японских магазинов, а спустя год их количество увеличилось почти вдвое. Максимальный годовой оборот от сетевых продаж составляет 1 трлн иен.
ИТ-ТЕХНОЛОГИИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
В конце 2000 г. корпорация "Мицу-биси" совместно с четырьмя крупнейшими телекоммуникационными компаниями "Nippon Television Network Corp.", "Japan Satellite Broadcasting Inc.", "NTT DoCoMo" и "NTT Communications Corp." сделала новый шаг в развитии электронной коммерции - а именно предложила новое оборудование для спутникового телевещания и его использование в качестве главной инфраструктуры э-бизнеса. На сегодняшний день телерадиовещание посредством спутника ведется по 170 каналам.
С октября 1997 г. восемь японских телекомпаний ведут ежедневное 17-часовое телевещание в стандарте Hi-Vision. В декабре 2000 г. было начато вещание телевидения высокой четкости посредством вещательного спутника BS (Broadcasting Satellite) в новом цифровом формате BSAT - 2а.
Фирма KDDI - один из крупнейших японских операторов, оказывающий услуги международной и междугородной связи. По объему доходов от этих услуг фирма занимает седьмое место в мире. Глобальной стратегией KDDI является широкое сотрудничество со многими телекоммуникационными операторами во всем мире. Для эффективного функционирования службы международной связи она организовала корпорацию World Partners совместно с фирмами AT&T, Singapore Telecom Unisource. Кроме основных стандартных услуг международной связи, новая корпорация обеспечивает также ретрансляцию кадров и пакетную передачу данных.
Фирма KDDI стоит у истоков создания глобальной мультимедийной службы, ориентированной в основном на пользователя XXI в. Чтобы реализовать такую службу, KDDI в кооперации с другими фирмами освоила конструирование и установку широкополосных волоконно-оптических линий связи, способных передавать большие массивы информации. Примером является TPC-5CN (трансатлантическая кабельная сеть 5), которая вошла в строй в июле 1995 г. Фирма провела целый ряд научно-исследовательских и конструкторских работ, связанных с проблемой организации мультимедийных телекоммуникационных служб. К ним относятся работы в области компрессии видеосигналов для систем HDTV (High Definition TV), системы автоматизированного перевода и системы "видео по запросу". KDDI обеспечивает проект международной спутниковой связи Инмарсат разнообразным оборудованием с многофункциональной мультимедийной аппаратурой.
Последней разработкой в области японских интернет-технологий является переход к новому интернет-протоколу - IPv6. Высокий уровень этой технологии позволит использовать практически бесконечное число интернет-адресов, что приведет к новому качеству жизни в информационном обществе.
* * *
Имея основательную государственную поддержку, японское информационное общество развивается действительно быстрыми темпами. А развитие информационной инфраструктуры позволит Японии в самое ближайшее время существенно улучшить свое положение на информационных магистралях XXI столетия.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |