Libmonster ID: KZ-2331
Автор(ы) публикации: И. АШМЯНСКАЯ

Аутсорсинг - это не модное словечко последних лет, а новый способ производственной интеграции, получивший развитие в последние десятилетия. Аутсорсинг (outsourcing -"использование внешних ресурсов") - это своего рода отношения субподряда на мировом уровне, в которых участвуют две стороны: компания-заказчик из одной страны и компания-исполнитель из другой, при этом заказчик в целях снижения себестоимости или даже улучшения качества продукции делегирует исполнителю разработку и реализацию некоторых производственных процессов.

Аутсорсинг делится на иншоринг (когда работа осуществляется внутри страны, но другой компанией) и оффшоринг (когда разработка направляется в другую страну). Собственно, об этом, последнем, и пойдет речь в настоящей статье.

ПРИРОДА, СУТЬ И ИСТОКИ АУТСОРСИНГА

Аутсорсинг зачастую оказывается для компании-заказчика экономически выгоднее, чем наем собственных высококвалифицированных (часто просто уникальных, а потому весьма дорогостоящих) специалистов или создание полномасштабной дочерней компании за рубежом. Обратной стороной экономической выгоды является риск, связанный с передачей в чужие руки новейших конкурентных технологий и конфиденциальной информации, а также риск недостаточно качественного или оперативного выполнения работы.

Сильный толчок развитию аутсорсинга в форме оффшоринга дал экономический кризис в начале 1980-х гг. Именно тогда ряд американских автомобильных компаний, стремясь в условиях экономического спада в США вернуть себе конкурентоспособность на мировом рынке, впервые начали выводить производства из страны, первоначально в соседнюю Мексику1. В середине 1980-х гг. "Дженерал Моторс" закрыла 10 заводов во Флинте (штат Мичиган), переведя их в Мексику. Это позволило американским автомобилестроителям сохранить доходность своих предприятий.

После подписания в 1990-х гг. Североамериканского соглашения о свободе торговли (NAFTA) этот процесс еще более усилился. Причем он развивался не только в южном, но и в северном направлении. Американские компании стали переводить производство и на территорию своего северного соседа. Канада привлекала не только относительно более низкими, чем в США, зарплатами, но и высококвалифицированными англоязычными специалистами.

С 1990-х гг. американские компании стали проявлять свое внимание уже не только к соседним, но и к более отдаленным странам мира, к таким, например, как Тайвань и Сингапур, которые заинтересовали американские компании своим благоприятным инвестиционным климатом и дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силой.

Окончательное становление аутсорсинга как универсальной производственной системы эпохи глобализации произошло к середине 1990-х гг. на фоне бума в сфере информационных технологий и быстрого развития в передовых странах все более сложного и дорогого программного обеспечения. Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в этой сфере заставил компании США, а затем и других развитых стран переводить разработки за границу. И здесь на передний план выдвинулись Индия и Китай, которые, как оказалось, обладают существенными преимуществами по сравнению с другими регионами мира.

МИРОВОЙ РЫНОК АУТСОРСИНГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ

Главным заказчиком по линии аутсорсинга выступают сегодня США. Крупными странами-заказчиками являются также Канада и страны ЕС. Исполнителями являются в основном страны Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Восточной Европы и СНГ. Разные страны-исполнители обладают своими специфическими преимуществами, которые обеспечивают их более высокую конкурентоспособность в том или ином сегменте мирового рынка аутсорсинга. Так, страны Латинской Америки - Мексика, Бразилия, Коста-Рика, - исторически связанные особыми отношениями с Соединенными Штатами, стали первым регионом, на котором система международного субподряда была опробована. Страны Юго-Восточной Азии - Сингапур, Филиппины, Малайзия - с развитой инфраструктурой и высокотехнологичной культурой способны обеспечить высокое качество исполнения заказов. Россия, Белоруссия, а также такие страны ЕС,

стр. 6


как Польша, Венгрия, Румыния, Чехия, привлекательны невысокими зарплатами своих высокообразованных и высококлассных специалистов. В качестве исполнителей внешних заказов нередко выступают Канада, ЮАР и Израиль. Хотя стоимость выполнения заказов здесь гораздо выше, чем в других странах, но к их услугам прибегают, когда нужно обеспечить гарантированное качество и безопасность данных.

Помимо наличия квалифицированного персонала и относительно низкой стоимости выполнения работ, для развития аутсорсинга в той или иной стране важны следующие факторы: поддержка государством создания свободных экономических зон, либеральное инвестиционное законодательство, благоприятный налоговый климат, наличие учебных заведений, готовящих необходимые кадры, юридическая база, обеспечивающая защиту авторских прав и передаваемых конфиденциальных данных, наличие соответствующей инфраструктуры и отсутствие между исполнителями и заказчиками непреодолимых языкового и культурного барьеров. Значительную роль играет деловая репутация компаний-исполнителей, которая завоевывается многолетней качественной работой и подтверждается соответствующими международными сертификатами качества.

С учетом всех вышеперечисленных условий признанным мировым лидером аутсорсинга, по данным The Global Outsourcing Report 2005, является на сегодняшний день Индия2.

ИНДИЙСКИЙ ПУТЬ К УСПЕХУ

Аутсорсинг в Индии начинался с контрактного программирования, т.е. с программирования на контрактной основе по спецификациям заказчика. Контрактное программирование было вызвано потребностью заказчиков в большом количестве разовых или специальных программных работ.

Определяющей предпосылкой для успешного развития в Индии аутсорсинга в сфере программирования стал фактор высокого качества трудовых ресурсов при их низкой стоимости. С одной стороны, это свободно владеющий английским языком квалифицированный персонал, ежегодно пополняющийся новыми специалистами. С другой - зарплаты индийских программистов на порядок ниже зарплат аналогичных специалистов в развитых странах (например, в Канаде или Ирландии средняя зарплата в данной отрасли составляет 38 тыс. долл. в год, а в Индии она пока не превышает 8 тыс. долл.). Именно стоимостный фактор играл для заказчика главную роль, когда аутсорсинг в этой стране только начинал развиваться.

В последние 6 лет, начиная с 2000 г., именно сектор информационных технологий и электроники развивался в Индии самыми высокими темпами (30 - 35% в год)3. Доля электронной продукции и программного обеспечения в общем экспорте Индии выросла с 4% в 1991 - 1992 гг. до 14% в 1999 - 2000 гг., а в 2005 - 2006 гг. составила 20%. Если в 2000 - 2001 гг. общий доход Индии от аутсорсинга составлял только 7 млрд. долл., то к 2005 г. он вырос до 23,6 млрд. долл. По подсчетам экспертов, в 2006 г. общий доход Индии от аутсорсинга составит около 30 млрд. долл. (см. таблицу 1).

Ведущие индийские компании в данной отрасли - "Випро Текнолоджиз" (Wipro Technologies), "Тата Консалтэнси Сервисэз" (Tata Consultancy Services (TCS) и "Инфосис Текнолоджиз" (Infosys Technologies). Следом за ними идут "Сатьям", "Патни" и др. По данным исследования, проведенного компанией "Браун-Уилсон Эдвайзерс" в 2006 г., из 50 наиболее эффективно работающих на мировом рынке аутсорсинга компаний-исполнителей 13 - индийские, причем пять из них - "Сатьям", "Когнизант", "Инфосис", "Патни" и "Тата" - в первой десятке5.

Эти компании ныне объединены в Национальную Ассоциацию предприятий по разработке программного обеспечения и предоставлению услуг (NASSCOM)6. Цель NASSCOM - обеспечить необходимые условия для дальнейшего стимулирования разработок в сфере программного обеспечения и новейших технологий в Индии7. Достижения NASSCOM очевидны: она уже способствовала принятию ряда мер государственной поддержки аутсорсинга в Индии (создание технопарков, учреждение Национальной рабочей группы по информационным технологиям и разработке программного обеспечения - о чем ниже). Сейчас NASSCOM активно участвует в разработке законодательных актов по защите прав интеллектуальной собственности иностранных компаний в Индии.

Государство готово всячески поддерживать отрасль, уже сейчас являющуюся весьма доходной для бюджета страны. В 2005 г. доходы от аутсорсинга составляли 5% ВВП Индии. В том же году, выступая на открытии 16-й Международной инженерно-технологической ярмарки в Дели, министр иностранных дел Индии К. Натвар Сингх заявил, что "к 2008 г. в этой индустрии будут заняты 4 млн. человек, которые будут давать 7% индийского ВВП и 30% экспортных доходов Индии"8.

Еще в 1998 г. администрация премьер-министра Индии учредила Национальную рабочую группу по информационным техноло-

Таблица 1

Совокупный доход индийских компаний от аутсорсинга

Годы

2000 - 2001

2001 - 2002

2002 - 2003

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

Аутсорсинг

$7 млрд.

$8 млрд.

$9,5 млрд.

$17 млрд.

$23,6 млрд.

$ 30 млрд.




* По данным Datamonitor and Gartner Inc4.

стр. 7


гиям и разработке программного обеспечения9. Главная задача этой группы, в состав которой вошли представители правительственных, деловых и академических кругов Индии, - планирование и контроль за реализацией конкретных шагов в области развития IT-индустрии. За выполнение указаний Национальной рабочей группы отвечает Министерство связи и информационных технологий. Оно же реализует программу создания технопарков и регулирует их деятельность.

Первые технологические парки как форма объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений в пределах конкретной территории были созданы в Индии в 1991 г. при Министерстве информационных технологий. Технопарки создавались в целях ускорения разработки и внедрения научно-технических и технологических достижений посредством концентрации в одном месте высококвалифицированных специалистов и обеспечения их самой современной производственной и информационной базой. В индийских технопарках создана новейшая инфраструктура. Они пользуются поддержкой правительства, получают различные льготы и налоговые послабления. Эти факторы делают технопарки привлекательными для отечественных и зарубежных компаний. Первоначально они создавались специально для привлечения иностранных заказчиков и работали только на них. Сейчас города, где располагаются крупнейшие технопарки, являются индийскими центрами аутсорсинга.

В 2006 г. в Индии насчитывалось 44 государственных и 25 частных технологических парков, при этом некоторые полностью принадлежат иностранным инвесторам.

Министерством связи и информационных технологий Индии также выработана и выполняется Программа стандартизации контроля и качества электронной продукции, целью которой является обеспечение электронной промышленностью Индии качественных показателей мирового уровня10.

Два крупнейших в стране вуза, готовящих специалистов по информационным технологиям, - Индийский Институт Технологии и Национальный Институт Технологии (имеют отделения по всей стране) получают государственную поддержку. Надо отметить, что Индия занимает второе место в мире по количеству специалистов, занятых в IT-сфере, - 1 млн. человек и экспортирует свою программную продукцию в более чем 180 стран мира. Основными покупателями индийской IT-продукции являются США, Канада и страны Западной Европы. Такие крупнейшие компании, как "Сиско", "Моторола", "Майкрософт", "Сан Майкросистемс", "IBM", "Hewlett-Packard", "Intel", "Dell Computers", "Yahoo!" и многие другие отправляют свои заказы именно в Индию.

В целом, заказчики довольны качеством индийской программной продукции, хотя некоторые склонны считать, что индийские программисты не вполне справляются с особо трудными или нестандартными заданиями, однако все отмечают их организованность, четкость и аккуратность исполнения, работоспособность, умение общаться с клиентом, что способствует быстрому решению возникающих при выполнении заказа проблем.

В то же время есть ряд факторов, создающих определенные трудности для развития IT-индустрии в Индии. Одной из главных проблем является обеспечение безопасности передаваемых данных, ведь часто аутсорсинг связан с передачей заказчиком разработчикам весьма конфиденциальной, а порой и секретной информации, и ее утечка, разглашение или недобросовестное использование категорически недопустимы. В связи с этим в развитых странах принято законодательство, защищающее пользование и право распоряжения интеллектуальной собственностью.

В Индии действует Закон об информационных технологиях, принятый в 2000 г. и касающийся безопасности передачи и хранения данных, правил "электронной торговли", а также преступлений в сфере IT11. В 2005 г. принят Закон о свободе информации, который также охраняет информацию и данные, касающиеся стратегических и экономических интересов иностранных государств или компаний, в том числе тех, которые могут повлечь нарушение авторских прав иностранных граждан12. Закон запрещает несанкционированное использование такой информации и предусматривает меры соответствующего уголовного наказания. Но, по утверждению специалистов из NASSCOM, этого недостаточно. В своем докладе "Исследование условий информационной безопасности в Индии" они утверждают, что, хотя индийские компании обладают самыми современными технологиями для защиты данных, необходимо более детальное законодательство, которое было бы прямо направлено на обеспечение безопасности данных компаний-заказчиков в сфере аутсорсинга и создание особых органов надзора за его соблюдением13.

Уже сегодня индийские компании проводят для своего персонала особые инструктажи при работе с заказчиками из США или Великобритании (где законодательство о защите интеллектуальной собственности наиболее жесткое), придерживаются законов этих стран (предусматриваемая ответственность за нарушение конфиденциальности оговаривается в контракте между заказчиком и исполнителем).

Еще одним ограничивающим фактором является качество инфраструктуры Индии. Под этим понятием понимается совокупность трех составляющих: транспортная инфраструктура, телекоммуникации и электросети. В разных районах Индии состояние инфраструктуры очень различно.

Даже в Бангалоре (штат Карнатака), ныне прозванном "индийской Силиконовой долиной", еще 10 лет назад заказчикам самим приходилось устанавливать автономные генераторы в местных компаниях, потому как те не могли обеспечить надежную, бесперебойную работу местных электросетей. И сейчас эта проблема окончательно решена только в самых первых центрах IT-аутсорсинга - Бангалоре и

стр. 8


Хайдарабаде, хотя Министерство энергетики совместно с Министерством ядерной энергии прикладывают значительные усилия для полной электрификации страны и устранения перебоев в электросетях.

В отношении телекоммуникаций также наблюдаются существенные диспропорции между различными регионами Индии. Но в целом в последнее время, после прихода на рынок частных интернет-провайдеров, происходит ускоренное развитие Интернет-сетей и наблюдается падение цен в этом секторе.

Современные тенденции развития аутсорсинга в Индии позволяют с уверенностью говорить о том, что не только будут и дальше расти старые центры IT-аутсорсинга (Бангалор, Хайдарабад, Ченнаи (Мадрас), Мумбай (Бомбей), Дели), но в скором времени на арену выйдут новые города "второго звена" (т.е. те центры, в которых располагаются дочерние предприятия или субподрядчики IT-компаний из городов "первого звена") - Белапур, Ахмадабад, Калькутта, Индор, Кочи и др. Перемещение части заказов в эти новые центры позволит снизить себестоимость продукции, ибо в Бангалоре и других городах "первого звена" зарплаты сотрудников заметно выросли и продолжают расти. Впрочем, тенденция роста зарплат IT-специалистов наблюдается по всему миру, и Индия в сравнительном анализе с другими странами и регионами имеет для заказчиков значительные преимущества.

Перспективы дальнейшего развития аутсорсинга в Индии выглядят достаточно оптимистично. В пользу этого говорит более чем десятилетний опыт, впечатляющие интеллектуальные ресурсы - постоянно растущее количество квалифицированных специалистов с соответствующим опытом работы и знанием требований заказчиков - и благоприятная государственная политика.

Аутсорсинг как феномен современной экономики охватил практически все регионы мира. Однако не стихают споры о том, положительное или отрицательное влияние это характерное явление новой информационной эры оказывает на страны-участницы. Для заказчиков несомненны преимущества стоимостного фактора: экономия только на зарплатах составляет от 10 до 40%. Многие из тех, кто поддерживает аутсорсинг, ссылаются также на фактор качества. Индийцы выполняют ту же работу, что и американцы за меньшие деньги и быстрее. А, скажем, российские программисты способны, по отзывам, находить такие нестандартные решения, которые их зарубежным коллегам порой просто не под силу. В числе же основных негативов аутсорсинга называют зависимость заказчиков от исполнителей и, конечно, "утечку" рабочих мест в эти страны. Против "бангалоризации" рабочих мест (словечко, как можно заметить, прямо образовано от имени "столицы" индийского аутсорсинга - г. Бангалора) особенно активно выступают американские профсоюзы14. Законодатели ряда штатов предлагают, например, ввести законы, ограничивающие аутсорсинг для компаний, зарегистрированных в этих штатах. Во время последних президентских выборов обещание "не позволить индийцам забрать работу у граждан США" звучало из уст обоих кандидатов - Джона Керри и Джорджа Буша-младшего15. Но, несмотря на протесты противников и жертв аутсорсинга, правительство США не решается накладывать подобные ограничения на деятельность своих компаний. Сами же американские компании весьма оптимистично настроены в отношении перспектив аутсорсинга и даже пытаются успокоить своих встревоженных сограждан. Так, авиакомпания "Дельта" (Delta Air Lines) сообщила в 2003 г., что, переместив 1000 рабочих мест из центров телефонного обслуживания компании в Индию, она не только сэкономила 25 млн. долл., но и смогла создать 1200 мест агентов по продажам в США16.

Таблица 2

Динамика роста зарплат IT-специалистов в некоторых странах мира

Страны

США

Канада

Россия

Индия

Китай

2004 год

$ 55 - 58 тыс.

$ 35 - 38 тыс.

$ 8 - 10 тыс.

$ 4 - 5 тыс.

$ 4 тыс.

2006 год

$ 58 - 60 тыс.

$ 38 - 40 тыс.

$ 12 - 14 тыс.

$ 6 - 7 тыс.

$ 6 тыс.



стр. 9


Для стран-исполнителей аутсорсинг - тоже не столь однозначно позитивное явление. С одной стороны, это возможность развиваться в области новейших технологий и увеличить число рабочих мест для своего населения. Но с другой стороны, как заявляют противники аутсорсинга, это - обслуживание технологически развитых стран через выполнение наименее престижной в IT-секторе, "черновой" работы, при этом компании-заказчики играют на низком уровне жизни индийцев, которые готовы больше работать за меньшие, чем их американские коллеги, деньги. Именно на этот факт эксплуатации индийских IT-программистов указывают активизировавшиеся в последнее время профсоюзы в Индии, требующие от иностранных компаний обеспечить честный и достойный уровень заработной платы для местных специалистов, не понимая, что если уровень зарплат индийцев сравняется с американским, то аутсорсинг потеряет смысл и исчезнет как явление. Также аутсорсинг предполагает сильную зависимость этого сегмента экономики от тенденций мирового рынка, что означает необходимость для стран-исполнителей постоянно конкурировать с соперниками, предлагая заказчикам набор преимуществ, которые бы привлекали их, - низкую себестоимость, высокое качество, инновационные идеи.

Однако все же перспективы дальнейшего глобального расширения аутсорсинга не подвергаются сомнению.

Объективно, аутсорсинг стал для Индии хорошей возможностью эффективной реализации своего интеллектуального потенциала и привлечения в экономику иностранных инвестиций, в первую очередь в сферу телекоммуникаций. Преобразования, осуществленные в стране для развития IT-индустрии, позитивно сказались как на национальной экономике, так и на развитии страны в целом. Но лидерство на рынке аутсорсинга необходимо постоянно поддерживать, прикладывая к этому немалые усилия. А между тем, конкуренция растет. Например, со стороны Китая.

Тем не менее, Индия имеет хорошие шансы сохранить свои лидирующие позиции на рынке аутсорсинга на ближайшие 5 - 10 лет. По данным совместного исследования, проведенного NASSCOM и консалтинговой фирмой "МакКинси и Ко", индустрия аутсорсинга в Индии будет расти в среднем на 25% в год и к 2010 г. достигнет 60 млрд. долл.17 Однако для этого необходимо решить как ныне существующие, так и возможные грядущие проблемы: по прогнозам "МакКинси", Индия может столкнуться с дефицитом рабочей силы в этой отрасли18. По подсчетам этой компании, если сейчас IT-индустрия предоставляет рабочие места одному миллиону индийцев, то к 2010 г. число IT-специалистов в сфере аутсорсинга составит 2,3 млн. человек. Индии, возможно, предстоит поспорить за первенство в этой сфере с Китаем, где аутсорсинг также быстро набирает обороты. Но при условии поддержки со стороны государства (прежде всего юридической, но также и экономической) и использования местными IT-компаниями накопленного опыта Индия вполне в состоянии сохранить лидерство в этой области.


1 History of Outsourcing. Sudhian Media LLC http://www.sudhian.com

2 The Global Outsourcing Report 2005 - www.dataart.com/down-loads/global-outsourcing-report.pdf

3 Outsourcing in India - http://www.offshorexperts.com

4 http://www.datamonitor.com; http://www.outsourcing.com; http://www.gartner.com

5 The Black Book of Outsourcing - http://theblackbookofoutsour-cing.com/topoutsourcingvendors.htm

6 http://www.nasscom.org, http://www.nasscom.in

7 NASSCOM: Annual Report 2005 - 2006 - http://www.nasscom.in

8 Обращение К. Натвара Сингха, министра иностранных дел, на открытии 16-й Международной инженерно-технологической Ярмарки (Прагати Майдан, Нью-Дели), 9 февраля 2005 http://www.indianembassy.ru

9 National Taskforce on Information Technology and Software Development.

10 Standardization Testing and Quality Certification, STQC - http://www.stqc.nic.in

11 IT Act 2000 - http://www.LegalServiceIndia.com

12 Right to Information Act 2005 - http://www.indialawinfo.com, http://www.mit.gov.in/rti-act.pdf

13 The Study on Indian Information Security Environment, NASSCOM, 2004 - http://www.nasscom.org

14 Outsourcing Outrage as Viewed from U. S., U. K. and India Siliconeer, March 2004 - http://www.siliconeer.com

15 Ibidem.

16 Ibid.

17 McKinsey Global Institute - http://www.mckinsey.com/mgi

18 Ibidem.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-И-ГЛОБАЛЬНЫЙ-АУТСОРСИНГ-ИЛИ-БАНГАЛОРИЗАЦИЯ-МИРОВОЙ-ЭКОНОМИКИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Alibek KasymovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Alibek

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. АШМЯНСКАЯ, ИНДИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ, ИЛИ "БАНГАЛОРИЗАЦИЯ" МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 05.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-И-ГЛОБАЛЬНЫЙ-АУТСОРСИНГ-ИЛИ-БАНГАЛОРИЗАЦИЯ-МИРОВОЙ-ЭКОНОМИКИ (дата обращения: 24.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. АШМЯНСКАЯ:

И. АШМЯНСКАЯ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alibek Kasymov
Astana, Казахстан
255 просмотров рейтинг
05.06.2024 (172 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.К. ШАГИНЯНА "НАХИЧЕВАНЬ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА"
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2012 г.
Каталог: Вопросы науки 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ОТ РОССИЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА К СОВЕТСКОЙ ИРАНИСТИКЕ. ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР И ЕГО ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
Каталог: Вопросы науки 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПАТРИМОНИАЛИЗМ VS СУЛТАНИЗМ: "АРАБСКАЯ ВЕСНА" И СУДЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ГОСПОДСТВА
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ ТАНГУТОВ
Каталог: Экология 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
Е.А. ОГАНОВА, С.Н. ВОРОБЬЕВА. ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕРЕВОДУ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
Каталог: Лингвистика 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ 2013
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
THE LEBANESE CRISIS: THE TRANSFORMATION OF SOCIETY AND THE STATE
Каталог: История 
7 часов(а) назад · от Urhan Karimov
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО АРХЕОЛОГИИ ЕВРАЗИИ
Каталог: Вопросы науки 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ИНДИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ, ИЛИ "БАНГАЛОРИЗАЦИЯ" МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android