Libmonster ID: KZ-2533
Автор(ы) публикации: О. А. Лекманов

Важнейший шаг в изучении идиостиля Владимира Маяковского сделал Г.О. Винокур, выделивший два главных начала языка поэта - публичность и разговорность (См.: Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. М., 1943). Концепцию Винокура конкретизировал и развил М.Л. Гаспаров. В частности, он перечислил те черты поэтики Маяковского, которые выводятся из центрального для всего его творчества образа площадного митингового оратора (См.: Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М., 1995). Получившуюся картину хочется дополнить еще одним наблюдением: в текстах раннего Маяковского описаны три варианта отношения площадного оратора к той толпе, к которой он обращается с "новым словом".

Первый вариант, собственно говоря, как раз и сводится к предложению оратора выслушать его и научиться делать, как он ("А вы могли бы?"). Два других варианта вступают в силу уже после того, как толпа оратора выслушала, а делать, как он - не захотела (всегдашний случай у Маяковского).

стр. 29

Второй вариант: вы не хотите у меня учиться - значит (потому что), вы - быдло, вам же хуже будет.

Третий вариант: вы не хотите у меня учиться, а я вас все равно люблю и отдам за вас жизнь, буду за вас распят. Легко заметить, что третий вариант подразумевает более или менее осознанное и осторожное самоотождествление себя с Христом. Второй и третий варианты взаимоотношений с читателем активно разрабатывались поздней Цветаевой, третий - поздним Пастернаком, поэтами разными, но близкими к Маяковскому.

В этой заметке речь далее пойдет о стихотворении Маяковского "Вам!" (1915), которое могло бы послужить идеальной иллюстрацией ко второму из описанных нами вариантов отношения поэта к своим читателям и слушателям.

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?!

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие, нажраться лучше как, -

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?

Если бы он, приведенный на убой,

вдруг увидел, израненный,

как вы измазанной в котлете губой

похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре блядям буду

подавать ананасную воду!

За что Маяковский порицает своих читателей и слушателей на этот раз? Сначала (после прочтения первой строфы), кажется, за то, что они смеют наслаждаться мирной жизнью, в то время как их менее везучие соплеменники гниют в окопах. По обыкновению, утрируя, в двух начальных строках поэт методично перечисляет те блага и удовольствия, которые недоступны воюющим: у них нет женщин, чтобы устраивать оргии, они не имеют ванных, их клозеты холодные, а не "теплые". Именно как антимилитаристское был склонен интерпретировать стихотворение "Вам!" В.Б. Шкловский, писавший в своих воспоминаниях: ""Бродячая собака" была настроена патриотически. Когда Маяковский прочел в ней свои стихи:

стр. 30

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре б... буду

подавать ананасную воду, -

то какой был визг.

Женщины очень плакали" (Шкловский В.Б. О Маяковском // Шкловский В.Б. Собр. соч.: в 3-х т. Т. 3. М., 1974. С. 64).

Но уже во второй строфе стихотворения "Вам!", где безликим "многим" противопоставлен конкретный и одновременно - предельно обобщенный "Петров поручик" (ср. у раннего Заболоцкого: "На службу вышли Ивановы В своих штанах и башмаках"), Маяковский, в числе прочих, бросает этим "многим" несколько неожиданный упрек:

"Знаете ли вы, бездарные, многие..."

Дальше - больше. В третьей строфе вновь возникают мотивы похоти и обжорства, причем слушатели стихотворения косвенно обвиняются чуть ли не в людоедстве (Маяковский реализует метафору "пушечное мясо"; "Петрова поручика" как скот ведут "на убой", а затем крупным планом изображается губа, измазанная "в котлете"). Но похоть и обжорство в этой строфе - лишь оправа для куда более тяжкого греха. Слушатели Маяковского потребительски относятся не только к женщинам, еде и войне, они потребительски относятся к поэзии. От поэзии здесь представительствует былой друг- соперник Маяковского - Игорь Северянин.

В финальной строфе стихотворения "Вам!" после лейтмотивного упоминания про "баб да блюда" поэт, что называется, "во весь голос" выкрикивает свой заветный тезис, который в переводе со стихотворного языка на прозаический звучит примерно так: я не хочу, чтобы моя поэзия и самая моя жизнь служила для вас источником удовольствия. Чтобы вы "напевали" или читали мои стихи, как вычитываете "из столбцов газет" "о представленных к Георгию". Чем угождать "вам", я лучше буду угождать тем, кто хотя бы не лицемерит, а главное, - не зарится на поэзию, довольствуясь "ананасной водой".

Так стихотворение о войне предстает в итоге стихотворением о назначении поэта.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/В-МАЯКОВСКИЙ-ПОЭТ-И-ПУБЛИКА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Alibek KasymovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Alibek

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. А. Лекманов, В. МАЯКОВСКИЙ: ПОЭТ И ПУБЛИКА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 31.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/В-МАЯКОВСКИЙ-ПОЭТ-И-ПУБЛИКА (дата обращения: 21.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. А. Лекманов:

О. А. Лекманов → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alibek Kasymov
Astana, Казахстан
399 просмотров рейтинг
31.07.2024 (113 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
7 часов(а) назад · от Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Каталог: Политология 
7 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
Вчера · от Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
POSTMODERN AZERBAIJANI NOVEL OF THE XXI CENTURY
Вчера · от Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

В. МАЯКОВСКИЙ: ПОЭТ И ПУБЛИКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android