Н. РОМАШКИНА
Кандидат политических наук
Осенью 2006 г. Национальный разведывательный совет США (НРС) заказал исследование по изучению последствий получения Ираном собственного ядерного оружия, - сообщило в феврале 2007 г. американское издание "Нью-Йорк Сан". Анализ направлен на выяснение вероятности того, подтолкнет ли ядерный Иран к проведению собственных ядерных программ Саудовскую Аравию, Египет и другие крупные арабские страны.
Политическая ситуация на Большом Ближнем Востоке, характер режимов, сложившихся в государствах региона, их внешнеполитическая ориентация, а также социально-экономические процессы в этих странах вызывают повышенный интерес мирового сообщества. Такое внимание объясняется рядом факторов:
- прежде всего, стратегической значимостью региона, обладающего колоссальными ресурсами углеводородов для топливно-энергетического обеспечения мировой экономики;
- ролью региона как выгодного рынка капиталовложений, импорта товаров сельского хозяйства и промышленной продукции, в том числе военной, а также передовых технологий промышленно развитых стран;
- значением ряда государств региона в качестве долгосрочных стратегических инвесторов США и Западной Европы (в западных банках только Саудовская Аравия, по экспертным оценкам, аккумулировала от 5001 до 750 млрд. долл.2, а известный саудовский финансовый эксперт Бишр Аль-Бахит оценивает совокупный размер капиталовложений государств Персидского залива за рубежом в 1,3 трлн долл., в том числе в США - 700 млрд. долл.3);
- усилением роли ислама в современном обществе, имеющем в последние годы особую значимость ввиду его политизации в различных регионах мира;
- нерешенностью одного из наиболее длительных и острых региональных конфликтов после Второй мировой войны - арабо-израильского;
- ситуацией в Ираке и ролью находящихся там коалиционных войск;
- угрозами появления в ряде стран региона ядерного оружия (ЯО) и последующим его распространением в другие регионы мира;
- проблемой существования в государствах региона крупнейших опорных баз международного терроризма.
Один из острых вопросов безопасности - угроза распространения ядерного оружия на Ближнем и Среднем Востоке - уже в обозримой перспективе может перерасти в глобальную проблему в силу множества причин.
МОДЕЛИ И СЦЕНАРИИ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ
При рассмотрении проблемы распространения ядерного оружия на Ближнем и Среднем Востоке, можно говорить о трех его моделях.
1. Латентное распространение, когда государство состоит в ДНЯО и, формально выполняя условия договора, тайно развивает военные ядерные программы. В определенный момент оно может выйти из ДНЯО и даже провести ядерное испытание, став де-факто ядерным государством. Сохранение членства в ДНЯО и продолжение легальных мирных ядерных программ с использованием внешних поставок объективно порождают научно-технические предпосылки для создания ядерного оружия через опыт обращения с ядерными материалами и технологиями, экспертизу и более всего - через элементы полного топливного цикла (главным образом, обогащение урана и сепарацию плутония). Государство при этом получает возможность в сравнительно краткие сроки создать ЯО.
2. Распространение "первого уровня", когда материалы и/или технологии покупаются или похищаются у частных компаний, либо ядерные государства (признанные или непризнанные) помогают другим странам нелегально осуществлять программы по созданию ЯО и средств его доставки.
3. Распространение "второго уровня", когда государства с различными технологическими возможностями в ядерной области помогают друг другу в осуществлении упомянутых программ, восполняя отставание и пробелы в технологии друг друга4.
Тесная взаимосвязь этих трех моделей позволяет сегодня говорить о высокой вероятности подрыва режима нераспространения в случае провала международных усилий по сдерживанию государств-распространителей.
Существуют подозрения, что Исламская Республика Иран (ИРИ) идет по первому из указанных путей ядерного распространения.
В настоящее время Иран сфокусирован на обогащении урана, т.е. на первом этапе топливного цикла. От решения иранской ядерной проблемы зависит будущее ДНЯО, его адаптация к новым вызовам и угрозам, что позволит развивать мирную ядерную деятельность, исключающую ее переключение на военные программы. Таким образом, система, которая гарантировала бы Ирану все необходимые услуги для осуществления ядерного топливного цикла при выполнении им всех обязательств по соблюдению режима нераспространения (в случае, если Иран будет считать это соответствующим его национальным интересам), станет новым подходом к развитию мирных ядерных технологий на планете. Проблема Ирана - чрезвычайно трудный пример для тестирования, но в случае успеха он принесет макси-
стр. 29
мальную выгоду будущему ядерной энергетики.
Перспективы ядерного распространения в регионе Ближнего и Среднего Востока целесообразно рассматривать в контексте двух наиболее вероятных сценариев.
Первый сценарий. Израиль остается де-факто ядерным государством, Иран осуществляет программу развития ядерной энергетики, сохраняя членство в ДНЯО и выполняя все свои международные обязательства.
В этом случае можно предположить, что ядерная политика других стран региона (Египта, Алжира, Сирии, Ливии, Саудовской Аравии) не претерпит существенных изменений. Возможно относительное усиление интереса к ядерной энергии, но под полным контролем МАГАТЭ. Весьма вероятен рост критических выступлений представителей этих стран в адрес официальных ядерных держав*, Израиля, Группы ядерных поставщиков и МАГАТЭ, связанных с невыполнением "ядерной пятеркой" обязательств в области ядерного разоружения по статье VI ДНЯО, дискриминационным подходом к мирному ядерному экспорту, отказом от предоставления доступа к мирной ядерной технологии, гарантированного Договором, и др. Однако качественного изменения отношения этих стран к вопросу приобщения к "ядерному клубу", вероятно, не произойдет.
Второй сценарий. Ядерная дестабилизация региона, связанная, в первую очередь, с силовыми действиями США (возможно, в коалиции с другими западными странами) и/или Израиля против Ирана или какой-либо другой исламской страны, а также с дальнейшими шагами Ирана к обладанию ЯО.
При таком развитии событий следует ожидать роста интереса к повышению научно-технических возможностей названных стран региона по созданию ЯО. Поскольку в одиночку добиться этого им будет чрезвычайно трудно, возможно объединение усилий в ядерной области, организация официального (или секретного) сотрудничества с целью совместного создания ключевых звеньев ядерного топливного цикла или покупки достаточного количества оружейных ядерных материалов. Нельзя исключить вероятность того, что Саудовская Аравия (возможно, вместе с Пакистаном) могла бы способствовать развитию ядерных программ других стран, предоставив им финансовые средства и технологии.
При этом неизбежно возникнет проблема обладания ядерными зарядами и контроля над ними между участниками группы, которую трудно решить ввиду характера нынешних режимов региона и отношений между ними.
ЕГИПЕТ И САУДОВСКАЯ АРАВИЯ: ЯДЕРНАЯ ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Особое внимание, направленное на предупреждение дальнейшего ядерного распространения, сосредоточено сегодня на наиболее влиятельных государствах региона - Египте и Саудовской Аравии.
Египет первым из арабских государств начал осуществлять программу ядерных исследований в 1954 г. В 1961 г. в построенном с помощью США научно-исследовательском атомном центре в Инчасе, в 40 км от Каира, в дельте Нила, президент Египта Гамаль Абдель Насер открыл двухмегаваттный ядерный реактор, запущенный при техническом содействии СССР. Реактор работал на обогащенном до 10% урановом топливе до 1980 г., потом был остановлен на модернизацию и вновь запущен в 1990 г. СССР контролировал расход топлива, используемого этим небольшим исследовательским реактором, который в любом случае не мог использоваться для создания существенного количества оружейного материала.
Имеются сведения, что в 1965 и 1967 гг. Египет обращался к СССР и Китаю с просьбой о продаже ядерного оружия, но получил отказ5.
После поражения в войне с Израилем в 1967 г. и последовавшего за этим политического и экономического кризиса египетская ядерная программа была приостановлена. В 1968 г. Египет подписал ДНЯО, однако парламент страны отказался его ратифицировать, возможно, из-за просочившейся информации о военной направленности ядерной программы Израиля. Высокопоставленные представители Египта неоднократно заявляли, что наличие у Израиля ядерного оружия является достаточной причиной, чтобы арабские государства создали свои атомные бомбы. Вполне вероятно, Каир подписал Договор в надежде, что Израиль последует его примеру, однако этого не произошло.
На этом этапе статус военных
* США, РФ, Великобритания, Франция и КНР; Индия и Пакистан являются ядерными державами де-факто после проведения ими ядерных испытаний.
стр. 30
ядерных исследований не был определен, ассигнования были резко сокращены. Некоторые египетские ядерные эксперты эмигрировали в Канаду, другие начали работать над иракской ядерной программой. Однако работы по развитию ядерных технологий (включая обогащение урана для последующего использования в качестве топлива атомных электростанций) продолжались.
После отказа Пекина и Москвы в ядерном сотрудничестве Каир пытался сотрудничать с Индией в надежде получения доступа к ядерным технологиям. В 1970 г. страны подписали соглашение, предполагавшее совместные исследования в производстве тяжелой воды, ядерного топлива и геологоразведочных работ. Однако, получив в 1974 г. предложение от США о двустороннем ядерном сотрудничестве, Египет охладел к сотрудничеству с Индией.
В 1975 г. Вашингтон пообещал Египту содействовать в строительстве 8 атомных станций (АЭС). Соглашение о гарантиях было подписано США, МАГАТЭ и Египтом. Однако в конце 1970-х США в одностороннем порядке пересмотрели достигнутую договоренность и выдвинули новые условия, которые не были приняты египетским правительством. Эти условия включали жесткий контроль над топливом, используемым ядерными реакторами, и обязывали Каир к соответствующей строгой отчетности. Тот факт, что Египет был крайне недоволен выдвинутыми требованиями, отмечен в отчете Д. Фокса, официального представителя Австралии по вопросам ядерного нераспространения и экспортного контроля: "Имеют место серьезные возражения против невозможности переработки и использования поставляемого американцами ядерного материала без согласия самих Соединенных Штатов. Господин Фокс столкнулся с такой позицией во время обсуждений проблем нераспространения с представителями развивающихся стран, таких как Египет... в Вене и Нью-Йорке... (Ограничения на переработку и использование ядерного топлива расцениваются как вмешательство в национальные энергетические программы.)6
Чтобы иметь возможность развивать программу мирной ядерной энергетики, Каир ратифицировал ДНЯО в 1981 г. После этого президент Египта Анвар Садат объявил о планах строительства двух АЭС на средиземноморском побережье с помощью ряда стран Запада. Но впоследствии эти планы были отложены, в том числе из-за убийства египетского президента исламскими экстремистами.
Президент Хосни Мубарак, возглавивший Египет в 1981 г. после убийства Анвара Садата, продолжил политику своего предшественника. За последние два десятилетия Египет начал промышленную разработку имеющихся у него месторождений урана.
В 1990 г. Израиль заявил, что Египет проводит ядерные исследования, сотрудничая с Ираком, Пакистаном и Аргентиной. Позднее Аргентина подтвердила, что ведет переговоры о поставках Египту реактора, который отвечает всем международным стандартам в области безопасности. Контракт был заключен в 1992 г., и в 1998 г. Египет ввел в строй второй научно-исследовательский атомный реактор (после реконструкции реактор заработал вновь в июле 2005 г.). В заявлении министерства электричества и энергетики Египта подчеркивалось, что атомный реактор полностью отвечает международным стандартам безопасности, и АРЕ соблюдает все подписанные ею международные соглашения с целью мирного использования атома.
Таким образом, в настоящее время Египет имеет два исследовательских реактора, которые находятся под гарантиями МАГАТЭ. Действуют двусторонние соглашения с США, Германией, РФ, Индией и Аргентиной в области использования атомной энергии в мирных целях, а также соглашения с Великобританией и Индией, предусматривающие помощь в обучении национальных кадров для научных исследований и работы на атомных предприятиях страны. В 2002 г. Египет заключил соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере с Китаем, который помогает в разработке египетских урановых месторождений.
Скорее всего, у Египта пока нет возможности производить оружейные ядерные материалы, хотя в 1998 г. было заявлено, что Каир создаст или приобретет ядерное оружие, если в нем возникнет политическая и военная необходимость7. На основании открытых научных публикаций эксперты МАГАТЭ, проведя соответствующее расследование в конце 2004 - начале 2005 г., сделали вывод о весьма вероятном осуществлении в Египте НИОКР, целью которых могло быть получение знаний, необходимых при реализации программы создания ЯО. Также была опубликована информация, что Египет секретно сотрудничал с Ливией в этом вопросе. Каир отверг эти обвинения, однако инспекторы МАГАТЭ обнаружили множество нарушений, в том числе нашли запасы плутония на одном из египетских ядерных объектов.
Тем не менее, в настоящее время Египет сфокусирован не на развитии ядерного оружия, а, скорее, на увеличении обычных вооружений, а также химических* и, возможно, биологических средств.
Египет имеет высокоразвитую программу ракетных вооружений, вторую на Ближнем Востоке после Израиля. Серьезная работа над ракетной программой началась в Египте в 1960-е гг. При содействии Западной Германии Египет разрабатывал три ракетные системы: "Аль-Зафар" (дальность 375 км), "Аль-Кахира" (дальность 600 км) и "Аль-Раид" (дальность 1000 км). Данная программа была свернута по причине прекращения помощи со стороны ФРГ. В 1980-е гг. Египет совместно с Ираком и Аргентиной начал разработку твердотопливной ракеты малой дальности, известной в Аргентине как "Кондор-2", а в Ираке как "Бадр-2000" (египетское обозначение неизвестно). В 1989 г. Каир завершил сотрудничество с Багдадом, но, по сообщениям ряда источников, работа над ракетой продолжается.
АРЕ имеет давние связи с КНДР - они совместно реализовывали программы строительства баллистических ракет. По некоторым сообщениям, с помощью Северной Кореи модифицируются ракетные системы "Скад" (Scud-B и Scud-C) (дальность 450 км, полезная нагрузка 985 кг) с целью увеличения дальности их
* Египет не присоединился к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения.
стр. 31
полета8. По имеющимся данным, в 2001 г. Египет подписал соглашение с КНДР о покупке ракетной системы "Нодонг" с дальностью 1000 км. При содействии Франции Египет производит и разворачивает системы "Sakr-80" для замены стареющих ракет "Фрог".
Хотя Египет не является членом РКРТ*, а его ракетные технологии развиваются относительно быстро, Египет не рассматривается в качестве опасного распространителя этого вида вооружений на текущем этапе.
Лишь незначительное число открытых источников содержит информацию о наличии в Египте программы по созданию биологического оружия. В 1928 г. Египет присоединился к Женевскому протоколу, а в 1972 г. - к Конвенции по биологическому оружию. По оценкам большинства экспертов, несмотря на сильную техническую базу в прикладной микробиологии, в настоящее время Египет не обладает необходимой инфраструктурой для разработки и создания биологического оружия. Более того, в открытых источниках отсутствуют подтвержденные данные о ведении организованной исследовательской деятельности в области биологического оружия. Тем не менее, Израиль высказывал предположения о проведении в Египте исследований с целью получения бактерий сибирской язвы и чумы, ботулинического токсина и вируса лихорадки Рифт-Валли для применения в военных целях. Правительство Египта решительно отвергает подобные обвинения9.
Информации из открытых источников, касающейся программ Египта по производству химического оружия, немного, однако и в прошлом, и в настоящем существуют подозрения об обладании им химическим оружием.
Египет остается одним из немногих государств, отказывающихся подписать Конвенцию о запрещении химического оружия. Он не подвергается военным или экономическим санкциям, однако попадает под ограничения, предусмотренные по отношению к странам, не присоединившимся к Конвенции. При этом Каир публично отрицает разработку, приобретение и производство оружия массового уничтожения (ОМУ), активно содействует созданию зоны, свободной от ОМУ на Ближнем Востоке, и является самым яростным критиком израильской ядерной программы, мотивируя свой отказ подписать Конвенцию о запрещении химического оружия неучастием Израиля в ДНЯО.
Учитывая широкое сотрудничество с США, чья ежегодная помощь Египту достигает 2 млрд. долл., можно предполагать, что тесные связи и поддержка Соединенных Штатов являются сегодня сдерживающим фактором усилий, направленных на обладание ядерными вооружениями. Однако значительно труднее в настоящее время прогнозировать, насколько длительным будет влияние этого фактора и не "перевесят" ли его другие, продиктованные стремлением обеспечить собственную безопасность.
Королевство Саудовская Аравия - государство, обладающее мощными баллистическими ракетами. В 1998 г. Китай продал ему партию ракет DF-3/CSS-2 с дальностью полета до 2700 км10, что достаточно для достижения территории любой страны региона, а также некоторых стран СНГ, включая Россию.
В последнее время международные эксперты все больше говорят о пересмотре военной стратегии Саудовской Аравии, включая возможность приобретения ядерного оружия.
Тот факт, что КСА, в принципе, не исключает для себя возможности приступить к реализации ядерной программы, является очень тревожным симптомом. Тем более, что такой шаг можно связывать с рядом факторов: охлаждение отношений Эр-Рияда с Вашингтоном после событий 11 сентября 2001 г. (15 из 19 террористов оказались гражданами королевства, а в начале 2003 г. до начала операции в Ираке США вывели из КСА значительную часть своего военного контингента, обеспечивавшего защиту этого арабского государства со времени окончания войны в Заливе в 1991 г.); иранская ядерная программа (при этом важно иметь в виду, что Иран является шиитским, а КСА - суннитским государством); все еще высокая вероятность военной операции США против Ирана; а также ядерный потенциал Израиля (около 200 ядерных боезарядов).
Кроме того, существуют подозрения относительно договоренности Саудовской Аравии с Пакистаном11 в формате "нефть в обмен на ядерные технологии". Сообщалось, что в октябре 2003 г. наследный принц Саудовской Аравии Абдалла бен Абдель Азиз, фактический правитель страны, во время визита в Исламабад якобы заключил с Пакистаном сделку по приобретению ядерного оружия в обмен на саудовскую нефть. Пакистанскими ядерными боеголовками якобы намеревались оснастить саудовские ракеты12. Также в ходе частных переговоров наследный принц Саудовской Аравии и президент Пакистана Первез Мушарраф обсудили возможность переброски в королевство пакистанских солдат для защиты его границ13.
В марте 2006 г. западные СМИ, ссылаясь на данные американской, немецкой и израильской разведок, сообщали о том, что пакистанские эксперты тайно помогают развивать ядерную программу Саудовской Аравии: ученые из Пакистана в последние годы отправляются в Саудовскую Аравию под видом паломников в Мекку. По данным эксперта германских спецслужб Удо Ульфкотте, между октябрем 2004 г. и январем 2005 г. некоторые из них "исчезали" из своих отелей на период до трех недель14. Саудовская Аравия, в свою очередь, помогала Пакистану в финансировании его ядерной программы, а Исламабад предоставил возможность специалистам КСА работать в ядерных центрах Пакистана еще с середины 1990-х гг.15
И Пакистан, и Саудовская Аравия категорически опровергли факты заключения подобной сделки. Официальный представитель саудовской стороны заявил, что эта история "не заслуживает даже того, чтобы ее отрицать", пресс-секретарь пакистанского посольства в США отметил, что в этой истории "нет ни крупицы правды... Приверженность Пакистана нераспространению (оружия массового уничтожения), включая ядерное оружие, технологии, материалы и так далее, не подвергается сомнению"16.
Однако "достоверный" источник агентства Юнайтед Пресс Интернэшенел в Пакистане заяв-
* Режим контроля за ракетной технологией.
стр. 32
лял тогда: "Пакистан и Саудовская Аравия полагают, что мир постепенно отходит от идеи нераспространения ядерного оружия... Конечно, эти обвинения будут с гневом отвергнуты обеими сторонами, но грядущие события подтвердят, что Пакистан действительно согласился снабдить Саудовскую Аравию ядерными технологиями"17.
Интересно, что американские чиновники не придали серьезного значения этим сообщениям: "Мы слышали обвинения, но не располагаем какой-либо информацией в подтверждение заявлений, которые выглядят, скорее, как отрывочные предположения, - заявил сотрудник Госдепартамента Адам Эрели. - Мы уверены, что Пакистан четко понимает нашу озабоченность по поводу распространения ядерных технологий. Мы также хотели бы указать, что Саудовская Аравия - это страна, подписавшая Договор о нераспространении, то есть она дала согласие на отказ от попыток получить ядерное оружие"18. Дэвид Олбрайт, бывший инспектор ООН и президент Института науки и международной безопасности, также скептически относится к мысли о том, что Саудовская Аравия и Пакистан действительно могли подписать такой договор, так как им есть чего опасаться. "Мы знаем, что саудовские чиновники рассматривают различные варианты и подают определенные сигналы, однако реализация этих планов вызовет гнев американцев в отношении пакистанцев и будет иметь серьезные негативные последствия для саудовской безопасности", - заявил Олбрайт19.
Хотя до сих пор нет полной ясности в том, существовало ли вообще такое соглашение, получило ли и получит ли КСА в обмен на дешевую нефть ядерные технологии или готовую ядерную бомбу, а также существует ли возможность размещения пакистанского ЯО на территории Саудовской Аравии, но сам этот вопрос обостряет дискуссию об опасности ядерного распространения на Ближнем и Среднем Востоке. Заключение такой сделки угрожает существенным изменением баланса сил в регионе и является нарушением обязательств Саудовской Аравии по ДНЯО. Это также противоречит обещанию держать ядерный арсенал Пакистана под контролем, которое президент страны П. Мушарраф дал Вашингтону. Надо учитывать и то, что распространению информации о таком ядерном сотрудничестве могли способствовать тесные многолетние связи двух стран; в прессе сообщалось о финансировании Саудовской Аравией пакистанских закупок ядерных технологий у Китая и других стран, а также о посещении представителей оборонного ведомства КСА пакистанского завода по обогащению урана и производству ракет в Кахуте и об их встрече с А. К. Ханом в 1999 г. "Отец" пакистанской атомной бомбы ученый-ядерщик доктор Абдул Кадер Хан, предоставивший военные технологии Ирану, Ливии, Северной Корее, поддерживал тесные контакты и с Египтом. Кроме того, общность интересов Пакистана и КСА выражается не только в отношении к Ирану и Израилю, но и в обеспокоенности ими укреплением военных связей между Израилем и Индией.
Вероятно, Эр-Рияд может рассматривать три возможных стратегических варианта:
- приобретение ядерного оружия в качестве средства сдерживания;
- сохранение старых альянсов или заключение новых с существующими ядерными державами, которые могут обеспечить необходимую защиту;
- попытка достичь региональной договоренности по Ближнему Востоку, свободному от ядерного оружия20.
Пока неизвестно, приняла ли Саудовская Аравия решение остановиться на каком-то из этих вариантов. Большинство специалистов из разных стран сходятся во мнении, что Саудовская Аравия вряд ли будет пытаться самостоятельно создать атомную бомбу и отдаст предпочтение покупке ЯО, т.е. пойдет по "второму" или "третьему" пути ядерного распространения. При этом, вероятно, ей придется столкнуться с общими проблемами для всех государств, стремящихся к обладанию оружием массового уничтожения (в том числе ядерным) и рассматривающих такие вооружения как одно из средств, облегчающих выполнение соответствующих политических задач. Это связано, как правило, с отсутствием уверенности в своей безопасности. К числу факторов, стимулирующих распространение ЯО в развивающихся странах и придающих этому типу оружия особое политическое значение, относятся региональная нестабильность, с одной стороны, стремление к региональной или субрегиональной гегемонии - с другой.
РОЛЬ ЯДЕРНОГО ФАКТОРА НА БОЛЬШОМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
После военных действий в Ираке число региональных политиков, считающих ЯО едва ли не единственной гарантией против иностранного вмешательства, постоянно растет. Они полагают, что обладание таким оружием может оказаться предметом выгодного дипломатического торга. На наш взгляд, фундаментальную проблему роли ядерного фактора в странах региона целесообразно рассматривать в контексте многоуровневой проблемы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке.
В качестве первого уровня можно представить отношения между странами - членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ). Второй уровень, охватывая первый, включает Египет, Судан, Израиль, Иорданию, Ирак, Сирию, Ливан, Йемен, Кипр, Турцию. Третий уровень (или пояс) безопасности может быть представлен отношениями всех вышеназванных государств и расширен за счет Ирана и Афганистана. Внешний же уровень определяется отношениями с внерегиональными глобальными силами.
При анализе состояния системы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке важно иметь в виду, что до 1991 г. существовала биполярная структура международных отношений. Малые страны в целом адаптировались к этой системе, оставлявшей возможности для маневрирования между полюсами, хотя маневр был ограничен соответствующим набором факторов. При этом риски были более прогнозируемыми. В настоящее время, при наличии многовариантности, они просчитываются труднее.
Рассмотрение противоречий в рамках первого уровня выбранной модели безопасности, образуемого шестью монархиями Персид-
стр. 33
ского залива, показывает, что на протяжении последних трех десятилетий XX в. они носили, в основном, подспудный характер, не принимая форм открытых конфликтов. Имея однотипные режимы с правящими семейными династиями, схожие социальные структуры, преследуя общие цели на субрегиональном уровне, отстаивая совместные интересы на нефтяном рынке, эти государства достаточно плотно взаимодействовали между собой. Под воздействием конкретных причин степень напряженности между аравийскими монархиями иногда возрастала, но никогда не выходила из-под контроля и не принимала характера открытой военно-политической конфронтации. Все арабские монархии Залива вынуждены были считаться с мнением "старшего брата" - Саудовской Аравии, которая прибегала в случае необходимости к соответствующему нажиму, чтобы воспрепятствовать расколу21.
В рамках второго уровня влияние Израиля, Турции, Египта и Сирии на безопасность Персидского залива носило скорее опосредованный, а не прямой характер. Оно оказывалось путем участия этих стран в формировании военно-политической обстановки на Ближнем Востоке, причастности к арабо-израильской конфронтации и процессу ее мирного урегулирования, к традиционному арабо-турецкому соперничеству, к процессам, связанным с заинтересованностью Израиля в ослаблении Ирака, Ирана и Саудовской Аравии и т.д. При этом, в отличие от Израиля и Турции, АРЕ и САР стремились обозначить свое присутствие в Персидском заливе, прежде всего, в расчете на получение кредитов и инвестиций от нефтяных монархий и обеспечения занятости для сирийских и египетских эмигрантов в Заливе, поэтому спектр их действий в этом регионе был ограниченным.
Ирано-иракский фактор, относящийся уже к третьему уровню проблемы безопасности, до 2003 г. представлял наибольшую опасность для стран ССАГПЗ, т.к. и Иран, и Ирак претендовали на господствующую роль в зоне Персидского залива. Причем, если КСА ограничивало свои внешнеполитические амбиции в основном пятью соседними монархиями, то Ирак вынашивал идеи распространения своего влияния на всю арабскую часть Залива, (в том числе и на Саудовскую Аравию), что вело на практике к дистанцированию всех режимов ССАГПЗ от Багдада.
Однако особую опасность для своего суверенитета, независимости и территориальной целостности страны "аравийской шестерки" усматривали в Иране, который претендовал на безусловное доминирование в субрегионе, подкрепляя свои притязания наращиванием военной машины, самой мощной в период шахского правления не только в зоне Персидского залива, но и в смежных районах. Военно-техническое ослабление ИРИ в период исламской революции не ослабило ее внешнеполитические притязания, а лишь придало им идеологическое обоснование. В условиях нараставшей иранской угрозы проблема безопасности выдвигалась для стран ССАГПЗ на первые рубежи.
Ведущие промышленно развитые страны, составляющие внешний уровень рассматриваемой модели безопасности, стратегически связаны с Персидским заливом - важным источником обеспечения их углеводородным сырьем. В рамках существовавшего биполярного мира Запад и СССР отстаивали собственные экономические и военно-политические рубежи в этом регионе, но не сумели удержать позиции в Ираке, Иране и Афганистане. Западные страны сделали ставку на арабские монархии, которые до сих пор остаются в сфере их влияния.
В рамках современной однополярной системы международных отношений задача обеспечения безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, на наш взгляд, ставится иначе.
Несмотря на меньшую по сравнению с биполярной системой устойчивость, монополярная структура международных отношений, особенно на длительном временном отрезке, может оказаться предпочтительной для малых государств, которые могут примкнуть к супердержаве для того, чтобы оградить себя от вполне реальной внешней угрозы. Таким образом, однополярность может быть тактически полезной для некоторых стран в определенных условиях. Подобная ситуация сложилась в Персидском заливе с 1990-х гг., когда потенциальная иранская угроза и иракская агрессия еще более приблизили страны ССАГПЗ к США и другим западным государствам. Однако резонно предполагать, что по мере устранения указанных источников опасности или же их ослабления, а также в случае возникновения или усиления новых вызовов и угроз будет уменьшаться заинтересованность арабских монархий Залива, и в первую очередь Саудовской Аравии, в американском "зонтике" и, следовательно, возможно, будет возрастать их неудовлетворенность монополярностью, создающей препятствия для реализации их собственных интересов.
* * *
Таким образом, учитывая, что ЯО продолжает играть немаловажную роль в региональном балансе сил, можно выделить факторы, стимулирующие процессы его распространения.
1. Несоответствие между фактической ролью государства и ролью, на которую оно претендует в регионе. В этом случае стремление к обладанию ЯО выглядит как желание обрести необходимый престиж, но на деле является стремлением обеспечить военно-
стр. 34
технические условия для формирования собственной сферы влияния в пределах того или иного региона.
2. Ощущение стратегической уязвимости перед лицом более сильных соседей или более мощного высокоразвитого государства, вызывающее стремление в кратчайшие сроки получить ЯО, которое, если и не обеспечит выполнение "наступательных" задач, то, как минимум, застрахует страну от полного поражения и гарантирует интернационализацию конфликта в кризисной ситуации.
3. Стремление регионального центра силы обеспечить свою гегемонию путем отсечения возможностей других стран региона эффективно использовать союзнические связи с внерегиональными силами для противодействия этому.
В целом можно отметить, что при определенных условиях в отношении и Египта, и Саудовской Аравии могут прогнозироваться и соответствующим образом оцениваться несколько уже существующих в разных регионах подходов к обладанию ядерными вооружениями:
- ЯО как средство сдерживания для обеспечения военно-политического выживания государства;
- ЯО как средство сдерживания регионального или глобального противника, обладающего ОМУ;
- ЯО как средство сдерживания превосходства в обычных вооружениях;
- ЯО как средство достижения политической гегемонии на уровне региона;
- ЯО как средство для выгодного дипломатического торга, а также как предмет национальной и конфессиональной гордости в мусульманском государстве.
Ядерное оружие по-прежнему рассматривается как сдерживающий аргумент, и некоторые страны, не говоря о террористических группах, пытаются обзавестись им. По некоторым прогнозам, еще 35 - 40 стран могут создать атомную бомбу в обозримой перспективе, и в первую очередь, на Азиатском континенте.
Можно ли предотвратить этот сценарий? Можно ли сегодня управлять процессом распространения?
Ядерное распространение было и остается медленным процессом, что дает официальным ядерным державам, в первую очередь, США и России, время предпринять упреждающие шаги. Военные ядерные программы можно остановить или приостановить дипломатическими средствами, а также за счет международных усилий по ограничению передачи соответствующих технологий. В прошлом подобные усилия позволили ослабить интерес к созданию ЯО в Аргентине, Бразилии, Ливии, ЮАР и т.д. В целом, число стран, которые, начиная с 1960-х гг., отказались от ядерных вооружений, превышает число стран, ставших за это время ядерными. Следовательно, традиционные средства нераспространения могут быть вполне эффективными и сегодня.
Однако самым сложным аспектом в решении проблемы нераспространения является невоенная мотивировка обладания ядерными технологиями. Заставить изменить ядерную политику в таком случае очень нелегко.
Распространение в целом и распространение Я О на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, не является ни бесконтрольным, ни неизбежным процессом. Средства, необходимые для снижения спроса на ядерные вооружения, по-прежнему существуют и эффективны при условии, что все заинтересованные страны будут конструктивно и своевременно подходить к обеспечению международной безопасности.
1 Middle East Monitor. London, November, 1998.
2 Simon English. Saudi Threat to Withdraw Billions in US Investments. Telegraph Media Group Limited 2007 http://www.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml-/news/2002/08/20/wsaud20.xml
3 Ibidem.
4 Угрозы режиму нераспространения ядерного оружия на Ближнем и Среднем Востоке. (Под ред. А. Арбатова и В. Наумкина). Московский Центр Карнеги, Carnegie Endowment International Peace, Москва, 2005.
5 Barbara M. Gregory. Egypt's Nuclear Program: Assessing Supplier-based and Other Developmental Constraints. The Non-proliferation Review/Fall 1995.
6 Text of Justice Fox's Briefing of Senior Government Officials on Nuclear Non-Proliferation, 29 September 1977, in Sydney Morning Herald, November 3, 1977, cited by Desmond J. Ball, "Australia and Nuclear Non-proliferation" in Jae Kyu Park, ed., Nuclear Proliferation in Developing Countries (Seoul: The Institute for Far Eastern Studies, Kyungnam University, 1979).
7 Угрозы режиму нераспространения...
8 Сайт Федерации американских ученых: http://fas.org
9 Center for Non-proliferation Studies, Monterey Institute of International Studies: http://www.nti.org/i_russian/i_e4_egypt.html
10 http://www.sinodefence.com/strategic/missile/df3.asp; Ядерный фактор в современном мире (под общей ред. В. И. Кривохижи). Издательство РИСИ, Москва, 1996.
11 Известно, что Пакистан уже провел аналогичную сделку с Северной Кореей: ядерные пакистанские технологии в обмен на ракетные северокорейские.
12 Amaud de Borchgrave. Pakistan, Saudi Arabia in Secret Nuke Pact. Islamabad Trades Weapons Technology for Oil. The Washington Times. October 22, 2003 - http://www.washingtontimes.com/archive/long_ term.php
13 Саудовской Аравии создать ядерное оружие поможет Пакистан. 21 октября 2003 г. - http://www.newsru.com/arch/world/210ct2003/exchange.html
14 Институт религии и политики, 29.03.2006 - http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-4479.html
15 "Cicero" - Magazin fur politische Kultur, 28.03.2006: http://www.cicero.de. Цитируя американского военного аналитика Джона Пайка, издание сообщает, что Саудовская Аравия помогала Пакистану в финансировании его ядерной программы.
16 No Nukes Here. The Washington Times. October 24, 2003 - http://www.washingtontimes.com/archive/long_term.php
17 Саудовской Аравии создать ядерное оружие ...
18 Дэвид Сэндс. Саудовцы пытаются купить пакистанские ядерные бомбы - http://www.inopressa.ru/print/washtimes/2003/10/23/16: 25:34/arc:washtimes:peace
19 Там же.
20 Ивен Макастлл, Ян Трейнор. Саудовская Аравия может стать государством, имеющим ядерное оружие - http://nuclearno.ru
21 В течение нескольких лет между Катаром и Бахрейном велись территориальные споры из-за группы островов Аль-Хавар, которые, будучи расположенными в территориальных водах Катара, были переданы Великобританией во владение Бахрейну, а также искусственно созданного острова на рифах Фашт ад-Дибаль и отмели Китат Джарадах. Катар никогда не признавал бахрейнскую принадлежность этих островов, в ответ на что Бахрейн выдвигал встречные претензии на катарскую северную часть Зубару на том основании, что исторически Катар находился под контролем бахрейнской правящей династии, управлявшей из Зубары. Интерес к этим островам подогревался предположениями о наличии нефти на их шельфе. В апреле 1986 г. Катар совершил налет на Фашт ад-Дибаль и захватил 29 рабочих, сооружавших там пограничное укрепление. Такие действия Катар объяснял тем, что бахрейнское руководство проводит линию на закрепление своего присутствия на этой спорной территории, вместо того, чтобы углублять диалог по мирному урегулированию спора. При опосредованном вмешательстве Саудовской Аравии конфликт был погашен: через месяц строители были освобождены и между Бахрейном и Катаром достигнута договоренность об уничтожении острова (хотя это не было сделано). См: Александров И. А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. М., "Дело и Сервис", 2000.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |