Libmonster ID: KZ-2744

Введение

Женщины в древних кочевых сообществах всегда имели специфический комплекс повседневных украшений, являвшийся важной частью костюма. Однако возможность реконструировать полностью костюм женщины гунно-сарматской эпохи на территории Горного Алтая невелика ввиду особенностей погребального обряда и определенных природно-климатических условий, не способствующих сохранности органических материалов. Как правило, археологи имеют дело с различными нашейными украшениями, бисером с одежды и головных уборов, серьгами и подвесками, бусами из биконических, цилиндрических и т. п. бусин, в основном пастовых (из стекловидной массы), реже из сердолика, яшмы и других полудрагоценных камней. В составе женского костюма иногда встречаются различные обрядовые, ритуальные нашейные украшения, часть которых можно отнести к категории амулетов и в связи с этим говорить об их мифологической основе. В 2005 г. авторами данной статьи в ходе аварийно-спасательных работ на могильнике Курайка были найдены две подвески из египетского фаянса; такие подвески на сегодняшний день являются единственными для территории Горного Алтая.

Археологический контекст находки

Могильник гунно-сарматского времени Курайка расположен на правом берегу пересыхающего русла р. Курайки, в 2 км к северо-востоку от с. Курай Кош-Агачского р-на Республики Горный Алтай (рис. 1). В 1994 г. на территории памятника проводились масштабные раскопки, в ходе которых было исследовано 19 разноплановых объектов [Соенов, Эбель, 1998, с. 113 - 135; Соенов, 2003, с. 18, 89 - 93] (рис. 2). Уже тогда отмечалось угрожающее состояние ряда насыпей, расположенных на высоком осыпающемся краю береговой террасы на восточной оконечности могильника (рис. 3). С целью отбора древесины для дендрохронологических исследований авторами данной статьи в 2001, 2003 гг. на могильнике проведены вторичные раскопки практически всех ранее исследованных объектов, содержавших деревянные конструкции. При посещении памятника в 2005 г. было установлено, что три объекта находятся в угрожающем состоянии*, семь неисследованных насыпей обрушились. От погребений N 34, 39 осталась лишь малая часть; на глубине 1,5 м из откоса в обрезе обрыва были видны кости человека, несколько костей

Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ (проект N 06-06-80389 "Календарная хронология археологических памятников Алтая гунно-сарматской эпохи на основе дендрохронологических и радиоуглеродных данных (II в. до н. э. - V в. н. э.)"), программы Президиума РАН "Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям", программы Президента РФ по поддержке ведущих научных школ (проект НШ-6568.2006.6).

* Авторами данной статьи были проведены аварийные раскопки указанных объектов, по результатам которых готовится отдельная публикация.

стр. 77

Рис. 1. Месторасположение памятника Курайка (обозначен треугольником).

Рис. 2. План-схема могильника Курайка (по: [Соенов, 2003, с. 89]).

лежало внизу среди камней осыпи. При расчистке сохранившейся части объекта N 39 обнаружены сосредоточенные в одном месте останки человека: кости черепа, таза, рук, ребра (рис. 4). По-видимому, упавшие под обрыв кости были собраны местными жителями, сложены обратно в яму и чуть присыпаны. Под костями в анатомическом порядке находились шейные позвонки и ключицы, рядом с ними - две подвески. По определению Д. В. Позднякова, кости принадлежат женщине 45 - 55 лет*.

Описание находок

Обе подвески сине-зеленого цвета выполнены в виде мужских гениталий (рис. 5). Высота изделий 1,9 см, ширина 1 см. Моделирована одна сторона; с оборотной стороны подвески плоские. Оба изделия имеют в верхней части ушки для подвешивания. Одна подвеска деформирована; орнамент затерт, очевидно, в ходе длительного использования.

Дата, аналоги

Фаллические подвески-амулеты уникальны не только для данного могильника, но и для всей территории Горного Алтая. Дело в том, что изделия изготовлены из египетского фаянса; подобные ук-

* Авторы благодарят Д. В. Позднякова за антропологические определения.

стр. 78

Рис. 3. Вид на восточную часть могильника Курайка с юга.

рашения встречаются в основном на территории Северного Причерноморья и Прикубанья в памятниках античного времени.

Название "египетский фаянс" условно. У предметов из этого материала нет глинистого черепка, определяющего категорию фаянса. Первоначально основой для глазуровки служил мягкий и устойчивый к высоким температурам минерал стеатит, являющийся твердой разновидностью талька. Стеатит податлив в обработке, он легко режется ножом и даже сохраняет следы от нажима ногтем, твердость его равна единице. Вырезанное из стеатита изделие покрывалось глазурью - т. н. шликером - толченой смесью силиката натрия, кальция и какого-нибудь красителя, разведенной в воде. Изделие покрывалось шликером перед обжигом. При обжиге смесь плавилась, превращаясь в стекловидную массу, и растекалась по поверхности. Основу для глазуровки приготовляли и искусственно из смеси тонкого кварцевого песка с карбонатом соды. Ком приготовленной массы вдавливали в одностороннюю форму, после чего изделие вынимали, дорабатывали, сушили, а затем обжигали, предварительно покрыв глазурью [Алексеева, 1975, с. 23, 25]. Состав сырья и условия обжига влияли на

Рис. 4. Вид на разрушенное погр. N 39.

Рис. 5. Подвески-амулеты из погр. N 39. Могильник Курайка.

стр. 79

качество фактуры, поэтому расцветка предметов из египетского фаянса очень разнообразна. В стеклоделии в качестве красителя использовали окись меди и железа для получения бирюзового и зеленого цветов, а кобальт - темно-синего [Там же].

Е. М. Алексеева в своей основополагающей работе "Античные бусы Северного Причерноморья" [1975] выделила 98 типов изделий из египетского фаянса. Подвески, найденные в Горном Алтае, относятся к 90-му типу [Там же, с. 47, табл. 12, 12; категория 3706: табл. 4, 01, 02]. Исследовательница учла 29 подобных изделий. Однако к настоящему времени круг таких предметов расширился за счет находок не только с территории Северного Причерноморья [I tesori dei kurgani del Caucaso..., 1991, cat. 260], но и Прикубанья. Аналогов можно найти много. Для нас важно, что в Северном Причерноморье подвески в виде гениталий найдены в комплексах конца I в. до н. э. - II в. н. э.; данная форма амулетов соответствует только римской эпохе [Там же, с. 47]. По древесине погребальных колод могильник Курайка по 14С датируется второй половиной II - серединой III в. н. э. [Panyushkina et al., 2007]. Таким образом, найденные амулеты из египетского фаянса могут служить достоверным хронологическим индикатором данного памятника.

Подвески в виде гениталий можно рассматривать в ряду других фигурных изделий из египетского фаянса, являвшихся символами культов апотропеического (охранительного) характера, которые почитались в повседневном быту. Судя по количеству и разнообразию фигурных изделий в их ареале (Северное Причерноморье), в первые века нашей эры резко возрос интерес к амулетам и мелким божкам-фетишам [Алексеева, 1975, с. 30]. Речь идет прежде всего о различных фаллических формах и изображениях в виде руки, сложенной в кукиш, а также о многочисленных фигурках такого популярного персонажа, как карликообразный бог Бес. Он, например, защищал от зла в широком смысле, был покровителем семьи, охранял дом, детей, женщин, помогал при родах [Мифологический словарь, 1990, с. 109]. Бес как собирательный образ был особенно популярен в греко-римский период на обширной территории, часто изображался на предметах женского туалета, бытовых вещах, амулетах, встречался в детских могилах [Алексеева, 1975, с. 38; Ходжаш, 2004, с. 9 - 10]. Иногда у Беса показаны мужские гениталии; известны рельефные сцены его совокупления [Ходжаш, 2004, ил. 32, 80, 85]. Очень часто этот божок в виде амулета входил в состав ожерелий и бус [Там же, ил. 196, 197, 199]. Известна статуэтка бога Беса с территории Горного Алтая из коллекции графа А. С. Уварова; она была найдена в ходе грабительских раскопок курганов [Гуляев, 2005, ил. на с. 342].

Выводы

У кочевников гунно-сарматского времени в Центральной Азии, как и у народов, населявших Северное Причерноморье и обширную территорию вплоть до Скандинавии, данные предметы выступали символами универсального апотропеического назначения. Остается открытым вопрос о путях проникновения изделий из египетского фаянса из Средиземноморья - района их происхождения - на Алтай. Анализ погребального инвентаря из могил, датирующихся первыми веками нашей эры, показал большое количество импортных изделий, которые попадали в разные уголки азиатских степей в ходе транзитных торгово-меновых операций. Появление таких вещей давало определенный импульс для утверждения в быту этнически чуждых предметов "иноземной моды" и "вписывания" их в систему местных ритуально-мифологических представлений. Во всяком случае, не вызывает сомнения, что амулеты из египетского фаянса с фаллическими изображениями вызывали повышенный интерес у кочевников и именно поэтому имели такой широкий ареал.

Список литературы

Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья. - М.: Наука, 1975. - 120 с. - (САИ; вып. Г 1 - 12).

Гуляев В. И. Скифы: расцвет и падение великого царства. - М.: Алетейя, 2005. - 400 с.

Мифологический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 672 с.

Соенов В. И. Археологические памятники Горного Алтая гунно-сарматской эпохи (описание, систематика, анализ). - Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алт. гос. ун-та, 2003. - 160 с.

Соенов В. И., Эбель А. В. Исследования на могильнике Курайка // Древности Алтая. - Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алт. гос. ун-та, 1998. - С. 113 - 135. - (Изв. лаборатории археол.; вып. 3).

Ходжаш С. И. Изображения древнеегипетского бога Беса в собрании Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: Каталог. - М.: Вост. лит., 2004. - 173 с.

I tesori dei kurgani del Caucaso settentrionale: Catalog. - Roma: De Luca, 1991. - 199 p.

Panyushkina L., Sljusarenko L., Bikov N., Bogdanov E. Floating larch tree-ring chronologies from archaeological timbers in the Russian Altai between ca. 800 BC and 800 AD // Radiocarbon. - 2007 (In print).

Материал поступил в редколлегию 28.05.07 г.

стр. 80


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/АМУЛЕТЫ-ИЗ-ЕГИПЕТСКОГО-ФАЯНСА-С-ТЕРРИТОРИИ-ГОРНОГО-АЛТАЯ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. С. Богданов, И. Ю. Слюсаренко, АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 03.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/АМУЛЕТЫ-ИЗ-ЕГИПЕТСКОГО-ФАЯНСА-С-ТЕРРИТОРИИ-ГОРНОГО-АЛТАЯ (дата обращения: 05.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. С. Богданов, И. Ю. Слюсаренко:

Е. С. Богданов, И. Ю. Слюсаренко → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
29 просмотров рейтинг
03.12.2024 (Вчера)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ИСЛАМСКИЙ КАПИТАЛ В ПОЛЕ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ
26 минут назад · от Urhan Karimov
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ХАНА И ХАРАКТЕРЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ У МОНГОЛОВ В НАЧАЛЕ XIII в.
час назад · от Urhan Karimov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
Вчера · от Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
Вчера · от Urhan Karimov
ПЕТРОГЛИФЫ КОМДОШ-БООМА
Вчера · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВОЙ ЭЛИТЫ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э.
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android